"Практическая география"
рабочая программа по географии (9 класс)

Биктимирова Зинаида Дмитриевна

Тематическое планирование по георафии внеурочной деятельности в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_9_klass_z.d._prakticheskaya_geografiya.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

Управление   образования  администрации  городского округа  Долгопрудный

муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

основная   общеобразовательная  школа № 8 «Экос» г. Долгопрудного

(МБОУ школа № 8)



УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора  МБОУ школы №8

_______________Блинов В.П.

                                                                                31.08.2020г.



Рабочая программа внеурочной деятельности

По  социальному  направлению

«Практическая география»

для 9 класса





Составитель

Биктимирова Зинаида Дмитриевна

учитель географии

высшей квалификационной категории


г. Долгопрудный

2020 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Практическая география» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательного учреждения, составлена на основе авторской программы элективных курсов «География. 9 класс. Предпрофильная  подготовка», автор-составитель Н.В. Болотникова.- Волгоград: Учитель, 2006 г. в соответствии со следующими документами:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
  • Образовательной программы основного общего образования МБОУ школы №8» по ФГОС, утверждённой приказом  и.о.директора
  • Положения по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в МБОУ школы №8

Место программы в учебном плане.

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Практическая география» рассчитана на учащихся 9 класса на 1 учебный год по 1 часу в неделю. Всего 34 часа в год.

Авторская программа рассчитана на 68 часов. Рабочая программа рассчитана на 34 часа. В связи с этим произведено сжатие и уплотнение материала.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Практическая география»

Личностные результаты :

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
  • обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • давать определения географическим понятиям и терминам;
  • оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
  • выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
  • использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
  • анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
  • использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;
  • давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
  • учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
  • повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать     внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
  • анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения

Воспитательные результаты внеурочной деятельности.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предметах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.


Содержание курса внеурочной деятельности «Практическая география»

  1. План и карта (6 часов)

Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Ориентирование по плану и карте.

2. Решение задач на определение географических координат.

3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

4. Определение расстояний на плане и карте.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте.

  1. Путешествия и географические открытия (2 часа)

Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.

Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.

Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.

  1. Природа Земли (6 часов)

Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.

Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

  1. Определение средней температуры при подъеме и спуске.
  2. Решение задач на определение атмосферного давления
  3. . Определение типов климата по климатическим диаграммам

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

  1. Материки, океаны, народы и страны (7 часов)

Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1.Описание страны по плану.

2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.

  1. География России (12 часов)

Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.

Формы организации внеурочной деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Решение географических задач на определение поясного времени.

2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.

3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.

4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков

6. Определение причинно-следственных связей между объектами.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.

6. Итоговое занятие (1 час)

Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.

Формы организации внеурочной деятельности:

-практикум

-задания КИМ

-презентации

Характеристика основных видов деятельности учащихся;

анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Календарно-тематический план

внеурочной деятельности «Практическая география» 9 класс

на 2019-2020 учебный год

№ п/п

№ занятия

Тема занятия

Плановые сроки изучения материала

Скорректированные сроки изучения материала

Тема 1. План и карта (6 часов)

1

1

Источники географической информации. Условные знаки

01.09.2020

2

2

Ориентирование на местности.

08.09.2020

3

3

Горизонтали. Профиль местности.

15.09.2020

4

4

Координатная сетка. Широта. Долгота.

22.09.2020

5

5

Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат»

29.10.2020

6

6

Определение расстояний на плане.

13.10.2020

Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 часа)

7

1

География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России.

20.10.2020

8

2

Практическое занятие « Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.»

27.10.2020

Тема 3. Природа Земли (6 часов)

9

1

Развитие земной коры. Земная кора на карте.

03.11.2020

10

2

Атмосфера. Температура воздуха.

09.11.2020

11

3

Атмосферное давление.

23.11.2020

12

4

Климатические пояса Земли.

30.12.2020

13

5

Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам»

07.12.2020

14

6

Гидросфера: состав, свойства, происхождение.

14.12.2020

Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов)

15

1

Особенности природы Африки.

21.12.2020

16

2

Особенности природы Южной Америки

17

3

Особенности природы Австралии и Антарктиды.

18

4

Особенности природы Евразии.

19

5

Особенности природы Северной Америки.

20

6

Страны мира. Классификация стран.

21

7

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов»

Тема 5. География России (12 часов)

22

1

ГП России.

23

2

Административно-территориальное устройство РФ.

24

3

Экономические районы России.

25

4

Часовые пояса. Поясное время.

26

5

Общая характеристика природы России.

27

6

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов».

28

7

Народы, населяющие Россию, их география.

29

8

Демографическая ситуация в России.

30

9

Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков»

31

10

Регионы России. Хозяйство Европейской части России.

32

11

Регионы России. Хозяйство Азиатской части России.

33

12

Природопользование и экология.

Тема 6. Итоговое занятие (1 час)

34

1

Обобщение материала по программе курса

Итого

часов

По программе

34

Выполнено

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР ____________/                                 /

 31 августа 2020г.

Руководитель ШМО  основной школы №8_________/                              ./

От 31.09.2020г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по географии ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности....

Рабочая программа по географии " Практическая география"

Дополнительная общеобразовательная программа Практическая география". Направленность программы:естественнонаучнаяВозраст 14-15 лет (8-9 класс)Срок реализации 1 год...

Программа внеурочной деятельности для 9 классов "Практическая география"

В программе внеурочной деятельности представлен материал от 5 до 9 класса включительно. Программу можно использовать для подготовки к ОГЭ....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...

Рабочая программа факультатива по географии 9 класс" Практическая география"

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками,а так же знание географической номенклатуры по всем ре...

Рабочая программа по учебному курсу «Практическая география» для обучающихся 9 класса

Курс "Практическая география" предназначен для учащихся 9 класса, как дополнительный, при подготовке к ОГЭ...

ВНД "Практическая география"

Рабочая программа ВНД по географии в 11 классе. Программа предназначена для подготовки учащихся к ЕГЭ по географии...