Конспект урока география 7 класс "Канада"
план-конспект урока по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Канада (7 класс) Урок-путешествие.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1. Образовательные: расширить и углубить знания об особенностях природы Северной Америки. Познакомить со своеобразием природы, населения и хозяйства Канады. Рассмотреть видь хозяйственной деятельности в Канаде, раскрыть их связь с природными богатствами страны и историей заселения ее европейцами;
2.Развивающие: взаимопомощь, культуру общения, учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить, продолжить формирование познавательного интереса к географии;
3.Воспитательные: воспитать умение работать в коллективе, обратить внимание на экологическое состояние природных компонентов Канады.
Задачи:
1.Сформировать представление о Канаде, её особенностях ЭГП, хозяйства и внутренних различиях.
2.Развивать умения и навыки самостоятельно находить и выделять главное, умения выявлять факторы развития Канады, умения работать с картами, дополнительным материалом; составлять конспект в виде кластера; умение работать в группе, индивидуально, делать выводы.
3.Продолжить воспитывать интерес к предмету география, стремление повышать мотивацию на поиск и приобретение географических знаний, толерантное отношение к народам мира и чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
• личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира;
• познавательные: анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Канады ( климата, поверхностных вод);
• регулятивные: устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Канады;
• коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами, использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей.
Форма организации: коллективная, групповая.
Оборудование к уроку: физическая карта Северной Америки, флаг Канады, атласы 7-го класса, учебник, презентация «Канада», компьютеры, интерактивная доска, проектор,
Ход урока:
I. Инициация (приветствие)
Методика «Улыбнись»
- Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Слайд №1
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Что необходимо, чтобы сегодняшний урок стал для вас успешным?
Называют правила работы в команде: уважение, внимательность, аккуратность.
II. Актуализация знаний. Слайд №2
-Над какой темой мы работали на прошлом уроке?(Природные зоны Северной Америки)
-Что называется природной зоной? (Природная зона - крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, животного мира.)
-Откройте карту атласа «Природные зоны Северной Америки»(стр.35) какие природные зоны существуют на материке? (Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса,степи (прерии))
-Какие причины влияют на их расположение? (Географическое положение, рельеф, климат, господствующие ветры.) Ребята, вы молодцы! И все ваши знания сегодня нам пригодятся в нашем путешествии по Северной Америке.
- Какие природные зоны самые большие по площади? Чем это объяснить? (Большая часть материка лежит в умеренном и субтропическом климате, это области пониженного давления, где климат меняется по сезонам, поэтому большую часть занимают тайга и переменно-влажные леса.)
- Найдите зону тундры. Каким цветом показана это зона? А что называется тундрой? Какую часть она занимает?
а) тундра простирается от Канадского Арктического архипелага до Атлантического побережья острова Ньюфаундленда.
б) к югу от тундры расположена какая зона? (тайга). Что себя представляет тайга?
-Какую часть занимает тайга?
Она начинается от реки Юкона и северо-западных территорий на восток через всю страну до Гудзонов залива и до залива Святого Лаврентия.
в) Южнее от тайги какая зона находится (смешанные и широколиственные леса)
- Каким цветом показаны смешанные и широколиственные леса?
- Какие растения растут в этих лесах?
- Чем покрыто Тихоокеанское побережье?
Тихоокеанское побережье покрыто прекрасными хвойными лесами. Однако все природные зоны в Канаде по сравнению с Европейской Россией сдвинуты к югу, т.к. ее восточные берега омывает холодное Лабрадорское течение. Кстати, иногда даже в г. Монреале можно видеть северное сияние. Климат приблизительно такой же, как в Москве, хотя г. Монреаль, как и столица Оттава находится на широте г. Симферополя. А на широте Москвы, в Восточной Канаде уже раскинулась тундра.
Как и в России, примерно 70 % территории страны принято относить к районам севера. Но самая южная ее часть, особенно юг провинции — благодатные места, где растут виноградники, абрикосы и персики.
Северная часть не освоена человеком. Невысокие равнины — это просторы ледяных арктических пустынь, безлесных тундр.
III. Целопологание. Усвоение новых знаний. Слайд №3
Скажите, Вы любите путешествовать?
Мы с вами разобрали природные зоны Северной Америки. И сегодня отправляемся на знакомый вам материк – Северную Америку. А вы знаете, что для этого необязательно покупать путёвку и лететь через весь Атлантический океан. Достаточно окунуться в науку географию.
