Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный спасатель"
рабочая программа по обж (5, 6, 7, 8 класс)
Рабочая программа «Юный спасатель» с элементами инклюзии предполагает построение процесса дополнительного образования и развития детей с типичной неврологией («нормотипичных») и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа имеет социально-гуманитарную направленность и дает возможность наиболее ёмко преподнести знания в области безопасности и спасательного дела.
Цель Программы: создание развивающей платформы для общения детей с ограниченными возможностями здоровья с «нормотипичными» детьми, развитие их социальной адаптации; формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях.
Большое внимание уделяется развитию психоэмоционального и физического интеллекта детей, как способа понимания себя и окружающих. В основе инклюзивного образования детей лежат принципы гуманистической педагогики, которые в данной Программе дополнены системой индивидуального подхода к каждому ребенку. Важным моментом в осуществлении педагогического сопровождения является отсутствие фиксации на переживаемых детьми временных коммуникативных трудностях. Трудности переводят в ранг интересной задачи, которую предлагается решить различными способами. Это позволяет ребенку увидеть множество выходов из сложившейся ситуации, погружает его в творческое состояние, происходит систематическое моделирование и поддержание атмосферы успешности обучающихся.
Программа предназначена для «нормотипичных» детей и детей с ОВЗ. Условия набора детей: принимаются все желающие без предварительной подготовки, имеющие мотивацию к изучению спасательного дела, а также дружественно настроенные к учащимся с умственной отсталостью.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 академических часа. Объем программы – 38 часов. Срок реализации программы – 5 месяцев (полугодие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 с. Серафимовский
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО и принято на педагогическом совете Протокол № ____ от «___» ___ 20 ___ г. | СОГЛАСОВАНО _______ /М.Л. Тимофеев/ от «___» _____ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУСОШ №3 с. Серафимовский ________ /М.К. Сайфуллин/ Пр. №_____ от «___» ____ 20___ г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный спасатель»
Составила:
учитель МАОУ СОШ №3 с. Серафимовский
Баньщикова Маргарита Сергеевна
2024 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа «Юный спасатель» (далее - Программа) с элементами инклюзии предполагает построение процесса дополнительного образования и развития детей с типичной неврологией («нормотипичных») и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа разработана на основе:
- Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо МОиН РФ от 29.06.2016 № ВК-641/09),
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» - редакция от 14.07.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022 г.,
- Закона РБ от 01.07.2013 г. № 696-з «Об образовании в РБ» - с изменениями на 05.05.2021 г.,
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998 г. №124 – ФЗ с изм. на 14.07.2022 г.,
- Закона РБ от 31.12.1999 г. №44-З «Об основных гарантиях прав ребёнка в Республике Башкортостан»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утв. приказом МОиН РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599,
- Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16),
- Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ 26.12.2017 г. № 1642 с изм. на 20.05.2022 г.;
- Государственной программы «Развитие образования в Республике Башкортостан» на 2013 – 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства РБ от 21.02.2013 г. № 54 (с изм. на 06.09.2022 г.),
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»"
- Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996,
- Письмом МО РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»,
- Письмом МО и науки РФ от 29 марта 2016 года № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»,
- Устава и локально-нормативных актов ОУ.
А также с учетом требований, предъявляемых к квалификации спасателей, согласованных с Министерством труда и занятости населения РФ, Положения о системе подготовки кадров, а также Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Направленность
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный спасатель» имеет социально-гуманитарную направленность с элементами туристско-краеведческой, военно-патриотической и физкультурно-спортивной направленностей.
Актуальность
Актуальность Программы обусловлена тем, что в условиях современного мира, повышения уровня опасности и роста технологических аварий и катастроф необходимо совершенствование знаний и умений в области обеспечения личной и общественной безопасности. Для этого необходимо расширение знаний безопасности жизнедеятельности со школьного уровня, до уровня специальной подготовки в условиях кружковой деятельности.
Данная Программа дает возможность наиболее ёмко дать знания в области безопасности и спасательного дела.
Большое внимание в рамках Программы уделяется развитию психоэмоционального и физического интеллекта детей, как способа понимания себя и окружающих. Учащиеся развивают свои способности к эмпатии и способность эмоционального переживания во время творческих заданий. Происходит работа над укреплением самооценки ребенка и развитием его социально-адаптационной успешности.
