Урок: Ориентирование на местности.
план-конспект урока по географии (5 класс)
Технологическая карта урока по географии для обучающихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_5_klass.docx | 106.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | |||||
Ф.И.О. преподавателя | Бибикова Юлия Владимировна | ||||
Название предмета, | УПО. 02.03. География | Класс, курс | 5 класс | Специальность СПО, | 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) |
Тема урока | Ориентирование на местности. | ||||
Цели урока | |||||
Образовательные | Обеспечить усвоение и закрепление понятий: «ориентирование, азимут, компас, стороны горизонта», | ||||
создать условия для формирования и закрепления умений ориентирования на местности различными способами; | |||||
показать значимость умений ориентироваться в пространстве. | |||||
Развивающие | Развивать - навыки работы с учебником и дополнительными источниками информации по обработке и анализу информации, речь, мышление учащихся; | ||||
способствовать развитию творческих способностей учащихся и умения работать в группе; | |||||
Воспитательные | Воспитание познавательного интереса к предмету, | ||||
формирование культуры общения при работе в группах. | |||||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний, практикум.
| ||||
Основные термины и понятия | Ориентирование, азимут, компас, стороны горизонта | ||||
Межпредметные связи | ОБЖ | ||||
Наглядность, | 1.Учебники и учебные пособия (учебник: География 5-6 классы (авторы А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина – М. «Просвещение», 2020г). 2.Технические средства обучения: интерактивная доска (для показа презентации в течение урока). 3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: компасы ученические. 4. Дидактические материалы: памятки ( правила работы с компасом), карточки-задания. |
План урока | |||||||||
№ | Этапы урока | Время мин | Содержание, используемые приемы и методы, формы работы(индивидуальная, фронтальная, парная, групповая) | Виды деятельности | |||||
Преподавателя/учителя | Обучающихся | ||||||||
1 | Организационный момент | 1 | Обращается внимание на готовность класса: учебники, пособия, наличие домашнего задания. | Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на работу, создает благоприятные условия для учебной деятельности | слушают, настраиваются на урок | ||||
2 | Проверка домашнего задания | 5 | Метод проверки домашней подготовки- письменная работа с использованием листов самопроверки.. Вид проверки-текущий контроль знаний. | проводит письменную работу на проверку домашней подготовки учащимися пройденной на прошлом уроке темы (проводит инструктаж по выполнению работы, затем открывает в презентации слайд с ключом к заданиям и критериями выставления оценок, контролирует деятельность учащихся). | выполняют задания, проверяют и оценивают свои работы, сдают учителю | ||||
3 | Актуализация знаний, постановка учебной задачи | 2 | Методический приём: подводящий к формулированию темы диалог | - с помощью диалога подводит учащихся к формулированию темы урока, определению цели и основных задач, осознанию значимости получаемых знаний (учитель предлагает детям прочитать эпиграф к уроку (3 слайд презентации): «Стрелка компаса на север показала направление, и по плану ты проверил путь дальнейшего движения» и сформулировать тему урока. - Как вы думаете, какие знания вы должны получить на этом уроке и как они могут вам пригодиться в жизни? | думают, рассуждают, высказывают свои предположения, формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь | ||||
4 | Изучение нового материала (учебно-познавательная деятельность). | 12 | Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы, частично-поисковый. | -методом эвристической беседы подводит учащихся к самостоятельному добыванию знаний (Насколько важно уметь ориентироваться? -А что значит “уметь ориентироваться”? -Как называется прибор для определения сторон горизонта? (компас, стр. 34 в учебнике) -А можно-ли ориентироваться на местности без компаса? Каким образом это можно сделать вы сейчас выясните самостоятельно, работая в группах. - организует и координирует деятельность групп учащихся; при необходимости оказывает помощь, корректирует ответы учащихся. | - отвечают на вопросы, работают с иллюстрациями в учебнике, готовятся работать в группах; работают в группах с текстом учебника, дополнительными источниками информации, оформляют результаты работы в фору отчета, готовятся к выступлению. -выступают с отчётами о проделанной работе | ||||
5 | Практикум (интеллектуально-преобразовательная деятельность) практическая работа Определение сторон горизонта»). | 14 | Методы: частично-поисковый. | организует деятельность обучающихся по применению новых знаний (предлагает обучающимся решить практические задания и логическую задачу); | применяют полученные знания в новой ситуации, используя для выполнения заданий практической работы | ||||
6 | Диагностика качества освоения темы (закрепление). | 6 | Метод проверки усвоения материала-устная фронтальная проверка | предлагает обучающимся вопросы и задания для проверки усвоения материала ; обобщает изученный материал темы: «Ориентирование» | думают, вспоминают, отвечают | ||||
7 | Подведение итогов учебного занятия, рефлексия | 3 | Подводятся итоги урока | подводит итоги урока, оценивает работу групп учащихся по таблице результативности | учащиеся выражают своё мнение о проведенном уроке | ||||
