Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный спасатель"
рабочая программа по обж (5, 6, 7, 8 класс)
Рабочая программа «Юный спасатель» с элементами инклюзии предполагает построение процесса дополнительного образования и развития детей с типичной неврологией («нормотипичных») и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа имеет социально-гуманитарную направленность и дает возможность наиболее ёмко преподнести знания в области безопасности и спасательного дела.
Цель Программы: создание развивающей платформы для общения детей с ограниченными возможностями здоровья с «нормотипичными» детьми, развитие их социальной адаптации; формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях.
Большое внимание уделяется развитию психоэмоционального и физического интеллекта детей, как способа понимания себя и окружающих. В основе инклюзивного образования детей лежат принципы гуманистической педагогики, которые в данной Программе дополнены системой индивидуального подхода к каждому ребенку. Важным моментом в осуществлении педагогического сопровождения является отсутствие фиксации на переживаемых детьми временных коммуникативных трудностях. Трудности переводят в ранг интересной задачи, которую предлагается решить различными способами. Это позволяет ребенку увидеть множество выходов из сложившейся ситуации, погружает его в творческое состояние, происходит систематическое моделирование и поддержание атмосферы успешности обучающихся.
Программа предназначена для «нормотипичных» детей и детей с ОВЗ. Условия набора детей: принимаются все желающие без предварительной подготовки, имеющие мотивацию к изучению спасательного дела, а также дружественно настроенные к учащимся с умственной отсталостью.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 академических часа. Объем программы – 38 часов. Срок реализации программы – 5 месяцев (полугодие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности | 56.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 с. Серафимовский
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО и принято на педагогическом совете Протокол № ____ от «___» ___ 20 ___ г. | СОГЛАСОВАНО _______ /М.Л. Тимофеев/ от «___» _____ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУСОШ №3 с. Серафимовский ________ /М.К. Сайфуллин/ Пр. №_____ от «___» ____ 20___ г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный спасатель»
Составила:
учитель МАОУ СОШ №3 с. Серафимовский
Баньщикова Маргарита Сергеевна
2024 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа «Юный спасатель» (далее - Программа) с элементами инклюзии предполагает построение процесса дополнительного образования и развития детей с типичной неврологией («нормотипичных») и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа разработана на основе:
- Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо МОиН РФ от 29.06.2016 № ВК-641/09),
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» - редакция от 14.07.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022 г.,
- Закона РБ от 01.07.2013 г. № 696-з «Об образовании в РБ» - с изменениями на 05.05.2021 г.,
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998 г. №124 – ФЗ с изм. на 14.07.2022 г.,
- Закона РБ от 31.12.1999 г. №44-З «Об основных гарантиях прав ребёнка в Республике Башкортостан»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утв. приказом МОиН РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599,
- Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16),
- Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ 26.12.2017 г. № 1642 с изм. на 20.05.2022 г.;
- Государственной программы «Развитие образования в Республике Башкортостан» на 2013 – 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства РБ от 21.02.2013 г. № 54 (с изм. на 06.09.2022 г.),
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»"
- Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996,
- Письмом МО РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»,
- Письмом МО и науки РФ от 29 марта 2016 года № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»,
- Устава и локально-нормативных актов ОУ.
А также с учетом требований, предъявляемых к квалификации спасателей, согласованных с Министерством труда и занятости населения РФ, Положения о системе подготовки кадров, а также Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Направленность
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный спасатель» имеет социально-гуманитарную направленность с элементами туристско-краеведческой, военно-патриотической и физкультурно-спортивной направленностей.
Актуальность
Актуальность Программы обусловлена тем, что в условиях современного мира, повышения уровня опасности и роста технологических аварий и катастроф необходимо совершенствование знаний и умений в области обеспечения личной и общественной безопасности. Для этого необходимо расширение знаний безопасности жизнедеятельности со школьного уровня, до уровня специальной подготовки в условиях кружковой деятельности.
Данная Программа дает возможность наиболее ёмко дать знания в области безопасности и спасательного дела.
Большое внимание в рамках Программы уделяется развитию психоэмоционального и физического интеллекта детей, как способа понимания себя и окружающих. Учащиеся развивают свои способности к эмпатии и способность эмоционального переживания во время творческих заданий. Происходит работа над укреплением самооценки ребенка и развитием его социально-адаптационной успешности.
