Урок: Ориентирование на местности.
план-конспект урока по географии (5 класс)

Технологическая карта урока по географии для обучающихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_5_klass.docx106.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. преподавателя

Бибикова Юлия Владимировна

Название предмета,
дисциплины, раздела МДК

УПО.  02.03. География

Класс, курс

5 класс

Специальность СПО,
уровень общего образования

53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

Тема урока

 Ориентирование на местности.

Цели урока

Образовательные

Обеспечить усвоение и закрепление понятий: «ориентирование, азимут, компас, стороны горизонта»,          

создать условия для формирования и закрепления умений ориентирования на местности различными способами;                      

показать значимость умений ориентироваться в пространстве.

Развивающие

Развивать - навыки работы с учебником и дополнительными источниками информации по обработке и анализу информации,

речь, мышление учащихся;

способствовать развитию творческих способностей учащихся и умения работать в группе;

Воспитательные

Воспитание познавательного интереса к предмету,

формирование культуры общения при работе в группах.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний, практикум.

 

Основные термины и понятия

Ориентирование, азимут, компас, стороны горизонта

Межпредметные связи

ОБЖ

Наглядность,
оборудование

1.Учебники и учебные пособия (учебник: География 5-6 классы  (авторы А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина – М. «Просвещение», 2020г).

2.Технические средства обучения: интерактивная доска (для показа презентации в течение урока).

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: компасы ученические.

4. Дидактические материалы: памятки ( правила работы с компасом), карточки-задания.

План  урока

Этапы урока

Время  мин

Содержание, используемые приемы и методы, формы работы(индивидуальная, фронтальная, парная, групповая)

Виды деятельности

Преподавателя/учителя

Обучающихся

1

Организационный момент

1

 Обращается внимание на готовность класса: учебники, пособия, наличие домашнего задания.

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на работу, создает благоприятные условия для учебной деятельности

слушают, настраиваются на урок

2

Проверка домашнего задания

5

Метод проверки домашней подготовки- письменная работа с использованием листов самопроверки.. Вид проверки-текущий контроль знаний.

проводит письменную работу на проверку  домашней подготовки учащимися  пройденной на прошлом уроке темы (проводит инструктаж по выполнению работы, затем открывает в презентации слайд с ключом к  заданиям и критериями выставления оценок, контролирует деятельность учащихся).

выполняют задания,  

проверяют и оценивают свои работы, сдают учителю

3

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

2

Методический приём: подводящий к формулированию темы диалог

- с помощью диалога подводит учащихся к формулированию темы урока, определению цели и основных задач, осознанию значимости получаемых знаний

(учитель предлагает детям прочитать эпиграф к уроку (3 слайд презентации): «Стрелка компаса на север показала направление, и по плану ты проверил путь дальнейшего движения» и сформулировать тему урока.

- Как вы думаете, какие знания вы должны получить на этом уроке и как они могут вам пригодиться в жизни?

думают, рассуждают, высказывают свои предположения, формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь

4

Изучение нового материала (учебно-познавательная деятельность).

12

 Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической   беседы, частично-поисковый.

-методом эвристической беседы подводит учащихся к самостоятельному добыванию знаний

(Насколько важно уметь ориентироваться?

-А что значит “уметь ориентироваться”?

-Как называется прибор для определения сторон горизонта? (компас, стр. 34 в учебнике)

-А можно-ли ориентироваться на местности без компаса? Каким образом это можно сделать вы сейчас выясните самостоятельно, работая в группах.

- организует и координирует деятельность групп учащихся; при необходимости оказывает помощь, корректирует ответы учащихся.

- отвечают на вопросы, работают с иллюстрациями в учебнике,

готовятся работать в группах;

работают  в группах с текстом учебника, дополнительными источниками информации,  оформляют результаты работы в фору отчета, готовятся к выступлению.

-выступают с отчётами о проделанной работе

5

Практикум (интеллектуально-преобразовательная деятельность)

практическая работа

Определение сторон горизонта»).

14

Методы: частично-поисковый.

организует деятельность обучающихся по применению новых знаний (предлагает обучающимся решить практические задания и логическую задачу);
-проводит физкультминутку

применяют полученные знания в новой ситуации, используя для выполнения заданий практической работы

6

Диагностика качества освоения темы (закрепление).

6

Метод проверки усвоения материала-устная фронтальная проверка

предлагает обучающимся вопросы и задания для проверки усвоения материала ;

обобщает изученный материал темы: «Ориентирование»

думают, вспоминают, отвечают

7

Подведение итогов учебного занятия,

рефлексия

3

Подводятся итоги урока

подводит итоги  урока, оценивает работу групп учащихся по таблице результативности

учащиеся выражают своё мнение о проведенном  уроке

8

Домашнее задание

2

Формулируется домашнее задание.

