Использование топонимического материала в курсе «Родной край - Оймяконье», 5 кл.
методическая разработка по географии (5 класс)
Одним из перспективных направлений оптимизации данного курса мы видим в широком использовании топонимического материала по своей местности, который позволяет повышать качество знаний учащихся через развитие интереса к изучению родного края, через исследовательскую деятельность младших подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_toponimicheskogo_materiala.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование топонимического материала
в курсе «Родной край - Оймяконье», 5 кл.
Черемкина Елена Гаврильевна
преподаватель биологии и географии
МБОУ «Терютьская СОШ им. Г.А.Кривошапкина»
Оймяконский улус, Россия
Интегрированный естественно-обществоведческий курс «Родной край» (5 класс) введен в базисный учебный план национальных школ РС(Я) с 1992/93 учебного год и направлен на изучение ближайшего окружения - своей «малой родины». Он обеспечивает преемственность пропедевтических курсов начальной школы с последующими систематическими: биологией, химией, физикой и географией. Курс "Родной край" направлен на изучение комплексной характеристики природы, населения и хозяйства своей местности.
Курс «Родной край - Оймяконье» в 5 классе Терютьской СОШ изучается с 2005 года, накоплен достаточный для дальнейшего совершенствования и осмысления материал. Одним из перспективных направлений оптимизации данного курса мы видим в широком использовании топонимического материала по своей местности, который позволяет повышать качество знаний учащихся через развитие интереса к изучению родного края, через исследовательскую деятельность младших подростков.
Основной целью изучения курса является формирование всесторонне развитой личности, обладающей краеведческими и экологическими знаниями, а также чувством любви и уважения к своей малой родине.
Основными задачами курса служат:
- формирование знаний об истории, культуре, природе, населении и хозяйстве Терюти;
- воспитание гуманного отношения к хрупкой северной природе;
- развитие творческого потенциала младших подростков.
Топонимический материал поселка Терють используется в курсе «Родной край – Оймяконье», 5 класс. Мы взяли, в частности, список названий местности и родов, которые долго проживали в этой местности (исконные хозяева урочищ). Всего 60 географических названий. Эти географические названия и термины были использованы нами при составлении словарика географических терминов и географических названий (таблица 1).
Для достижения поставленной нами цели нами определены пути включения топонимического материала в курс «Родной край - Оймяконье», основными из которых являются:
- опора на опыт местных краеведов в изучении топонимики Оймяконья;
- отбор топонимов по Терютьскому наслегу, необходимых для изучения в 5 классе;
- систематическое включенье в содержание уроков топонимического материала по своей местности;
- введение в процесс обучения учащихся выполнение творческих работ, связанных с топонимическим материалом наслега;
- проведение экскурсий на места, связанные с историей и культурой родного края;
- включение в процесс обучения систематическое заполнение творческих тетрадей и топонимического словарика местных названий.
Как показало экспериментальное обучение в 5 классе Терютьской школы:
- использование топонимического материала в учебном процессе значительно облегчает запоминание, осмысление и усвоение географических терминов;
- укрепляет связь между географией, историей и этнографией;
- становится важным средством дальнейшего расширения и углубления знаний, развития кругозора учащихся.
- приучает школьников к исследовательской работе;
- развивает мышление и умение самостоятельного анализа.
Таким образом, изучая основу топонимики и этнографии в школе, мы наглядно демонстрируем связь теорий и практики, взаимодействии смежных дисциплин, имеем возможность, формировать элементарные исследовательские навыки, что активизирует развитие творческих способности ученика, воспитываем любовь к родному краю. Воспитываем личность и личностные качества, как терпеливость, внимание, упорство в достижении цели, вера в свои силы и радость первого открытия.
Для нас важен сам процесс приобщения учащихся к топонимики, важно развитие исследовательских навыков и творческих способностей учащихся.
Введение топонимического материала в учебный процесс формирует устойчивый интерес к предмету, расширяет кругозор у детей, появляется возможность наиболее полно изучить свой край.
Приложения
Таблица 1.