Новизна заключается в создание уникальной среды общения и социальной адаптации учащихся группы с трудностями развития с «нормотипичными» детьми дружественно настроенных к обучающимся.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности», помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.
Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся.
Настоящая Программа предназначена для обеспечения процесса обучения школьников, приобретения ими необходимых знаний, ознакомления с научно-техническими и практическими задачами, приобретения навыков самостоятельного решения и практического применения теоретических знаний в различных чрезвычайных ситуациях, оказания первой доврачебной помощи, расширения кругозора, укрепления здоровья.
Таким образом, предлагаемая нами программа явится звеном, обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Педагогическая целесообразность
В основе инклюзивного образования детей лежат принципы гуманистической педагогики, которые в данной Программе дополнены системой индивидуального подхода к каждому ребенку.
Важным моментом в осуществлении педагогического сопровождения является отсутствие фиксации на переживаемых детьми временных коммуникативных трудностях. Трудности переводят в ранг интересной задачи, которую предлагается решить различными способами. Это позволяет ребенку увидеть множество выходов из сложившейся ситуации, погружает его в творческое состояние, происходит систематическое моделирование и поддержание атмосферы успешности обучающихся. В результате ребенок на практике приобретает навыки социальной адаптивности, обучается ориентироваться в современном мире, самостоятельно находить эффективные решения в реальных жизненных ситуациях, которые чаще всего по своей природе являются многозадачными.
Педагогическая целесообразность Программы призвана расширить кругозор ребенка и дать ему соответствующую возрасту и способностям адекватную картину мира, подготовить его к действиям в чрезвычайных ситуациях, привить практические навыки оказания пострадавшим первой доврачебной помощи, изучить правила противопожарной и дорожной безопасности, вести здоровый образ жизни.
II. ОБЪЁМ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ, РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ,
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа предназначена для «нормотипичных» детей, а также для детей с ОВЗ. Возраст обучающихся: 10-18 лет. Наполняемость учебных групп составляет 8-12 человек. Условия набора детей: принимаются все желающие без предварительной подготовки, имеющие мотивацию к изучению спасательного дела, а также дружественно настроенные к учащимся с умственной отсталостью.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 академических часа. Объем программы – 38 часов. Срок реализации программы – 5 месяцев (полугодие).
При проведении занятий используются следующие методы:
- Словесный метод базируется на беседах, лекциях, индивидуальных и коллективных упражнениях, решение проблемных ситуаций, представляющих собой многократное обращение в течение одного занятия к тем или иным аспектам профессиональной деятельности спасателя для выполнения более сложных заданий.
- Игровой метод предполагает проведение на занятиях деловых и ролевых игр, воссоздающих те или иные ситуации профессиональной деятельности и ставящих участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих профессиональных задач.
- Практический метод (тренинг, упражнения и т.д.) ориентирован на закрепление необходимых моделей профессионального поведения реальным условиям деятельности.
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальная (одновременная работа всех учащихся);
- индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
- групповая (организация работы по малым группам);
- в парах (организация работы по парам).
Формы организации учебного занятия: занятие-практикум, встречи с интересными людьми, занятие-консультация, занятие-дискуссия, занятие-экскурсия, беседа.
Педагогические технологии:
- технологии компетентностно - ориентированного образования;
- информационные технологии;
- технологии развивающего обучения;
- воспитательные технологии.
III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание развивающей платформы для общения детей с ограниченными возможностями здоровья с «нормотипичными» детьми, развитие их социальной адаптации; формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания по работе спасателей;
- подготовка обучающихся к быстрому и грамотному реагированию в случае ЧС;
- обучить учащихся действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения, либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;
- обучить навыкам оказания первой доврачебной помощи;
- совершенствовать двигательные умения и навыки прикладного характера;
- изучить правила пожарной безопасности;
- сформировать чувство гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
- развивать двигательные качества на основе общей физической подготовленности;
- отрабатывать приёмы обеспечения безопасности, формировать теоретические и практические знания основ спасательного дела;
- развивать память, логическое мышление и мотивацию личности к познанию;
- укреплять психическое здоровье детей, развивать внимательность и осторожность.
