Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области
(интегрированный урок по географии и биологии в 8 классе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_geografiya_biologiya_-_kopiya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №5"
г. Губкина Белгородской области
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области
(интегрированный урок по географии и биологии в 8 классе)
Бобровская Марина Эдуардовна,
учитель географии
Горшкова Елена Витальевна,
учитель биологии
Интегрированный урок по географии и биологии
"Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области" в 8 классе
Подготовительный этап урока
1. Подготовить выставку книг и печатных изданий о геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых Белгородской области, подобрать эпиграф к уроку, используя стихи местных авторов.
2. Подготовить материал по теме урока из учебного электронного издания "География России. 8 класс", "Добро пожаловать на Белгородчину".
3. Подготовить раздаточный материал для творческих групп учащихся: образцы коллекций горных пород и минералов, гербарии, карточки - задания для групповой работы, индивидуальные тестовые задания.
4. Разделить класс на группы: "Геологи", "Краеведы", "Экологи", "Горняки", "Специалисты по охране труда". Дать опережающие задания учащимся.
5. Подготовить презентацию "Туристический поход к меловым пещерам".
План урока
1. Организационный момент.
2. Выступление творческой группы "Геологи" (обобщение знаний по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"; работа с картосхемами "Строение литосферы", "Классификация горных пород"; работа с образцами коллекции горных пород и минералов; работа с картой Белгородской области).
3. Выступление творческой группы "Краеведы" (презентация
" Туристический поход к меловым пещерам"); выявление цели исследования; проведение полевых работ; формулировка доказательства об изменении рельефа нашего края).
4. Выступление творческой группы "Экологи" (сообщение учащихся о влиянии человека на биосферу, литосферу; демонстрирование муляжей "Рост оврагов" и рассказ об образовании оврагов и мерах, предупреждающих их образование и рост).
5. Выступление творческой группы "Горняки" (костюмированное представление профессий горнорудных предприятий нашего края; знакомство с основными технологическими этапами добычи, обогащения железной руды и производства стали; демонстрация образцов железорудной продукции горно-обогатительных комбинатов и ОЭМК).
6. Работа творческих групп по заполнению карточек - заданий.
7. Выступление творческой группы "Специалисты по охране труда" (сообщения учащихся о профессиональных заболеваниях рабочих горнорудных предприятий).
8. Обобщение и закрепление знаний по материалу урока (выполнение индивидуальных тестовых заданий).
9. Подведение итогов урока (организация игровой ситуации; проверка тестовых заданий; выявление уровня усвоения материала по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"; выставление оценок).
10. Домашнее задание.
Конспект урока
Организационный момент
- объявление темы урока: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области";
- постановка целей и задач:
1. Обобщить и углубить знания учащихся по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", конкретизируя материал на примере Белгородской области.
2. Интегрировать знания по географии и биологии о природе Белгородской области.
3. Расширить и конкретизировать экологические знания учащихся, формировать у них убежденность в необходимости охраны окружающей среды.
4. Расширять межпредметные связи на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений с целью формирования у учащихся целостного восприятия картины мира.
5. Используя нетрадиционные формы проведения интегрированных уроков, исследовательские методы обучения, развивать познавательный интерес и мышление учащихся.
6. Развивать коммуникативные навыки при работе учащихся в группах.
7. Создавать условия для развития географической культуры и эстетического восприятия природных объектов через произведения литературы и искусства.
- обзор литературы о геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых России и Белгородской области; представление лучших творческих работ учащихся, исследовательских работ членов НОУ "Эврика" по теме урока.
- организация работы учащихся в творческих группах;
- инструктаж по заполнению карточек - заданий.
- оценка результативности работы творческих групп.
Ход урока
- на экран проецируются виды Белогорья.
- ученик читает стихотворение местного автора Владимира Молчанова:
Белогорье... Поле отчее.
По-над лугом белый дым.
Трав густых сиянье сочное
По откосам меловым.
Змейка вьющегося вереска
Розовеет над горой,
И совсем не видно берега
За травой береговой.
Звезд полночных многоточие,
Туч движение гурьбой.
Белогорье ... Поле отчее -
Чьо зову своей судьбой!..
- выступление творческих групп с опережающими заданиями.
1) Творческая группа "Геологи": с сообщениями выступают 6 человек.
№ п\п | Темы сообщений | Средства обучения | Примечания |
1. | Геологическое строение территории России | Картосхема "Строение земной коры"; мультимедийный учебник | Строние земной коры: "Тектоническая карта России", "геологический профиль через Восточно-европейкую платформу" |
2. | Геологическое строение территории Белгородской области | Учебные пособия "География Белгородской области" | |
3. | Рельеф России | мультимедийный учебник | Рельеф: "Физическая карта", "Восточно-европейская равнина" |
4. | Рельеф Белгородской области | Учебные пособия "География Белгородской области"; физическая карта Белгородской области | |
5. | Минеральные ресурсы и полезные ископаемые Белгородской области | Картосхема "Классификация горных пород"; диск "Добро пожаловать на Белгородчину" | Паспорт: "Минерально-сырьевая база" |
6. | Свойства горных пород и минералов | Коллекция горных пород и минералов с раздаточным материалом для творческих групп |
2) Творческая группа "Краеведы": представляют презентацию о туристическом походе 2 человека, с сообщениями выступают 4 человека.