Новизна заключается в создание уникальной среды общения и социальной адаптации учащихся группы с трудностями развития с «нормотипичными» детьми дружественно настроенных к обучающимся.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности», помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.
Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся.
Настоящая Программа предназначена для обеспечения процесса обучения школьников, приобретения ими необходимых знаний, ознакомления с научно-техническими и практическими задачами, приобретения навыков самостоятельного решения и практического применения теоретических знаний в различных чрезвычайных ситуациях, оказания первой доврачебной помощи, расширения кругозора, укрепления здоровья.
Таким образом, предлагаемая нами программа явится звеном, обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Педагогическая целесообразность
В основе инклюзивного образования детей лежат принципы гуманистической педагогики, которые в данной Программе дополнены системой индивидуального подхода к каждому ребенку.
Важным моментом в осуществлении педагогического сопровождения является отсутствие фиксации на переживаемых детьми временных коммуникативных трудностях. Трудности переводят в ранг интересной задачи, которую предлагается решить различными способами. Это позволяет ребенку увидеть множество выходов из сложившейся ситуации, погружает его в творческое состояние, происходит систематическое моделирование и поддержание атмосферы успешности обучающихся. В результате ребенок на практике приобретает навыки социальной адаптивности, обучается ориентироваться в современном мире, самостоятельно находить эффективные решения в реальных жизненных ситуациях, которые чаще всего по своей природе являются многозадачными.
Педагогическая целесообразность Программы призвана расширить кругозор ребенка и дать ему соответствующую возрасту и способностям адекватную картину мира, подготовить его к действиям в чрезвычайных ситуациях, привить практические навыки оказания пострадавшим первой доврачебной помощи, изучить правила противопожарной и дорожной безопасности, вести здоровый образ жизни.
II. ОБЪЁМ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ, РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ,
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа предназначена для «нормотипичных» детей, а также для детей с ОВЗ. Возраст обучающихся: 10-18 лет. Наполняемость учебных групп составляет 8-12 человек. Условия набора детей: принимаются все желающие без предварительной подготовки, имеющие мотивацию к изучению спасательного дела, а также дружественно настроенные к учащимся с умственной отсталостью.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 академических часа. Объем программы – 38 часов. Срок реализации программы – 5 месяцев (полугодие).
При проведении занятий используются следующие методы:
- Словесный метод базируется на беседах, лекциях, индивидуальных и коллективных упражнениях, решение проблемных ситуаций, представляющих собой многократное обращение в течение одного занятия к тем или иным аспектам профессиональной деятельности спасателя для выполнения более сложных заданий.
- Игровой метод предполагает проведение на занятиях деловых и ролевых игр, воссоздающих те или иные ситуации профессиональной деятельности и ставящих участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих профессиональных задач.
- Практический метод (тренинг, упражнения и т.д.) ориентирован на закрепление необходимых моделей профессионального поведения реальным условиям деятельности.
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальная (одновременная работа всех учащихся);
- индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
- групповая (организация работы по малым группам);
- в парах (организация работы по парам).
Формы организации учебного занятия: занятие-практикум, встречи с интересными людьми, занятие-консультация, занятие-дискуссия, занятие-экскурсия, беседа.
Педагогические технологии:
- технологии компетентностно - ориентированного образования;
- информационные технологии;
- технологии развивающего обучения;
- воспитательные технологии.
III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание развивающей платформы для общения детей с ограниченными возможностями здоровья с «нормотипичными» детьми, развитие их социальной адаптации; формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания по работе спасателей;
- подготовка обучающихся к быстрому и грамотному реагированию в случае ЧС;
- обучить учащихся действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения, либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;
- обучить навыкам оказания первой доврачебной помощи;
- совершенствовать двигательные умения и навыки прикладного характера;
- изучить правила пожарной безопасности;
- сформировать чувство гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
- развивать двигательные качества на основе общей физической подготовленности;
- отрабатывать приёмы обеспечения безопасности, формировать теоретические и практические знания основ спасательного дела;
- развивать память, логическое мышление и мотивацию личности к познанию;
- укреплять психическое здоровье детей, развивать внимательность и осторожность.
Воспитательные:
- совершенствовать личностные качества: психологическая устойчивость, внимательное и уважительное отношение друг к другу, физическая сила, выносливость, быстрота принятия решений, наличие необходимых знаний и навыков, позволяющих успешно действовать в экстремальных ситуациях;
- воспитание приоритета общественных ценностей;
- пропаганда здорового и безопасного образа жизни в молодёжной среде.
На площадке инклюзивного образования неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень психического и интеллектуального развития и здоровья детей.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, условиями помещения для работы, что предполагает возможную необходимую корректировку времени и режима занятий, а также количества обучающихся.
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Предметные:
- дать знания по основам работы спасателей;
- обучать навыкам безопасного поведения в условиях автономного существования в разных условиях природной среды;
- обучать учащихся навыкам обеспечения личной и коллективной безопасности в чрезвычайных ситуациях;
- обучать способам и приемам пользования аварийно-спасательным инструментом и способам эвакуации и транспортировки пострадавшего;
- формировать индивидуальный двигательный режим;
- формировать теоретические знания и практические навыки по организации и проведению спасательных работ.
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
- прививать учащимся навыки самостоятельности, самоорганизации потребности в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании;
- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся;
- создавать условия для подготовки к действиям в различных ЭС;
- развивать координационные способности: ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласованность движений, точность воспроизведения основных параметров движений;
- укреплять здоровье и способствовать разностороннему физическому развитию.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Личностные:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- формировать стремление к здоровому образу жизни;
- формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- приобщать учащихся к нормам и ценностям общества, адаптироваться к условиям среды;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формировать патриотизм, гражданственность, чувство ответственности за свою судьбу и судьбу своего поколения.
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Ожидаемые результаты
В ходе обучения учащиеся должны научиться:
- пользоваться средствами индивидуальной защиты,
- оказывать первую медицинскую помощь,
- иметь навыки выживания в экстремальных условиях.
По окончании подготовки обучающие должны знать:
- приёмы оказания первой помощи;
- особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;
- способы переноски и транспортировки пострадавших при различных переломах;
- средства для оказания первой медицинской помощи;
- способы страховки и самостраховки;
- основы передвижения по различной местности;
- основы тактики безопасных методов работы в непригодной для дыхания зоне;
- свои индивидуально-психологические особенности;
- методы и приёмы управления собственным состоянием;
- особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС;
уметь:
- применять и эффективно использовать приборы, оборудование, СИЗ;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать своё морально-психологическое состояние при ЧС;
иметь представление:
- об основных направлениях совершенствования технологий АСР;
- о природных явлениях региона;
- о процессе горения, пожаре и его развития;
- об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
- об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.
Оценочные материалы
Система оценки достижения планируемых результатов необходима для ведения мониторинга по эффективности проведения занятий, достижения поставленных целей и задач, а также для проверки знаний и умений обучающихся.
Для оценки достижений используются следующие материалы:
- тестирование на выявление знаний о профессии спасателя;
- умение оказывать помощь пострадавшим на темы, предусмотренные учебным планом;
- умение оказывать первую медицинскую помощь.
Контроль оценки достижений также предусматривается путем наблюдения за деятельностью обучающихся, анкетирования, анализа наработанного материала.
Система контроля основана на следующих принципах:
- объективности (научно обоснованное содержание тестов, заданий, вопросов и т.д.; адекватно установленные критерии оценивания; одинаково справедливое отношение педагога ко всем обучающимся).
- систематичности (проведение контроля на всех этапах обучения при реализации комплексного подхода к диагностированию).
- наглядности, гласности (проведение контроля всех обучаемых по одним критериям; оглашение и мотивация оценок; составление перспективных планов ликвидации пробелов).
Работа обучающихся, оценивается по результатам освоения Программы (высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков, возможности практического применения в различных ситуациях творческого использования.
Высокий уровень | Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой деятельности приобретенных знаний умений и навыков. |
Средний уровень | Обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания, умения и навыки. |
Низкий уровень | Обучающийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные знания умения и навыки. |
Отслеживание результатов образовательного процесса осуществляется посредством итоговой аттестации. Обучающиеся по данной программе, проходят итоговую аттестацию по окончанию освоения Программы (май).
При подведении итогов освоения программы используются формы аттестации: опрос; выполнение творческой работы.
Контроль физической подготовленности осуществляется по нормативам общей физической подготовки.
V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Материально-техническое обеспечение программы:
- кабинет, специализированная база пожарной охраны, видеопроектор, компьютер, верёвка, аптечка, шины медицинские, огнетушители, секундомер, тренажёр для сердечно- легочной реанимации, тренажёр.
- канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; файлы, папки и др.
- спортивная форма.
VI. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование модуля, раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности | 1 |
2 | Начальная специальная подготовка юного спасателя | 10 |
3 | Противопожарная безопасность | 6 |
4 | Основы медицинских знаний | 6 |
5 | Основы ориентирования | 5 |
6 | Физическая подготовка | 4 |
7 | Средства индивидуальной защиты | 5 |
8 | Соревнование «Я юный спасатель» | 1 |
Итого: | 38 часов |
VII. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Введение. Инструктаж по технике безопасности (1 час)
Введение в программу. Знакомство с объединением, материалами и инструментами. Инструктаж по ТБ, решение организационных вопросов, требования к учащимся, проведение стартовой диагностики.
2. Начальная специальная подготовка юного спасателя (10 часов)
Теория: Классификация чрезвычайных ситуаций, чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясения, смерчи, цунами, наводнения, лавины, сели, оползни, камнепады, обвалы), чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии, обрушения, пожары и др.), чрезвычайные ситуации экологического характера (эпидемии, и др.). Понятия опасных природных явлений, стихийных бедствий, аварий и катастроф. Понятия опасности и определение опасных факторов.
История человечества - борьба за выживание. Крупнейшие исторически известные катастрофы (гибель Помпеи и др.)
История создания спасательных служб в мире. История создания спасательных служб на территории России.
Окружающая среда: природная, техногенная и бытовая. Взаимодействие человека в процессе деятельности с окружающей средой, аксиома о потенциальной опасности процесса взаимодействия. Понятие о риске.
Научно-технический прогресс и вызываемые им последствия.
Источники загрязнения, опасные и вредные факторы окружающей среды (физические, химические, биологические и психогенные). Взаимодействие и трансформация загрязнений в окружающей среде, вторичные явления: смог, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, снижение плодородия почв, качества продуктов питания, разрушение технических сооружений.
Источники, зоны действия и уровни энергетических загрязнений окружающей среды (парниковый эффект, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, шум, вибрация).
Электробезопасность при пользовании энергией в бытовых помещениях.
Средства бытовой химии: правила пользования и оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.
Необходимость создания системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций. Цели и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, управление и функционирование РСЧС, силы и средства РСЧС.
Поисково-спасательные службы. Задачи системы обучения. Этапы и уровни подготовки спасателей. Формы и виды обучения спасателей.
Виды естественных препятствий. Общие характеристики естественных препятствий. Техника и тактика их преодоления. Основные правила движения группы. Узлы. Основные виды туристических узлов. Техника вязания узлов.
Практика: Табель оснащения поисково-спасательной службы. Экипировка спасателя. Технические средства. Транспортные и транспортировочные средства. Средства связи и сигнализации.
Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей в условиях природной среды.
Использование подручных средств для оказания помощи и спасения пострадавших. Использование специальных спасательных средств.
Использование самостраховки для преодоления несложных естественных препятствий. Вязание узлов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь.
3. Противопожарная безопасность (6 часов)
Теория: Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека, какую пользу приносит огонь человеку, как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях.
Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём. Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах. Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практика: Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров.
Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
4. Основы медицинских знаний (6 часов)
Теория: Травмы и заболевания характерные в природной среде. Характеристика травм и заболеваний, меры по их профилактике. Инфекционные заболевания характерные в природной среде, причины их возникновения и механизм передачи. Признаки инфекционных заболеваний и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
Предупреждение обморожений и переохлаждений. Основные принципы оказания первой медицинской помощи. Проведение осмотра пострадавшего, порядок его проведения (обеспечение проходимости дыхательных путей, наличие дыхания, наличие пульса).
Средства оказания первой медицинской помощи: состав медицинской аптечки: перевязочные, дезинфицирующие и лекарственные средства, их характеристика.
Виды повязок и их назначение. Правила наложения повязок на голову, нижние и верхние конечности, грудь, спину, живот и т.д.
Порядок и правила использования и применения дезинфицирующих и лекарственных средств.
Порядок измерения температуры, пульса, артериального давления. Согревающие и охлаждающие процедуры, их применение.
Практика: Комплектование медицинской аптечки. Демонстрация и отработка правильной последовательности действий при осмотре, выборе и применении перевязочных материалов, дезинфицирующих и лекарственных средств. Наложение повязок и остановка кровотечений. Демонстрация и отработка правильной последовательности действий на тренажерах.
5. Основы ориентирования (5 часов)
Теория: Понятие о топографической карте. Условные знаки. Ориентирование по горизонту, азимуту. Стороны горизонта. Понятие азимута и его определение. Компас. Устройство компаса. Действия с компасом. Работа с компасом.
Измерение расстояний. Способы ориентирования. Ориентирование по местным предметам. Понятие о масштабе карты. Группы условных знаков. Изображение рельефа на карте. Типичные формы рельефа. Понятие ориентиров. Способы измерения расстояний на карте и на местности.
Способы ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров. Сохранение направления движения. Движение по азимуту, по легенде. Определение сторон горизонта по светилам и местным предметам. Порядок действий в случае потери ориентировки.
Практика: Определение масштаба и расстояния по карте. Чтение и изображение топографических знаков. Определение рельефа по карте. Измерение и построение азимутов. Ориентирование карты по компасу. Выполнение прямой и обратной засечки. Движение по азимуту с помощью компаса.
Измерение расстояний на карте и на местности. Определение ориентиров движения, способы привязки к местности, точки стояния. Сохранение направления движения. Определение сторон горизонта по светилам и местным предметам. Определение направленности выхода в случае потери ориентировки.
6. Физическая подготовка (4 часа)
Практика: Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища в различных исходных положениях на формирование правильной осанки: наклоны, повороты и вращения туловища, в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Игры с мячом. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Игры на внимание, сообразительность, координацию.
Бег на короткие дистанции — 30, 60, 100 м из различных исходных положений. Эстафетный бег на эти же дистанции. Прыжки в длину с места и с разбега.
7. Средства индивидуальной защиты (5 часов)
Теория: Классификация средств индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Назначение и устройство противогаза ГП-5. Размеры противогаза. Определение размера противогаза. Способы ношения противогаза.
Средства индивидуальной защиты кожи. Порядок и команды одевания защитного костюма ОЗК и Л-1.
Человек и окружающая среда. Основные правила поведения и меры защиты.
Практика: Надевание противогаза и пользование неисправным противогазом. Надевание противогаза на пораженного и транспортировка его через зону заражения.
Средства индивидуальной защиты кожи. Порядок и команды одевания защитного костюма ОЗК и Л-1.
8. Соревнование «Я юный спасатель» (1 час)
Практика: участие в соревнованиях.
VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Часы | Дата проведения |
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. Классификация чрезвычайных ситуаций. История создания спасательных служб в мире | 2 | |
2 | Окружающая среда: природная, техногенная и бытовая. Понятие о риске. Комплектование медицинской аптечки. | 2 | |
3 | Источники загрязнения, опасные и вредные факторы окружающей среды. Вторичные явления Понятие о топографической карте. Условные знаки. | 2 | |
4 | Источники, зоны действия и уровни энергетических загрязнений окружающей среды. Ориентирование по горизонту, азимуту. Стороны горизонта. Понятие азимута и его определение. | 2 | |
5 | Поисково-спасательные службы. Наложение повязок и остановка кровотечений. | 2 | |
6 | Экипировка спасателя. Технические средства. Демонстрация и отработка правильной последовательности действий при осмотре, выборе и применении перевязочных материалов, дезинфицирующих и лекарственных средств. | 2 | |
7 | Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей в условиях природной среды. Чтение и изображение топографических знаков. | 2 | |
8 | Виды естественных препятствий. Техника и тактика их преодоления. | 2 | |
9 | Понятие о физико-химических основах горения. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи | 2 | |
10 | Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре. Определение сторон горизонта по светилам и местным предметам. Определение направленности выхода в случае потери ориентировки. | 2 | |
11 | Узлы. Основные виды туристических узлов. Техника вязания узлов. Упражнения для туловища. Упражнения для ног | 2 | |
12 | Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. Бег на короткие дистанции. Эстафетный бег | 2 | |
13 | Травмы и заболевания характерные в природной среде. Признаки инфекционных заболеваний и оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Классификация средств индивидуальной защиты Назначение и устройство противогаза ГП-5. | 2 | |
14 | Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Средства индивидуальной защиты кожи. Человек и окружающая среда | 2 | |
15 | Классификация огнетушителей, область их применения. Надевание противогаза на пораженного и транспортировка его через зону заражения | 2 | |
16 | Движение во время эвакуации. Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Средства индивидуальной защиты кожи. | 2 | |
17 | Использование самостраховки для преодоления несложных естественных препятствий. Вязание узлов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь. Надевание противогаза и пользование неисправным противогазом | 2 | |
18 | Средства оказания первой медицинской помощи Виды повязок и их назначение. Порядок и команды одевания защитного костюма ОЗК и Л-1. | 2 | |
19 | Игры с мячом. Игры на внимание, сообразительность, координацию. Соревнование «Я юный спасатель». | 2 |
IX. Рабочая программа воспитания
Цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
Задачи:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений в жизни, практической деятельности.
