Рабочие программы география 5-9 классы
рабочая программа по географии
В папке размещены рабочие программы по географии для 5-9 классов и географическое краеведение 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программыы по географии 23\24 уч.г | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
- Рабочая программа учебного предмета «география» для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона № 273-ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010)
- Федеральной образовательной программы основного общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России № 370 от 18.05.2023)
- Основной образовательной программы ООО МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы № 107 от 29.08.2023
1.2 Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на изучение географии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год
1.3. УМК
При составлении рабочей программы использовался учебно- методический комплект:
1.3.1. для учителя:
1. Таможняя Е А, Толкунова С Г: География России.Регионы. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений. ФГОС, Вентана –Граф, 2017
2. Е.А. Таможняя, Беловолова Е А: География России. Хозяйство, 9 класс. Методическое пособие. ФГОС, Вентана –Граф 2015
3. Таможняя Е А, Толкунова С Г: География России. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику №1, №2. ФГОС, Вентана –Граф 2017
1.3.2. для обучающихся:
1. Таможняя Е А, Толкунова С Г: География России.Регионы. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений. ФГОС, Вентана –Граф, 2017
2. Атлас «География России» 8 класс
3. Контурные карты «География России» 8 класс
1.3.3. электронные ресурсы:
1.Единая коллекция ЦОР.
2.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/) http://interneturok.ru/
3. Образовательная онлайн –платформа http://www.uchi.ru/
4.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ
5. Электронное приложение к газете “1 сентября» http://geo.1september.ru/urok/
6.Открытый банк заданий ОГЭ (fipi.ru)/ http://www.fipi.ru/
7. Интерактивные карты России http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2
8. Презентации по географии http://presentaci.ru/prezentacii-po-geografii/
9. Федеральная служба статистики http://www.gks.ru/
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
- патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края;
- гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
- духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с использованием нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды;
- эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества;
- ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
- физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде;
- трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
- экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В результате изучения географии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- систематизировать географическую информацию в разных формах.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
- формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
- самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
- принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
- владеть способами самоконтроля и рефлексии;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;
- принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты освоения программы по географии. К концу 9 класса обучающийся научится:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практико- ориентированных задач;
- выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи; применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия и факторы размещения производства»,
- «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства», «природно- ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс», «рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России;
- различать территории опережающего развития, Арктическую зону и зону Севера России; классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников; находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико- ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии на основе ВИЭ;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства);
- различать ВВП, ВРП и ИЧР как показатели уровня развития страны и её регионов;
- различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал;
- различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот;
- показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей сельского хозяйства; использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий;
- оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической безопасности;
- критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной экономики; оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны;
- сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России;
- формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально- экономического развития России, месте и роли России в мире;
- приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте;
- характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.
3. Содержание учебного предмета
(2 ч в неделю, всего 66 ч, из них 6 ч — резервное время)
Раздел 1. «Хозяйство России» 2 ч
Тема 1 «Общая характеристика хозяйства России» - 2 ч
Современное хозяйство России, его задачи. Понятия «хозяйство страны», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства». Особенности отраслевой структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства. Функциональная структура хозяйства, понятие «межотраслевой комплекс».
Условия и факторы размещения предприятий. Понятие «территориальная структура хозяйства». Особенности территориальной структуры хозяйства России.
Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического развития России. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.
Раздел 2. «География отраслей и межотраслевых комплексов» 22 ч
Тема 2 «Топливно-энергетический комплекс» - 3 ч
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Понятие «топливно-энергетический баланс».
Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов.
Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭКи проблемы окружающей среды.
Пр. р. №1 Характеристика по картам и статистическим материалам одного из нефтегазовых бассейнов России.
Пр. р. №2 Характеристика по картам и статистическим материалам одного из угольных бассейнов России.
Тема 3 «Металлургический комплекс»-3 ч.
Конструкционные материалы. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны. Чёрная металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. География чёрной металлургии России.
Цветная металлургия: отраслевой состав и значение отрасли. Факторы размещения предприятий. Основные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.
