рабочая программа География мира 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Петрова Ирина Викторовна

рабочая программа География мира 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geografiya_10-11_klass_-_kopiya_2.docx107.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

погеографии «География. Современный мир.» 10а  класс

Пояснительная записка

Данная программа является рабочей программой по предмету «География. Современный мир.»для  10а класса общеобразовательной школы базового уровня.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Разработана на основе: Программа для общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы. Авторы - составители: А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, М.: «Просвещение», 2009г

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Цели:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Место предмета в базисном учебном плане

В базисном плане на изучение курса «География. » в 10-11 классе отведено 68 часов из федерального компонента (35 часов - 10 класс, 33 часов - 11 класс).

Класс – 10 а

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 34 ч.

Учебно-тематический план:

№ п/п

Темы курса

Кол-во часов по плану

Кол-во часов по факту

Программные практические

работы

Оценочные практические

работы

1

Введение

1

1

-

-

2

Человек и ресурсы Земли

10

10

3

1

3

Население

5

6

3

1

4

География культуры, религий, цивилизации

4

4

1

-

5

Политическая карта мира

4

5

1

2

6

География мировой экономики

11

9

4

1

7

Деление земного пространства

0

2

-

-

8

Регионы и страны мира

21

27

3

5

9

Глобальные проблемы человечества

4

4

2

1

Всего

60

68

17

11

Резерв

8

-

                                                               Оценочные практические работы

 10 класс    

1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира

2. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

3.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

4.Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.

5.Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

6.Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.

Изменения, внесенные в программу:

  • Тема «Население мира» расширена с 5 часов до 6 часов в связи с большой ролью и значением демографических ситуаций в заданиях ЕГЭ  при решении задач С3.
  • Тема «Политическая карта мира» расширена с 4 часов до 5 часов в вязи с сложной системой деления стран современного мира на группы, многообразием международных организаций. При изучении данной темы необходимо оценить роль и место России в современном мире.
  • Тема «География мировой экономики» сокращена с 11 часов до 9 часов, т.к. основы промышленного и сельскохозяйственного производства, а так же факторы размещения отраслей были изучены учащимися в 9 классе в курсе «Экономическая и социальная география России».

Содержание учебного курса

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.

Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.

Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.

Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.

Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.

Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.

Практикум.1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории. 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору). 3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.

Тема 2. География населения (5 ч)

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.

Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.

Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых.

     Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.

Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.

Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

Практикум.1. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. 2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. 3. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира.

Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций (4 ч)

Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.

География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.

Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.

Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Практикум.1.Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).

Тема 4. Политическая карта мира (4 ч)

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.

Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Практикум.1.Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».

Тема 5. География мировой экономики (11 ч)

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.

Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.

Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.

Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность.  Электроэнергетика.  Топливно-энергетический

баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.

Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Практикум.1. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану. 2. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору). 3. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы». 4. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору).

10-11 класс География. Современный мир.

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Программа для общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы. Авторы - составители: А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, М.: «Просвещение», 2009г.;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.
  • Учебный план ОУ

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда

труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующихцелей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Курс «География. Современный мир» формирует систему географических умений:

-общеучебные (работа с текстом, с нетекстовыми компонентами учебника, тренажером, хрестоматией, тетрадью); S интеллектуальные;

-практические (работа с приборами, атласом, графиками, моделями, диаграммами);

-  оценочные; учащиеся учатся давать оценки: пространственно - временные, эстетические, географические, экологические, нравственные; В результате изучения данного курса у учащихся формируются следующие коммуникативные умения: S опыт творческой деятельности

-  опыт эмоционально-целостного отношения к окружающему миру S опыт работы в группе, умение слушать товарищей, высказывать свое мнение.

На уроках необходимо использовать всевозможные технологии модерации, которые позволяют значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.

Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу курса географии 10-11 класса, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.

Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.

Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.

краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой - внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут, проектно-исследовательская деятельность, проблемное обучение. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового, парного и коллективного способов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), современные технические средства (мультимедийный комплекс, мультимедиа учебники).