Направления воспитания:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия;
- трудовое воспитание;
- экологическое воспитание;
- познавательное.
Направления воспитания | Целевые ориентиры |
Гражданско-патриотическое | Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. |
Духовно-нравственное | Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь. Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности. Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе. |
Эстетическое | Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. |
Физическое | Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. |
Трудовое | Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений. Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Проявляющий интерес к разным профессиям. |
Экологическое | Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы. Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. |
Познавательное | Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности. |
Формы и методы воспитательной работы:
- организация интересной и полезной для обучающихся совместной воспитательной деятельности, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социальнозначимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социальнозначимые отношения, получить опыт участия в социальнозначимых делах (акции, экскурсии, праздники, коллективные творческие дела, творческие проекты по различным направлениям и т.п.), которая будет способствовать укреплению традиций, формированию и развитию коллектива;
- участие в конкурсах, выставках и фестивалях, конференциях, соревнованиях различных уровней;
- регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения в целом;
- индивидуальные диалоги;
- информация на официальном сайте.
Планируемые результаты воспитательной работы:
- сформированность уважительного отношения к культуре и традициям родной страны, республики, села;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- проявление самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки;
- активность в общении и взаимодействии со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- способность оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы.
X. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Л. Внеурочная деятельность учителя ОБЖ с позиции системного подхода/ Л. Акимова // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2009. — № 9. — С. 25—30.
2. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова — М.: 2021.
3. Волкова С.С., Сафина Э.Н. «Реализация образовательных программ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» с использованием оборудования центра «Точка роста»» - методическое пособие. – М.: Центр естественно-научного и математического образования, 2021.
4. Гофман Е.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности». – г. Алейск, 2021.
5. Дежурный Л.И. Оказание первой помощи пострадавшим, памятка МЧС России / Л.И. Дежурный. — М.: 2019.
6. Есипова А.А. Интеграция общего и дополнительного образования как возможный путь повышения эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников / А.А. Есипова // Молодой учёный. — 2014. — № 5—1 (64). — С. 21—22.
7. Злакова С.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности». – п. Грачёвка, 2023.
8. Мазурин Е.П. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций: учебное пособие / Е.П. Мазурин, Р.И. Айзман. — М.: КРОНУС, 2018.
9. Марченко Д. В., Тарасов А. Ю., Герман О. Ю., Белогоров С. Б. Основы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени: учебное пособие. ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф. – Иркутск: ИГМУ, 2015.
10. Михайлов Л.А. Способы автономного выживания человека в природе: Учебник для ВУЗов. М.: Питер, 2008.
11. Пилипака С.В. Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный спасатель». – с. Новопышминское, 2021.
12. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с 2021 по 2024 годы».
Интернет-ресурсы:
1. Всероссийское добровольное пожарное общество совместно с МЧС России https://вдпо.рф/edu/online
2. Портал детской безопасности МЧС России СПАС ЭКСТРИМ – Режим доступа:
https://spas-extreme.mchs.gov.ru
3. Методическая копилка Учителя, воспитателя, родителя – Режим доступа: http://www.zanimatika.narod.ru/OBJ3.htm
4. Академия безопасности – Режим доступа: http://litn-andr.narod.ru/data/baby/p1aa1.html/
5. МЧС России – Режим доступа: https://mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/22/picture-283395-1377152965.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-357759-1386608365.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-381204-1389585184.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-433373-1413822886.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/30/picture-287564-1377870032.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/30/picture-287564-1377870032.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способно...