Пр. р. №3 Составление характеристики одной из металлургических баз России
Тема 4 «Химико-лесной комплекс»- 3ч.
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса. Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав и основные факторы размещения.
Лесная промышленность: география лесных ресурсов, отраслевой состав, факторы размещения предприятий. Лесопромышленные комплексы.
География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы.
Проблемы и перспективы развития комплекса. Химико-лесной комплекс и окружающая среда.
Пр. р. №4 Составление характеристики одной из баз химической промышленности России
Тема 5 «Машиностроительный комплекс» - 3 ч.
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности технологического процесса. Факторы и особенности размещения предприятий машиностроительного комплекса.
География науко-, трудо- и металлоёмких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей оборонно-промышленного комплекса.
Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.
Пр. р. №5 «Определение по картам факторов, оказывающих влияние на размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»
Тема 6 «Агропромышленный комплекс»- 3 ч.
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения и типы предприятий АПК.
Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения животноводства и земледелия.
Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения.
Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.
Пр. р. № 6 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»
Тема 7 «Инфраструктурный комплекс»- 6 ч.
Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности разных видов транспорта. Понятие «транспортная система». Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны. Показатели работы транспорта. Понятия «грузооборот», «пассажирооборот». Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России. География сухопутного, водного и других видов транспорта.
Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение.
Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение в хозяйстве, диспропорции в размещении, перспективы развития.
Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду..
Тема 8 «Экологический потенциал России»- 2 ч.
Окружающая среда. Источники загрязнения окружающей среды и экологические проблемы в России. Экологический потенциал России, его региональное и глобальное значение.
Рациональное использование природных ресурсов, мониторинг экологической ситуации, концепция устойчивого развития.
Тест № 1 по теме: «География отраслей и межотраслевых комплексов»
Раздел 3. «Природно-хозяйственные регионы России» 37 ч
Тема 9 «Районирование территории России. Западный макрорегион» - 3 ч.
Понятие «районирование». Виды районирования территории России.
Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения.
Зона Севера и основная зона расселения и хозяйственного освоения.
Крупные природно-хозяйственные регионы на территории страны: Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Западный, Поволжский, Европейский Юг, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный регионы.
Пр.р. № 7 «Учебное проектирование разных видов районирования территории России»
Тема 10 «Центральная Россия»- 3 ч
Состав региона. Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона.
Центральная Россия – историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро российского государства.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: равнинность территориии, неравномерность размещения полезных ископаемых, благоприятность климатических условий для жизни человека и развития земледелия, наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов.
Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и рекреационные. Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. Крупные города и городские агломерации. Социально-экономические проблемы сельской местности и древних русских городов.
Культурно-исторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов.
Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры.
Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Социальные, экономические и экологические проблемы региона.
Внутрирегиональные различия Московский столичный регион.»
Тема 11 «Европейский Север» - 3ч.
Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для развития земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера.
Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона.
Специализация хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства.
Социальные, экономические и экологические проблемы.
Пр. р. № 8 « Влияние приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей»
Тема 12 «Северо-Западный регион» - 3 ч
Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности географического положения Калининградской области..
Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов.
Новгородская Русь – район древнего заселения. Старинные русские города – культурно-исторические и туристические центры.
Высокая плотность и преобладание городского населения. Санкт-Петербург – северная столица России, его роль в жизни региона.
Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территориии. Слабое развитие сельского хозяйства Отрасли специализации разных областей района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы..
Социальные, экономические и экологические проблемы.
Тема 13 «Поволжский регион» - 3 ч
Состав региона. Географическое положение в восточной и юго-восточной частях Русской равнины.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, возрастание континентальности климата, разнообразие природных зон, плодородие почв. Волга — природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные, водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятные природные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Этапы хозяйственного освоения и заселения. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и территориальной организации хозяйства. Волжские города-миллионники и крупные города. Современная специализация хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы
Пр.р. № 9 «Определение экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и пути их решения»
Пр.р. № 10 «Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определение их влияния на формирование сложного этнического и религиозного состава»
Тема 14 «Европейский Юг» -3 ч
Состав региона. Особенности географического положения. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата, особенностей внутренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на восток и с подъёмом в горы. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного хозяйства.
Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота национального и религиозного состава населения, исторические корни межнациональных проблем. Культурно-исторические особенно-коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание сельского населения. Крупные города.
Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства. Экономические, экологические и социальные проблемы региона
Пр.р.№ 11 «Разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории региона»
Тема 15 «Уральский регион» - 4 ч
Особенности географического положения региона. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения. Состав региона.
Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории региона. Природные ресурсы. Многонациональность населения региона. Культурно- исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения, природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение населения и размещение промышленности. Урал – старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации: горнодобывающая, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, ВПК.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Пр. р. № 12 «Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации»
Тест № 2 по теме: «Природно-хозяйственные регионы России. Западный макрорегион»
Тема 16 «Восточный макрорегион. Сибирь» - 3ч
Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства Азиатской части России.
Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.
Географическое положение региона. Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских.
Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа.
Проникновение русских в Сибирь. Первые сибирские
города-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские казаки. Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов. Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям региона. Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Диспропорции в площади региона и численности его населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и экономических условий на особенности размещения населения. Хозяйство ГУЛАГа, формирование старых и молодых ТПК. Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения территории. Региональные различия на территории Сибири
Пр.р. № 13 «Изучение проблем коренного населения Сибири на основе дополнительных источников информации и материалов СМИ»
Тема 17 «Западная Сибирь» - 3 ч
Состав территории. Своеобразие географического положения.
Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат, обилие внутренних вод и заболоченность территории, проявление природной зональности природы от тундр до степей. Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Специализация хозяйства – нефтегазохимический комплекс. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа.
Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.
Влияние природных условий на жизнь и быт человека.
Коренные народы: ненцы, ханты, манси; особенности их жизни и быта, основные занятия.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Внутренние различия
Пр.р. № 14 «Составление характеристики нефтяной или газовой промышленности региона»
Тема 18 «Восточно-Сибирский регион» - 3 ч
Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: разнообразие тектонического строения и рельефа, резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, кормовые. Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта.
Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей. Внутрирайонные различия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона
Пр.р. № 15 «Составление характеристики Норильского ТПК»
Тема 19 «Южно-Сибирский регион»- 1ч
Состав территории. Своеобразие географического положения.
Особенности природы и природные факторы развития территории: горно-котловинный рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области землетрясений, контрастность климатических условий, истоки крупнейших рек Сибири, современное оледенение, многолетняя мерзлота.
Своеобразие растительного и животного мира региона: горная тайга, субальпийские и альпийские луга; степи котловин. Природные ресурсы: минеральные, агроклиматические, гидроэнергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные.
Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Неравномерность и мозаичность размещения населения. Уровень развития транспорта и его влияние на размещение населения.
Основные этносы региона.
Соотношение городского и сельского населения. Старые и новые города. Крупнейшие культурно-исторические, научные, промышленные центры региона.
Отрасли специализации: горнодобывающая, топливная, электроэнергетика, цветная и чёрная металлургия, лесная, химическая, машиностроение. Природные предпосылки для развития АПК, особенности его структуры и развития в экстремальных условиях. Основные земледельческие районы. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Внутрирайонные различия
Тема 20 «Дальневосточный регион» - 5 ч
Состав региона. Особенности географического положения.
Этапы освоения и заселения территории. Особенности природы и природные факторы развития территории: геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом территории, густота и полноводность рек, проявление широтной зональности и высотной поясности. Природные ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и морепродукты), лесные, на юге территории — почвенные и агроклиматические. Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномерность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока.