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Место предмета в базисном учебном плане

В базисном плане на изучение курса «География. » в 10-11 классе отведено 68 часов из федерального компонента (35 часов - 10 класс, 33 часов - 11 класс).

. Резервное время, при этом, составляет 9 часов и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов (География мирового хозяйства, Регионы и страны мира) или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических  технологий, практических работ.

                                                               Оценочные практические работы

 10 класс    

1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира

2. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

3.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

4.Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.

5.Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

6.Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.

11 класс

7.   Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение возможных путей решения экологических проблем.

8. Составление экономико – географической  характеристики страны Канады.

9. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой     семерки».

10.  Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

11.  Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.

12. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть сущность, причины возникновения, предложить пути решения.

Изменения, внесенные в программу:

  • Тема «Население мира» расширена с 5 часов до 6 часов в связи с большой ролью и значением демографических ситуаций в заданиях ЕГЭ  при решении задач С3.
  • Тема «Политическая карта мира» расширена с 4 часов до 5 часов в вязи с сложной системой деления стран современного мира на группы, многообразием международных организаций. При изучении данной темы необходимо оценить роль и место России в современном мире.
  • Тема «География мировой экономики» сокращена с 11 часов до 9 часов, т.к. основы промышленного и сельскохозяйственного производства, а так же факторы размещения отраслей были изучены учащимися в 9 классе в курсе «Экономическая и социальная география России».
  • в календарно тематическом планировании увеличено количество уроков на изучение темы «Регионы и страны мира» до 28 часов. При изучении этой темы учащиеся 11 класса защищают свои компьютерные презентации «Страны мира» и «Глобальные проблемы человечества». Проект «Страны мира»  разрабатывается учащимися индивидуально (выполнение практической работы №8 «Экономико-географическая характеристика страны по плану»), а «Глобальные проблемы человечества» - по группам (выполнение практической работы №12 «На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть сущность, причины возникновения, предложить пути решения (используя различные источники информации)».

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут, компьютерные презентации. Используются следующие формы организации учебной работы: урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-зачет.  Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Планируемые результаты

В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:

1)        знать /понимать:

-этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;

-важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;

-необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;

-особенности научно-технической революции;

-понятие «природопользование», виды природопользования;

-идеи устойчивого развития общества;

-особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;

-этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;

-занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;

-крупнейшие города и агломерации мира;

-причины и виды миграций;

-культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;

-этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;

-секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;

-понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;

-крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;

-географическую номенклатуру, указанную в учебнике;

2)        уметь:

-анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

-определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;

-определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

-определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;

-определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;

-характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;

-определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;

-составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;

-уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

-выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;

-устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;

-составлять развернутый план доклада, сообщения;

-составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;

-строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;

-составлять и презентовать реферат;

-участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;

-работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);

3) оценивать:

-обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;

-рекреационные ресурсы мира;

-современное геополитическое положение стран и регионов;

-положение России в современном мире;

-влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

-экологические ситуации в отдельных странах и регионах;

-тенденции и пути развития современного мира.

Учебно- тематический план

Предметные результаты должны отображать:

  1. формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мира и адекватной ориентации в нем;
  3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей и в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Учебно-тематический план:

№ п/п

Темы курса

Кол-во часов по плану

Кол-во часов по факту

Программные практические

работы

Оценочные практические

работы

1

Введение

1

1

-

-

2

Человек и ресурсы Земли

10

10

3

1

3

Население

5

6

3

1

4

География культуры, религий, цивилизации

4

4

1

-

5

Политическая карта мира

4

5

1

2

6

География мировой экономики

11

9

4

1

7

Деление земного пространства

0

2

-

-

8

Регионы и страны мира

21

27

3

5

9

Глобальные проблемы человечества

4

4

2

1

Всего

60

68

17

11

Резерв

8

-

Тема 6. Регионы и страны (21 ч)

Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

Англоязычная Америка

Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции

в формировании американской нации.   «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло».

Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.

Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.

Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.

Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.

Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.  Государственный строй,  федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.

Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.

Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.

Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг.

Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.

Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.

Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Китайская Народная Республика .Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.

Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия.

Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона.

Юго-Западная А з и я  и  С е в е р н а я Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия.

Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.

Австралияи  Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.

Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Практикум.1. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека. 2. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору). 3. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору).

Тема 7. Глобальные проблемы человечества (4 ч)

Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.

Практикум.1. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. 2. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Дата  проведения

Тема урока

Количество часов

Формы контроля

Практические

работы

Домашнее

задание

Дата

урока

по

факту

10класс

1.

Введение. Что изучает курс

географии «Современный мир»

1

Знакомство с УМК

Обдумать и выбрать темы проектов на учебный год

Человек и ресурсы Земли (10 часов)

2.

От древности до наших дней

1

Звристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

Выявление изменения характера связей человека с окружающей средой на протяжении истории

§1,

Тренажер с.4 в.1-2

3.

Современное освоение планеты

1

Учебное исследование по картам,составление таблицы по результатам сравнения карт

§2

4.

Природные ресурсы и экономическое развитие

1

Анализ  карт, работа на к/к

Подбор информации о направлениях рационального природопользования природных ресурсов из материалов СМИ, Интернета

§3,

Тренажер с.5 в.4-5,8

5.

Ископаемые ресурсы

1

Анализ  карт,

Заполнение таблицы в тетради, работа на к/к

§4 ,

Тренажер с.7 в.15

Составить картосхему районов мира  крупнейших месторождений ископаемых

6.

Земельные  ресурсы

1

учебное исследование по картам, решение географических задач

§5,

 Составить диаграмму «Структура земельного фонда мира»

7.

Водные ресурсы

1

Анализ карт, заполнение таблицы в тетради, работа на к/к

§6,

Тренажер с.6-7 в.10-13

10

8.

Лесные ресурсы

1

учебное исследование по картам и стат.материалам, решение географических задач

§7,

Тренажер с.5 в.6

10

9.

Ресурсы Мирового океана

1

учебное исследование по картам, решение географических задач

                §8 ,

Тренажер с.5 в.7

10

10.

Другие виды ресурсов

1

учебное исследование по картам, решение географических задач

№1. Оценка ресурсообеспеченности

стран мира

§9 ,

Тренажер с. 5 в.9,14.

11

11.

Природопользование и устойчивое развитие

Урок - зачет по теме

1

Итоговый тест по теме

§10,

Тренажер с.8-9 в.18-27.

11

География населения мира (6 часов)

12.

Рост населения Земли

1

Эвристическая беседа с использованием карт атласа и стат. материала

Определение типов воспроизводства различных стран.

§11,

 Решение задач ЕГЭ С2

13.

Этническая и языковая мозаика

1

Анализ карт и стат. таблиц, работа по заполнению к/к

Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации

§ 12

14.

Возрастно-половой состав и занятость  населения

1

Анализ карт и стат. материалов,

решение задач

Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.

§13 ,

Тренажер с.10-11 в.1-5.

Решение задач ЕГЭ С3

15.

Расселение: жители городов и деревень

1

Анализ карт,

работа на к/к

§14,

Обозначение на к/к крупнейших агломераций и мегалополисов мира

16.

Миграция населения

1

Анализ карт,

решение задач,

работа по заполнению к/к

§15,

Составить картосхему миграций в мире

17.

Урок – зачет по теме

1

Итоговый тестовый контроль по теме,

словарная работа

№2.Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Тренажер с.12-13 в.6-13

География культуры, религий, цивилизаций (4 часа)

18.

География культуры

1

§16,

Тренажер с.14 в.1-2

19.

География религий

1

Анализ карт атласа

Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия

§17,

Подготовить проект «Мировые религии»  Тренажер с.14-16 в.5,6,8

20.

Цивилизации Востока

1

Анализ видеоматериалов

Защита проекта

§18,

Тренажер с.14-15 в.3,7

21.

Цивилизации  Запада

Урок-зачет по теме

1

Итоговый

тест по теме

Защита проекта

§19,

Тренажер с.14-17 в.13-17

Политическая карта мира (5 часов)

22.

Формирование  политической карты  мира

1

Анализ карт атласа

Составить таблицу «Этапы формирования политической карты мира»

§20 ,

Тренажер с.18 в. 1-2

23.

