Рабочая программа по экологии Свердловской области
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Предлагаю в помощь в работе учителям- программу по экологии Свердловской области и конспект урока по странам ЕС. Буду очень рада, если мой труд поможет кому то в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по экологии Свердловской области | 293 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа по экологии Свердловской области составлена на основе национально-регионального компонента дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006г. №15-ПП, базисного учебного плана для образовательных учреждений Свердловской области, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах , утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2007г. №12-д , учебного плана Центра на 2012-13 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Рабочая программа выполняет две основные функции:
информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях , содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения ,структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
- Пояснительную записку.
- Календарно- тематическое планирование.
- Контрольно-измерительные материалы.
- Критерии выставления оценок за устные ответы и письменные работы учащихся.
- Комплекты учебников и учебно-методических материалов, обеспечивающие процесс экологического образования.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Структура программы по экологии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры на мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Рабочая программа составлена на основе национально-регионального компонента дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006г. №15-ПП. Программа предназначена для учащихся 10-12 классов. Программа «Экология Свердловской области» построена с привлечением краеведческого материала учитывает специфику местности в которой проживают школьники, формирует представление у них о природном разнообразии мира на уровне своей малой Родины. Это позволяет сделать процесс обучения более значимым для учащихся. Основной целью национально-регионального компонента является обеспечение условий для формирования у обучающихся целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в регионе, Свердловской области и готовности включиться в практическую деятельность по развитию своего края.
Классы | Объем учебного времени по учебному плану Центра ( кол-во часов в неделю) |
10 а,б,в,г,д | 1 час |
11 а,б,в | 1 час |
12а | 1 час |
Цели:
- освоение экологических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, экологических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими экологическими особенностями и проблемами региона;
воспитание патриотизма, толерантности, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни экологических знаний, умений, навыков.
Рабочая программа рассчитана на 36 учебных часов .
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеэкологических умений и навыков , овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следущие:
- умение работать с экологическими картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
- определение характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной экологической теме в источниках различного типа, в том числе в экологических информационных системах;
- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения:
В результате изучения экологии ученик должен «Знать, понимать экологические понятия и термины, экологические явления и процессы в геосферах, природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем.
«Уметь» составлять экологическую характеристику различных объектов , находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения экологических явлений. Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснить. Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников экологической информации, а также экологические характеристики регионов и стран мира; таблиц, схем, отражающих экологические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
В рубрике «Использование» приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например: для понимания экологической ситуации в регионах и странах мира в условиях стремительного развития научно-технического прогресса, различных видов человеческого общения.
3. Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план ( 10 класс)
№п/п | Разделы, темы | Кол.час. | Дата |
1. | Введение | 1 | |
2. | Тема № 1.Экология –наука современности | 4 | |
3. | Тема № 2. Нормативно-правовое обеспечение решения экологических проблем на территории региона | 8 | |
4. | Тема № 3. Природно-экологическая характе- | 13 | |
ристика Урала | |||
5. | Тема № 4. Природно-охраняемые территории | 8 | |
6. | Обобщающее повторение по курсу | 2 | |
Итого: | 36 |
Учебно-тематический план ( 11 класс)
№п/п | Разделы, темы | Кол.час. | Дата |
1. | Введение | 1 | |
2. | Повторение основных вопросов за курс 10 класса | 1 | |
3. | Тема № 5. Флора и растительность региона, их состояние и охрана. | 17 | |
4. | Тема № 6. Животный мир региона, его рациональное использование и их охрана | 14 | |
5. | Обобщающее повторение по курсу | 3 | |
Итого: | 36 |
Учебно-тематический план ( 12 класс)
№п/п | Разделы, темы | Кол.час. | Дата |
1. | Введение | 1 | |
2. | Повторение основных вопросов за курс 11 класса | 1 | |
3. | Тема № 7. Основные источники и степень загрязнения природной среды | 15 | |
4. | Тема № 8. Экологические нарушения и их последствия | 9 | |
5. | Тема № 9. Экология и здоровье населения Среднего Урала | 8 | |
6. | Биосфера, как замкнутая система Земли | 1 | |
7. | Глобальные проблемы человечества | 1 | |
Итого: | 36 |
4. Календарно--тематическое планирование.