Отрасли специализации района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона. Экономические, экологические и социальные проблемы региона,
Внутрирайонные различия
Пр.р. № 16 Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока
Раздел 3. «Россия в современном мире»- 1 ч
Тема 21 «Россия в современном мире»- 1 ч
Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Показатели, характеризующие уровень развития хозяйства страны. Виды внешнеэкономической деятельности России, место России в международном географическом разделении труда. Международные политические, финансовые, научные, культурные связи России со странами мира. Направления социально-экономического развития страны
Тест № 3 по теме: «Природно-хозяйственные регионы России. Восточный макрорегион»
Тема 22 Резерв - 6 ч
4.1 Перечень географических объектов (номенклатура)
Тема «Географическое положение России»
Крайние точки: мыс Флигели (архипелаг Земля Франца-Иосифа), мыс Челюскин (полуостров Таймыр), гора Базардюзю (Кавказ), Балтийская коса (Гданьский залив, город Калининград), мыс Дежнёва (Чукотский полуостров). Моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское море-озеро. Проливы: Берингом Лаперуза, Кунаширский. Заливы: Финский, Пенжинская гу6а. Архипелаг и острова: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Курильские, Сахалин; полуострова: Кольский, Камчатка, Ямал, Таймыр
Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»
Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина, Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, Становой хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконское плоскогорье, Чукотское нагорье, горная страна Сихотэ-Алинь.
Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, Вол го-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря.
Бассейны каменно-угольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.
Месторождения железных руд: Курская магнитная аномалия (КМА), Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория.
Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь.
Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь.
Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири.
Тема «Климат и агроклиматические ресурсы»
()ймякон.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур; озёра: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал; водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское; подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.
Тема «Растительный и животный мир, биологические ресурсы»
Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора.
Тема «Топливно-энергетический комплекс»
Система трубопроводов с Тюменского севера на запад (в том числе «Сияние Севера», «Союз»).
ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.
ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.
АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.
Единая энергетическая система (ЕЭС).
Тема « Металлургический комплекс»
Центры чёрной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.
Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург. Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре.
Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов. Медногорск, Каменск-Уральский, Орек, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.
Тема «Химико-лесной комплекс»
Центры химической промышленности: Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское.
Лесопромышленные центры: Архангельск, Сыктывкар, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на- Амуре.
Тема «Машиностроительный комплекс»
Центры трудоёмкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.
Центры металлоёмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Тема «Инфраструктурный комплекс»
Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт- Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тик- си, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.
Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ.
Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья. Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.
Темы «Центральная Россия», «Северо-Запад»
Окско-Донская равнина. Валдайская возвышенность. Низменности: Окско-Донская, Мещерская. Реки: Ока, Вятка, Кама, Нева. Озёра: Псковское, Ильмень, Селигер. Горьковское водохранилище. Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва — Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-террасный. Города: Москва, Санкт- Петербург, Новгород, Псков,Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк
Тема «Европейский Север»
Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова Рыбачий, Канин. Острова: Соловецкие. Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышенности: Тиманский кряж. Северные Увалы. Горы Хибины. Печорская низменность. Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень. Озеро Имандра. Беломоро-Балтийский канал. Лапландский заповедник. Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск,Кандалакша, Череповец, Воркута. Кислогубская ПЭС.
Тема «Поволжье»
Приволжская возвышенность. Озёра: Эльтон, Баскунчак. Водохранилища: Волгоградское, Цимлянское. Волго-Донской канал. Национальный парк Самарская Лука. Месторождения солей: Эльтон, Баскунчак. Города: Казань, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань.
Тема «Юг Европейской части России»
Керченский пролив. Полуостров Таманский. Ставропольская возвышенность. Гора Казбек. Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская. Реки: Кубань, Кума, Терек. Тебердинский заповедник. Месторождения цветных металлов Большого Кавказа. Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.
Тема «Урал»
Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал. Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар. Реки: Кама, Урал, Белая, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть. Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский. Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Нижний Тагил, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Красноуральск, Краснотурьинск, Салават, Ишимбай, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Первоуральск, Соль-Илецк.
Тема «Западная Сибирь»
Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский Полуостров Гыданский. Возвышенность Сибирские Увалы Равнины: Ишимская, Барабинская. Реки: Тобол, Ишим, Пур, Таз. Озёра: Кулундинское, Чаны. Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск. Нефтяные концерны: «Лукойл», «Сургутнефтегаз».
Тема «Восточная Сибирь»
Енисейский залив. Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Яно-Оймяконское нагорье. Низменности: Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская, Центрально-Якутская равнина. Реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй,Алдан, Хатанга, Оленек. Озеро Таймыр. Вилюйское водохранилище.Заповедники: Усть-Ленский, Таймырский. Бассейны каменно- и буроугольные: Таймырский, Зырянский. Города:
Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск.
