Выступление на районном семинаре "Путь к успеху, или мотивационные ресурсы урока географии"
статья по географии

Марьина Алла Вячеславовна

В ходе своей педагогической деятельности, мною было замечено, что учащиеся 6-8 классов имеют крайне низкую мотивацию к обучению. Я предлагаю вам познакомиться с приемами и способами, которые я использую на различных этапах урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре.

Путь к успеху, или  мотивационные ресурсы урока географии.  

В ходе своей педагогической деятельности, мною было замечено, что современные дети (особенно учащиеся 6-8 класс),  имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом второго плана, такой как география. Я думаю практически все учителя неоднократно задавалась вопросом как можно положительно улучшить данную ситуацию.

Всем известна древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет; это будет лишь видимость учебной деятельности.

 Но если проанализировать предметы востребованные учащимися 9 –х классов для сдачи ОГЭ, то предмет география, является одним из распространенных предметов и для нашей школы. Ежегодно этот предмет выбирают до 60%  девятиклассников.

Старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку она не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы,  в результате мотивация  понижается.В современном мире географические знания необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком.

Причины спада школьной мотивации:

1.У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

В своей практике я использую  как эмоциональные мотивации (поощрение, создание ярких наглядно-образных представлений,  доброжелательная атмосфера на уроке) , так и познавательные (активизация познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт обучающегося,  выполнение творческих заданий,  учебно-познавательные игры),  и социальные (создание ситуации взаимопомощи,  взаимопроверка и рецензирование).

Урок географии обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.

Примеры методических приёмов и способов, которые я использую для повышения мотивации обучающихся на разных этапах урока:

1.«Нестандартный вход в урок»: нетрадиционное начало урока, каждый урок желательно начинать по-новому, эпиграф по теме, загадки, стихотворения, народные приметы, отрывки из произведений служат отличнымимотиваторами.

1.«Отец географии: кто он?»,

«Вода, кругом вода»,

«Без географии мы нигде…».

«Приглашаем на полюс холода южного полушария!» «В мир ледяного безмолвия», «В гости к пингвинам»

2. Слайд ,рисунок, график, карикатура, символ, фотография и , ребус, пиктограмма (зрительный образ)

Разноуровневые вопросы в процессе проверки домашнего задания, облако слов, дискуссия, обучение в сотрудничестве, физкультминутка, рефлексивный приём «три М», разноуровневое домашнее задание, по желанию творческое задание на выбор

Актуализация знаний , использую как «проблемный вопрос», «загадка», «ассоциация».

1. - Что случится, если…(если реки потекут вспять?)

- Знаете ли вы, что есть географические карты, на которых показаны несуществующие географические объекты? Что это за карты? Почему они необходимы?

(ответ: Это карты караванных путей в пустынях, на которых обозначены места, где часто встречаются миражи. Известны случаи, когда видения озер, городов были так реальны, что жертвами миражей становились целые караванные отряды.)

-как бы изменился наш климат, если бы на севере страны были высокие горы, простиравшиеся с запада на восток?

 - Поспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина, кто из них старше, Кавказ говорит: «Посмотри, я весь белый, а ты вся зелёная, молодая, значит я старше и мудрее», а равнина с ним не соглашается, утверждает, что она старше. Кто из них прав?

2. Сложи слово (карту)

Вместе нам жилось прекрасно,

Нас разрезали напрасно.

Быстро мы соединимся,

Во что хочешь превратимся. Опрос по цепочке, составьте образ (каждый по 1  предложению)

Ассоциации 1. Бывает якорная…, бывает золотая…, бывает горная… (Цепь)

2. Бывает на эстраде…, живет в море…, видна в ночном небе…(Звезда)

3. Бывает Ближний…, сторона горизонта…, дело очень тонкое…(Восток)

4. Ее можно брать…, у всех она своя…, самая большая у Эвереста…(высота)

5. Бывают чугунные, деревянные, золотые…, в футболе их надо штурмовать…, есть такой пролив Карские…

-Создаю на уроке ситуации занимательности и удивления (привожу интересные примеры, показываю грандиозность цифр, необычность факта). Удивление - мощный стимул познания. Удивляясь, ученик как бы стремится заглянуть вперёд, он находится в ожидания чего-то нового, интересного и непознанного. Но надо всегда помнить, что занимательность – это не развлекательность. Использовать занимательность необходимо, чтобы привлечь учащихся к учёбе, а не отвлекать их от неё.

