Урок "Атмосфера - воздушная оболочка Земли"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Атмосфера - воздушная оболочка Земли". Урок является первым при изучении темы "Атмосфера", знакомит с составом, строеним и значением атмосферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_atmosfera_-_vozdushnaya_obolochka_zemli._sostav_i_znachenie.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА | «Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Ее состав, строение и значение» |
ТИП УРОКА | Вводно-ознакомительный урок развивающего обучения на основе межпредметных связей |
ЦЕЛИ | 1.Образовательные: изучение нового материала (атмосфера, свойства воздуха, состав атмосферы, её строение- представление о трёх основных слоях, особенностях тропосферы; о значении атмосферы). 2.Развивающие: развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, сравнивать. 3.Воспитательные: продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, формирование научного мировоззрения. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
|
МЕТОДЫ | объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, атласы 6 класса, ручка, дидактический раздаточный материал. |
ЭТАПЫ УРОКА |
- Определение понятия «атмосфера» - Состав атмосферы - Строение атмосферы - Значение атмосферы - Из истории изучения 4. Закрепление 5.Подведение итогов. Рефлексия 6. Домашнее задание |
ГЕОГРАФИЯ 6 КЛАСС
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие учащихся, настрой на работу.
- Актуализация знаний
Учитель: Отгадайте загадку.
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило.
Да при том не видно было,
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?! Что это такое за одеяло?
- Итак, мы приступаем к изучению третьей оболочки нашей планеты- атмосферы
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение природных особенностей нашей планеты. Вспомните, какие планеты, кроме Земли, входят в земную группу? Кроме Земли в состав земной группы еще входят Меркурий, Венера, Марс. Давайте вспомним их характеристики по таблице.
Дети заносят таблицу в тетрадь, заполняют ее, дают оценку этому виду работы (ставят смайлик – положительный, отрицательный, нейтральный)
Планеты | Температура воздуха у поверхности | Наличие воды | Наличие жизни |
1. Меркурий | +400 | - | - |
2. Венера | +500 | - | - |
3. Земля | Изменяется по географическим широтам | + | + |
4. Марс | -70 | - | - |
Учитель: Итак, все 4 планеты входят в состав одной группы, но только на Земле есть жизнь. Чем это можно объяснить? Какие у вас будут предположения, что бы дать ответ на этот вопрос?
Ученики: Высказывают свои предположения (1,5 мин).
Учитель: Открываем тетради, записываем число и тему урока (1 мин).
- Изучение нового материала
Определение темы и целей урока
Тема урока: «Атмосфера»
Что именно мы должны будем узнать об атмосфере? Предложите свои варианты.
На уроке ответим на вопросы: (ПЛАН НА ДОСКЕ)
- Что называют атмосферой?
- Из чего она состоит?
- Строение атмосферы.
- Значение атмосферы для Земли. (Цели урока формулируют сами).
Определение понятия «атмосфера»
А что же такое атмосфера? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь)
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. От греческого «атмос» - воздух, «сфера» - шар. (в тетрадь)
Этот термин предложил М.В. Ломоносов в 1775 году.
Ребята, а какие еще оболочки Земли вы знаете?
Литосфера (дать определение)
Гидросфера (дать определение)
Состав атмосферы
Итак, переходим к изучению состава атмосферы. Что вы знаете по этому вопросу?
(Воздух – это смесь газов. Он состоит из кислорода, углекислого газа (возможно, кто-то из учащихся назовет и азот) (На экране диаграмма - состав атмосферы. Анализируют). Интересно, каков состав атмосферы и какую долю занимает каждый из газов в атмосфере?
- Кислород – Воздух невидим. Если бы не было кислорода, не было бы ни дыхания, ни горения. Сколько же % кислорода в воздухе? Верно – 21%)
- Углекислый газ
Живые существа выделяют его при дыхании; если бы его не было, у растений бы не было фотосинтеза. Как вы думаете, много ли углекислого газа в воздухе? (Мало) Почему? (Его поглощают растения) Верно, углекислого газа в воздухе очень мало, всего 0,03%. Как пополняются запасы углекислого газа, кроме дыхания? (Горение топлива и извержение вулканов)
Углекислый газ, кроме участия в фотосинтезе, играет еще одну важную роль на Земле: вместе с водяным паром он сохраняет тепло в атмосфере.
