Рабочие программы география 5-9 классы
рабочая программа по географии

Каравашкина Наталья Александровна

В папке размещены рабочие программы по географии для 5-9 классов и географическое краеведение  8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\Инфноутбук-1\Pictures\2023-11-09\003.jpg

  1. Пояснительная записка

  1. Рабочая программа учебного предмета «география» для  9  класса  составлена на основе  следующих нормативно-правовых документов:
  • Федерального закона № 273-ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»
  • Федерального        государственного        образовательного        стандарта        основного общего образования (утвержден приказом        Минобрнауки  РФ № 1897 от 17.12.2010)
  • Федеральной образовательной программы основного общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России № 370 от 18.05.2023)
  • Основной образовательной программы ООО МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы № 107 от 29.08.2023

1.2 Место предмета в учебном плане.  

В  соответствии с учебным планом школы на изучение географии  в  9 классе отводится 2 часа в неделю,  66 часов в год

1.3. УМК  

 При составлении рабочей программы использовался учебно- методический комплект:

1.3.1.    для учителя:

1. Таможняя Е А, Толкунова С Г: География России.Регионы. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений. ФГОС, Вентана –Граф, 2017

2. Е.А.  Таможняя, Беловолова Е А: География России. Хозяйство,  9 класс. Методическое пособие. ФГОС, Вентана –Граф 2015

3. Таможняя Е А, Толкунова С Г: География России. 9 класс. Рабочая тетрадь  к учебнику №1, №2. ФГОС, Вентана –Граф 2017

1.3.2.   для обучающихся:

1. Таможняя Е А, Толкунова С Г: География России.Регионы. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений. ФГОС, Вентана –Граф, 2017

2. Атлас «География России» 8 класс

3. Контурные карты «География России» 8 класс

1.3.3. электронные ресурсы:

1.Единая коллекция ЦОР.

2.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/) http://interneturok.ru/

3. Образовательная  онлайн –платформа http://www.uchi.ru/

4.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ

5. Электронное приложение к газете “1 сентября» http://geo.1september.ru/urok/

6.Открытый банк заданий ОГЭ (fipi.ru)/ http://www.fipi.ru/

7. Интерактивные карты России http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2

8. Презентации по географии http://presentaci.ru/prezentacii-po-geografii/

9. Федеральная служба статистики http://www.gks.ru/

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

  1. патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края;
  2. гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
  3. духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с использованием нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды;
  4. эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества;
  5. ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
  6. физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде;
  7. трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
  8. экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

В результате изучения географии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

 У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть       познавательных универсальных учебных действий:

использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • систематизировать географическую информацию в разных формах.

 У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

  • принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • владеть способами самоконтроля и рефлексии;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;  
  • принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Предметные результаты освоения программы по географии. К концу 9 класса обучающийся научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практико- ориентированных задач;
  • выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи; применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия и факторы размещения производства»,
  • «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства», «природно- ресурсный     потенциал», «инфраструктурный     комплекс»,     «рекреационное     хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России;
  • различать территории опережающего развития, Арктическую зону и зону Севера России; классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников; находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической        информации        (картографические, статистические, текстовые, видео-и   фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико- ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии на основе ВИЭ;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства);
  • различать ВВП, ВРП и ИЧР как показатели уровня развития страны и её  регионов;
  •  различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал;
  • различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот;
  • показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей сельского хозяйства; использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных        и        практико-ориентированных        задач:        объяснять        особенности        отраслевой        и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий;
  • оценивать условия        отдельных        территорий        для        размещения                предприятий                и        различных производств;
  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической безопасности;
  • критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной экономики; оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны;
  • сравнивать географическое        положение,        географические        особенности        природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России;
  • формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально- экономического развития России, месте и роли России в мире;
  • приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте;
  • характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.

3. Содержание учебного предмета

(2 ч в неделю, всего 66 ч, из них 6 ч — резервное время)

Раздел 1. «Хозяйство России»  2 ч

Тема 1  «Общая характеристика хозяйства России» - 2 ч

Современное хозяйство России, его задачи. Понятия «хозяйство страны», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства». Особенности отраслевой структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства. Функциональная структура хозяйства, понятие «межотраслевой комплекс».

