ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Почва – особые компонент природы. Факторы образования почвы. 8 класс.
план-конспект урока по географии (8 класс)
Методическая разработа урока в 8 классе по теме "Почва – особые компонент природы. Факторы образования почвы". В уроке использовалась проблемная технология обучения, а также элементы таких технологий как:
1) исследовательские методы в обучении; 2) информационно-коммуникативная технология; 3) обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р.П. ЧУНСКИЙ ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОЧВА – ОСОБЫЙ КОМПОНЕНТ ПРИРОДЫ. ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЧВЫ
Урок географии в 8 классе
УМК: География. Население России: Природа и население. 8 класс: учебник / А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким и др.; под редакцией АИ. Алексеева. – 10-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022.
(ФГОС, Инновационная школа)
Автор:
Карлова Валентина Константиновна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Почва – особые компонент природы. Факторы образования почвы
Ф.И.О. учителя | Карлова Валентина Константиновна | ||
Место работы | МБОУ СОШ № 29, р.п. Чунский, Чунского района, Иркутской области | ||
Должность | Учитель | ||
Предмет | География | ||
Класс | 8 | ||
Дата | 09.02.2024 г. | ||
Тема, номер урока в теме | урок № 1, тема: «Природно-хозяйственные зоны» | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||
Содержательная цель | Создание условий для формирования представлений о почве, как об особом природном компоненте природы, факторах, влияющих на ее образования. | ||
Деятельностная цель | Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия | ||
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| ||
Образовательные | Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку «Почва – особые компонент природы. Факторы образования почвы», География. Население России: Природа и население. 8 класс: учебник / А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким и др.; под редакцией АИ. Алексеева. – 10-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022.; рабочие листы, образцы почвы и горной породы | ||
Использование педагогических технологий | В уроке использовалась проблемная технология обучения, а также элементы таких технологий как:
| ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая | ||
Основные понятия | Земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, земельный фонд, плодородие, почва – биокосное образование, выветривание горных пород, гумус, факторы почвообразования, почвенный горизонт, почвенный профиль, материнская порода. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
– расширят познание о почве, как об особом природном компоненте природы; о почве, как о биокосном теле; – сформируют представление о земельном фонде, о значении почвы для человека на разных этапах его жизни; – научатся сравнивать почву с горными породами, определять их отличия; – определят основные этапы образования почвы, факторы, влияющие на ее формирование; – установят закономерности размещения основных горизонтов в почвенном профиле – продолжат формирование навыков работы с учебником | Регулятивные: – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; – самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; – закрепят умения способов систематизации теоретического материала Познавательные: – умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины Коммуникативные: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; – аргументировано высказывать свою точку зрения; – слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения | – закрепят умения толерантного отношения друг к другу; – закрепят интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) – закрепят знания и умения, связанные с системой ценностей, индивидуального стиля и самостоятельности в деятельности; – повысят культуру нравственного и экологического воспитания; в географических знаниях; |
Организационная структура урока
Приемы, цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности | |||
Нестандартное начало Цель: проверка готовность к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся | – Здравствуйте, ребята! Я вижу на ваших лицах улыбки. Значит у вас хорошее настроение. Это очень важно, начинать свою работу с хорошим настроением. Тогда у вас все получится. Надеюсь, что и наш урок будет этому подтверждение. (Проверяет готовность обучающихся к уроку, отмечает отсутствующих) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. | Личностные: – готовность к учебной деятельности; – формирование мотивации к изучению нового материала |
Создание проблемной ситуации. Формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы | |||
Актуализация и пробное учебное действие | |||
