Урок по географии 7 класс.
план-конспект урока по географии (7 класс)
"Города тундры: Мурманск, Нарьян - Мар"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_7_kl_01.12.23.docx | 239.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
143334 Московская область, Наро-Фоминский район, д.Вышегород, д.3,4 тел.(496)-346-81-37 |
Урок географии в 7 классе
Тема: «Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар».
Подготовила: Тарасова А.А.
Учитель естествознания
Наро-Фоминский городской округ
д. Вышегород
2023 год
Дата: 01.12.23
Тема урока: Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар
Задачи урока:
- закрепить знания учащихся о хозяйственной деятельности населения в тундре;
- познакомить их с крупными городами этой природной зоны;
- работать над увеличением объема памяти учащихся, учить их находить сходство и различия между северными городами;
- пополнять словарный запас, развивать связную речь;
- воспитывать эстетические чувства, учить видеть красоту северных городов России.
Оборудование: учебник, приложение к учебнику, рабочая тетрадь по географии, ученическая тетрадь, настенная карта «Природные зоны России», карточки с вопросами и заданиями для игры-викторины; иллюстрации достопримечательностей северных городов, полярного сияния; словарные таблички.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Повторение.
Игра-викторина
Учитель: Я предлагаю вам игру-викторину. На доске вывешены карточки с вопросами по теме «Зона тундры» в два столбика (класс делится на две команды). Каждый из вас будет выходить к доске, читать вопрос и давать на него ответ. Если ответ правильный, команда получает одно очко. Если ответ неверный, вопрос переходит к другой команде. Внимательно слушайте ответы друг друга. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.
Вопросы и задания для проведения игры-викторины:
Покажите на карте природных зон территорию зоны тундры?
Какой океан омывает зону тундры с севера?
Какой климат характерен для зоны тундры?
Почему в тундре много озер и болот?
Почему в тундре небольшая плотность населения?
Назовите коренные народы Севера.
Какой вид транспорта изображен на рисунке? (На карточке дано изображение нарт.)
В какое время года жители тундры используют это средство передвижения?
Кого называют поморами?
Чем занимались первые русские переселенцы в тундре?
Что такое чум?
Объясните, почему оленеводы предпочитают жить в чумах.
Какое значение для жителей тундры имеет северный олень?
Чем занимаются люди на звероводческих фермах?
Какие полезные ископаемые добываются в зоне тундры?
Какие культурные растения выращивают на юге зоны тундры?
Назовите основные занятия населения тундры.
Подведение итогов.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Откройте рабочие тетради на с. 49, задание 2. (Учитель проходит по рядам и проверяет решение кроссворда, выставляя оценки учащимся.)
3. Знакомство с темой урока.
Учитель: Мы с вами говорили о том, что из-за суровых природных условий плотность населения в тундре небольшая. Поселки и города в этой природной зоне расположены на большом расстоянии друг от друга. В зоне тундры мало крупных городов. Сегодня и на следующем уроке мы познакомимся с городами этой природной зоны: Мурманск, Нарьян-Мар, Салехард, Норильск, Анадырь. (Дату и тему учитель записывает на доске.)
4. Объяснение нового материала.
Учитель предлагает школьникам начертить в тетради следующую таблицу (образец таблицы должен быть на доске):
Название города и его местонахождение | Промышленность | Основные достопримечательности |
Таблица заполняется учащимися под руководством педагога в процессе объяснения.
Учитель: Свое путешествие мы начнем с городов, которые находятся в европейской части зоны тундры. Посетим с вами город-порт, расположенный на Кольском полуострове на берегу Баренцева моря. Этот город называется Мурманск. (Слайд – карта «Природные зоны России», на которой выделено условное обозначение и название города Мурманска.)
Взгляни на карту… Выше! Выше!
Вот там, где лишь указкою достать,
На самый север город вышел.
Вы в нем хотите, дети, побывать?
Там острова вмерзают в белый лед.
Там летом день, всю ночь светло.
Ну а зимой приходит ночь сплошная
И все дороги снегом замело…
А если посмотреть на Мурманск с моря,
То вам откроются вдали
Порт, краны, мачты кораблей усталых
И белый снег на темных скалах…
Все это Мурманск – край моей страны.
Мурманск – это единственный незамерзающий морской порт в европейской части тундры. Он находится на берегу Баренцева моря. Здесь расположена база атомного ледокольного флота. (Слайд № 1 – средствами анимации на карте появляется изображение порта.) В городе работают судоремонтные заводы. В мурманский порт на траулерах привозят улов рыбы. (Учитель объясняет детям значение слова «траулер», демонстрирует картину или слайд, на которых изображены такие суда, вывешивает словарную табличку.) В городе много рыбоперерабатывающих заводов. В центральной части Мурманска на возвышении открыт мемориал «Защитникам Советского Заполярья» (слайд – средствами анимации на карте появляется изображение мемориала), который воздвигнут в память о людях, героически погибших во время Великой Отечественной войны. Здесь находится могила Неизвестного солдата и горит Вечный огонь. Мурманску присвоено звание города-героя. Одной из достопримечательностей города является океанариум, в котором можно увидеть животных, обитающих в арктических морях. (Слайд №1 – средствами анимации на карте появляется фотография океанариума.)