8 | Домашнее задание | 2 | Формулируется домашнее задание. | Проводит инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания Домашнее задание: Задание всем учащимся: п.9, ответить на вопросы на стр.36 в конце параграфа, знать основные понятия темы; Задания по желанию : составить синквейн “Ориентиры”; решите задачу: Мальчик заблудился в лесу. Он знал, что его село находится к югу от леса. Днём было пасмурно, а лес был молодой и мальчик не смог ориентироваться. Настала ночь. Небо прояснилось, и он определил, в каком направлении надо идти. Объясните, как он это сделал? | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | ||||
| Общее время | 45 мин |
|
|
Результаты урока | ||||
Предметные | Личностные | Метапредметные (УУД) | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
Знать и определять стороны горизонта | Осознавать ценности географических знаний и умений . | Умение организовать свою деятельность, иметь способность к постановке и сохранению учебной задачи; | Умение извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения, излагать содержание прочитанного текста. | Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Уметь ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу | Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности, особенно направленной на общий результат. | Самостоятельное планирование пути достижения целей | Умение анализировать, обобщать, делать выводы | Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию. |
Анализировать и оценивать роль ориентирования для человека | Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве. | ||
|
| |||
|
|
| ||
|
| Умение соотносить результат своей деятельности с целью |
|
|
Приложения:
Приложение1. Используется методический приём- самооценка учениками результатов своей работы (ученики сами проверяют свои работы; каждый ученик анализирует количество правильных и неправильных ответов, определяет уровень своих знаний: высокий, средний или низкий, делает вывод: «знаю хорошо», «знаю не очень хорошо», «знаю плохо», ставит себе оценку. Такой вид работ стимулирует интерес учащихся к повышению своего уровня знаний через более осознанную домашнюю подготовку. Учащиеся выполняют задания на время (работа на время способствует формированию регулятивных УУД).
Письменная проверочная работа включает задания: на знание фактов №4,5; на проверку усвоения понятий №1,2; на проверку умений №3 по теме: «Стороны горизонта».
Задание №1. Видимая часть земной поверхности называется-………..
Задание №2. Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют……….
Задание №3. В каком направлении будут возвращаться грибники из леса, если он расположен на северо-востоке от села?..........
Задание №4: На ровной местности человек видит вокруг себя:
А) на 4-5 км,
Б) на 5-6км,
В) на 10-12км
Задание №5: Почему нельзя дойти до линии горизонта?
Критерии выставления оценки:
каждое правильно выполненное задание- 1 балл
Вывод: уровень моих знаний по теме: «Внутреннее строение Земли» (подчеркнуть соответствующую строку).
А) высокий- 5 правильно выполненных заданий - знаю очень хорошо - оценка – «5»;
Б) относительно высокий- 4 правильно выполненных задания – знаю хорошо- оценка –«4»;
В) средний-3 правильно выполненных задания- знаю не очень хорошо -оценка – «3»;
Г) низкий-0-2 правильно выполненных заданий - знаю плохо, нужно еще раз проработать материал по этой теме.
Приложение 2
На данном этапе урока реализация деятельностного подхода обеспечивается такой организацией работы, при которой ученики получают не готовые знания, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. Класс делится на группы. Коллективность решения задачи, ее совместное обсуждение способствует активизации поиска учащимися нужной информации. Работа выстраивается в форме исследовательского практикума, состоящего из 2х основных этапов: теоретического исследования и практической работы. Организованная данным образом работа позволяет учащимся самостоятельно изучить способы ориентирования на местности, применить полученные знания при моделировании ситуации. В ходе практической работы формируются умения определять стороны горизонта по компасу, применять приобретённые теоретические знания о способах ориентирования для решения логической задачи.
Работа в группе направлена на развитие умений общаться, взаимодействовать, понимать друг друга. Такая форма организации учебной деятельности способствует формированию у учащихся познавательных (формированию целенаправленной познавательной деятельности), регулятивных (работа на время, иметь способность к постановке и сохранению учебной задачи), коммуникативных (умение слушать, рассуждать, формулировать и передавать свои мысли другим учащимся, аргументировать свою позицию, совместно принимать решение) универсальных учебных действий, развитию креативных, оргдеятельностных личностных качеств. Возможность публичных выступлений и участие в диалоге способствует развитию у учащихся монологической речи.
Задания группам:
Задание №1.: Изучить текст параграфа 17 в учебнике по теме «Ориентирование» и дополнительные источники информации, лежащие на столах, найти как можно больше способов ориентирования на местности без компаса (записать их в форму отчёта) Устно объяснить каждый способ. Смоделировать ситуацию с применением одного или нескольких способов ориентирования (пояснить, как будете действовать в данной ситуации).
Задание №2.
Используя имеющиеся на столах источники информации, дайте определение понятию «азимут». Используя памятку-инструкцию «как определить азимут», выполните задание:
Определите азимут на дом, дерево и холм высотой 132м.
