Урок по теме "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Основные понятия урока.
Многообразие насекомых.
Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых.
Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы с вредителями: физические, химические, агротехнические, биологические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 40.74 КБ |
Презентация к уроку | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.
Основные понятия урока.
Многообразие насекомых.
Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых.
Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы с вредителями: физические, химические, агротехнические, биологические.
Планируемые образовательные цели-результаты.
Предметные.
Обучающиеся должны уметь:
- классифицировать насекомых на основе систематических признаков насекомых;
- описывать значение насекомых в природе и жизни человека;
- называть виды одомашненных насекомых и узнавать их на изображениях;
- приводить примеры продуктов жизнедеятельности домашних насекомых и обосновывать их использование людьми;
- узнавать насекомых-вредителей и описывать их развитие;
- перечислять меры борьбы с вредными насекомыми;
- называть насекомых – переносчиков заболеваний человека и животных;
- приводить примеры редких и охраняемых насекомых Архангельской области;
- характеризовать меры по охране насекомых.
Метапредметные.
Познавательные.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую;
- адекватно воспринимать содержание текста;
- осмысливать прочитанный текст и выделять в нём главное;
- структурировать информацию;
- составлять тексты разных стилей;
- строить речевое высказывание;
- контролировать способы действий своих и одноклассников, оценивать результаты.
Регулятивные
Обучающиеся должны уметь:
- Организованно выполнять задание учителя;
- Соотносить известные и усвоенные элементы информации с тем, что ещё неизвестно;
- Планировать последовательность своих действий для достижения общего результата.
Коммуникативные
Обучающиеся должны уметь:
- строить эффективное взаимодействие с одноклассниками;
- объективно оценивать работу свою и одноклассников.
Личностные.
Обучающиеся учатся:
- осознавать смысл и значение своей учебной деятельности;
- верно оценивать усваиваемое содержание;
- понимать эстетическую ценность изучаемых природных объектов и необходимость бережного к ним отношения
- Осознавать относительность понятий «вред и польза».
1. Актуализация знаний.
Вводное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас интересный урок обобщения знаний. Вы продолжите отрабатывать умение осуществлять взаимооценку, оценивать результаты своей деятельности на уроке. Для реализации этой задачи мы будем использовать индивидуальные оценочные листы. Подпишите их.
Каковы учебные задачи урока? Определиться нам поможет стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета:
Ты прав. Одним воздушным очертанием
Я так мила.
Весь бархат твой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
И вот – дышу.
Надолго ли без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья,
И улечу.
А. Фет
О каких представителях царства Животных говориться в этом стихотворении? О ком мы сегодня будем говорить? (тип Членистоногие, класс Насекомые).
Давайте вспомним основные признаки, характерные для типа Членистоногие, класса Насекомых?
Внимание на экран, из перечня утверждений, предложенного на доске выберите признаки сначала типа, ниже класса.
- Тело покрыто плотным хитиновым покровом, выполняющим функцию наружного скелета.
- Наличие членистых конечностей.
- Тело состоит из трех отделов.
- Незамкнутая кровеносная система.
- Имеют шесть ног.
- Органы дыхания жабры, легкие или трахеи.
- Освоили все среды жизни (наземно-воздушную, почвенную, водную и организменную).
- Имеют крылья.
Ответы учащихся. Внимание на экран – проверяем себя. (Тип: 1, 2, 4, 6. Класс: 3, 5, 7, 8)
(слайд 2,3). Ставим количество баллов.
- Изучение нового материала
Насекомые - самый многочисленный класс животных их известно более миллиона видов. На самом деле, учёные предполагают, что более 7 миллионов. Подсчеты, произведенные учеными, показали, что на Земле одновременно живет около 100 000 000 000 000 000 (квадриллион) экземпляров насекомых. Благодаря своему обилию насекомые играют очень важную роль в природе и в жизни людей.
- Целеполагание.
Мы с вами уже начали знакомиться с многообразием насекомых, но сегодня наши задачи шире.
