Урок по теме "Германия"
план-конспект занятия по географии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии
на тему «Германия»
7 класс
Цели урока:
• Раскрыть главные особенности природы, населения и хозяйственной деятельности Германии.
• Выявить духовные ценности и культурно - исторические центры страны.
• Формировать умение описывать страну по различным источникам информации.
Задачи:
- Образовательная: сформировать у учащихся систему знаний об основных особенностях физико-географического положения, населения и его хозяйственной деятельности, достопримечательностях городов страны.
- Развивающая: способствовать формированию общеучебных навыков слушания; анализировать, выявлять причинно-следственные связи.
- Развивать пространственное воображение изучаемой страны и творческие способности учащихся посредством использования наглядных технических средств обучения.
- Совершенствовать развитие навыков работы учащихся дополнительными источниками географических знаний.
- Развивать умения и навыки работы школьников с тематическими картами атласа, контурной картой.
- Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, интернационализма, способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование: учебник, атлас, политическая карта Европы, видеоматериалы, презентация, интерактивные материалы, цветные карточки.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: урок-практикум с элементами заочного путешествия.
Ход урока
- Организационный момент
- Запись домашнего задания
Пар. 49-50,выучить номенклатуру«Природные комплексы Евразии»+ характеристика хозяйства Германии (Слайд 2)
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
1. Задание «Самый, самый, самый»
Мы с вами уже знаем, что материк Евразия полностью расположен в северном полушарии и является самым большим на Земле. Его площадь составляет 53, 3 млн. кв. км – это 1/3 часть суши. (Слайд 3)
Кроме большой величины на материке Евразия есть еще места - «рекордсмены», которые являются «самыми - самыми». А знаете ли вы эти места мы сейчас и выясним. 1 ученик выйдет к доске, я буду задавать ему вопросы. Нужно будет не только ответить на поставленный вопрос, но и показать географический объект на карте.(работа с интерактивной картой)
Вопросы:
- Самая высокая вершина мира (Джомолунгма, 8 848 м).
- Самое низкое место мира, расположенное ниже уровня моря (Мертвое море, - 403 м).
- Самый большой полуостров в мире (Аравийский, 3 млн. кв. км).
- Самое большое озеро (Каспий, 390 тыс. кв. км).
- Самое глубокое озеро на земном шаре (Байкал, 1620 м).
- Самое большое по площади государство в мире(РФ)
- Самая населенная страна (Китай)
2. Задание «Номенклатура»
Пока работает учащийся у доски, вы покажите свои знания номенклатуры «» письменно (раздача листов на которых нанесены цифры геогр. объектов, ваша задача подписать их). Время выполнения работы 4 минуты.
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
При знакомстве с регионом Западная Европа мы выяснили, что эти страны выделяются высокоразвитым хозяйством и наиболее развита промышленность и сельское хозяйство.
Что это за страны? (Германии, Франции, Великобритании).
На сегодняшнем уроке мы выявим особенности физико-географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности Германии. Познакомимся с достопримечательностями городов страны.
- Изучение нового материала.
С чем у вас ассоциируется государство Германия? ( высказывание мнений)
(Слайд 4)
На гербе Германии представлен орел - символ мужества, жизненной силы и солнца.
Черный цвет на флаге рассматривают как символ прошлого, былой германской империи. Красный цвет символизирует современное внутриполитическое положение в Германии. Желтая полоса флага олицетворяет будущее этой страны.
Площадь территория Германии = 357 тыс. кв. км.
(Слайд 5)
Немножко окунемся в историю этого государства.
Германия, в конце Второй Мировой войны, была разделена на 2 части. Границей послужила Берлинская стена она была возведена 1961 г. и разделила это государство и столицу Берлин на Германскую Демократическую Республику и Федеративную Республику Германию. Протяжённость стены составило 155 км, в том числе в черте Берлина 43,1 км. 9 ноября 1989 г. пала берлинская стена. До наших дней сохранились участки этого укрепления, на этих местах организованы мемориалы.
(Слайд 6)
А сейчас мы с вами узнаем географические особенности этого государства. Все страны описываются по определенному плану.
