РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ООД.11 "География" 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
рабочая программа по географии (10, 11 класс)
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по дисциплине «География» (Приказ № 413 от 17.05.12 МиН РФ);
- примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, утвержденной ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» протокол №14, от 30.11.2022г.
- Федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (приказ № 2 от 26.01.2018г).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_10._geografiya.docx | 90.65 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Утверждаю
Директор ГБПОУ «МСМТ»
_____________ Е.А.Малыхина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ООД.11 «География»
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
2023 г
Одобрена и рекомендована Предметной цикловой комиссией Социально-гуманитарного профиля Протокол №_____от __________г. Председатель ПЦК ______________________________ | Согласовано: Зам. директора по УР ________________Е.С. Засова |
Организация-разработчик
ГБПОУ«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Разработчик
Головина А.В, преподаватель ГБПОУ«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Рецензент внутренний:
Головина А.В. методист ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Рецензент внешний:
Разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по дисциплине «География» (Приказ № 413 от 17.05.12 МиН РФ);
- примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, утвержденной ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» протокол №14, от 30.11.2022г.
- Федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (приказ № 2 от 26.01.2018г).
©ГБПОУ МСМТ 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «География»
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 22
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 35
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 35
5. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения 36
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины«География»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
15.01.05 Сварщик ручной частично-механизированной сварки (наплавки)
(профессии/специальности)
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1 Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК (ОКуказаныиз Федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 15.01.05 Сварщик ручной частично-механизированной сварки (наплавки) раздел V п.5.1, 5.2).
Наименование и код компетенции | Планируемые результаты | |
Общие[1] | Дисциплинарные[2] | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | - понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем; |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; | - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать умения проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации результатов наблюдения; формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения; - сформировать умения находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений; определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач; |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | В области духовно-нравственного воспитания: - сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; | - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; | - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; | - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | - осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | - понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; | - сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду | - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
ПК1.1. Подбирать наиболее оптимальные решения изстроитель-ных конструкций и материалов,разрабаты-вать узлыи детали конструктивных элементов зданий и сооружений в соответствии с условиями эксплуатации и назначениями
| -определять глубину заложения фундамента; выполнять теплотехнический расчет ограждающих конструкций; подбирать строительные конструкции для разработкиархитектурно-строительных чертежей; | - знать виды и свойства основных строительных материалов, изделий и конструкций, в том числе применяемых при электрозащите, тепло- и звукоизоляции, огнезащите, при создании решений для влажных и мокрых помещений, антивандальной защиты; - сформулировать конструктивные системы зданий, основные узлы сопряжений конструкций зданий; -владеть требованиями к элементам конструкций здания, помещения и общего имущества многоквартирных жилых домов, обусловленных необходимостью их доступности и соответствия особымпотребностям инвалидов. |
ПК1.2.Выполнять расчеты и конструи-рованиестроительных конструкций | -выполнять расчеты нагрузок, действующих на конструкции; -строить расчетную схему конструкции по конструктивной схеме; -выполнять статический расчет; -проверять несущую способность конструкций; -подбирать сечение элемента от приложенных нагрузок; -выполнять расчеты соединений элементов конструкции; | -знать международные стандарты по проектированию строительных конструкций, в том числе информационное моделирование зданий(BIM-технологии). |
ПК1.3. Разрабатывать архитектурно- строительные чертежи с использованиемсредств автоматизированного проектирования | -читать проектно-технологическую документацию; пользоваться компьютером сприменениемспециализированного программного обеспечения; | -знать принципы проектирования схемы планировочной организации земельного участка; -владеть особенностями выполнения строительных чертежей; -знать графические обозначения материалов иэлементов конструкций; -владеть требованиями нормативно-технической документации на оформление строительных чертежей. |