-А какие страны располагаются в Северной Америки? (Канада, США, Мексика)
- Из этих стран одна находится на одной широте с нашей страной Россией.
- Что это за страна?(Канада)Найдите на карте столицу Канады? Слайд №4
-Чему мы с вами сегодня научимся?
Сегодня мы с вами познакомимся со страной Северной Америки — Канадой.(столица Оттава) Научимся описывать страну в целом, т.е. начиная с географического положения, и заканчивая видами хозяйственной деятельности, обусловленными наличием природных богатств. Слайд №5
-Найдите на карте географические координаты Оттавы-45с.ш., 75 з.д.
Канада находится на материке Северной Америки, граничит с США на юге, и располагается с Запада на восток по всему материку в северной части.
-Что вы знаете об этой стране?
-Если вы посмотрите на атлас вы сможете сделать вывод (например по площади)
Канада — самое большое по территории государство зарубежного мира.
Площадь страны 10 млн.кв. км, уступает лишь России.
Канада - вторая по площади страна мира, а численность населения небольшая.
-Чем можно объяснить данный факт? (посмотрите 1 абзац на стр.226)
(Канада – северная страна, суровые климатические условия)
Эти природные условия могут повлиять на хозяйственную деятельность, на особенности проживания, на культуру и т.д.
-А какими океанами омывается Канада? На западе? (Тихий океан) На востоке?(Атл.океан) На севере?(Сев.лед.океан)
-Назовите течения, омывающие Канаду (Лабрадорское холодное течение).
Расстояние основной материковой части Канады от Тихого до Атлантического океана – 5400км.
Вывод:Высокие широты, близость к Северному Ледовитому океану, холодное Лабрадорское течение формируют суровый климат Канады.
- Найдите крайние точки материка, определите их координаты с севера на юг и с запада на восток. Слайд №6
Северная — мыс Мёрчисон, 71°с.ш. 94°з.д.
Южная — мыс Марьято, 7°с.ш. 80° з.д.
Западная — мыс Принца Уэльского, 65°с.ш., 168°з.д
Восточная — мыс Сент-Чарльз, 52° с.ш. 55°з.д.
-Северную часть Канады занимают Арктическая зона.
-Западную часть занимают горы Кордильер.
- На юге востока в ее пределы частично входят Аппалачи. На юге Канады более равнинная зона где на тысячи километров тянутся таёжные леса. По внешнему виду они напоминают нашу северную тайгу. В них растут американские породы ели, лиственницы, клены, сосны, дающие ценную древесину. Население здесь занимается в основном заготовкой и переработкой древесины. Леса-богатство этой страны. Канадская древесина и бумага известны во многих странах мира.
Слайд №7
- На государственном флаге Канады лист какого растения изображен на флаге? (клен)
-Ребята, а кто знает, что означают цвета на флаге?
-Красные полосы на канадском флаге символизируют Атлантический и Тихий океаны, между которыми расположена Канада. А белый цвет напоминает об арктических снегах на севере страны, а кленовый лист — давняя эмблема Канады.
Вывод: Несмотря на то, что здесь проживают коренные народы, основное влияние на символику страны оказали франкоканадцы и англоканадцы.
Природа Канады имеет много общего с нашей страной. Сравните климатические пояса и природные зоны России и Канады. Что общего в их природе?
Общее: северное полушарие, есть климатические пояса-арктические, субарктические и умеренные пояса. Общее соседнее государство США. Оба государства омываются водами трех океанов.
Различное: Россия в восточном полушарии, Канада в западном. Климат России более суровый, более континентальный.
Слайд №8 Недра Канады. Канада богата полезными ископаемыми. Особенно велики запасы руд никеля и меди, цинка и железа, золота и платины. Есть и руды радиоактивных металлов. Разведены значительные месторождения нефти и природного газа.
Слайд №9 Реки. Исключительно велики запасы гидроэнергии. На реках построены крупные гидроэлектростанции, дешёвая энергия которых широко используется при выплавке цветных металлов.
Слайд №10 Промышленность. На заводах Канады изготавливают самую разнообразную продукцию – автомобили и сельскохозяйственные машины, реактивные самолеты и океанские суда. Прибрежные воды Атлантического и Тихого океанов богаты рыбой.
Слайд №11 А теперь обратимся к атласу. Откройте карту атласа «Народы и плотность населения мира». стр.22
- Какие народы проживают в Канаде? Можно ли отнести Канаду к числу многонациональных стран?