Методические приемы при изучении топонимики в курсе
«Родной край -Оймяконье»
Темы уроков | Топонимическое содержание | Формы урока и методические приемы |
Введение (3 ч.) 1. Понятие родного края | Понятия: Географические термины. Топонимика-наука о географических названиях. | Осенняя экскурсия. Д/З: Завести творческую тетрадь. |
2. Оймяконье на Земле (глобусе) | Понятие: Оронимы-собственные имена географических объектов. | Беседа. Д/З: Завести словарик географических терминов и местных топонимов. |
3. Оймяконье на карте России и Якутии | Понятие: Микротопонимы-географические названия, относящиеся к небольшому по размерам и значению объектам. | Беседа. Визитная карточка Оймяконья. Занести в словарь понятие микротопонимы. Д/З: Территория Оймяконья, границы. |
Тема 1. Прошлое Оймяконья (2 ч.) 4. История заселения Оймяконья. Быт и традиции предков. | Понятия: Этнотопонимы географические названия, относящиеся к языку этноса (народа). Топонимы, связанные с религией. Топонимы, связанные с местными событиями. | Экскурсия в школьный краеведческий музей. Занести в словарь: Нелькан, Селирикан; Сэргэ, Кэрэх; Мейи Тестибит, Ке5е Ыйабыт; Д/З: Творческая работа по объяснению происхождения и значения географических названий. |
5. Прибытие русских, их роль в изучении и исследовании Оймяконья. | Понятия: Перенесенные топонимы. | Беседа. Чтение учащимися отрывков из энциклопедии школьника «Арктика мой дом». Занести в словарь: Хасарыма, Чочёбуна. Д/З: Творческая работа по объяснению происхождения и значения географических названий. |
Тема 2. Ориентирование (3 ч.) 6. Определение сторон горизонта по солнцу. | Урок- путешествие. Д/З: Схема «Мой путь…» (по выбору) | |
7. Карта Оймяконья. | Понятие: Топонимы, связанные с направлением частей света. | Урок-практикум. Занести в словарь: Орто Алыы, Арга Толоон. Д/З: Маршрут купца - мецената Кривошапкина Н.О. из Оймякона в Якутск. |
8. Ориентирование по местным признакам. | Беседа. | |
Тема 3. Оймякон его поверхность (2 ч.) 9. Рельеф Оймякона. | Понятия: Рельеф. Орография-формы рельефа. | Беседа. Чтение «Азбука природы Оймяконья» Новгородов П.Е. Занести в словарь: Хребет Черского, Мус –Хайа, Сунтар-Хайа. Д/З: Биографии Обручева С.В., Черского И.Д. |
10. Полезные ископаемые и их использование. | Бадаран-добыча золота Сарылах-добыча сурьмы. | Практическая работа. Занести в словарь: Бадаран и Сарылах. Д/З: Сообщение: Золото. Сурьма. |
Тема 4. Климат и погода Оймяконья (3 ч.) 11. Особенности климата Оймяконья. | Понятие: Топонимы связанные с природными явлениями. | Урок-дискуссия. «Два полюса холода…». Занести в словарь: Тыаллах, Кумах Ыспыт. |
12. Времена года. | Игра « Времена года». | |
13. Климат и жизнь людей. | Географические термины-байджарах, быллар, алаас. | Урок-практикум. Занести в словарь: байджарах, быллар, алаас. |
Тема 5. Воды Оймяконья (3 ч.) 14. Реки Индигирка и Эльги. | Понятие: гидронимы-собственные названия водных объектов. | Беседа. Чтение учащимися статьи Атласова П.Н.-Эльгинского «». Занести в словарь: Индигирки, Эльги. |
15. Озеро Лабынгкыр. | Беседа. Чтение учащимися книги Егорова С.М. «Лабынкыр - озеро легенд». Д/З: Легенда об озере Лабынкыр. | |
16. Источник Сытыган-Сылба. | Беседа. Занести в словарь: Лабынкыр и Сытыган-Сылба. | |
Тема 6. Растительный и животный мир Оймяконья (3 ч.). 17. Почвы Оймяконья. | Беседа. | |
18. Растительный мир Оймяконья. | Понятие: Фитотопонимы-названия, связанные с растениями. | Беседа. Работа с планшетом «Флора Оймяконья». Занести в словарь: Хатын Буом, Дулга, Оттох. |
19. Животный мир Оймяконья. | Понятие: Зоотопонимы-названия, связанные с животными. | Беседа. Работа с планшетом «Фауна Оймяконья». Занести в словарь: Суордах, Кубалах, Хастах. |
