Реки - артерии Земли
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Данная разработка урога может быть использована в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reki_-_arterii_zemli._uchitel_-_kopiya_-_kopiya_avtosokhranennyy.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии Учитель: Васильева М. Г.
Реки - артерии Земли
6 класс
Цель урока: изучить особенности работы текучих вод, питания рек и их режима, значение речных вод в жизни человека.
Образовательно-воспитательные задачи:
- сформировать представление о питании и режиме рек, работе текучих вод;
- продолжить формирование умения работать с картами атласа, текстом учебника, текстами из хрестоматий, иллюстративными материалами;
- продолжить формирование умения сравнивать и устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы и обобщения;
- формировать умение описывать реку по карте и плану;
- раскрыть роль рек в жизни человека;
- воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равнинной и горной реки;
- продолжить формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников;
- продолжить формировать умения работать в группе.
Оборудование: физическая карта полушарий, атлас, иллюстративный материал с изображением рек, видеоматериал, презентация.
Ход урока.
- Организационная часть.
- Изучение нового материала.
Мы продолжаем изучение рек.
На прошлом уроке мы говорили о речной системе и её строении.
Задание: напишите в рабочей карте урока три термина, связанные с реками и устно объясните, почему вы их выбрали.
Учащиеся называют термины и дают пояснения.
«Река – один из самых интересных объектов живой природы. Да-да, именно живой, мы не оговорились, ведь река живёт своей, богатой событиями жизнью, правда жизнь эта длится многие сотни и даже тысячи лет. Как и любое живое существо, река может быть юной и быстрой, зрелой и полноводной, старой и медлительной. Она может быть здоровой и чистой, больной и почти умирающей…» (Е.Ю. Колбовский)
Как вы думаете, почему автор назвал реку живой?
Знаем Узнаем
Работа в группах
- Питание рек.
Группа №1
Задание: используя текст учебника, определите, каковы источники питания рек.
Назовите их.
Обсудите в группе следующие вопросы и заполните таблицу.
Какой основной источник питания у Амазонки? Какое питание отсутствует? Почему?
Самая полноводная река мира - Амазонка. Почему?
Какая река является второй по полноводности рекой?
Какая река России является самой полноводной? Почему?
Какой источник питания отсутствует у Волги? Почему? Назовите источники питания Волги.
Какой основной источник питания у реки Терек? Почему?
Сделайте вывод: что влияет на питание рек?
Подготовьте рассказ на тему «Питание рек»
Критерии устного ответа
- Владение материалом
- Умение определять источники питания рек
- Умение пользоваться картой при ответе
- Умение делать выводы
- Культура речи
- Режим рек.
Группа № 2
Каждый из нас знает, что такое режим. У нас есть режим дня, у предприятий и учреждений есть режим работы. Реки тоже живут по своим правилам.
Задание группе.
Найдите определения понятий в учебнике (стр.119)
Понятия: режим реки, половодье, поводок, межень.
Найдите реки Амур и Волгу на физической карте
Работа с графиками изменения уровня Амура и Волги (стр.119 рис. 85).
Рассмотрите графики изменения уровня воды у Амура и у Волги.
Памятка для работы с графиком.
Вертикальная шкала – уровень воды в метрах, горизонтальная – месяцы года, цвет соответствует сезонам года.
Анализ графиков.
Обсудите в группе следующие вопросы:
Когда на реке Амур наступает половодье? Почему?
Определите уровень воды в реке в этот период.
Когда половодье на Волге? Почему?
Определите уровень воды в реке в это время.
Когда на этих реках межень? Почему?
Каков уровень воды в этих реках в период межени?
Сделайте вывод: отчего зависит режим рек?
Как и почему изменился режим реки Волги после строительства гидротехнических сооружений?
Найдите реки Амур и Волга на карте.
Подготовьте выступление от группы: режим рек Амур и Волга
(используйте предложенные вопросы)
Обсудите в группе, какой режим у рек, представленных в таблице.
Заполните графу «Режим рек»
Критерии оценивания работы с графиками
- Умение определять количественные показатели изменения уровня воды
- Умение определять время наступления половодья и межени
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение делать выводы
- Культура речи
- Как «работают» реки?
Группа № 3
Река постепенно размывает горные породы, углубляя своё русло. Вода совершает работу.
Задание группе
Посмотрите подборку фотографий горной и равнинной реки.
Обсудите в группе, чем отличается горная река от равнинной.
Сравните горную и равнинную реки, пользуясь иллюстрациями, текстом учебника и картами атласа. Признаки для сравнения выберите самостоятельно.
Горная река | Равнинная река |
Большая разница в высоте между истоком и устьем | Небольшая разница в высоте истока и устья |
Большая скорость течения | Небольшая скорость течения |
Река разрушает | Река наносит |
Узкая и глубокая речная долина | Широкая, неглубокая речная долина |
Вывод: отчего зависит характер течения реки?
Используя карту, приведите примеры горных и равнинных рек.
