Мастер-класс по теме: «Загрязнение окружающей среды как локальная экологическая проблема».
материал по биологии (11 класс) на тему
1. Вступительноеслово учителя: Национально-региональный компонент формирует понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ. Это позволяет обосновать необходимость научного подхода к использованию растительных богатств, организации их охраны и восстановления. К сожалению, с современным техническим прогрессом, экономическим ростом сел и городов, увеличилось антропогенное воздействие на природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс по теме: «Загрязнение окружающей среды как локальная экологическая проблема» | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Хакуринохабльская средняя общеобразовательное учреждение им. Д.А.Ашхамафа»
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Мастер-класс по теме:
«Загрязнение окружающей среды как локальная экологическая проблема».
Подготовил:
учитель биологии,
высшей квалификационной категории,
«Почетный работник общего образования»
Мазлова Фатима Гайсовна
2015 год
Тема: Загрязнение окружающей среды как локальная экологическая проблема.
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий.
Цель урока: Способствовать определению собственной позиции учащихся по отношению к экологическим проблемам, роли человечества и отдельного человека в их решении, к своей судьбе и развитию своих способностей.
Задачи:
1. Актуализировать знания учащихся по теме.
2. Создать условия для обсуждения проблемы в группах, для осознания каждым учеником своей роли в решении экологических проблем своего региона.
Цель мастер-класса: познакомить коллег с методическими приемами, опытом организации проектной деятельности обучающихся путем непосредственного и комментированного показа используемых форм и методов; содействовать формированию устойчивой мотивации на их использование коллегами в своей работе.
Виды деятельности: групповая работа; просмотр слайдов; выступления учащихся.
Оборудование: компьютер, видеозаставка «Прекрасна моя Адыгея!», слайды «Загрязнения окружающей среды»; дополнительная литература, цветные звездочки, ватман, фломастеры.
Ход мастер – класса:
1. Вступительное слово учителя: Национально-региональный компонент формирует понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ. Это позволяет обосновать необходимость научного подхода к использованию растительных богатств, организации их охраны и восстановления. К сожалению, с современным техническим прогрессом, экономическим ростом сел и городов, увеличилось антропогенное воздействие на природу. Большая часть природного материала производственной деятельностью человека превращается в отходы, которые ни при каких условиях не могут вновь стать исходным сырьем, вернуться в природу, в связи с чем, ставится проблема охраны местной флоры и фауны. А поскольку отходы производственной деятельности наполняют собой почву, воду и воздух, то не удивительно, что каждый день мы дышим загрязненным воздухом, пьем воду с ядовитыми примесями и едим отравленную пищу. Если бы первобытный человек 3 минуты постоял на одной из улиц современного крупного города, он задохнулся бы угарным газом. В связи с чем, ставится проблема охраны местной флоры и фауны . Весьма слабым остаётся до настоящего времени уровень пропаганды экологических знаний среди широкого круга населения.
В соответствии с Базисным учебным планом (БУП) на изучение регионального компонента отводится 15% от общего времени школьного биологического образования. Это значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным. Способствует определению собственной позиции учащихся по отношению к экологическим проблемам, роли человечества и отдельного человека в их решении, к своей судьбе и развитию своих способностей.
2. «Прекрасна моя Адыгея! Как красивы ее высокие горы, бескрайние плодородные поля, быстротечные реки (презентация «Прекрасна моя Адыгея!»). Но среди такой красоты можно увидеть и такие картины (слайды «Загрязнения окружающей среды»).
Притча: Раби Зуси хотел изменить мир. Но мир такой большой, а он маленький. Хотел изменить город, но город большой, а он маленький, тогда решил изменить семью, в которой он живет, но семья большая, а он один. Задумался Раби Зуси и решил изменить себя, свои поступки, отношения. И о чудо, изменился Раби и изменилась его семья, семья Раби стала примером для жителей города. И город со временем стал хорошеть и изменяться. И понял Раби Зуси простую вещь, хочешь изменить мир, начни с себя».
О чём эта притча? Какой вывод вы сделали для себя?. (Участники высказывают свои мнения).
С какими экологическими проблемами мы сталкиваемся в нашем ауле? Какие вы видите пути решения этих проблем?
3. Для решения этой проблемы мы разделимся на четыре группы (группы формируются по цвету звездочек, которые им раздали):
1 группа – аналитики, которые выявляют экологические проблемы, и чем они вызваны. (Опережающее задание. Дети приходят со своими заготовками, в виде презентаций, газеты или таблиц).
2 группа – практики, которые предлагают свои варианты решения проблем. (Предлагаются все возможные пути решения экологических проблем аула и при выступлении выделяются. При этом делается акцент на возможности самих детей в решении экологических проблем)
3 группа - создать информационный лист «Это должен знать каждый».
4 группа – анализирует экологические проблемы в поэзии. - Какую картину создал автор в своем стихотворении?
Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей.
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой.
Леса свою теряют силу.
Уходит нежный запах лип.
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб.
И.И. Ландо
4. Защита проектов.
5. Обсуждение предложенных решений данных проблем. Оценка проектов.
6. Подведение итогов, формулирование выводов по данному занятию и использованию проектной методики на уроках биологии.
7. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по теме "Загрязнение окружающей среды нефтью"
Занятие проводится в рамках реализации авторской программы элективного курса "Человек и природа: друзья или враги", с использованием метода проекта. Данную разработку можно применить на уроках экологи...
План-конспект урока на тему "Загрязнение окружающей среды и его последствия"
Приводится подробное планирование урока по теме "Загрязнение окружающей среды" с применением игровых технологий.Учащиеся в ходе ролевой игры узнают о последствиях загрязнения окружающей ср...
Суд-игра на тему «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»
Суд-игра на тему «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»...
Технологическая карта урока по теме: "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"
Наша Земля – уникальная планета Солнечной системы. Она подобна космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения, который летит по космическим просторам. И если в работе этой системы происходит ...
тема : загрязнения окружающей среды
Деятельность человека серьезно вредит окружающей среде. Одной из форм загрязнения является сброс бытовых отходов в природные резервуары, однако большую угрозу составляют промышленные сельскохозя...
Презентация на тему: «Загрязнение окружающей среды»,посвященный 2017 году - ЭКОЛОГИИ .
ull;Загрязнением окружающей природной среды считается физико-химическое изменение состава природного вещества (воздуха, воды, почвы), которое угрожает состоянию здоровья и жизни человека, окружающей...
Кооперативное обучение. Разработка урока по теме Загрязнение окружающей среды
УМК: New Matrix Kathy Gude 10 класс Envirionmental pollutionТема урока:Environmental problems.Технология: Кооперативное обучение...