Поволжье. Географическое положение, природа и ресурсы
план-конспект урока по географии (9 класс)
Урок на тему "Поволжье. Географическое положение, природа и ресурсы". Полностью разработан урок и презентация, маршрутный лист, где обучающиеся ведут записи по ходу урока, делают обобщение.Урок предполагает самостоятельную работу с атласом и работу в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_konspekt.docx | 24.58 КБ |
marshrutnyy_list_po_geografii_9_klass.docx | 15.63 КБ |
test_po_teme_povolzhya_1v.docx | 454.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Поволжье. Географическое положение и природа Поволжья»
Цель: определить состав и особенности ЭГП района, оценить влияние природных условий и ресурсов на хозяйство района, и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья.
Задачи:
обучающая:
- познакомить учащихся с составом Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);
- описать природные условия и ресурсы. Показать роль Волги в развитии экономики района.
развивающая:
-продолжить формирование основных географических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера,
-развитие познавательного интереса к предмету.
воспитывающая:
-формирование творческой активности;
- стимулирование стремления к интеллектуальному развитию.
Тип урока: Комбинированный
Технология проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, метопредметный подход, использование компетентносто ориентированных заданий, активные формы обучения: спонтанных вопросов, приёмы «делаю вывод»
Оборудование: Физическая карта Восточно – Европейская равнина настенная карта России, атласы, проектор индивидуальные(маршрутные) листы на партах
Ход урока
І. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Я рада вас видеть, желаю успешной работы на уроке.
II. Повторение пройденного материала.
- Какой раздел курса мы изучаем?
-Какие ключевые слова должны знать (экономический район, отрасль специализации, ЭГП)
-Какие районы изучили? Что запомнилось?
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений.
-А сейчас ваша задачи определить, что же сегодня нам предстоит изучит
Ролик тизер фильма Волга. (фон, 0:57 – 2:07)
Слайд 1
Слова учителя: Река – это не только географическое понятие, но и очень сильный образ. Мы часто используем его как метафору, например, когда рассуждаем о времени, говорим: «Время течёт» или «нельзя войти в одну реку дважды». Мы прибегаем к сравнению с рекой, когда говорим о жизни вообще, о человеческой судьбе. Про одного скажем: «Он плывёт по течению, а другой борется с порогами». Но и, наоборот, когда говорим о реке, часто приписываем ей свойства человеческого характера. Эта река капризная, а другая величественная. Есть реки своенравные, есть реки спокойные. Да, мы очень похожи – реки как люди, люди как реки.
-Что это за река, что вам о ней известно из предыдущих курсов географии?
(Волга – прослав. «Влга», русск. «Волоога» от влаги, влажный, в среднем и нижнем течении известные местные названия – чуваш. «Адиль», татар. «Идиль», монг. «Изиль», «Итиль», греч. «Ра», почему столько местных названий?)
- Экономический район, с которым нам предстоит сегодня познакомиться, тесно связан с главной рекой Европейской части России и получил соответствующее название. Назовите район, о котором идёт речь? (Поволжье)
(- Какие слова приходят вам на ум, когда вы слышите Поволжье…) Ассоциации или что известно. Связанное с этим районом нашей страны
Слайд 2
-Какие цели мы должны поставить и осуществить на сегодняшнем уроке. Или
-Что мы сегодня должны узнать на уроке?
(Мы сегодня познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, и роль Волги в развитии района.)
Слайд 3
III. Изучение нового материала
У вас на столах индивидуальные маршрутные листы, которые будете заполнять по ходу изучения темы, дома вклеите их тетрадь и там же есть д/з, найдите и озвучьте его, есть ли вопросы по д/з; сегодня за работу на уроке все получат оценки.
1). Откройте атласы стр. 34 и назовите мне субъекты РФ, которые входят в состав Поволжья. (2 республики, 6 областей).
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
2. Работа в парах - оценить ЭГП района, определить отличительные черты ЭГП и сделать вывод – на работу 5 минут.
