Методическая разработка урока в 5 классе по географии: "Открытия русских путешественников"
учебно-методический материал по географии (5 класс)

Коледова Светлана Владимировна

 2 Цель урока: познакомить учащихся с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии

3  Задачи урока:

Обучающие – познакомить учащихся с русскими путешественниками открывавшими территории России

Развивающие – продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; работать с картой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные – воспитывать чувство патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России, умение работать в группах, слушать и слышать друг друга.

4  Планируемые результаты:

Предметные – познакомятся с русскими путешественниками и землепроходцами

Метапредметные – познавательные: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири и Дальнего Востока.

- регулятивные: оценивают достигнутый результат.

- коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать, умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные – формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

5 Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

6. Тип урока: Урок «открытия» нового знания

7. Вид урока: комбинированный, урок - путешествие.

8. Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

9. Используемые ресурсы: География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, настенные карты, атласы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_geografii_v_5_klasse.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока по географии в 5 классе (ФГОС) по теме:

«Открытия русских путешественников»

Учитель МБОУ Кособродская ООШ»

1   Тема урока: Открытия русских путешественников

 2 Цель урока: познакомить учащихся с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии

3  Задачи урока:

Обучающие – познакомить учащихся с русскими путешественниками открывавшими территории России

Развивающие – продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; работать с картой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные – воспитывать чувство патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России, умение работать в группах, слушать и слышать друг друга.

4  Планируемые результаты:

Предметные – познакомятся с русскими путешественниками и землепроходцами

Метапредметные – познавательные: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири и Дальнего Востока.

- регулятивные: оценивают достигнутый результат.

- коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать, умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные – формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

5 Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

6. Тип урока: Урок «открытия» нового знания

7. Вид урока: комбинированный, урок - путешествие.

8. Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

9. Используемые ресурсы: География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, настенные карты, атласы.

План урока.

1.Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок .Пожелайте хорошего настроения друг другу! Добрый день. Я рада видеть вас и надеюсь на успешное взаимодействие на уроке

2.Проверка домашнего задания (выполнение теста и взаимопроверка, заполнение листа самооценки)

  1. В чём заключается заслуга экспедиции Фернана Магеллана?
  1. Была открыта Австралия
  2. Было доказано единство Мирового океана
  3. Был найден кратчайший путь в Индию
  4. Было доказано, что Америка – новая часть света

2.Какой вклад в изучение планеты внесли русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев?

1) исследовали Северный Ледовитый океан

2) открыли Антарктиду

3) открыли Северную Америку

4) нашли пролив между Евразией и Северной Америкой

3. Кто из путешественников совершил первое кругосветное путешествие?

1) Христофор Колумб

2) Джеймса Кука

3) Васко да Гама

4) Фернан Магеллан

4. В чём заключается заслуга экспедиции Джеймса Кука?

1) был найден кратчайший путь в Индию

2) была доказана шарообразность Земли

3) Было доказано единство Мирового океана

4) было доказано, что Австралия – самостоятельный материк

5. Какой из материков Земли был открыт последним?

1) Южная Америка

2) Австралия

3) Антарктида

4) Северная Америка

Взаимопроверка: 1 - 2, 2 - 2, 3 - 4, 4 – 4, 5 – 3. Критерии оценивания: 5 правильных ответов – «5», 4 –«4», 3-2 –«3», 1-0 – «2».

4 Этап актуализации знаний

- посмотрите на  доску– что мы видим? –  - Россия на карте .Что мы знаем о нашей стране?

 Какая наша страна? Всегда ли она так выглядела?  Наша страна — самая большая в мире, она занимает значительные территории в двух частях света — Европе и Азии. Её омывают моря АтлантическогоТихого и Северного Ледовитого океанов. Не одно поколение отечественных землепроходцев и путешественников посвятило свою жизнь исследованию территории России.

 Мать Россия широка –

Не известная пока.

Много трудностей в пути:

То дороги, то зверьё,

То разбойничье жульё…

Но открытия свершили –

Земли русские открыли…

Знать хотите, кто помог?.....

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся высказывают свое мнение)

5Этап мотивации

 Посмотрите на доску – с  портретами русских путешественников.  Как вы думаете, кто занимался исследованием нашей страны – португальцы? Испанцы? Французы?

Итак, как же будет звучать тема урока – Открытия русских путешественников.  Что мы должны узнать сегодня на уроке? Какие задачи мы поставим перед собой?

1. Познакомиться с тем, кто занимался изучением России.2. Узнать об открытиях каждого из путешественников.

 Вы сегодня  вместе с русскими путешественниками  совершите путешествие, пройдете их маршрутом, познакомитесь с их открытиями и может быть в дальнейшем сами станете исследователями нашей огромной страны.

Ученики разбиваются на группы и каждая получает задание.

Задания для первой группы.