Государство – главный объект политической карты

1

Анализ карт атласа и журнала

«География»,

таблиц для 10 кл.

№3. Составление классификационной таблицы  «Государственный строй и формы правления крупнейших стран мира »

§21,

Тренажер с.19 в. 3-6

24.

Типы государств

1

Анализ карт  и таблиц, работа по заполнению к/к

§22,

Тренажер с.21 в. 10-13

На к/к нанести страны G8,НИС,

ОПЕК, Ключевые, беднейшие

25.

Политическая география и геополитика

1

Анализ материалов СМИ и сайтов Интернета

§23,

Характеристика  особенностейгеополитического положения России по сравнению с СССР

26.

География и политика. Урок – зачет по теме.

1

Тестовый контроль по теме.

Словарная работа терминов.

№4. Характеристика ПГП страны

Тренажер с.20 в.8-9

География мировой экономики (9 часов)

27.

Мировой экономика: состав, Динамика, глобализация.

1

Учебное исследование с использованием и сопоставлением карт атласа

Подготовить сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы»

§24 Тренажер с.22 в.1-2

28.

Научно – техническая революция

1

Составление таблицы по результатам групповой работы.

Решение заданий ЕГЭ.

№5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

§24 Тренажер с.23 в. 3-6

29.

Международное разделение труда

1

Анализ карт.

Учебное исследование по картам

§25 Тренажер с.24 в.7-9

30.

Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика мира

1

Учебное исследование по картам и стат. материалам.

Составление таблицы.

На к/к нанести крупнейшие мировые центры добычи нефти, газа, угля и их основные грузопотоки (см.табл.28 стр.30)

§26 Тренажер с.25 в.10-11

31.

Черная и цветная металлургия мира.

1

Анализ карт. Фронтальный устный опрос.

Составление таблицы.

№6. Характеристика отрасли промышленности

§27 Тренажер с.26. в. 12-13

32.

Машиностроение мира.  Химическая промышленность.

1

Учебное исследование по картам и др. источникам информации. Составление таблицы.

Обозначение на к/к мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности

§27 Тренажер с.26 в.14-15

Решение заданий ЕГЭ С4,С5

33.

Сельское  хозяйство мира

1

Анализ карт атласа.

Составление таблицы. Тест «Промышленность мира»

§28 Тренажер с.27. в.16-18

34.

Транспорт и сфера услуг

1

Анализ карт.

Тест «Сельское хозяйство мира»

§29 Тренажер с.28-29 в.20-24

35.

Мирохозяйственные связи и интеграция

1

Анализ карт атласа.

Итоговый тест.

Проложение на к/к маршрута международного туризма

§30

.

11 класс

1

Как поделить земное пространство.

1

Фронтальный опрос

Нанесите на к/к страны: Средиземноморского региона; Балканского региона; Карибского региона; Латинской Америки

§31,

Тренажер с.36. в.1-3

2

Центры экономической мощи и полюсы бедности

1

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Работа с картами

§32

Задание на к/к

Регионы и страны (28 часов)

Англоязычная Америка

3

Соединенные  Штаты  Америки

1

Анализ карт, фронтальный устный опрос

№7 Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предположение путей решения экологических проблем.

§33,

Тренажер с.36-38 в.1-4 к/к

4

Экономика США

1

Анализ карт атласа,

Тест по теме

Тренажер с.38-39 в.5-7

5

Канада

1

Анализ карт,

Фронтальный устный опрос.

№8. Составление  экономико-географической характеристики Канады

§34,

 Тренажер с.39 в.8-10  к/к

Латинская Америка

6

Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы

1

Анализ карт.

Работа на к/к.

§35,

Тренажер с.43 в. 1-2  к/к

7

Население

1

Работа по группам.

Подготовить проект «Страны Латинской Америки»

8

Экономика

1

Анализ картосхем и таблиц.

Тест по теме.

Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека

§36 ,

Тренажер с.44 в.3-6,

с.48 в.15-21

Западная  Европа

9

Западная  Европа. Географическое положение и состав региона.

1

Работа с картами.