Условия и факторы размещения предприятий. Понятие «территориальная структура хозяйства». Особенности территориальной структуры хозяйства России.

Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического развития России. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.

Раздел 2. «География отраслей и межотраслевых комплексов»  22 ч

Тема 2 «Топливно-энергетический комплекс» - 3 ч

Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Понятие «топливно-энергетический баланс».

Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов.

Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭКи проблемы окружающей среды.

Пр. р. №1 Характеристика по картам и статистическим материалам одного из нефтегазовых бассейнов России.

Пр. р.  №2  Характеристика по картам и статистическим материалам одного из угольных бассейнов России.

Тема 3  «Металлургический комплекс»-3 ч.

Конструкционные материалы. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны. Чёрная металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. География чёрной металлургии России.

Цветная металлургия: отраслевой состав и значение отрасли. Факторы размещения предприятий. Основные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.

Пр. р.  №3  Составление характеристики одной из металлургических баз России

Тема 4  «Химико-лесной комплекс»- 3ч.

Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса. Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав и основные факторы размещения.

Лесная промышленность: география лесных ресурсов, отраслевой состав, факторы размещения предприятий. Лесопромышленные комплексы.

География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы.

Проблемы и перспективы развития комплекса. Химико-лесной комплекс и окружающая среда.

Пр. р.  №4  Составление характеристики одной из баз химической промышленности России

Тема 5  «Машиностроительный комплекс» - 3 ч.

Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности технологического процесса. Факторы и особенности размещения предприятий машиностроительного комплекса.

География науко-, трудо- и металлоёмких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей оборонно-промышленного комплекса.

Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.

Пр. р.  №5 «Определение по картам факторов, оказывающих влияние на размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

Тема 6  «Агропромышленный комплекс»- 3 ч.

Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения и типы предприятий АПК.

Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения животноводства и земледелия.

Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения.

Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.

Пр. р. № 6 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

Тема 7 «Инфраструктурный комплекс»- 6 ч.

Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности разных видов транспорта. Понятие «транспортная система». Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны. Показатели работы транспорта. Понятия «грузооборот», «пассажирооборот». Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России. География сухопутного, водного и других видов транспорта.

Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение.

Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение в хозяйстве, диспропорции в размещении, перспективы развития.

Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду..

Тема 8 «Экологический потенциал России»- 2 ч.

Окружающая среда. Источники загрязнения окружающей среды и экологические проблемы в России. Экологический потенциал России, его региональное и глобальное значение.

Рациональное использование природных ресурсов, мониторинг экологической ситуации, концепция устойчивого развития.

Тест № 1 по теме: «География отраслей и межотраслевых комплексов»  

Раздел 3. «Природно-хозяйственные регионы России» 37 ч

Тема 9 «Районирование территории России. Западный макрорегион» - 3 ч.

Понятие «районирование». Виды районирования территории России.

Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения.

Зона Севера и основная зона расселения и хозяйственного освоения.

Крупные природно-хозяйственные регионы на территории страны: Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Западный, Поволжский, Европейский Юг, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный регионы.

Пр.р. № 7 «Учебное проектирование разных видов районирования территории России»

Тема 10  «Центральная Россия»- 3 ч

Состав региона. Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона.

Центральная Россия – историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро российского государства.

Основные черты природы и природные факторы развития территории: равнинность территориии, неравномерность размещения полезных ископаемых, благоприятность климатических условий для жизни человека и развития земледелия, наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов.

Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и рекреационные. Дефицит большинства видов природных ресурсов.

Высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. Крупные города и городские агломерации. Социально-экономические проблемы сельской местности и древних русских городов.

Культурно-исторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов.

Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры.

Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Социальные, экономические и экологические проблемы региона.

Внутрирегиональные различия Московский столичный регион.»

Тема 11 «Европейский Север» - 3ч.

Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах.

Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для развития земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера.

Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона.

Специализация хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства.

