Урок по теме "Реки" в 6 классе
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Урок в 6 классе по теме "Реки в природе и на географических картах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok__v__6__klasse.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ « КРИВОМУЗГИНСКАЯ  СОШ»

  УРОК

В  6  КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

« РЕКИ В  ПРИРОДЕ И  НА  ГЕОГРАФИЧЕСКИХ  КАРТАХ»

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ :

МЕНЬШИХ М.М.

п. Волгодонской

Задачи: 

учащиеся должны знать: иметь представление о реке, её частях, частях речной системы и долины, питание и режим реки, порогах  и водопадах, типах дельт; их роли в природе и в жизни человека.

уметь : характеризовать реку по условным топографическим картам, определять правый и левый берега, притоки левые и правые, определять основные элементы речной системы одной из крупных рек мира, наносить на контурную карту элементы географической номенклатуры.

Оборудование: дем . таблицы « Речная долина», карта полушарий, физическая карта России ( на столах), репродукции картин, на которых изображена река,  мультимедийный проектор, экран, карточки – задания.

                                                      Ход урока:

  1. Орг . момент – Здравствуйте, садитесь.

Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:

 Течёт , течёт – не вытечет;

Бежит , бежит- не выбежит. ( река)

Не конь, а бежит,

Не лес , а шумит.  ( река).

Вы уже поняли , что тема урока : « Реки в природе и на географических картах ».  Вывешиваю лист с названием темы. Запишите название темы в тетрадь.

 Задачами нашего урока являются : узнать, что такое река, её части, выяснить названия частей речной долины,  речной системы , что такое питание , режим реки, роль в природе и в жизни человека.

Обратите внимание на картину _____________________________ Много  великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники , но и писатели… Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…», « Редкая птица долетит до середины Днепра…» .

Любили реки и поэты. много красивых , прекрасных строк им посвятили они.

( проверяем творческое задание стихи ________________________________)

Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей , художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река.

Дети дают свои определения.1. Просмотр слайдов.

Волга – слайд ( сообщение - Федоренко_)

Всем знакомая река.

Речная система.

3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 Зарядка для глаз  ( УПРАЖНЕНИЯ)

4. Поработаем в атласе. Карта РФ (на столах).

Найдите реку ОБЬ. Опишите речную систему по плану: ( на доске)

1) Главная река.

2) Исток главной реки, устье главной реки.

3) Левые и правые притоки.

4) Притоки 1, 2 , 3 порядков.

ОТВЕТ :

1. Обь- главная река.

2. Исток – г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье – Карское море.

3. Левый приток- Иртыш.

4. Приток 1 порядка – Иртыш; 2 порядка- Ишим.

5. Поступление воды в реку называется питанием реки. Работаем с учебником

стр. 182 , читаем с комментариями.

6. Изменение состояния реки в течение года называется режимом реки.

7. В зависимости от скорости течения реки и работы , которую она проделывает, выделяют верхнее, среднее и нижнее течение реки.

8. Что происходит , когда река встречается с морем?

А теперь познакомимся с многообразием рек:

9. Сообщения учащихся:_______________________________________

ЗАДАНИЯ НА  ЛИСТАХ:

 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Цель: проверить , как мы усвоили материал о реке.

I. Выполните следующие задания:

1. Дополните предложения:

А. Водный поток , текущий в выработанном им углублении – ………….

Б. Начало реки , место , с которого появляется постоянное течение воды в русле ………..

В. Место впадения реки в другую реку, море, озеро , водохранилище ……….

Г. Самая низкая часть  речной долины , по которой происходит сток воды …..

Д. Водоток , впадающий в другой , по отношению к этому другому…………..

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

А.  Самая длинная река мира :

1. Нил

2. Волга

3. Конго

4. Дунай

Б. Самая полноводная река мира :

1. Енисей

2. Амазонка

3. Нигер

4. Лена

В. Определите по описанию, горная или равнинная это река:

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

И моет берега над скудной глиной жёлтого обрыва

В степи грустят стога.

                                           Александр  Блок.

1. Горная.

2. Равнинная

Г.  Река Амазонка находится на материке:

1. Евразия

2. Южная  Америка

3. Африка

4. Австралия

II. Проверьте выполнение задания по записи на доске.

Ш. Оцените свою работу:

1. ) нет ошибок – 5 баллов;

2) 1-3 ошибки – 4 балла;

3) 4-5 ошибок – 3 баллов;

4)  более 5 ошибок – 2 балла.

А сейчас вернёмся к началу урока. мы начали с творчества поэтов , художников . Давайте отгадаем загадки, анаграммы по этой теме:

РЕБУСЫ : Волга, Меконг, Печора.

1. Название какой реки состоит из предлога и цифры? ( Припять).

2. Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? ( Яна).

3. Название какой реки у тебя во рту? ( Десна).

4. Какая река растёт на дереве? ( Прут).

5. Какой приток Дона носит название дерева ? ( Сосна).

6. Какая река Западной Сибири носит название посуды? ( Таз)

   Я- сибирская река .

Широка и глубока .

Букву « е»  на « у » смени-

Стану спутником Земли.

                                    ( Лена- Луна).

Ты меня , наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если « л» на « н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

                                                    ( Елисей- Енисей).

Аппликация : река и притоки.

 Немного отдохнули и вновь принимаемся за работу.

Значение рек в природе и в жизни человека?

Обсуждение в группах , какая группа лучше и полнее расскажет о роли рек в природе и в жизни человека.

 Домашнее задание:

§  41   , подготовить сообщения об озёрах.

Итоги урока , оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....