-Канада-страна многонациональная за счет переселенцев из разных государств мира.
Слайд №12 Население. Канада — это удивительная страна: на улицах городов и сел можно услышать речь на самых разных языках. Население Канады составляет 30 млн.человек.
В Канаде живет не менее ста этнических групп. Из Франции переехало всего 10 тыс.человек, сейчас там около 10 млн. человек. Большинство франко-канадцев друг другу родственники, хотя и не очень близкие, но помнящие свое родство.
-Какие интересные факты вам известны о населении Канады?
Например, людей по фамилии Грамбле в северной Америке 300 тыс. человек, все они происходят от одного французского иммигранта, приехавшего 350 лет назад и имевшего 16 сыновей. Может поэтому франко-канадцы между собой на «ты».
-Кроме англо - канадцев и франко- канадцев, здесь проживает и коренное население. Слайд №13 Канадскую Арктику населяют эскимосы, что на их языке означает «люди», сейчас их 50 тыс. Жилище эскимосов называют иглу. В 1999 году была организована федеральная территория НУНАВУТ, что означает «Наша земля», на которой полновластными хозяевами стали эскимосы.
Во время ритуальных церемоний надевают на пальцы крошечные маски, которые изображают их предков.(музыка и танец).
До прихода европейцев жили на юге Канады и индейские племена. Их земли были плодородны, леса богаты дичью и зверем, а реки и озера —рыбой. В лесах и теперь стоят причудливые столбы, вырезанные индейцами из цельных деревьев, которым они поклонялись. На них изображены глазастые чудовища, разные звери, которых индейцы считали своими покровителями и которым поклонялись. Их называют тотемные столбы.
Помимо коренных народов здесь живут, приехавшие в основном в ХХ веке, народы Европы, Азии, Африки. Особенно много немцев, китайцев, украинцев, русских — более 200 тыс.человек.
Экология:
В Канаде огромное внимание уделяется охране природы.
Канада — первая страна, которая подписала Венскую Конвенцию о защите озонового слоя планеты в июне 1986 года.
В 1995-97 годах ООН называла Канаду лучшей страной в мире для проживания человека.
Огромные неосвоенные человеком территории, особенно в тундре и в горных районах страны, составляют 70% всей земли Канады и представляют 20% всей нетронутой дикой природы Земли.
Великие Озера остаются главным источником свежей воды в Канаде. Четыре из пяти озер Канада делит с США. Соглашение о качестве воды в Великих Озерах, подписанное между Канадой, Онтарио и США, помогает улучшить экологическую обстановку и предотвратить загрязнение внутренних вод материка.
Однако, данные ученых показывают, что в одних только Великих Озерах обнаружено около тысячи разнообразных токсичных химических веществ, которые попадают туда вместе со сточными водами и кислотными дождями. Питьевая вода в крупных городах не пригодна к употреблению, поэтому многие жители предпочитают пользоваться фильтрами.
Другая серьезная проблема — сохранение и защита богатого животного и растительного мира Канады. Несмотря на все старания правительства и экологических организаций, исчезли такие виды, как ньюфаундлендский волк, морская норка, калан, черноногий хорек, лабрадорская гага, дикая индейка, странствующий голубь, гремучая змея. Кроме того, из-за вырубки лесов была уничтожена значительная доля естественной среды обитания некоторых видов флоры и фауны, что поставило их под угрозу исчезновения.
Канада — является одной из стран, которые первыми подписали Киотский протокол — соглашение о регулировании выбросов в атмосферу парниковых газов.
В целом, экологическая обстановка в Канаде считается хорошей для такой промышленно развитой страны, но и там на первое место выдвигаются проблемы охраны окружающей среды и сохранения богатого природного мира для потомков.
Поэтому размеры и количество национальных парков, заповедников и других охраняемых государством территорий растут с каждым годом. Мы продолжим путешествие по национальным паркам Канады. Слайд №14-15
IV. Закрепление и проверка знаний. Обобщение и систематизация.
Групповая работа
Задание: Приведите доказательства того, как географическое положение и рельеф страны повлияли на климат Канады.