НА ЧТО ПОХОЖА ЗЕМЛЯ? А .Усачев (Пи )

Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета - лесами,
Покрыта местами она бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера,
И даже - моря...
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос - он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши -
Как часть неизвестная суши!
Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу -
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!
Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится.
Только на шее...
Ну, в общем, всем ясно,
Что наша планета
Сходство имеет
С портретом поэта.
И чтобы как следует знать географию,
Вам следует знать МОЮ ФОТОГРАФИЮ!
Источник: https://materinstvo.ru/art/1651 Materinstvo.ru

-«Верно - неверно»: ученикам предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Они выбирают верные на их взгляд утверждения, полагаясь на собственный опыт или, просто угадывая. В любом случае обучающиеся настраиваются на изучение темы. На этапе рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие утверждения были верными, а какие – нет.

-«Автор»: обучающийся должен представить себя в роли автора учебника географии и объяснить одноклассникам необходимость изучения новой темы урока.

Целеполагание, постановка проблемы.

Например, перед изучением темы «Внутренние воды Южной Америки», можно предложить учащимся следующие познавательные задачи.

Знаете ли вы, что на этом материке протекает «серебряная» река, хотя ее вода мутно-желтая? Как она называется? (Парана)

Знаете ли вы, что здесь находится самый большой водопад и самое высокогорное озеро мира?

Знаете ли вы, что Амазонка самая полноводная река в мире не прикрыта ни одним мостом, дамбой или плотиной?

Освоение нового материала

« Приём мозговой штурм»

Что случится, если Земля перестанет вращаться вокруг своей оси

Вспомните, что мы уже знаем?

Как мы можем ответить на вопрос?

Прием «Парадокс», перед началом изучения темы Например: «Почему на Алтае живут жаворонки, ведь это степная птица? Или «- Почему в пустыне Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?», «Представьте, что остров Мадагаскар сместился на 30 градусов к югу. Как изменится в этом случае климат столицы острова?»

Прием «Поиск общего»

Даются два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше их общих признаков. 1.П-ов Калифорния – г. Волгоград. На первый взгляд ничего общего между ними нет. Но при более тщательном размышлении можно найти несколько общих признаков: 1. Оба лежат в Северном полушарии. 2. Оба объекта пересекает изотерма + 24°С. 3. Среднегодовое количество осадков от 300 до 400 мм. 4. И в том и в другом слове по одной букве «А», «Л» и «Р».

Освоение нового (реализация проекта):

Прием «ИНСЕРТ» или «Осознанное чтение»  Это маркировка текста значками по мере его освоения.

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям которые у них есть;

«v» - если то, что прочитали является новым;

«?» - если то, что прочитали оказалось непонятным и требует разъяснений

3. Прием моделирования. 1.Учащимся предлагается создать карту, имея контур материка и основные географические объекты, или в 9 классе, среди 89 субъектов выбрать те, которые входят в состав одного экономического района,

Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части? Где бы в таком случае был бы самый влажный климат (покажите синей штриховкой), а где – самый сухой (покажите красной штриховкой)? Где вдоль берегов проходили бы теплые течения, а где холодные?

-Опираюсь на жизненные наблюдения и опыт самих обучающихся, например какая поверхность нагревается и остывает быстрее. Представьте. Вы стоите летом в знойный день на берегу реки Киренги. Разувшись…

 Проблемное задание:

        6 класс. Докажите связь понятия « масштаб» с предметом математики.

      «Закончите предложение»

        Масштаб – это………..

Ответ:  Масштаб – это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.

            Какие виды масштабов мы знаем? Ответ:  Именованный, численный и   линейный.(Фронтальный опрос, работа с картой)

А теперь применим теоретические знания на практике. Выполним задание.

Измерьте расстояния на карте с помощью масштаба:

Москва – Париж (по карте полушарий)

Проблемное задание:

10- 11 класс

Блиц опрос

1.Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире. Какие тенденции вы сможете выявить?

2.В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Это много для нашей планеты или нет? Грозит ли нашей планете перенаселение?

В 9 классе. Человек живет чтобы ест, или ест , чтобы жить

 Проблемные вопросы. Например:

- Что случится, если…?

- Назовите…

- Сколько известно… ?

- Какой …. является лучшим и почему?

- Приведите пример,…

В чем сильные и слабые стороны….?

- Из чего состоит…?

- Каким образом… влияет на … ?

- Кто участвовал…?

- Чем похожи… и …. ?

- На что похоже… ?

- Где происходило … ?

- Кто открыл … ?

- Что мы уже знаем о … ?

- Каким образом … можно использовать для … ?

- Кто изобрел … ?

