Поволжье. Географическое положение, природа и ресурсы
план-конспект урока по географии (9 класс)

Филь Марина Анатольевна

Урок на тему "Поволжье. Географическое положение, природа и ресурсы". Полностью разработан урок и презентация, маршрутный лист, где обучающиеся ведут записи по ходу урока, делают обобщение.Урок предполагает  самостоятельную работу с атласом и работу в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_konspekt.docx24.58 КБ
Файл marshrutnyy_list_po_geografii_9_klass.docx15.63 КБ
Файл test_po_teme_povolzhya_1v.docx454.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Поволжье. Географическое положение и природа Поволжья»

Цель: определить состав и особенности ЭГП района, оценить влияние природных условий и ресурсов на хозяйство района, и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья.                                                          

Задачи:

обучающая:

- познакомить учащихся с составом Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);

- описать природные условия и ресурсы. Показать роль Волги в развитии экономики  района.

развивающая: 

-продолжить формирование основных географических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера,

-развитие познавательного интереса к предмету.

воспитывающая: 

-формирование творческой активности;

- стимулирование стремления к интеллектуальному развитию.

Тип урока: Комбинированный

Технология проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, метопредметный подход, использование компетентносто ориентированных заданий, активные формы обучения: спонтанных вопросов, приёмы «делаю вывод»

Оборудование: Физическая карта Восточно – Европейская равнина настенная карта России, атласы, проектор индивидуальные(маршрутные) листы на партах

Ход урока

І. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Я рада вас видеть, желаю успешной работы на уроке.

II. Повторение пройденного материала.

- Какой раздел курса мы изучаем?

-Какие ключевые слова должны знать (экономический район, отрасль специализации, ЭГП)

-Какие районы изучили? Что запомнилось?

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений.

-А сейчас ваша задачи определить, что же сегодня нам предстоит изучит

Ролик тизер фильма Волга. (фон, 0:57 – 2:07)

Слайд 1

Слова учителя: Река – это не только географическое понятие, но и очень сильный образ. Мы часто используем его как метафору, например, когда рассуждаем о времени, говорим: «Время течёт» или «нельзя войти в одну реку дважды». Мы прибегаем к сравнению с рекой, когда говорим о жизни вообще, о человеческой судьбе. Про одного скажем: «Он плывёт по течению, а другой борется с порогами». Но и, наоборот, когда говорим о реке, часто приписываем ей свойства человеческого характера. Эта река капризная, а другая величественная. Есть реки своенравные, есть реки спокойные. Да, мы очень похожи – реки как люди, люди как реки.

-Что это за река, что вам о ней известно из предыдущих курсов географии?

(Волга – прослав. «Влга», русск. «Волоога» от влаги, влажный, в среднем и нижнем течении известные местные названия – чуваш. «Адиль», татар. «Идиль», монг. «Изиль», «Итиль», греч. «Ра», почему столько местных названий?)

- Экономический район, с которым нам предстоит сегодня познакомиться, тесно связан с главной рекой Европейской части России и получил соответствующее название. Назовите район, о котором идёт речь? (Поволжье)

(- Какие слова приходят вам на ум, когда вы слышите Поволжье…) Ассоциации или что известно. Связанное с этим районом нашей страны

Слайд 2

-Какие цели мы должны поставить и осуществить на сегодняшнем уроке. Или

-Что мы сегодня должны узнать на уроке?

(Мы сегодня познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, и роль Волги в развитии района.)

Слайд 3

III. Изучение нового материала

У вас на столах индивидуальные маршрутные листы, которые будете заполнять по ходу изучения темы,   дома вклеите их тетрадь и там же есть д/з, найдите и озвучьте его, есть ли вопросы по д/з; сегодня за работу на уроке все получат оценки.

1). Откройте атласы стр. 34  и назовите мне субъекты РФ, которые входят в состав Поволжья. (2 республики, 6 областей).