Воспитательные:
- совершенствовать личностные качества: психологическая устойчивость, внимательное и уважительное отношение друг к другу, физическая сила, выносливость, быстрота принятия решений, наличие необходимых знаний и навыков, позволяющих успешно действовать в экстремальных ситуациях;
- воспитание приоритета общественных ценностей;
- пропаганда здорового и безопасного образа жизни в молодёжной среде.
На площадке инклюзивного образования неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень психического и интеллектуального развития и здоровья детей.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, условиями помещения для работы, что предполагает возможную необходимую корректировку времени и режима занятий, а также количества обучающихся.
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Предметные:
- дать знания по основам работы спасателей;
- обучать навыкам безопасного поведения в условиях автономного существования в разных условиях природной среды;
- обучать учащихся навыкам обеспечения личной и коллективной безопасности в чрезвычайных ситуациях;
- обучать способам и приемам пользования аварийно-спасательным инструментом и способам эвакуации и транспортировки пострадавшего;
- формировать индивидуальный двигательный режим;
- формировать теоретические знания и практические навыки по организации и проведению спасательных работ.
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
- прививать учащимся навыки самостоятельности, самоорганизации потребности в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании;
- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся;
- создавать условия для подготовки к действиям в различных ЭС;
- развивать координационные способности: ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласованность движений, точность воспроизведения основных параметров движений;
- укреплять здоровье и способствовать разностороннему физическому развитию.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Личностные:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- формировать стремление к здоровому образу жизни;
- формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- приобщать учащихся к нормам и ценностям общества, адаптироваться к условиям среды;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формировать патриотизм, гражданственность, чувство ответственности за свою судьбу и судьбу своего поколения.
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Ожидаемые результаты
В ходе обучения учащиеся должны научиться:
- пользоваться средствами индивидуальной защиты,
- оказывать первую медицинскую помощь,
- иметь навыки выживания в экстремальных условиях.
По окончании подготовки обучающие должны знать:
- приёмы оказания первой помощи;
- особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;
- способы переноски и транспортировки пострадавших при различных переломах;
- средства для оказания первой медицинской помощи;
- способы страховки и самостраховки;
- основы передвижения по различной местности;
- основы тактики безопасных методов работы в непригодной для дыхания зоне;
- свои индивидуально-психологические особенности;
- методы и приёмы управления собственным состоянием;
- особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС;
уметь:
- применять и эффективно использовать приборы, оборудование, СИЗ;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать своё морально-психологическое состояние при ЧС;
иметь представление:
- об основных направлениях совершенствования технологий АСР;
- о природных явлениях региона;
- о процессе горения, пожаре и его развития;
- об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
- об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.
Оценочные материалы
Система оценки достижения планируемых результатов необходима для ведения мониторинга по эффективности проведения занятий, достижения поставленных целей и задач, а также для проверки знаний и умений обучающихся.
Для оценки достижений используются следующие материалы:
- тестирование на выявление знаний о профессии спасателя;
- умение оказывать помощь пострадавшим на темы, предусмотренные учебным планом;
- умение оказывать первую медицинскую помощь.
Контроль оценки достижений также предусматривается путем наблюдения за деятельностью обучающихся, анкетирования, анализа наработанного материала.
Система контроля основана на следующих принципах:
- объективности (научно обоснованное содержание тестов, заданий, вопросов и т.д.; адекватно установленные критерии оценивания; одинаково справедливое отношение педагога ко всем обучающимся).
- систематичности (проведение контроля на всех этапах обучения при реализации комплексного подхода к диагностированию).
- наглядности, гласности (проведение контроля всех обучаемых по одним критериям; оглашение и мотивация оценок; составление перспективных планов ликвидации пробелов).
Работа обучающихся, оценивается по результатам освоения Программы (высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков, возможности практического применения в различных ситуациях творческого использования.
Высокий уровень | Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой деятельности приобретенных знаний умений и навыков. |
Средний уровень | Обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания, умения и навыки. |
Низкий уровень | Обучающийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные знания умения и навыки. |
Отслеживание результатов образовательного процесса осуществляется посредством итоговой аттестации. Обучающиеся по данной программе, проходят итоговую аттестацию по окончанию освоения Программы (май).
При подведении итогов освоения программы используются формы аттестации: опрос; выполнение творческой работы.
Контроль физической подготовленности осуществляется по нормативам общей физической подготовки.