-1. Поволжье расположено на юго-востоке Восточно-Европейской равнины.
2. Главной осью Поволжья яв-ся Волга.
3. Волга – связующее звено республик и областей района и районов Европейской части РФ.
4. Субъекты нанизаны на Волгу, как бусинки на нить.
5. Район вытянут с севера на юг, а это повлияет на природные условия
6. Находится между индустриальными ядрами России – Центральной и Уралом.
7.Поволжье - пограничный район, «прозрачная» граница с Казахстаном.
8. Сосед- Европейский Юг, СВО с Украиной, беженцы.
9. Благоприятное транспортное положение, судоходная река, транзитные положение между частями света (Европа-Азия, Волгоград, условно называют городом – портом 5 морей(реки-каналы)
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
3). Оценим природные условия и ресурсы.
- Откройте атласы 8 класса стр.50
- Охарактеризуйте рельеф района.
Холмистый равнинный. В основании территории Русская платформа.
Река разделяет район на две части:
Правобережную – более высокую (Приволжская возвышенность, Жигулевские горы – высокая отметка;
Левобережную (Заволжье) – низменная, повышается немного на с-в Бугульминско-Белебеевская возвышенность и Общий Сырт и понижение на юг – Прикаспийская низменность (-27 м)
Слайд15
Слайд 14
Климат для Поволжья характерен ярко выраженный континентальный тип климата;
умеренно – континентальный, на юге – континентальный
Слайд 16
- Постройте причинно-следственную цепь с условием, чтобы первым её звеном было континентальность климата увеличивается с запада на юго-восток, а последним - проблемы развития растениеводства на юге района. Количество звеньев не ограничено.
Континентальность климата увеличивается с запада на юго-восток - уменьшается количество осадков – засушливость климата – полупустыни – засухи – солонцы, солончаки – проблемы развития растениеводства на юге района(неурожаи)
Вывод: действительно, на севере зона достаточного увлажнения, а на юге – недостаточное, скудное (заполнение маршрутного листа)
Слайд 17
Слайд 18
Природные зоны – широтная зональность, ярко выражена, так как район вытянут в меридиональном положении: лесная зона – Татарстан;
Лесостепная – Ульяновская и Самарская области,
Степи- Саратовская и Волгоградская;
Полупустыни- Астраханская обл. и Калмыкия
Естественный покров сохранился на небольших площадях региона
Слайд 19
- А теперь по картам атласа определите, какими ресурсами богат район и дайте оценку им (работа в парах и записи в маршрутный лист)
Слайд 20-30, Слайд-21
- Обратите внимание на слайд. Здесь представлены гербы некоторых городов и районов Поволжья. На какие тематические группы вы бы предложили их разбить? (Соляные, Степные, Лесные, Рыбные, Оборонительные).
Минеральные:
Нефть- Татарстан, (г. Альметьевск – нефтепровод «Дружба») Самарская, Саратовская области, шельф Каспийского моря.
Газ – Астраханская обл.
Поваренная соль- оз. Эльтон, Баскунчак-
(В Центральной России мало соли. С середины XVII в. Россия начинает добычу соли на Эльтоне. Но места в низовьях Волги оставались еще очень опасными, и заниматься соляным промыслом сюда отправляли людей, которых, во-первых, было не жалко (в наказание за провинность) и которые, во-вторых, способны были бы за себя постоять в открытой степи. В Заволжье ссылают неблагонадежных казаков. Они должны были возить соль на волах с Эльтона к Саратову. Напротив Саратова, на левом берегу Волги возникает Покровская Слобода (ныне г. Энгельс), чей герб и свидетельствует о причине рождения поселения: подвозка на волах соли с Эльтона — чаша с солью на спине быка. О важности соли напоминает солонка на гербе Федоровского района. )
- Откуда же такие запасы соли у Нижней Волги? Ведь Эльтон не один, здесь много солёных водоемов.
