Практическая география
рабочая программа по географии (9 класс)

Внеурочный  курс по географии  для 9 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_geografiya_9_klass.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

«Утверждаю»

Директор школы:

__________Н.А.Вардия

Приказ №

от 31.08.2023 г.

«Согласовано»

Заместитель директора:

_________ Т.М.Немальцева

Протокол заседания МС

№ 1 от 30.08.2023 г.

«Проверено»

Руководитель ШМО

________ Л.Н.Базанова

от 29.08.2023 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Практическая география»

для 9 класса

на 2023- 2024 учебный год

Учитель: Базанова Л.Н,

 учитель географии

г. Радужный,

2023 г.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая география» для 9 класса составлена на основе требований нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ред. от 31.12.2015г.);
  • Постановление правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
  • Постановление правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, изменениями);
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, (в редакции изменений № 3, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81);
  • Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
  • Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
  • Письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
  • Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
  • Методические рекомендации Минпросвещения России от 20.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Цели обучения:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в России и мире;
  •  формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства мира, России, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства мира, России;
  • выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
  • формирование личностных основ российской гражданской идентичности.

Задачи обучения:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к планете, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям территорий для проживания; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место курса в плане внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география», рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю. Возрастные особенности 15 – 16 лет.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО:

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • приобретение опыта участия в социально значимом труде;
  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • понимание основ экологической культуры.

Метапредметными результатами изучения курса

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
  • планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • сравнивать результаты: полученные и ожидаемые;
  • владеть основами самоконтроля и самооценки;
  • осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
  • оценивать работу одноклассников;
  • в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;
  • критично относиться к своему мнению.

Познавательные УУД:

  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • классифицировать информацию по заданным признакам;
  • решать проблемные задачи;
  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • объяснять значение ключевых понятий курса; знание географической номенклатуры;
  • работать с основными источниками географической информации;
  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов, измерять направлений и расстояний на плане и карте;
  • определять географическое положение крупных регионов мира, России, ЧАО;
  • определять время в различных пунктах мира, страны, региона;
  • называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных природных процессов;
  • составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;
  • приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

давать комплексную физико-географическую характеристику объектов природы;

  • приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
  • приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;
  • объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
  • оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
  • определять экологические проблемы природных регионов; называть меры по охране природы;
  • оценивать степень комфортности природных условий для любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов;
  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов;
  • умение характеризовать уникальные объекты мира.

Содержание курса внеурочной деятельности «Практическая география» в 9 классе

План и карта (6 часов). Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.

Путешествия и географические открытия (2 часа). Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея. Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло. Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).

Природа Земли (6 часов). Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов. Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.

Материки, океаны, народы и страны (7 часов). Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

География России (12 часов). Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.

 Итоговое занятие (1 час). Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.

 

Тематическое планирование

1

Тема

Количество часов

2

План и карта

6

3

Путешествия и географические открытия

2

4

Природа Земли

6

5

Материки, океаны, народы и страны

7

6

География России

12

7

Итоговое занятие

1

Итого

34

Раздел и тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятия

Цифровые образовательные ресурсы

1

Источники географической информации. Условные знаки.

6

Групповая

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

уроки 7 -12

2

Путешествия и географические открытия

2

Групповая

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

 уроки 2-4

3

Природа Земли

6

Групповая

https://resh.edu.ru/subject/4/6/

уроки 7-12

4

Материки, океаны, народы и страны

7

Групповая

https://resh.edu.ru/subject/4/7/

уроки 2-3, 15 -20

5

География России

12

Групповая

https://resh.edu.ru/subject/4/8/

уроки 1 – 2

https://resh.edu.ru/subject/4/9/

Итоговое занятие

1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

1.

Тема 1. План и карта (6 часов).

Источники географической информации. Условные знаки.

1

06.09

06.09

2.

Ориентирование на местности.

1

13.09

13.09

3.

Горизонтали. Профиль местности.

1

20.09

20.09

4.

Координатная сетка. Географическая широта и долгота.

1

27.09

27.09

5.

Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат»

1

04.10

04.10

6.

Определение расстояний на плане.

1

11.10.

11.10.

7.

 Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 часа). География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России.

1

18.10

18.10

8.

Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.

1

25.10

25.10

9.

Тема 3. Природа Земли (6 часов).

Развитие земной коры. Земная кора на карте.

1

08.11

08.11

10.

Атмосфера. Температура воздуха.

1

15.11

15.11

11.

Атмосферное давление.

1

22.11

22.11

12.

Климатические пояса Земли.

1

29.11

29.11

13.

Определение типов климата по климатичес-

ким диаграммам.

1

06.12

06.12

14.

Гидросфера: состав, свойства, происхождение.

1

13.12

13.12

15.

Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов). 

Особенности природы Африки.

1

22.12

22.12

16.

Особенности природы Южной Америки.

1

27.12

27.12

17.

Особенности природы Австралии и Антарктиды.

1

11.01

11.01

18.

Особенности природы Евразии.

1

18.01

18.01

19.

Особенности природы Северной Америки.

1

25.01

25.01

20.

Страны мира. Классификация стран.

1

01.02

01.02

21.

Работа с картами атласа по отработке

 знаний объектов географической

номенклатуры.

1

08.02

08.02

22.

Тема 5. География России (12 часов).

ГП России.

1

15.02

15.02

23.

Административно-территориальное устройство РФ.

1

22.02

22.02

24.

Экономические районы России.

1

29.02

29.02

25.

Часовые пояса. Поясное время.

1

07.03

07.03

26.

Общая характеристика природы России.

1

14.03

14.03

27

Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов по теме

1

21.03

21.03

28.

Народы, населяющие Россию, их география.

1

04.04

04.04

29.

Демографическая ситуация в России.

1

11.04

11.04

30.

Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков.

1

18.04

18.04

31.

Регионы России. Хозяйство Европейской части России.

1

25.04

25.04

32.

Регионы России. Хозяйство Азиатской части России.

1

02.05

02.05

33.

Природопользование и экология.

1

16.05

16.05

34.

Тема 6. Итоговое занятие (1 час).

Обобщение материала по программе курса.

1

23.05

23.05

Учебно – методическое обеспечение

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы», 2016г.

Мишняева Е.Ю. Котляр О.Г. Просвещение, УМК «Сферы», 2016г.

Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2016г.

Котляр О.Г. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение,

УМК «Сферы» для  7 класса

Кузнецов А.П. География. Земля и люди. 7 класс.Учебник  Просвещение, УМК «Сферы», 2017г

Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2018г.

УМК «Сферы» для 8 -9  класса

В.П. Дронова, Л.Е. Савельева. География. Россия: природа, население, хозяйство. Просвещение, 2018

Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2017г

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по географии ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности....

Рабочая программа по географии " Практическая география"

Дополнительная общеобразовательная программа Практическая география". Направленность программы:естественнонаучнаяВозраст 14-15 лет (8-9 класс)Срок реализации 1 год...

Программа внеурочной деятельности для 9 классов "Практическая география"

В программе внеурочной деятельности представлен материал от 5 до 9 класса включительно. Программу можно использовать для подготовки к ОГЭ....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...

"Практическая география"

Тематическое планирование по георафии внеурочной деятельности в 9 классе....

Рабочая программа факультатива по географии 9 класс" Практическая география"

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками,а так же знание географической номенклатуры по всем ре...

Рабочая программа по учебному курсу «Практическая география» для обучающихся 9 класса

Курс "Практическая география" предназначен для учащихся 9 класса, как дополнительный, при подготовке к ОГЭ...