Побуждающий диалог Цель: подведение обучающихся к осознанию противоречия проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной проблемы | Учитель обращает внимание на эпиграф на экране (Слайд 1) : Всемирно известный зоолог-эколог Жан. Дорст утверждал, " Что жизнь и благополучие всего природного комплекса зависит в конечном итоге от тонкого слоя, образующего самый верхний покров Земли». – Как называется этот тонкий слой? – Да, это почва, от которой зависит жизнь и благополучие и человека, который является частью природного комплекса. Сегодня мы почву называем национальным достоянием страны, но так было не всегда. В далеком прошлом люди не понимали, какую ценность представляет собою почва. Вспомните из уроков истории, чем отличаются два этапа в жизни людей: присваивающий и производящий? (Слайд 2) – После того как возникло земледелие, люди стали понимать значимость земли, почвы. О том, как на Руси называли ее, как к ней относились говорят пословицы. Давайте вспомним о них. (Слайд 3) – Итак, о чем мы сегодня будем говорить? – Но прежде, чем мы определим тему и задачи нашего урока, давайте познакомимся с великим русским ученым, который стал основоположником науки о почве Василием Васильевичем Докучаевым. – В свое время Докучаев сказал: «Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование». (Слайд 4) – Как назвал почву В.В. Докучаев? Почему он ее так назвал? – В чем заключается противоречие? Запишем на доске: 1) не горная порода 2) не живое вещество – Сравните два данных факта, есть ли здесь противоречие? В чем оно заключается? – Какие еще возникают вопросы? – Сформулируйте проблему урока Запись проблемы на доске: Почему почву называют особым природным образованием | Отвечают на вопросы: – Этот тонкий слой Земли называется почвой.
Характеризуют этапы взаимодействия человека с природой: присваивающий и производящий Рассуждают о том, что не сразу люди научились пользоваться свойствами почвы Вспоминают пословицы: – Земля заботу любит. – Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь и др. – О почве Сообщение о В.В. Докучаеве, подготовленное обучающимся, о жизни ученого и его роли в становлении науки почвоведения, изучении почв. Рассуждают: – Почва не является горной породой, но является верхним слоем Земли, который сложен горными породами. – Вещество полное жизни, но это не живое вещество – Это особое образование природы, которое не является горной породой, хоть и является верхним слоем земли, и не относится к живым телам природы. Формулируют проблему | Познавательные: – умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их; – устанавливать причинно-следственные связи; – умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, вызывающую у учащихся интерес к поиску ее решения Регулятивные: – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему |
Выдвижение гипотез | |||
Выявление места и причины затруднения. Этап определения темы урока и целеполагание |
«Версиада» Цель: выдвижение учащимися версий и отработка гипотез на примере теоретического материала. а) «Определение темы урока» цель: формирование мотивации к изучению нового материала. б) «Ключевые слова» цель: определение по опорным словам задач урока | – Какие у вас есть предположения, гипотезы решения нашей проблемы: почему это особый природный компонент? – Ребята, вы выдвинули несколько гипотез. Как же нам их проверить? – Предложите тему урока. Объявление темы (презентация) Тема урока: «Почва – особые компонент природы. Факторы образования почвы» (Слайд 5) – Запишите тему урока в своих рабочих листах – Мы сегодня начнем изучать новый компонент природы, какие еще вопросы мы должны рассмотреть? – Исходя из ваших вопросов, задач, которые стоят перед нами, предлагаю следующий план урока: План урока:
| Обучающиеся выдвигают гипотезы, предположения: – В ней есть живые и неживые вещества – Она обладает плодородием, поэтому не является горной породой. В этом ее особенность. Предлагают тему урока:
Записывают тему урока в рабочих листах – Как образуется? – Сколько времени нужно для образования почвы? – В каких условиях образуется? – Какое строение имеет почва? Определяются задачи урока. | Познавательные: – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: – допускать возможность существования у людей различных точек зрения; – слушать и вступать в диалог Регулятивные: – умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; – планировать деятельность в учебной ситуации |
Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения | |||
Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | |||
Поиск решения учебной задачи Цель: показать недостаточность знаний и определение источников, которые помогут найти решение задач | – Вспомните вопросы, которые у вас возникли при возникновении проблемного вопроса. Вы уже готовы на них ответить? – Каких знаний нам не хватает, чтобы решить проблему урока, ответить на возникшие вопросы? – Где и как их добыть (открыть)? – Назовите пути решения задач, которые нам предстоит решить на уроке, источники знаний | Отвечают на вопросы, предлагают: – Использовать атласы, учебник, знания прошлых уроков географии и других предметов | Познавательные: – умение определять пути и способы извлечения новых знаний Коммуникативные: – использование речи для регуляции своего действия; умение слушать одноклассников |
Работа в парах Цель: сравнив состав горной породы (песка) и почвы, сделать вывод о том, что почва – биокосное вещество.