Социальные, экономические и экологические проблемы.

Пр. р. № 8 « Влияние приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей»

Тема 12 «Северо-Западный регион» - 3 ч

Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности географического положения Калининградской области..

Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов.

Новгородская Русь – район древнего заселения. Старинные русские города – культурно-исторические и туристические центры.

Высокая плотность и преобладание городского населения. Санкт-Петербург – северная столица России, его роль в жизни региона.

Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территориии. Слабое развитие сельского хозяйства Отрасли специализации разных областей района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы..

Социальные, экономические и экологические проблемы.

Тема 13 «Поволжский регион» - 3 ч

Состав региона. Географическое положение в восточной и юго-восточной частях Русской равнины.

Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, возрастание континентальности климата, разнообразие природных зон, плодородие почв. Волга — природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные, водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятные природные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Этапы хозяйственного освоения и заселения. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и территориальной организации хозяйства. Волжские города-миллионники и крупные города. Современная специализация хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы

Пр.р. № 9 «Определение экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и пути их решения»

Пр.р. № 10 «Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определение их влияния на формирование сложного этнического и религиозного состава»

Тема 14 «Европейский Юг» -3 ч

Состав региона. Особенности географического положения. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата, особенностей внутренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на восток и с подъёмом в горы. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного хозяйства.

Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота национального и религиозного состава населения, исторические корни межнациональных проблем. Культурно-исторические особенно-коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание сельского населения. Крупные города.

Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства. Экономические, экологические и социальные проблемы региона

Пр.р.№ 11 «Разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории региона»

Тема 15 «Уральский регион» -  4 ч

Особенности географического положения региона. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения. Состав региона.

Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории региона. Природные ресурсы. Многонациональность населения региона. Культурно- исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения, природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение населения и размещение промышленности. Урал – старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации: горнодобывающая, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, ВПК.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Пр. р. № 12 «Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации»

Тест № 2 по теме: «Природно-хозяйственные регионы России. Западный макрорегион»

Тема 16  «Восточный макрорегион. Сибирь» - 3ч

Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства Азиатской части России.

Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

Географическое положение региона. Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских.

Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа.

Проникновение русских в Сибирь. Первые сибирские

города-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские казаки. Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов. Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям региона. Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Диспропорции в площади региона и численности его населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и экономических условий на особенности размещения населения. Хозяйство ГУЛАГа, формирование старых и молодых ТПК. Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения территории. Региональные различия на территории Сибири

Пр.р. № 13 «Изучение проблем коренного населения Сибири на основе дополнительных источников информации и материалов СМИ»

Тема 17 «Западная Сибирь» - 3 ч

Состав территории. Своеобразие географического положения.

Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат, обилие внутренних вод и заболоченность территории, проявление природной зональности природы от тундр до степей. Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Специализация хозяйства – нефтегазохимический комплекс. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа.

Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.

Влияние природных условий на жизнь и быт человека.

Коренные народы: ненцы, ханты, манси; особенности их жизни и быта, основные занятия.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Внутренние различия

Пр.р. № 14 «Составление характеристики нефтяной или газовой промышленности региона» 

Тема 18  «Восточно-Сибирский регион» - 3 ч

Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: разнообразие тектонического строения и рельефа, резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, кормовые. Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта.

Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей. Внутрирайонные различия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона

Пр.р. № 15 «Составление характеристики Норильского ТПК»

Тема 19  «Южно-Сибирский регион»- 1ч

Состав территории. Своеобразие географического положения.

Особенности природы и природные факторы развития территории: горно-котловинный рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области землетрясений, контрастность климатических условий, истоки крупнейших рек Сибири, современное оледенение, многолетняя мерзлота.

Своеобразие растительного и животного мира региона: горная тайга, субальпийские и альпийские луга; степи котловин. Природные ресурсы: минеральные, агроклиматические, гидроэнергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные.

Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Неравномерность и мозаичность размещения населения. Уровень развития транспорта и его влияние на размещение населения.

Основные этносы региона.

Соотношение городского и сельского населения. Старые и новые города. Крупнейшие культурно-исторические, научные, промышленные центры региона.