№ п\п | Темы сообщений | Средства обучения | Примечания |
1. | Причины разнообразия рельефа | мультимедийный учебник | Внутренние силы, изменяющие рельеф: "Карта неотектонических движений", анимация "Вертикальные движения и крупные формы рельефа". Внешние силы, изменяющие рельеф: "Древнее оледенение", "Деятельность моря" , анимация "Образование осадочных пород", "Эрозионный рельеф" |
2. | Исследование вопросов, подтверждающих влияние внешних сил на рельеф Белгородской области: древнее оледенение | Образцы валунного суглинка; раздаточный материал: образцы гербария сфагнума | |
3. | Исследование вопросов, подтверждающих влияние внешних сил на рельеф Белгородской области: древнее море | Коллекция окаменелостей; осадочных горных пород нашего края с раздаточным материалом | |
4. | Доказательства существования древнего моря на территории Белгородской области | презентация "Туристический поход к меловым пещерам" |
3) Творческая группа "Экологи": выступают 3 человека, творческое задание готовят 3 человека.
4) Творческая группа "Горняки": инсценировка интервью с работниками горнорудных предприятий нашего края.
5) Творческая группа "Специалисты по охране труда": выступают 2 человека.
- Работа творческих групп по заполнению карточек - заданий.
Карточка - задание для творческой группы
1. Белгородская область расположена на _____________________ платформе, которая имеет двухъярусное строение: _____________________ фундамент и ____________________ чехол.
2. Белгородская область расположена на ________________ возвышенности.
3. К фундаменту приурочены месторождения _________________________, а к перекрываемому его чехлу - _____________________________________.
4. К внешним силам, изменяющим рельеф нашего края, относится деятельность _____________________________________________________.
5. С чем связано возникновение экологических проблем при добыче полезных ископаемых: _____________________________________________.
6. Овражно-балочная сеть является неотъемлемой частью рельефа Белгородской области. Как люди борются с оврагами: ___________________
_________________________________________________________________.
7. Какими способами добывается железная руда в Старооскольско- Губкинском промышленном районе: __________________________________
__________________________________________________________________
8. Какую железорудную продукцию выпускают ГОКи Белгородской области:
_________________________________________________________________
9. Перечислите, какие виды продукции выпускает промышленность строительных материалов Белгородской области: ______________________
_________________________________________________________________
10. Как человек влияет на биосферу: _________________________________
_________________________________________________________________
- выполнение индивидуальных тестовых заданий
Тест по теме:
"Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России и Белгородской области"
1. К осадочным породам органического происхождения относятся: а) мел, известняк, песок; б) железная руда, апатит, лимонит; в) песчаник, мел, известняк; г) глина, боксит, металлолом;
2. Рельеф Белгородской области представляет собой: а)низменность; б) всхолмленную равнину; в) плоскогорье; г) вспаханное русское поле;
3. Что свидетельствует о морском происхождении осадочных пород на территории нашего края: а) смятие в складки; б) интрузия магмы в осадочный чехол; в) слоистое залегание пород; г) солоноватый привкус;
4. Древнее море на территории Белгородской области существовало: а) 1 млрд. лет назад; б) 240 млн. лет назад; в) 40 тыс. лет назад; г) 5 лет назад;
5. В меловых толщах осадочного чехла остались: а) зубы хрящевых рыб: акул и скатов; б) хитиновый покров членистоногих; в) иглы хвойных; г) кости бегемотов;
6. Причинами роста оврагов являются: а) неумеренный выпас скота; б) холмистый рельеф и ливневый характер осадков; в) эоловое выветривание; г) поиск кладов;
7. Из строительного сырья области производят: а) кирпич, известь, бетон; б) окатыши, агломерат, концентрат; в) минеральные удобрения, витамины, пестициды; г) шпалы, рельсы, локомотивы;
8. Экологические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду: а) абиотические; б) биотические; в) антропогенные; г) погодные;
9. Назовите старейшее предприятие нашего края по добыче железных руд: а) Лебединский ГОК; б) Стойленский ГОК; в) Комбинат "КМАруда", Губкинская швейная фабрика;
10. Наблюдаются ли в нашей области землетрясение и вулканическая: а) да; б) нет; в) иногда;
Подведение итогов урока
3. Домашнее задание: на контурных картах Белгородской области показать формы рельефа (цветовым фоном) и нанести месторождения полезных ископаемых (способом значков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"
Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", 8 класс с презентацией...
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Урок в 8 классе.
Урок « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» по курсу географии 8 класса. Учебник: география России. Природа, население, хозяйство. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я...
Тест "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".
Разноуровневый тест по географии в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"....
Методическая разработка урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» 8 класс
Тип урока- квест. По разделу " Геологическое строение и рельеф"...
Итоговый тест: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".
Итоговый тест:"Геологическое строение,рельеф и полезные ископаемые России"...
Тест по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"
Тест по географии для учащихся 8 класса "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"...
Урок "Западная Сибирь. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"
Урок с элементами ФГОС (системно-деятельностный подход), с межпредметными связями (литература)...