Рабочая программа по географии " Практическая география"
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Дополнительная общеобразовательная программа Практическая география".
Направленность программы:естественнонаучная
Возраст 14-15 лет (8-9 класс)
Срок реализации 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_geografiya_2ch.docx | 137.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2127»
Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672
Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru
ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ Школы № 2127 от «____» _________________2017 г. протокол № ___________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школы № 2127 _____________ И.Ю. Солодкий «____» ____2017 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Практическая география
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся:14-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Бондарь Ирина Николаевна
учитель географии
Москва-2017
Пояснительная записка.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
. Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний по географии. Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся получат возможность познакомиться и овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Важную роль играют географические карты в преподавании географии. Использование их как наглядного материала, и работа с ними как важными источниками географических знаний способствует развитию у учащихся пространственного воображения, географического мышления. Практические работы, построенные на основе географических карт, или с их созданием, активизируют учебную деятельность обучающихся. В последние годы в школе развивается направление, связанное с развитием первичных научных умений и навыков наиболее подготовленных учеников. В этом плане картография, картографирование территориального размещения различных объектов и явлений, анализ получившихся картографических материалов может служить примером реальных научных результатов деятельности обучающихся.
Максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных интересов, способствует развитию у детей различных умений и навыков для исследовательской работы.
В программу работы включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний.
Цель курса:
а) образовательная: формирование базовых знаний и представлений об истории создания географических карт, об образах территории и явлениях, изображаемых на карте, а также навыков работы с картографическими произведениями и умений решать по картам учебные, научные и прикладные задачи
б) развивающая: развитие познавательной мотивации учащихся и формирование их ценностного отношения к науке, знанию, исследовательской деятельности;
в) воспитательная: формирование личных качеств ученика: коллективизма, трудолюбия, ответственности, овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, как одного из языков международного общения;
Задачи курса:
а) в обучении: знакомство с методами исследования, применяемыми в разных областях наук о Земле; развитие умения анализировать информацию из различных источников, преобразовывать ее в различные формы; активизация интереса к изучению географии, обобщение, обогащение и углубление знаний по предмету
б) в развитии: развитие интереса у учащихся к предмету, любознательности, творческих способностей; формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники;
в) в воспитании: воспитание научно обоснованного бережного отношения к окружающему миру; формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания со сверстниками; воспитание, чувства коллективизма и ответственности
Новизна и отличительные особенности программы.
При создании программы мной были изучены 4 авторские программы по географии (см. список литературы).
Новизна данной программы заключается в том, что практические навыки отрабатываются в доступной для обучающихся форме, что позволит через практическую составляющую прикладного курса осознанно воспринимать материал.
Возраст обучающихся по программе: 14-15 лет (обучающиеся 8- 9 класса)
Срок реализации программы: 1 год
Формы и режим занятий:
Работа по данной программе предполагает очные групповые занятия ,2 часа в неделю.
Основные формы обучения: теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных проектов. На занятиях также будет применены элементы игровой технологии, в основном, при закреплении полученных навыков и умений.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
В результате выполнения программы предусматривается активизация инициативы и творчества учащихся, повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает в целом повышение интереса учащихся к предмету. Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах.
Обучающиеся должны знать:
- проекции топографических карт, номенклатуру, условные знаки;
- способы отображения на картах объектов и явлений
- особенности изображения рельефа;
- соотношение понятий «план» и «карта».
Обучающиеся должны уметь:
- определять координаты и местоположения объектов на топографических и географических картах;
- определять расстояния между объектами;
- ориентироваться на местности, по планам и топографическим картам, читать топографические карты, знать условные знаки;
- составлять планы местности;
- читать тематические карты, знать основные способы изображения;
- использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития различных сфер хозяйственной деятельности человека;
- давать на основе различных картографических источников характеристику того или иного участка местности, региона, страны и т.д.
- описывать по карте взаимное расположение географических объектов.