Календарно-тематический план (10 класс)
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Даты | |||
Тр. зан | Пр. зан | К. зан | ||||
1. | Введение | 1 | ||||
Тема № 1.Экология – наука современности (4 ч.) | ||||||
2. | Экология-наука современности | 1 | ||||
3. | История возникновения экологии как науки | 1 | ||||
4. | Предмет и задачи экологии | 1 | ||||
5. | Методы экологического исследования | 1 | ||||
Тема № 2.Нормативно- правовое обеспечение решения экологических проблем на территории региона ( 8 ч.) | ||||||
6. | Нормативно-правовое обеспечение региональной практики решения экологических проблем Свердловской области | 1 | ||||
7. | Закон РФ № 7 ФЗ 10.10.02.»Об охране окружающей среды» | 1 | ||||
8. | Положение «О создании координационного Совета по экологии и природоиспользованию Свердловской области» №609-ПП 21.07.2000. | 1 | ||||
9. | Постановление Правительства РФ № 404 29.05.08. «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ» | 1 | ||||
10. | О внесении изменений в области государственной целевой программы «Экология и природные ресурсы Свердловской области в 2009-11 гг.» | 1 | ||||
11. | Положение № 879-ПП 07.06 10. «Введение ограничений на территории Свердловской на использование объектов животного мира» | 1 | ||||
12. | Положение № 961-ПП 23.06.10. Внесение изменений в целевую программу «Экология и природные ресурсы Свердловской области» | 1 | ||||
13. | «План мероприятий по реализации концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года» №974 25.06.10. | 1 | ||||
Тема № 3.Природно-экологическая характеристика Урала (13 ч.) | ||||||
14. | Природно-экологическая характеристика Урала | 1 | ||||
15. | Природно-экологическая характеристика Урала | 1 | ||||
16. | Почвы Урала | 1 | ||||
17. | Растительный мир Урала | 1 | ||||
18. | Фауна | 1 | ||||
19. | Природные ресурсы Урала | 1 | ||||
20. | Минеральные ресурсы | 1 | ||||
21. | Природные ресурсы Свердловской области | 1 | ||||
22. | Земельные ресурсы | 1 | ||||
23. | Лесные ресурсы | 1 | ||||
24. | Водные ресурсы | 1 | ||||
25. | Обобщающее повторение по теме | |||||
26. | Пр.р. по теме: Природно-экологическая характеристика Урала | 1 | ||||
Тема № 4. Природные охраняемые территории (8 ч.) | ||||||
27. | Природные охраняемые территории | 1 | ||||
28. | Заказники | 1 | ||||
29. | Заповедники | 1 | ||||
30. | Памятники природы | 1 | ||||
31. | Природные и национальные парки | 1 | ||||
32. | Природные и национальные парки | 1 | ||||
33. | Обобщающее повторение по теме | 1 | ||||
34. | Зачет №1 | 1 | ||||
35. | Обобщающее повторение по курсу | 1 | ||||
36. | Обобщающее повторение по курсу | 1 | ||||
Итого: | 34 | 1 | 1 |
Календарно-тематический план (11 класс)
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Даты | |||
Тр. зан | Пр. зан | К. зан | ||||
1. | Введение | 1 | ||||
2. | Повторение основных вопросов за курс 10 класса | 1 | ||||
Тема: Флора и растительность региона, их состояние и охрана | 16-21.04. | |||||
3. | Особенности природных ресурсов Урала | 1 | ||||
4. | Особенности природных ресурсов Свердловской области | 1 | ||||
5. | Разнообразие растительного мира на Урале | 1 | ||||
6. | Эндемики Урала | 1 | ||||
7. | Эндемики Свердловской области | 1 | ||||
8. | Реликты Урала | 1 | ||||
9. | Реликты Свердловской области | 1 | ||||
10. | Основные растительные сообщества Урала | 1 | ||||
11. | Основные растительные сообщества Свердловской области | 1 | ||||
12. | Экологические последствия антропогенных воздействий на растительный мир Урала | 1 | ||||
13. | Экологические последствия антропогенных воздействий на растительный мир Свердловской области | 1 | ||||
14. | «Красная книга» Среднего Урала (растения) | 1 | ||||