План (на экране)
- Физико-географическое положение страны.
- Особенности рельефа. Полезные ископаемые.
- Климат.
- Внутренние воды.
- Природные зоны.
- Народы, населяющие страну, их основные занятия.
- Заочное путешествие по отдельным достопримечательностям Германии. (Доклады учащихся – опережающее задание).
Сегодня вы будете работать группами. Каждая группа получает задание, работает над ним 3-4 минуты и в результате 1 представитель группы выступает возле карты.
Группа 1.
Описать физико-географическое положение Германии. (столица, в какой части Европы располагается, имеет ли выход к морям, океанам, протяженность с севера на юг, с запада на восток, с какими странами граничит)
Группа 2
Описать особенности рельефа. Полезные ископаемые.( какие формы рельефа преобладают, перечислить их, назвать где они располагаются; перечислить месторождения полезных ископаемых- бассейны) (интерактив)
Группа 3
Описать климат. (в каких климатических поясах располагается, средние температуры января, июля, количество осадков- по атласу)
Группа 4
Описать внутренние воды (крупные реки, озера)
Группа 5
Описать природные зоны (перечислить природные зоны, растения и животные проживающие на территории Германии)
Группа 6
Народы, населяющие страну, их основные занятия (язык, количество людей, религия, денежная единица) (Слайд 7)
Религия | Количество |
Христианская
| 53 млн. 26 млн. 26 млн. 900.000 |
Мусульмане | 3,3 млн |
Буддисты | 230.000 |
Выступление учащихся.
VI. Физкультминутка.
Наверное каждый из нас мечтает побывать в разных уголках нашей планеты. Сейчас мы совершим заочное путешествие в самые красивые места Германии.(опережающее домашнее задание)
- Готический собор в Кёльне
- Бранденбургские ворота
- Замок Нойшванштайн
- Боденское озеро
- Бременская ратуша
VII. Закрепление изученного материала
Тест «Германия».
1. Германия находиться на материке:
А) Евразия
Б) Северная Америка
В) Южная Америка
2. Столица Германии:
А) Мюнхен
Б) Берлин
В) Гамбург
3. Рельеф Германии:
А) горный;
Б) равнинный;
В) на севере равнинный, на юге горный;
4. Германия лежит в:
А) экваториальном климатическом поясе;
Б) тропическом поясе;
В) умеренном климатическом поясе.
5. Какой реки нет в Германии:
А) Рейн;
Б) Одра;
В) Волга;
6. Какие горы располагаются на территории Германии:
А)Альпы;
Б) Пиренеи
В)Кавказ
Прием «Поделись знанием»
Есть мячик, когда попадает он к вам, вы говорите то, что больше всего запомнилось или понравилось на уроке. Повторятся нельзя.
VIII. Рефлексия.
Ребята, кому понравился урок, поднимите розовые карточки, кто был равнодушен к изучаемому материалу – поднимите зеленые карточки, кому было не интересно – синие карточки.
IX. Выставление оценок
Хозяйство. Германия является одной из развитых стран мира. Из отраслей хозяйства страны главную роль играет промышленность. Фабрики и заводы изготовляют самую различную продукцию. Особенно в стране делают много машин. Машиностроительные и химические заводы известны во всем мире. Своим промышленным развитием выделяется Рурская область, здесь расположен Рурский каменноугольный бассейн. Химические товары, автомобили, изделия радиоэлектроники вывозят в большом количестве в другие страны. Назовите порты Германии. В портовых городах строят морские суда. Климатические условия позволяют выращивать самые разные культуры. Основной продовольственной культурой является пшеница, выращивают также рожь, овес, сахарную свеклу и другие. Развито животноводство. Для выпаса крупного рогатого скота используют альпийские луга, пастбища. Занятия населения сельским хозяйством сказываются на национальной кухне, которая знаменита своими колбасами и сосиськами.
Группа 1
Физико-географическое положение страны. Германия расположена на материке Евразия. Это одно из высокоразвитых государств в мире. В 1949 году на территории Германии были образованы два немецких государства – ФРГ, а в 1990 году произошло их объединение. На востоке страна граничит с Польшей, юго-востоке с Чехией, на юге с Австрией, Швейцарией, на западе с Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, на севере с Данией. Омывается водами Северного и Балтийского морей.