Группа Афанасия Никитина.( предворительно  одному из учеников даю задание представить себя в роли Афанасия Никитина, рассказать о себе и возглавить команду)

 Прочитайте текст пункта 2 (стр. 35), рассмотрите рисунки, карто-схемы и ответьте на вопросы, За какие три моря «ходил» Афанасий Никитин? (Черное, Аравийское, Дербентское)

Второе название одного из городов на берегу моря где побывал Афанасий Никитин возвращаясь домой? (Феодосия)

Прочитайте текст последнего абзаца на стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы, найдите на карте географические объекты где побывали путешественники и обозначьте их на настенной карте (физическая карта мира) с помощью флажков.

Город Петропавловск, Командорские острова, Алеутские острова, северо-западные части Северной Америки.

 Прочитайте текст последнего абзаца стр. 36-37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и с помощью нити на настенной карте (физическая карта России) покажите маршрут путешественника.

 Прочитайте текст 1,2 и 3 абзацев стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и правильно разместите название географических объектов, в которых побывал путешественник.

Задания для второй группы.

Группа Витуса Беринга. .( предворительно  одному из учеников даю задание представить себя в роли Витуса Беринга , рассказать о себе и возглавить команду)

Станция 1. Прочитайте текст 1, 2 и 3 абзацев стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и ответьте на вопросы, ответы запишите в соответствующие поля кроссворда.

Для поиска пути в какую страну была организована Первая Камчатская экспедиция? (Индия)

Из какого города началась экспедиция? (Охотск)

До какого полуострова дошла экспедиция? (Чукотка)

Какое название получил пролив, соединяющий Тихий и Северный Ледовитый океан? (Берингов)

 Прочитайте текст пункта 2 (стр. 35), рассмотрите рисунки, карто-схемы, найдите на карте географические объекты где побывал путешественник и обозначьте их на настенной карте (физическая карта Евразии) с помощью флажков.

Город Тверь, город Парват (Индия), Дербентское море, Черное море

Прочитайте текст последнего абзаца на стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и с помощью нити на настенной карте (физическая карта мира) покажите маршрут путешественника.

Прочитайте текст последнего абзаца стр. 36-37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и правильно разместите название географических объектов, в которых побывал путешественник.

Задания для третьей группы.

Группа Дежнева.( предворительно  одному из учеников даю задание представить себя в роли Семена Дежнева, рассказать о себе и возглавить команду)

Прочитайте текст последнего абзаца стр. 36-37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и ответьте на вопросы,

Где закончилась экспедиция путешественника? (Анадырь)

Из устья какой реки началась экспедиция? (Колыма)

Какие части цвета по доказательству экспедиции не соединены? (Евразия и Америка)

Прочитайте текст 1, 2 и 3 абзацев стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы, найдите на карте географические объекты, где побывал путешественник, и обозначьте их на настенной карте (физическая карта России) с помощью флажков.

Город Охотск, полуостров Камчатка, Берингов пролив, город Нижнекамчатск

 Прочитайте текст пункта 2 (стр. 35), рассмотрите рисунки, карто-схемы и с помощью нити на настенной карте (физическая карта Евразии) покажите маршрут путешественника.

 Прочитайте текст последнего абзаца на стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и правильно разместите название географических объектов, в которых побывали путешественники.

Задания для четвертой группы.

Группа Чирикова.( предворительно  одному из учеников даю задание представить себя в роли Алексея ИльичаЧирикова, рассказать о себе и возглавить команду)

Какие острова открыла экспедиция? (Алеутские, Командорские)

С какого полуострова началась экспедиция? (Камчатка)

Возле какого полуострова экспедиция попала в шторм? (Аляска)

Прочитайте текст последнего абзаца стр. 36-37, рассмотрите рисунки, карто-схемы, найдите на карте географические объекты, где побывал путешественник, и обозначьте их на настенной карте (физическая карта мира) с помощью флажков.

Город Нижнеколымск, Берингов пролив, город Анадырь (Анадырьский острог), Северная Америка

Прочитайте текст 1, 2 и 3 абзацев стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы, и с помощью нити на настенной карте (физическая карта России) покажите маршрут путешественника.

Прочитайте текст пункта 2 (стр. 35), рассмотрите рисунки, карто-схемы и правильно разместите название географических объектов, в которых побывали путешественники.

После самостоятельного изучения и работы с картой каждая команда в лице командира  отчитывается о своем путешествии.

В результате заполняется таблица по мере рассказа

Путешественник

Время

 Что открыл

Географические объекты

Никитин

Беринг

Дежнев

Чириков

6 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Изучить § 7, ответить на вопросы «Проверь свои знания» (стр. 40)

Подготовить сообщения о  других русских мореплавателях и внести их имена в таблицу (И. Москвитин, Е. Хабаров, В. Атласов и др )

7Рефлексия (подведение итогов занятия) Работа группы оценивается по отчету, но обычно командиры экспедиций насколько ответственно относятся к работе и помогают всей команде, оценка всегда бывает очень хорошей.

Заполнение листа оценки достижений.

Самое главное что я увидела в глазах учеников: интерес в глазах к тому, что они изучали ,обязательно продолжить работу дома, рассказать родителям, а это , поверьте, многого стоит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"

Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...

Методическая разработка урока "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Выразительное чтение"

Цель урока: подготовиться к заданию 1 устного собеседования по русскому языку - выразительному чтению текста;Задачи: 1)отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотр...