Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Африки
учебно-методический материал по географии (7 класс)

Брёха Александра Александровна

Цель урока

Изучить рельеф Африки как один из компонентов природного комплекса материка

Задачи урока

Обучающие

     Развивающие

Воспитательные

сформировать представление о размещении наиболее крупных форм рельефа материка, научиться устанавливать причинно-следственные связи между геологической историей развития материка, современным релье фом  и размещением полезных ископаемых; называть и показывать на географической

карте наиболее крупные формы рельефа и тектонические структуры

сформировать представление о размещении наиболее крупных форм рельефа материка, научиться устанавливать причинно-следственные связи между геологической историей разви тия материка, современным рельефом и разме щением полезных ископаемых; называть и пока зывать на географической карте наиболее крупные формы рельефа и тектонические структуры

воспитывать экологическую культуру посредством осознания целост ности окружающей среды, единства географического пространства; осознание взаимосвязи геологических, биологических, исторических процессов, происходящих на Земле

Планируемые результаты:

Личностные:

- Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

 

Метапредметные:

- Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительными источниками.

Предметные:

- Обучающиеся должны усвоить основные понятия урока: платформа, разлом, складчатость.

- Знать и показывать географические объекты: горы: Атлас, Капские, Драконовы; вулканы: Килиманджаро. Кения; нагорья: Эфиопское, Ахаггар, Тибести; плоскогорья: Восточно-Африканское; разлом: Великий Африканский.

- Объяснять закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 7 классе

Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые Африки.

Предмет

География

Класс

7

Учитель

Бреха А.А

Тема

Рельеф и полезные ископаемые Африки

Тип урока

урок открытия новых знаний с элементами практической деятельности

Дата проведения урока

06.12.2021 г

Материально-техническое оснащение

Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География. Материки и океаны. Ч. 1. Планета, на которой мы живем. Африка. Австралия : учебник 7 кл. 5-е изд. М. : Русское слово, 2014. 231 с.; настенная физическая карта: Африка; География. 7 кл. : атлас. М. : Дрофа, 2016. 56 с.; компьютер, документ-камера, интерактивная доска, проектор

Цель урока

Изучить рельеф Африки как один из компонентов природного комплекса материка

Задачи урока

Образовательные

     Развивающие

Воспитательные

сформировать представление о размещении наиболее крупных форм рельефа материка, научиться устанавливать причинно-следственные связи между геологической историей развития материка, современным релье фом  и размещением полезных ископаемых; называть и показывать на географической

карте наиболее крупные формы рельефа и тектонические структуры

сформировать представление о размещении наиболее крупных форм рельефа материка, научиться устанавливать причинно-следственные связи между геологической историей разви тия материка, современным рельефом и разме щением полезных ископаемых; называть и пока зывать на географической карте наиболее крупные формы рельефа и тектонические структуры

воспитывать экологическую культуру посредством осознания целост ности окружающей среды, единства географического пространства; осознание взаимосвязи геологических, биологических, исторических процессов, происходящих на Земле

Планируемые результаты:

Личностные:

- Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:

- Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительными источниками.

Предметные:

- Обучающиеся должны усвоить основные понятия урока: платформа, разлом, складчатость.

- Знать и показывать географические объекты: горы: Атлас, Капские, Драконовы; вулканы: Килиманджаро. Кения; нагорья: Эфиопское, Ахаггар, Тибести; плоскогорья: Восточно-Африканское; разлом: Великий Африканский.

- Объяснять закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

                                                           

                                                            Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие, определение отсутствующих и степени готовности обучающихся и кабинета к уроку

Приветствуют учителя Контролируют готовность к уроку

Настраиваются на работу

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

и сверстниками

Проверка опорных знаний- 3 мин

—Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?

 Определите, о каком путешественнике идет речь в тексте? Текст на слайде (учитель зачитывает текст).

«Путешественник-пионер. Он первым пересек Южную Африку с запада на восток. Не имея специальной географической подготовки, умел определять географические координаты местности, собирал и определял растения, горные породы. Открыв на р. Замбези знаменитый водопад, называемый туземцами «Шумящий дым», он назвал его водопадом Виктории в честь английской королевы. Он жил одной жизнью с племенами, делил с ними все их радости и горести. Гуманист, человек благородный по своим убеждениям, он все тридцать лет жизни в Африке вел борьбу с работорговлей».