Группа 2
Особенности рельефа. Полезные ископаемые. Территория Германии вытянута с севера на юг. По природным условиям, и по их использованию населением она неоднородна. В северной части страны лежит Северо-Германская низменность. Когда-то на территории Северо–Германской низменности было море, оставившее толщи осадочных отложений. Рельеф низменности сформировался под воздействием талых вод ледника. Между моренными холмами расположились небольшие озера ледникового происхождения. Как и в нашей стране, последний ледник был здесь сравнительно недавно, около 10000 лет назад.
На равнинах есть месторождения калийных солей, каменного и бурого угля. На побережье Северного моря наблюдается опускание земной коры. В результате значительная часть побережья оказалась под угрозой затопления морем, поэтому люди ограждают земли от наступающего моря. Большую часть страны занимает полоса средневысотных гор, которые покрыты лесом и очень живописны. (Использование учебной картины “Рудные горы”). Породы, слагающие горы, древние, твердые, кристаллические, чаще всего граниты, гнейсы, песчаники известняки. Рудные горы оправдывают свое название. Они довольно богаты полезными ископаемыми – цинком, свинцом, серебром, хотя сейчас руд осталось мало, они давно уже выработаны. На границе с Бельгией расположены Рейнские Сланцевые горы. Они названы по Рейну и состоят из глинистых сланцев. На горных пастбищах пасут скот, а на полях выращивают рожь, овес и картофель. В живописных горных массивах расположено много заповедников и мест летнего отдыха населения. На территории Германии расположены также горы Гарц, Тюрингенский лес. Южную часть Германии занимают северные хребты Альп и их предгорья. Это: Шварцвальд, Швабский Альб, Франконский Альб. Северные Альпы невысоки, и лишь отдельные вершины поднимаются до 3000 м. Здесь находится высшая точка Германии – гора Цугшпитце (2962 м). Здесь также с целью охраны природы созданы заповедники и национальные парки.
Группа 3
Климат. Климатические условия Германии благоприятны для проживания населения и ведения хозяйства. Страна расположена в умеренной зоне. Климат умеренный, морской и переходный от морского к континентальному. В горных районах проявляется высотная климатическая поясность. При распространении над Европой антициклона, приносящего массы холодного воздуха из Сибири, наблюдаются низкие температуры. Например, на Северо-Германской низменности температуры понижаются до –12°С. Летом температуры повышаются в южном направлении, и самые высокие показатели отмечаются на Верхнерейнской низменности. Средняя температура июля там 19°С, а средняя температура июля в Берлине 18,5°С.
Среднегодовое количество осадков в целом по стране составляет 600–700 мм. В средневысотных горах с наветренной западной стороны намного больше, с подветренной восточной (например, в Гарце) – меньше, в Альпах – 1000-2000 мм и более.
Группа 4
Внутренние воды. На территории Германии протекают следующие крупные реки: Рейн, Эльба, Везер, Дунай и на границе с Польшей протекает река Одра. Самая крупная и красивая река Рейн. (Учебная картина “Рейн в среднем течении”) Он многоводен и круглый год судоходен. Почему он многоводен? “Рейн” в переводе означает “чистый”. Рейн, протекающий в западной части Германии, является главной водной магистралью страны. Протекая через Боденское озеро, он служит естественной границей, разделяющей Германию, Швейцарию и Францию. В предгорьях Альп в Рейн впадает большое количество притоков. Между Бингеном и Бонном эта река прорезает глубокое ущелье в Рейнских Сланцевых горах, далее выходит на Северо-Германскую низменность и впадает в Северное море.
Группа 5
Природные зоны. На территории государства расположены следующие природные зоны - смешанные леса и широколиственные (Учебная картина о лесе). Лесов осталось мало. Они занимают ? часть площади страны и сохранились преимущественно в горах. Преобладают ландшафты, созданные человеком. Из деревьев растут в смешанных лесах и широколиственных лесах следующие породы: сосна, ель, дуб, бук, граб, береза и другие.