Первичное закрепление. Прием «Найди ошибки»

Большая часть южной Африки находится севернее 30 с.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от Южной Африки самый крупный на земном шаре о. Мадагаскар.

Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь распространены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные, а на выходах кристаллических пород – магматические.

В Южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский. Природные условия сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток

Для развития логического мышления применяю следующие приёмы: Прием «Да-нет» Учитель загадывает какого-либо путешественника или объект, а ученики ложны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель имеет право отвечать только «да» или «нет». Задача ученика состоит в том, чтобы найти ответ, задав как можно меньше вопросов. Если использовать этот прием на уроке для проверки знаний, то вводится следующий принцип выставления оценки: угадавший с 4 вопросов получает «5», с 5 - 6 вопросов – «4», с 10 вопросов – «3».

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Прием «Найди лишнее»

1. Низкая Африка, Средняя Африка, Высокая Африка.

2. Капские горы, Драконовы горы, Альпийские горы.

3. Бразильское плоскогорье, Эфиопское нагорье, Нагорье Тибести.

4. Атлас, нагорье Ахаггар, Мадагаскар.

5. Везувий, Килиманджаро, Камерун

Включение в систему знаний и повторение

. Географические диктанты являются широко распространенной формой

контроля знаний учащихся. Однако под этим термином скрывается довольно

обширная группа различных приемов, наиболее распространенной формой

которых является диктант по контурной карте, когда учитель зачитывает

список географических объектов под номерами, а ученики должны поставить

их в соответствующем месте контурной карты.

Учитель зачитывает предложения, а ученики должны определить верно ли

это утверждение или нет, согласны или не согласны.

Утверждения по теме «Северная Америка»:

1. Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.

2. На западе материк Северная Америка омывает Тихий океан.

3. Северная Америка самый жаркий материк.

4. На западе материка расположены горы Анды.

5. Самая большая река Северной Америки – Амазонка.

Второй тип диктанта - диктант по терминологии. В этом случае ученики в

тетради пишут несколько географических терминов, а учитель вслух читает

их определения под номерами. Ученики должны напротив каждого термина

поставить соответствующий номер. Эти две разновидности диктантов

проверяют только память ученика.

Это, например, «Что это?» (суть приема состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь).

1. Название этого полуострова означает "Земля цветов", его дал

полуострову испанский исследователь Хуан Понсе де Леон, когда впервые

посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название

потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и

оттенков растений, украшающих земли (полуостров Флорида).

2. Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Таблица-знаю – хочу узнать - узнал

-Ставлю отметку за урок ученику не за отдельный ответ, а за несколько на разных этапах урока - приём «Накопительная оценка».

Считаю, что наиболее эффективным методом мотивации учащихся (особенно на ранних этапах) является игра. Каждый урок – поле для творческой деятельности учителя. Обязательно элемент игры.

Считаю использование педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма целесообразным в рамках перехода школ на стандарты второго поколения. Приведу некоторые приёмы технологии РКМПЧП, которые я использую на уроках для активизации познавательной деятельности обучающихся. Первый из них кластер. Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди

Правила написания синквейна: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Качественное школьное образование – это первая ступенька, ведущая ученика на вершину успеха. Степень успешности во многом определяет наше отношение к жизни, желание учиться, узнавать новое, работать и совершенствоваться. Учёба - это нелёгкий труд, но при правильной мотивации она способна дарить радость творческих открытий, позволяет учиться с увлечением и достигать позитивных результатов. Но сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший объём знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

На современном этапе каждому человеку приходится учиться всю жизнь - таковы последствия технического прогресса.

Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей,   расширяет географический кругозор школьников, повышает качество  географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

Деятельность учителя по развитию мотивации к учению была и будет приоритетной, и актуальной, потому что государству нужны мотивированные люди, способные к самообразованию, принятию нестандартных решений, умеющие креативно мыслить, предлагать и создавать новое. Основная функция мотивации состоит в том, чтобы сначала темой зацепить ученика, сделать обучение желанным, а потом уже её изучать.

Сегодня у школьников нет времени, чтобы осознать всю прелесть географии. Следствием этого вижу падение интереса к географии как неперспективному предмету и образование мотивационного вакуума.

Создаю на уроке ситуации занимательности и удивления (привожу интересные примеры, показываю грандиозность цифр, необычность факта). Удивление - мощный стимул познания. Удивляясь, ученик как бы стремится заглянуть вперёд, он находится в ожидания чего-то нового, интересного и непознанного. Но надо всегда помнить, что занимательность – это не развлекательность. Использовать занимательность необходимо, чтобы привлечь учащихся к учёбе, а не отвлекать их от неё.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путь к успеху, или мотивационные ресурсы урока географии Марьина АВ, учитель географии МОУ « Магистральнинская СОШ №2»

Слайд 2

…… Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования…..

