Урок по теме: “Река Сой: значение, роль и экологические проблемы”
план-конспект урока по географии (8 класс)

Дулзукей Полина Бариновна

Этот урок 12  по счету при изучении  раздела «Внутренние воды и водные ресурсы Республики Тыва».   На изучение данного раздела отводится 2 часа, данной темы – 1 час. На уроке дети открывают новые знания по реке Сой на основе собранного краеведческого материала и мини-исследования членами кружка «Изучай свой край»,  самостоятельно применяли умение работать  с картами- приложениями их, находили и наносили на карту свою родную реку Сой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx19.9 КБ
Файл tehn_karta_uroka.docx58.12 КБ
PDF icon konturnaya_karta_2.pdf859.96 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_uroku.pdf2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Урок по теме: “Река Сой: значение, роль и экологические проблемы” был проведён учителем географии Дулзукей Полиной Бариновной в 8  классе МБОУ СОШ с. Ильинка Каа-Хемского района Республики Тыва от 04.12.2021года.

Этот урок 12  по счету при изучении  раздела «Внутренние воды и водные ресурсы Республики Тыва».   На изучение данного раздела отводится 2 часа, данной темы – 1 час. На уроке дети открывают новые знания по реке Сой на основе собранного краеведческого материала и мини-исследования членами кружка «Изучай свой край»,  самостоятельно применяли умение работать  с картами- приложениями их, находили и наносили на карту свою родную реку Сой.

По типу – урок изучения нового материала. Структура и технология урока соответствует стандартам ФГОС.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по  географии Республики Тыва ( региональный компонент), согласно учебному пособию География Республики Тыва: природа, население и хозяйство по редакцией С.С. Курбатской. Москва «Русское слово» 2019.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Тувинский институт развития образования и повышения квалификации

МБОУ СОШ с. Ильинка Каа-Хемского района Республики Тыва

Технологическая карта урока по Географии Тыва на  тему «Река Сой: роль, значение и экологические проблемы»

8 класс

 ( 2 урок темы «Внутренние воды: реки и озера, ледники Республики Тыва»)

Тема урока:

«Река Сой: роль, значение и экологические проблемы »

Цели урока:

 Закрепление новой учебной информации об особенностях водных ресурсов своей местности на материалах мини-исследования  реки Сой;

Актуализация и обобщение знаний о воде и ее роли в природе. 

Задачи:

Предметные:

Систематизировать у учащихся знания о водных ресурсах на примере сведений реки своей местности, их использовании и охране.

Научить учащихся работать с разными источниками географической информации.

Актуализировать знания учащихся о роли воды в природе и хозяйстве своей местности.

Метапредметные:

Совершенствовать и развивать умение самостоятельно формулировать тему, цели, задачи урока, ставить цели на каждом этапе урока и определять проблемные вопросы.

По мере возможности создать условия для активной познавательной, исследовательской деятельности.

Развитие умений и навыков  использования  ИКТ для определения и объяснения новых понятий по теме урока.

Способствовать развитию у учащихся  умения слушать, комментировать, оценивать информацию.

Научить устанавливать причинно-следственные связи между разными природными компонентами.

Личностные:

Развитие умений получать нужную географическую информацию из различных источников: учебное пособие, карты-приложения, интернет-ресурсы.

Способствовать и помогать логично и убедительно отстаивать свою точку зрения, опираясь на достоверные факты и информационные источники.

Повышение мотивации к изучению предмета географии и краеведения, а также нести экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью, воспитывать культуру поведения в природе.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

Устойчиво мотивировать познавательный интерес  к изучаемой теме.

Регулятивные УУД:

Предметные:

Понимать понятие «водные ресурсы» и, что составляет водные ресурсы на территории Республики Тыва.

Уметь работать с разными источниками географической информации.

Метапредметные:

Уметь ориентироваться в системе знаний в рамках образовательного процесса и на краеведческом материале

Разумно организовывать свою деятельность, определять цели и задачи.

Реально оценивать достигнутые результаты.

Планировать свою деятельность под руководством учителя, высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Личностные:

Формировать экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, правил поведения в природе.

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. Умение задавать вопросы по существу, правильно высказываться по проблемам.

Познавательные УУД: 

 Поиск нужной информации из полученной информации мини-исследования, устная и письменная речь, установление причинно-следственных связей.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе мини-исследования.

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.

Тип урока

Урок получения новых знаний.

Ценностный компонент урока

Доказать, что Республика Тыва на примере мини-исследования реки своей местности, имеет огромные запасы водных ресурсов, но их качество зависит от каждого из нас.