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и содержание итоговых занятий:
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль: – определение уровня знаний, умений, навыков ,практических работ, тестирование.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Текущий контроль: опрос, самостоятельная работа, практическая работа, тестирование, творческая работа, наблюдение.
Итоговый контроль: тестирование, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ.
Формы контроля знаний:
-устный опрос;
-письменная работа;
-тестовый;
-практическая работа;
Устный опрос: позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения материала. Эта форма опроса даёт возможность непосредственно вступить в контакт с учеником, быстро и своевременно выявить уровень его знаний, всесторонне проверить его, а также изучить индивидуальные особенности личности школьника (сообразительность, выдержку, самооценку и др.).
Письменный контроль: написание реферата, рассказа. Позволяет оценить полноту раскрытия темы, все ли задания выполнены, аккуратность выполнения, наличие схем, рисунков при необходимости.
Тестовый контроль: эта форма контроля позволяет оперативно получать информацию о том, как усвоен материал учащимися; результаты быстро обрабатываются, охват учащихся 100 %.
Практическая работа: позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при выполнении практических работ, но и умение пользоваться таблицами, картами, схемами и другими источниками информации.
Критерии оценки учебных результатов программы:
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (от3 до10), так и с помощью оценочных суждений (рецензии).
Низкий уровень знаний (от3 до5 баллов)
Средний уровень знаний (от 6 до8 баллов)
Высокий уровень знаний (от 9 до 10 баллов)
Критерии оценивания устных ответов учащихся.
Высокий уровень: если логически и последовательно раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.
Средний уровень: если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать его.
Низкий уровень: если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит географические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ, показать объекты на карте.
Критерии оценивания практических умений учащихся.
Оценка выполнения практических и самостоятельных работ.
Высокий уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно.
Средний уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Низкий уровень: практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Высокий уровень: правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Средний уровень: правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Низкий уровень: правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Способы фиксации учебных результатов программы:
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе (журнале) учителя.
Методы выявления результатов воспитания.
К основным методам относятся педагогическое наблюдение за учащимися, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы (устные, анкетные и др.), анализ творческих работ, создание ситуаций для изучения поведения учащихся (например - игра). Во время игры учитель может увидеть, как ученики способны доброжелательно относиться друг к другу, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. При работе в группе учитель обращает внимание на взаимоотношения учащихся между собой и анализирует ответственность и значимость каждого при выполнении определённого задания.
Методы выявления результатов развития:
К основным методам относятся: анализ результатов участия учеников в конференциях, защите проектов, активности обучающихся на занятиях. Выполнение учащимися различных творческих работ (мини – проектов) позволяет учителю сделать вывод, как дети овладели составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Для выявления уровня самостоятельной познавательной активности использую методы наблюдения, индивидуальную беседу с учащимися, анкетирование.