На доске две фотографии: бабочка и гусеница (не капустница!)
Вопрос классу: Какие ассоциации возникают при виде этих изображений?
(Примерные реплики учащихся: Насекомые, Чешуекрылые, бабочка, Имаго, Личинка, Опылитель, Полное превращение, Питается листьями и т. д…)
Один ли это вид?
Где он обитает?
Ответ. Гусеница и бабочка – «родственницы», но гусеница приносит вред, а бабочка – нет.
А только ли вред приносят такие существа, как гусеницы?
Давайте сразу оговоримся, что понятия «польза и вред» придуманы людьми и являются относительными.
Так какова же проблема сегодняшнего урока?
Первая задача - Выяснить значение насекомых в природе и жизни человека.
Вторая задача - Познакомиться с многообразием насекомых, составить схему классификации.
Сформировать чёткое представление о систематических признаках насекомых.
По ходу урока мы особое внимание будем уделять оценке собственной деятельности на уроке и результатам труда одноклассников.
Тема сегодняшнего урока. Записали тему в тетради.
- Изучение нового материала
Систематика насекомых
Систематика – это наука об описании видов животных и распределении (классификацией) их по группам на основании родственных связей. В соответствии с законами систематики Класс Насекомые делится на два подкласса: Первичнобескрылые, или Низшие, насекомые и Крылатые, или Высшие, насекомые.
См слайд ………………………..
Вычерчиваем краткую схему в тетради, слушаем информацию.
Подкласс Первичнобескрылые насекомые включает следующие отряды: Ногохвостки, Двухвостки, Щетинохвостки. Для всех этих насекомых характерен прямой тип развития. Что это за тип? Из яйца, вылупляется особь, отличающаяся от взрослого насекомого лишь малыми размерами и недоразвитыми половыми органами. Первичнобескрылые насекомые участвуют вместе с другими почвенными обитателями в почвообразовательном процессе. Живут в почве, под камнями, в подвалах, погребах. Размеры их невелики.
Подкласс Крылатые насекомые
Вспомним наши ассоциации к иллюстрациям бабочки и гусеницы.
Какие два очень важные и единые и одновременно разные биологические процессы они символизируют? (цикл развития)
Мы об этом уже говорили, какой тип развития вы ещё знаете? (развитие с полным и с неполным превращением). Напомните особенности этого цикла (см слайд)……………………………….
Таким образом подкласс Крылатые насекомые в систематике делиться ещё и по циклам развития. (Насекомые с неполным превращением и с полным).
Насекомые с неполным превращением: Прямокрылые, Тараканы, Богомолы, Термиты, Стрекозы, Пухоеды, Равнокрылые, Полужёсткокрылые, или Клопы, Вши, Подёнки.
Блохи, вши, пухоеды являются вторичнобескрылыми – это явление, связанное с паразитическим образом жизни. У них отпала необходимость в полёте. Они не только паразитируют на животных и человеке, но и могут являться переносчиками опасных заболеваний.
Насекомые с полным превращением: Жёсткокрылые, или Жуки, Ручейники, Перепончатокрылые, Блохи, Чешуекрылые, или Бабочки, Двукрылые.
- Вопрос учащимся. Мы сейчас разделили насекомых по каким систематическим категориям? (отрядам). А по каким признакам ученые делят насекомых на отряды? это задание на самооценку (особенности крыльев, ротового аппарата, тип развития, иногда конечностей и образ жизни). Пишем в тетради, проверяем по доске – оцениваем себя в оценочном листе.
Как называется наука о насекомых? (энтомология).
Для того чтобы более чётко представить себе важность признаков в определении систематического положения насекомых мы детально изучим несколько отрядов насекомых.
На столах лежат карточки, работая в четверках (20 человек, остальные получают отдельное задание) составьте характеристику отрядов по тексту учебника и заполните таблицу.
Значение пока можно не писать (этим вопросом занимается отдельная группа ребят).
