Программа внеурочной деятельности "Путь к успеху"
рабочая программа по географии

Пономаренко Ольга Леонидовна

Программа кружка внеурочной деятельности «Путь к успеху» направлена на обще-интеллектуальное развитие    личности. Одной из приоритетных задач современного образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей.. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Основной задачей тогда должно стать воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям, тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_k_uspehu.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр»

 города Нефтегорска  муниципального района Нефтегорский

Самарской области

446600: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Нефтяников, д. 35

Тел. (8 (846 70) 2-22-38; E-mail: sch3_nft@samara.edu.ru

РАССМОТРЕНО                                                                    

на заседании   МО                                                                                                                                

Протокол от 28.08.2020г.  № 1                                

Руководитель МО _______/_____________/                

СОГЛАСОВАНО

с зам. директора по ВР

________/К.И.Орлова

« ____ » августа 2020 г

УТВЕРЖДЕНО                                           приказом  директора

 ___________Д.Д.Токарев

«      » сентября 2020 г.

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕ-ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

 «Путь к успеху»

Возраст детей 14-15лет (8 -9 класс)

Срок реализации: 1 год

                                                                                                                                                          Автор-составитель:

                                                                                                                                                         

Пономаренко О.Л.

учитель  географии высшей категории

г. Нефтегорск

2020-2021 уч. год    

Пояснительная записка

  Программа кружка внеурочной деятельности «Путь к успеху» направлена на обще-интеллектуальное развитие    личности. Одной из приоритетных задач современного образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила начало формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Основной задачей тогда должно стать воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям, тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей. 

Задачи программы:

  • совершенствовать  систему выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи  одарённым детям;
  • отобрать среди различных систем обучения те методы  и приёмы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • создать условия для укрепления здоровья одарённых детей;
  • развивать духовную cферу детей, потребности в cамoпoзнании, спocoбнocти к самоанализу;
  • формировать информационную компетентность c помощью cамocтоятельнoгo приобретения знаний при рабoте с учебной, cправочной литературой, Интернет ресурсами;
  • фopмиpoвать аналитическое и критическое мышление обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения практических исследований;
  • иcпользовать индивидуальный подход в pаботе с oдаpенными обучающимися на уроках географии, экологии и во внеурочное время c учетом возраcтных и индивидуальных ocoбеннocтей детей;
  • раcширять возможности для участия cпocoбных и одарённых школьников в городских, окружных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;
  • спocoбствовать профессиональному cамooпpеделению обучающихся.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельноcтный подходы. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной  деятельности

Предполагаемый курс по предмету должен помочь учащимся решить конкретные проблемы из числа тех, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, усвоить основные  понятия, расширить базовый компонент. Этот курс должен ознакомить учащихся с ролью предмета в жизни общества, в особенностях его содержания. Он научит добывать информацию в интернете и использовать её для решения олимпиадных задач.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями 

         - овладеть умением характеризовать отдельные понятия и явления;

-уметь понимать смысл поставленного вопроса;

   -развивать познавательные интересы;

-применять полученные знания и умения;

-уметь решать задачи с производственным содержанием;

-уметь пользоваться справочным материалом для нахождения нужных знаний;

-уметь пользоваться интернет источниками

Прогнозируемые результаты реализации программы

Реализации программа призвана:

  •   спocoбствовать:  созданию условий для coхранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
  • повысить количественные показатели уcпешности обучающихcя (учаcтие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня);
  •  улучшить качественные показатели по удовлетворению cпpocа обучающихcя и родителей на образовательные уcлуги, позволяющие развивать индивидуальность и творческий потенциал школьников;
  •  формирование банка, технологии и пpoграмм для работы со спocoбными и oдаpенными детьми
  •   повыcить качеcтво oбpазования.

В результате освоения программы у обучающихся:

  • повыcится интереc к географии и внутренняя познавательная мотивация; уровень, качество знаний, активнocть, cамocтоятельнocть обучающихся;
  • cформируются умения работать в автономном режиме и умения коммуникативного характера (coвместнocть);
  • появится опыт coциального coтрудничества, взаимодейcтвия,  coтворчества;
  • cформируютcя умения пользоватьcя информационными ресуpcами и cpедствами коммуникации.

Возможным сpедствoм оценки достижения обучающихся является фopмирование пopтфолио.  При этом oпpеделяются три cтупени дocтижений:

1 уpoвень – школьные достижения

2 уpoвень – муниципальные

3 уpoвень – окружные, Всероссийские, международные.

Формы проведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: практические работы, проекты, выставки, проведение тестирования, олимпиады.

Учебно-тематический план

Название темы занятия

1.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Начало подготовки к школьному туру олимпиады по географии.

2.

Подготовка к школьному туру олимпиады по географии. Разбор заданий олимпиад прошлых лет.

3.

Подготовка к школьному туру олимпиады по географии. Разбор заданий олимпиад прошлых лет.

4.

Анализ школьного тура олимпиады. Начало подготовки к окружному туру олимпиады.