Тема 7. Охрана природы Оймяконья (2 ч.). 20. Охрана почвы, вод и воздуха Оймяконья. | Беседа. Д/З: Проект эко. тропы (варианты). | |
21. Охрана растительного и животного мира Оймяконья. | Беседа. Д/З: Плакаты эко. характера. | |
Тема 8. Население и населенные пункты Оймяконья (2 ч.). 22. Население Оймяконья. | Понятие: антротопонимы-собственное имя человека. | Урок-исследование. История и культура малых народов севера. Занести в словарь: О5оннер Хайата, Чочоло Кюель. |
23. Населенные пункты Оймяконья. | Урок-практикум. Д/З: «Терють-интернациональный поселок». | |
Тема 9. Хозяйство Оймякона (3 ч.) 24. Промышленность Оймякона | Беседа. пос. Усть-Нера - административный и промышленный центр. | |
25. Сельское хозяйство Оймяконья. | Понятие: топонимы, связанные с деятельностью человека. | Беседа. Наслеги: с. Ючюгей-оленеводство; с. Томтор, Сордоннох, Оймякон, Терють-коневодство, животноводство. Занести в словарь: наслеги Оймяконья, топонимы-Харбатыы, Сайылык, Отор, Ураса. |
26. Транспорт Оймяконья. | Беседа. Д/З: Схема федеральной дороги «Колыма». | |
Тема 10. Культура и образование в Оймяконе (2 ч.) 27. Достопримечательности Оймякона. | Понятие: Кисиляхи-останцы выветривания. Малтанская скала. Ледники. Эйюме-незамерзающая полынья. | Урок-викторина. Занести в словарь: Кисиляхи, Малтан, Эйюме. Д/З: «Чем привлекает Оймякон туристов?». |
28. Знатные люди Оймякона. | Урок-семинар. Кривошапкин Н.О.-купец, меценат. Кривошапкин Г.Н.-Герой Соц. Труда. Ветераны труда. Люди искусства. | |
29. ГЭП (1 ч.) | ||
30. Обобщение (1 ч.). | Игра: «Знаешь ли ты родной край ?» |
Литература
- Багдарыын Сюлбэ. Топонимика Якутии. Як. 1985
- Васильева Т.Е. Полюс холода Оймяконья. Як. 2005
- Жирков И.И., Жирков К.И., Максимов Г.М., Кривошапкина О.М. География Якутии: Учебник для 9 класса ср. общеобр. школы. – Якутск: Бичик, 2004. – 301 с.
- Иванов И.Е. Топонимика Верхневилюйского улуса. Як. 2005
- Качанова И.Л. Краеведческая работа в школах Крайнего Севера. М. 1987
- Кривошапкина О.М., Афонская Л.П., Михайлова Т.В. География Якутии. Методическое пособие для учителя.
- Новгородов Е.П. Азбука природы Оймяконья. Як. 1999
- Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. М. 2000
- Вопросы географии в Якутии. Сборник научных трудов. Як.2005
10. Максимов Г.Н., Кривошапикна О.М. Методическое письмо о преподавании географии в 2001/2002 учебном году / География. Программно-методические материалы.- Якутск, 2001. – С.17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Родной край"
Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...
Рабочая тетрадь по курсу "Родной край Хакасия" 6 класс
Печатное пособие, рабочая тетрадь по курсу «Родной край – Хакасия» 6 класс....
Материалы для краеведческой викторины "Путешествие по родному краю" "Исторический ринг "Эрудиты" против "Знатоков" - 2016)
В данной краеведческой викторине представлены вопросы, касающиеся истории Волховского района и Ленинградской области с древнейших времен до XX века....
рабочая программа ппо курсу родной край
рабочая программа по курсу разработана для учащихся 8 класса, реализуется как гимназический компонент. работа ведется по учебнику, с исспользованием атласа и контурных карт. в курсе рассматривается ис...
Элективный курс для учащихся 10-х классов «По тропам родного края » на материале романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»
Курс «По тропам родного края » призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка и литературы. Нахождение троп на практике предлагает...
Авторская программа курса «Родной край – Оймяконье», 5 класс, 34 ч.
Курс «Родной край - Оймяконье» в 5 классе опирается на Государственный стандарт НРК в географическом образовании, является пропедевтическим курсом для изучения систематических предметов и ...