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

2. Работа в парах - оценить ЭГП района, определить отличительные черты ЭГП и сделать вывод – на работу 5 минут.

-1. Поволжье расположено на юго-востоке Восточно-Европейской равнины.

2. Главной осью Поволжья яв-ся Волга.

3. Волга – связующее звено республик и областей района и районов Европейской части РФ.

4. Субъекты нанизаны на Волгу, как бусинки на нить.

5. Район вытянут с севера на юг, а это повлияет на природные условия

6. Находится между индустриальными ядрами России – Центральной и Уралом.

7.Поволжье - пограничный район, «прозрачная» граница с Казахстаном.

8. Сосед- Европейский Юг, СВО с Украиной, беженцы.

9. Благоприятное транспортное положение, судоходная река, транзитные положение между частями света (Европа-Азия, Волгоград, условно называют городом – портом 5 морей(реки-каналы)

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

 Слайд 12

3).  Оценим природные условия и ресурсы.

- Откройте атласы 8 класса стр.50

- Охарактеризуйте рельеф района.

 Холмистый равнинный. В основании территории Русская платформа.

Река разделяет район на две части:

 Правобережную – более высокую (Приволжская возвышенность, Жигулевские горы – высокая отметка;

Левобережную (Заволжье) – низменная, повышается немного на с-в Бугульминско-Белебеевская возвышенность и Общий Сырт и понижение на юг – Прикаспийская низменность (-27 м)

Слайд15

Слайд 14

Климат для Поволжья характерен ярко выраженный континентальный тип климата;

умеренно – континентальный, на юге – континентальный

Слайд 16

- Постройте причинно-следственную цепь с условием, чтобы первым её звеном было континентальность климата увеличивается с запада на юго-восток, а последним - проблемы развития растениеводства на юге района. Количество звеньев не ограничено.

Континентальность климата увеличивается с запада на юго-восток - уменьшается количество осадков – засушливость климата – полупустыни – засухи – солонцы, солончаки – проблемы развития растениеводства на юге района(неурожаи)

Вывод: действительно, на севере зона достаточного увлажнения, а на юге – недостаточное, скудное (заполнение маршрутного листа)

Слайд 17

Слайд 18

Природные зоны – широтная зональность, ярко выражена, так как район вытянут в меридиональном положении: лесная зона – Татарстан;

Лесостепная – Ульяновская и Самарская области,

Степи- Саратовская и Волгоградская;

Полупустыни- Астраханская обл. и Калмыкия

Естественный покров сохранился на небольших площадях региона

Слайд 19

- А теперь по картам атласа определите, какими ресурсами богат район и дайте оценку им (работа в парах и записи в маршрутный лист)

Слайд 20-30, Слайд-21

- Обратите внимание на слайд. Здесь представлены гербы некоторых городов и районов Поволжья. На какие тематические группы вы бы предложили их разбить? (Соляные, Степные, Лесные, Рыбные, Оборонительные).  

Минеральные:

Нефть- Татарстан, (г. Альметьевск – нефтепровод «Дружба») Самарская, Саратовская области, шельф Каспийского моря.

Газ – Астраханская обл.

Поваренная соль- оз. Эльтон, Баскунчак-

(В Центральной России мало соли. С середины XVII в. Россия начинает добычу соли на Эльтоне. Но места в низовьях Волги оставались еще очень опасными, и заниматься соляным промыслом сюда отправляли людей, которых, во-первых, было не жалко (в наказание за провинность) и которые, во-вторых, способны были бы за себя постоять в открытой степи. В Заволжье ссылают неблагонадежных казаков. Они должны были возить соль на волах с Эльтона к Саратову. Напротив Саратова, на левом берегу Волги возникает Покровская Слобода (ныне г. Энгельс), чей герб и свидетельствует о причине рождения поселения: подвозка на волах соли с Эльтона — чаша с солью на спине быка. О важности соли напоминает солонка на гербе Федоровского района. )

 - Откуда же такие запасы соли у Нижней Волги? Ведь Эльтон не один, здесь много солёных водоемов. 