Формы подведения итогов реализации программы:
-творческие задания;
-мультимедийные презентации;
-публичные выступления;
-отчеты, доклады.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Т.Б. | 1 | 1 | ||
2. | Введение. | 4 | 4 | ||
3 | Картография как наука | 1 | 1 | устный опрос | |
4 | История картографии | 1 | 1 | опрос | |
5 | Виды изображения земной поверхности | 1 | 1 | тестирование | |
Топографическая карта | 4 | 3 | 1 | ||
6 | Основные свойства топографической карты | 1 | 1 | устный опрос | |
7 | Многолистовые карты | 1 | 1 | таблица | |
8-9 | Оформление топографической карты. | 2 | 1 | 1 | проверка карты |
Практические работы по топографической карте | 9 | 1 | 8 | ||
10 | Измерение расстояний по карте | 1 | 1 | проверка таблицы | |
11 | Измерение площадей по карте | 1 | 1 | проверка тетради | |
12-13 | Чтение рельефа по топографической карте | 2 | 2 | устный опрос | |
14-15 | Построение профиля по топографической карте | 2 | 2 | проверка профиля в тетради | |
16 | Определение координат по топографической карте | 1 | 1 | таблица | |
17 | Чтение топографической карты | 1 | 1 | устный опрос | |
18 | Тренировочные задания тестовой формы | 1 | 1 | тестирование | |
Географическая карта –модель земной поверхности. | 22 | 11 | 11 | ||
19-20 | Общая характеристика географических карт | 2 | 1 | 1 | проверка схемы |
21 | Классификация карт | 1 | 1 | проверка таблицы | |
22 | Почему карту называют моделью земной поверхности | 1 | 1 | устный опрос | |
23-24 | Как создаются карты. | 2 | 2 | устный опрос | |
25 | Картографические проекции | 1 | 1 | проверка карты | |
26-27 | Приемы самостоятельной работы с картой | 2 | 1 | 1 | проверка таблицы |
28 | Масштаб. Виды масштаба | 1 | 1 | 1 | тестирование |
29-30 | Ориентирование. Азимут .Горизонтали | 2 | 1 | 1 | проверка карты. |
31 | Градусная сетка. Меридианы и параллели | 1 | 1 | проверка таблицы | |
32-33 | Определение географических координат | 2 | 2 | проверка карты | |
34-35 | Определение расстояний по карте. | 2 | 1 | таблица | |
36-37 | Приемы использования условных знаков карты. | 2 | 1 | 1 | проверка карты |
38-39 | Глазомерная съемка местности. Нивелирование. | 2 | 1 | 1 | проверка плана |
40 | Тренировочное занятие тестовой формы | 1 | 1 | тестирование | |
Географическая карта-как источник знаний. | 32 | 22 | 10 | ||
41-42 | Географическая карта-основной источник знаний. | 2 | 1 | 1 | проверка таблицы |
43-44 | Тематические карты. | 2 | 2 | устный опрос | |
45-46 | Карта-источник знаний | 2 | 2 | проверка презентации | |
47-48 | Картографическая топонимика | 2 | 2 | устный опрос | |
49-50 | Космическая картография | 2 | 2 | презентация | |
51-52 | Вид Земли из космоса | 2 | 1 | 1 | устный опрос |
53-54 | Дешифрирование космических снимков и аэрофотоснимков | 2 | 1 | 1 | проверка практической работы |
55-56 | Фотокарты земного шара. Сезонные фотокарты. | 2 | 1 | 1 | проверка карты |
57-58 | Фотокарты Евразии. Фотокарты Европы. | 2 | 2 | устный опрос | |
59-60 | Дистанционные методы исследований. | 2 | 2 | проверка таблицы. | |
61-62 | Развитие картографии в 21 веке | 2 | 2 | устный опрос | |
63-64 | Работа с электронными картами «Живая география» | 2 | 2 | проверка карты. | |
65-66 | Характеристика отдельных регионов по тематическим картам | 2 | 2 | письменная проверка | |
67-68 | Работа с картами Google. | 2 | 2 | устный опрос | |
69-70 | Занимательная картография. Дюжина необычных карт. | 2 | 2 | презентация. | |
71-72 | Виртуальное путешествие по географической карте мира. | 2 | 2 | презентация | |
итого | 72 | 42 | 30 |
Примечание. Расчёт часов учебно – тематического плана представлен:
- на 36 учебных недель;
-одну учебную группу.
Примерный календарно-тематический план.