— Кто из путешественников и мореплавателей принимал участие в открытии и исследовании материка Африка? Назовите их имена (по времени исследования).

— Как вы думаете, менялись ли цели исследования на разных исторических этапах (от средних веков до нашего времени)?

Предложить обучающимся разноуровневые карточки-

задания по теме «Географическое положение материка Африка»

  • Африка. Географическое положение. История исследования материка».

  • Путешественник: Давид Ливингстон

(1813—1873)

Васко да Гама, Мунго Парк, Генрих Барт, Давид Ливингстон, Василий Юнкер.

  • Открытие новых земель и поиск пути в Индию; колонизация земель, сбыт товаров, требовались земли, чтобы добывать дешевое промышленное сырье;
  • целенаправленный сбор сведений о природе материка.

Выполнение заданий в микрогруппах  на

раздаточном материале

Познавательные (общеучебные, логические): свободное восприятие и извлечение необходимой информации из прослушанного текста по

соотнесению его с графической информацией.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; умение слушать, по- строение речевого высказывания в устной форме, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами, владение монологической фор- мой речи, принятие учебной задачи.

Регулятивные: целеполагание; планирование

Актуализация опорных знаний и умений

—        Дайте определение понятия «рельеф». Приведите примеры известных вам форм рельефа.

Задание. Опираясь на определение понятия «рельеф», обозначенную вами тему урока, сформулируйте цель (глагол + предмет исследования), ответив на вопросы:

—Какой объект вам предстоит исследовать?

—Какие характеристики этого объекта вам необходимо исследовать?

Работаем с первым предложением сформулированной вами цели. Анализ физической карты Африки.

—Как на карте показаны абсолютные высоты? В курсе физической географии 6 класса вы изучали классификацию форм рельефа по высоте. Обратимся к анализу таблицы «Классификация форм рельефа по высоте» (устно)

Форма рельефа

Абс. высота, м

Равнины

Низменности

0—200

Возвышенности

200—500

Плоскогорья

более 500

Горы

Низкие

до 1000

Средние

1000—2000

Высокие

2000—5000

Высочайшие

более 5000

  • Рельеф — это совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту.
  • Перечисляют формы рельефа: низменности, равнины, плоскогорья, горы…

  • Исследовать физическую карту Африки; установить взаимосвязь между географическим объектом и способом его изображения на физической карте и карте

«Строение земной коры».

  • Примерами крупных форм рельефа являются горы и равнины. Низменности показаны зеленым цветом, плоскогорья коричневым

Личностные: осознание своих воз можностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Познавательные: логические — анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: осознание целостности природы Земли, необходимости изучения рельефа.

Регулятивные: умение регулировать свои действия, целеполагание, внесение необходимых коррективов в способ действий.

Познавательные: интеллектуальные действия.

Коммуникативные: действия диалогической речи, умение участвовать в коллективном обсуждении, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности

Первичная  проверка понимания  изученного

Учитель побуждает учащихся к теоретическому и практическому действию.

— На основе анализа карты установите размещение наиболее крупных форм рельефа. Запишите их названия в таблицу. Определите преобладающую форму рельефа.

Часть Африки

Примеры форм рельефа

Высочайшая вершина (абсолютная

высота)

Элементы земной коры (возраст)

Северная и Западная Африка

Горы Атлас

Тубкаль (4165)

Нагорье Ахаггар

Тахат (2918)

Котловина Чад

200

Восточная и Южная Африка

Восточно- Африканское плоскогорье

влк. Килиманджаро

(5895)

г. Кения (5199)

Горы Рувензори

Пик Маргерита (5109)

Драконовы горы

3181

Котловина

Калахари

500

— В какой части материка размещены высочайшие вершины?

Задание: сформулируйте вывод, обратившись предварительно к цели исследования

— Как можно объяснить подобное размещение крупных форм рельефа? Откройте карту «Строение земной коры».

Какие действия вам необходимо выполнить, чтобы ответить на данный вопрос?

Задание: Сформулируйте цель вашего дальнейшего исследования, ответив на вопросы:

  • Какие объекты подлежат сравнению?