Тема «Южная Сибирь»
Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье. Котловины: Кузнецкая, Минусинская, Тувинская. Месторождения: Минусинский, Улуг-Хемский каменноугольные бассейны; железные руды Хакассии; Удоканское месторождение меди, золотые прииски Алдана и Бодайбо, цветные и редкие металлы Рудного Алтая и гор Забайкалья. Реки: Бия, Катунь, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь. Озеро Телецкое. Города: Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.
Тема «Дальний Восток»
Татарский пролив. Залив Петра Великого. Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин. Полуостров Чукотский. Горы: Чукотское нагорье, Джугджур, вулкан Ключевская Сопка, вулкан Авачинская Сопка. Равнины: Зейско- Буреинская, Среднеамурская низменность. Реки: Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь. Зейское водохранилище. Озеро Ханка. Заповедники: Кроноцкий, Остров Врангеля. Дальневосточный морской, Кедровая Падь. Нижнезейский буроугольный бассейн. Охотский нефтегазоносный бассейн (остров Сахалин и шельф). Амуро-Якутская магистраль. Города: Анадырь, Магадан, Благовещенск,Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.
4. Тематическое планирование
№ пп | Тема | Количество часов | Количество практических работ | Количество итоговых работ |
Раздел 1: Раздел 1. «Хозяйство России» 2 ч | ||||
1 | Общая характеристика хозяйства России | 2 | - | - |
Раздел 2. «География отраслей и межотраслевых комплексов» 22 ч | ||||
2 | Топливно-энергетический комплекс | 3 | 2 | - |
3 | Металлургический комплекс | 3 | 1 | - |
4 | Химико-лесной комплекс | 3 | 1 | - |
5 | Машиностроительный комплекс | 3 | 1 | - |
6 | Агропромышленный комплекс | 3 | 1 | - |
7 | Инфраструктурный комплекс | 4 | - | - |
8 | Экологический потенциал России | 3 | - | 1 |
Раздел 3. «Природно-хозяйственные регионы России» 37 ч | ||||
9 | Районирование территории России. Западный макрорегион | 2 | 1 | - |
10 | Центральная Россия | 3 | - | - |
11 | Европейский Север | 3 | 1 | - |
12 | Северо-Западный регион | 3 | - | - |
13 | Поволжский регион | 3 | 2 | - |
14 | Европейский Юг | 3 | 1 | - |
5 | Уральский регион | 4 | 1 | 1 |
16 | Восточный макрорегион. Сибирь | 2 | 1 | - |
17 | Западная Сибирь | 3 | 1 | - |
18 | Восточно-Сибирский регион | 3 | 1 | - |
19 | Южно-Сибирский регион | 1 | - | - |
20 | Дальневосточный регион | 5 | 1 | 1 |
Раздел 3. «Россия в современном мире»- 1 ч | ||||
21 | Россия в современном мире | 1 | 1 | - |
22 | Резерв | 6 | - | - |
ИТОГО | 66 | 17 | 3 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «география» 9 класс
(2 ч в неделю, всего 66 ч, из них 6 ч — резервное время)
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Д/З | |
План | Факт | ||||
Раздел 1. «Хозяйство России» 2 ч | |||||
Тема 1: «Общая характеристика хозяйства России» - 2 ч | |||||
1/1 | Отраслевая и территориальная структура хозяйства | 1 | § 1-2 | ||
2/2 | Особенности формирования хозяйства России | 1 | § 3 | ||
Раздел 2. «География отраслей и межотраслевых комплексов» 22 ч | |||||
Тема 2 «Топливно-энергетический комплекс» - 3 ч | |||||
3/1 | Состав и значение ТЭК | 1 | § 4 | ||
4/2 | Топливная промышленность: нефтяная и газовая промышленность России Пр. р. №1 Характеристика по картам и статистическим материалам одного из нефтегазовых бассейнов России. | 1 | § 5 | ||
5/3 | Топливная промышленность: угольная промышленность и электроэнергетика Пр. р. №2 Характеристика по картам и статистическим материалам одного из угольных бассейнов России. | 1 | § 5-6 | ||
Тема 3 «Металлургический комплекс»-3 ч. | |||||
