Планируемы результаты
Методы и формы работы
Материально-техническое обеспечение урока:
Средства обучения: | Предметные Обучающиеся смогут выделять составные части реки, показывать её части на схеме; объяснять связь между рельефом, климатом и характером течения реки, её режимом.
Метапредметные:
Познавательные: смогут находить в учебнике достоверную информацию; выделять главное; делать выводы, определять понятия, работать с картами, схемами.
Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности; выбирать способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях.
Коммуникативные: излагать свое мнение; организовывать свою работу, работать в группах.
Личностные: Оценивать свои знания; рационально распределять время; осознавать свои черты характера, интересы, цели. Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Основные понятия, изучаемые на уроке Река, русло, устье, исток, притоки, бассейн реки, речная система, водораздел, питание реки.
Наглядный, частично-поисковый, практический, метод контроля, Индивидуальный, фронтальный, работа в парах.
1) Физическая карта полушарий и физическая карта России. 2) Атласы, контурные карты, рабочие тетради, учебник. 3) Компьютерная презентация для урока. 4) Интерактивная доска SMART. 5) Индивидуальные компьютеры с выходом в Интернет. 6) Электронное приложение«География 5-6 класс» к учебнику «География Природа и люди» под редакцией А.И. Алексеева
Географические карты (физическая карта полушарий, физическая карта России) и глобус; Фото с изображением объектов гидросферы; Литературные источники; Учебник; Атласы; Тренажёр; Интерактивная доска.
|
I. Самоопределение к деятельности 2 мин.
Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Включает учащихся в деловой ритм.
Обсуждение вопросов: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Какую тему могли бы изучить на данном уроке?
Подводит учащихся к формулировке темы урока.
Совместно с учащимися определяет теоретическую и практическую значимость темы. Задаёт вопросы: где в жизни учащимся могут пригодиться знания о реках. Считают ли они тему важной.
| Успокаиваются, улыбаются учителю и друг другу
Отвечают на вопросы учителя: - Какой раздел мы с вами изучаем?
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Предполагаемые ответы: - Изучаем раздел «Гидросфера».
- Изучаем составные части гидросферы, мировой океан.
Отгадайте загадки:
- Не конь, а бежит, не лес, а шумит;
- Дни ночи бежит,
И конца этому бегу не бывает Зимой скрываюсь. Весной появляюсь, Летом веселюсь, Осенью спать ложусь
| - Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит; - Перекаты, повороты.
Мели и водовороты. Размывая берега, Мчится быстрая…(река) | - С горы пришла, в море ушла;
- Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий – в море
|
Предполагаемые ответы: - Я хотел бы совершить путешествие по реке, не знаю, по какой лучше.
- Я просто хочу знать многое, я буду сдавать экзамен по географии в 9 классе, мне хотелось бы знать о реках самую важную информацию, которая необходима на экзамене.
- Я мечтаю быть речником, как один из выпускников нашей школы.
- Мне интересно, почему реки текут.
- Когда вырасту, построю себе дом около реки, хочу знать не опасно ли это, хочу знать на каком расстоянии от реки самое безопасно место.
| Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний10 мин. Цель.
| Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Вспомните, как обозначаются реки на картах? -Кто может показать самые длинные реки на Земле?
Ребята, как вы думаете, как правильно показывать реку?
Правильно, показывать реку надо от её начала к её концу. Но для этого необходимо знать, что является началом реки, а что концом. - Как вы думаете, что может быть началом реки? Работа с картой. Определение по карте истоков различных рек.
- А где же тогда заканчивается река? Слушает предположения обучающихся. Объяснение с использованием схемы на слайде, что называют и может быть устьем реки.
Работа с картой. Определение по карте устья различных рек.
Работа с рис.70 «Части реки» на с.103. Учитель объясняет, где у реки верхнее, среднее и нижнее течение. - Как у человека есть правая рука и левая, так и у реки есть правые и левые притоки. Учитель объясняет с использованием схемы, как определить где правые и левые притоки. Работа с картой. Определение по карте левых и правых притоков у рек. Учитель, используя схему на слайде, объясняет: река с притоками – это речная система, а площадь суши, с которой река собирает воду, называют речным бассейном. Границами речных бассейнов служат водоразделы – линии на поверхности Земли, обычно идущие по возвышенностям или горам. Работа с картой.
Дополняет, называя и показывая реки, не найденные детьми.
Чем отличаются реки друг от друга? Опишите, используя фото на слайде, какие бывают реки? (Горные и равнинные). И чем они отличаются. (Бурные и тихие, дно каменистое и песчаное, быстрое течение и медленное, узкие и широкие, с порогами и без них…) - Скажите, как вы думаете, по карте можно определить характер течения реки? Давайте попробуем это сделать. Работа с картой. Учитель объясняет, что характер течения может меняться в разных частях реки.
Как называется разница между высотой истока и высотой устья? Найдите ответ в учебнике
Просит определить, высоту над уровнем моря истока одной из рек, затем высоту над уровнем моря устья этой же реки и сделать вывод. Докажите, что реки продукт рельефа.
Предлагает сравнить равнинные и горные реки по картам. Воздействует на чувства детей, читает стихи и исполняет куплеты песен о реках горных и равнинных. У какой реки вы предпочли бы жить (горной или равнинной)? Ответ поясните.Оцените условия для жизни человека у горной и равнинной реки.
| Предлагают план действий на уроке, предлагают начать с главного, по их мнению, источника знаний на наших уроках – карты. Вспоминают, что реки на карте обозначают голубым цветом, линейными условными знаками. Показывают на карте реки Амазонка, Нил... Обучающиеся предполагают, что реки надо показывать от её начала к её концу. Обучающиеся выдвигают гипотезы, что может быть началом реки (Море, озеро, родник…). Версии могут быть верными и ошибочными.
