Рабочая программа курса по выбору "Практическая география" 5-6 класс
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа ориентирована на развитие практических умений работать с картой и планом местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_prakticheskaya_geografiya_5-7_klass.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа
курса по выбору
«Практическая география»
для 5 и 6 классов
Составитель: Клочкова Е.Ю.
г. Мегион
2019 год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы курса по выбору 6 классов А.М. Куприна «Практическая география» которая была опубликована в научно-методическом журнале «География в школе». ООО Издательство: «Школа - Пресс», Москва № 8, 2014г.
Цель данного курса: содействовать формированию практических умений при работе с географической картой, планом местности, диаграммами, графиками и развитию картографической грамотности, познавательного интереса у учащихся к предметной области география.
Основные задачи:
- Развитие элементарных практических умений при работе с приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
- Развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- Выработка понимания общественной потребности в географических (картографических) знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
В последние годы при выборе предмета для итоговой аттестации учащиеся массово выбирают такой предмет как, география. В этом учебном году география была на первом месте в выборе экзаменов. Актуальность данного курса в том, что на занятиях мы продолжим совершенствовать картографические умения, которые необходимы для успешного усвоения школьной программы по географии, сдачи экзамена и развития познавательного интереса к предмету. На занятиях ребята будут совершенствовать, такие умения как определение расстояний по карте, ориентирование по компасу и другим косвенным признакам, определение азимута, нахождение заданного объекта по географическим координатам, научаться чертить профиль местности и понимать условные знаки топографических карт. Данный курс является практико-ориентированным.
Срок реализации рабочей программы 2019-2020 учебный год.
Учебно-методический комплекс
Для реализации программного содержания используется УМК:
1.И.И.Баринова и др. Внеурочная работа по географии. М., «Просвещение»
2.А.М.Куприн. Занимательная картография. М., «Просвещение»
3.Н.В. Андреев «Топография и картография». М., «Просвещение»
4.Атласы и контурные карты 5-8 классы, Дрофа
Рабочая программа курса составлена на 15 часов, 9 из которых это практические занятия с различными тематическими картами.
Основной вид деятельности направленный на развитие ключевых компетентностей: это практико-ориентированная деятельность.
Форма отчетности предполагает вариативный выбор: творческая работа, индивидуальный или групповой проект, зачеты в конце каждого раздела.
Планируемые результаты обучения
Предметные
Объяснять, для чего изучают географию (в том числе картографию);
Объяснять значение основных картографических терминов и понятий;
Работать с компасом и другими топографическими приборами;
Ориентироваться на местности при помощи компаса, плана местности, карты;
Называть масштабы планов местности, глобуса, карт; уметь переводить один вид масштаба в другой;
Читать план местности и карту;
Определять измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
Производить простейшую съемку местности;
Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
Определять географические координаты;
Называть (показывать) элементы градусной сети, объяснять их особенности.
Метапредметные
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Работать в соответствии с поставленной учебной задачей, планом;
Выделять главное, существенные признаки понятий;
Участвовать в совместной деятельности;
Высказывать суждения, подтверждая их фактами;
Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете;
Работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
Оценивать работу одноклассников.