15. | «Красная книга» Свердловской области (растения) | 1 | ||||
16. | Ботанические сады города | 1 | ||||
17. | Ботанические парки города | 1 | ||||
18. | Обобщающее повторение по теме | 1 | ||||
19. | Пр.р. по теме: Флора и растительность региона, их состояние и охрана | 1 | ||||
Тема: Животный мир региона, его рациональное использование и охрана | 16-21.01. | |||||
20. | Животный мир региона, его рациональное использование и охрана | 1 | ||||
21. | Млекопитающие Среднего Урала | 1 | ||||
22. | Орнитофауна Среднего Урала | 1 | ||||
23. | Насекомые Свердловской области | 1 | ||||
24. | Рыбы | 1 | ||||
25. | Водоемы г.Екатеринбурга и его окрестностей | 1 | ||||
26. | Звери-переселенцы | 1 | ||||
27. | Вредители сельского хозяйства | 1 | ||||
28. | Переносчики инфекционных заболеваний и паразиты | 1 | ||||
29. | Охрана животных | 1 | ||||
30. | «Красная книга» Среднего Урала (животные) | 1 | ||||
31. | «Красная книга» Свердловской области (животные) | 1 | ||||
32. | Обобщающее повторение по теме | 1 | ||||
33. | Зачет №1 | 1 | ||||
34. | Обобщающее повторение по курсу | 1 | ||||
35. | Обобщающее повторение по курсу | 1 | ||||
36. | Обобщающее повторение по курсу | 1 | ||||
Итого: | 34 | 1 | 1 |
Календарно-тематический план ( 12 класс)
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Даты | |||
Тр. зан | Пр. зан | К. зан | ||||
1. | Введение | 1 | ||||
2. | Повторение основных вопросов за курс 11 класса | 1 | ||||
Тема № 7. Основные источники и степень загрязнения природной среды ( 15 ч.) | 12-17.09. | |||||
3. | Историческая обусловленность современного состояния природной среды Урала | 1 | ||||
4. | Эколого- географические предпосылки | 1 | ||||
5. | Урбанизация территории | 1 | ||||
6. | Геохимические предпосылки | 1 | ||||
7. | Состояние атмосферного воздуха в городе | 1 | ||||
8. | Природа и значение парникового эффекта | 1 | ||||
9. | Кислотные осадки | 1 | ||||
10. | Нарушение озонового слоя | 1 | ||||
11. | Оксидизация Земли | 1 | ||||
12. | Состояние водных ресурсов Среднего Урала | 1 | ||||
13. | Эвтрофикация водоемов | 1 | ||||
14. | Канализационные стоки | 1 | ||||
15. | Токсические загрязнения промышленными стоками | 1 | ||||
16. | Обобщающее повторение по теме | 1 | ||||
17. | Пр.р. по теме: Основные источники и степень загрязнения природной среды | 1 | ||||
Тема № 8. Экологические нарушения и их последствия ( 9 ч.) | ||||||
18. | Состояние земельных ресурсов | 1 | ||||
19. | Опасные отходы. Их влияние на здоровье людей | 1 | ||||
20. | Состояние лесных экосистем окрестностей города | 1 | ||||
21. | Радиационная обстановка на Среднем Урале | 1 | ||||
22. | Источники естественной радиации. Их влияние на здоровье людей | 1 | ||||
23. | Источники радиации созданные человеком | 1 | ||||
24. | Медицина, атомная энергетика (БАЭС) | 1 | ||||
25. | Экологический мониторинг | 1 | ||||
26. | Обобщающее повторение по теме | 1 | ||||
Тема № 9. Экология и здоровье населения Среднего Урала ( 8 ч.) | 05-10.03. | |||||
27. | Факторы, влияющие на здоровье человека | 1 | ||||
28. | Анализ заболеваемости населения области | 1 | ||||
29. | Рекомендации по профилактике метеотропных реакций организма человека | 1 | ||||
30. | Основные загрязнители атмосферного воздуха, которые обуславливают наибольший риск для здоровья людей | 1 | ||||
31. | Группы риска | 1 | ||||
32. | Решение проблемы здоровья населения | 1 | ||||
33. | Обобщающее повторение по теме | 1 | ||||
34. | Зачет №1 | 1 | ||||
35 | Биосфера как единая замкнутая система Земли | 1 | ||||
36. | Глобальные проблемы человечества | 1 | ||||
Итого: | 34 | 1 | 1 |
Содержание курса
География Свердловской области (10 класс)
Введение (1 ч.)
