Практическая география
рабочая программа по географии (9 класс)
Внеурочный курс по географии для 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_geografiya_9_klass.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Утверждаю» Директор школы: __________Н.А.Вардия Приказ № от 31.08.2023 г. | «Согласовано» Заместитель директора: _________ Т.М.Немальцева Протокол заседания МС № 1 от 30.08.2023 г. | «Проверено» Руководитель ШМО ________ Л.Н.Базанова от 29.08.2023 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Практическая география»
для 9 класса
на 2023- 2024 учебный год
Учитель: Базанова Л.Н,
учитель географии
г. Радужный,
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая география» для 9 класса составлена на основе требований нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ред. от 31.12.2015г.);
- Постановление правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
- Постановление правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, изменениями);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, (в редакции изменений № 3, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81);
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
- Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
- Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
- Методические рекомендации Минпросвещения России от 20.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Цели обучения:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в России и мире;
- формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства мира, России, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства мира, России;
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
- формирование личностных основ российской гражданской идентичности.
Задачи обучения:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к планете, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям территорий для проживания; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география», рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю. Возрастные особенности 15 – 16 лет.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО:
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- приобретение опыта участия в социально значимом труде;
- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- понимание основ экологической культуры.
Метапредметными результатами изучения курса
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
- планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- сравнивать результаты: полученные и ожидаемые;
- владеть основами самоконтроля и самооценки;
- осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
- оценивать работу одноклассников;
- в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;
- критично относиться к своему мнению.
Познавательные УУД:
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- решать проблемные задачи;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- объяснять значение ключевых понятий курса; знание географической номенклатуры;
- работать с основными источниками географической информации;
- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
- свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов, измерять направлений и расстояний на плане и карте;
- определять географическое положение крупных регионов мира, России, ЧАО;
- определять время в различных пунктах мира, страны, региона;
- называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных природных процессов;
- составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;
- приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
давать комплексную физико-географическую характеристику объектов природы;
- приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
- приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;
- объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
- оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
- определять экологические проблемы природных регионов; называть меры по охране природы;
- оценивать степень комфортности природных условий для любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов;
- умение характеризовать уникальные объекты мира.
Содержание курса внеурочной деятельности «Практическая география» в 9 классе
План и карта (6 часов). Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.
Путешествия и географические открытия (2 часа). Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея. Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло. Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).
Природа Земли (6 часов). Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов. Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Материки, океаны, народы и страны (7 часов). Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
География России (12 часов). Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.
Итоговое занятие (1 час). Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.
Тематическое планирование
1 | Тема | Количество часов |
2 | План и карта | 6 |
3 | Путешествия и географические открытия | 2 |
4 | Природа Земли | 6 |
5 | Материки, океаны, народы и страны | 7 |
6 | География России | 12 |