Что необходимо установить в результате сравнения?

— Из анализа карты «Строение земной коры» установите: как называется плита и платформа, на которой расположен материк?

Задание: из анализа карты установите элементы земной коры и их относительный возраст у выделенных вами форм рельефа. Запишите в таблицу результаты исследования (учитель обращает внимание на условный знак)

Часть Африки

Примерыформ рельфа

Высочайшая вершина

(абсолютная высота)

Элементы земной коры (возраст)

Северная и Западная Африка

Горы Атлас

Тубкаль (4165)

Область новой

складчатости

Нагорье Ахаггар

Тахат (2918)

Платформа

Котловина Чад

200

Платформа

Восточная и Южная Африка

Восточно- Африканское плоскогорье

влк. Килиманджаро

(5895)

г. Кения (5199)

Платформа

Горы Рувензори

Пик Маргерита

(5109)

Область

древнейшей складчатости

Драконовы горы

3181

Область

древнейшей складчатости

Котловина

Калахари

500

Платформа

Задание: опираясь на цель исследования, сформулируйте  вывод

Проблемный вопрос: какое несоответствие вам удалось выявить из анализа карты?

Для объяснения выявленного противоречия обучающимся  предлагается просмотреть фрагмент фильма «Геологическое путешествие. Большой Африканский разлом», National Geographic.

Вопросы к фильму:

  1. Какие процессы принимают участие в формировании рельефа?
  2. Какие формы рельефа формируются в пределах Африканского разлома?
  3. По каким признакам ученые судят об изменениях, происходящих на планете?
  4. Какие сведения о Земле можно получить, изучая геоло гическое строение территории?

— Прочитайте текст на с. 163 учебника, проанализируйте тематические карты атласа «Строение земной коры»,

с. 4—5 и «Африка. Физическая карта». Из анализа карт и текста учебника установите, в каких частях земной коры встречаются полезные ископаемые магматического происхождения. Приведите примеры

— Из анализа карт атласа и текста учебника установите, в каких частях земной коры встречаются полезные ископаемые осадочного происхождения.  Приведите примеры

  • Заполняют вторую и третью колонки таблицы. Показывают на карте результаты исследования путем нанесения на контурную карту Африки объектов рельефа материка посредством бумажных шаблонов.

  Высочайшие вершины расположены на востоке материка.

 Вывод: в рельефе материка преобладают возвышенные равнины и плоскогорья

Размещение крупных форм рельефа на материке объясняется строением земной коры. Необходимо провести анализ карты

«Строение земной коры» и физической карты Африки

— Необходимо сравнить формы рельефа  и участки земной коры

Цель: Установить взаимосвязь между размещением крупных форм рельефа

и строением земной коры на территории Африки. Работа с картами атласа 7 класса

Материк расположен на Африкано- Аравийской платформе, которая является частью Африканской литосферной плиты.

Заполняют последнюю

колонку таблицы «Элементы земной коры» (работа в микрогруппах)

Зачитывают результаты вслух. Показывают на карте географические  объекты

Вывод: молодые горы Атлас расположены на границе литосферных плит, Капские и Драконовы горы — в областях древнейшей складчатости, крупнейшие равнины — в пределах платформ

Проблема: высочайшие вершины материка расположены в пределах платформы, а не на границе литосферной плиты

Ответы к фильму:

  1. Внутренние и внешние.
  2. Горсты, грабены, залитые лавой плато, много действующих и потухших вулканов, которые являются высочайшими вершинами материка.
  3. По химическому составу горных пород, последовательности залегания горных пород, биологическим останкам, законсервированным в горных породах.
  4. Как шла эволюция, рождались и погибали древние цивилизации

— В складчатых областях, на плоскогорьях, в выступах кристаллического фундамента древней платформы. Например, золото, платина, железная руда встреча ются на плоскогорьях Южной Африки

— В осадочном чехле древней плат- формы, в краевых прогибах. Например, нефть встречается на побережье Гвинейского залива и равнинах Северной Африки

Личностные: действия смыслообразования.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставлен- ной задачей, проводить картографическое исследование, выделять необходимую информацию из источника. Познавательные: уметь оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы

Личностные: выбор объектов сравнения, методов информационного поиска.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что предстоит усвоить,

сравнение результатов исследования.