Записывают в опорный конспект: Исток реки – это… Истоком реки может быть: Работа с картой. Обучающиеся выдвигают гипотезы, где может быть конец реки (Море, озеро …). Версии могут быть верными и ошибочными.
Записывают в опорный конспект: Устье реки – это… Устьем реки может быть:
Рассматривают рисунок, слушают объяснение учителя.
Слушают объяснение учителя, работают с картой.
Работают в паре с физическими картами мира и России, Находят реки, известные ранее, и не известные до урока. Показывают реки на картах. Предлагают нанести реки на контурные карты. Наносят реки на контурные карты
Описывают по фотографиям и сравнивают горные и равнинные реки.
Называют, что если река начинается в горах, то течение у неё будет горное. А если она течёт по равнине - то равнинный. Работают с картой. Определяют характер течения Амазонки, Волги, Енисей.
Находят ответ на поставленный ответ в учебнике, записывают определение в тетрадь.
Определяют высоту над уровнем моря истока одной из рек, затем высоту над уровнем моря устья этой же реки и делают вывод, что высота истока выше, чем высота устья.
Определяют высоту над уровнем моря истока других рек, затем высоту над уровнем моря устья этих же реки и делают вывод, что это закономерность: высота истока всегда выше, чем высота устья, поэтому-то реки и текут, причём текут от истока к устью.
Учащиеся обращают внимание на то, что некоторые реки расположены на равнинах, некоторые в горах.
Обнаруживают, что у равнинных рек разница высот истока и устья меньше, а у горных больше. Изображают схему равнинной и горной реки на интерактивной доске. Догадываются, что равнинные реки, именно поэтому, текут спокойно, горные быстрее.
Высказывают субъективный опыт, аргументируя свои позиции. Предполагаемые ответы: - Я хотел бы жить у равнинной реки, так как она полноводнее, её можно использовать для путешествий, по горной реке путешествовать опаснее, для ловли рыбы.
- Я хотел бы жить у реки горной, так как никогда не видел горной реки, её быстрого течения.
- Я бы не хотел жить у горной реки, это опасно.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Познавательные: давать определения понятиям
Познавательные:устанавливать причинно-следственные связи
ИКТ-компетентности: создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием программ
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения
|
V. Первичное закрепление 5 мин.
| Устанавливает осознанность ситуации.
Физкультминутка
| Рефлексия настроения и эмоционального настроения
Описывают речную систему Обь по плану (или любую другую, по желанию): 1) Главная река. 2) Исток главной реки, устье главной реки. 3) Левые и правые притоки.
Желающие работают в паре (группе). Сравнивают с эталоном. Ответ: 1) Обь-главная река. 2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье -Карское море. 3) Левый приток-Иртыш; Находят ошибки в своей работе и работе партнёра, если работали в паре (группе)
Учащиеся встают и изображают Обь, её исток, устье и притоки, проговаривают и запоминают в игровой форме, что является истоком Оби, её устьем, правыми и левыми притоками.
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 5 мин. Цель. Проверить умения в самоконтроль усвоения знаний.
| Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку; сравнивая с эталоном. Находят определения понятий в учебнике, «ориентируясь» по «Полярной звезде», сравнивают свои варианты с эталоном, уточняют. Далее, используя рубрику «Шаг за шагом», учащиеся по карте описывают реку Амазонку. 1. Найдем реку на карте и определим. На каком материке, и в какой стране она находится. 2. Определим, в каком направлении протекает река. 3. Определим, где начинается и куда впадает река. 4. Определим, к какой речной системе относится река. 5. Опишем бассейн реки
Сравнивают с эталоном Река Амазонка находится в Южной Америке. Она протекает по территории Перу и Бразилии. Ее притоки берут начало и в нескольких соседних странах. Амазонка течет с запада на восток близко к экватору. Это одна из самых длинных рек на Земле. Она начинается в высоких горах Андах, пересекает весь материк и впадает в Атлантический океан. Амазонка сама является главной рекой и образует речную систему со своими притоками. Амазонка собирает воду с огромной площади — более 7 тыс. км2. Это самая многоводная река в мире
Находят ошибки в своей работе.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение 10 мин. Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Предлагает вспомнить какие реки протекаютв нашей местности.
Что вы знаете о Тереке?
Предлагает проверить свои знания по изученной теме
| Называют реки своей местности. Предполагаемые ответы: Терек, Урух, Фиагдон, Урсдон, Малка, Самая близкая река к нашему селу – Терек Предполагаемые ответы: Протекает по территории Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечне. Начинается на Главном ( Водораздельном) хребте, затем выходит на равнину. Впадает в Каспийское море. Имеет много притоков.
1) Что такое река? 2) Какие части реки вы знаете?3) Чем равнинная река отличается от горной?4) Как определить какой приток у реки левы, а какой- правый?5) Как называется начало реки? Её окончание?6) Что такое водораздел, речная система, речной бассейн?
| Личностные: знание географии своего края
ИКТ-компетентности:
Работать с географическими картами в системе глобального позиционирования
Личностные:экологическое сознание
Коммуникативные:работать в группе, устанавливать рабочие отношения, способствовать продуктивной кооперации, ставить цель, искать пути её достижения.
Коммуникативные: Адекватно использовать речь, аргументировать свою позицию.
Регулятивные: Осуществлять констатирующий контроль по результату |