Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
план-конспект урока по географии (8 класс)
Урок географии для учащихся 8 класса, который поможет ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_konkurs_docx.docx | 569.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Дидактическая цель:
создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами геоинформационных технологий (ГИС)
Цели по содержанию:
а) образовательная: рассмотреть природные ресурсы Дальнего Востока - виды, размещение, возможность их использования.
б) развивающая: создать условия для самостоятельной работы с различными источниками географической информации.
в) воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека.
Методы: проблемный, исследование
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: физическая карта России, учебник 8 класс, атлас 8 класс, мультимедийный проектор, презентация, ноутбуки
Литература: учебник 8 класс «Природа России» И. И. Баринова, поурочные разработки по географии 8 класс, учебник «География Магаданской области. Учебное пособие для учащихся 7-8 классов» О. С. Головин, Магаданское книжное издательство, 1983 г. (электронная версия).
Планируемые результаты
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- сформированность опыта рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).
Познавательные УУД
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ;
Коммуникативные УУД
- высказывать и обосновывать мнение (суждение)
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- использовать компьютерные технологии для решения учебных задач.
Предметные
- ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам.
План
I. Мотивация
II. Актуализация знаний
- Показ по карте географических объектов.
- Индивидуальная работа. Соотношение природных комплексов и их признаков.
III. Открытие новых знаний
- Сообщения учащихся о природных ресурсах Дальнего Востока (опережающее задание)
- Рассказ о минеральных полезных ископаемых, их размещении и разнообразии.
- Оценка водных, энергетических, биологических и рекреационных ресурсов Дальнего Востока.
- Рассказ учителя с элементами беседы об агроклиматических условиях.
- Работа в парах. Учебное исследование «Сельскохозяйственное землепользование. Зависимость пространственной формы от агроклиматических условий территории».
IV. Закрепление изученного.
V. Домашнее задание
VI. Рефлексия
Ход урока
I. Мотивация
Настраивание учащихся на работу, создание благоприятных условий для учебной деятельности.
II. Актуализация знаний
Урок начнем с разминки, закрепим географические названия, показывая их на карте.
- Самая крупная река Дальнего востока? (р. Амур)
- Полуостров, изобилующий вулканами, горячими минеральными источниками? (п-ов Камчатка)
- Крупнейшее озеро Дальнего Востока? (оз. Ханка)
- Высшая вершина Дальнего Востока? (вул. Ключевая Сопка)
- Пролив, отделяющий о-в Сахалин от материка? (Татарский)
- Горная цепь на побережье Японского моря? (г. Сихотэ-Алинь)
- Скажите, объекты, какого региона вы сейчас показали на карте? (Дальний Восток)
Географический цифровой диктант
Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. У вас на столах лежат листочки с перечнем природных комплексов: Чукотка, Сахалин, Камчатка, Уссурийская тайга. В правом верхнем углу подпишите свою фамилию. Я буду читать признаки природных комплексов по порядку, ваша задача написать букву к тому природному комплексу, которому соответствует признак комплекса.
Задание: расставить цифры к природным комплексам, если признак соответствует комплексу (Приложение 1).
Комплексы: Чукотка, Камчатка, Сахалин, Командорские острова, Уссурийская тайга.
Признаки:
- Здесь растут: амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград и др.
- Открыл эту территорию Дальнего Востока Владимир Атласов.
- Это самая холодная часть Дальнего Востока.
- В Восточном хребте множество действующих вулканов.
- Происхождение гряды вулканическое.
- Население использует термальные воды как рекреационный ресурс.
- «Здесь все не как у нас. Все то же, да не то. Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые».
- Здесь на острове побывал А. П. Чехов.
- Высшая вершина Дальнего Востока - Ключевская Сопка.
- Исследователи этого природного комплекса - знаменитый путешественник Н.М. Пржевальский и писатель В. К. Арсеньев.
- Здесь говорят «12 месяцев зима, а остальное время-лето».
- Достопримечательность этого ПТК - роща пихты грандиозной.
- Здесь находятся крупные лежбища морских котиков.
