Тема урока: Ориентирование на местности.
план-конспект по географии
- формировать у учащихся умения определять направление по компасу, азимут; выявлять
особенности плана местности,
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_orientirovanie_na_mestnosti.docx | 62.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: география
Класс: 5
Учитель: Шутова Г.Н.
УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы
№ урока: 9
Тема урока: Ориентирование на местности
Цель:
- формирование умений ориентироваться на местности
Задачи:
Образовательные:
- формировать у учащихся умения определять направление по компасу, азимут; выявлять
особенности плана местности.
Развивающие:
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.
Воспитательные:
- формировать ответственное отношение к учебе.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- понимать значение ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека;
- понимать роль и значение географических знаний;
- сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний. Метапредметные:
- сформировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; понимать значение ориентирования для повседневной жизни и деятельности.
Предметные:
- давать определение понятиям «ориентирование», «азимут»;
- объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают;
- делать вывод о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, здоровьесбережения, сотрудничества.
Тип урока: практикум
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в парах.
Техническое оборудование: атласы, учебник
Структура и ход урока:
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организация на урок | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
2 | Целеполагание | Зачитывает отрывок из известной сказки: «Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь. Прямо пойдёшь – богатым будешь» Узнали сказку? А как же человек ориентируется на незнакомой местности? О чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какие задачи на необходимо решить на сегодняшнем уроке? | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. Научиться ориентироваться, т. е. определять стороны горизонта |
3 | Изучение нового материала | Что же такое ориентирование? Назовите основные и промежуточные стороны горизонта. Как вы думаете, можно ли ориентироваться без компаса? Какими способами? Также важно уметь определять стороны горизонта по компасу. Объясняет правила работы с компасом. Каждая сторона горизонта имеет и цифровое значение, которое определяется по азимуту. Найдите в тексте учебника (с. 30) определение понятия «азимут». Стороны горизонта можно определить по плану местности. Что называется планом местности? | Находят в тексте учебника (с. 30) определение и зачитывают его. Ориентирование – умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта. Называют и зарисовывают в тетрадь. Основные – север, юг, запад, восток; промежуточные – северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток. Учащиеся перечисляют способы ориентирования по местным признакам. Определяют по компасу стороны горизонта. Зачитывают определение понятия «азимут». Азимут – угол межу направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки. Работают с рис. 19 на с. 30 (дерево - 400, нефтяная вышка – 1500, плотина – 2500, мельница – 2900). Зачитывают определение из учебника (с. 31) План местности – это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде уловными знаками. |
4 | Физминутка для глаз (здоро-вьесберегающий компонент) | Мы с вами уже знаем направления сторон горизонта. Вам нужно быть внимательными и смотреть глазами в том направлении, которое будет указано. 1.Север-юг 2.Запад-восток 3.Северо-запад-юго-восток 4.Юго-запад – северо-восток. | Выполняют упражнения для глаз |
5 | Практикум | Объясняет задания практической работы (см. приложение) | Выполняют задания практической работы |
7 | Рефлексия | Чему вы научились на сегодняшнем уроке? Насколько эффективно вы работали на уроке? Остались ли у вас неразрешённые вопросы по данной теме? | Оценивают работу на уроке всего класса и свою. |
8 | Домашнее задание | Комментирует Д/з урока 9: п. 8. | Записывают домашнее задание |
Приложение
Практическая работа
«Ориентирование на местности с помощью плана, компаса, местных признаков»
1. Я знаю местные признаки, с помощью которых можно ориентироваться:
а) чаще на северной стороне деревьев растёт ___мох, лишайник____;
б) муравейник строится с той стороны ствола, которая обращена на __юг__;
в) в полдень солнце находится на ____юге__;
г) если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет ___север_ .
2. Используя рисунок, определите азимут на дерево, холм, дом.
Дерево – 2400, холм – 1300, дом – 500.
3.Используя рисунок 20 (с. 31) в учебнике, определите:
А) в каком направлении от аптеки находится школа; (ЮВ)
Б) в каком направлении от леса находится детский сад; (С)
В) как располагается магазин относительно леса? (СВ)
Практическая работа
«Ориентирование на местности с помощью плана, компаса, местных признаков»
1. Я знаю местные признаки, с помощью которых можно ориентироваться:
а) чаще на северной стороне деревьев растёт ____________________;
б) муравейник строится с той стороны ствола, которая обращена на __________________;
в) в полдень солнце находится на __________________;
г) если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет ___________________ .
2. Используя рисунок, определите азимут на дерево, холм, дом.
Дерево – _____0, холм – _____0, дом – _______0.
3.Используя рисунок 20 (с. 31) в учебнике, определите:
А) в каком направлении от аптеки находится школа; (_________________)
Б) в каком направлении от леса находится детский сад; (_______________)
В) как располагается магазин относительно леса? (____________________)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока «Ориентирование на местности» 5 класс
Изучение «Ориентирование на местности» . Используется ИКТ, работа в руппах, самостоятельная работа с учебником, по ЭУ....
План – конспект урока. «Ориентирование на местности».
В материале план - конспект урока по географии 6 класса, составленнный в соответствии с требованиями ФГОС....
План – конспект урока. «Ориентирование на местности».
В материале представлен план-конспект урока по географии 6 класса "Ориентирование на местности" в соответствии с требованиями ФГОС....
План конспект урока Ориентирование на местности
Ориентирование на местности...
Технологическая карта интегрированного урока "Ориентирование на местности", 6 класс
Интегрированный урок географии и физической культуры для обучающихся 6-го класса....
технологичесая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».
Технологическая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».Класс: 5.Тип урока: Урок актуализации знаний и умений, урок-практикум.Цель урока: Формировани...
Урок: Ориентирование на местности.
Технологическая карта урока по географии для обучающихся 5 класса....