Рабочая программа курса «Финансовая грамотность»
рабочая программа по географии (7 класс)
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._finansovaya_gramotnost_7_klass_2010-2021_uch.god_.docx | 300.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Извлечение из основной
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
7 класс
2020-2021 учебный год
Составитель: Оринская И.В.,
учитель географии
Нижневартовск, 2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Место курса в образовательной системе:
- курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению; • курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;
- курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
- Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет;
- экономические отношения семьи и государства; • человек и финансовые организации;
- собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
- задачи с элементарными денежными расчётами;
- кейсы по экономике семьи;
- игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
- построение графиков и диаграмм;
- мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
- умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
- выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
- установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
- умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
- анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
- самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
- применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
- применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют.
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
- понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
- осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;
- оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
- в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога;
проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;
высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; находить нужную информацию на социальных порталах;
- в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;
называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;
- рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
- оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях. Темы занятий
- Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
- Что такое налоги и почему их надо платить.
- Какие бывают налоги.
- Учимся считать налоги.
- Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
- Сравниваем налоги граждан разных стран.
- Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
- Как работает налоговая служба.
- Учебные мини-проекты «Налоги».
- Что такое социальные пособия и какие они бывают.
- Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
- Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
- Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
- Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
- Обобщение результатов изучения раздела.
- Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
Раздел 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес.
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки:
- понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
- осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг;
- осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
- понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
- понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
- в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): отличать инвестирование от сбережения и кредитования; знать свои основные права и обязанности как потребителя; находить актуальную информацию об услугах банков; пользоваться пластиковой картой в банкомате;
считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность; сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; находить и анализировать информацию о курсе валют; проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
- в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения
(сохранения) доходов семьи;
объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; называть необходимые условия для открытия своей фирмы; объяснять причины существования различных валют; называть основные мировые валюты и страны их использования;
объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
- сравнивать различные финансовые предложения;
- оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов; • брать на себя ответственность;
- оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса.
- оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов.
Темы занятий
- Для чего нужны банки.
- Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
- Какие бывают вклады.
- Что такое кредиты и надо ли их брать.
- Изучаем сайт Центрального банка РФ.
- Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
- Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
- Как работает банк.
- Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
- Что мы знаем о бизнесе.
- Как открыть фирму.
- Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
- Ролевая игра «Открываем фирму».
- Что такое валюта и для чего она нужна.
- Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
- Обобщение результатов изучения модуля 4.
- Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».
- Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.
Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются образовательные достижения учащихся — качество сформированных образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные достижения.
Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.
Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс «Финансовая грамотность»:
• личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности школьников; • способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и умений, опыт грамотного финансового поведения.
Данные особенности оценивания в системе дополнительного образования, а также требования ФГОС ООО, которые, в частности, исключают персонифицированную оценку личностных достижений, обусловливают приоритетное использование при оценивании результатов освоения программы «Финансовая грамотность» самооценки и портфолио. Оценка педагогом образовательных достижений учащихся становится инструментом определения направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки и оценки на основе портфолио.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью учителя) своего продвижения в достижении планируемых результатов и корректировку своей образовательной деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов.
- Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того или иного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по выполнению задания, т. е. образовательные результаты.
- На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты деятельности, обосновывают свою оценку.
- Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям, обосновывает свою оценку.
- Осуществляется согласование оценок.
Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет собой форму накопительной системы оценки и позволяет продемонстрировать целостную картину объективного продвижения учащегося в области становления его финансовой грамотности. В то же время портфолио является и средством формирования у учащихся объективной самооценки, помогает учиться анализировать собственную работу. Использование портфолио как средства оценивания образовательных достижений по курсу осуществляется на основе разработанных критериев. Оценка проектов портфолио может быть дуальной — «зачёт/незачёт» — или выражена в баллах по специально разработанной шкале.
Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио позволяют не только зафиксировать и осмыслить значимые изменения личности учащегося, которые происходят в ходе развития его финансовой грамотности, но и скорректировать процесс освоения курса. Рефлексию, оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять не на каждом занятии, а в конце крупного раздела или после появления значимого продукта и проводить как в малой группе, так и индивидуально.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса обучающиеся выполняют контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебно-исследовательские конференции и т. д. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
- результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне
(что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
- результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);
- результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Основная литература
- Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.
- Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
- Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Издво ВГПУ, 2003. 178 с.
- Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.
- Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru
- Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
- Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
- Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.
- Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
- Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105. 14. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru
- Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
- Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим
доступа: http://festival.1september.ru
- Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 20
- Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5— 7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 7А класс, 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Вид занятия | Дата\план | Дата\факт |
Раздел 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов) | ||||
1 | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства | Постановка учебной задачи |
| |
2
| Что такое налоги и почему их надо платить | Практикум 1
|
| |
3 | Какие бывают налоги | Практикум 1 |
| |
4 | Учимся считать налоги | Практикум 1 |
| |
5 | Ролевая игра «Считаем налоги семьи» | Занятие-игра |
| |
6
| Сравниваем налоги граждан разных стран | Практикум 1
|
| |
7
| Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | Мини-исследование |
| |
8 | Как работает налоговая служба | Учебная экскурсия |
| |
9 | Учебные мини-проекты «Налоги» | Защита проектов |
| |
10 | Что такое социальные пособия и какие они бывают | Практикум |
| |
11
| Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | Практикум |
| |
12
| Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» | Занятие-игра |
| |
13 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | Мини-исследование |
| |
14 | Учебные мини-проекты «Социальные пособия» | Защита проектов |
| |
15 | Обобщение результатов изучения раздела 1 | Контроль знаний |
| |
16 | Презентация портфолио «Чело- век и государство: как они взаи- модействуют» |
|
| |
Раздел 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17часов) | ||||
17 | Для чего нужны банки | Практикум |
| |
18 | Почему хранить сбережения | Практикум |
| |
в банке выгоднее, чем дома | ||||
19 | Какие бывают вклады | Практикум |
| |
20 | Что такое кредиты и надо ли их брать | Практикум |
| |
21 | Изучаем сайт Центрального банка РФ | Практикум |
| |
22 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | Мини-исследование |
| |
23 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | Практикум |
| |
24 | Как работает банк | Учебная экскурсия |
| |
25 | Учебные мини-проекты «Банков- ские услуги для семьи» | Защита проектов |
| |
26 | Что мы знаем о бизнесе | Практикум |
| |
27 | Как открыть фирму | Практикум |
| |
28 | Для чего нужны бизнес- инкубаторы | Учебная экскурсия |
| |
29 | Ролевая игра «Открываем фирму» | Занятие-игра |
| |
30 | Что такое валюта и для чего она нужна | Практикум |
| |
31
| Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | Практикум |
| |
32 | Обобщение результатов изучения раздела 2 | Контроль знаний |
| |
33 | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и соб- ственный бизнес» |
|
| |
Заключение (1 час) | ||||
34 | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» | Итоговый контроль
|
| |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 7В класс, 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Вид занятия | Дата\план | Дата\факт |
Раздел 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов) | ||||
1 | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства | Постановка учебной задачи |
| |
2
| Что такое налоги и почему их надо платить | Практикум 1
|
| |
3 | Какие бывают налоги | Практикум 1 |
| |
4 | Учимся считать налоги | Практикум 1 |
| |
5 | Ролевая игра «Считаем налоги семьи» | Занятие-игра |
| |
6
| Сравниваем налоги граждан разных стран | Практикум 1
|
| |
7
| Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | Мини-исследование |
| |
8 | Как работает налоговая служба | Учебная экскурсия |
| |
9 | Учебные мини-проекты «Налоги» | Защита проектов |
| |
10 | Что такое социальные пособия и какие они бывают | Практикум |
| |
11
| Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | Практикум |
| |
12
| Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» | Занятие-игра |
| |
13 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | Мини-исследование |
| |
14 | Учебные мини-проекты «Социальные пособия» | Защита проектов |
| |
15 | Обобщение результатов изучения раздела 1 | Контроль знаний |
| |
16 | Презентация портфолио «Чело- век и государство: как они взаи- модействуют» |
|
| |
Раздел 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17часов) | ||||
17 | Для чего нужны банки | Практикум |
| |
18 | Почему хранить сбережения | Практикум |
| |
в банке выгоднее, чем дома | ||||
19 | Какие бывают вклады | Практикум |
| |
20 | Что такое кредиты и надо ли их брать | Практикум |
| |
21 | Изучаем сайт Центрального банка РФ | Практикум |
| |
22 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | Мини-исследование |
| |
23 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | Практикум |
| |
24 | Как работает банк | Учебная экскурсия |
| |
25 | Учебные мини-проекты «Банков- ские услуги для семьи» | Защита проектов |
| |
26 | Что мы знаем о бизнесе | Практикум |
| |
27 | Как открыть фирму | Практикум |
| |
28 | Для чего нужны бизнес- инкубаторы | Учебная экскурсия |
| |
29 | Ролевая игра «Открываем фирму» | Занятие-игра |
| |
30 | Что такое валюта и для чего она нужна | Практикум |
| |
31
| Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | Практикум |
| |
32 | Обобщение результатов изучения раздела 2 | Контроль знаний |
| |
33 | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и соб- ственный бизнес» |
|
| |
Заключение (1 час) | ||||
34 | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» | Итоговый контроль
|
| |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...
Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс
Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность должна быть всесторонне развитой, т.е. владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» (7 класс)
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» (7 класс)...
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"
Курс "Финансовой грамотности" для 5-9 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (учебный курс) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими доку...
Рабочая программа курса финансовой грамотности 8 класс
рабочая программа по финансовой грамотности 8 класс...