Личностные
Ответственным отношением к учебе;
Опытом участия в социально значимом труде;
Осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов Всего теория практика | ||
1 | План местности | 6 | 1 | 5 |
2 | Географическая карта | 9 | 1 | 8 |
3 | Географическая информация в диаграммах, графиках, синоптических картах | 7 | 1 | 6 |
4 | Разбор олимпиадных заданий. | 5 | 1 | 4 |
5 | Создание группового проекта | 8 | 3 | 5 |
Итого: | 35 | 7 | 28 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Виды учебной деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
План местности | ||||
1. | Презентация курса на уроках географии. Составление списка учащихся. | Анализ географической информации представленной в виде условных знаков; Формирование практических навыков работы с планом местности; Определение азимута, расстояний, направлений; Составление планов местности и заданий к нему; Презентация продукта собственной деятельности; | 2.09 | |
2. | Чтение плана местности. Условные знаки. | 9.09 | ||
3. | Изогипсы. Понимание профиля местности. | 16.09 | ||
4. | Азимут. Применение азимута на практике. | 23.09 | ||
5. | Стороны горизонта. Определение расстояний объектов относительно друг друга. | 30.09 | ||
6. | Составление простейших планов местности и задание к нему. | 7.10 | ||
Географическая карта. | ||||
7. | Параллели меридианы. | Находить определенные меридианы и параллели на карте; Определять географические координаты; Составлять задачи на определение географических координат; Называть масштабы планов местности, глобуса, карт; уметь переводить один вид масштаба в другой; Анализировать и понимать изображения рельефа на карте; Определять измерять направления, расстояния на карте и на местности; Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; | 14.10 | |
8. | Географическая широта | 21.10 | ||
9. | Географическая долгота | 28.10 | ||
10. | Определение географических координат. | 11.11 | ||
11. | Определение географических объектов по географическим координатам. | 18.11 | ||
12. | Составление задач на тему «Географические координаты» | 25.11 | ||
13. | Масштаб и его виды. Перевод численного масштаба в именованный и наоборот. | 2.12 | ||
14. | Определение расстояний и направлений по географической карте. | 9.12 | ||
15. | Зачет по теме «Географическая карта» | 16.12 | ||
Анализ географических диаграмм, графиков, синоптических карт. | ||||
16. | Часовые пояса. Практическая работа « Решение задач на определение времени». | Решение задач на время; Определение типа климата по климатическим диаграммам; Построение климатических диаграмм по заданным показателям; Вычисление средней температуры воздуха; Анализ синоптических карт; Определять погодные изменения по синоптическим картам, понимать условные обозначения синоптических карт. Применение знаний для решения нестандартных задач по географии; | 23.12 | |
17. | Климатические пояса. Чтение и анализ климатических диаграмм. | 13.01 | ||
18. | Построение климатических диаграмм. Определение типа климата по диаграммам. | 20.01 | ||
19. | Вычисление средней температуры воздуха за сутки, месяц, год. Анализ графиков температур. | 27.01 | ||
20. | Синоптические карты. Определение погоды по синоптическим картам. | 3.02 | ||
21. | Составление заданий по синоптическим картам, климатическим диаграммам, графикам. | 10.02 | ||
22. | Игра «Мы работаем на метеостанции» | 17.02 | ||
Разбор олимпиадных заданий различного уровня сложности. | ||||
23. | Разбор олимпиадных заданий | Применять полученные знания для решения олимпиадных заданий; Работа в малых группах; | 24.02 | 25.02 |
24. | Разбор олимпиадных заданий | 2.03 | ||
25. | Разбор олимпиадных заданий | 9.03 | ||
26. | Разбор олимпиадных заданий | 16.03 | ||
27. | Разбор олимпиадных заданий | 30.03 | 6.04 | |
Создание группового проекта. | ||||
28. | Выбор темы проекта. Определение его актуальности. | распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности; -ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги; -оценивать собственные силы и время, правильно распределять их; -добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму; -планировать свою работу; -оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; -выявлять и анализировать допущенные ошибки. | 6.04 | 13.04 |
29. | Распределение ролей между участниками проекта. | 13.04 | 20.04 | |
30. | Формулирование научного аппарата проекта: определение цели, гипотезы, задач, подбор методов исследования. | 20.04 | 27.04 | |
31. | Индивидуальные консультации по проекту | 27.04 | 4.05 | |
32. | Индивидуальные консультации по проекту. | 4.05 | 11.05 | |
33. | Оформление работы согласно требованиям. | 11.05 | 18.05 | |
34. | Презентация проекта. | 18.05 | 25.05 | |
35. | Рефлексия. | 25.05 |
Форма отчетности с планируемыми результатами
и критериями оценивания
Форма отчетности | Планируемые результаты | Технология проведения | Критерии (нормы) оценивания |
Групповой проект, зачеты по темам | Отследить уровень достигнутых результатов | Выступление на заключительном занятии и презентация своей работы. | Уровень достигнутого результата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса литературы в 5 классе
Рабочая программа курса литературы в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина...
пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе
Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....
рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина
Рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина...
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)
Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...
Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)
Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...