(Здесь в геологически недавнее время стояли воды Каспийского моря, соединенного с Аралом. Море отступило, обнажив просоленное дно, оставив соленые озера, залежи засохшей соли).

Стройматериалы

Сера -Самарская и Астраханская обл.

Водные - Волга

Рыбные – прежде всего, 90% осетровые. Каспийское море

Агроклиматические

Рекреационные

Сделайте вывод о богатстве Поволжья ресурсами. (Много водных ресурсов, имеются нерудное сырье (топливные), рудные отсутствуют).

Слайды 31-33

Известные люди Поволжья.

- Самара это город-миллионер с ним связаны имена великих русских художников. Буду рада, если вы назовёте их имена и картины.

Репин «Бурлаки на Волге» - Русский музей, Санкт-Петербург

Суриков «Боярыня Морозова» - Третьяковская галерея, Москва

Айвазовский «Девятый вал» - Русский музей, Санкт-Петербург

 - Поволжье – здесь проходили ключевые моменты восстания Емельяна Пугачева, в Саратовских степях свои же казаки предадут его.

В Самаре прошли юношеские годы писателя Алексея Толстого, здесь начинал свою литературную карьеру Максим Горький.

- Было одно уникальное событие в настоящем смысле этого слова, единственное и неповторимое. 12 апреля 1961 года на территории Энгельсского района приземлился Юрий Гагарин, произошло первое вхождение на Землю человека из космоса.

Мы с вами обратились к людям, которые в прошлом оставили свой след на берегах Волги.

IV. Закрепление материала.

Слайд 34

Вывод, итог и тест (выдать тесты и листы)

V. Рефлексия.

Слайд 1

Учитель вывешивает на доску первый лист с ассоциативными словами к Поволжью.

Работа с ассоциациями к слову Поволжье проводится повторно, после изучения. Учитель обращает внимания на разницу. Учащиеся делают вывод, учитель помогает.



Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС

ТЕМА –

1.Географическое положение.

План ЭГП

Ответы

1.

Площадь района

2.

Состав (субъекты)

3.

Положение на территории страны (центральное, внутриматериковое, приморское, соседское, пограничное)

4.

Соседи (экономические районы, страны)

5.

Положение по отношению к крупным топливно- сырьевым базам

6.

Транспортное положение (на пересечение всех видов транспорта, транзитное положение, удален от важнейших транспортных путей)

7.

Изменение ЭГП во времени и причины

8.

Вывод (выгодное или нет для развития хозяйства)

 

2.Природные условия

природа

Правый берег Волги

Левый берег (Заволжье)

  1. Рельеф:

-высота

-формы

.

  1. Климат

тип

Осадки

увлажнение

  1. Природные зоны - почвы (с севера на юг)

Вывод (благоприятные или нет для развития сельского хозяйства) –

3.Природные ресурсы:

-минеральные –

-водные(гидроэнергетические)-

-почвенные-

-агроклиматические-

-лесные

-рекреационные-

-рыбные-

Вывод (какими обеспечен район для развития хоз-ва, а каких не хватает) -

  1. Домашнее задание: параграф 42, 43- с.261, ТПО с.42-43, к/к – показать границы района, выделить границы субъектов и подписать столицы, показать условными обозначениями природные ресурсы в субъектах района (условные обозначения показать в легенде карты)
  2. Рефлексия.


Предварительный просмотр:

Тест по теме; Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Вариант№1                                                                                              

1.Поволжье расположено на__ европейской части РФ

а) северо-западе;

б) северо-востоке;

в) юго-востоке;

г) юго-западе.

2. Самое низкое место на территории Поволжья расположено на:

а) Приволжская возвышенность;

б) Окско-Донская низменность;

в) Бугульминско-Белебеевская возвышенность.