Ресурсы

Учебное пособие для 8 класса «География Республики Тыва: природа, население и хозяйство» под редакцией С.С.Курбатской. М.: Русское слово, 2019, настенная физическая карта Республики Тыва, технологическая карта урока, контурные карты, ноутбук с выходом в Интернет, презентация, результаты мини-исследования Сой.

Структура урока по географии Тыва,  в соответствии с требованиями ФГОС

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный

        Эмоциональный настрой. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

                                        Географии основы

                                        Заставляют стать поэтом

                                        Не опишешь тусклым словом

                                        Нашу яркую планету!

      Мы с вами на предыдущем уроке уже познакомились с внутренними водами нашей родной республики и давайте вспомним самые ЯРКИЕ наши  реки и озера, прославляющие наш край?

 

   

Приветствуют учителя.

Отвечают и показывают по настенной карте:

Реки - Енисей ( Улуг-Хем),

 2 притока: Каа-Хем и Бии-Хем, Хемчик;

Озера- Дус-Холь, Чедер, Чагытай, Сут-Холь, Азас.                      

2. Этап

Целеполагание

Мотивация на решение проблемы.

          Перед изучением новой темы давайте  разгадаем загадки, а потом определим название темы нашего урока:

Он кружится, играет

На солнышке сверкает,

Из – под земли он струйкой бьет

И влагу всем кругом дает! (родник)

Поит летом и зимой

Нас прохладною водой

Из земли он струйкой бьет

И журчит, звенит, поет! (родник).

          В основном все реки нашей Тувы начинаются с родников и незаметных малых рек.

Открыли приложение в учебном пособии физическую карту Республики Тыва (стр 54), найдите наше село Ильинку и определите название реки рядом с нашим селом?

Река Бурен протекает в 2 км от нашего села, а рядом с Ильинкой есть река, которая не подписана на карте?

Вы,  все знаете в какую реку  впадает наша  Сой?

По карте приложения учебного пособия ( стр 54) установите: Река Бурен в какую реку впадает?

Ребята, мы вправе  утверждать, что наша река Сой является частью Енисея?  

Вы уже догадались,  ребята, о чем сегодня мы узнаем на уроке? Правильно, сегодня на уроке мы будем изучать тему:

«Река Сой: роль, значение и экологические проблемы»

Слушают, отгадывают загадки (К, П)

Работают с картой устанавливают где находится село Ильинка и название реки ближе всего расположенной к Ильинке - Бурен.

Отвечают: Река  Сой

Река Сой впадает в реку Бурен.

Река Бурен впадает в Каа-Хем ( Малый Енисей).

 Делают вывод: Да, мы установили, что наша река Сой впадает в бурную горную реку Бурен, которая в свою очередь несет свои воды в великую сибирскую реку – Енисей. Значит,  наша река Сой является частицей Енисея.

Формулируют тему урока, записывают в тетради (П)

3. Этап

Изучение нового материала

 В изучении нашей темы нам помогут участники кружка «Изучай свой край»: Эренчин Денис и Кудрявцева Ксения, которые участвовали в мини-исследовании реки Сой.

Кудрявцева Ксения: Из воспоминаний старожилов мы все знаем, что название нашей деревни связано с православным праздником «Ильин день», отсюда и село называется  Ильинка.

Выпускница нашей школы Титова Ксения в 2008 году  сочинила небольшое стихотворение, где она описывает красоту родной  реки, село и характеризует свой народ:

        Есть в Туве село такое

        Горы, реки и тайга

        Как красивая картинка

        Называется Ильинка.        

        Чистая, прекрасная

        Наша речка Сой

         Тихая, спокойная

         Как ее народ.

Как вам стихотворение? Соответствует описанию?

Эренчин Денис: Первые русские переселенцы про реку Сою вспоминали так: «Бездонное высокое голубое небо над головой. Впереди показались цепи гор, одна другой выше, а самая высокая сливалась на горизонте с синевой небесной. Под горой протекала чистая, тихая, с медленным говором речка (нынче Соя), поворачивая свое русло то на север, то на восток.

(В это время на заднем плане идет презентация живописных мест реки Соя).

Кудрявцева Ксения: Вода – это неоценимое богатство, без нее невозможна жизнь на планете. А для нас – ильинцев воды реки Сой – основной источник существования всей нашей жизнедеятельности. Мы любуемся ее чистотой и свежестью, красотой растительного и животного мира, от души любим купаться и отдыхать на берегу Сой.

Эренчин Денис: Тем не менее, в последние годы ухудшается экологическое состояние самой реки и ее побережья. Может кто-то из вас назовет причины ухудшения качества воды нашей реки и побережья?

   Нами, членами кружка, были проведены работы по выявлению конкретных причин загрязнения  воды реки Сой.