V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Материально-техническое обеспечение программы:
- кабинет, специализированная база пожарной охраны, видеопроектор, компьютер, верёвка, аптечка, шины медицинские, огнетушители, секундомер, тренажёр для сердечно- легочной реанимации, тренажёр.
- канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; файлы, папки и др.
- спортивная форма.
VI. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование модуля, раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности | 1 |
2 | Начальная специальная подготовка юного спасателя | 10 |
3 | Противопожарная безопасность | 6 |
4 | Основы медицинских знаний | 6 |
5 | Основы ориентирования | 5 |
6 | Физическая подготовка | 4 |
7 | Средства индивидуальной защиты | 5 |
8 | Соревнование «Я юный спасатель» | 1 |
Итого: | 38 часов |
VII. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Введение. Инструктаж по технике безопасности (1 час)
Введение в программу. Знакомство с объединением, материалами и инструментами. Инструктаж по ТБ, решение организационных вопросов, требования к учащимся, проведение стартовой диагностики.
2. Начальная специальная подготовка юного спасателя (10 часов)
Теория: Классификация чрезвычайных ситуаций, чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясения, смерчи, цунами, наводнения, лавины, сели, оползни, камнепады, обвалы), чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии, обрушения, пожары и др.), чрезвычайные ситуации экологического характера (эпидемии, и др.). Понятия опасных природных явлений, стихийных бедствий, аварий и катастроф. Понятия опасности и определение опасных факторов.
История человечества - борьба за выживание. Крупнейшие исторически известные катастрофы (гибель Помпеи и др.)
История создания спасательных служб в мире. История создания спасательных служб на территории России.
Окружающая среда: природная, техногенная и бытовая. Взаимодействие человека в процессе деятельности с окружающей средой, аксиома о потенциальной опасности процесса взаимодействия. Понятие о риске.
Научно-технический прогресс и вызываемые им последствия.
Источники загрязнения, опасные и вредные факторы окружающей среды (физические, химические, биологические и психогенные). Взаимодействие и трансформация загрязнений в окружающей среде, вторичные явления: смог, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, снижение плодородия почв, качества продуктов питания, разрушение технических сооружений.
Источники, зоны действия и уровни энергетических загрязнений окружающей среды (парниковый эффект, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, шум, вибрация).
Электробезопасность при пользовании энергией в бытовых помещениях.
Средства бытовой химии: правила пользования и оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.
Необходимость создания системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций. Цели и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, управление и функционирование РСЧС, силы и средства РСЧС.
Поисково-спасательные службы. Задачи системы обучения. Этапы и уровни подготовки спасателей. Формы и виды обучения спасателей.
Виды естественных препятствий. Общие характеристики естественных препятствий. Техника и тактика их преодоления. Основные правила движения группы. Узлы. Основные виды туристических узлов. Техника вязания узлов.
Практика: Табель оснащения поисково-спасательной службы. Экипировка спасателя. Технические средства. Транспортные и транспортировочные средства. Средства связи и сигнализации.
Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей в условиях природной среды.
Использование подручных средств для оказания помощи и спасения пострадавших. Использование специальных спасательных средств.
Использование самостраховки для преодоления несложных естественных препятствий. Вязание узлов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь.
3. Противопожарная безопасность (6 часов)
Теория: Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека, какую пользу приносит огонь человеку, как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях.
Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём. Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах. Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практика: Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров.
Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
4. Основы медицинских знаний (6 часов)
Теория: Травмы и заболевания характерные в природной среде. Характеристика травм и заболеваний, меры по их профилактике. Инфекционные заболевания характерные в природной среде, причины их возникновения и механизм передачи. Признаки инфекционных заболеваний и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
Предупреждение обморожений и переохлаждений. Основные принципы оказания первой медицинской помощи. Проведение осмотра пострадавшего, порядок его проведения (обеспечение проходимости дыхательных путей, наличие дыхания, наличие пульса).
Средства оказания первой медицинской помощи: состав медицинской аптечки: перевязочные, дезинфицирующие и лекарственные средства, их характеристика.
Виды повязок и их назначение. Правила наложения повязок на голову, нижние и верхние конечности, грудь, спину, живот и т.д.
Порядок и правила использования и применения дезинфицирующих и лекарственных средств.
