Технологическая карта 5кл. Вулканы
методическая разработка по географии (5 класс)
Разработка учебного материала с применением игровых технологий. Фото детских работ по дом.заданию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._tehnologicheskaya_karta_5kl._vulkany.doc | 197 КБ |
dom.zadanie_vulkany_5kl.docx | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
г.Байкальск
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А
урока географии по теме:
«Движение земной коры. Вулканы»
для учащихся 5-х классов
Работу выполнила:
Учитель географии
1 квалификационная категория
МБОУ СОШ 11 г.Байкальска
Москвичёва Лариса Сергеевна
Апрель 2023 г.
Технологическая карта урока географии [2.1]
Предмет | География |
Класс | 5 |
УМК | Учебник для общеобразовательных организаций ГЕОГРАФИЯ 5-6кл., под редакцией А.И.Алексеев «Просвещение» Москва, 2020г., 292с. |
Тип урока | Открытие новых знаний. |
Технология урока | Игровая технология |
Тема урока | «Движение земной коры. Вулканы» (п.23, стр.77-79) |
Цель урока | Организовать работу по формированию первичных представлений о движениях земной коры через совместную коллективную деятельность с использованием элементов игровых технологий. |
Задачи урока (планируемые результаты) | Личностные результаты: Развитие устойчивой познавательной мотивации на изучение темы « Движение земной коры», развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к природе. Предметные результаты: Раскрыть содержание понятий вулкан, кратер, лава, жерло, очаг магмы, гейзер, огненное кольцо. Расширить знания о внутреннем строении земли. Выяснить какие бывают вулканы. Метапредметные результаты: Осознание цели урока, формирование умения анализировать факты при работе с текстом учебника, с географическими картами. |
Методы обучения | Поисковый, эвристический. ИКТ деятельность, развитие творческого потенциала. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Коллективная, индивидуальная. |
Средства обучения | Учебник, дидактический материал, ПК, проектор, химический эксперимент |
ХОД УРОКА: | |
1. Организационный момент: | |
1.1 Деятельность учителя | Приветствие учеников, гостей |
1.2 Деятельность учащихся: | Познавательные: 1. Осуществляемые УД: Отвечают на приветствие учителя 2. Формируемые способы действий: Выделение существенной информации из слов учителя Коммуникативные: 1. Осуществляемые УД: Взаимодействуют с учителем 2. Формируемые способы действий: Слушание учителя Регулятивные: 1. Осуществляемые УД: Мобилизуют силу и энергию, прогнозируют 2. Формируемые способы действий: Умение настраиваться на занятие |
2. Постановка цели и задач урока | Объявляет тему урока и раскрывает обучающие темы. Способствует акцентированию внимания на основных моментах изучаемого материала |
2.1 Деятельность учителя | Помогает определить тему урока. Размышления почему происходят землетрясения. Повторение материала о строении Земли. Где происходят землетрясения. Почему «земля дышит», какие возможны последствия. Предположите тему нашего урока. Подводит учащихся к постановке учебной цели и задач урока Можете ли вы ответить на вопросы: Почему земная поверхность никогда не выбывает ровной ? В чем причина разнообразия форм земной поверхности? |
2.2 Деятельность учащихся | Познавательные: 1. Осуществляемые УД: Выдвигают предположение о теме урока. Отвечают на вопросы учителя 2. Формируемые способы действий: Выделение существенной информации из слов учителя Коммуникативные: 1. Осуществляемые УД: Взаимодействуют с учителем 2. Формируемые способы действий: Построение понятных для собеседника высказываний, суждений Регулятивные: 1. Осуществляемые УД: Контроль правильных ответов учащихся 2. Формируемые способы действий: Принятие и запоминание учебной цели и задачи. Дополнение к ответам обучающихся. |
3. Актуализация знаний | Даёт задание обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. |
3.1 Деятельность учителя | 1.Предлагает выполнить задание 2.Работа с географическими картами (большими на доске, контурными)с Выявляет какими знаниями владеют ученики по теме. Показывает видео «Камчатский вулкан (Плоский Толбачик)». Активизирует к размышлению «как дышит земля». |
3.2 Деятельность учащихся | Познавательные:
Выполняют задания Взаимопроверка по ответам . Рассказывают о том, что им известно по теме . Отвечают на вопросы учителя 2. Формируемые способы действий: Компетенция обучающихся в области первичных сведений о движении земли Оценивание ответов и их корректировка Умение правильно давать ответы. Коммуникативные: 1. Осуществляемые УД: Сотрудничают с учителем и обучающими. Выражают свои мысли в соответствии с задачами. 2. Формируемые способы действий: Слушают учителя и сверстников. Развивают логическое мышление Регулятивные: 1. Осуществляемые УД: Развитие регуляции учебной деятельности 2. Формируемые способы действий: Анализ принятой информации. Осознание качества и уровня усвоения |
4. Первичное усвоение новых знаний | |