Провели социологический опрос среди жителей села. Было охвачено 50% населения. Ответы были получены на следующие вопросы:

            а) Ф.И.О., адрес (улица, дом).

            б) Часто ли вы бываете на берегу реки Сои?

            в) Как вы оцениваете качество воды нашей реки на данное время?

            г) Каковы причины и последствия загрязнения воды реки Соя?

            д) Какой вы ее помните в прошлом?

            е) Ваши конкретные предложения  по улучшению экологического

                состояния реки?

Кудрявцева Ксения: Получены ответы и сделаны  выводы:

1. При сравнении ответов людей старшего поколения и подростков оказалось, что они очень похожи, а это свидетельствует об адекватном восприятии подростками окружающего мира, окружающей действительности. Большинство респондентов отмечают, что вода Сои с каждым годом все больше загрязняется и ее нужно при применении в хозяйстве обязательно кипятить. Каждый из респондентов высказывает мысль о том, что власть на селе не уделяет должного внимания благоустройству побережья реки Соя. Люди не верят в то, что эту реку можно сделать одним из красивейших уголков нашего села, района, так как жители стали только потребителями, а про бережное отношение забыли.

2. Есть и те, которые могут часами просиживать на лавочках возле рек (особенно жители улицы Заречной), любуясь ее красотой и свежестью.

3. Местные жители в большинстве случаев безразлично относятся к данной реке, а потому они не принимают участия в ее благоустройстве и зачастую не соблюдают вокруг реки чистоту и порядок.

Эренчин Денис: С чем же связано загрязнение воды и прибрежной части реки Соя?

Это во–первых, бытовой мусор жителей нашего села, который вываливается так беспечно нами возле реки.

Во-вторых, навозная жижа, стекающая с хозяйственных построек подсобного хозяйства близрасположенных к реке домов.

В-третьих, минеральные удобрения и пестициды, смываемые с территории МУП «Каа-Хемский», где выращивают пшеницу, овес и кормовые культуры, так как их удобряют удобрениями и травят пестицидами.

В-четвертых, отходы от горюче-смазочных материалов и навозная жижа с фермы, так как машинотракторная мастерская МУП «Каа-Хемский» и ферма расположены на более высокой местности рядом с рекой Соя.

В-пятых, регулярное мытье личных технических средств (машин, мотоциклов) тоже способствует загрязнению воды.

Мы делали анализ воды, загрязненности прилегающей территории в разные времена года. Результаты представлены в виде таблицы.

Дата наблюдения

Температура воздуха

Температура воды

Цвет воды

Мутность

Прозрачность

Наличие осадка

Запах

15 июля 2019 г

+25

+5

Светло-желтый

Заметное

Непрозрачный

Незначительное

Заметный

20 октября

2019 г

+10

+3

Прозрачный

Не имеет

Прозрачный

Ничтожное

Не ощущается

20 мая  2019 г

+15

+2

Сильно желтый

Сильно выраженная мутность

Темный

Илистый

Замечается

Из таблицы видно, что качественные показатели воды в разные сезоны года разные. Особенно непригодной вода Сои становится в весеннее половодье и в начале лета, то есть в период таяния снега и льда, вместе с которым в реку попадает навоз и мусор близлежащих домов и хозяйственных построек.

Эренчин Денис: По данным фельдшера Врачебной амбулатории села Ильинка Ангырбан С.Т., среди жителей нашего села увеличивается с каждым годом число заболеваний дыхания. Если в 2018 году болело 40% населения ОРВИ и гриппом, то в 2019 году более 50%, по желудочно-кишечным инфекциям в 2018 году зарегистрировано 5 случаев, то в 2019 году – 7 случаев, по онкологическим заболеваниям также из года в год идет увеличение. На все эти показатели естественно и влияет качество воды. Качество воды оказывает влияние на сердечно - сосудистую, эндокринную, пищеварительную, дыхательную системы, а также на снижение защитных функций организма и появление аллергических состояний.

Кудрявцева Ксения: Сейчас мы с вами убедились в том, что над нашей рекой нависла экологическая угроза, связанная с загрязнением реки Соя. От того как мы будем решать экологические проблемы нашей маленькой реки, будет зависеть и чистота Енисея, так как  река Соя – частица могучего Улуг-Хема – Енисея.

Эренчин Денис: Наши учащиеся школы вместе с членами  кружка 2 раза в год убираем побережье реки Соя.

- Кружковцы ведут в детском саду, начальной школе и среди населения разъяснительные беседы.

- В школе регулярно проводятся конкурсы, выставки, презентации на экологические темы.

- Со строительством в МУП «Каа-Хемский» нового молочно-товарного комплекса, где предусмотрены все приспособления по последнему слову техники привело к тому, что навоз удаляется путем высасывания навозоудалителем и выводится далеко за пределы реки Сой и деревни.