№ п/п | Дата | Время | Тема занятия | Кол-во часов | Форма | Место | Форма контроля | |
проведения занятия | проведения занятия | |||||||
1 неделя | ||||||||
1. | Вводное занятие. Т.Б. | 1 | беседа | Каб.№305 | ||||
2 | Введение. | 1 | лекция | Каб.№305 | ||||
2 неделя | ||||||||
1. | Картография как наука | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
2 | История картографии | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
3 неделя | ||||||||
1. | Виды изображения земной поверхности | 1 | работа с картой | Каб.№305 | практическая работа | |||
2 | Основные свойства топографической карты | 1 | работа с картой | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
4 неделя | ||||||||
1. | Многолистовые карты | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
2 | Оформление топографической карты | 1 | урок-практикум | Каб.№305 | проверка карты | |||
5 неделя | ||||||||
1. | Оформление топографической карты | 1 | урок-практикум | Каб.№305 | проверка карты | |||
2 | Измерение расстояний по карте | 1 | практическая работа | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
6 неделя | ||||||||
1. | Измерение площадей по карте | 1 | урок-практикум | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
2 | Чтение рельефа по топографической карте | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
7 неделя | ||||||||
1. | Чтение рельефа по топографической карте | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
2 | Построение профиля по топографической карте | 1 | практическая работа | Каб.№305 | проверка профиля в тетради | |||
8 неделя | ||||||||
1. | Построение профиля по топографической карте | 1 | практическая работа | Каб.№305 | проверка профиля в тетради | |||
2 | Определение координат | 1 | урок-практикум | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
9 неделя | ||||||||
1. | Чтение топографической карты | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
2 | Тренировочные задания тестовой формы | 1 | Каб.№305 | тестирование | ||||
10 неделя | ||||||||
1. | Общая характеристика географических карт | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка схемы | |||
2 | Общая характеристика географических карт | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка схемы | |||
11 неделя | ||||||||
1. | Классификация карт | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
2 | Почему карту называют моделью земной поверхности | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
12 неделя | ||||||||
1. | Как создаются карты | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
2 | Как создаются карты | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
13 неделя | ||||||||
1. | Картографические проекции | 1 | урок-практикум | Каб.№305 | проверка карты | |||
2 | Приемы самостоятельной работы с картой | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
14 неделя | ||||||||
1. | Приемы самостоятельной работы с картой | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
2 | Масштаб. Виды масштаба | 1 | практическая работа | Каб.№305 | тестирование | |||
15 неделя | ||||||||
1. | Ориентирование. Азимут. Горизонтали | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
2 | Ориентирование. Азимут. Горизонтали | 1 | практикум | Каб.№305 | проверка карты | |||
16 неделя | ||||||||
1. | Градусная сетка. Меридианы и параллели | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
2 | Определение географических координат. | 1 | практикум | Каб.№305 | проверка карты | |||
17 неделя | ||||||||
1. | Определение расстояний по карте. | 1 | практикум | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
2 | Определение расстояний по карте | 1 | практикум | Каб.№305 | проверка карты | |||
18 неделя | ||||||||
1. | Приемы использования условных знаков карты. | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка тетради | |||
2 | Приемы использования условных знаков карты. | 1 | практикум | Каб.№305 | проверка карты | |||
19 неделя | ||||||||
1. | Глазомерная съемка местности. | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка тетради | |||
2 | Глазомерная съемка местности | 1 | практикум | Каб.№305 | проверка плана | |||
20 неделя | ||||||||
1. | Тренировочное задание тестовой формы | 1 | самостоятельная работа | Каб.№305 | тестирование | |||
2 | Географическая карта-основной источник знаний | 1 | беседа | Каб.№305 | проверка тетради | |||
21 неделя | ||||||||
1. | Географическая карта-основной источник знаний | 1 | беседа | Каб.№305 | проверка схемы | |||
2 | Тематические карты | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
22 неделя | ||||||||
1. | Тематические карты | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
2 | Карта-источник знаний | 1 | презентация | Каб.№305 | проверка презентации | |||
23 неделя | ||||||||
1. | Карта-источник знаний | 1 | презентация | Каб.№305 | проверка презентации | |||
2 | Картографическая топонимика | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
