"" Китайская Народная республика. Географическое положение, природа и ресурсы. Население."
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему
2013 год.
. Цель:
- сформировать у учащихся представление о роли Китая в современном мире;
- определить географическое положение , ресурсы и население страны, выявить насущные проблемы страны, связанные с демографической политикой страны;
- развить познавательный интерес к предмету, творческий подход, мыслительную деятельность учащихся;
- закрепить практические умения и навыки учащихся в работе с текстом учебника, картами атласа, статистическим материалом, картосхемами, диаграммами, таблицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 32.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Лицей №1 им.Г.С. Титова
Тема урока : " Китайская Народная республика. Географическое положение, природа и ресурсы. Население. " (11 класс)
учитель географии : Кищенко Анастасия Александровна
индекс : 143090
г.Краснознаменск
ул. Победы д. 6/2 кв.63
тел. : 89647182430
/
2013 год.
Слайд 2. Цель:
- сформировать у учащихся представление о роли Китая в современном мире;
- определить географическое положение , ресурсы и население страны, выявить насущные проблемы страны, связанные с демографической политикой страны;
- развить познавательный интерес к предмету, творческий подход, мыслительную деятельность учащихся;
- закрепить практические умения и навыки учащихся в работе с текстом учебника, картами атласа, статистическим материалом, картосхемами, диаграммами, таблицами.
Слайд 3. Задачи урока:
- Образовательные: формировать представление о регионе, стране.
- Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, используя информационные технологии, развитие речи, мышления.
- Воспитательные: формирование системы взгляда на мир, уважения к чужой культуре, традициям и обычаям.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Экономическая карта Китая
- Записи китайской музыки
Структура урока:
- Организационный
- Изучение нового материала
- Итог урока
Учащимся заранее дается задание, найти сведения об истории страны, китайской символики , особенностях природы и населения Китая.
Ключевые понятия к теме:
- объекты всемироного наследия;
- демографическая политика;
- демографический взрыв;
- религия;
- урбанизация;
- природные ресурсы.
Ход урока.
1. Проверка ранее полученных знаний, для перехода к изучению новой темы:
Учитель: Ребята, перед тем как перейти к изучению новой темы, давайте с вами вспомним основные моменты, которое мы рассматривали при изучении общей характеристики Зарубежной Азии!
1. По каким рекам проходит граница Китая с Россией?
2. Какими морями омывается территория Китая?
3. Какие страны считают однонациональными?
4. В чем причины контрастности размещения населения Азии?
5. Какие мировые религии возникли в Азии и в каких странах региона они распространены в настоящее время?
Учитель: Скажите, какая страна на территории Зарубежной Азии является одной из древнейших стран мира, история которой насчитывает более 2,5 тыс.лет и эту страну называют Поднебнсной страной?
Учащиеся отвечают :(Китай).
Учитель: Вы уже догадались, что тема нашего урока сегодня связана с Китаем!
2. Изучение нового материала:
Слайд 4. Учитель: Тема нашего урока сегодня : " Китайская народная республика. Георафическое положение, ресурсы и население"
Слайд 5. Китай - это великая страна, с богатым прошлым, много интересного в настоящем времени, и с большим будущем.
Сегодня некоторые учащиеся подготовили небольшую , но очень интересную информацию об этой уникальной стране и сейчас они ее Вам представят!
Для всех остальных встает задача, усвоить полученную информацию, на основе услышанного, заполнить в итоге карточку - задание с помощью учителя.
И так, все внимание на экран , мы начинаем:
1. Основные сведения о Китае (Слайд)
Слайд 6. Ученик: Кита́й — Кита́йская Наро́дная Респу́блика —государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,35 млрд, большинство населения — этнические китайцы, самоназвание — хань); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.
Является великой державой — кандидатом-сверхдержавой, постоянный член Совета безопасности ООН Одна из ведущих космических держав мира, обладает крупнейшей в мире армией по численности военнослужащих, ядерным оружием.
Слайд 7. Является второй экономикой мира, мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них. Крупнейший мировой экспортёр («фабрика мира»). Располагает половиной мировых валютных запасов.
Слайд 8. Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году правящей партией является Коммунистическая партия Китая (КПК).
Слайд 9. Это страна – унитарная, хотя в административно-территориальном отношении подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), пять автономных районов и четыре города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин.