- Азот
Итак, кислорода в атмосфере 21%, углекислого газа 0,03%, а какой же газ занимает большую часть атмосферы? Найдите информацию в учебнике на стр.105
(Азот, его 78%)
Азот в переводе значит «безжизненный». Ученый, который его обнаружил в атмосфере, посадил под колпак с азотом мышку, и она умерла. Почему умерла мышка? (Не было кислорода). Сейчас утверждают, что азот, напротив, один из самых важных элементов в живых существах. Без него не было бы ни белков, ни ДНК. Азот из воздуха улавливают почвенные бактерии и превращают его в соли, а растения впитывают его корнями из почвы.
- Примеси воздуха
А что же еще входит в состав атмосферы? Остается почти 1% каких-то газов.
Озон – это видоизмененный кислород, его молекулы состоят не из двух, а из трех атомов. Образуется из кислорода при грозе.Какую он играет роль?
Образует озоновый слой на высоте 20-30 км, этот озоновый экран защищает все живое от губительного УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО излучения солнца, которое вызывает ожоги и рак.
А какие твердые частички есть в воздухе? Конечно, это и пыль, и споры растений, и пыльца, и микроорганизмы. Их называют твердыми примесями воздуха. Они играют свою роль вместе с водяным паром при образовании облаков.
Строение атмосферы
По вопросу о строении атмосферы, ее слоях и их особенностях я предлагаю поработать самостоятельно с текстом стр. 106 и рисунком 67 и атласами стр. 13.
(Ребята работают в парах или микрогруппах, изучают самостоятельно строение атмосферы).
Строение атмосферы (вопросы)
Какие слои выделяют в атмосфере? Перечислите.
До какой высоты простирается стратосфера? (До высоты 50 – 55км)
Воздух разрежен, что им нельзя дышать. В стратосфере с высоты 25 км температура начинает повышаться и на верхней границе достигает 0 градусов.
До какой высоты простирается мезосфера? (До высоты 50-80 км)
В мезосфере температура понижается с высотой до -90 градусов. Воздух разрежен, не поглощает солнечное тепло.
Как называют слой, лежащий над мезосферой до 800 км? ( Термосферой).
В термосфере температура растёт и на высоте 600 км достигает +1500 градусов.
На какой высоте сосредоточена основная масса озонового слоя? (На высоте 20-25 км)
Где наблюдаются полярные сияния? ( В ионосфере)
В каком слое летают пассажирские самолёты? (В тропосфере и в нижних слоях стратосферы)
Как изменяется давление? (давление с высотой уменьшается)
Мощность тропосферы. Её верхняя граница проходит на экваторе на высоте 18 км, а над полюсами - на высоте 8- 9 км.
Полярное сияние (слайд – шоу, фото). Учитель включает проектор на 2 мин.
Полярное сияние - необыкновенно красивое явление. Оно наблюдается в ионосфере, в полярных широтах Северного и Южного полушарий. Под действием заряженных частиц, движущихся к Земле со стороны Солнца, разреженный воздух сам заряжается электричеством и начинает светиться. Полярное сияние, переливающее всеми цветами радуги, может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток.
Значение атмосферы
-По учебнику стр.106 прочитайте о значении атмосферы на нашей планете и выпишите в тетрадь.
-Защита от вредного солнечного и космического излучения;
-условие для жизни растений и животных;
-защита поверхности земли от перегрева и переохлаждения;
-условие для образования звуков, ветров, осадков;
-возможность выветривания твердых горных пород (образования на их месте песка, глины и почвы)
-защита от падения метеоритов. (Проверка с помощью смайликов).