- Озеро Ханка - крупнейшее озеро Дальнего Востока.
- В 1995 году землетрясение разрушило город Нефтегорск.
- Природный уникум Дальнего Востока - Долина гейзеров находится в этом ПТК.
- Эта территория занимает одно из первых мест в России по числу эндемиков.
- Здесь большую часть территории занимает подзона хвойно-березовых парковых лесов с преобладанием каменной и японской берез.
- Население выращивает рис, сою.
- На одном из них похоронен Витус Беринг.
Ответы:
Чукотка - 3, 11.
Камчатка - 2,4, 6, 9, 12, 16, 18.
Сахалин- 8, 15.
Командорские острова - 5, 13, 20.
Уссурийская тайга- 1, 7, 10, 14, 17, 19.
III. Открытие новых знаний
- Дальний Восток простирается с севера на юг на 4 тысячи километров. На севере Дальнего Востока - полуострове Чукотка – почти круглый год лежит снег, а в морях плавают льды, на поверхности тундра, а под землей вечномерзлые грунты.
Жители Чукотки говорят: «У нас 12 месяцев зима, а остальное - лето».
Территория Дальнего Востока - самая удаленная от Европейской части России, от столицы России - Москвы. Заселять и осваивать ее очень нелегко. Для освоения Дальнего Востока сюда проложена самая длинная дорога в мире - Сибирская магистраль, рельсы которой обрываются во Владивостоке на берегу Японского моря.
- Почему мы осваиваем эту часть России? (Территория богата природными ресурсами)
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Природные ресурсы Дальнего востока)
- Именно так звучит тема нашего урока.
- Что мы узнаем сегодня на уроке? (Разнообразие природных ресурсов, виды, размещение, возможность использования)
- Вспомните что такое природные ресурсы?
- Какие группы природных ресурсов вам известны?
А сейчас прослушаем сообщения, которые подготовили учащиеся о ресурсах Дальнего Востока.
По ходу рассказа вам нужно заполнить недостающие ячейки кластера (Приложение 2).
Первый учащийся – «Рассказ о минеральных полезных ископаемых, их размещении и разнообразии» (Приложение 3).
Второй учащийся – «Оценка водных, энергетических, биологических и рекреационных ресурсов Дальнего Востока» (Приложение 4).
- Рассказ учителя с элементами беседы.
- Следующий вид ресурсов – агроклиматические.
- Как вы понимаете, что такое агроклиматические ресурсы? (соотношение тепла и влаги)
- Для какого вида деятельности человека они необходимы? (для земледелия)
Юг Дальнего Востока имеет благоприятные условия для земледелия, здесь достаточно тепла для роста растений, а осадки выпадают в муссоном климате. Летом это дает возможность заниматься земледелием без орошения и дождевания. Осень на Дальнем Востоке сухая, что удобно для уборки урожая.
- Назовите территорию Дальнего Востока с наиболее благоприятными условиями? (Приамурье и на низменностях Приморья). Здесь растут даже теплолюбивые культуры: соя, рис, томаты, огурцы, виноград.
- Почему север Дальнего Востока не используется в сельском хозяйстве, земледелии?
Для ответа на этот вопрос вам необходимо выполнить учебное исследование «Сельскохозяйственное землепользование. Зависимость пространственной формы от агроклиматических условий территории».
Работа в сети Internet с космическими снимками https://www.diary.ru/~etoday/p152686550_fantastika-selhozugodiy.htm
На сайте представлена «Фантастика сельхозугодий разных стран мира». Ознакомьтесь с ними и выполните ряд заданий.
Задание:
Рассмотрите космические снимки сельхозугодий разных стран мира (приложение 5)
Познакомьтесь с «Фантастикой сельхозугодий» в разных странах мира (приложение 6)
На основе анализа материалов статьи «Фантастика сельхозугодий» предположите, чем объясняются пространственные формы угодий на снимках приложения 5.