24 неделя | ||||||||
1. | Картографическая топонимика | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
2 | Космическая картография | 1 | беседа | Каб.№305 | устный опрос | |||
25 неделя | ||||||||
1. | Космическая картография | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
2 | Вид Земли из космоса | 1 | лекция, с элементами практической работы | Каб.№305 | проверка практической работы | |||
26 неделя | ||||||||
1. | Вид Земли из космоса | 1 | лекция, с элементами практической работы | Каб.№305 | проверка практической работы | |||
2 | Дешифрирование космических снимков и аэрофотоснимков | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
27 неделя | ||||||||
1. | Дешифрирование космических снимков и аэрофотоснимков | 1 | практикум | Каб.№305 | проверка тетради | |||
2 | Фотокарты земного шара. | 1 | интернет-занятие | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
28 неделя | ||||||||
1. | Фотокарты земного шара. | 1 | интернет-занятие | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
2 | Фотокарты земного шара. | 1 | интернет-занятие | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
29 неделя | ||||||||
1. | Фотокарты Европы. Фотокарты Евразии | 1 | интернт-занятие | Каб.№305 | проверка схемы | |||
2 | Фотокарты Европы. Фотокарты Евразии | 1 | интернет-занятие | Каб.№305 | проверка схемы | |||
30 неделя | ||||||||
1. | Дистанционные методы исследований. | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
2 | Дистанционные методы исследований. | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка таблицы | |||
31 неделя | ||||||||
1. | Развитие картографии в 21 веке | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка презентации | |||
2 | Развитие картографии в 21 веке | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка презентации | |||
32 неделя | ||||||||
1. | Работа с электронными картами «Живая география» | 1 | практикум | Каб.№305 | проверка практической работы | |||
2 | Работа с электронными картами «Живая география» | 1 | практикум | Каб.№305 | проверка карты | |||
33 неделя | ||||||||
1. | Характеристика отдельных регионов по тематическим картам. | 1 | лекция | Каб.№305 | устный опрос | |||
2 | Характеристика отдельных регионов по тематическим картам | 1 | практикум | Каб.№305 | проверка практической работы | |||
34 неделя | ||||||||
1. | Работа с картами Google | 1 | интернет-занятие | Каб.№305 | проверка карты | |||
2 | Работа с картами Google | 1 | интернет-занятие | Каб.№305 | проверка карты | |||
35 неделя | ||||||||
1. | Занимательная картография. Дюжина необычных карт. | 1 | лекция | Каб.№305 | проверка презентации | |||
2 | Занимательная картография. Дюжина необычных карт. | 1 | практикум | Каб.№305 | проверка презентации | |||
36 неделя | ||||||||
1. | Виртуальное путешествие по географической карте. | 1 | самостоятельная работа | Каб.№305 | проверка схемы | |||
2 | Виртуальное путешествие по географической карте. | 1 | самостоятельная работа | Каб.№305 | проверка таблицы |
Занятия проводятся с 1.09.17 г. по 31.05.18 г
Содержание программы.
Тема 1. Введение. Картография как наука. (5 ч.)
Теория: Знакомство с целями и задачами кружка «Практическая география».
Картография как наука, ее формы. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Карты первобытных людей. Античная картография. Карты Древнего Рима; карты средневековья, карты эпохи великих географических открытий.
Связь картографии с другими естественными и общественными науками. Значение картографии в современном обществе. Примеры использования карт в различных видах деятельности современного человека. Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок.
Тема 2.Топографическая карта(4ч.)
Теория. Основные свойства топографической карты система топографических условных знаков. Многолистовые карты. Оформление топографической карты.
Практика. Чтение рельефа. Бергштрихи.
Тема 3.Практические работы по топографической карте. (9ч.)
Практика. Измерение расстояний на карте. Измерение площадей по карте. Чтение рельефа по топографической карте. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте. Чтение топографической карты.
Тема 4.Географическая карта-модель земной поверхности. ( 22ч.)
Теория. Общая характеристика географических карт. Классификация карт: по масштабу , по охвату территории, по содержанию. Карта-модель земной поверхности. Чем карта отличается от глобуса. Как создаются карты. Картографические проекции: азимутальная ,коническая ,поликоническая, цилиндрическая. Масштаб. Виды масштаба. Азимут. Ориентирование. Градусная сетка .Меридианы и параллели. Условные знаки. Правила работы при глазомерной съемке. Нивелир.
Практика .Определение сторон горизонта по карте .Определение географических координат. Определение расстояний по карте. Приемы использования условных знаков карты. Определение высот с помощью шкалы высот и глубин. Преобразование масштаба.