Тема №1.Экология – наука современности (4 ч.) История возникновения экологии как науки. Предмет и задачи экологии. Методы экологического исследования.
Тема № 2.Нормативно-правовое обеспечение решения экологических проблем на территории региона (8 ч.) Нормативные документы, положения, план мероприятий региональной практики решения экологических проблем Свердловской области.
Тема № 3.Природно-экологическая характеристика Урала (13 ч.) Природно-экологическая характеристика Урала. Почвы Урала. Растительный мир Урала. Фауна. Минеральные ресурсы. Земельные лесные, водные ресурсы.
Практическая работа по теме: Природно-экологическая характеристика Урала. Анализ по статистическим данным, картам атласа состояния земельных, лесных, водных ресурсов Свердловской области.
Тема № 4.Природно-охраняемые территории (8 ч.) Природно-охраняемые территории. Заказники. Заповедники. Памятники природы.
Обобщающее повторение по теме.
Зачет № 1.
Обобщающее повторение по курсу (2 ч.)
Содержание курса
География Свердловской области (11 класс)
Введение (1 ч.)
Повторение основных вопросов за курс 10 класса (1 ч.)
Тема № 5.Флора и растительность региона, их состояние и охрана. (17 ч.)
Особенности природных ресурсов Свердловской области. Разнообразие растительного мира на Урале. Эндемики Урала и Свердловской области. Реликты Урала и Свердловской области. Основные растительные сообщества Урала. Экологические последствия антропогенных воздействий на растительный мир Урала и свердловской области. «Красная книга» Среднего Урала и Свердловской области (растительность). Ботанические сады и парки города.
Тема № 6. Животный мир региона, его рациональное использование и охрана (14 ч.) Животный мир региона, его рациональное использование и охрана. Млекопитающие Среднего Урала. Орнитофауна. Водоемы. Переносчики инфекционных заболеваний и паразиты. Охрана животных. «Красная книга» Среднего Урала и Свердловской области (животные).
Практическая работа по теме: Флора региона. Животный мир. Рациональное использование и охрана. Составление таблицы с указанием охраняемой растительности животного мира по статистическим материалам.
Зачет № 1.
Обобщающее повторение по курсу (3 ч.)
Содержание курса
География Свердловской области (12 класс)
Введение (1 ч.)
Повторение основных вопросов за курс 11 класса (1 ч.)
Тема № 7.Основные источники и степень загрязнения природной среды (15 ч.) Основные источники и степень загрязнения природной среды. Историческая обусловленность состояния природной среды Урала. Эколого-географические предпосылки. Урбанизация территории. Состояние атмосферного воздуха в городе. Парниковый эффект. Кислотные осадки. Нарушение озонового слоя. Оксидизация Земли. Состояние водных ресурсов. Эвтрофикация водоемов. Канализационные стоки. Токсические загрязнения. Практическая работа по теме: Основные источники и степень загрязнения природной среды. Определение степени загрязнения воздуха по количеству траспортных средств на улице Малышева.
Экологические нарушения и их последствия (9 ч.) Состояние земельных ресурсов. Опасные отходы. Лесные экосистемы. Радиационная обстановка на Урале. Источники радиации. Экологический мониторинг. Медицина. Атомная энергетика.