Порядок измерения температуры, пульса, артериального давления. Согревающие и охлаждающие процедуры, их применение.
Практика: Комплектование медицинской аптечки. Демонстрация и отработка правильной последовательности действий при осмотре, выборе и применении перевязочных материалов, дезинфицирующих и лекарственных средств. Наложение повязок и остановка кровотечений. Демонстрация и отработка правильной последовательности действий на тренажерах.
5. Основы ориентирования (5 часов)
Теория: Понятие о топографической карте. Условные знаки. Ориентирование по горизонту, азимуту. Стороны горизонта. Понятие азимута и его определение. Компас. Устройство компаса. Действия с компасом. Работа с компасом.
Измерение расстояний. Способы ориентирования. Ориентирование по местным предметам. Понятие о масштабе карты. Группы условных знаков. Изображение рельефа на карте. Типичные формы рельефа. Понятие ориентиров. Способы измерения расстояний на карте и на местности.
Способы ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров. Сохранение направления движения. Движение по азимуту, по легенде. Определение сторон горизонта по светилам и местным предметам. Порядок действий в случае потери ориентировки.
Практика: Определение масштаба и расстояния по карте. Чтение и изображение топографических знаков. Определение рельефа по карте. Измерение и построение азимутов. Ориентирование карты по компасу. Выполнение прямой и обратной засечки. Движение по азимуту с помощью компаса.
Измерение расстояний на карте и на местности. Определение ориентиров движения, способы привязки к местности, точки стояния. Сохранение направления движения. Определение сторон горизонта по светилам и местным предметам. Определение направленности выхода в случае потери ориентировки.
6. Физическая подготовка (4 часа)
Практика: Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища в различных исходных положениях на формирование правильной осанки: наклоны, повороты и вращения туловища, в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Игры с мячом. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Игры на внимание, сообразительность, координацию.
Бег на короткие дистанции — 30, 60, 100 м из различных исходных положений. Эстафетный бег на эти же дистанции. Прыжки в длину с места и с разбега.
7. Средства индивидуальной защиты (5 часов)
Теория: Классификация средств индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Назначение и устройство противогаза ГП-5. Размеры противогаза. Определение размера противогаза. Способы ношения противогаза.
Средства индивидуальной защиты кожи. Порядок и команды одевания защитного костюма ОЗК и Л-1.
Человек и окружающая среда. Основные правила поведения и меры защиты.
Практика: Надевание противогаза и пользование неисправным противогазом. Надевание противогаза на пораженного и транспортировка его через зону заражения.
Средства индивидуальной защиты кожи. Порядок и команды одевания защитного костюма ОЗК и Л-1.
8. Соревнование «Я юный спасатель» (1 час)
Практика: участие в соревнованиях.
VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Часы | Дата проведения |
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. Классификация чрезвычайных ситуаций. История создания спасательных служб в мире | 2 | |
2 | Окружающая среда: природная, техногенная и бытовая. Понятие о риске. Комплектование медицинской аптечки. | 2 | |
3 | Источники загрязнения, опасные и вредные факторы окружающей среды. Вторичные явления Понятие о топографической карте. Условные знаки. | 2 | |
4 | Источники, зоны действия и уровни энергетических загрязнений окружающей среды. Ориентирование по горизонту, азимуту. Стороны горизонта. Понятие азимута и его определение. | 2 | |
5 | Поисково-спасательные службы. Наложение повязок и остановка кровотечений. | 2 | |
6 | Экипировка спасателя. Технические средства. Демонстрация и отработка правильной последовательности действий при осмотре, выборе и применении перевязочных материалов, дезинфицирующих и лекарственных средств. | 2 | |
7 | Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей в условиях природной среды. Чтение и изображение топографических знаков. | 2 | |
8 | Виды естественных препятствий. Техника и тактика их преодоления. | 2 | |
9 | Понятие о физико-химических основах горения. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи | 2 | |
10 | Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре. Определение сторон горизонта по светилам и местным предметам. Определение направленности выхода в случае потери ориентировки. | 2 | |
11 | Узлы. Основные виды туристических узлов. Техника вязания узлов. Упражнения для туловища. Упражнения для ног | 2 | |
12 | Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. Бег на короткие дистанции. Эстафетный бег | 2 | |
13 | Травмы и заболевания характерные в природной среде. Признаки инфекционных заболеваний и оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Классификация средств индивидуальной защиты Назначение и устройство противогаза ГП-5. | 2 | |
14 | Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Средства индивидуальной защиты кожи. Человек и окружающая среда | 2 | |
15 | Классификация огнетушителей, область их применения. Надевание противогаза на пораженного и транспортировка его через зону заражения | 2 | |
16 | Движение во время эвакуации. Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Средства индивидуальной защиты кожи. | 2 | |
17 | Использование самостраховки для преодоления несложных естественных препятствий. Вязание узлов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь. Надевание противогаза и пользование неисправным противогазом | 2 | |
18 | Средства оказания первой медицинской помощи Виды повязок и их назначение. Порядок и команды одевания защитного костюма ОЗК и Л-1. | 2 | |
19 | Игры с мячом. Игры на внимание, сообразительность, координацию. Соревнование «Я юный спасатель». | 2 |
IX. Рабочая программа воспитания
Цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
Задачи:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений в жизни, практической деятельности.