Заполните графу в таблице «Характер течения рек»
Подготовьте ответ по теме «Сравнение горной и равнинной реки»
Критерии оценивания сравнения.
- Умение сравнивать
- Правильность выбора критериев для сравнения
- Умение работать с иллюстративным материалом (таблицы, рисунки, схемы)
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение делать обобщения и выводы
4. Роль рек в нашей жизни.
Группа № 4
«Речка… таинственно текущая издалека и уходящая по осокам и лознякам неизвестно куда, будоражила любопытство; откуда, зачем и куда течёт задумчивая вода? Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: все они стоят на реке. В десять лет я думал, что это река, делая бесконечные петли и повороты, считала нужным пройти как раз у села. Лет в тринадцать я понял: не вода к людям, а люди тянулись к воде, вся жизнь тянулась к воде».
(В.М. Песков «Речка моего детства»)
«Амазонка очень велика. В Манаусе, находящемся выше устья на 1700км, глубина реки составляет около 50м, а под Икатосом, в 4000км от устья, уже в близи Кордильер – 20м.
Такая глубина Амазонки даёт возможность обычным океанским пароходам плыть без всяких помех до Манауса и даже выше.
Рыбы Амазонки – огромный, сказочный мир, поражающий своим разнообразием, пестротой окраски, причудливостью форм и больше всего хищничеством.
Рыбы Амазонки – основное питание человека, но они же вселяют в него страх!»
(А. Фидлер «По Амазонке»)
… Волга – река труженица. На всём её протяжении кипит напряжённый труд. Ежегодно по ней перевозят сотни тонн грузов. Тысячи людей совершают путешествия на теплоходах, посещая старинные города: Ярославль, Кострому, Нижний Новгород и другие. Великая русская река на всём протяжении стала прекрасной водной магистралью.
Вода волжских водохранилищ приводит в действие турбины мощных гидроэлектростанций, орошает земли, обводняет пастбища и, конечно, идёт на промышленные предприятия, снабжает водой жителей городов и сёл.
В водах Волги водится большое количество рыбы, поэтому для многих людей она стала излюбленным местом рыбалки.
(Н.А. Максимов «За страницами учебника географии»)
Задание группе
Используя предложенные тексты, ответьте на вопрос: какое значение имеют реки в жизни людей?
Обсудите в группе как можно использовать Терек.
Заполните графу в таблице «Использование рек»
Критерии оценивания ответа при работе с текстами
- Владение материалом
- Умение находить в тексте нужную информацию
- Умение определять возможности использования рек
- Логика изложения материала
- Культура речи
5. «Визитная карточка» рек.
Подведение итогов заполнения таблицы.
Мы заполнили все графы таблицы. Каждая река имеет свои особенности. У нас получилась «Визитная карточка» рек.
Предложите название для пустой графы. Что нужно дополнить, чтобы каждая река стала узнаваемой?
Учащиеся представляют реки, используя таблицу.
Выступление ученика с опережающим заданием «Визитная карточка» Невы.
Критерии оценивания выступления
- Соответствие материала теме
- Степень владения материалом
- Логика изложения материала
- Соблюдение регламента
- Культура речи
Презентация учащихся.
Критерии оценивания презентации.
- Информативность
- Соответствие теме
- Качество иллюстративного материала
- Логика составления презентации
- Оформление работы
6. Подведение итогов
Оценивание работы групп. Самооценка.
IV. Домашние задание.
Параграф 21,читать, пересказывать, знать определения, задание 1 стр. 122.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по географии. 6 класс. Тема: Практическая работа"Обозначение крупнейших рек Земли" при изучении темы "Реки - артерии Земли"
Линия учебников " Полярная звезда" предлагает выполнение большого количества практических работ по географии. Но методических разработак не так много для того, чтобы учителю справиться с выполнением э...
урок географии в 6 классе по теме "Реки - артерии Земли"
Урок географии в 6 классе по теме "Реки - артерии Земли" по программе "Полярная звезда" 34 часа (1 час в неделю)...
Урок на тему: «Реки – артерии Земли».
Урок 22 в 6 классе «Реки- артерии Земли».По учебнику «Начальный курс географии» под редакцией - Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. Цели урока: • сформировать представление о реке, ее частях, речной сис...
Разработка урока "Реки-артерии Земли 1"
Конспект урока и презентация ....
Технологическая карта урока по теме "Реки - артерии Земли" ,6 класс, география
Технологическая карта урока по географии на тему "Реки - артерии Земли" представляет собой разработку урока к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной для учащихся 6 клас...
Презентация к уроку географии "Реки - артерии Земли", 6 класс
Презентация содержит наглядный содержательный материал, позволяющий сформировать основные понятия по теме урока: река, речная система, долина реки, режим и питание реки....
Презентация на тему: Реки-артерии Земли 6 класс
Задачи урока:раскрыть понятие реки, элементы речной долины,речная система;рассмотреть зависимость направления и течениярек в зависимости от рельефа;изучить питание и режим рек;продолжать развивать уме...