Слайд 10. Столица Китая - Пекин (Беджин) . Денежной единицей страны является юань.
Учитель: Вы прослушали небольшое сообщение! назовите, пожалуйста, государственный строй и устройство Китая и какое место в мире Китай занимает по объему ВВП?
А теперь, послушаем сообщение об истории этой уникальной страны:
2. История Китая.
Слайд 11. Ученик: История Китая особенна множеством и разнообразием письменных источников, которые, в сочетании с археологическими данными, позволяют реконструировать политическую жизнь и социальные процессы, начиная с глубокой древности.
История Китая - это история постоянных войн с соседними ключевыми племенами. Страна долгое время была практически закрыта для европейцев. но в 19 веке превратилась в полуколонию Великобритании. в 1912 году в стране произошла революция , и Китай провозглашается республикой. Но это не изменила полуколониального положения .
Слайд 12. После Второй Мировой войны и разгрома Японии , в стране произошла новая революция, и в 1949 году объявляется о создании КНР. Сторонники свергнутого революцией режима обосновались на острове Тайвань и образовали еще одно Китайское государство - Республику Китай.
Слайд 13. В настоящее время в состав входят 22 провинции, 5 автономных района и 3 города центрального подчинения. Несмотря на автономии, Китай является унитарным государством , крупнейшим в мире.
Слайд 14. Китай неоднократно захватывался врагами, терял государственную самостоятельность, но все равно оставался прежним Китаем.
Учитель: Вы ознакомились с историей Китая, а теперь давайте перейдем к ознакомлению географического положения страны и особенностям природных ресурсов!
3. Географическое положение и природные ресурсы Китая.
Слайд 15. Ученик: Выгодное географическое положение Китая определяется прежде всего выходом к морю. Из 22 провинций 7 находятся на побережье Тихого океана, а еще около 10 имеют связь с побережьем благодаря речным путям по Янцзы.
Слайд 16. Китай - одно из богатейших государств мира, практически полностью обеспеченное собственными минеральными ресурсами. По запасам каменного коксующегося угля занимает одно из первых мест в мире; по запасам железной руды - 3 место в мире; мировое значение имеют месторождения марганца, молибдена и вольфрама.
Слайд 17. Богатые водные ресурсы Китая неравномерно распространены по территории Китая : все реки расположены в восточной части страны. Созданы крупные гидротехнические сооружения : плотины, водохранилища, каналы.
Слайд 18. Лесные ресурсы сосредоточены на северо - востоке и юго-востоке страны. Однако большая часть территории Китая безлесная, не считая горных лесов.
Слайд 19. Агроклиматические ресурсы весьма неоднократны в разных районах Китая. В восточной части агроклиматические ресурсы очень хорошие: равнинный характер рельефа, плодородные почвы, благоприятный климат. На западе страны - картина противоположная - это пустыни и высокогорья, суровые условия, малопригодные для сельского хозяйства.
Слайд 20. По рекреационным ресурсам - это исключительно привлекательная для туристов страна с древнейшей историей и культурой по праву входит в число мировых лидеров по количеству объектов всемирного наследия: Слайд 21. древнейшая стоянка первобытного человека в Чжоукоудяне, Слайд 22. гробницы императоров династии Минь, Слайд 23. храм Неба, Слайд 24. Летний дворец и императорский "запретный" город в Пекине; Слайд 25. памятники природы: гора Тайшань и пещеры Могао, дворец Поталав Лхасе. Всего на территории Китая находится 30 объектов всемирного наследия.
УЧИТЕЛЬ : Китай – родина многих изобретений. Каждое из них имеет свою историю. Мы познакомимся с двумя из них
Слайд 26. Ученик: Эта удивительная ткань появилась в Китае около 5 тысяч лет назад. Существует красивая легенда о том, как юная китайская императрица Си Линь Чи случайно уронила в горячую воду кокон будущей бабочки и вдруг увидела, как от кокона отделились тонкие белые нити. Любознательная девушка решила попробовать сделать из этих нитей красивую ткань. До сих пор их производят почти так же, как в древности. Гусеница тутового шелкопряда появляется на свет в специальном питомнике и сразу же начинает поедать листья белой шелковицы (тутовника). Она непрерывно ест в течение недели, а потом образует кокон. Из специальных желез гусеницы выделяется белое вещество, которое она “наматывает” вокруг себя. Вещество застывает на воздухе и через несколько часов образуется плотный кокон овальной формы. Но лишь немногие гусеницы превращаются в бабочку. Большую часть коконов помещают под горячий пар и там разматывают, получая из каждого нить длиной около трех километров. Слайд 27 . этих нитей и делают шелковую ткань. Натуральный шелк очень красив. Блестящий, тонкий, воздушный материал притягивает к себе взгляды. Одежда из шелка удобна и приятна в любом климате. Во влажных и жарких странах шелк дает чувство сухости, потому что отлично впитывает в себя влагу. В холоде он греет, сохраняя тепло кожи. И, кроме того, шелк отпугивает блох, вшей и других паразитов. Это свойство особенно ценили кочевники, воины и лекари всех времен. Несмотря на свою легкость шелк необычайно прочный материал.