Многообразие насекомых
Отряд, численность | Особенности строения крыльев, ротового аппарата | Примеры | Значение |
Насекомые с неполным превращением | |||
| Стр. 67-68 | Стр.68 | |
Насекомые с полным превращением | |||
| Стр. 72-75 | Стр. 74-75 | |
| Стр. 77-80 | Стр. 80-81 | |
| Стр. 82-83 | Стр. 83-84 | |
| Стр. 85-87 | Стр. 86-91 |
- Проверяем заполнение таблицы (пока без значения).
Отряд Прямокрылые. (слайд ).
Отряд Жуки (слайд ).
Отряд Перепончатокрылые (слайд ).
Отряд Двукрылые (слайд ).
Отряд Бабочки (слайд ).
Взаимная проверка, насколько качественно вы выполнили задание. (Сравниваем с таблицей на экране).
Проверяем
Отряд, численность | Особенности строения крыльев, ротового аппарата | Примеры | Значение | |
Насекомые с неполным превращением | ||||
|
| саранча, кузнечики, сверчки, медведки |
| |
Насекомые с полным превращением | ||||
|
| майский жук, навозники, дровосеки, усачи, божьи коровки, щелкуны |
| |
|
| Бабочки, тутовый шелкопряд, моль |
тутового шелкопряда получают шёлк,
| |
|
| комары, мухи, оводы, слепни, мошки, москиты, |
| |
|
| муравьи, пилильщики, наездники, шмели, шершни, осы, пчёлы |
|
6 задание оценочного листа.
- Значение насекомых в природе и жизни человека.
Постановка проблемного вопроса (слайд ):
Какие последствия могли бы произойти, если бы с лица Земли внезапно исчезли все насекомые? Есть ли на Земле ненужные насекомые.
Таким образом, определим значение насекомых в природе и жизни человека.
Это было дополнительное задание, слушаем результат, делаем записи.
Заполняем 4 столбик таблицы. В качестве источника информации используем сообщения учащихся, выполнявших дополнительное задание по учебнику стр. 74–75 (жуки), 80–81 (бабочки), 83-84 (двукрылые, блохи), 91 (муравьи) + пчёлы.
Самооценка.
Теперь мы можем сделать вывод об относительности понятий «польза и вред». (Один вид может рассматриваться как вредный и полезный, в зависимости от стадии развития).
- Закрепление изученного материала
Прочитайте текст и найдите ошибки.
1. Насекомые – самый многочисленный класс животных, их известно более 1,5 млн. видов.
2. Класс Насекомые делится на два подкласса: Первичнокрылые, или Низшие, насекомые и Крылатые, или Высшие, насекомые.
3. Признаками, на основе которых учёные разделили насекомых на отряды: типа развития, строение ротового аппарата и характер строения крыльев.
4. Насекомые не являются звеном в цепях питания.
5. Насекомые являются опылителями цветковых растений.
6. Среди насекомых нет одомашненных человеком видов, насекомые встречаются только в дикой природе.
Взаимопроверка
- Охрана насекомых ………………….
Подлежат охране те виды насекомых, которые приносят пользу человеку и играют большую положительную роль в природе. Это прежде всего хищные и паразитические насекомые, уничтожающие вредителей, а также опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются редкие и исчезающие виды. Они занесены в Красную книгу нашей страны - их более 200 видов. Создаются микрозаповедники, искусственно расселяются полезные насекомые.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/56328
- Интересные факты
- Домашнее задание
подготовиться к обобщающему тесту по разделу «Класс Насекомые»; подготовить сообщения на 3-5минут:
- Пчеловодство и его продукты.
- Шелководство.
- Насекомые – переносчики заболеваний(2 чел.)
- Итоги урока. Самооценка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ты прав. Одним воздушным очертанием Я так мила. Весь бархат твой с его живым миганьем – Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась. И вот – дышу. Надолго ли без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья, И улечу. А. Фет
Выберите признаки типа Членистоногие, класса Насекомые . Тело покрыто плотным хитиновым покровом, выполняющим функцию наружного скелета. Наличие членистых конечностей. Тело состоит из трех отделов. Незамкнутая кровеносная система. Имеют шесть ног. Органы дыхания жабры, легкие или трахеи. Освоили все среды жизни (наземно-воздушную, почвенную, водную и организменную). Имеют крылья.