Экология и здоровье населения Среднего Урала ( 8 ч.) Факторы, влияющие на здоровье человека. Анализ заболеваемости населения. Профилактика заболеваний. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Группы риска. Решение проблемы здоровья населения.
Зачет № 1.
Биосфера как единая замкнутая система Земли. Глобальные проблемы человечества (2 ч.)
5. Контрольно-измерительные материалы.
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТОВ
Класс | № зачета | Тема зачета | Дата |
10 | 1 | Природно-экологическая характеристика Урала | |
11 | 1 | Растительный и животный мир Урала. Состояние и охрана. | |
12 | 1
| Экологические нарушения и их последствия |
КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗА ПИСЬМЕННЫЕ ОТВЕТЫ:
Каждый зачет включает в себя 5 заданий.
Задания составлены на основе требований национально-регионального компонента дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования Свердловской области и являются обязательными для выполнения. Таким образом :
Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется за все неверно выполненные задания.
Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется обучающемуся, выполнившему первые три задания, которые являются заданиями первого уровня сложности.
Оценка «ХОРОШО» выставляется обучающемуся, выполнившему четыре задания, задание № 4 является заданием второго уровня сложности.
Оценка «ОТЛИЧНО» выставляется обучающемуся, выполнившему все пять правильно выполненных заданий.
КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗА УСТНЫЕ ОТВЕТЫ:
Оценкой « ОТЛИЧНО» оценивается ответ:
- полный четкий, доказательный ответ без наводящих вопросов учителя;
- знание обучающимся терминов, географической карты, физических и социальных явлений, фактов;
- умение сравнивать, анализировать материал, высказывать личное мнение по вопросу;
Оценкой «ХОРОШО» оценивается ответ:
- полный ответ с неточностями, наводящими вопросами учителя;
- обучающийся способен дать грамотный ответ, но затрудняется высказывать личное суждение на поставленный вопрос;
- допускает отдельные неточности в терминологии
Оценкой «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» оценивается ответ:
- обучающийся не может самостоятельно, без диалога с учителем раскрыть содержание вопросов;
- слабо представляет внутреннюю структуру темы;
- знает и употребляет минимальное количество терминов, физических и социальных явлений;
- испытывает затруднения в сравнительных характеристиках регионов мира.
Оценкой «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» оценивается ответ:
- ответ не соответствующий оценки «удовлетворительно»;
- ответ, не относящийся к содержанию вопроса;
-отсутствие ответов
Зачет № 1. Тема: Природно-экологическая характеристика Урала
(10 класс)
1.Что такое природные ресурсы;
2.На какие группы и категории в наши дни подразделяют природные ресурсы;
3.Чем руководствуются специалисты при выделении на Урале четырех геологических зон;
4.Перечислите основные лесные формации, характерные Урала;
5.На каком основании относят водные и земельные ресурсы к группе исчерпаемых.
Зачет № 1.Тема: Растительный и животный мир Урала. Состояние и
охрана (11 клас
1.Какие растительные сообщества характерны для Урала;
2.К чему ведет антропогенное воздействие на флору и растительность Урала. Приведите примеры;
3.Представители каких отрядов млекопитающих встречаются на Урале . Выделите наиболее многочисленные отряды;
4.Сформолируйте причины своеобразия орнатофауны Среднего Урала;
5.Какие экологические факторы способствуют вспышкам энцефалита на Урале.
Зачет № 1.Тема: Экологические нарушения и их последствия
(12 класс)
1.Что такое рекреационная нагрузка. Степень нагрузки в городе;
2.Перечислите основные источники естественного радиационного фона;
3.Вспомните крупные природные катастрофы в России;
4.Что такое экологическая катастрофа. Как определяются зоны экологического кризиса, бедствия. Какие из этих зон расположены на карте Свердловской области;
5.Что такое экологический мониторинг. Почему в последнее время ему придают особое значение.
6. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10-12 классов
обучающиеся должны знать:
- понятие и суть региональных проблем, обеспечивающие осознание разрешения региональных проблем Уральского региона;
- источники экологической информации, методы камеральной обработки материалов;
- особенности экологических и социальных проблем в своей области;
- основные причины возникновения проблем в своем городе и области природно-экологического и социального характера и своеобразие проявления глобальных проблем на уровне региона;
- основные пути решения проблем регионального уровня;
- иметь представление о возможностях дальнейшего повышения личного участия и решения экологических проблем своей малой Родины.
обучающиеся должны уметь:
- проводить визуальные наблюдения, находить и анализировать результаты,
оформлять в творческих отчетах, проектах;
- объяснять причины возникновения проблем;
- оценивать природно-ресурсный потенциал своего региона;
- прогнозировать дальнейшее развитие проблем и анализировать возможные пути решения проблем;
- строить графики, диаграммы, схемы и анализировать их;
- иметь навыки постоянной заботы о сохранении окружающей среды своего края.
7. Перечень учебно-методического обеспечения.
Комплекты учебников и учебно-методических материалов,
обеспечивающие процесс экологического образования
Автор учебника, учебно-методического материала | Название учебника, учебно-методического материала | Год и место издания |
В.М.Миркин | Экология 10 -11 классы. | М; Вента-Граф,2009 |
В.Н Большаков | Региональная экология 10-11 класс | Екатеринбург;«Сократ»,2007 |
В.Г.Капустин | География Свердловской области | Екатеринбург;«Сократ»,2007 |
К.В.Родзевич | Охрана природы | М;«Просвещение»,2007 |
Н.П.Архипова | Заповедные места Свердловской области | Екатеринбург, 2001 |
В.Н.Большаков | Мир млекопитающих Урала | Екатеринбург, 2007 |
С.А.Мамаев | Уральский лес | Екатеринбург;Урал, 2008 |
В.А.Прокин | Полезные ископаемые Урала | Екатеринбург, 2002 |
В.А.Попов | Индустрия охраняет природу | Свердловск, 2005 |
В.Г.Капустин | Атлас Свердловской области | Екатеринбург, 2005 |
Н.П.Архипова | Охраняемые природные объекты Свердловской области | Екатеринбург,2004 |
А.А.Осипова | Занимательная экология | Казань , 2006 |
А.В Булатов | В мире экологии | М; «Эврика», 2005 |
8. Список литературы (основной и дополнительной).
1.Н.П.Архипова. Охраняемые природные объекты Свердловской области.
Екатеринбург,2004
2. Н.П.Архипова. Заповедные места Свердловской области.
Екатеринбург, 2001
3. В.Н Большаков. Региональная экология 10-11 класс
Екатеринбург;«Сократ»,2007
4. В.Н.Большаков. Мир млекопитающих Урала. Екатеринбург, 2007
5. А.В Булатов. В мире экологии. М; «Эврика», 2005
6. В.Г.Капустин. География Свердловской области. Екатеринбург,Сократ,2007
7. В.Г.Капустин. Атлас Свердловской области. Екатеринбург, 2005
8. А.Мамаев. Уральский лес. Екатеринбург; Урал, 2008
9. М.Миркин. Экология 10 -11 классы. М; Вента-Граф,2009
10.А.А.Осипова. Занимательная экология. Казань , 2006
11.В.А.Попов. Индустрия охраняет природу. Екатеринбург, 2005
12.В.А.Прокин. Полезные ископаемые Урала. Екатеринбург, 2002
13.В.Родзевич. Охрана природы. М;«Просвещение»,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по экологии Томской области
Предмет «Экология Томской области» для обязательного изучения всеми учащимися 6 и 7 классов предусмотрен региональным базисным учебным планом в связи с возрастанием роли экологических знаний в форм...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Рабочая программа кружка "Экология Костромской области"
Программа кружка расчитана для учеников 5-7 5лассов. В содержание кружка входит материал по биологии, географии. истории. Цель кружка: создание условий для развития личностных качеств детей посредство...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...
Рабочая программа по экологии 5(6) класса "Экология растений" учебник Былова А.М.Шорина Н.И. 1 час в неделю
Программа разработана на основе учебника А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. &nda...