Отрасли специализации: горнодобывающая, топливная, электроэнергетика, цветная и чёрная металлургия, лесная, химическая, машиностроение. Природные предпосылки для развития АПК, особенности его структуры и развития в экстремальных условиях. Основные земледельческие районы. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Внутрирайонные различия

Тема 20 «Дальневосточный регион» - 5 ч

Состав региона. Особенности географического положения.

Этапы освоения и заселения территории. Особенности природы и природные факторы развития территории: геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом территории, густота и полноводность рек, проявление широтной зональности и высотной поясности. Природные ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и морепродукты), лесные, на юге территории — почвенные и агроклиматические. Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномерность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока.

Отрасли специализации района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона. Экономические, экологические и социальные проблемы региона,

Внутрирайонные различия

Пр.р. № 16 Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока

Раздел 3. «Россия в современном мире»- 1 ч

Тема 21 «Россия в современном мире»- 1 ч

Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Показатели, характеризующие уровень развития хозяйства страны. Виды внешнеэкономической деятельности России, место России в международном географическом разделении труда. Международные политические, финансовые, научные, культурные связи России со странами мира. Направления социально-экономического развития страны

Тест № 3 по теме: «Природно-хозяйственные регионы России. Восточный  макрорегион»

Тема 22 Резерв  - 6 ч

           4.1 Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «Географическое положение России»

Крайние точки: мыс Флигели (архипелаг Земля Франца-Иосифа), мыс Челюскин (полуостров Таймыр), гора Базардюзю (Кавказ), Балтийская коса (Гданьский залив, город Калининград), мыс Дежнёва (Чукотский полуостров). Моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское море-озеро. Проливы: Берингом Лаперуза, Кунаширский. Заливы: Финский, Пенжинская гу6а. Архипелаг и острова: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Курильские, Сахалин; полуострова: Кольский, Камчатка, Ямал, Таймыр

Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина, Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, Становой хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконское плоскогорье, Чукотское нагорье, горная страна Сихотэ-Алинь.

Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, Вол го-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря.

Бассейны каменно-угольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.

Месторождения железных руд: Курская магнитная аномалия (КМА), Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория.

Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь.

Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь.

Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири.

Тема «Климат и агроклиматические ресурсы»

()ймякон.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур; озёра: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал; водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское; подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.

Тема «Растительный и животный мир, биологические ресурсы»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора.

Тема «Топливно-энергетический комплекс»

Система трубопроводов с Тюменского севера на запад (в том числе «Сияние Севера», «Союз»).

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.

ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.

АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.

Единая энергетическая система (ЕЭС).

Тема « Металлургический комплекс»

Центры чёрной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург. Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов. Медногорск, Каменск-Уральский, Орек, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Тема «Химико-лесной комплекс»

Центры химической промышленности: Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское.

Лесопромышленные центры: Архангельск, Сыктывкар, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на- Амуре.

Тема «Машиностроительный комплекс»

Центры трудоёмкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоёмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Тема «Инфраструктурный комплекс»

Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт- Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тик- си, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.

Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ.

Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья. Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.

Темы «Центральная Россия», «Северо-Запад»

Окско-Донская равнина. Валдайская возвышенность. Низменности: Окско-Донская, Мещерская. Реки: Ока, Вятка, Кама, Нева. Озёра: Псковское, Ильмень, Селигер. Горьковское водохранилище. Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва — Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-террасный. Города: Москва, Санкт- Петербург, Новгород, Псков,Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк


Тема «Европейский Север»

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова Рыбачий, Канин. Острова: Соловецкие. Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышенности: Тиманский кряж. Северные Увалы. Горы Хибины. Печорская низменность. Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень. Озеро Имандра. Беломоро-Балтийский канал. Лапландский заповедник. Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск,Кандалакша, Череповец, Воркута. Кислогубская ПЭС.

Тема «Поволжье»

Приволжская возвышенность. Озёра: Эльтон, Баскунчак. Водохранилища: Волгоградское, Цимлянское. Волго-Донской канал. Национальный парк Самарская Лука. Месторождения солей: Эльтон, Баскунчак. Города: Казань, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань.