6/1 | Состав и значение комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий. Пр. р. №3 Составление характеристики одной из металлургических баз России | 1 | § 7 | ||
7/2 | Чёрная металлургия | 1 | § 8 | ||
8/3 | Цветная металлургия | 1 | § 9 | ||
Тема 4 «Химико-лесной комплекс»- 3ч. | |||||
9/1 | Химико-лесной комплекс. География химико-лесного комплекса | 1 | § 10,12 | ||
10/2 | Химическая промышленность Пр. р. №4 Составление характеристики одной из баз химической промышленности России | 1 | § 10 | ||
11/3 | Лесная промышленность | 1 | § 11 | ||
Тема 5 «Машиностроительный комплекс» - 3 ч. | |||||
12/1 | Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий. | 1 | § 13 | ||
13/2 | Оборонно-промышленный комплекс | 1 | § 14 | ||
14/3 | Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Пр. р. №5 «Определение по картам факторов, оказывающих влияние на размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения» | 1 | § 14 | ||
Тема 6 «Агропромышленный комплекс»- 3 ч. | |||||
15/1 | Состав и значение АПК. Сельское хозяйство: растениеводство | 1 | § 15,16 | ||
16/2 | Сельское хозяйство: животноводство Пр. р. № 6 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства» | 1 | § 15,16 | ||
17/3 | Пищевая и лёгкая промышленность | 1 | § 17 | ||
Тема 7 «Инфраструктурный комплекс»- 4ч. | |||||
18/1 | Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта | 1 | § 18 | ||
19/2 | Сухопутный транспорт | 1 | § 19 | ||
20/3 | Водный и другие виды транспорта | 1 | § 20-21 | ||
21/4 | Отрасли социальной инфраструктуры | 1 | § 22 | ||
Тема 8 «Экологический потенциал России»- 3 ч. | |||||
22/1 | Экологическая ситуация в России | 1 | § 23 | ||
23-24/ 2-3 | Обобщающий урок по теме: «География отраслей и межотраслевых комплексов» Тест № 1 | 2 | § 1-23 | ||
Раздел 3. «Природно-хозяйственные регионы России» 37 ч | |||||
Тема 9 «Районирование территории России. Западный макрорегион» - 2 ч. | |||||
25/1 | Районирование территории России. Принципы выделения регионов. Пр.р. № 7 «Учебное проектирование разных видов районирования территории России» | 1 | § 24 | ||
26/2 | Общая характеристика Европейской части России | 1 | § 25 | ||
Тема 10 «Центральная Россия»- 3 ч | |||||
27/1 | Географическое положение и основные черты природы Центральной России | 1 | § 26 | ||
28/2 | Состав и население Центральной России | 1 | § 27 | ||
29/3 | Хозяйство Центральной России | 1 | § 28 | ||
Тема 11 «Европейский Север» - 3ч. | |||||
30/1 | Географическое положение и природа Европейского Севера | 1 | § 29 | ||
31/2 | Состав и население Европейского Севера Пр. р. № 8 « Влияние приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей» | 1 | § 30 | ||
32/3 | Хозяйство Европейского Севера | 1 | § 31 | ||
Тема 12 «Северо-Западный регион» - 3 ч | |||||
33/1 | Географическое положение и природа Северо-Западного региона | 1 | § 32 | ||
34/2 | Состав и население Северо-Западного региона | 1 | § 33 | ||
35/3 | Хозяйство Северо-Западного региона | 1 | § 34 | ||
Тема 13 «Поволжский регион» - 3 ч | |||||
36/1 | Географическое положение и природа Поволжья Пр.р. № 9 «Определение экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и пути их решения» | 1 | § 35 | ||
37/2 | Состав и население Поволжья Пр.р. № 10 «Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определение их влияния на формирование сложного этнического и религиозного состава» | 1 | § 36 | ||
38/3 | Хозяйство Поволжья | 1 | § 37 | ||
Тема 14 «Европейский Юг» -3 ч | |||||
39/1 | Географическое положение и природа Европейского Юга. | 1 | § 38 | ||
40/2 | Состав и население Европейского Юга | 1 | § 39 | ||