4.1. Деятельность учителя | Работа с учебником. Прочитайте о причинах изменения поверхности Земли, о возникновении вулканов. Почему «вулкан» получил такое название. Какого строение вулкана. Вместе с учителем формулируем определение понятия «вулкана». Сделать в тетради схему строения вулкана, подписать составные части. Следит за самостоятельностью выполнения, слушает и проверяет осмысление учащимися изученного материала. Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала. Показывает 2, 3 [2.3 – 2.14] слайд презентации. Привлекает учеников к работе с картами в учебнике, контурными картами. 2-3х учеников к работе на большой карте возле доски. Задаёт вопросы: 1. Как называется наука, изучающая землетрясения, вулканы? 2. Какие существуют приборы, помогающие человеку в определении землетрясения? Выпишите определение понятий «очаг и эпицентр землетрясения» в тетрадь. Проследите по карте в каких районах на планете Земля землетрясения происходят наиболее часто. Показывает 4-19 [2.3 – 2.14] слайды. Объясняет как вулканы обозначаются на карте. Просит найти их на карте. |
4.2 Деятельность учащихся | Познавательные: 1. Осуществляемые УД: Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать рельеф земли, участвовать в обсуждении причин землетрясений, образования вулканов. Работа с учебником. Поиск информации для ответов на вопросы. Отвечают на вопросы учителя. Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы. Работают в парах .Дают определения понятий и сравнивают их с определениями в учебнике, устраняют неточности и дополняют Работа с контурными картами. Осуществляют анализ текста с выделением существенных и несущественных смысловых признаков. Отвечают на вопросы Учащиеся высказывают свои предположения. Выписывают определения. Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя Определяют сейсмические пояса Земли. Работа с атласом. 2. Формируемые способы действий: Работа с текстом учебника и его структурирование в схему (причины движения Земли, образования вулканов), поиск нужной информации из учебного текста и рисунков. Уметь – работать с картами атласа и контурными картами. Анализировать и воспринимать географическую информацию, представленную в текстовом виде в параграфе Коммуникативные:
Мобилизуют все знания, умения и навыки на решение поставленной задачи. Обсуждают выводы. 2. Формируемые способы действий: Умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывая мнение других Регулятивные: 1. Осуществляемые УД: По мере необходимости исправляют, уточняют записи. В ходе составления схемы осуществляют самоконтроль понимания содержания Самоконтроль за действиями Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания. Умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других. 2. Формируемые способы действий: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную. |
Физкультурная пауза | Учитель показывает, ученики повторяют действия по теме «извержение вулкана» |
5. Первичная проверка понимания. | |
5.1 Деятельность учителя | 1. Предлагает игру «Поиск вулканов» на картах учебника и на большой карте возле доски. Просит отметить на контурной карте. Заинтересовывает событиями современного Мира (предлагает посмотреть видео «Самые опасные вулканы на планете Земля») 2. Предлагает решить задачу: определить расстояние от оз.Байкал до вулкана «Ключевская сопка» полуострове Камчатка. Объяснит на сколько опасны вулканы Камчатки для Иркутской области. |
5.2 Деятельность учащихся | Познавательные:
Решают задачу, размышляют, отвечают на поставленный вопрос. 2. Формируемые способы действий: учатся работе на географических картах, решать задачи, размышлять, отвечать на вопросы. Коммуникативные: 1. Осуществляемые УД: Участвуют в обсуждении материала. 2. Формируемые способы действий: Понимают вопросы и ответы обучающихся. Выражают собственное мнение. Регулятивные: 1. Осуществляемые УД: Осуществляют самоконтроль понимания вопросов. 2. Формируемые способы действий: Умение слушать. Принятие и сохранение цели и задачи урока. Обнаруживают неточности в ответах. |
6. Первичное закрепление | |
6.1 Деятельность учителя | Задают вопросы по тексту, презентации, видеофильмам. Демонстрация эксперимента: получение вулкана химическим путём. Слайд 35-36 [2.3 – 2.14]. Объяснение процесса. |
6.2 Деятельность учащихся | Познавательные: 1. Осуществляемые УД: Отвечают на вопросы по тексту, презентации, видео. Наблюдают за экспериментом. 2. Формируемые способы действий: Оценивание ответов и их корректировка. Оценивание химического опыта. Коммуникативные: 1. Осуществляемые УД: Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме, увиденного опыта. Фотографирование с целью поделиться с родителями. 2. Формируемые способы действий: Уметь использовать речь для регулирования своего действия. Обсуждение увиденного опыта. Регулятивные: 1. Осуществляемые УД: Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Понимание увиденного эксперимента, желание сделать самому в домашних условиях. 2. Формируемые способы действий: Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
7. Домашнее задание | |
7.1 Деятельность учителя | п.23 прочитать, вопросы 1-5 устно, 6 письменно. Творческое задание: постряпать вулкан (материал любой), подписать составные части. Фото отправить учителю на эл.адрес. Для примера просмотр творческих работ (20-30) учеников за предыдущий период (в Презентации есть фотографии работ, показать, активизировать на изготовление своих работ с творческим подходом).. |
