Тема урока: Ориентирование на местности.
план-конспект по географии

Шутова Галина Николаевна

 

- формировать у учащихся умения определять направление по компасу, азимут; выявлять

особенности плана местности,

- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_orientirovanie_na_mestnosti.docx62.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс: 5

Учитель: Шутова Г.Н.

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 9

Тема урока: Ориентирование на местности

Цель:

- формирование умений ориентироваться на местности 

Задачи:

Образовательные:

- формировать у учащихся умения определять направление по компасу, азимут; выявлять

особенности плана местности.

Развивающие:

- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Воспитательные:

- формировать ответственное отношение к учебе.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- понимать значение ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека;

- понимать роль и значение географических знаний;

- сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний. Метапредметные:

- сформировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; понимать значение ориентирования для повседневной жизни и деятельности.

Предметные:

- давать определение понятиям «ориентирование», «азимут»;

- объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают;

- делать  вывод о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, здоровьесбережения, сотрудничества.

Тип урока: практикум

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Техническое оборудование: атласы, учебник

Структура и ход урока:

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика        

1

Организация на урок        

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.        

Приветствие учителя, подготовка к уроку.        

2

Целеполагание

Зачитывает отрывок из известной сказки: «Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь. Прямо пойдёшь – богатым будешь»

Узнали сказку?

А как же человек ориентируется на незнакомой местности?

О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Какие задачи на необходимо решить на сегодняшнем уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока.

Научиться ориентироваться, т. е. определять стороны горизонта

3

Изучение нового материала

Что же такое ориентирование?

Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.

Как вы думаете, можно ли ориентироваться без компаса? Какими способами?

Также важно уметь определять стороны горизонта по компасу.

Объясняет правила работы с компасом.

Каждая сторона горизонта имеет и цифровое значение, которое определяется по азимуту.

Найдите в тексте учебника (с. 30) определение понятия «азимут».

Стороны горизонта можно определить по плану местности. Что называется планом местности?

Находят в тексте учебника (с. 30) определение и зачитывают его.

Ориентирование – умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта.

Называют и зарисовывают в тетрадь.

Основные – север, юг, запад, восток; промежуточные – северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток.

Учащиеся перечисляют способы ориентирования по местным признакам.

Определяют по компасу стороны горизонта.

Зачитывают определение понятия «азимут».

Азимут – угол межу направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.

Работают с рис. 19 на с. 30 (дерево - 400, нефтяная вышка – 1500, плотина – 2500, мельница – 2900).

Зачитывают определение из учебника (с. 31)

План местности – это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде уловными знаками.

4

Физминутка для глаз (здоро-вьесберегающий компонент)

Мы с вами уже знаем направления сторон горизонта. Вам нужно быть внимательными и смотреть глазами в том направлении, которое будет указано.

1.Север-юг

2.Запад-восток

3.Северо-запад-юго-восток

4.Юго-запад – северо-восток.

Выполняют упражнения для глаз

5

Практикум

Объясняет задания практической работы (см. приложение)

Выполняют задания практической работы

7

Рефлексия

Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

Насколько эффективно вы работали на уроке?

Остались ли у вас неразрешённые вопросы по данной теме?

Оценивают работу на уроке всего класса и свою.

8

Домашнее

задание

Комментирует

Д/з урока 9: п. 8.

Записывают

домашнее задание

Приложение

Практическая работа

«Ориентирование на местности с помощью плана, компаса, местных признаков»

1. Я знаю местные признаки, с помощью которых можно ориентироваться:

а) чаще на северной стороне деревьев растёт ___мох, лишайник____;

б) муравейник строится с той стороны ствола, которая обращена на __юг__;

в) в полдень солнце находится на ____юге__;

г) если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет ___север_ .

2.  Используя рисунок, определите азимут на дерево, холм, дом.

http://player.myshared.ru/851912/data/images/img5.jpg

Дерево – 2400, холм – 1300, дом – 500.

3.Используя рисунок 20 (с. 31) в учебнике, определите:

А) в каком направлении от аптеки находится школа; (ЮВ)

Б) в каком направлении от леса находится детский сад; (С)

В) как располагается магазин относительно леса? (СВ)

Практическая работа

«Ориентирование на местности с помощью плана, компаса, местных признаков»

1. Я знаю местные признаки, с помощью которых можно ориентироваться:

а) чаще на северной стороне деревьев растёт ____________________;

б) муравейник строится с той стороны ствола, которая обращена на __________________;

в) в полдень солнце находится на __________________;

г) если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет ___________________ .

2.  Используя рисунок, определите азимут на дерево, холм, дом.

http://player.myshared.ru/851912/data/images/img5.jpg

Дерево – _____0, холм – _____0, дом – _______0.

3.Используя рисунок 20 (с. 31) в учебнике, определите:

А) в каком направлении от аптеки находится школа; (_________________)

Б) в каком направлении от леса находится детский сад; (_______________)

В) как располагается магазин относительно леса? (____________________)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Ориентирование на местности» 5 класс

Изучение «Ориентирование на местности» . Используется ИКТ, работа в руппах, самостоятельная работа с учебником, по ЭУ....

План – конспект урока. «Ориентирование на местности».

В материале план - конспект урока по географии 6 класса, составленнный в соответствии с требованиями ФГОС....

План – конспект урока. «Ориентирование на местности».

В материале представлен план-конспект урока по географии 6 класса "Ориентирование на местности" в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта интегрированного урока "Ориентирование на местности", 6 класс

Интегрированный урок географии и физической культуры для обучающихся 6-го класса....

технологичесая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».

Технологическая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».Класс:  5.Тип урока:  Урок актуализации знаний и умений, урок-практикум.Цель урока: Формировани...

Урок: Ориентирование на местности.

Технологическая карта урока по географии для обучающихся 5 класса....