Урок по географии 6 класс по теме "Овраги, их образование"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Михайлова Елена Владимировна

6 класс

Тема: Овраги, их образование

Цели урока:

- формировать у обучающихся представления об оврагах, их образовании и способах борьбы с ними;

- развивать познавательную активность обучающихся, внимание, память, умение устанавливать причинно - следственные связи, развитие мелкой моторики;

- воспитывать бережное отношение к природе, к природным богатствам родного края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovragi_ih_obrazovanie_6_-_b_kl.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Тема: Овраги, их образование

Цели урока:

- формировать у обучающихся представления об оврагах, их образовании и способах борьбы с ними;

- развивать познавательную активность обучающихся, внимание, память, умение устанавливать причинно - следственные связи, развитие мелкой моторики;

- воспитывать бережное отношение к природе, к природным богатствам родного края.

Планируемые результаты

Личностные:

  • развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей поставленной учителем;
  • формирование навыков работы с учебными пособиями (учебник, приложение к учебнику, тетрадь на печатной основе, глобус, настенная карта, компас и др.);
  • совершенствовать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Предметные:

- знать определение понятия «овраг»;

- знать строение оврага;

- уметь объяснять причины образования оврагов;

-  уметь делать схематическую зарисовку оврага.

Оборудование: учебник, макет и схема оврага, учебная презентация (слайды), план местности.

Структура урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мобилизация на начало урока.

  1. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания:

      Сегодня на уроке мы продолжим изучать основные формы рельефа суши. Давайте напомним, друг другу, какие формы поверхности мы уже изучили? (Равнины, холмы)

Чтобы перейти к изучению следующей темы мы, «по правилам познания», что должны сделать? - правильно, чтобы двигаться дальше - оглянись назад: все ли ты усвоил. Давайте проверим друг друга, проведем взаимопроверку (для проверки домашнего задания можно использовать следующий метод: «перекрестный опрос» - ребенок задает вопрос кому он желает, обучающийся если ответил, имеет право задать вопрос следующему ученику и т.д.) например,:

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Какая бывает поверхность земли?

- Назовите формы земной поверхности.

- Какими цветами окрашены на карте формы поверхности земли?

Фронтальный опрос (работа с макетами различных форм земной поверхности):

- Что такое равнина?

- Как измеряют высоту любого места на Земле?

- Чем отличаются плоские равнины от холмистых?

- Что такое возвышенность?

- Что такое плоскогорье?

- Почему большинство населения Земли проживает на равнинах?

- Дайте определение понятия «холм»? (показать на макете).

Работа у доски.

- Рассмотрите схему холма. Назовите части холма.

Индивидуальная работа.

Перфоконверт.

  1. Где удобно заниматься земледелием?

  1. Небольшие возвышенности, которые имеют вершину, склоны, подошву?

  1. Где даже летом можно увидеть снег?

Буквенное задание.

Выпиши в рамочку числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.

3

6

2

7

4

1

5

Р

Н

Е

А

Ш

В

И

3. Работа над темой урока (мотивация, сообщение темы и целей урока).

   В последнее десятилетие наука экология переживает небывалый расцвет. Она становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией.  И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей. Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться писателей за перо. Описывая в своих произведениях величественные горы, раздольные степи, холмы, овраги, они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе. Такую тревогу за будущее природы мы видим в произведениях: А.П. Чехова «В овраге», С. Антонова «Овраг», К.Г. Паустовского «Овраг».

Учитель сообщает тему и цели урока: Овраги, их образование и борьба с ними (слайд 1).

Физ. минутка для глаз:

- Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы, на счет 1—4 (считать про себя). Упражнение повторить 4—5 раз.

- Поморгать, не напрягая мышц глаз, на счет про себя 1—10.

Изучение нового материала

     Как вы знаете поверхность Земли неровная. На ней встречаются такие формы поверхности как горы, равнины. Но равнины не всегда плоские: на них встречаются холмы, овраги, балки.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной формой рельефа – оврагом.

- Рассмотрите макет оврага, а затем схему оврага на доске. Что вы видите?