Слайд 28. Недаром именно из него много лет делают парашюты. Ученые выяснили, что 16 уложенных друг на друга слоев шелка останавливают пистолетную пулю. А еще шелковую нить издавна использовали хирурги для сшивания ран.
Слайд 29. Ученик: Китай-родина фарфора. Китай по-английски – China -Чайна – что означает также и фарфор. Можно сказать, что фарфор является вершиной традиционного прикладного искусства Китая. История фарфора насчитывает более 3-тысяч лет. Начало производства относится примерно к VI–VII веку, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка. Производство фарфора – трудоемкий процесс. Слайд 30. Чтобы из необработанной глины получилось изделие, над ним трудились до 80 древних мастеров. Глиняная посуда обычно производится при температурах от 500 до 1150 градусов Цельсия. Фарфор производится при более высокой температуре – 1280 градусов. Краскам фарфора свойственны прочность и чистота. Рисунки по фарфору, особенно те, в которых воссоздана природа Китая, его флора, очень жизненны. Среди художников по фарфору были блестящие мастера рисовать розы, пионы, лотосы. хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы или вишни, стебли бамбука. Лучшее, что создавали мастера, приобреталось императорским двором или шло на экспорт.
Учитель: Одно из таких величественных сооружений, которое дошло до нас, Великая Китайская стена.
Слайд 31. Ученик: Великая Китайская стена столь огромна, что полностью ее не увидишь даже с борта самолета. Зато она является единственным на Земле сооружением, хорошо просматривающимся из космоса. О ее длине до сих пор спорят ученые, называя две цифры – более 4000 км и более 5000 км. А ширина каменной дороги такова, что по ней может пройти ряд из десяти пехотинцев или проехать пять всадников. Местные жители называют стену “божественной нитью, соединившей лоскутки китайского государства”. Другие ее названия менее поэтичны – “Стена Участок Великой Китайской стены слез и страданий” или – “Самое длинное кладбище мира”. По примерным подсчетам, в Стене, как будто уходящей в бесконечность, захоронено не менее миллиона китайцев, погибших на поистине великой стройке в правление могущественного императора Цинь Ши-Хуанди (что означает “Первый государь из династии Цинь), жившего в III в. до н.э.Считается, что эта каменная громада, простирающаяся вдоль всей северной границы страны, построена для защиты Слайд 32. Китая от нападений врагов (в древности это были гунны, монголы). Однако непреодолимая преграда на самом деле не всегда спасала от набегов завоевателей. Стена, например, не смутила закаленное в боях войско Чингисхана. А последний успешный штурм стены был предпринят в 1933 г., когда на территорию Китая вторглись японцы.)
4. Население Китая.
Слайд 33. Ученик: Многие уверены. что Китай - самая большая по численности населения страна. Однако ответ на вопрос , уступила ли она место Индии, может дать только очередная перепись населения . Но пока точно можно сказать, что Китай - одна из самыз многозаселенных стран мира.
Слайд 34. В 20 веке естественный прирост увеличился в более чем в 2 раза, и Китай вступисл в фазу демографического взрыва. Быстрый рост населения, даже для такой развитой и богатой страны , превратился в серьезную проблему.
Слайд 35. С целью ограничения рождаемости в 70-х годах 20 века начинается проведение жесткой демографической политики, направленной на ограничеие рождаемости. В результате темпы естественного прироста сократились и опустились на уровень 10%.
Слайд 36. Китайцы составляют 94% населения страны. в Китае представлено почти 80 этнических групп (уйгуры, киргизы, монголы, тибетцы и др.).