| - Мы знаем, что наша страна очень богата разнообразными ресурсами. Среди них мы отмечаем земельные и почвенные. Есть ли между ними разница? Изучить земельный фонд страны (стр. 136, рис. 85) – Давайте сделаем вывод: какими ресурсами мы больше обеспечены? А какими меньше? Какие из них исчерпаемые? Возобновимые они или невозобновимые? – Чтобы сохранить почвенные ресурсы, чтобы пользоваться ими как можно дольше, нужно знать их особенности, нужно их изучать. Чем мы с вами и займемся. – Долгое время существовало мнение, что почва – это горная порода. Но это положение опроверг В.В. Докучаев. Он доказал, что почва — это естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира, а В.И. Вернадский назвал почву биокосным образованием. (Слайд 8) – Почему он назвал почву биокосным образованием? – Задание 1. Давайте сравним почву и самую распространенную горную породу в нашей местности песок: у вас на столах образцы почвы и песка. Проведите сравнение и занесите результаты в таблицу в своих рабочих листах. На выполнение работы вам предлагается по 10 минут, после чего послушаем ваш отчет и сделаем вывод. | Работают с текстом учебника, дают определение понятиям земельные и почвенные ресурсы. Приходят к выводу о том, почвенными ресурсами государство небогато, несмотря на большую площадь. Обучающиеся получают свои маршрутные листы с инструкциями по выполнению заданий (см. Приложение) Работают в парах. Изучают рабочие листы, инструкции с заданиями, приступают к работе. В ходе работы обучающиеся сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают, отбирают нужные сведения, вносят необходимые данные в таблицу. | Познавательные: – владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты); – устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне; - сравнивать, выделять главное, строить логически обоснованные рассуждения Регулятивные: – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; – оценка степени и способов достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельное исправление ошибок Коммуникативные: – развивать умение работать группе; – формулировать собственное мнение и выстраивать свою позицию Личностные: – формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности; – умение оценивать с позиции социальных норм свои поступки и поступки других людей |
Решение проблемы | |||
Отчет групп. Коррекция. Цель: а) формировать навыки умения ориентироваться в потоке информации, умение отбирать нужную информацию во время прослушивания участников урока б) систематизация учебного материала г) проверить, все ли задачи, поставленные перед уроком, решили. Поиск ответов на вопросы об образовании почвы. | Предлагает, после окончания работы, представителям пар отчитаться о результатах своих исследований. – Итак, подведем итоги ваших исследований: – Из чего состоит почва? – Из чего состоит песок? - А теперь наш проблемный вопрос: почему почву называют особым природным образованием? (Слайд 9) – Чем отличается почва от песка, как самой распространенной горной породы нашей местности – Почему В.И. Вернадский назвал почву биокосным телом? – В чем главная особенность почвы, как природного компонента? – Как образуется почва? Задание 2. Используя текст учебника на стр. 137, установите правильную последовательность этапов почвообразования. Доска: (этапы в произвольном порядке) А) размножение микроорганизмов Б) накопление гумуса В) разрушение горных пород Г) появление растений – Используя наглядный материал, показать результаты работы на доске (обучающийся работает у доски) – Для полного формирования почвы требуется несколько столетий. – Какие же факторы способствуют формированию почвы? – Прочитайте определение почвы, которое дал В.В. Докучаев и сформулируйте почвообразующие факторы (Слайд 10) – На доске заполняют схему – Какие факторы почвообразования вы можете выделить из высказывания? (Слайд 11) – Какой фактор вы бы поместили первым в схему и почему? – Как вы считаете, какую роль играет человек в процессе почвообразования? – Как вы считаете, а к чему может привести хотя бы частичное изменение одного из факторов почвообразования? – Я хочу добавить, что в каждом климатическом поясе своя растительность и под разными типами растительности образуются своя почва. О них мы поговорим на следующем уроке – Мы выяснили, какие факторы влияют на формирование почв. У на остался еще один вопрос: строение почвы.