Проводит инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания

Домашнее задание:

Задание всем учащимся: п.9, ответить на вопросы на стр.36 в конце параграфа, знать основные понятия темы;

Задания по желанию : составить синквейн “Ориентиры”; решите задачу: Мальчик заблудился в лесу. Он знал, что его село находится к югу от леса. Днём было пасмурно, а лес был молодой и мальчик не смог ориентироваться. Настала ночь. Небо прояснилось, и он определил, в каком направлении надо идти. Объясните, как он это сделал?

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

 

Общее время

45 мин

 

 


Результаты урока

Предметные

Личностные

Метапредметные (УУД)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Знать и  определять стороны горизонта

Осознавать ценности географических знаний и умений .

Умение организовать свою деятельность, иметь способность к постановке и сохранению учебной задачи;

Умение извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения, излагать содержание прочитанного текста.  

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Уметь ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу

Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности, особенно направленной на общий результат.

Самостоятельное планирование пути достижения целей

Умение анализировать, обобщать, делать выводы

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию.

Анализировать и оценивать роль ориентирования для человека

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

Умение соотносить результат своей деятельности с целью

 

 

Приложения:

Приложение1. Используется методический приём-  самооценка учениками результатов своей работы (ученики сами проверяют свои работы; каждый ученик анализирует количество правильных и неправильных ответов, определяет уровень своих знаний: высокий, средний или низкий,  делает  вывод: «знаю хорошо», «знаю не очень хорошо», «знаю плохо», ставит себе оценку. Такой вид работ стимулирует интерес учащихся к повышению своего уровня знаний через более осознанную домашнюю подготовку. Учащиеся выполняют задания на время (работа на время способствует формированию регулятивных УУД).

Письменная проверочная работа включает задания: на знание фактов №4,5; на проверку усвоения понятий №1,2; на проверку умений №3 по теме: «Стороны горизонта».

Задание №1. Видимая часть земной поверхности называется-………..

Задание №2. Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют……….

Задание №3. В каком направлении будут возвращаться грибники из леса, если он расположен на северо-востоке от села?..........

Задание №4: На ровной местности человек видит вокруг себя:

                        А) на 4-5 км,              

                        Б) на 5-6км,

                        В) на 10-12км

Задание №5: Почему нельзя дойти до линии горизонта?

Критерии выставления оценки:

каждое правильно выполненное задание- 1 балл

Вывод: уровень  моих  знаний по теме: «Внутреннее строение Земли» (подчеркнуть соответствующую строку).

  А) высокий- 5 правильно выполненных заданий - знаю очень хорошо - оценка – «5»;

  Б) относительно высокий- 4 правильно выполненных задания – знаю хорошо- оценка –«4»;

  В)  средний-3 правильно выполненных задания- знаю не очень хорошо -оценка – «3»;

  Г) низкий-0-2 правильно выполненных заданий - знаю плохо, нужно еще раз проработать материал  по этой теме.

Приложение 2

На данном этапе урока  реализация деятельностного подхода обеспечивается такой организацией работы, при которой ученики получают не готовые знания, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. Класс делится на группы. Коллективность решения задачи, ее совместное обсуждение способствует активизации  поиска учащимися нужной информации. Работа выстраивается  в форме исследовательского практикума, состоящего из  2х основных  этапов: теоретического исследования и практической работы. Организованная данным образом работа позволяет учащимся самостоятельно изучить способы ориентирования на местности, применить полученные знания при моделировании ситуации. В ходе практической работы формируются умения определять стороны горизонта по компасу, применять приобретённые теоретические знания о способах ориентирования для решения логической задачи.

Работа в группе направлена на развитие умений общаться, взаимодействовать, понимать друг друга. Такая форма организации учебной деятельности способствует формированию у  учащихся познавательных (формированию целенаправленной познавательной деятельности), регулятивных (работа на время, иметь способность к постановке и сохранению учебной задачи), коммуникативных (умение слушать, рассуждать, формулировать и передавать свои мысли другим учащимся, аргументировать свою позицию, совместно принимать решение) универсальных учебных действий, развитию креативных, оргдеятельностных личностных качеств. Возможность  публичных выступлений и участие в диалоге способствует развитию у учащихся монологической речи.

Задания группам:

Задание №1.: Изучить текст параграфа 17  в учебнике по теме «Ориентирование» и дополнительные источники информации, лежащие на столах, найти как можно больше способов ориентирования на местности без компаса (записать их в форму отчёта) Устно объяснить каждый способ. Смоделировать ситуацию с применением одного или нескольких способов ориентирования (пояснить, как будете действовать в данной ситуации).

Задание №2.

Используя имеющиеся на столах источники информации, дайте определение понятию «азимут». Используя памятку-инструкцию «как определить азимут», выполните задание:

Определите азимут на дом, дерево и холм высотой 132м.