Направления воспитания:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия;
- трудовое воспитание;
- экологическое воспитание;
- познавательное.
Направления воспитания | Целевые ориентиры |
Гражданско-патриотическое | Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. |
Духовно-нравственное | Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь. Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности. Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе. |
Эстетическое | Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. |
Физическое | Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. |
Трудовое | Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений. Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Проявляющий интерес к разным профессиям. |
Экологическое | Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы. Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. |
Познавательное | Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности. |
Формы и методы воспитательной работы:
- организация интересной и полезной для обучающихся совместной воспитательной деятельности, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социальнозначимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социальнозначимые отношения, получить опыт участия в социальнозначимых делах (акции, экскурсии, праздники, коллективные творческие дела, творческие проекты по различным направлениям и т.п.), которая будет способствовать укреплению традиций, формированию и развитию коллектива;
- участие в конкурсах, выставках и фестивалях, конференциях, соревнованиях различных уровней;
- регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения в целом;
- индивидуальные диалоги;
- информация на официальном сайте.
Планируемые результаты воспитательной работы:
- сформированность уважительного отношения к культуре и традициям родной страны, республики, села;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- проявление самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки;
- активность в общении и взаимодействии со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- способность оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы.
X. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Л. Внеурочная деятельность учителя ОБЖ с позиции системного подхода/ Л. Акимова // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2009. — № 9. — С. 25—30.
2. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова — М.: 2021.
3. Волкова С.С., Сафина Э.Н. «Реализация образовательных программ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» с использованием оборудования центра «Точка роста»» - методическое пособие. – М.: Центр естественно-научного и математического образования, 2021.
4. Гофман Е.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности». – г. Алейск, 2021.
5. Дежурный Л.И. Оказание первой помощи пострадавшим, памятка МЧС России / Л.И. Дежурный. — М.: 2019.
6. Есипова А.А. Интеграция общего и дополнительного образования как возможный путь повышения эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников / А.А. Есипова // Молодой учёный. — 2014. — № 5—1 (64). — С. 21—22.
7. Злакова С.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности». – п. Грачёвка, 2023.
8. Мазурин Е.П. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций: учебное пособие / Е.П. Мазурин, Р.И. Айзман. — М.: КРОНУС, 2018.
9. Марченко Д. В., Тарасов А. Ю., Герман О. Ю., Белогоров С. Б. Основы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени: учебное пособие. ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф. – Иркутск: ИГМУ, 2015.
10. Михайлов Л.А. Способы автономного выживания человека в природе: Учебник для ВУЗов. М.: Питер, 2008.
11. Пилипака С.В. Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный спасатель». – с. Новопышминское, 2021.
12. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с 2021 по 2024 годы».
Интернет-ресурсы:
1. Всероссийское добровольное пожарное общество совместно с МЧС России https://вдпо.рф/edu/online
2. Портал детской безопасности МЧС России СПАС ЭКСТРИМ – Режим доступа:
https://spas-extreme.mchs.gov.ru
3. Методическая копилка Учителя, воспитателя, родителя – Режим доступа: http://www.zanimatika.narod.ru/OBJ3.htm
4. Академия безопасности – Режим доступа: http://litn-andr.narod.ru/data/baby/p1aa1.html/
5. МЧС России – Режим доступа: https://mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русской орфографии"
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей с...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способно...