Группа № 1: Географическое положение Канады (атлас, стр. 36; учебник, стр.130)
Ответьте на вопросы:
- Открыть физическую карту «Физическая карта Северной Америки». В каких широтах располагается основная территория государства? (500-800–е северные широты);
- Какие океаны, заливы и проливы омывают страну? (Тихий океан, Атлантический и Северный Ледовитый океаны, море Бофорта, море Баффина, Девисов пролив, Гудзонов залив);
- Назовите течения, омывающие Канаду (Лабрадорское холодное течение).
Вывод: Высокие широты, близость к Северному Ледовитому океану, холодное Лабрадорское течение формируют суровый климат Канады.
Группа № 2: Рельеф Канады (атлас, стр. 4-5, 36; учебник, стр. 130)
Ответьте на вопросы:
- Открыть карту «Физическая карта Северной Америки». Какой характер рельефа преобладает в Канаде? (равнинный)
- Открыть карту «Строение земной коры». Чем можно объяснить преобладающие формы рельефа в стране? (в основании материка лежит Северо-Американская платформа)
- Назовите основные формы рельефа Канады (Великие равнины, Центральные равнины, на востоке северные отроги Аппалачей).
- Почему в Канаде самое большое число рек и озер в мире? (рельеф на севере Канады - результат деятельности ледника)
Вывод: Канада в большей степени подвержена влиянию Северного Ледовитого океана и Атлантического, так как с запада она закрыта от воздушных масс Тихого океана Кордильерами.
Для закрепления заполним таблицу, используя карты атласа и текст учебника.
Слайд №16
№ п/п | Природные зоны | Природные ресурсы | Добыча | Производство | Выращивание и разведение | Экологические проблемы |
1 | арктические пустыни | - | - | - | - | |
2 | тундра и лесотундра | рыбные ресурсы | золото, урановые руды, железные руды | - | - | - |
3 | тайга | гидроэнергетические, лесные, рыбные ресурсы | нефть, газ, медные руды, железные руды | бумага, производство металлов, самолетостроение, автомобилестроение, рыбный промысел | пшеница, крупный рогатый скот | вырубка лесов, нарушение почв |
4 | Смешанные леса | лесные ресурсы | платина | производство металлов, бумага, химическая продукция (удобрения) | пшеница, свиноводство | вырубка лесов, нарушение почв |
5 | лесостепи и прерии | почвенные ресурсы | калийные соли, нефть, природный газ | химическая продукция | пшеница, крупный рогатый скот | нарушение почв |
Вывод: Природные условия повлияли не только на размещение населения Канады, но и на хозяйственную деятельность, которая сконцентрирована, в основном, на юге страны. Это дает дополнительные возможности для экономических связей с США.
Проверка ( Взаимопроверка)
V. Рефлексия. (подведение итогов урока). Домашнее задание. Слайд №17
Предлагаю вам познакомиться с этим материалом еще дома, прочитав § 46 стр. 225 — 228 ответить на вопросы 1-4
А теперь, давайте подведем итог урока.
- С какой страной вы познакомились?(Страна Канада является одной из стран с самой большой территорией в мире)
- Где расположена Канада? (в Северной Америке)
-Какова природа этой страны? (северная страна, суровые климатические условия)
-Как называется столица? (Оттава)
-Что нового для себя вы узнали на уроке?
-Пригодятся ли эти знания вам в жизни?
Выставление оценок с комментированием.
Резервное время:Географическая разминка
Сопоставь и назови: «Самое- самое Северной Америки»
-Самый высокий водопад в Северной Америки… (Ниагарский)
- Самая длинная река Северной Америки ….(Миссури)
- Самая высокая точка Северной Америки….(гора Мак-Кинли)
- Самая низкая точка Северной Америки ….(Долина Смерти)
- Самый большой речной бассейн в Северной Америки у реки…(Миссисипи)
- Самая протяженная пещера в Северной Америки …(Мамонтова пещера)
- Северная Америка самый ……. Материк (контрастный)
Сегодня на уроке я узнал….
В путешествии меня удивило….
Урок дал мне для жизни….
Мне захотелось
Лист контроля по теме «Канада»
1. | Какое значение для тебя имеют знания, умения, полученные на уроке? | очень важное важное не очень важное |
2. | Как ты оцениваешь полученные сегодня знания? | глубокие осознанные неосознанные |
3. | С каким настроем ты изучал материал? | было интересно не очень интересно не интересно вообще |
4. | Как оцениваешь свою деятельность? | отлично хорошо удовлетворительно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".
Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена по учебнику А.И.Алексеева "География. Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...
Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"
Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"
На конкретных примерах учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...