Тема «Юг Европейской части России»

Керченский пролив. Полуостров Таманский. Ставропольская возвышенность. Гора Казбек. Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская. Реки: Кубань, Кума, Терек. Тебердинский заповедник. Месторождения цветных металлов Большого Кавказа. Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Тема «Урал»

Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал. Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар. Реки: Кама, Урал, Белая, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть. Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский. Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Нижний Тагил, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Красноуральск, Краснотурьинск, Салават, Ишимбай, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Первоуральск, Соль-Илецк.

Тема «Западная Сибирь»

Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский Полуостров Гыданский. Возвышенность Сибирские Увалы Равнины: Ишимская, Барабинская. Реки: Тобол, Ишим, Пур, Таз. Озёра: Кулундинское, Чаны. Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск. Нефтяные концерны: «Лукойл», «Сургутнефтегаз».

Тема «Восточная Сибирь»

Енисейский залив. Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Яно-Оймяконское нагорье. Низменности: Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская, Центрально-Якутская равнина. Реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй,Алдан, Хатанга, Оленек. Озеро Таймыр. Вилюйское водохранилище.Заповедники: Усть-Ленский, Таймырский. Бассейны каменно- и буроугольные: Таймырский, Зырянский. Города:

Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск.

Тема «Южная Сибирь»

Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье. Котловины: Кузнецкая, Минусинская, Тувинская. Месторождения: Минусинский, Улуг-Хемский каменноугольные бассейны; железные руды Хакассии; Удоканское месторождение меди, золотые прииски Алдана и Бодайбо, цветные и редкие металлы Рудного Алтая и гор Забайкалья. Реки: Бия, Катунь, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь. Озеро Телецкое. Города: Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

Тема «Дальний Восток»

Татарский пролив. Залив Петра Великого. Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин. Полуостров Чукотский. Горы: Чукотское нагорье, Джугджур, вулкан Ключевская Сопка, вулкан Авачинская Сопка. Равнины: Зейско- Буреинская, Среднеамурская низменность. Реки: Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь. Зейское водохранилище. Озеро Ханка. Заповедники: Кроноцкий, Остров Врангеля. Дальневосточный морской, Кедровая Падь. Нижнезейский буроугольный бассейн. Охотский нефтегазоносный бассейн (остров Сахалин и шельф). Амуро-Якутская магистраль. Города: Анадырь, Магадан, Благовещенск,Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

4. Тематическое планирование

пп

Тема

Количество часов

Количество  практических работ

Количество  итоговых работ

Раздел 1: Раздел 1. «Хозяйство России»  2 ч

1

Общая характеристика хозяйства России

2

-

-

Раздел 2. «География отраслей и межотраслевых комплексов»  22 ч

2

Топливно-энергетический комплекс

3

2

-

3

Металлургический комплекс

3

1

-

4

Химико-лесной комплекс

3

1

-

5

Машиностроительный комплекс

3

1

-

6

Агропромышленный комплекс

3

1

-

7

Инфраструктурный комплекс

4

-

-

8

Экологический потенциал России

3

-

1

Раздел 3. «Природно-хозяйственные регионы России»  37 ч

9

Районирование территории России. Западный макрорегион

2

1

-

10

Центральная Россия

3

-

-

11

Европейский Север

3

1

-

12

Северо-Западный регион

3

-

-

13

Поволжский регион

3

2

-

14

Европейский Юг

3

1

-

5

Уральский регион

4

1

1

16

Восточный макрорегион. Сибирь

2

1

-

17

Западная Сибирь

3

1

-

18

Восточно-Сибирский регион

3

1

-

19

Южно-Сибирский регион

1

-

-

20

Дальневосточный регион

5

1

1

Раздел 3. «Россия в современном мире»- 1 ч

21

Россия в современном мире

1

1

-

22

Резерв

6

-

-

ИТОГО

66

17

3

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «география»  9  класс

 (2 ч в неделю, всего 66 ч, из них 6 ч — резервное время)