Проверьте свои предположения (приложение 7)
На основе анализа материалов учебника «География Магаданской области. Учебное пособие для учащихся 7-8 классов» (О. С. Головин, Магаданское книжное издательство, 1983 г.) стр. 13-16 и стр. 47 предположите, какие особенности пространственной формы сельхозугодий могут быть обнаружены на космических снимках Магаданской области (приложение 8).
Проверьте свои предположения, анализируя и сравнивая данные с картами в Приложении 9.
Сформулируйте основные особенности размещения сельхозугодий Магаданской области, объясните причины такого размещения.
- Подведем итоги исследования.
- Что можно отметить об особенностях размещения сельхозугодий Магаданской области? (Пригодные для земледелия участки – в долинах рек и на приморских равнинах).
- Почему север Дальнего Востока не используется в сельском хозяйстве, земледелии?
(Для развития земледелия почвенно-климатические условия – неблагоприятны!
На севере Дальнего Востока суровый климат. Вся область в зоне с отрицательными среднегодовыми температурами, короткое лето, ранние заморозки, многолетняя мерзлота, малоплодородные почвы).
- Дальний Восток обладает колоссальными природными ресурсами. Что же мешает использовать их в полной мере? Какие сложности возникают при освоении природных ресурсов Дальнего Востока?
(Дальний Востоке богат природными ресурсами, но их освоение осложняется суровостью климата. Часть месторождений полезных ископаемых находится в неосвоенных районах, где нет дорог. Природные условия большей части территории неблагоприятные – полярная ночь, холодные зимы, вечная мерзлота, горный рельеф, высокая вероятность землетрясений.
IV. Домашнее задание
Всем учащимся: П.50, вопросы – стр.254.
В контурной карте нанести месторождения полезных ископаемых.
По желанию: Изготовить буклет: «Уникальность природы Дальнего Востока».
V. Рефлексия
- Что мы узнали сегодня на уроке? (Разнообразие природных ресурсов Дальнего Востока, их виды, размещение, возможность использования)
Спасибо за урок. Удачного дня.
Приложение 1
Фамилия, имя ____________________________________
Чукотка | Сахалин | Камчатка | Уссурийская тайга |
Приложение 2
Приложение 3
Минеральный ресурсы Дальнего Востока богаты и разнообразны. Главные из них – рудные.
Главным ресурсом Дальнего Востока является золото.
Месторождение золота находятся в бассейне р. Селемджи, на склоне г. Сихотэ – Алинь, в низовье р. Амур, п-ов Чукотка.
Второе место по значению занимают руды цветных и редких металлов: свинец, цинк, ртуть, олово. Залежи олова залегают на Чукотке, в Буреинском хребте, в средней и южной частях Сихотэ-Алинь, так же здесь находятся месторождения вольфрама, молибдена, свинца, цинка. Там находиться крупное месторождение свинцово – цинковых руд, ртути. Железные руды добываются на юге Дальнего Востока – в Приамурье, Буреинском хребте.
В южной части региона расположены топливные полезные ископаемые, Буреинский и Сучанский каменноугольные бассейны. Нефть и газ добываются на севере Сахалина. Но часть месторождений находиться в неосвоенных районах, где нет дорог.
Особо следует сказать о минеральных водах Дальнего Востока, многие из которых термальные. Неподалеку от Петропавловска – Камчатска на подземных горячих водах уже работает Паужетская и Мутновская электростанции.
Приложение 4
Дальний Восток имеет достаточно густую речную сеть, реки преимущественно быстрые, полноводны летом, зимой замерзают. Крупнейшей рекой является Амур. С притоками. На реках Зея, Бурея, Уссури развито судоходство. Реки имеют дождевой тип питания. Часто, когда летом идут ливневые осадки происходит затопление полей, размыв территорий, эрозия почв, загрязнение территории .
Следующий вид – энергетические ресурсы.
Это не только уголь и нефть, гидроресурсы. На Дальнем Востоке есть особые неисчерпаемые виды ресурсов, которые еще в малой степени используются человеком для получения энергии. Это энергия внутреннего тепла Земли – горячие источники Камчатки, энергия приливов и отливов, в Охотском море самые высокие приливы до 13м.