Учитель: Очень красива наша планета, если смотреть на нее из дальнего космоса, мягко светящийся голубой шар, очертания которого размыты сияющей дымкой. Впервые ее такой увидел Юрий Гагарин в 1961 году во время своего первого полета в космос. Эта дымка отгораживает нашу планету от космоса. Она бережёт планету от губительных излучений Вселенной, от смертоносных колебаний температуры, которые несёт в космос смена дня и ночи. Она поддерживает неугасимый огонь жизни, питая его кислородом.
Лёгкая на вид атмосфера становится грозной преградой для пришельцев из космоса. В ней бесславно сгорают «каменные гости» - метеориты.
- Из истории изучения
- Ребята, как же шло изучение атмосферы?
Вопрос об изучении оболочки волновал людей многие годы. К современным знаниям люди пришли не сразу, а в ходе длительных изучений атмосферы
Первые путешественники на воздушном шаре Французы Жозеф и Этьен Монгольфье сделали первый в мире воздушный шар из бумаги и ткани, а поднимал его нагретый жаровней воздух. Пробный полет состоялся в 1783 г. в Париже при стечении народа: шар воспарил на 2 км!
Первый шар, наполненный водородом, запустил в том же году парижский профессор Жак Шарль, но прорезиненный шелк оболочки на высоте 1 км лопнул.
В ноябре 1783 г. первый полет аэростата состоялся и в России.
Аэростаты в 1870 г. доставляли почту и продовольствие в осажденный прусской армией Париж.
В 1897 г. три смельчака полетели на Северный полюс, но этот шар пропал без следа.
В марте 1999 г. Брайан Джонс и Бертран Пикар совершили первое кругосветное путешествие на воздушном шаре «Брейтлинг Орбитер 3», облетев землю за 19 дней.
С какими же трудностями столкнулись путешественники?
- Закрепление
Ответьте на вопросы:
(За каждый правильный ответ 1 балл, общее число баллов дети записывают на полях в тетради).
- Какого газа в воздухе больше всего? (Азота)
- Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза? (Углекислый газ)
- Какой газ воздуха нужен для горения, гниения и дыхания? (Кислород)
- Почему озоновые дыры – это опасное явление? (УФ-лучи губительны для жизни)
- Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами? (Тропосфера)
- Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? (Там разреженный воздух, и горение топлива было бы невозможно)
Игровая форма закрепления материала (1 мин) «Что за числа?» (на доске написаны числа, учащиеся объясняют, что они обозначают)
2000 км 78% 6 градусов 21% 1% 18км 50 -55км | 2000 км – толщина атмосферы. 78% - азот. 6 градусов – понижение температуры на каждый км. 21% - кислород. 1% - прочие газы. 18км – толщина тропосферы над экватором. 50 -55км-верхняя граница стратосферы. |
- Рефлексия.
Подведите итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты?
Кому, на ваш взгляд, можно сегодня поставить оценки за урок?
Какие оценки вы поставили бы себе сами?
- Домашнее задание
§ 35 (прочитать)
Выполнить задания 1 и 5 (стр.108)
Творческое задание по желанию. Найти в интернете информацию о характеристиках верхних слоях атмосферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Атмосфера - воздушная оболочка Земли". Тест по географии.
Итоговый контроль по теме "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" 6 класс 2 варианта.Составлен с использованием методических пособий: А.А.Лобжанидзе География 6 класс ...
Атмосфера - воздушная оболочка Земли.
Урок изучения нового материала по природоведению в 5 классе....
Презентация" Воздушная оболочка Земли." Урок природоведения 5 класс
В презентации полная характеристика атмосферы, описание облаков , грозы, тесты для проверки знаний...
Воздушная оболочка Земли
Цель урока: получение новых знаний об атмосфере, ее составе, значении, явлениях, происходящих в атмосфере....
План-конспект урока в 6 классе "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"
Сегодня Международный проект Глобальная школьная лаборатория" - это обучающая среда поддержки преподавания географии. Методической основой проекта является так называемые МИМы. МИМы - это мультимедийн...
Тема урока: «Воздушная оболочка Земли – атмосфера».
Методическая разработка урока по географии...
Урок "Атмосфера - воздушная оболочка Земли"
Разработка урока "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" с применением технологии формирующего оценивания...