7.2 Деятельность учащихся | Познавательные: 1. Осуществляемые УД: слушают учителя и записывают в дневник. 2. Формируемые способы действий: выделение существенной информации из сказанного учителем. Коммуникативные: 1. Осуществляемые УД: умение обсуждать содержание задания. 2. Формируемые способы действий: формулирование собственного мнения и позиции. Регулятивные: 1. Осуществляемые УД: составляют план и последовательность действий. 2. Формируемые способы действий: регуляция учебной деятельности. |
8. Итоги урока | Подводит итоги учебного занятия. Формулировка вопросов. |
8.1 Деятельность учителя | Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия. |
8.2 Деятельность учащихся | Познавательные: 1. Осуществляемые УД: отвечают на вопросы. 2. Формируемые способы действий: Осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: 1. Осуществляемые УД: умение обсуждать содержание урока. 2. Формируемые способы действий: формируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: 1. Осуществляемые УД: проводят контроль и самоконтроль. 2. Формируемые способы действий: умение слушать в соответствиис целевой установкой. |
9. Рефлексия | |
9.1 Деятельность учителя | Организует рефлексию. На доске расположить разноцветные полоски по содержанию: красный – ничего не понял, синий – понял не всё, зелёный – понял всё! |
9.2 Деятельность учащихся | Познавательные: 1. Осуществляемые УД: выражают понимание, размещают полоски. 2. Формируемые способы действий: взаимодействуют с учителем. Коммуникативные: 1. Осуществляемые УД: формулируют собственное мнение и позицию. 2. Формируемые способы действий: саморегуляция. Регулятивные: 1. Осуществляемые УД: проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний. 2. Формируемые способы действий: саморегуляуция. |
Отзыв об уроке | Приложение 1 и в Презентации (слайд 37) |
Источники информации:
1. Учебник для общеобразовательных организаций ГЕОГРАФИЯ 5-6кл., под редакцией А.И.Алексеев «Просвещение» Москва, 2020г., 292с., в том числе географические карты в учебнике, карты плакаты в кабинете.
2. Интернет источники:
2.1 infourok.ru Полный набор технологических карт к урокам географии к учебнику Алексеева А.И.
2.2 nsportai.ru Урок географии в 5 классе «Полярная звезда» Алексеева А.И.
2.3 wikiway.com Достопримечательности: Вулканы Мира. Самые известные.
2.4 kuku.traval Статьи 12 свмых высоких и активных действующих вулканов Мира.
2.5 hi-news.ru Темы –это интересно. 5 самых опасных вулканов.
2.6 traveitimes.ru топ самых красивых вулканов Мира.
2.7 top10a.ru samye-izvestnye-vulkany-mira.html Самые известные вулканы Мира и России (загадочные).
2.8 thebiggest.ru priroda bolshie-vulkanu-v-mire.html Самые большие вулканы в Мире.
2.9 dzen.ru a/wvACHleQahgTSkis Вулканы Камчатки – интересные факты.
2.10 interesnie-fakti.net вулканы Камчатки.
2.11 geoinfo.ru/ product/ analiticheskaya vulkany
2.12 vpoxod.ru Долина вулканов в Бурятии (Восточный Саян)
2.13 mirdetstva5.ru/zacadki-pro-vulkan
2.14 sila-znanii.ru/k urokam-geografii zagadkivulkany.
Приложение 1
Отзыв на открытый урок
представлен заместителем директора по воспитательной части Перевизник М.О.
Москвичёва Лариса Сергеевна провела 14 февраля 2023 года открытый урок географии в 5 «Б» классе по теме «Движение земной коры. Вулканы».
Данный урок соответствует требованиям обновленных ФГОС, способствует формированию УУД, также соответствует требованиям «Программы воспитания»
В начале урока учитель настраивает детей, что создает благоприятный психологический климат в классе.
Изучение нового материала построено в соответствии с технологией деятельностного метода.
В конце урока была проведена рефлексия, позволяющая каждому из учеников определить, каких результатов он достиг. В качестве домашнего задания предложено творческое задание.
На уроке учащиеся постоянно находились в активной позиции, самостоятельно работали с атласом. Педагог занимала позицию координатора в процессе обучения.
Подкупает спокойная, интеллигентная манера общения учителя со школьниками, деловая атмосфера занятия, разнообразные формы включения учащихся в урок, а так же то, что учитель адекватно оценивает уровень знаний пятиклассников, организует работу с их реальными затруднениями в освоении материала.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта к уроку Вулканы и гейзеры. 5кл.ФГОС
План - конспект урока "Вулканы и гейзеры" 5 класс ФГОС. В плане определены действия учителя и учащихся, есть приложения к уроку....
урок географии в 5 классе по теме "Вулканы земли" ФГОС. Технологическая карта
технологическая карта урока с приложением...
Технологическая карта урока по географии на тему "Вулканы"
Технологическая карта составлена учителем в рамках ФГОС...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "ВУЛКАНЫ"
Цели урока: сформировать понятия «вулкан», выявить закономерности распространения вулканизма, раскрыть причины их образования, объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.пл...
Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс
Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс...
Технологическая карта урока "Вулканы". 5 класс
Технологическая карта урока "Вулканы". 5 класс...