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Д/З

План

Факт

Раздел 1. «Хозяйство России»  2 ч

Тема 1: «Общая характеристика хозяйства России» - 2 ч

1/1

Отраслевая и территориальная  структура хозяйства

1

§ 1-2

2/2

Особенности формирования хозяйства России

1

§ 3

Раздел 2. «География отраслей и межотраслевых комплексов»  22 ч

Тема 2 «Топливно-энергетический комплекс» - 3 ч

3/1

Состав и значение ТЭК

1

 § 4

4/2

Топливная промышленность: нефтяная и газовая промышленность России

Пр. р. №1 Характеристика по картам и статистическим материалам одного из нефтегазовых бассейнов России.

1

§ 5

5/3

Топливная промышленность: угольная промышленность и электроэнергетика

Пр. р.  №2  Характеристика по картам и статистическим материалам одного из угольных бассейнов России.

1

§ 5-6

Тема 3  «Металлургический комплекс»-3 ч.

6/1

Состав и значение комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий. 

Пр. р.  №3  Составление характеристики одной из металлургических баз России

1

§ 7

7/2

Чёрная металлургия

1

§ 8

8/3

Цветная металлургия

1

§ 9

Тема 4  «Химико-лесной комплекс»- 3ч.

9/1

Химико-лесной комплекс. География химико-лесного комплекса

1

§  10,12

10/2

Химическая промышленность

Пр. р.  №4  Составление характеристики одной из баз химической промышленности России

1

§ 10

11/3

Лесная промышленность

1

§ 11

Тема 5  «Машиностроительный комплекс» - 3 ч.

12/1

Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий.

1

§ 13

13/2

Оборонно-промышленный комплекс

1

§ 14

14/3

Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса 

Пр. р.  №5 «Определение по картам факторов, оказывающих влияние на размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

1

§ 14

Тема 6  «Агропромышленный комплекс»- 3 ч.

15/1

Состав и значение АПК.

Сельское хозяйство: растениеводство

1

§ 15,16

16/2

Сельское хозяйство: животноводство

Пр. р. № 6 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

1

§ 15,16

17/3

Пищевая и лёгкая промышленность

1

§ 17

Тема 7 «Инфраструктурный комплекс»-  4ч.

18/1

Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта

1

§ 18

19/2

Сухопутный транспорт

1

§ 19

20/3

Водный и другие виды транспорта

1

§ 20-21

21/4

Отрасли социальной инфраструктуры

1

§ 22

Тема 8 «Экологический потенциал России»- 3 ч.

22/1

Экологическая ситуация в России

1

§  23

23-24/ 2-3

Обобщающий урок по теме: «География отраслей и межотраслевых комплексов»  

Тест № 1

2

§ 1-23

Раздел 3. «Природно-хозяйственные регионы России» 37 ч

Тема 9 «Районирование территории России. Западный макрорегион» - 2 ч.

25/1

Районирование территории России. Принципы выделения регионов.

Пр.р. № 7 «Учебное проектирование разных видов районирования территории России»

1

§  24

26/2

Общая характеристика Европейской части России

1

§ 25

Тема 10  «Центральная Россия»- 3 ч

27/1

Географическое положение и основные черты природы Центральной России

1

§ 26

28/2

Состав и население Центральной России

1

§ 27

29/3

Хозяйство Центральной России

1

§ 28

Тема 11 «Европейский Север» - 3ч.

30/1

Географическое положение и природа Европейского Севера

1

§ 29

31/2

Состав и население Европейского Севера

Пр. р. № 8 « Влияние приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей»

1

§ 30

32/3

Хозяйство Европейского Севера

1

§ 31

Тема 12 «Северо-Западный регион» - 3 ч

33/1

Географическое положение и природа Северо-Западного региона

1

§ 32

34/2

Состав и население Северо-Западного региона

1

§ 33

35/3

Хозяйство Северо-Западного региона

1

§ 34

Тема 13 «Поволжский регион» - 3 ч

36/1

Географическое положение и природа Поволжья

 Пр.р. № 9 «Определение экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и пути их решения»

1

§ 35

37/2

Состав и население Поволжья

Пр.р. № 10 «Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определение их влияния на формирование сложного этнического и религиозного состава»

1

§ 36

38/3

Хозяйство Поволжья

1

§ 37

Тема 14 «Европейский Юг» -3 ч

39/1

Географическое положение и природа Европейского Юга.