Биологические ресурсы Дальнего Востока очень богаты.
Среди хвойных пород распространены кедровый стланик, лиственница Дасурская и Курильская, ель Японская. Ценное, целебное растение - корень Женьшеня, распространено в кедрово-широколиственных лесах. Это редкое реликтовое растение, корень которого имеет высокую цену. Это привело к тому, что его осталось очень мало.
Издревле коренное население всего Дальнего Востока занималось охотой, рыболовством, промыслом китов, моржей, тюленей, морского котика.
30 пушных зверей используются как объекты охоты: соболь, выдра, белка. А молодые рога пятнистого оленя и изюбра используют для производства ценного лекарства – пантокрина.
Очень важное значение имеют рыбные ресурсы морей Тихого океана.
Особенно цениться лососевые – лосось, горбуша. Много в морях ловят сельди, минтая, сайру. Добывают крабов, креветок, моллюсков, водоросль – ламинария. Символом Дальнего Востока можно считать уссурийского тигра. Их также осталось мало, поэтому взят под охрану.
Потенциально велики и рекреационные ресурсы, но используются недостаточно. Преобладание ясных, солнечных дней, отсутствие изнуряющей жары делают климат Приморья исключительно полезным для людей.
Поэтому морские побережья на юге, Уссурийский край могут быть использованы для туризма и организации курортного хозяйства. Долина Гейзеров на Камчатке является уникальным объектом природы.
Приложение 5
Приложение 6
С того момента как человек научился выращивать овощи и злаки, земной ландшафт стал куда более скучным, чем он был в ту эпоху, когда люди занимались охотой и собирательством. И правда, мало кому нравятся бесконечные поля, утыканные пыльными зелеными ростками. Но если взглянуть на сельскохозяйственные угодья из космоса - картина открывается совершенно фантастическая.
Засеянные злаками поля в Ливии диаметром меньше километра. Даже такие поля требуют интенсивной ирригации. | |
Серрадо – особый регион тропической саванны в Бразилии.
| |
Русло Сырдарьи и Казахстане, вдоль которой располагаются поля. | |
Река Сакраменто в Калифорнии снабжает водой весь штат. | |
Коричнево-зеленая полоса – зона плодородных земель и сельхозугодий вдоль Нила. |
Приложение 7
Сельскохозяйственное землепользование
Пространственные формы
«География» • Содержание №3/2007
На одном из сайтов, работающих под эгидой Национального агентства США по исследованию космического пространства и аэронавтике (NASA), — серия космических снимков по темам: «Исторические памятники», «Города», «Геология», «Ледники», «Гидрология», «Землепользование», «Стихийные бедствия», «Вулканы».
Вот пример коллекции из 6 снимков, показывающих разные пространственные формы ведения сельского хозяйства. (Все снимки — в одном масштабе; на каждом — территория 10,5 х 12 км.)
1. США, штат Миннесота. Относительно хорошо увлажненная равнина (Молочный пояс). Земледельческая территория нарезана дорогами на ровные, почти идеальные большие квадраты. Именно по прямоугольным границам нарезались земельные угодья на прежде ничейных (по справедливости же — индейских) землях для приходивших на эту территорию колонистов. К тому же именно так удобнее обрабатывать почву, используя различные средства механизации, а они на севере США начали применяться уже в XIX в., когда и нарезались эти поля.
2. США, штат Канзас. Засушливая равнина. Круглые поля внутри квадратной решетки. Каждое поле «организовано» вокруг стержневой трубы дождевальной установки, обходящей контур подобно часовой стрелке.
3. Северо-запад Германии. Территория в основном равнинная, но почти беспорядочно нарезана лоскутными полями. Это результат дробления земельных наделов, многовекового деления их между наследниками, — пережиток Средневековья.
4. Боливия. Район города Санта-Крус. Наделы, обрабатываемые разными земледельцами, нарезаются по секторам, радиально расходящимся от деревень. Каждый крестьянин расчищает в лесу себе сектор под посевы, все более удаляясь от деревни. Границы «зон влияния» деревень остаются заросшими лесом.