C:\Documents\Admin\Мои документы\атлас снг\Новая папка (5)\img167.jpg

Приложение 3

Форма отчёта групповой работы учащихся:

Задание 1

Количество набранных баллов

Критерии оценки

Способы ориентирования:

Моделирование ситуации

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Каждый найденный в источниках информации способ ориентирования оценивается в один балл

5 баллов-ситуация смоделирована точно с применением способов ориентировния,

4 балла- есть недочёты в характеристике ситуации,

3 балла- ситуация смоделирована, но способы ориентирования подобраны неточно.

0 баллов ситуация не смоделирована

Задание 2

Определение понятия

Определение азимута

Азимут -это…………………………

…………………………………………

…………………………………………

…………………………………………

…………………………………………

…………………………………………

…………………………………………

…………………………………………

…………………………………………

на дом…………………………

на дерево……………………..

на холм……………………….

оценивается в один балл

каждый правильный ответ оценивается в один балл

Итоговое количество баллов:

Приложение 4

Учащиеся работают в группах, выполняют практическую работу

Задания практической работы:

Задание №1. Откройте учебник, на стр. 81и прочитайте «Как работать с компасом».

1.Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности.

2.Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки.

3.В этом положении стрелка компаса показывает направление север – юг.

Учащиеся заполняют карточку.

Устанавите компас по направлению север – юг.

 Пользуясь компасом определите:

Критерии оценки:

(каждый правильный ответ оценивается в один балл)

В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса;

Направление, в котором находится дверь класса;

В каком направлении находится стол учителя;

Итоговое количество баллов:

Задание №2. Решите логическую задачу.

Логическая задача.

Мальчик 12 лет, отдыхая в деревне у бабушки, пошёл в лес за ягодами и заблудился. Погода пасмурная, солнце не видно. Мальчик вышел на старую тропу. Подумайте и ответьте:

Вопросы:

Количество набранных баллов

Максимальное количество баллов, которое можно набрать за ответ на данный вопрос

а) Какие действия вы посоветуете предпринять мальчику?

5 баллов

б) Как отличить хоженую тропу от заброшенной?

2 балла

в) Каким образом следует поступить мальчику, если на его пути встретится река или ручей?

3 балла

Итоговое количество набранных баллов:

10 баллов

Приложение 5.

Физкультминутка

Тихо встаньте. Подравняйтесь.

Влево, вправо наклоняйтесь.                                                                                              

Север, запад, восток, юг

Выпрямляйся, милый друг.

Повороты начинайте.

Ориентир не забывайте!

Два на запад – на восток.

Можем сделать раз по сто!

Не ленитесь, повторяйте,

Время даром не теряйте!

Приложение 6

Вопросы для закрепления и проверки усвоения учащимися учебного материала.

1.Что такое ориентирование?

2.Какие способы ориентирования вам известны?

3. В каком направлении двигалась группа туристов, если в полдень их тени были направлены в сторону движения? Если Солнце светило им в глаза?

4.Вы нашли на небе полярную звезду. Как по ней можно определить стороны горизонта?

5.Всегда-ли по Солнцу можно определить стороны горизонта?

6. Какой способ ориентирования самый надёжный?

7.Закончите фразу: угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет местности, величина которого выражается в градусах, называется ………….

8.В каком направлении вы возвращаетесь домой, если в школу вы шли по азимуту 180 о?

Приложение 7.

Таблица результативности работы групп учащихся.

Теоретический этап групповой работы

Практический этап групповой работы (пр.р. №3)

Итоговое количество баллов

1 группа

2 группа

3 группа

Приложение 8.

Домашнее задание:

Задание всем учащимся: п.17, ответить на вопросы из рубрики проверьте свои знания в конце параграфа, знать основные понятия темы;

Задания по желанию : составить синквейн “Ориентиры”; решите задачу: Мальчик заблудился в лесу. Он знал, что его село находится к югу от леса. Днём было пасмурно, а лес был молодой и мальчик не смог ориентироваться. Настала ночь. Небо прояснилось, и он определил, в каком направлении надо идти. Объясните, как он это сделал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Ориентирование на местности» 5 класс

Изучение «Ориентирование на местности» . Используется ИКТ, работа в руппах, самостоятельная работа с учебником, по ЭУ....

План – конспект урока. «Ориентирование на местности».

В материале план - конспект урока по географии 6 класса, составленнный в соответствии с требованиями ФГОС....

План – конспект урока. «Ориентирование на местности».

В материале представлен план-конспект урока по географии 6 класса "Ориентирование на местности" в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта интегрированного урока "Ориентирование на местности", 6 класс

Интегрированный урок географии и физической культуры для обучающихся 6-го класса....

технологичесая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».

Технологическая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».Класс:  5.Тип урока:  Урок актуализации знаний и умений, урок-практикум.Цель урока: Формировани...

Презентация к уроку "Ориентирование на местности" 5 класс

Презентация к уроку "Ориентирование на местности" 5 классУчебник предметной линии "Полярная Звезда"...