1

§ 38

40/2

Состав и население Европейского Юга

1

§ 39

41/3

Хозяйство Европейского Юга

Пр.р.№ 11 «Разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории региона»

1

§ 40

Тема 15 «Уральский регион» -  4 ч

42/1

Географическое положение и природа Уральского региона

1

§ 41

43/1

Состав и население Уральского региона

1

§ 42

44/2

Хозяйство Уральского региона

Пр. р. № 12 «Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации»

1

§ 43

45/3

Обобщающий урок по теме: «Природно-хозяйственные регионы России. Западный макрорегион» Тест № 2.

1

§ 24-43

Тема 16  «Восточный макрорегион. Сибирь» -2ч

46/1

Общая характеристика Азиатской части России

1

§ 44

47/2

Общие черты природы Сибири. Особенности заселения и хозяйственного освоения  Сибири.

Пр.р. № 13 «Изучение проблем коренного населения Сибири на основе дополнительных источников информации и материалов СМИ»

1

§ 45-46

Тема 17 «Западная Сибирь» - 3 ч

48/3

Географическое положение и природа Западной Сибири Западной Сибири

1

§ 47

49/2

Состав и население Западной Сибири

1

§ 48

50/3

Хозяйство Западной Сибири

Пр.р. № 14 «Составление характеристики нефтяной или газовой промышленности региона»

1

§ 49

Тема 18  «Восточно-Сибирский регион» - 3 ч

51/1

Географическое положение и природа Восточной Сибири

1

§  50

52/2

Состав и население Восточной Сибири

1

§  51

53/3

Хозяйство Восточной Сибири. Норильский промышленный район

Пр.р. № 15 «Составление характеристики Норильского ТПК»

1

§ 52-53

Тема 19  «Южно-Сибирский регион»- 1 ч

54/1

Географическое положение и природа Южной Сибири. Состав и население Южной Сибири. Хозяйство Южной Сибири

1

записи

Тема 20 «Дальневосточный регион» - 5 ч

55/1

Географическое положение и природа Дальнего Востока

1

§ 53

56/2

Состав и население Дальнего Востока

1

§ 54

57/3

Хозяйство Дальнего Востока

1

§ 55

58/4

Пр.р. № 16 Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока

1

записи

59/5

Обобщающий урок по теме: «Природно-хозяйственные регионы России. Восточный  макрорегион» Тест № 3.

1

§ 44-55, записи

Раздел 3. «Россия в современном мире»- 1 ч

Тема 21 «Россия в современном мире»- 1 ч

60/1

Место России в мире

Пр.р. № 17 «Определение основных статей экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнеров РФ по картам и статистическим материалам»

1

§ 56

61-66

1-6

Резерв

6

записи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа география ХМАО 11 класс (VIII вида)

рабочая программа по предмету "География ХМАО-Югра" для учащихся  11 класса корреционной школы VIII вида...

Рабочая программа "География" 5-9 классы с учетом требований ФГОС

Рабочая программа по географии составленна с учетом ФГОС УМК "Сферы"...

Рабочие программы география 6 - 9 классы

Рабочие программы по географии:Природоведение 5 класс А.А ПлешаковГеография 6 класс Т.П. ГерасимоваГеография 7 класс В.А. КоринскаяГеография 8 класс В.П. ДроновГеография 9 класс И.И. Баринова...

рабочая программа География Россия 9 класс

рабочая программа География Россия 9 класс к учебнику География.Россия 9 класс "Полярная звезда"...

рабочая программа География мира 10 класс

рабочая программа География мира 10 класс...

Рабочая программа. География Крыма 5 класс.

Рабочая программа. География Крыма 5 класс....

рабочая программа география 5-9 класс ФГОС классическая линия Дрофа

Сквозная программа по географии для 5-9 класса. Составлена в соответствии с ФГОС.  Включает три раздела....