Индивидуальный,фронтальный опрос

№9. Сравнительная характеристика двух стран «Большой семерки»

§37

Тренажер

с.49-51

в.1-5

10

Германия

1

Работа с картами.

Индивидуальный,фронтальный опрос

§38,

Тренажер с.49-50 в.1-5 к/к

11

Великобритания

1

Работа с картами.

Индивидуальный,фронтальный опрос

§39,

Тренажер с.51 в.6-11  к/к

12

Франция

1

Защита проектов.

§40,

Тренажер с.52 в.13-15

13

Италия

1

Итоговый тест по теме.

Работа на к/к.

§41,

Тренажер с.52. в.16-18  к/к

Центрально-Восточная  Европа

14

Центрально-Восточная  Европа. Географическое положение. Состав региона.

1

Анализ карт и таблиц.

§42

Тренажер с.54-55 в.19-21  к/к

15

Постсоветский регион

1

Работа с картами, фронтальный опрос.

§43

Тренажер с.62-63 в.1-5

16

Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.

1

Защита проектов.

Тренажер с.64-65 в.7-11

Зарубежная Азия

17

Зарубежная Азия. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население.

1

Анализ карт. Групповая форма работы.

§44

Подготовить проекты «Страны Азии». Тренажер с.65 в.1

18

Китайская Народная Республика

1

Анализ карт.

Индивидуальный,

фронтальный опрос

§45

Тренажер с.66-67 в.4-6 к/к

19

Япония

1

Защита проектов.

№10 Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

§ 46

Тренажер

с.68 в.9-11

20

Юго-Восточная Азия

1

Анализ карт.

Итоговый тест по теме.

§47

Тренажер с.69 в.12-14

Южная  Азия

21

Южная Азия. Географическое положение. Состав региона.

1

Анализ карт. Индивидуальный,

Фронтальный опрос.

§48

Тренажер с.71 в.19-21 к/к

22

Уровень экономического развития

1

Защита проектов.

Тренажер с.73-74 в.28-36

Юго-Западная Азия и Северная Африка

23

Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы.

1

Анализ карт  и таблиц.

Работа на к/к

§49

Тренажер с.75-76 в.1-5 к/к

24

Население. Особенности развития экономики

1

Защита проекта.

Тропическая Африка и ЮАР

25

Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

1

Анализ статистических материалов и карт.

Работа на к/к.

§50

Подготовка проектов «Страны Африки»

26

Население и хозяйство

1

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Тренажер с.77 в.7-8

27

ЮАР

1

Защита проекта.

Тренажер с.78 в.9-11

Австралия и Океания

28

Австралия и Океания. Географическое положение, ресурсы и население Австралии

1

Работа на к/к.

Анализ карт атласа и текста учебника.

№11 Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.

Тренажер с.78-79

в.12-15

к/к

29

Особенности развития экономики

1

Тест по теме.

§51

30

Океания

1

Защита проекта.

§51

Глобальные проблемы человечества (4 часа)

31

Глобальные проблемы человечества

1

Работа с картами, материалами СМИ,

групповыми

компьютерными презентациями

На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.

§52

Тренажер

С.87 в.9-13.

32

Отсталость, голод, болезни

1

Защита проектов.

№12. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения.

§53

33

Энергетическая и сырьевая проблема

1

Защита проектов.

Составить таблицу «Глобальные проблемы человечества»

§ 54

34

Экологическая проблема

Урок-зачет по теме.

1.

Итоговый тест по теме.

§55

Критерии оценки учащихся

1) знать/понимать:
этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
особенности научно-технической революции;
понятие «природопользование», виды природопользования;
идеи устойчивого развития общества;
особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;
этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;
крупнейшие города и агломерации мира;
причины и виды миграций;
культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;
секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху ПТР;                                                                                                                                             особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
2) уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;                                                            определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;
определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;                                                                                                          устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
составлять развернутый план доклада, сообщения;
составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
составлять и презентовать реферат;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включая дискуссию;
работать с различными видами текста, содержащими графическую информацию (художественный, научнопопулярный, учебный, газетный);
З)
оценивать:
обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
рекреационные ресурсы мира;
современное геополитическое положение стран и регионов;
положение России в современном мире;
влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
тенденции и пути развития современного мира.