Слайд 3

Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз. « Отец географии: кто он?», «Вода, кругом вода», «Без географии мы нигде…». «Приглашаем на полюс холода южного полушария!» «В мир ледяного безмолвия», «В гости к пингвинам» « Океан, открывает свои тайны» « Всё ещё удивительная Африка» « Ветер гуляет по всей планете» « Капелька-путешественница» « Знакомьтесь, Австралия!» «Слушаем прогноз погоды»

Слайд 5

Отсроченная отгадка 8 класс Тема « Восточно- Европейская равнина». Поспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина, кто из них старше, Кавказ говорит: «Посмотри, я весь белый, а ты вся зелёная, молодая, значит я старше и мудрее», а равнина с ним не соглашается, утверждает, что она старше. Кто из них прав?

Слайд 6

Почему бывают цветные дожди?

Слайд 8

Приём «Ассоциативный ряд» Задачи. Составить ассоциативный ряд к географическим объектам. (Работа может выполняться в группе, в парах; на листах А4, в тетради). Пример: Австралия . Австралия Самый маленький Площадь= 7,6 млн. км. в кв. Самый засушливый Большой барьерный риф Материк-государство эндемики сумчатые

Слайд 9

Привлекательная цель – Перед учениками ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки. Вам необходимо собрать чемодан . Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?

Слайд 10

Прием « Инсерт » или «Осознанное чтение» Это маркировка текста значками по мере его освоения. Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях: «+» - если считают, что это им известно; «-» - если считают, что это противоречит тем знаниям которые у них есть; «v» - если то, что прочитали является новым; «?» - если то, что прочитали оказалось непонятным и требует разъяснений

Слайд 11

Проблемное задание: Докажите связь понятия « масштаб» с предметом математики. «Закончите предложение» Масштаб – это……….. Ответ: Масштаб – это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности. Какие виды масштабов мы знаем ? Ответ: Именованный, численный и линейный.(Фронтальный опрос, работа с картой) А теперь применим теоретические знания на практике. Выполним задание. Измерьте расстояния на карте с помощью масштаба: Москва – Париж (по карте полушарий)

Слайд 12

Прием «Найди ошибки» Большая часть южной Африки находится севернее 30 с.ш . На востоке Мозамбикский пролив отделяет от Южной Африки самый крупный на земном шаре о. Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь распространены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные, а на выходах кристаллических пород – магматические. В Южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский. Природные условия сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток

Слайд 13

Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы: Это планета земной группы? - нет; Это планета – гигант? – да; Эта планета имеет гигантские кольца? – нет; Это самая большая планета? – да. Ребята делают вывод, что это планета Юпитер. Прием: «Да – нет»

Слайд 14

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Прием «Найди лишнее » 1. Низкая Африка, Средняя Африка, Высокая Африка. 2. Капские горы, Драконовы горы, Альпийские горы. 3. Бразильское плоскогорье, Эфиопское нагорье, Нагорье Тибести . 4. Атлас, нагорье Ахаггар , Мадагаскар. 5. Везувий, Килиманджаро, Камерун

Слайд 15

Памятка для туриста. Творческое задание.

Слайд 16

Рефлексия Кла́стер

Слайд 17

Карта настроения. На каком из островов вы сегодня пребывали? о . Страха о. Познания о. Уверенности о. Радости о. Скуки о. Будущего

Слайд 18

Использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни. Выводы

Слайд 19

Могут дети – сможем и мы!

Слайд 20

Выводы : Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Анализ мотивационных ресурсов урока.

Дается анализ мотивационных ресурсов основных компонентов урока...

Презентация Виды учреждений ДОД Азовского района (выступление на районной конференции)

МБОУ ПОСЕЛКОВАЯ СОШ   АЗОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ    Завуч по воспитательной работе   Ибрагимова Л.С. Кружок «Хозяюшка» руководитель Коврикова В....

Посткроссинг как мотивационный ресурс

Использование посткроссинга в образовательном процессе для изучения английского языка и повышения мотивации у учащихся...

мотивационные ресурсы процесса иноязычного образования

мотивационные ресурсы процесса иноязычного образования...

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями учащихся как мотивационный ресурс образовательной деятельности

В детской школе искусств участие родителей в жизни обучающихся сейчас является как никогда актуальным. Актуальность обусловлена разнообразием творческих направлений, где может проявить себя ребе...