ПК1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с применениеминформационных технологий | - определять номенклатуру и осуществлять расчет объемов (количества) и графика поставки строительных материалов, конструкций, изделий, оборудования и других видов материально-технических ресурсов в соответствии с производственными заданиями и календарными планами производства строительных работ на объекте капитального строительства; -разрабатывать графики эксплуатации (движения) строительной техники, машин и механизмов в соответствии с производственными заданиями и календарными планами производства строительных работ на объекте капитального строительства; -определять состав и расчёт показателей использования трудовых и материально- технических ресурсов; -заполнять унифицированные формы плановой документации распределения ресурсов при производстве строительных работ; | -владеть способами и методами планирования строительных работ (календарные планы, графики производства работ); -знать виды и характеристики строительных машин, энергетических установок, транспортных средств и другой техники; -знать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов к составу, содержанию и оформлению проектной документации в составе проекта организации строительстваведомости потребности в строительныхконструкциях, изделиях, материалах и оборудовании, методы расчетов линейных и сетевых графиков, проектированиястроительных генеральных планов; |
ПК2.1. Выполнять подготовительные работы на строительной площадке | -читатьпроектно- технологическуюдокументацию; -осуществлять планировку и разметку участка производства строительныхработ на объекте капитального строительства; | - знать требования нормативныхтехнических документов, определяющих состав и порядок обустройства строительной площадки; -знать и сформулировать правила транспортировки, складирования и хранения различных видов материально- технических ресурсов; |
ПК2.2. Выполнятьстроительно-монтажные, в том числе отделочные работынаобъекте капитального строительства | -читатьпроектно-технологическуюдокументацию; -осуществлять производство строительно- монтажных, в том числе отделочных работ в соответствии с требованияминормативно-технической документации, требованиями договора, рабочимичертежами и проектом производства работ; -осуществлять документальное сопровождениепроизводства строительныхработ (журналы производства работ, акты выполненных работ); -распределять машины и средства малой механизации по типам, назначению, видам выполняемых работ; -проводить обмерные работы; | -знать требования нормативных технических документов к производству строительно-монтажных, в том числе отделочных работ на объекте капитального строительства; -владеть технологией производства строительно-монтажных работ; -знать виды и способы устройства систем электрохимической защиты; -сформулировать особенности производства строительных работ на опасных, технически сложных иуникальных объектах капитальногостроительства; |
ПК3.1. Осуществлять оперативноепланиро-вание деятельности структурных подразде-лений припроведении строительно-монтажных работ,в том числе отделочныхработ, текущегоремонта и реконструкциистрои-тельных объектов | -осуществлять технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности при производстве строительно-монтажных, в том числе отделочных работ на объектекапитальногостроительства; -разрабатыватьипланироватьмероприятия поповышению эффективностипроизводственно-хозяйственной деятельности. | -знать методы технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности при производстве строительно- монтажных, в том числе отделочныхработ; -владеть методами и средствами организационной итехнологической оптимизации производства строительно- монтажных, в том числе отделочных работ; -сформулировать методыоперативного планирования производства однотипных строительных работ; |
ПК3.2. Обеспечивать работу структурных подразделенийпри выполнениипроизвод-ственных заданий | -применять данные первичной учетной документации для расчета затрат по отдельным статьям расходов; -применять группы плановых показателей для учета и контроля использования материально-технических и финансовых ресурсов; -разрабатывать и вести реестры договоров поставки материально-технических ресурсов и оказания услуг по их использованию; | - владеть инструментами управления ресурсами в строительстве, включая классификации и кодификации ресурсов, основные группы показателей для сбора статистической и аналитической информации; методы расчета показателей использования ресурсов в строительстве; приемы и методы управления структурными подразделениями при выполнении производства строительно-монтажных, в том числе отделочных работ; основания и меры ответственности за нарушение трудового законодательства; основные требования трудового законодательства Российской Федерации; определять оптимальную структуру распределения работников для выполнения календарных планов строительных работ и производственных заданий |
ПК4.2. Выполнять мероприятия по техни-ческой эксплуатацииконструкций и инженер-ного оборудования зданий | -проводить постоянный анализ техническогосостоянияинженерных элементов исистем инже-нерногооборудования; -составлять дефектную ведомость наремонт объектапо отдельнымнаименованиямработна основе выявленных неисправностейэлементов здания; -составлятьпланы-графики проведения различных видов работ текущего ремонта; -проверятьи оцениватьпроектно-сметную документацию на капитальный ремонт, -планировать всевиды капитального ремонта и другие ремонтно-реконструктивные мероприятия; -осуществлять контроль качества проведения строительных работ на всех этапах; | - знать основные методы усиления конструкций; -владеть организацией и планированием текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома; -знать нормативы продолжительности текущего ремонта, перечень работ, относящихся к текущему ремонту; -сформулировать методы итехнологию проведения ремонтных работ; |