Тема 5.Географическая карта – как источник знаний. (32 ч.)
Теория. Условные обозначения. Внемасштабные, площадные (масштабные) и линейные условные знаки. Графические средства, используемые для конструирования картографических знаков: форма, величина, цвет, ориентировка, светлота, внутренняя структура. Способы картографирования. Способ значков. Геометрические, буквенные и наглядные значки. Способы линейных знаков, изолиний, знаков движения. Точечный способ и способ ареалов. Качественный фон, картограмма и картодиаграмма. Возможности каждого из способов передавать величину, динамику и другие характеристики объектов и явлений. Правила использования различных способов картографирования для показа объектов и явлений на карте. Анализ карт школьных и других атласов по способам изображения. Выбор способов изображения при составлении карт.
Подписи на картах. Виды подписей. Собственные названия на картах. Картографическая топонимика. Особенности передачи иноязычных названий.
Виды карт. Общегеографические и тематические карты. Тематические карты природы и социально-экономические карты. Объекты и явления, отображаемые на них.
Вид Земли из космоса. Фотокарты земного шара. Сезонные фотокарты. Фотокарты Евразии. Фотокарты Европы. Развитие картографии в 21 веке.
Практика. Характеристика отдельных районов по тематическим картам. Работа с электронными картами «Живая география». Описание местности по аэрофотоснимкам .Анализ космических снимков Европы, Дельты Нила, России.
Методическое обеспечение программы.
№ п/п | Название темы | Методическое обеспечение |
1. | Вводное занятие. Т.Б. | |
2. | Введение. | |
3 | Картография как наука | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г |
4 | История картографии | Интерактивная доска |
5 | Виды изображения земной поверхности | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г Интернет-презентации |
Топографическая карта | ||
6 | Основные свойства топографической карты | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г |
7 | Многолистовые карты | Интерактивная доска |
8-9 | Оформление топографической карты. | Атлас 5класс. Издательство «Дрофа» 2016г |
Практические работы по топографической карте | ||
10 | Измерение расстояний по карте | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г Сайт http://www.fipi.ru |
11 | Измерение площадей по карте | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г Сайт http://www.fipi.ru |
12-13 | Чтение рельефа по топографической карте | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г Сайт http://www.fipi.ru |
14-15 | Построение профиля по топографической карте | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г Сайт https://sdamgia.ru/ |
16 | Определение координат по топографической карте | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г Сайт https://sdamgia.ru/ |
17 | Чтение топографической карты | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г |
18 | Тренировочные задания тестовой формы | Тесты по географии . |
Географическая карта –модель земной поверхности. | ||
19-20 | Общая характеристика географических карт | Электронное учебное издание. Фирма «1С». Интерактивные карты по географии2012 г. |
21 | Классификация карт | Интерактивная доска. Презентации учащихся. Физическая карта мира |
22 | Почему карту называют моделью земной поверхности | Глобус. Физическая карта мира. Интерактивная доска |
23-24 | Как создаются карты. | Интерактивная доска. ГИС «Живая география» 2009 г. |
25 | Картографические проекции | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г |
26-27 | Приемы самостоятельной работы с картой | Интерактивная доска. ГИС «Живая география» 2009 г. |
28 | Масштаб. Виды масштаба | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г |
29-30 | Ориентирование. Азимут .Горизонтали | Компас. Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г |
31 | Градусная сетка. Меридианы и параллели | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г |
32-33 | Определение географических координат | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г Интерактивная доска. |
34-35 | Определение расстояний по карте. | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г |
36-37 | Приемы использования условных знаков карты. | Интерактивная доска. ГИС «Живая география» 2009 г. |
38-39 | Глазомерная съемка местности. Нивелирование. | Планшет .Нивелир. Линейка, карандаш, ластик, рулетка. |