Проверяем себя. Тип: 1, 2, 4, 6. Класс: 3, 5, 7, 8
Задачи урока : Познакомиться с многообразием насекомых. Составить схему классификации. Сформировать чёткое представление о систематических признаках насекомых. Выяснить значение насекомых в природе и жизни человека. Продолжить отрабатывать навык оценки собственной деятельности на уроке и результатов труда одноклассников.
Насекомые - самый многочисленный класс животных. 1,5 млн видов Учёные предполагают, что более 7 миллионов. На Земле одновременно живет около 100 000 000 000 000 000 (квадриллион) экземпляров насекомых.
Отряд Щетинохвостки Отряд Ногохвостки, Отряд Двухвостки
Отряд прямокрылые Отряд термиты Отряд тараканы и богомолы Отряд стрекозы Отряд равнокрылые Отряд поденки Отряд клопы Отряд пухоеды и вши Насекомые с неполным пр евращением
Насекомые с полным превращением Отряд чешуекрылые Отряд жесткокрылые Отряд блохи Отряд перепончатокрылые Отряд двукрылые
Признаками, на основе которых учёные разделили насекомых на отряды: тип развития, строение ротового аппарата, характер строения крыльев строение конечностей .
Отряд Прямокрылые Всего на земле 20 000 видов. Представители- саранча, кузнечики, сверчки, медведки. Ротовой аппарат- грызущий. Задние ноги приспособлены для прыжков. Передние крылья-надкрылья, задние – веерообразные. Тип развития с неполным превращением.
Отряд Жесткокрылые (жуки) Всего на Земле 350 000 видов. Представители- майский жук, навозники, дровосеки, усачи, божьи коровки, скарабей. Ротовой аппарат грызущий. Жесткие передние надкрылья и перепончатые задние крылья. Развитие с полным превращением .
Отряд Перепончатокрылые Всего на Земле 300 000 видов. Представители- пчелы, осы, шмели муравьи, пилильщики, наездники. Ротовой аппарат грызущий ил и лижущий . 2 пары прозрачных перепончат ых кры ль е в; задние всегда короче передних; сц е пляю т ся зацепками. Полиморфизм. Общественные насекомые . Тип развития с полным превращением.
ПОЛИМОРФИЗМ существование нескольких внешне отличающихся форм у одного и того же вида, приспособленых к выполнению особых функций в семьях данного вида.
Отряд Двукрылые Всего на Земле 100000 видов. Представители- мухи, комары, мошки, оводы, слепни, москиты. Ротовой аппарат - лижуще-сосущий или колюще-сосущий. 1 пара перепончатых крыльев, задние крылья видоизменены в жужжальца. Тип развития с полным превращением .
Отряд Чешуекрылые (бабочки) Всего на Земле 150 000 видов. Представители- махаон, капустница, совки, крапивница, пяденицы, бражники, шелкопряды, моль. Тип ротового аппарата сосущий хоботок. 2 пары крыльев покрытых чешуйками- видоизмененными хитиновыми волосками. Тип развития с полным превращением.
Физкультминутка
Какие последствия могли бы произойти, если бы с лица Земли внезапно исчезли все насекомые? Есть ли на Земле ненужные насекомые?
Отряд Прямокрылые участники цепей питания, саранча вредит сельскому хозяйству, медведки повреждают корни растений.
Отряд Жесткокрылые (жуки ) истребляют многих вредных насекомых, санитары природы, растительноядные приносят вред сельскому хозяйству, лесу.
Отряд Перепончатокрылые -опылители цветковых растений, -вредители растений, -средство биологической борьбы (регулятор численности) паразиты, хищники, -почвообразование, -домовой муравей – вредит человеку, -пчёлы производят мёд, ряд лекарственных препаратов (прополис) и воск.