(Здесь в геологически недавнее время стояли воды Каспийского моря, соединенного с Аралом. Море отступило, обнажив просоленное дно, оставив соленые озера, залежи засохшей соли).
Стройматериалы
Сера -Самарская и Астраханская обл.
Водные - Волга
Рыбные – прежде всего, 90% осетровые. Каспийское море
Агроклиматические
Рекреационные
Сделайте вывод о богатстве Поволжья ресурсами. (Много водных ресурсов, имеются нерудное сырье (топливные), рудные отсутствуют).
Слайды 31-33
Известные люди Поволжья.
- Самара это город-миллионер с ним связаны имена великих русских художников. Буду рада, если вы назовёте их имена и картины.
Репин «Бурлаки на Волге» - Русский музей, Санкт-Петербург
Суриков «Боярыня Морозова» - Третьяковская галерея, Москва
Айвазовский «Девятый вал» - Русский музей, Санкт-Петербург
- Поволжье – здесь проходили ключевые моменты восстания Емельяна Пугачева, в Саратовских степях свои же казаки предадут его.
В Самаре прошли юношеские годы писателя Алексея Толстого, здесь начинал свою литературную карьеру Максим Горький.
- Было одно уникальное событие в настоящем смысле этого слова, единственное и неповторимое. 12 апреля 1961 года на территории Энгельсского района приземлился Юрий Гагарин, произошло первое вхождение на Землю человека из космоса.
Мы с вами обратились к людям, которые в прошлом оставили свой след на берегах Волги.
IV. Закрепление материала.
Слайд 34
Вывод, итог и тест (выдать тесты и листы)
V. Рефлексия.
Слайд 1
Учитель вывешивает на доску первый лист с ассоциативными словами к Поволжью.
Работа с ассоциациями к слову Поволжье проводится повторно, после изучения. Учитель обращает внимания на разницу. Учащиеся делают вывод, учитель помогает.
Предварительный просмотр:
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС
ТЕМА –
1.Географическое положение.
№ | План ЭГП | Ответы |
1. | Площадь района | |
2. | Состав (субъекты) | |
3. | Положение на территории страны (центральное, внутриматериковое, приморское, соседское, пограничное) | |
4. | Соседи (экономические районы, страны) | |
5. | Положение по отношению к крупным топливно- сырьевым базам | |
6. | Транспортное положение (на пересечение всех видов транспорта, транзитное положение, удален от важнейших транспортных путей) | |
7. | Изменение ЭГП во времени и причины | |
8. | Вывод (выгодное или нет для развития хозяйства) |
2.Природные условия
природа | Правый берег Волги | Левый берег (Заволжье) |
-высота -формы | . | |
тип Осадки увлажнение | ||
|
Вывод (благоприятные или нет для развития сельского хозяйства) –
3.Природные ресурсы:
-минеральные –
-водные(гидроэнергетические)-
-почвенные-
-агроклиматические-
-лесные
-рекреационные-
-рыбные-
Вывод (какими обеспечен район для развития хоз-ва, а каких не хватает) -
- Домашнее задание: параграф 42, 43- с.261, ТПО с.42-43, к/к – показать границы района, выделить границы субъектов и подписать столицы, показать условными обозначениями природные ресурсы в субъектах района (условные обозначения показать в легенде карты)
- Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Тест по теме; Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Вариант№1
1.Поволжье расположено на__ европейской части РФ
а) северо-западе;
б) северо-востоке;
в) юго-востоке;
г) юго-западе.
2. Самое низкое место на территории Поволжья расположено на:
а) Приволжская возвышенность;
б) Окско-Донская низменность;
в) Бугульминско-Белебеевская возвышенность.
3. К какова средняя температура воздуха зимой в южной части Поволжья?
а) -16;
б) -3;
в) -7;
г) -11.
4. месторождения какого полезного ископаемого имеются на территории Поволжья:
а) нефти;
б) апатитов;
в) олова;
г) бурого угля.