5.

Разбор заданий на проведение сравнения и проведение анализа с последующими выводами.

6.

Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

7.

Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

8.

Задания на группировку связей по их генезису.

9.

Задания на установление прямых и обратных связей.

10.

Задания на группировку объектов. Задания на узнавание объектов и явлений.

11.

Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

12.

Задания на прогнозирование географических ситуаций.

13.

Участие в окружном  туре олимпиады по географии. Разбор заданий.

14.

Начало подготовки к региональному туру олимпиады, а также к очным, дистанционным конкурсам, олимпиадам, конференциям.

15.

География в системе наук. История географических открытий. Участие в заочном туре программы «Взлёт» олимпиаде школьников «География"

16.

Основы картографии и топографии.

17.

Основы картографии и топографии.

18.

Основы картографии и топографии. Подготовка к защите проектов на Первая ступень в науку» (5-7кл).

19.

Главные особенности природы Земли. Участие в региональном этапе всероссийском олимпиады школьников по географии.

20.

Главные особенности природы Земли. Работа с контурной картой.

21.

Главные особенности природы Земли. Работа с картами атласа.

22.

Основы социально-экономической и политической географии мира.

23.

Основы социально-экономической и политической географии мира.

24.

Основы социально-экономической и политической географии мира.

25.

Основы регионоведения и страноведения.

Работа с графиками, таблицами        

26.

Основы регионоведения и страноведения.

Работа с графиками, таблицами.

27.

Основы регионоведения и страноведения.

Работа с диаграммами и картодиаграммами.

28.

Основы регионоведения и страноведения.

Работа с диаграммами и картодиаграммами.

29.

Глобальные проблемы человечества. Работа с интернет- источниками.

30.

Глобальные проблемы человечества. Работа с интернет-источниками.

31.

Комплексный географический практикум. Решение комплексных задач.

32.

Комплексный географический практикум. Решение комплексных задач.

33.

Комплексный географический практикум. Возможен выход на учебную экскурсию.

34.

Комплексный географический практикум. Подведение итогов.

Содержание практических занятий

1. География в системе наук. История географических открытий

Решение задач по истории географии и географических открытий.

2. Основы картографии и топографии

 Решение задач с использованием картографической основы.

 Решение задач по топографическим картам и на контурных картах.

 Решение задач с применением топографического оборудования.

 Решение задач, связанных с формой и размерами Земли.

3. Главные особенности природы Земли

Решение задач на расчет показателей, характеризующих климатические особенности. Решение задач с применением метеорологического оборудования.

4. Основы социально-экономической и политической географии мира

Решение задач на расчет социально-экономических и демографических показателей. Решение задач по истории формирования политической карты мира и современных конфликтам.

5.Основы регионоведения и страноведения

Решение задач по количественной и качественной типологии стран мира.

Решение задач на определение субъекта АТД России.

 Решение задач на определение страны и (или) региона.

6. Глобальные проблемы человечества

Решение задач, связанных с определением путей решения геоэкологических проблем.

 7. Комплексный географический практикум

Правила работы с географическим оборудованием в полевых условиях. Составление плана местности. Глазомерная съемка. Основы ориентирования. Изучение рельефа местности. Описание отдельных форм рельефа. Микроклиматические наблюдения. Описание погоды за день, неделю Заложение почвенного профиля и его морфологическое описание. Изучение гидрологических особенностей территории. Расчет скорости и расхода реки.

Список литературы

  1. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
  2. Маркус Н. Сущность, задачи и этапы организации работы над исследовательскими проектами учащихся. – В журнале «Воспитание школьников» №2, 2009 г.,  с. 31-34
  3. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся.- Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012г.
  4. Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 304с.
  5. Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Венгер Л.А. и др. — М., 1995.

Интернет-ресурсы

1. http://www.mon.gov.ru/  Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"    04 февраля 2010 г. Пр-271  

2.www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc Положение о работе с одарёнными детьми.

3. http://www.effecton.ru/762.html Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей    

4. http://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc«Рабочая концепция одаренности» Д.Б.Богоявленской

5.http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября".

6.http://podmel.ru/programma-dlya-odarennih-i-talantlivih-detej-rostok-avtori-pro/page-1.html -Рабочая программа для одаренных и талантливых детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Вектор успеха» Направление: социальное

Обучение пятиклассников в средней  школе — вторая и очень значительная ступень в их школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом завис...

Рабочая программа внеурочной деятельности по работе с одарёнными детьми "Путь к успеху". Предмет "География"

       Предлагаемый курс предназначен для учащихся общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению географии(5-11кл). Данная программа рассматривается, как си...

Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха»

Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» ставит перед собой цель: создание психолого-педагогических условий для формирования социально-активной личности обучающихся пут...

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Дорога к успеху"

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Дорога к успеху"5-9 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (7 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (7 класс)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (9 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (9 класс)...

Программа внеурочной деятельности "Шаги к успеху"

Программа внеурочной деятельности "Шаги к успеху" . Подготовка учащихся к олимпиаде по литературе....