У жителей города и его гостей есть возможность полюбоваться необыкновенно красивым природным явлением – полярным сиянием.
Нарьян-Мар, Нарьян-Мар –
Городок не велик и не мал.
Здесь у славной Печоры-реки
Встретят вас оленеводы, моряки и рыбаки.
(Слайд № 2 – карта «Природные зоны России», на которой выделены условное обозначение и название города Нарьян-Мара.) Нарьян-Мар тоже находится в европейской части зоны тундры. Город построен на правом берегу реки Печоры в 100 км от берега Баренцева моря. Нарьян-Мар – это город-порт. Сюда по широкому руслу приходят морские суда. Нарьян-Мар – центр Ненецкого автономного округа, на территории которого добываются такие полезные горючие ископаемые, как нефть и газ. В городе проживает большое число геологов. Они занимаются поиском новых месторождений полезных ископаемых. В Нарьян-Маре работают деревоперерабатывающие предприятия, на которые доставляют древесину из лесной зоны. На этих предприятиях из бревен получают доски и брусья. В городе действуют комбинаты по переработке рыбы. Одной из достопримечательностей Нарьян-Мара является Ненецкий краеведческий музей. Его экспонаты рассказывают об истории края, жизни, быте и культуре ненцев, коми и русских, проживающих на территории тундры.
Красивы изделия из кожи, меха, рога и кости оленя, из дерева, созданные местными умельцами Нарьян-Мара. У жителей можно купить изделия художественной ручной вязки и лоскутного шитья, а также изделия из кружева и бисера. Самый популярный вид транспорта в Нарьян-Маре
зимой – снегоход. Местные жители с ревом гоняют на снегоходах по улицам города, как на мотоциклах.
5. Закрепление.
Работа с приложением к учебнику
Учитель: Откройте приложение на с. 2–3. На физической карте России найдите город Мурманск.
На каком полуострове расположен Мурманск?
Почему Мурманску было присвоено высокое звание «город-герой»?
Какие еще города-герои вы знаете?
Найдите г. Нарьян-Мар на карте.
Определите по карте, на берегу какой реки построен этот город.
В какое море впадает река Печора?
Определите по физической карте, какие полезные ископаемые добываются вблизи этого города.
Работа с иллюстрациями
Учитель: Посмотрите на доску (слайд). Что вы видите? (На доске или слайде педагог демонстрирует изображение гербов Мурманска и Нарьян-Мара).
Что изображено на первом гербе? на втором?
Как вы думаете, какой герб принадлежит Мурманску, а какой –
Нарьян-Мару? Почему вы так решили?
Почему на одном и другом гербе есть изображение рыбы?
Чтение дополнительной литературы
Учитель раздает учащимся карточки, на которых написаны четверостишия о северном сиянии.
Учитель: Прочитайте вслух. Угадайте, о каком природном явлении, которое можно наблюдать в северных районах нашей страны, идет речь в четверостишиях.
Сияньем сверкающим славно играя,
То вспыхнет, то гаснет заря голубая.
Холодный, далекий, безбрежный огонь
Резвится на небе, как призрачный конь.
(Н. Дымова)
То светится, как занавес, то быстрым вихрем взвинтится;
Погаснув, вспыхнет заново, играет – не насытится.
(А. Бажанов)
Дети по очереди читают четверостишия. Учитель может продемонстрировать видеофрагмент о полярном сиянии или показать цветные иллюстрации с его изображением.
В какой еще природной зоне можно наблюдать полярное сияние? Бывает ли в нашей местности полярное сияние? Какое описание полярного сияния вам больше понравилось? Прочитайте его еще раз.
6. Итог урока.
Домашнее задание: найти и показать на карте в приложении изучаемые города; прочитать на с. 62 текст о Мурманске.
Выставление оценок.
Вопросы для подведения итогов урока
Назовите крупнейшие города европейской части тундры.
Как называется город-порт, расположенный на берегу Баренцева моря?
Как называется город, расположенный в тундре на берегу реки Печоры?
Сравните географическое положение городов Мурманска и Нарьян-Мара.
С какой темой урока мы сегодня познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок курса географии в 11 классе "Глобальная география"
В 11 классе мной ведется курс географии под названием "Глобальная география" . Предлагается презентация вводного урока. В данной работе рассматриваются следующие вопросы: понятие "глобалистика"; задач...
Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"
В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....
Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"
Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....
Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"
Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"...
Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс
Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета....
Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина.
Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина. Данная презентация соот...