41/3 | Хозяйство Европейского Юга Пр.р.№ 11 «Разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории региона» | 1 | § 40 | ||
Тема 15 «Уральский регион» - 4 ч | |||||
42/1 | Географическое положение и природа Уральского региона | 1 | § 41 | ||
43/1 | Состав и население Уральского региона | 1 | § 42 | ||
44/2 | Хозяйство Уральского региона Пр. р. № 12 «Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации» | 1 | § 43 | ||
45/3 | Обобщающий урок по теме: «Природно-хозяйственные регионы России. Западный макрорегион» Тест № 2. | 1 | § 24-43 | ||
Тема 16 «Восточный макрорегион. Сибирь» -2ч | |||||
46/1 | Общая характеристика Азиатской части России | 1 | § 44 | ||
47/2 | Общие черты природы Сибири. Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири. Пр.р. № 13 «Изучение проблем коренного населения Сибири на основе дополнительных источников информации и материалов СМИ» | 1 | § 45-46 | ||
Тема 17 «Западная Сибирь» - 3 ч | |||||
48/3 | Географическое положение и природа Западной Сибири Западной Сибири | 1 | § 47 | ||
49/2 | Состав и население Западной Сибири | 1 | § 48 | ||
50/3 | Хозяйство Западной Сибири Пр.р. № 14 «Составление характеристики нефтяной или газовой промышленности региона» | 1 | § 49 | ||
Тема 18 «Восточно-Сибирский регион» - 3 ч | |||||
51/1 | Географическое положение и природа Восточной Сибири | 1 | § 50 | ||
52/2 | Состав и население Восточной Сибири | 1 | § 51 | ||
53/3 | Хозяйство Восточной Сибири. Норильский промышленный район Пр.р. № 15 «Составление характеристики Норильского ТПК» | 1 | § 52-53 | ||
Тема 19 «Южно-Сибирский регион»- 1 ч | |||||
54/1 | Географическое положение и природа Южной Сибири. Состав и население Южной Сибири. Хозяйство Южной Сибири | 1 | записи | ||
Тема 20 «Дальневосточный регион» - 5 ч | |||||
55/1 | Географическое положение и природа Дальнего Востока | 1 | § 53 | ||
56/2 | Состав и население Дальнего Востока | 1 | § 54 | ||
57/3 | Хозяйство Дальнего Востока | 1 | § 55 | ||
58/4 | Пр.р. № 16 Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока | 1 | записи | ||
59/5 | Обобщающий урок по теме: «Природно-хозяйственные регионы России. Восточный макрорегион» Тест № 3. | 1 | § 44-55, записи | ||
Раздел 3. «Россия в современном мире»- 1 ч | |||||
Тема 21 «Россия в современном мире»- 1 ч | |||||
60/1 | Место России в мире Пр.р. № 17 «Определение основных статей экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнеров РФ по картам и статистическим материалам» | 1 | § 56 | ||
61-66 1-6 | Резерв | 6 | записи | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа география ХМАО 11 класс (VIII вида)
рабочая программа по предмету "География ХМАО-Югра" для учащихся 11 класса корреционной школы VIII вида...
Рабочая программа "География" 5-9 классы с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по географии составленна с учетом ФГОС УМК "Сферы"...
Рабочие программы география 6 - 9 классы
Рабочие программы по географии:Природоведение 5 класс А.А ПлешаковГеография 6 класс Т.П. ГерасимоваГеография 7 класс В.А. КоринскаяГеография 8 класс В.П. ДроновГеография 9 класс И.И. Баринова...
рабочая программа География Россия 9 класс
рабочая программа География Россия 9 класс к учебнику География.Россия 9 класс "Полярная звезда"...
рабочая программа География мира 10 класс
рабочая программа География мира 10 класс...
Рабочая программа. География Крыма 5 класс.
Рабочая программа. География Крыма 5 класс....
рабочая программа география 5-9 класс ФГОС классическая линия Дрофа
Сквозная программа по географии для 5-9 класса. Составлена в соответствии с ФГОС. Включает три раздела....