ПК 4.4. Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния и реконструкции зданий | -владеть методологией визуального осмотра конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, выявления признаков повреждений и их количественной оценки; -владетьметодами инструментальногообследо- ваниятехнического состояния жилых зданий; | -знать правила и методы оценки физического износа конструктивных элементов, элементов отделки внутренних и наружных поверхностей и систем инженерного оборудования жилых зданий; -владеть информацией с пособия по оценке физического износа жилых иобщественных зданий. |
ПК 5.1. Составление сводных спецификаций и таблиц потребности встроительныхи вспомогательныхматериалах иоборудовании | -классифицироватьстроительные ивспомогатель- ные материалы и оборудование с привязкой к поставщикам и (или) производителям; -взаимодействовать сдругими специалистамистроительной организации по вопросам потребности строительногопроизводствав строительных и вспомогательных материалах иоборудовании; | -знать наименования и основную номенклатурустроительныхи вспомогательных материалов и оборудования, используемых в строительном производстве; -владеть методами определения потребности в строительных и вспомогательных материалах и оборудовании, используемых в строительном производстве; |
ПК6.1. Приемкаи хранение строительных и вспомогательных материаловиобору-дования | -размещать на складской территории материально-технические ресурсы с учетом рационального использования складских площадей, облегчения поиска складируемой продукции и доступа к ней для погрузки и вывоза с территории склада; -классифицировать первичные документы по поступающим на склад материально-техническим ресурсам; -формировать и поддерживать систему учетно-отчетной документации по движению (приходу, расходу) материально-технических ресурсов на складе; -работать с компьютером в качестве пользователя с применением специализированногопрограммного обеспечения. | - знать номенклатуры и основные характеристики строительных и вспомогательных материалов и оборудования; - сформулировать порядок учета, приемки, хранения, выдачи и списания строительных и вспомогательных материалов и оборудования; -знать стандарты и технические условия на хранение строительных и вспомогательных материалов и оборудования; -владеть правилами складского учета и составления материальных отчетов движения грузов,а также первичных документов. |
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины | 38 |
в т. ч.: | |
Основное содержание | 38 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 18 |
практические занятия | 20 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 8 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 4 |
практические занятия | 4 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 1 |
2.2 Тематический план и содержание дисциплины «География» | ||||
№ учебного занятия | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практическое занятие, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации | ||||
1 | Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе общественных наук. Значение курса географии в освоении профессии. Цели и задачи географии при освоении профессий и специальностей СПО. Традиционные и новые методы географических исследований. | 1 | 2 | ОК 01. ОК 02. |
Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: Составление опорного конспекта. Дополнительный материал о путешественнике. | ||||
Контроль в форме фронтального опроса | ||||
Раздел 2. Политическое устройство мира | ||||
2 | Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования.Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. | 1 | 2 | ОК 02. ОК 04. ОК 09. |
Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: Работа с атласом политической картой мира по группировке стран по площади территории и численности населения (составление таблицы) | ||||
Контроль в форме проверки правильности составления таблицы | ||||
3 | Практическое занятие № 1 Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания | ||||
4 | Практическое занятие № 2 Сравнительный анализ различных тип стран по уровню социально-экономического развития | 1 | 3 | ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 09. |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания | ||||
Раздел 3. География мировых природных ресурсов | ||||
5 | Мировые природные ресурсы Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Горючие ископаемые. Рудные ископаемые. Нерудные полезные ископаемые. Деградация почв, ее масштабы. Водопотребление. Гидроресурсы. Размещение лесов по планете. Лесопользование и лесовосстановление. | 1 | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 3.1 |
Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: Работа с контурными картами по мировым природным ресурсам | ||||
Контроль в форме проверки правильности заполнения контурной карты. Дополнительная информация «тропические леса в опасности» | ||||
Профессионально-ориентированное содержание | 1 | 2 | ||
6 | Практическое занятие № 3 Сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. | 1 ОК 02. 2