1820-2.jpg

     На тех равнинах, где встречаются холмы всегда образуются овраги. Дождевые потоки и весенние снеговые воды стекают по наклону равнины. Вода стремится в низкие места, и если встречает углубление в земле (канавку), то начинает его размывать. Мягкая почва легко размывается водой, и образуются канавки. Постепенно потоки дождевой воды все больше углубляют эти канавки и превращают их в глубокие промоины с крутыми стенками. Так из небольшого углубления образуются овраги (слайд 3).

     Овраг – это большое углубление, размытое дождевыми и снеговыми водами (слайд 4). Овраг имеет вершину, устье, дно и склоны (обучающиеся рассматривают схему оврага (слайд 5) и в учебнике на рис. 30, стр. 31).

С каждым годом вода все больше размывает овраг, и он становится все шире, глубже и тянется на несколько километров. Иногда вся равнина бывает изрезана оврагами, особенно там, где почва рыхлая (распаханная). На равнинах России образуются овраги, длина которых измеряется километрами слайд 6).

- Как вы думаете, какой вред приносят овраги? (Слайд 7)

Овраги вредят сельскому хозяйству, портят поля и разрушают дороги

Создание проблемной ситуации.

Мы выяснили, что овраги снижают плодородность земли, мешают ведению сельского хозяйства, строительству

- Подумайте, как можно предотвратить образование оврагов, чтобы сохранить почву?

Ответ найдите на стр. 32 учебника, прочитайте (слайды 8,9).

Если вовремя остановить образование оврага, то со временем его склоны становятся пологими, покрываются растительностью, и он превращается в балку (слайд 10).

Балка – это большое углубление на земной поверхности с пологими склонами, покрытыми растительностью.

Закрепление изученного материала (слайд 10).

- Какую тему изучали на уроке?

- Дать определение оврага

- Назвать основные части оврага

- Дать определение балки.

- Если овраги в нашей местности?

- Записать в тетрадях определение «овраг».

    Посмотрев видеофильм «Образование оврагов и борьба с ними», мы еще раз закрепим знания о том, какой вред приносят овраги и как люди борются с ними (просмотр видеоролика.)

4. Рефлексия

Методика неоконченных предложений:

Сегодня на уроке я узнал…

Для меня было интересным…

Самым трудным было…

Теперь я могу объяснить, почему…

5. Итог урока

Выставление отметок;

Домашнее задание:

Чтение текста в учебнике на стр. 31 - 32, отвечать на вопросы (1 – 5), нарисовать овраг в тетради, подписать его части, рис. 30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 классе "Неопределенная форма глагола. Образование повелительного наклонения".

Неопределенная форма глагола. Повелительное наклонение. Урок разработан на основе УМК К. Кауфман, М. Кауфман «Happy English.ru 5»/ "Счастливый английский.ру 5"Урок проводится с использованием инт...

План-конспект урока в 8 классе по теме "Школьное образование"

Использование на уроке компьютерных технологий и наглядных пособий позволяет разнообразить урок и развить исследовательские навыки. Использование межпредметных связей помогает заинтересовать школьнико...

Конспект открытого урока по географии в 6 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Конспект открытого урока по географии в 6 классес использованием информационно-коммуникационных технологий в образованииФ.И.О.   Макарова Наталья Семёновна Место работы: ГБОУ СОШ с. Вла...

Урок в 6 классе: "Ветер. Причины его образования".

Тема урока: «Ветер. Причины его образования».Главная задача на уроке – активизация познавательной деятельности.Подвожу к теме урока через интеллектуальную атаку и решение проблемной ситуации.Причины о...

Технологическая карта урока в восьмом классе Тема "Каузатив - формы, образование и употребление"

Урок был проведен мной в рамках семинара "Реализация деятельностного подхода в достижении метапредметных  результатов в предметной области", состоявшегося на базе гимназии № 526 9 апреля 2015 год...

конспект урока по географии "Образование почв и их разнообразие",8 класс

Конспект урока по географии "Образование почв и их разнообразие",8 класс. Классическая линия....