– Почва, как любой другой компонент природы имеет не только особый состав, но и свою структуру. Почвенный слой имеет относительно небольшую толщину. Она колеблется от нескольких сантиметров в горных и полярных районах до двух метров степных районах. В строении почвы выделяются несколько горизонтов, которые образуют почвенный профиль. Задание 3. Предлагаю изучить почвенный профиль дерново – подзолистой почвы, которая образуется под смешанными лесами. На её примере мы рассмотрим строение почвы (Слайд12) – Используя текст учебника на стр. 138, рис. 87, дайте краткую характеристику почвенных горизонтов. -– Сделайте вывод от чего зависит мощность каждого почвенного горизонта? (Слайд 13) | Во время отчета, обучающиеся дополняют друг друга, вносят в свои таблицы недостающую информацию. Отвечают на вопросы, рассуждают и приходят к выводу: 1) в составе почвы есть две составные части: живая природа (остатки отмерших растений, микроорганизмы) неживая (вода, песок, воздух), поэтому почва – биокосное тело. 2) песок имеет более однородный состав, сухой, отсутствуют инородные части. Отвечают на вопрос. 1.Почва обладает плодородием. 2.Сочетание живой и неживой природы, т. е. биокосное вещество. Работа с текстом учебника, определение последовательного хода основных этапов формирования почвы.
Работая в парах фронтально отвечают на вопросы, определяют участие каждого фактора в формировании почвы. Определяют лидирующее значение климата, растительного и животного мира как почвообразующих факторов. Устанавливают роль человека в сохранении или деградации почвы, отводя ему также важную роль в ее формировании . Работа с текстом учебника дополняют таблицу в рабочих листах недостающей информацией. | Познавательные: – умения обобщать и делать выводы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – владение смысловым чтением, умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты) Коммуникативные: – умение формулировать свои мысли, выражать собственное мнение и позицию; – приобретение навыков культуры делового общения, положительного отношения к мнению одноклассников Личностные: – проявление интереса к новому учебному материалу; – выражение положительного отношения к процессу познания; – решение личностно -значимой проблемы урока Регулятивные: – анализировать, сравнивать имеющийся материал и новый; – закрепление навыков внимательного прослушивания информации, работы в сотрудничестве |
Этап первичного закрепления и первичной проверки знаний Цель: коррекция знаний; усиление интереса к новому учебному материалу | Закрепление (работа в рабочих листах) 1. Обведите номера верных высказываний, касающихся почвы как особого природного образования.
| Обучающиеся, работая с заданиями в рабочих листах, определяют верные высказывания, подтверждающие то, что почва – это особое природное образование.
| Личностные: – формирование положительного отношения к процессу познания Познавательные: – извлекать необходимую информацию; – правильно использовать новые знания Коммуникативные: – формулирование собственного мнения и позиции |
Включение в систему знаний и повторения | |||
Организация домашнего задания | Комментирует домашнее задание. По выбору:
| Выбирают домашнее задание | Регулятивные: – оценивание своих возможностей, выбирая домашнее задание |
Рефлексия | |||
«Букет настроения» Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Учитель предлагает учащимся оценить свой уровень усвоения нового материала, эмоциональное состояние на уроке, по листу оценивания достижений оценить каждому свою работу на уроке. В рабочем листе выставить оценки. | Ответы учеников | Регулятивные: – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Личностные УУД: – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Приложение
Маршрутный лист
(Фамилия, имя) ____________________________________________________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1. Земельными ресурсами называют - ________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почвенные ресурсы – это __________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Сравнение почвы и горной породы
Отличия | Почва | Песок |
Цвет | ||
Однородность (неоднородность) состава | ||
Сочетание живой и неживой природы (есть ли в составе песок или глина, остатки растений, вода, воздух и т.п.) | ||
Способность удерживать воду (сухой или влажный) | ||
Наличие плодородия |
Задание 3. Строение почвенного профиля – подписать название почвенных горизонтов:
А 1- ________________________________________
А 2- ________________________________________
В- ________________________________________
С- ________________________________________
Задание 4. Используя текст учебника на странице 138, рис. 87 дополните таблицу: Почвенные горизонты
Название горизонта | Положение в почвенном профиле | Особенности |
1. | Наиболее тёмный по цвету; здесь происходит разложение органического вещества | |
2. | Ниже гумусового горизонта, над горизонтом вмывания | |
3. Вмывания | ||
4. | Минимальное содержание органических веществ |
Закрепление.