Слайд 37. Китайский этнос формируют более 60 народностей, отличающихся по культуре, частично по языку, по укладу жизни. Большая часть некитайских народов заселяет западную часть страны.
Сложен и религиозный состав населения Китая. Из Индии в Китай пришел буддизм. В Китае присутствуют еще две этнические религии : конфуцианство и даосизм.
Слайд 38. Размещениенаселения неравномерно. Средняя плотность населения - 130 чел./км2.
На примоских равнинах сконцентрирована основная часть населения - 90%. плотность населения достигает здесь 600 чел./км2.
Промышленное развитие Китая вызвало увеличение численности городского населения. За последние 20 лет 20 века уровень урбанизации в стране вырос почти вдвое и достиг 40%. Формально Китай является среднеурбанизированной страной , но эта страна является рекордсменом по числу городских жителей, и по числу городов - миллионеров их в Китае около 40. Слайд 39. Пекин не является крупнейшим городом по числу жителей и уступает Шанхаю, который входит в десятку крупнейших городов планеты.
Учитель: Ребята, сеогдня мы услышали на уроке много нового и интересного о такой стране как Китай!
Теперь вместе с вами давайте закрепим материал , сначала проговорив а потом заполнив листы, которые лежат у вас на партах и потом подведем итоги вместе! ( Учащиеся заполняют карточки - задания).
Подведени итогов:
Слайд 40. Учитель: Китай – удивительная страна с длительной историей, своеобразной культурой и философией. Здесь мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство! Сегодня мы получили лишь самое общее представление о стране, но хочется верить что оно не оставило вас равнодушными и породило желание более подробно познакомиться с ней.
Учитель: На этом мы завершаем с вами изучение общей характеристики Китая и наследующий урок изучим более подробно хозяйство данной страны, и будем иметь более полное представление о дальнейшем развитии и перспективах этого уникального государства.
Спасибо всем за урок!
Приложение
Составить «визитную карточку» Китая:
- площадь - ………………………….(место в мире);
- численность населения - ………………………(место в мире);
- протяженность:
з-в - …………………….
с-ю - ……………………;
- общая протяженность сухопутных границ - …………………….(место в мире);
- длина морских границ – 14 000 км;
- омывают моря (см. карту атласа) –
- форма правления Китая -………………………………………..;
- столица - ………………………………………………………..;
- административно – территориальное деление - ………………………..;
- количество провинций - ……………………………………………;
- автономных районов - ………………………………………………;
- города центрального подчинения (см. карту) - …………………………………….;
- какой остров в 1949 г. был объявлен «Китайской республикой» - ………..
- численность населения Китая - ………………………………;
- в течение какого времени Китай лидирует по численности населения - ………………;
- что означает изречение: «Жэнь шань, жэнь хай» - ………………………………….;
- последняя перепись населения Китая была в - ……………………………….;
- демографическая политика -…
- типы воспроизводства населения Китая - ...........................................;
- формула воспроизводства населения - ………………………;
- подавляющее большинство населения Китая составляют - ………….., которые себя называют …………….;
- они проживают в ………………….части Китая (см. карту);
- почему это большинство заселило ………………………часть страны (объяснить!).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Китайская Народная Республика
Урок-семинар по теме "Китайская Народная Республика" для обучающихся 10 класса. Урок проводится, как заседание ООН, учащиеся подбирают материал заранее, чтобы выступить на заседании и аргу...
Конспект урока по географии в 9 классе "Китай. Китайская Народная Республика "
Конспект предназначен для коррекционной школы 8 вида...
Конспект открытого урока "Литовская республика: географическое положение, природа, население, города".
Конспект открытого урока по географии в 9 классе.http://magistr-r.ru/index.htm...
Конспект открытого урока по географии "Эстонская Республика: географическое положение, природа, население, города"
Конспект открытого урока по географии в 9 классе...
Конспект открытого урока по географии "Латвийская республика: географическое положение, природа, население, города"
Конспект открытого урока по географии в 9 классе...
Географическое положение, природа и население Урала 9 класс
Урок географии в 9 классе. Тема: Географическое положение, природа и население Урала.Цель урока: изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия,...
Поволжье. Географическое положение, природа и ресурсы
Урок на тему "Поволжье. Географическое положение, природа и ресурсы". Полностью разработан урок и презентация, маршрутный лист, где обучающиеся ведут записи по ходу урока, делают обобщение.У...