5. Таиланд, район Бангкока. Рисовые чеки приурочены к системе оросительных каналов, которые тысячами капилляров распределяют воду по равнине. Каждое поле имеет форму узенького прямоугольника, вытянутого вдоль своего канала.
6. Южная Бразилия, Серрадо (саванна). Дешевизна земли при сравнительно невысокой плотности населения способствовала образованию очень больших хозяйств с крупными полями.
Приложение 8
Особенность рельефа:
Магаданская область – территория с горным рельефом.
Горы – центральные районы Колымы и до Охотского побережья.
Пригодные для земледелия участники – в долинах рек и на приморских равнинах.
Для развития земледелия почвенно-климатические условия – неблагоприятны!
Особенность климата – суровость: вся область в зоне с отрицательными среднегодовыми температурами, короткое лето, ранние заморозки, многолетняя мерзлота, малоплодородные почвы.
По почвенно-климатическим условиям:
- Магаданская зона – Охотское побережье от Талона до Северо-Эвенска.
- Среднеканская зона – центральные районы Колымы.
Центральные районы Колымы – континентальный климат, короткий безморозный период (50-90 дней) => отрицательно сказывается на посевах.
Сеймчанская котловина – более благоприятный климат: лето теплее, заморозков меньше (безморозный период – 80-90 дней), незначительная сумма осадков.
В окрестностях Магадана – безморозный период (100-110 дней) – больше осадков, летние заморозки реже => благоприятные условия для земледелия.
Почвы: бедны органическими веществами, пригодные площади – долины рек, пологие южные склоны. Повсеместно, кроме Охотского побережья – многолетние мерзлоты.
По физическим свойствам почвы легкие (менее кислые – более урожайные), тяжелые. По механическому составу: супесчаные, песчаные, глинистые, суглинистые, торфяно-глеевые. В долинах рек – заболоченные, содержание гумуса и органических масс низкое.
Свойства почв улучшаются при обработке: уменьшается кислотность, увеличивается содержание гумуса, увеличивается запас азота, фосфора, калия (внесение минеральных удобрений, навоза, торфа, известкование, орошение, севооборот) => высокие урожаи картофеля, капусты, овощей.
Распространены карсты – часто образуются впадины и ложбины, что приводит к застаиванию воды и заболачиванию => необходимо периодическое выравнивание.
Суровый климат и особенности почвы обуславливают особенности агротехники:
- вспашка полей сразу после уборки урожая
- глубина пахотного слоя – 20 см
- предпосевная обработка за 2-3 дня до посева на глубину заделки семян
- внесение удобрений, известкование почв
Приложение 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные комплексы Дальнего Востока
Природные комплексы Дальнего Востока.Цель: Изучение ПК Дальнего Востока.Задачи: Рассмотреть особенности взаимосвязей в отдельных ПТК Дальнего Востока. Активизировать познавательную деятельность ...
Методическая разработка урока географии в 8 классе по теме: «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»
Разработка урока в 8 классе по теме: "Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы". Рекомендации учителю географии по созданию творческого проекта с целью закрепления знаний, получен...
Тестовое задание по теме " Природные комплексы Дальнего Востока"
Тестовое задание по теме " Природные комплексы Дальнего Востока"...
Природные комплексы Дальнего Востока
МЕтодическая разработка урока по теме "Природные комплексы Дальнего Востока" 8 класс.На уроке использован многоуровневый подход к оцениванию лисностных достижений. Групповая работа над презентац...
Методическая разработка открытого урока "Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы"
Открытый урок по географии 8 класс, тема " Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы." Урок проводился в рамках использования здоровьесберегающих технологий на уроках географии....
Природные ресурсы Дальнего Востока и использование их человеком»
Открытый урок в 8 классе...
КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЕ
1. Плюсы ЭГП Дальнего Востока? - омывается двумя океанами, - преобладание равнин в южной части Дальнего Востока, (Зейско-Буреинская и Приханская )- размещение в южной части Дальнего Востока ...