5. На берегу Волги НЕ расположен город:
а) Пенза;
б) Ульяновск;
в) Самара;
г) Астрахань.
6. В каких природных зонах расположена территория Поволжья?
а) лесостепи;
б) муссонные леса;
в) лесотундра;
г) смешанные леса.
7. Какие утверждения о Поволжье являются НЕверными?
(несколько вариантов ответов)
а) район лежит на ю-в Русской равнине;
б) лесная зона характерна для северной части района;
в) для лесной зоны Поволжья характерны черноземные почвы;
г) район сильно вытянут в широтном направлении.
8.Соотнеси природная зона – почвы:
1) степи а) бурые полупустынные;
2) полупустыни б) черноземы;
в) светло-каштановые.
9. Какими цифрами на карте показаны географические объекты Поволжья, перечисленные ниже?
а) озеро Эльтон;
б) озеро Баскунчак;
в) дельта Волги.
10. Какие особенности рельефа характерны для территории Поволжья? (два довода)
Тест по теме; Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Вариант№2
- Поволжье граничит с..
а) Европейским Северо-Западом;
б) Центральная Россия;
в) Дальний Восток;
г) Восточная Сибирь.
2. Для рельефа Поволжья характерно:
а) крутизна левого берега Волги;
б) крутизна правого берега Волги;
в) предгорный рельеф;
г) увеличение высоты с севера на юг.
3. Какой тип климата в Заволжье:
а) умеренно-континентальный;
б) континентальный;
в) морской;
г) муссонный.
4. месторождения каких полезных ископаемых имеются на территории Поволжья?
а) железная руда;
б) поваренная соль;
в) сера;
г) бокситы.
5. Какие природные зоны представлены на территории района?
а) субтропические леса;
б) степи;
в) тундра;
г) лесостепи;
д) арктические пустыни.
6. Какие высказывания о Поволжья являются верными?
а) район лежит на ю-в европейской части России;
б) агроклиматические условия не способствуют развитию сельского хозяйства на большей части территории района;
в) лесная зона характерна для северной части района;
г) все центры субъектов РФ в составе Поволжья расположены на берегах Волги;
д) от недостатка воды страдает северная часть Поволжья.
7. Природные зоны и почвы:
1) полупустыни а) красно-желтые
2) степи б) бурые полупустынные
в) каштановые
8. Выберите географические объекты, которые расположены на территории Поволжья.
а) Валдайская возвышенность;
б) озеро Баскунчак;
в) озеро Селигер;
г) Волго-Донской канал;
д) Среднерусская возвышенность.
9. Какой цифрой и какой субъект РФ, из показанных на на карте. в составе Поволжья, не находиться на берегу Волги.
10. Каковы особенности транспортно-географического положения Поволжья? (два довода)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"" Китайская Народная республика. Географическое положение, природа и ресурсы. Население."
2013 год.. Цель: - сформировать у учащихся представление о роли Китая в современном мире;- определить географическое положение , ресурсы и население страны, выявить насущные проблемы...
Конспект открытого урока "Литовская республика: географическое положение, природа, население, города".
Конспект открытого урока по географии в 9 классе.http://magistr-r.ru/index.htm...
Конспект открытого урока по географии "Эстонская Республика: географическое положение, природа, население, города"
Конспект открытого урока по географии в 9 классе...
Тестовые задания по теме "Поволжье. Географическое положение. Природа" 9 класс
Тестовые задания по теме "Поволжье. Географическое положение. Природа" составлены на основе банка заданий ОГЭ сайта ФИПИ, соответствуют материлам учебников курса 9 класса.Рекомендуется испол...
Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.
Урок «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...
Контрольная работа по теме: "Состав, географическое положение и природные ресурсы Зарубежной Европы" 10 класс.
Контрольная работа составлена к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса. Углублённый уровень. Матеиал представлен ...
Поволжье. Географическое положение. Особенности природно- ресурсного потенциала
презентация к разделу: Регионы России...