Методическая разработка «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ – ПУТЬ К УСПЕХУ» по географии на 2020 – 2024 г.г.
методическая разработка по географии
Повысить интерес к предмету география. Выявсление одаренных детей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
2.2. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Методическая разработка «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ – ПУТЬ К УСПЕХУ»
по географии на 2020 – 2024 г.г.
Цель :
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования, укрепление положительной мотивации к учению.
Задачи :
- Совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;
- Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;
- Активно вовлекать в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.
Ожидаемые результаты :
Реализации программа призвана способствовать:
- Созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- Повышению качества образования по географии;
- Формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми.
Основные мероприятия
- Разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;
- Использование технологии личностно – ориентированного обучения;
- Приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- Организация исследовательских и творческих работ школьников.
Обоснование проблем
Анализ ее исходного состояния
В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе уже 20 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. «Без географии – вы нигде!» стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый мой ученик.
Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии. Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?
Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный ребенок.
Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Чтобы найти ответ на этот вопрос я выбрала проблему, над которой работаю уже 2 года: «Личностно-ориентированный подход в обучении географии».
Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.
Концепция методики
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одаренные дети:
- Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Формы работы с одаренными детьми:
- Индивидуальные задания на уроках;
- Использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;
- Подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций.
- Исследовательская работа, проект.
- Участие в предметной недели, во внеклассных мероприятиях.
- Участие в олимпиадах по географии.
Этапы реализации программ
Методическая разработка: «Одаренные дети-путь к успеху» включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.
Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в 5 классе, при изучении курса География. Землеведение, можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно – следственные связи и.т.д.
В 6 классе во втором полугодии определяю уровень обучаемости.
- Провожу контрольно – методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.
- Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8 – 10 минут
- Объясняю новый материал.
- Провожу закрепление новой информации.
Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:
- Напишите, что вы узнали нового на уроке.
- Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
- Выполните задание по образцу.
- Выполните задание в измененной ситуации.
- Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.
Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно – потребностной и эмоционально – волевой сфер ученика.
Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.
На своих уроках я стараюсь создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития одаренных детей.
На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность.
Использую прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.
Учитываю личностные и возрастные особенности одаренных детей.
Всегда помню высказывание, что ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!!!
На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.
Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.
Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и степени их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика.
Третий этап - реализация их потенциальных возможностей.
Уже с седьмого и восьмого класса привлекаю их к исследовательской работе. Большое внимание уделяю изучению родного края.
Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы, конференции учащихся, краеведческие проекты.
Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.
План мероприятий по выполнению программы
«Одаренные дети» по географии на 2020-2024 г.г.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Диагностика одаренных детей | Январь. Ежегодно |
2. | Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся | Май. Ежегодно. |
3. | Организация и проведение школьных олимпиад. | Октябрь. Ежегодно. |
4. | Участие в школьной и районной олимпиадах | Ноябрь, декабрь. Ежегодно. |
5. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» | Май - ежегодно Январь. |
6. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми. | Постоянно. |
7. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | Постоянно. |
8. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | Постоянно |
9. | Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах по географии. | Сентябрь. Ежегодно. |
10. | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | с 2018 года. |
11. | Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные конкурсы, заочные олимпиады по географии | Постоянно. |
13. | Творческий отчет | Ежегодно, май. |
14. | Обобщение опыта работы с одаренными детьми | Ежегодно. |
15. | Распространение опыта работы с одаренными детьми | 2020-2023г. |
16. | Проведение предметных недель | Ежегодно. |
План работы с одаренными детьми
по географии на 2021 – 202022 учебный год.
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
1. | Разработка плана работы и индивидуального плана работы с одаренными детьми на 2015-2016 учебный год, составление базы одаренных детей. | Сентябрь |
2. | Планирование и подготовка заданий школьного этапа олимпиады по географии | Сентябрь |
3. | Проведение школьного этапа олимпиады по географии. | Октябрь |
4. | Создание банка нестандартных заданий, разработка тематики исследовательских работ по географии. | Октябрь |
5. | Подбор заданий повышенного уровня сложности по основным курсам географии. | В течение года |
6. | Подготовка одаренных учащихся 7-9 классов к участию в муниципальном этапе олимпиады по географии. | Декабрь |
7. | Внедрение проблемно - исследовательских, проектных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление. | В течение года |
8. | Проведения конкурса презентаций в 7-8 классах: «Мой край». | Январь |
9. | Проведение предметной недели по географии. | февраль |
10. | Проведение общешкольного мероприятия: «Широкая масленица» | февраль |
11. | Проведение открытого урока в 8 классе «Природные комплексы Русской равнины». Урок – практикум. | февраль |
12. | Проведение конкурса рисунков. Организация выставки рисунков в летнем школьном лагере « Мой любимый край ». | июнь |
Детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Путь к успеху"
Программа «Путь к успеху» социально-педагогической направленности, предназначена для работы с обучающимися 12-14 лет. Срок реализации программы в течение одного года. Общее количество часов – 68...
Диагностический материал к образовательной программе дополнительного образования детей "Путь к успеху"
Диагностический материал Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. ПрихожанМетодика Дж. Голланда «Определение типа личности»Методика диагностики предрасположенн...
Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей "Путь к успеху" занятия 1-5
Занятие «Мой успех»Методическая разработка занятий:Занятие 1. «Будем знакомы!»Занятие 2. «Я и МЫ»Занятие 3. «Мы вместе».Занятие 4. Диагностический блок. Шкала ситуативной и личностной тревожност...
Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей Путь к успеху занятия 6-11
Занятие «Стресс и саморегуляция. Снятие нервно-психического напряжения»Телесно ориентированное упражнение «Погода»Дыхательные упражненияРаздаточный материал «Алгоритм выполнения релаксационных упражне...
Рабочая программа внеурочной деятельности по работе с одарёнными детьми "Путь к успеху". Предмет "География"
Предлагаемый курс предназначен для учащихся общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению географии(5-11кл). Данная программа рассматривается, как си...
Методическая разработка воспитательного события "Путь к успеху"
Методическая разработка воспитательного события "Путь к успеху" в направлении "Профориентация"...
Анализ работы школы по реализации проекта "Успех каждого ребенка" за 2020-2024 учебный год
Анализ работы школы по проекту "Успех каждого ребенка" рассмотрен в следующих аспектах:Детские общественные организации;Ученическое самоуправление;Проект "Билет в будущее";Уроки &q...