Отряд Двукрылые -переносят опасные заболевания, -являются паразитами животных и человека, -личинки мух перерабатывают органические вещества, -участники цепей питания.
Отряд Чешуекрылые (бабочки) -взрослые бабочки опыляют цветковые растения, -гусеницы вредят, поедая листья, -участники цепи питания, из коконов тутового шелкопряда получают шёлк, -гусеницы моли повреждают одежду, ковры.
Прочитайте текст и найдите ошибки. 1. Насекомые – самый многочисленный класс животных, их известно более 1,5 млн. видов. 2. Класс Насекомые делится на два подкласса: Первичнокрылые, или Низшие, насекомые и Крылатые, или Высшие, насекомые. 3. Признаками, на основе которых учёные разделили насекомых на отряды: типа развития, строение ротового аппарата и характер строения крыльев. 4. Насекомые не являются звеном в цепях питания. 5. Насекомые являются опылителями цветковых растений. 6. Среди насекомых нет одомашненных человеком видов, насекомые встречаются только в дикой природе.
1. Насекомые – самый многочисленный класс животных, их известно более 1,5 млн. видов. 2. Класс Насекомые делится на два подкласса: Первичнокрылые, или Низшие, насекомые и Крылатые, или Высшие, насекомые. 3. Признаками, на основе которых учёные разделили насекомых на отряды: типа развития, строение ротового аппарата и характер строения крыльев. 4. Насекомые не являются звеном в цепях питания. 5. Насекомые являются опылителями цветковых растений. 6. Среди насекомых нет одомашненных человеком видов, насекомые встречаются только в дикой природе. Прочитайте текст и найдите ошибки.
Домашнее задание подготовиться к обобщающему тесту по разделу «Класс Насекомые»; подготовить сообщения на 3-5минут: Пчеловодство и его продукты. Шелководство. Насекомые – переносчики заболеваний(2 чел.)
Охрана насекомых В Красную книгу Архангельской области внесены 49 видов насекомых: Отряд Клопы – 1 вид Отряд Жесткокрылые ( жуки) – 7 видов Отряд Чешуекрылые ( бабочки) - 31 вид Отряд Перепончатокрылые – 9 видов Отряд Двукрылые – 1 вид
Таракан – самое быстробегающее насекомое. За час он пробегает расстояние равное 4 км.
Блоха – самый лучший в мире прыгун среди насекомых. Длина ее тела – 1,5 мм, а прыгает она на расстояние в 33 см. Это в 220 раз больше ее длины .
Дровосек длинноусый серый – обладатель самых длинных усов в мире насекомых.
Термиты – самые долгоживущие насекомые. Матка термитов живет около 40-50 лет.
Тропический палочник – самое длинное насекомое. Длина его тела – 33 см. Эти насекомые очень тонкие, хрупкие и не умеют летать. Моль – насекомое, у которого самое чуткое обоняние. Самец чует самку на расстоянии 11 км.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение
Прзентация к уроку. К огромному сожалению, из-за ограничения размера, загружаемого файла (не более 3МБ), часть слайдов пришлось не только "сжать", но и удалить. Полный вариант работы можно посмотреть...
Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение".
Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение". Раздел: Многообразие живых организмов. Тема: Низшие растения. Водоросли. УМК ав...
Урок биологии в 7 классе по теме: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение».
Аннотация Урок «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение» проводится в 7 классе. Цель урока: продолжить изучение голосеменных растений. Активизировать поз...
Разработка урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение."
Урок разработан в технологии формирования критического мышления и соответствует требованиям ФГОС....
План конспект урока биологии по теме" МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ"
План урока биологии 7 кл к учебнику Н.И. Сонина Многообразие живых организмов"....
Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение
Цель урока: изучение многообразия насекомых, их роли в природе и в жизни человека.Данный урок способствует формированию знаний о значении насекомых в природе и в жизни человека, развивать ...
урок Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение
Интегрированный урок "Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение" 7 класс. Предусмотрена лабораторная работа....