Познавательные: проведение картографического исследования для установления причинно-следственных связей, общих законов и противоречий.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении цели, умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полно- той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, сотрудничество в поиске и сборе ин-

формации, обмен и оценка продукта обсуждения

Личностные: нравственно-этического оценивания.

Регулятивные: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: выделение необходимой информации из видеофрагмента, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли

Личностные: личностно ориентиро ванная деятельность.

Регулятивные действия целеполагания, обучение алгоритму деятельности.

Познавательные: логико-структурный анализ (деление текста на смысловые блоки, выделение главной

мысли, формулирование прогностических суждений на основе текста), поиск объяснений (выделение в тексте причин и следствий, практическая деятельность на основе вне текстового компонента).

Коммуникативные: общение

в учебных ситуациях, организация речевой деятельности

Практикум

Учитель инструктирует по выполнению задания на контурной карте

  • Выполняют практическую работу: наносят на контурную карту объекты рельефа, обмениваются информацией (начинают выполнять работу в классе, доделывают дома)

Личностные: самооценивания. Регулятивные: последовательность действия.

Познавательные: знаково-символические.

Коммуникативные: обеспечивающие личностную и познавательную рефлексию

Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

Учитель:

  • организует обсуждение результатов;
  • предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы;
  • консультирует, советует, помогает;

обучает способам контроля и самооценки деятельности, умению самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

  • Предъявляют результаты своей работы, осуществляют контроль (применяя формы самоконтроля и взаимоконтроля). Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и одноклассников по исправлению допущенных
  • ошибок. Выстраивают причинно-следственные связи

Познавательные: извлекать необходимую информацию, структурировать знания.

Информация о домашнем задании,

инструктаж по его выполнению

— Параграф 21 (устно). Завершить работу в к/к, отметьте крупные формы рельефа. Индивидуально (по желанию) выполните задание № 3 на с. 164

Придумать кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Африки», используя названия крупных форм рельефа Африки и полезных ископаемых, добываемых на материке

  • Анализируют текст параграфа 21, устно отвечают на вопросы на с. 164, завершают работу в к/к (если не успели в классе)

Личностные: самоопределения. Регулятивные: волевой саморегуляции.

Познавательные: постановки и решения проблем.

Коммуникативные: обеспечивающие личностную и познавательную рефлексию

Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Из каких источников можно получить знания о рельефе?
  • Какие сведения можно почерпнуть, работая с картами «Строения земной коры»  и «Физической картой Африки»?
  • Каковы закономерности размещения крупных форм рельефа?
  • Под влиянием каких факторов происходит образование и развитие  рельефа?

Анализируют свою деятельность

и осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель

  • и результаты, степень их соответствия

Личностные: осознавать успешность своей деятельности. Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности

с целью и оценить его. Познавательные: действия логические (интеллектуальные).

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Список использованной литературы

  1. Беловолова Е. А. География. 5—9 классы. Формирование универсальных учебных действий : метод. пособие. М. : Вентана-Граф, 2014. 231 с.
  2. Географический фильм «Геологическое путешествие. Большой Африканский разлом», National Geographic [Электронный ресурс]. URL:http://filmix.net/

dokumentalenye/18407-national-geographic.

  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (утв. решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 г., протокол № 1/15) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru.
  2. Современный урок географии: проблемы и перспективы развития : материалы межрегион. науч.-практ. конф. (г. Москва, 20 нояб. 2015 г.) / науч. ред. Е. А. Таможняя, Е. А. Беловолова. М. : Экон-Информ, 2015. 307 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Феде- рации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: http://www.минобрнауки

                                                                                                              Директор  МБОУ ООШ ст. Черноярская _________________________  Кибирова Л.Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", 8 класс с презентацией...

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Урок в 8 классе.

Урок « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»  по курсу географии 8 класса. Учебник: география России. Природа, население, хозяйство. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я...

Тест "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".

Разноуровневый тест по географии в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"....

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области (интегрированный урок по географии и биологии в 8 классе)...

Итоговый тест: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".

Итоговый тест:"Геологическое строение,рельеф и полезные ископаемые России"...

Тест по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"

Тест по географии для учащихся 8 класса "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"...