Характер почв, их разнообразие зависят, прежде всего, от местных материнских пород и характера растительного покрова. Почвы гор Средней Германии весьма разнообразны. Они используются под пастбища или леса. На низменностях и речных террасах распространены самые плодородные почвы - черноземы, встречающиеся к востоку от Гарца и в Тюрингенском бассейне переходящие в бурые лесные почвы. Здесь расположены лучшие пахотные земли.
Наиболее благоприятными условиями выделяется район Брауншвейга – Ганновера с чернозёмовидными почвами. Рейнская и Мозельская долины представляют собой полосу виноградников, садов, табачных плантаций, зону интенсивного пригородного хозяйства, снабжающую города по Рейну. Почвы Альп различаются в зависимости от высотного положения местности и крутизны склонов. Плодородие почв существенно повышено мелиорацией и регулярным внесением удобрений.
Фауна Германии не очень богата. Наиболее распространенные на территории Германии животные: белка, кабан и лисица, благородный олень, косуля, лань, зайцы, кролики, мышевидные грызуны. На альпийских лугах обитает сурок. В долине Эльбы – бобры, лесные куницы, дикие кошки.
Среди немногочисленных рептилий выделяется гадюка. Из птиц встречаются преимущественно воробьи, скворцы, дятлы, дрозды, кукушки, зяблики, ласточки, иволги, совы, сороки, луни, фазаны, куропатки. В заповедниках сохранились дрофы, филин, каменный орел, цапля, журавль, аист. Из болотных птиц– вальдшнепы, чибисы, бекасы, белые аисты. Влажные районы по берегам Балтийского и Северного морей имеют важное значение для перелетных птиц Европы, особенно уток, гусей и болотных птиц. В прибрежных водах водятся сельдь, треска, камбала, морской окунь; в реках страны – карп, форель, сом.
Группа 6
Народы, населяющие страну, их основные занятия. По национальному составу население Германии однородно. Почти 100% населения – немцы. После объединения двух государств ФРГ и ГДР (в 1990 году) численность населения страны составляет 82 млн. чел.
Обязательное обучение длится с 6 до 18-летнего возраста. После четырех лет Начальной школы ученик может выбирать между различными школами, с различным уровнем дальнейшего образования, между Основной школой, реальной школой (10 классов), Гимназией или Всеобщей школой. Кроме того, имеется особые школы с специально обученными преподавателями, для трудных детей.
По национальному составу в стране проживают: турки, итальянцы, греки, поляки, хорваты, боснийцы и австрийцы. Почти 90% населения живет в городах.
Германский национальный характер. Расхожее представление о немцах как о трудолюбивых, расчётливых, очень старательных, пунктуальных, а значит, склонных к невероятному крючкотворству и бюрократии и лишённых чувства юмора людях не совсем верно. Немцы аккуратны и не стремятся к изысканности в одежде. Обычно их деловая и выходная одежда не отличаются шикарностью: они скромны и неброски. Нетребовательны немцы и к еде. Немцы обладают невероятным самообладанием: на бытовом уровне конфликты чрезвычайно редко разрешаются силой.
Группа 1.
Описать физико-географическое положение Германии. (столица, в какой части Европы располагается, имеет ли выход к морям, океанам, протяженность с севера на юг, с запада на восток, с какими странами граничит)
Группа 2
Описать особенности рельефа. Полезные ископаемые.( какие формы рельефа преобладают, перечислить их, назвать где они располагаются; перечислить месторождения полезных ископаемых- бассейны)
Группа 3
Описать климат. (в каких климатических поясах располагается, средние температуры января, июля, количество осадков- по атласу)
Группа 4
Описать внутренние воды (крупные реки, озера)
Группа 5
Описать природные зоны (перечислить природные зоны, растения и животные проживающие на территории Германии)
Группа 6
Народы, населяющие страну, их основные занятия.(язык, количество людей, религия, денежная единица)
Религия | Количество |
Христианская
| 53 млн. 26 млн. 26 млн. 900.000 |
Мусульмане | 3,3 млн |
Буддисты | 230.000 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...