Учебно- методическое обеспечение.

Программа для общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы. Авторы - составители: А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, М.: «Просвещение», 2009г

Учебник: Гладкий Ю.Н.География. Современный мир. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина. - М.: Просвещение, 2011г.

Атлас: география (10 класс), комплект контурных карт (10 класс).

Рабочая тетрадь: Гладкий Ю.Н. География. Мой тренажер. 10-11 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина. М.: Просвещение, 2012г.

Верещагина Н.О. География. Поурочные разработки. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Н.О.Верещагина, В.Д.Сухоруков. - М.: Просвещение, 2009г.

Дополнительная методическая литература        -

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М.: Просвещение, 2007 г.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М.: Дрофа, 2004 г.

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М.: Просвещение, 2004 г.

В.П.Максаковский. Рабочая тетрадь по географии, 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М.: Просвещение, 2007г.

Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2005г.

Наглядные пособия        Карты (топографические, физические, политические), карты атласа (10 класс), таблицы, схемы, коллекции раздаточных материалов.

Оборудование и приборы        Мультимедийный комплекс, глобусы, компасы.

 Электронные пособия

  •  Интерактивные плакаты «Экономическая география  регионов мира».
  • Уроки географии Кирилла и Мефодия.
  • Географический справочник «Страны мира».
  • Политические карты мира.
  • География. Готовимся к ЕГЭ.
  • Репетитор по географии Кирилла и Мефодия.
  • Экономическая и социальная география мира.

Интернет ресурсы

Статистическая база данных ФАО

http://faostat.fao.org/default.aspx?lang=ru

Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (английский язык). Аналитическая и статистическая информации по проблеме здоровья и долголетия населения

http://www.who.org

Статистика по горнодобывающей промышленности

http://minerals.usgs.gov/minerals/pubs/mcs

Статистика по энергетике на официальном сайте Международного энергетического агентства

http://www.iea.org/Textbase/stats/index.asp

Официальный сайт ЮНЕП – Программы ООН по окружающей среде (английский язык). Аналитическая и статистическая информация по экологической проблеме

http://www.grid.unep.ch/data/index.php

Официальный сайт Мирового института ресурсов. База данных по вопросам населения планеты, биоразнообразия, загрязнению окружающей среды и использованию ресурсов

http://www.wri.org

Официальный сайт Секретариата Рамочной конференции ООН по изменению климата. Аналитическая и статистическая информация по проблеме изменения климата

http://www.unfccc.de

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;  использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, еслиученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответсамостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3"ставится, еслиученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1"ставится, еслиученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностьюнеусвоилматериал.
  3. Ответ отсутствует

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение

оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2"ставится, еслиученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1"ставится, еслиученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий

.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10- мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 20-30 мин.
  • Оценка «5» - 20 правильных ответов, «4» - 19-15, «3» - 10-14, «2» - менее 10 правильных ответов

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний или ответ отсутствует.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки в географических названиях на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                    

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 10класс Рудзитис Г.Е.

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины,календарно-тематическое планирование, требования к знаниям и умениям...

рабочая программа по алгебре 10класс по учебнику С.М. Никольского 3ч/н

Данная рабочая программа предназначена для учителей работающих в 10 классе по учебнику С.М. Никольского по трехчасовой программе, базовый уровень....

Рабочая программа курса ОБЖ 10класс

Общая характеристика учебного предмета.Предмет основы безопасности жизнедеятельности обеспечивает формирование у обучаемых  правила поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвыча...

Рабочая программа по ОБЖ 10класс

В рабочей программе отражается учебный материал по основам безопасности жизнедеятельности....

Рабочая программа по математике 10класс (базовый уровень)

Рабочая программа по математике 10 класс (базовый уровень) составлена на основе учебника алгебра 10 класс С.М. Никольский и геометрия10-11 Л.С. Атанасян...

Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников потому, что отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школ...

Календарно тематическое планирование к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень.

календарно тематическое планирование по химии 10 класс профильный уровень...