40 | Тренировочное занятие тестовой формы | Тестовые задания по географии |
Географическая карта-как источник знаний. | ||
41-42 | Географическая карта-основной источник знаний. | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г |
43-44 | Тематические карты. | Электронное учебное издание. Фирма «1С». Интерактивные карты по географии2012 |
45-46 | Карта-источник знаний | Интерактивная доска. Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г |
47-48 | Картографическая топонимика | Интерактивная доска. География: В.П.Дронов, И.И.Баринова 8-9 класс. Издательство «Дрофа» 2011 г. |
49-50 | Космическая картография | Интерактивная доска. ГИС «Живая география» 2009 г. |
51-52 | Вид Земли из космоса | Интерактивная доска. ГИС «Живая география» 2009 г. |
53-54 | Дешифрирование космических снимков и аэрофотоснимков | Интерактивная доска. ГИС «Живая география» 2009 г. |
55-56 | Фотокарты земного шара. Сезонные фотокарты. | Интерактивная доска. Электронное приложение «Ландшафты Земли» |
57-58 | Фотокарты Евразии. Фотокарты Европы. | Интерактивная доска. Электронное приложение «Ландшафты Земли» |
59-60 | Дистанционные методы исследований. | Интерактивная доска |
61-62 | Развитие картографии в 21 веке | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г Интерактивная доска |
63-64 | Работа с электронными картами «Живая география» | Интерактивная доска. ГИС «Живая география» 2009 г. |
65-66 | Характеристика отдельных регионов по тематическим картам | Атлас 5-9 класс. Издательство «Дрофа» 2016г Интерактивная доска |
67-68 | Работа с картами Google. | Интерактивная доска |
69-70 | Занимательная картография. Дюжина необычных карт. | Интерактивная доска. Презентации учащихся |
71-72 | Виртуальное путешествие по географической карте мира. | Интерактивная доска. Презентации учащихся |
Список литературы.
Список использованной литературы:
1.Л.В.Яськина. Программа «Занимательная картография»// География и экология-2015 г..№6 стр.17-19.
2.Н.Г.Чигарева. Программа « Познание мира по картам».2014 год. Сайт учителя географии: nsportal.ru
3.Г.В.Ковалева.Программа «Практическая география» 2016 год. Сайт учителя географии: nsportal.ru
4. В.В.Зимина. Программа «Основы картографии».//География и экология-2015 г.№11 стр.40-42.
Список литературы для учителя.
1.Н.В.Андреев.Основы топографии и картографии. М.:Просвещение,2000.
2.И.Н.Зинченко,Л.А.Звонцова. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. Издательство «Учитель»2013 г.
3.И.Е.Михайлов. Литературная география в школе .Москва «ВАКО».2014 г.
4.К.С.Лазаревич. Я иду на урок географии. Книга для учителя. М. Издательство «Первое сентября» 2000 г.
5.Г.П.Аксакалова.Факультативные занятия по географии. М.:Просвещение,2010.
Список литературы для учащихся.
1.Е.Н.Селищев. География для любознательных, или чего не узнаешь на уроке. Издательство Академия развития.2001 г.
2.С.И.Ивченко. Занимательно о географии. Смоленск «Русич» 2001 г.
3.А.М.Куприн. Занимательная картография. М. Просвещение 2003
4.И.А.Кугут. Интерактивные дидактические материалы 9 класс. Москва «Планета»2012 г.
Интернет-сайты:
http //school-collection.edu.ru .Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
www.school 2100.ru. Образовательная система «Школа 2100»
http://standart.edu.ru. Приоритетный национальный проект «Образование».
http://www.it-n.ru. Сайт «Сеть творческих учителей».
http://nsportal.ru. Социальная сеть работников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по географии «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»
Политическая география мира – факультативный курс для занятий в системе географического образования в средней школе, рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)....
Рабочая программа элективного курса по географии "Рекреационная география"
Рабочая программаэлективного курса по географии«Рекреационная география»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...
Рабочая программа по учебному курсу "География. Физическая география России" 8 класс
Рабочая программа по географии составлена на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы
Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...
Рабочая программа факультативного курса "Практическая география"
Программа составлена для обучающихся 9 класса для подготовки к ОГЭ по географии...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география».
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего обр...