3. К какова средняя температура воздуха зимой в южной части Поволжья?

а) -16;

б) -3;

в) -7;

г) -11.

4. месторождения какого полезного ископаемого имеются на территории Поволжья:

а) нефти;

б) апатитов;

в) олова;

г) бурого угля.

5. На берегу Волги НЕ расположен город:

а) Пенза;

б) Ульяновск;

в) Самара;

г) Астрахань.

6. В каких природных зонах расположена территория Поволжья?

а) лесостепи;

б) муссонные леса;

в) лесотундра;

г) смешанные леса.

7. Какие утверждения о Поволжье являются НЕверными?

(несколько вариантов ответов)

а) район лежит на ю-в Русской равнине;

б) лесная зона характерна для северной части района;

в) для лесной зоны Поволжья характерны черноземные почвы;

г) район сильно вытянут в широтном направлении.

8.Соотнеси природная зона – почвы:

1) степи                                   а) бурые полупустынные;

2) полупустыни                       б) черноземы;

                                                  в) светло-каштановые.

9. Какими цифрами на карте показаны географические объекты Поволжья, перечисленные ниже?

а) озеро Эльтон;

б) озеро Баскунчак;

в) дельта Волги.

10. Какие особенности рельефа характерны для территории Поволжья? (два довода)

        

Тест по теме; Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Вариант№2

  1. Поволжье граничит с..  

а) Европейским Северо-Западом;

б) Центральная Россия;

в) Дальний Восток;

г) Восточная Сибирь.

2.  Для рельефа Поволжья характерно:

а) крутизна левого берега Волги;

б) крутизна правого берега Волги;

в) предгорный рельеф;

г) увеличение высоты с севера на юг.

3. Какой тип климата в Заволжье:

а) умеренно-континентальный;

б) континентальный;

в) морской;

г) муссонный.

4. месторождения каких полезных ископаемых имеются на территории Поволжья?

а) железная руда;

б) поваренная соль;

 в) сера;  

г) бокситы.

                                                                                         

5. Какие природные зоны представлены на территории района?

а) субтропические леса;

б) степи;

в) тундра;

г) лесостепи;

д) арктические пустыни.

6. Какие высказывания о Поволжья являются верными?

а) район лежит на ю-в европейской части России;

б) агроклиматические условия не способствуют развитию сельского хозяйства на большей части территории района;

в) лесная зона характерна для северной части района;

г) все центры субъектов РФ в составе Поволжья расположены на берегах Волги;

д) от недостатка воды страдает северная часть Поволжья.

7. Природные зоны и почвы:

1) полупустыни                             а) красно-желтые                        

2) степи                                          б) бурые полупустынные

                                                        в) каштановые  

8. Выберите географические объекты, которые расположены на территории Поволжья.

а) Валдайская возвышенность;

б) озеро Баскунчак;

в) озеро Селигер;

г) Волго-Донской канал;

д) Среднерусская возвышенность.

9. Какой цифрой и какой субъект РФ, из показанных на на карте. в составе Поволжья, не находиться на берегу Волги.

10. Каковы особенности транспортно-географического положения Поволжья? (два довода)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"" Китайская Народная республика. Географическое положение, природа и ресурсы. Население."

2013 год.. Цель: - сформировать у учащихся представление о  роли Китая в современном мире;- определить географическое положение , ресурсы и население  страны, выявить насущные  проблемы...

Тестовые задания по теме "Поволжье. Географическое положение. Природа" 9 класс

Тестовые задания по теме "Поволжье. Географическое положение. Природа" составлены на основе банка заданий ОГЭ сайта ФИПИ, соответствуют материлам учебников курса 9 класса.Рекомендуется испол...

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...

Контрольная работа по теме: "Состав, географическое положение и природные ресурсы Зарубежной Европы" 10 класс.

Контрольная работа  составлена к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса. Углублённый уровень. Матеиал представлен ...