| 2 | ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 07. |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания | ||||
Раздел 4. География населения мира | ||||
7 | Практическое занятие № 4 Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 04. ОК 07. ОК 09. |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания | ||||
Раздел 5. Мировое хозяйство | ||||
Современные особенности развития мирового хозяйства | ||||
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | ||||
8 | Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. «Зеленая революция». Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. | 1 | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление таблицы. | ||||
Контроль: в форме проверки качества составленной таблицы. | ||||
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление плана-схемы. | ||||
Контроль: в форме проверки качества составленного плана-схемы. | ||||
9 | Практическое занятие № 5 Сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 04. ОК 07. ОК 09. |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания | ||||
10 | Практическое занятие № 6 Анализ стран по развитию сельскохозяйственной продукции и добывающей промышленности. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 04. ОК 07. |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания | ||||
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | ||||
11 | Металлургическая промышленность Состав и основные черты размещения металлургической промышленности. Географические особенности черной и цветной металлургии. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли. | 1 | 2 | ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 07. ПК 1.2 ПК 2.2 ПК 3.2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление таблицы. | ||||
Контроль: в форме проверки качества составленной таблицы. | ||||
Профессионально-ориентированное содержание | 1 | 2 | ||
12 | Химическая промышленность Географические особенности химической отрасли. Отраслевая и территориальная структура отрасли. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли. | 1 | 2 | ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 07. |
Самостоятельная работа при изучении темы: составление плана-схемы | ||||
13 | Практическое занятие № 7 Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 03. ОК 04. |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. Нанесение на контурной карте международные грузопотоки нефти и газа, крупные и крупнейшие электростанции. | ||||
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | ||||
14 | Мировой транспорт как отрасль материального производства. Определение понятий: «Мировая транспортная система», «Региональная транспортная система», «Мировой порт». Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. | 1 | 2 | ОК 02. ОК 03. ОК 04. |
Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: Работа с атласом и контурными картами, таблицами. | ||||
Контроль в форме. Проверка выполнения картосхем. | ||||
15 | Практическое занятие № 8 Крупные мировые морские порты и аэропорты. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 04. ОК 07. ОК 09 |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. Нанесение на контурной карте крупных портов и аэропортов. | ||||
16 | Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях. Тестирование №1. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 07. |
Раздел 6. Регионы мира | ||||
География населения и хозяйства Зарубежной Европы | ||||
17 | Общая характеристика Зарубежной Европы Определение понятия: «экономико-географическое положение страны». Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. | 1 | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. |
Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации:, Работа с атласом и контурными картами | ||||
Контроль в форме проверки правильности выполнения картосхем. | ||||
18 | Практическое занятие № 9 Крупнейшие города и агломерации Зарубежной Европы. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 04. ОК 07. ОК 09 |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. Нанесение на контурной карте крупных городов и агломераций. | ||||
19 | Практическое занятие № 10 Обрабатывающая промышленность, добывающая промышленность, сельское хозяйство Великобритании и Германии. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 03. ОК 04. ПК 1.3 ПК 4.2 ПК 4.4 |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. Нанесение на контурной карте международные грузопотоки нефти и газа, крупные и крупнейшие электростанции. | ||||
Профессионально-ориентированное содержание | 1 | 2 | ||
20 | Особенности экономико- и социально- географического положения Франции и Италии Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и ее территориальная структура. Мировой центр туризма. | 1 | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 07. |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление плана-схемы. | ||||
Контроль: в форме проверки качества составленного плана-схемы. | ||||
21 | Практическое занятие № 11 Обрабатывающая промышленность, добывающая промышленность, сельское хозяйство Франции и Италии. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 03. ОК 04. |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. Нанесение на контурной карте международные грузопотоки нефти и газа, крупные и крупнейшие электростанции. | ||||
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | ||||
22 | Экономико- и социально-географическое положение стран Зарубежной Азии Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | 1 | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 07. ПК 1.4 ПК 4.1 ПК 5.1 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление таблицы «Природно-ресурсный потенциал стран Зарубежной Азии» | ||||