1. Обведите номера верных высказываний, касающихся почвы как особого природного образования.
- В состав почвы входят минеральная и органическая составные части.
- Почвы имеются не только на суше, но и на дне Мирового океана.
- На формирование почвы оказывают влияние все компоненты природы.
- Процесс образования почвы начинается с накопления гумуса
- Содержание гумуса определяет почвенное плодородие.
- В почвенном профиле большая часть гумуса сосредоточена в материнской породе.
Лист оценивания достижений
Работа на уроке | Оценка | Твоя оценка | |
Оцени свою работу с учебником и картой | Задания выполнены полностью и правильно | 4-5 б. | |
Задания выполнены частично или имеются 2-3 ошибки, которые были исправлены после проверки | 3 б. | ||
Задания выполнены после проверки или имеется более 3 ошибок, которые не были исправлены | 2 б. | ||
Задания не выполнены | 0 б. | ||
Оцени свою работу в лаборатории почвоведения | Активное участие в работе | 3 б. | |
КПД участия в группе 50 -70 % | 2 б. | ||
Участие в работе группы менее 50 % | 0/1 б. | ||
Оцени свою активность на уроке | Активная работа на уроке (ответы на вопросы учителя, высказывание своей точки зрения по разным вопросам) | 2 б. | |
Во время урока больше слушал, редко отвечал на вопросы учителя | 1 б. | ||
Во время урока больше слушал, на вопросы учителя не отвечал | 0/1 б. | ||
ИТОГО: | 10 б | ||
Оцени достижение цели урока | Цель урока достигнута | Да/нет/ | |
Оцени свою заинтересованность | Тема урока была интересна | Да/нет | |
Оцени сложность | Урок показался мне сложным и непонятным | Да/нет | |
Оцени полезность | Полученные знания могут пригодиться в обыденной жизни | Да/нет |
- Проведите взаимопроверку. Критерии оценивания:
- Более 9-баллов - «5», 6 - 8 баллов - «4», 4 – 5 баллов - «3», менее 3 баллов - «2». Поставьте себе отметку:
Фамилия (1) ___________________________ Оценка ______________
Фамили (2) _____________________________ Оценка ______________
- Нарисуйте (смайлик) индикатор вашего эмоционального состояния и успеха в достижении цели:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Наука о живой природе"5 класс /линия Пономаревой И.Н./
Технологическая карта урока "Наука о живой природе"5 класс /линия Пономаревой И.Н./...
Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"
Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...
Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"
Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...
Технологическая карта урока "Закон на страже природы"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, ПРЕДСТАВЛЕННОГО В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «МАСТЕР - КЛАСС» (2013)...
Технологическая карта урока "Отрочество - особая пора жизни."
Обществознание 5 класс...
Технологическая карта по теме Кровь - компонент внутренней среды организма 8 класс
Представлена технологическая карта урока в 8 классе по теме "Кровь - компонент внутренней среды организма ". Для каждого этапа урока - учебная цель перед обучающимися, методы мотивации....
технологическая карта урока географии на тему "Климатообразующие факторы"
Технологическая карта урока включает подробную структуру урока с использованием различных форм обучения...