Мастер-класс по теме: «Загрязнение окружающей среды как локальная экологическая проблема».
материал по биологии (11 класс) на тему

1. Вступительноеслово учителя: Национально-региональный компонент формирует понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ. Это позволяет обосновать необходимость научного подхода к использованию растительных богатств, организации их охраны и восстановления. К сожалению, с современным техническим прогрессом, экономическим ростом сел и городов, увеличилось антропогенное воздействие на природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хакуринохабльская средняя общеобразовательное учреждение им. Д.А.Ашхамафа»

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Мастер-класс по теме:

«Загрязнение окружающей среды как локальная экологическая проблема».

Подготовил:

учитель биологии,

высшей квалификационной категории,

«Почетный работник общего образования»

Мазлова Фатима Гайсовна

2015 год

Тема:    Загрязнение окружающей среды как локальная экологическая проблема.

                                                                                                        Два мира есть у человека -

                                                                                                         Один, который нас творил,

     Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий.

Цель урока:  Способствовать определению собственной позиции учащихся по отношению к экологическим проблемам, роли человечества и отдельного человека в их решении, к своей судьбе и развитию своих способностей.

Задачи: 

1. Актуализировать знания учащихся по теме.

2. Создать условия для обсуждения проблемы в группах, для                                           осознания каждым учеником своей роли в решении экологических проблем своего региона.

Цель мастер-класса:         познакомить коллег с методическими приемами, опытом организации проектной деятельности обучающихся путем  непосредственного и комментированного показа используемых форм и методов; содействовать формированию устойчивой мотивации на  их использование коллегами в своей работе.

Виды деятельности: групповая работа;  просмотр слайдов;  выступления учащихся.

Оборудование: компьютер, видеозаставка «Прекрасна моя Адыгея!», слайды «Загрязнения окружающей среды»; дополнительная литература, цветные звездочки, ватман, фломастеры.

Ход мастер – класса:

1.  Вступительное слово учителя:   Национально-региональный компонент формирует понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ. Это позволяет обосновать необходимость научного подхода к использованию растительных богатств, организации их охраны и восстановления. К сожалению, с современным техническим прогрессом, экономическим ростом сел и городов, увеличилось антропогенное воздействие на природу. Большая часть природного материала производственной деятельностью человека превращается в отходы, которые ни при каких условиях не могут вновь стать исходным сырьем, вернуться в природу,  в связи с чем, ставится проблема охраны местной флоры и фауны. А поскольку отходы производственной деятельности наполняют собой почву, воду и воздух, то не удивительно, что каждый день мы дышим загрязненным воздухом, пьем воду с ядовитыми примесями и едим отравленную пищу. Если бы первобытный человек 3 минуты постоял на одной из улиц современного крупного города, он задохнулся бы угарным газом. В связи с чем, ставится проблема охраны местной флоры и фауны . Весьма слабым остаётся до настоящего времени уровень пропаганды экологических знаний среди широкого круга населения.

         В соответствии с Базисным учебным планом (БУП) на изучение регионального компонента отводится 15% от общего времени школьного биологического образования. Это значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным. Способствует определению собственной позиции учащихся по отношению к экологическим проблемам, роли человечества и отдельного человека в их решении, к своей судьбе и развитию своих способностей.

2.   «Прекрасна моя Адыгея! Как красивы ее высокие горы, бескрайние плодородные поля, быстротечные реки (презентация «Прекрасна моя Адыгея!»).  Но среди такой красоты можно увидеть и такие картины (слайды «Загрязнения окружающей среды»).

Притча: Раби Зуси хотел изменить мир. Но мир такой большой, а он маленький. Хотел изменить город, но город большой, а он маленький, тогда решил изменить семью, в которой он живет, но семья большая, а он один. Задумался Раби Зуси и решил изменить себя, свои поступки, отношения. И о чудо, изменился Раби и изменилась его семья, семья Раби стала примером для жителей города. И город со временем стал хорошеть и изменяться. И понял Раби Зуси простую вещь, хочешь изменить мир, начни с себя».

О чём эта притча? Какой вывод вы сделали для себя?.  (Участники высказывают свои мнения).

 С какими экологическими проблемами мы сталкиваемся в нашем ауле? Какие вы видите пути решения этих проблем?

3. Для решения этой проблемы  мы разделимся на четыре группы (группы формируются по цвету звездочек, которые им раздали):

1 группа – аналитики, которые выявляют экологические проблемы, и чем они  вызваны. (Опережающее задание. Дети приходят со своими заготовками, в виде презентаций, газеты или таблиц).

2 группа – практики, которые предлагают свои варианты решения проблем. (Предлагаются все возможные пути решения экологических проблем аула и при выступлении выделяются.   При этом делается акцент на возможности самих детей в решении экологических проблем)

3 группа -  создать информационный лист «Это должен знать каждый».

4 группа – анализирует экологические проблемы  в поэзии. - Какую картину создал автор в своем стихотворении?

Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей.
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой.

Леса свою теряют силу.
Уходит нежный запах лип. 
Озера, ставшие могилой, 
В себе хоронят стаи рыб.

И.И. Ландо

4. Защита проектов.

5. Обсуждение предложенных решений данных проблем. Оценка проектов.

6. Подведение итогов, формулирование выводов по данному занятию и использованию проектной методики на уроках биологии.

7.  Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по теме "Загрязнение окружающей среды нефтью"

Занятие проводится в рамках реализации авторской программы элективного курса "Человек и природа: друзья или враги", с использованием метода проекта. Данную разработку можно применить на уроках экологи...

План-конспект урока на тему "Загрязнение окружающей среды и его последствия"

Приводится подробное планирование урока по теме "Загрязнение окружающей среды" с применением игровых технологий.Учащиеся  в ходе ролевой игры узнают о последствиях  загрязнения окружающей ср...

Суд-игра на тему «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»

Суд-игра на тему  «Загрязнение окружающей среды  и экологические проблемы общества»...

Технологическая карта урока по теме: "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"

Наша Земля – уникальная планета Солнечной системы. Она подобна космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения, который летит по космическим просторам. И если в работе этой системы происходит ...

тема : загрязнения окружающей среды

Деятельность человека серьезно вредит окружающей среде. Одной из форм загрязнения является сброс бытовых отходов  в природные резервуары, однако большую угрозу составляют промышленные сельскохозя...

Презентация на тему: «Загрязнение окружающей среды»,посвященный 2017 году - ЭКОЛОГИИ .

ull;Загрязнением окружающей природной среды считается физико-химическое изменение состава природного вещества (воздуха, воды, почвы), которое угрожает состоянию здоровья и жизни человека, окружающей...

Кооперативное обучение. Разработка урока по теме Загрязнение окружающей среды

УМК: New Matrix Kathy Gude 10 класс Envirionmental pollutionТема урока:Environmental problems.Технология: Кооперативное обучение...