Кудрявцева Ксения: Все перечисленные и проводимые нами мероприятия по решению экологической проблемы реки Сой дает медленные, но положительные результаты.

И мы этому очень рады.

Эренчин Денис: Мы уверены в том, что каждый житель нашей прекрасной деревни рано или поздно поймут важность сохранения чистой воды нашей реки Соя и ее прибрежной части.

   Кудрявцева Ксения: Ведь вода уникальна и ничем незаменима. На земле нет ни одного даже самого примитивного существа, которое могло бы обходиться без воды.

Очень правильно сказано в отрывке из стихотворения Т.И. Рудовой.

               Пусть на Земле не умирают реки

               Пусть стороной обходит их беда,

               Пусть чистой остается в них навеки

               Студеная и вкусная вода,

               Пусть никогда не зарастает тиной

               Тот берег, на котором я стою.

               Большие дяди, взрослые мужчины,

               Храните речку светлую мою.

Кудрявцева Ксения и Эренчин Денис вместе: «Мы за чистую воду Сои! За бережное отношение к ней!»

(Слайд 2)

(Слайд 3)

Вступают в диалог, раскрывают и

сознательно анализируют смысл  стихотворения (К, Р)

(Слайды 4-10)

Учащиеся дают в силу своих возможностей ответы  на заданные вопросы.

Обсуждают и обосновывают  свои высказывания, предложения, не согласие по данной. (Р,К ,П).

 (Слайды 11-15)

Узнают, сравнивают, анализируют, делают выводы.

 (П , Р, К)

(Слайд 16)

(Слайд 17)

Узнают много полезной информации, вступают в диалог, проговаривают и осознают.

(К, Р)

(Слайды 18-29)

 

Обсуждают и обосновывают, передают свои мысли по проделанным мини-исследованиям выбор своего решения или несогласие с мнением других. (Р,К ,П).

Узнают, сравнивают, анализируют, делают выводы.

 (П , Р, К)

Вступают в диалог, проговаривают и называют в каких мероприятиях участвовали

(К, Р)

Установка на здоровый образ жизни.

(Слайд 30)

4. Этап

Закрепление изученного материала

  1. Выйти к доске и показать по физической карте реку Сой, Бурен, Каа-Хем    (Малый Енисей),  Енисей (Улуг-Хем
  2. Как вы думаете, почему мы должны бережно относиться к родной реке Сой?
  3. Что вы бы предложили для улучшения прибрежной части нашей реки?
  4. Будете ли впредь активно участвовать в экологических десантах по очистке побережья реки Сой?

Выходят учащиеся  и  показывают по карте.

Отвечают на вопросы.

Объясняют, анализируют, формулируют выводы.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)

5.Этап

Итоги урока.

Рефлексия.

(Оценка результатов деятельности)

Оценки.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.        

Вот и кончился урок,

 И подводим мы итог!

Скажем, ребята, большое спасибо нашим членам кружка за такие интересные факты и информации по нашей реке Сой.

Понравился ли  вам урок?

Обоснуйте свой ответ.

Ответы учащихся

Выясняют степень достижения поставленных на уроке целей, рефлексируют свою деятельность, задают вопросы учителю по материалу урока.

Записывают выводы (Р,Л,П)

6. Этап

Домашнее задание

Домашнее задание:

 1.Написать каждому учащемуся 2-3 предложения по вопросу улучшения чистоты и качества воды  реки Сой.

2. Синим цветом подписать название рек: Сой, Бурен, Каа-Хем, Улуг-Хем.

Записывают домашнее задание.

Будут выполнять на контурной карте


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Реки"

Крупные реки мира Что такое реки? Части рек. Речная система. Речной Бассейн Питание и режим рек. Пороги и водопады. Значение рек....

Урок по теме "Реки" в 6 классе

Урок в 6 классе по теме "Реки в природе и на географических картах"...

урок по теме: "Реки Ростовской области"

Разработка урока географии по теме: "Реки Ростовской области" (региональный компонент), с приложением, рабочей тетрадью (задания по водным ресурсам Ростовской области)...

Мастер-класс по теме: «Загрязнение окружающей среды как локальная экологическая проблема».

1. Вступительноеслово учителя: Национально-региональный компонент формирует понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи...

конспект интегрированного урока биологии и географии на тему "Уникальность озера Байкал и его экологические проблемы"

Представляю вашему вниманию один из интегрированных уроков биологии и географии с актуализированным межпредметным содержанием экологического образования...

Урок по теме "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"

Основные понятия урока.Многообразие насекомых.Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых.Отрица...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....