Рабочая программа по географии 5 класс предметная линия "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии по предмету "География" составлена в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, примерной программы по географии.
программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Для реализации данной рабочей прграммы используются учебники, которые включены в федеральный перечень, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Учебно-методический комплект
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://www.psyoffice.ru/19210-nikolina-v.v.-i-dr....
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Печатные пособия (таблицы, плакаты);
Наглядные пособия по географии;
Карты и комплекты географических карт;
Электронные образовательные ресурсы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ: 34 ч вгод, 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по географии 5 класс | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Мордовия
Администрация Зубово-Полянского муниципального района
МБОУ "Мордовско-Полянская ООШ»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Кудашева Р.Е. Протокол №1 от «31» 08 2023г г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Левина Н.А. Протокол №1 от «31» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Кильдюшов Е.В. Приказ №52 от «31» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1494794)
учебного предмета «География»
для обучающихся 5 классов
с Мордовская Поляна 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.
Практическая работа
1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных.
Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.
Раздел 2. Изображения земной поверхности
Тема 1. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по плану местности.
2. Составление описания маршрута по плану местности.
Тема 2. Географические карты
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.
Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа
1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России.
Раздел 4. Оболочки Земли
Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.
Практическая работа
1. Описание горной системы или равнины по физической карте.
Заключение
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.
Практическая работа
1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1. | Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
2. | Как люди открывали Землю | 6 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
3. | Планета Земля | 5 | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
4. | План и карта | 11 | 1 | 4 | |
5. | Литосфера - каменная оболочка Земли | 10 | 1 | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 |
6 | Резерв | 1 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 8 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контр. работы | Практ. работы | ||||
1 | Зачем нам география и как мы будем ее изучать | 1 | 0 | 0 | 06.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
2 | География в древности. | 1 | 0 | 0 | 13.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865041a |
3 | География в эпоху Средневековья | 1 | 0 | 0 | 20.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650528 |
4 | Эпоха Великих географических открытий | 1 | 0 | 0 | 27.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650640 |
5 | Географические открытия XVII—XIX вв. | 1 | 0 | 0 | 19.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650924 |
6 | Российские путешественники География сегодня | 1 | 0 | 0 | 04.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650b04 |
7 | Урок-обобщение по разделу «На какой Земле мы живем» | 1 | 0 | 0 | 11.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
8 | Мы во Вселенной | 1 | 0 | 0 | 18.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
9 | Учимся с « Полярной звездой» (1) | 1 | 0 | 1 | 25.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
10 | Движения Земли | 1 | 0 | 0 | 08.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
11 | Солнечный свет на Земле | 1 | 0 | 0 | 15.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
12 | Контрольная работа по разделу «Планета Земля » | 1 | 1 | 0 | 22.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
13 | Ориентирование на местности. Практическая работа "Составление описания маршрута по плану местности" | 1 | 0 | 0,5 | 29.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
14 | Земная поверхность на плане и карте (1) | 1 | 0 | 0 | 06.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650d70 |
15 | Земная поверхность на плане и карте (2) | 1 | 0 | 0 | 13.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
16 | Учимся с « Полярной звездой» (2) | 1 | 0 | 1 | 20.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
17 | Географическая карта | 1 | 0 | 0 | 27.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
18 | Градусная сетка | 1 | 0 | 0 | 10.01.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
19 | Географические координаты (1) | 1 | 0 | 0 | 17.01.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
20 | Географические координаты (2) Пр.р. «Определение расстояний, направлений и географических координат по карте» | 1 | 0 | 0.5 | 24.01.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
21 | Учимся с « Полярной звездой» (3) | 1 | 0 | 1 | 07.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
22 | Решение задач по теме «План и карта» | 1 | 0 | 1 | 14.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
23 | Контрольная работа по разделу План и карта. | 1 | 1 | 0 | 21.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
24 | Земная кора-верхняя часть литосферы | 1 | 0 | 0 | 28.02.2024 |
|
25 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые Пр.р. «Определение горных пород и описание их свойств» | 1 | 0 | 0,5 | 06.03.2024 |
|
26 | Движение земной коры. Землетрясения. | 1 | 0 | 0 | 13.03.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
27 | Движение земной коры. Вулканизм. Пр.р. Работа с контурными картами. | 1 | 0 | 0,5 | 20.03.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
28 | Рельеф Земли. Равнины Пр.р. Отметить на контурных картах крупные формы рельефа, равнины | 1 | 0 | 0,5 | 03.04.2024 |
|
29 | Рельеф Земли. Горы Пр.р. Отметить на контурных картах крупные формы рельефа, горы | 1 | 0 | 0,5 | 10.04.2024 |
|
30 | Учимся с «Полярной звездой» (4) | 1 | 0 | 1 | 17.04.2024 |
|
31. | Литосфера и человек | 1 | 0 | 0 | 24.04.2024 |
|
32. | Урок-обобщение по теме Литосфера-твердая оболочка Земли. | 1 | 0 | 0 | 08.05.2024 |
|
33. | Итоговая контрольная работа за весь учебный год | 1 | 1 | 0 | 15.05.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 |
34 | Резервное время | 1 | 3 | 8 | 22.05.2024 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://www.psyoffice.ru/19210-nikolina-v.v.-i-dr.-geografija.-5-klass..html
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://www.psyoffice.ru/19208-nikolina-v.v.-geografija.-5-6-klassy.-pourochnye.html
https://www.psyoffice.ru/35537-alekseev-a.i.-lipkina-e.k.-nikolina-v.v.-i-dr..html
https://www.psyoffice.ru/35536-alekseev-a.i.-lipkina-e.k.-nikolina-v.v.-i-dr..html
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Печатные пособия (таблицы, плакаты);
Наглядные пособия по географии;
Карты и комплекты географических карт;
Электронные образовательные ресурсы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Контурные карты, атласы;
Приборы для демонстрации опытов;
Электронные образовательные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
рабочая программа для 9 класса линия " Полярная звезда"
Рабочая программа 9 класса...
Рабочая программа для 5 класса линия "Полярная звезда"
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева. Рабочая программа по географии составлен...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...