7 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 34 |
№ | Раздел и тема занятия | Количество часов | Форма проведения занятия | Цифровые образовательные ресурсы |
1 | Источники географической информации. Условные знаки. | 6 | Групповая | https://resh.edu.ru/subject/4/5/ уроки 7 -12 |
2 | Путешествия и географические открытия | 2 | Групповая | https://resh.edu.ru/subject/4/5/ уроки 2-4 |
3 | Природа Земли | 6 | Групповая | https://resh.edu.ru/subject/4/6/ уроки 7-12 |
4 | Материки, океаны, народы и страны | 7 | Групповая | https://resh.edu.ru/subject/4/7/ уроки 2-3, 15 -20 |
5 | География России | 12 | Групповая | https://resh.edu.ru/subject/4/8/ уроки 1 – 2 https://resh.edu.ru/subject/4/9/ |
Итоговое занятие | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
1. | Тема 1. План и карта (6 часов). Источники географической информации. Условные знаки. | 1 | 06.09 | 06.09 |
2. | Ориентирование на местности. | 1 | 13.09 | 13.09 |
3. | Горизонтали. Профиль местности. | 1 | 20.09 | 20.09 |
4. | Координатная сетка. Географическая широта и долгота. | 1 | 27.09 | 27.09 |
5. | Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат» | 1 | 04.10 | 04.10 |
6. | Определение расстояний на плане. | 1 | 11.10. | 11.10. |
7. | Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 часа). География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России. | 1 | 18.10 | 18.10 |
8. | Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте. | 1 | 25.10 | 25.10 |
9. | Тема 3. Природа Земли (6 часов). Развитие земной коры. Земная кора на карте. | 1 | 08.11 | 08.11 |
10. | Атмосфера. Температура воздуха. | 1 | 15.11 | 15.11 |
11. | Атмосферное давление. | 1 | 22.11 | 22.11 |
12. | Климатические пояса Земли. | 1 | 29.11 | 29.11 |
13. | Определение типов климата по климатичес- ким диаграммам. | 1 | 06.12 | 06.12 |
14. | Гидросфера: состав, свойства, происхождение. | 1 | 13.12 | 13.12 |
15. | Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов). Особенности природы Африки. | 1 | 22.12 | 22.12 |
16. | Особенности природы Южной Америки. | 1 | 27.12 | 27.12 |
17. | Особенности природы Австралии и Антарктиды. | 1 | 11.01 | 11.01 |
18. | Особенности природы Евразии. | 1 | 18.01 | 18.01 |
19. | Особенности природы Северной Америки. | 1 | 25.01 | 25.01 |
20. | Страны мира. Классификация стран. | 1 | 01.02 | 01.02 |
21. | Работа с картами атласа по отработке знаний объектов географической номенклатуры. | 1 | 08.02 | 08.02 |
22. | Тема 5. География России (12 часов). ГП России. | 1 | 15.02 | 15.02 |
23. | Административно-территориальное устройство РФ. | 1 | 22.02 | 22.02 |
24. | Экономические районы России. | 1 | 29.02 | 29.02 |
25. | Часовые пояса. Поясное время. | 1 | 07.03 | 07.03 |
26. | Общая характеристика природы России. | 1 | 14.03 | 14.03 |
27 | Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов по теме | 1 | 21.03 | 21.03 |
28. | Народы, населяющие Россию, их география. | 1 | 04.04 | 04.04 |
29. | Демографическая ситуация в России. | 1 | 11.04 | 11.04 |
30. | Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков. | 1 | 18.04 | 18.04 |
31. | Регионы России. Хозяйство Европейской части России. | 1 | 25.04 | 25.04 |
32. | Регионы России. Хозяйство Азиатской части России. | 1 | 02.05 | 02.05 |
33. | Природопользование и экология. | 1 | 16.05 | 16.05 |
34. | Тема 6. Итоговое занятие (1 час). Обобщение материала по программе курса. | 1 | 23.05 | 23.05 |
Учебно – методическое обеспечение
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы», 2016г.
Мишняева Е.Ю. Котляр О.Г. Просвещение, УМК «Сферы», 2016г.
Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2016г.
Котляр О.Г. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение,
УМК «Сферы» для 7 класса
Кузнецов А.П. География. Земля и люди. 7 класс.Учебник Просвещение, УМК «Сферы», 2017г
Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2018г.
УМК «Сферы» для 8 -9 класса
В.П. Дронова, Л.Е. Савельева. География. Россия: природа, население, хозяйство. Просвещение, 2018
Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2017г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по географии ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности....
Рабочая программа по географии " Практическая география"
Дополнительная общеобразовательная программа Практическая география". Направленность программы:естественнонаучнаяВозраст 14-15 лет (8-9 класс)Срок реализации 1 год...
Программа внеурочной деятельности для 9 классов "Практическая география"
В программе внеурочной деятельности представлен материал от 5 до 9 класса включительно. Программу можно использовать для подготовки к ОГЭ....
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...
"Практическая география"
Тематическое планирование по георафии внеурочной деятельности в 9 классе....
Рабочая программа факультатива по географии 9 класс" Практическая география"
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками,а так же знание географической номенклатуры по всем ре...
Рабочая программа по учебному курсу «Практическая география» для обучающихся 9 класса
Курс "Практическая география" предназначен для учащихся 9 класса, как дополнительный, при подготовке к ОГЭ...