Приложение 3
Форма отчёта групповой работы учащихся:
Задание 1 | Количество набранных баллов | Критерии оценки | ||
Способы ориентирования: Моделирование ситуации | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Каждый найденный в источниках информации способ ориентирования оценивается в один балл 5 баллов-ситуация смоделирована точно с применением способов ориентировния, 4 балла- есть недочёты в характеристике ситуации, 3 балла- ситуация смоделирована, но способы ориентирования подобраны неточно. 0 баллов ситуация не смоделирована | ||
Задание 2 | ||||
Определение понятия Определение азимута | Азимут -это………………………… ………………………………………… ………………………………………… ………………………………………… ………………………………………… ………………………………………… ………………………………………… ………………………………………… ………………………………………… на дом………………………… на дерево…………………….. на холм………………………. | оценивается в один балл каждый правильный ответ оценивается в один балл | ||
Итоговое количество баллов: |
Приложение 4
Учащиеся работают в группах, выполняют практическую работу
Задания практической работы:
Задание №1. Откройте учебник, на стр. 81и прочитайте «Как работать с компасом».
1.Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности.
2.Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки.
3.В этом положении стрелка компаса показывает направление север – юг.
Учащиеся заполняют карточку.
Устанавите компас по направлению север – юг. Пользуясь компасом определите: | Критерии оценки: (каждый правильный ответ оценивается в один балл) | |
В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса; | ||
Направление, в котором находится дверь класса; | ||
В каком направлении находится стол учителя; | ||
Итоговое количество баллов: |
Задание №2. Решите логическую задачу.
Логическая задача.
Мальчик 12 лет, отдыхая в деревне у бабушки, пошёл в лес за ягодами и заблудился. Погода пасмурная, солнце не видно. Мальчик вышел на старую тропу. Подумайте и ответьте:
Вопросы: | Количество набранных баллов | Максимальное количество баллов, которое можно набрать за ответ на данный вопрос |
а) Какие действия вы посоветуете предпринять мальчику? | 5 баллов | |
б) Как отличить хоженую тропу от заброшенной? | 2 балла | |
в) Каким образом следует поступить мальчику, если на его пути встретится река или ручей? | 3 балла | |
Итоговое количество набранных баллов: | 10 баллов |
Приложение 5.
Физкультминутка
Тихо встаньте. Подравняйтесь.
Влево, вправо наклоняйтесь.
Север, запад, восток, юг
Выпрямляйся, милый друг.
Повороты начинайте.
Ориентир не забывайте!
Два на запад – на восток.
Можем сделать раз по сто!
Не ленитесь, повторяйте,
Время даром не теряйте!
Приложение 6
Вопросы для закрепления и проверки усвоения учащимися учебного материала.
1.Что такое ориентирование?
2.Какие способы ориентирования вам известны?
3. В каком направлении двигалась группа туристов, если в полдень их тени были направлены в сторону движения? Если Солнце светило им в глаза?
4.Вы нашли на небе полярную звезду. Как по ней можно определить стороны горизонта?
5.Всегда-ли по Солнцу можно определить стороны горизонта?
6. Какой способ ориентирования самый надёжный?
7.Закончите фразу: угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет местности, величина которого выражается в градусах, называется ………….
8.В каком направлении вы возвращаетесь домой, если в школу вы шли по азимуту 180 о?
Приложение 7.
Таблица результативности работы групп учащихся.
Теоретический этап групповой работы | Практический этап групповой работы (пр.р. №3) | Итоговое количество баллов | |
1 группа | |||
2 группа | |||
3 группа |
Приложение 8.
Домашнее задание:
Задание всем учащимся: п.17, ответить на вопросы из рубрики проверьте свои знания в конце параграфа, знать основные понятия темы;
Задания по желанию : составить синквейн “Ориентиры”; решите задачу: Мальчик заблудился в лесу. Он знал, что его село находится к югу от леса. Днём было пасмурно, а лес был молодой и мальчик не смог ориентироваться. Настала ночь. Небо прояснилось, и он определил, в каком направлении надо идти. Объясните, как он это сделал?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока «Ориентирование на местности» 5 класс
Изучение «Ориентирование на местности» . Используется ИКТ, работа в руппах, самостоятельная работа с учебником, по ЭУ....
План – конспект урока. «Ориентирование на местности».
В материале план - конспект урока по географии 6 класса, составленнный в соответствии с требованиями ФГОС....
План – конспект урока. «Ориентирование на местности».
В материале представлен план-конспект урока по географии 6 класса "Ориентирование на местности" в соответствии с требованиями ФГОС....
План конспект урока Ориентирование на местности
Ориентирование на местности...
Технологическая карта интегрированного урока "Ориентирование на местности", 6 класс
Интегрированный урок географии и физической культуры для обучающихся 6-го класса....
технологичесая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».
Технологическая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».Класс: 5.Тип урока: Урок актуализации знаний и умений, урок-практикум.Цель урока: Формировани...
Презентация к уроку "Ориентирование на местности" 5 класс
Презентация к уроку "Ориентирование на местности" 5 классУчебник предметной линии "Полярная Звезда"...