Контроль: в форме проверки качества составленной таблицы. | ||||
Профессионально-ориентированное содержание | 1 | 2 | ||
23 | Практическое занятие № 12 Крупнейшие города и агломерации Зарубежной Азии. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 03. ОК 04. |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. Нанесение на контурной карте международные грузопотоки нефти и газа, крупные и крупнейшие электростанции. | ||||
24 | Особенности экономико- и социально- географического положения Китая Китай как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системыОсобенности хозяйства Китая Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление таблицы «Природно-ресурсный потенциал Китая» | ||||
Контроль: в форме проверки качества составленной таблицы. | ||||
25 | Практическое занятие № 13 Обрабатывающая промышленность, добывающая промышленность, сельское хозяйство Японии и Китая. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 03. ОК 04. ПК 1.3 ПК 2.2 ПК 6.1 |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. Нанесение на контурной карте международные грузопотоки нефти и газа, крупные и крупнейшие электростанции. | ||||
Профессионально-ориентированное содержание | 1 | 2 | ||
26 | Практическое занятие № 14 Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий в Зарубежной Европе. Германия, Великобритания, Франция, Италия. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 04. ОК 07. ОК 09. ПК 1.4 ПК 3.2 ПК 4.4 |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания | ||||
Профессионально-ориентированное содержание | 1 | 2 | ||
27 | Практическое занятие № 15 Установление взаимосвязей между размещением населения и хозяйства в Зарубежной Азии. Япония, Китай, Индия. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 04. ОК 09. |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания | ||||
28 | Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях по пройденным темам. Тестирование № 2. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 07. |
География населения и хозяйства Африки | ||||
29 | Экономико- и социально-географическое положение Африки Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. | 1 | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. |
Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: Работа с атласом и контурными картами | ||||
Контроль в форме проверка правильности выполнения картосхем. | ||||
30 | Практическое занятие № 16 Обрабатывающая промышленность, добывающая промышленность, сельское хозяйство Африки. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 04. ОК 09. |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. Нанесение на контурной карте международные грузопотоки нефти и газа, крупные и крупнейшие электростанции. | ||||
География населения и хозяйства Северной Америки | ||||
31 | Экономико- и социально-географическое положение Северной Америки Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Профессиональное ориентирование: работа с контурными картами, роль природных ресурсов стран в професии. | 1 | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.8 ПК 1.9 ПК 4.1 ПК 4.2 |
Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: Работа с атласом и контурными картами. | ||||
Контроль в форме проверка правильности выполнения картосхем. | ||||
Профессионально-ориентированное содержание | 1 | 2 | ||
32 | Практическое занятие № 17 Обрабатывающая промышленность, добывающая промышленность, сельское хозяйство США. | 1 | 3 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ПК 2.1 ПК 4.2 ПК 6.1 |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. Нанесение на контурной карте международные грузопотоки нефти и газа, крупные и крупнейшие электростанции. | ||||
Профессионально-ориентированное содержание | 1 | 2 | ||
География населения и хозяйства Латинской Америки | ||||
33 | Практическое занятие № 18 Крупнейшие города и агломерации Латинской Америки и их развитие в промышленности. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 04. ОК 07. ОК 09 |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. Нанесение на контурной карте международные грузопотоки нефти и газа, крупные и крупнейшие электростанции. | ||||
География населения и хозяйства Австралии и Океании | ||||
34 | Экономико- и социально-географическое положение Австралии и Океании Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. | 1 | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. |
Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: Работа с атласом и контурными картами | ||||
Контроль в форме проверка правильности выполнения картосхем. | ||||
35 | Практическое занятие № 19 Обрабатывающая промышленность, добывающая промышленность, сельское хозяйство Австралии и Океании. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 04. ОК 07. ОК 09 |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. Нанесение на контурной карте международные грузопотоки нефти и газа, крупные и крупнейшие электростанции. | ||||
36 | Практическое занятие № 20 Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира: Австралия и Океания. | 1 | 3 | ОК 02. ОК 04. ОК 09. |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. | ||||
Раздел 7. Россия в современном мире | ||||
37 | Россия и современный мир Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXIвеков.. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Перспективы развития.Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 1 | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 09. |
Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: Составление опорного конспекта, работа с ГИС. Работа с атласом и контурными картами, таблицами, словарями и справочниками. Оформление понятийного словаря | ||||
Контроль в форме: Фронтальный опрос. Оценивание выполнения картосхем. Проверка усвоения ключевых слов темы, правильности составления терминологического словаря по теме. Оценивание докладов сформулированных выводов. | ||||
38 Дифференцированный зачет | 1 | |||
Практическая подготовка (профессионально-ориентированное содержание): | 8 | |||
Всего учебных занятий: | 38 |
Уровни усвоения знаний
1 уровень - Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);2 уровень - Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 уровень - Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение. 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации. | Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии. |
2. Политическое устройство мира | Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально- экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития. |
3. География мировых природных ресурсов | Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана. |
4. География населения мира | Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы. |
5. Мировое хозяйство 5.1 Современные особенности развития мирового хозяйства | Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития. |
5.2 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира. |
5.3 География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей. |
5.4 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами. |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании. |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии. |
География населения и хозяйства Африки | Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки. |
География населения и хозяйства Северной Америки | Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США. |
География населения и хозяйства Латинской Америки | Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике. |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. |
7. Россия в современном мире | Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России. |
3. Условия реализации программы общеобразовательной учебной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: наличия учебного кабинета «Гуманитарных и социальных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением мультимедиа, проектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1.Комплект учебно-наглядных пособий:
- атлас мира
- контурные карты
- карта мира
2.Комплект электронных пособий:
Развивающие фильмы: «Глобальное потепление», «Транссибирский экспресс», «Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Тип оценочных мероприятий: тестирование, задания по карточкам, географический диктант, устный опрос, фронтальный письменный опрос, доклады, рефераты, оценка составленных презентаций по темам раздела, оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт, контрольная работа, оценка самостоятельно выполненных заданий, дифференцированный зачет проводится в форме тестирования.
5. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
1.Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2022.
2.Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2022.
3.Гладкий Ю.Н. География. Современный мир.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Ю.Н.Гладкий, В.Н.Николина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».-5-е изд.-М.:Просвещение, 2018.-272с.: ил., карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
4.www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
5.www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
6.www.school-collection.edu.ru («Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
7.https://infourok.ru/ (образовательная онлайн платформа).
8. https://urait.ru/ (образовательная платформа).
[1] Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые общеобразовательной дисциплиной
[2] Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) для базового уровня обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для специальности 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
Программа былы разработана согласно требованиям новых стандартов - ФГОС. Предназначена для групп с углубленной подготовкой. Присутствует внеаудиторная работа. Аудиторная нагрузка на семестр составляет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА по специальности среднего профессионального образования технического профиля 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рабочая программа учебной дисциплины реализует Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для профессии: 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС -по специальности270802 «Строительство и эксплуатация зданий и соор...
Рабочая программа по биологии 21.02.05 "Земельно-имущественные отношения", 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)", 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
Рабочая программа по биологии 21.02.05 "Земельно-имущественные отношения", 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)", 08.02.0...
Рабочая программа по математике специальность "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД. 04 Математика Программы подготовки специалистов среднего звена: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП.09 «ФИЗИКА» по специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборуд
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в образовательной организации среднего профессионального образования ГБПОУ РК «Симферопольский т...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА...