Реки -артерии Земли
план-конспект урока по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: «Реки – артерии Земли».
Дата: 12.10.2022 г.
Предмет: география
Класс: 6 «Б»
УМК: Алексеева А.И. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2021
Тема урока: Реки- артерии Земли.
Тип урока: открытие новых знаний
Метод обучения: диалогический
Программно-технические средства на уроке: ПК, плазма.
Образовательные ресурсы: атлас, раздаточный материал (по группам). Презентация по теме «Реки».
Цель урока: закрепление знаний о реке, определение на карте местоположение объектов, показать значение местной реки для населения, природы.
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о реках; определение на карте местоположение объектов, показать значение местной реки для населения, природы.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся:
общеучебных умений – работа с учебником, с географической картой, умение делать описания географических объектов по плану, анализировать данные полученные в ходе исследования;
специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);
интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.
Воспитательные: воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.
Основные термины и понятия: исток реки, речная система, бассейн реки, пороги, водопады;
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.
Регулятивные УУД - высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать
Предметные результаты: давать определения понятиям:Сформировать представление о реке, ее составных частях (исток реки, речная система, бассейн реки, пороги, водопады), видах рек относительно рельефа; представление о реках родного края; умение описать реку по плану, определять физические свойства воды, направление и скорость течения, строить схему речной сети, умение пользоваться картой.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные (УУД) | ||||||||
1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. | Цель:
| Приветствует уч-ся. Что вы видите на слайде? Совершенно верно. Это река. Запишите тему в опорный конспект и заполните первый и второй столбик таблицы: «знаю», «Хочу узнать»; Фронтальный опрос детей | Приветствие, проверка готовности. Выдвигают гипотезы, обосновывают их. Предлагают варианты ответов. Темаурока:« » | Учащиеся узнают о строении реки; научатся выделять главные части реки; определять где горная, а где равнинная река и давать им характеристику; в речи понятия «исток», «устье», «горная река», «равнинная река», «пороги», «водопады». | |||||
ПознавательныеУУД: Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. | |||||||||
Знаю | Хочу узнать | Узнал на уроке | |||||||
Высказывают версии, записанные в опорном конспекте, из первого и второго столбика. | |||||||||
На берегу какой великой русской реки расположен наш город? А зачем изучать реки? Какую роль они играют в природе и | Волга высказывают свои формулировки | РегулятивныеУУД: Определять степень успешности выполнения работы. Личностные УУД: |
нашей жизни? Вывод: реки – это главный источник пресной воды для человека. И относиться к ним надо очень бережно. На земле, есть районы, где нет рек, например на материке Австралия реки практически отсутствуют. Как объяснить жителям этих районов, что такое река? Совершим путешествие по реке и узнаем о её строении. | высказывают свои формулировки | Формулировать собственное мнение и позицию; -сознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. КоммуникативныеУУД: Слушать и понимать речь других;
| |||
2. Изучение нового материала | Цель: 1) определить усвоение ранее | Найдите определение понятия «река» в учебнике на стр. 88 Запишите определения в | Работают с учебником и опорным конспектом | ПознавательныеУУД: - анализ объектов с |
изученного материала
| опорный конспект В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Назовите их Теперь выясним, из каких частей состоит «река», и знакомство с ними будет на примере реки Волга. Начнем с определений. Фронтальный опрос: определений «Исток», «Устье», «Приток». Откройте атласы на стр 10-11, давайте определим где исток, |
Ищут и зачитывают определения в учебнике на стр.88 Исток-начало реки. Устье-место впадения реки в другую реку или океан. Приток – река, впадающая в другую реку. Исток – Валдайская возв-ть, Устье – Каспийское море. | целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. РегулятивныеУУД: Самоконтроль. Личностные УУД:
-самоопределение, самосознание. КоммуникативныеУУД:
|
устье реки Волга. Работа с опорным конспектом. Подпишите на схеме «Части реки Волга» исток, устье. | Работают с опорным конспектом | сотрудничества, - управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. | |||
А прежде чем определять притоки реки, мы сейчас посмотрим видео фрагментВидеофрагмент | Смотрят видео | ||||
Определяем по атласу притоки Волги | Определяют и подписывают на схеме в опорном конспекте. Притоки реки: ОКА - правый приток Волги, КАМА - левый приток реки Волги. | ||||
Что образует река и её притоки? Ответ на стр.104 подпишите в опорном конспекте. | Работают с учебником и опорным конспектом. | ||||
3.Первичное | Цель: фиксация в | По образцу самостоятельно | 1 вариант Лена | Познавательные | |
усвоение новых | модели | заполните таблицу«Части | 2 вариант Енисей | УУД: | |
знаний. Модели- | существенных | реки» река Лены и Енисея. | Проверка и выставление | Фиксируют в | |
рование. | отношений | Слайд с ответами | баллов в лист самооценке | графическую |
(физминутка) | изучаемого объекта | Существует два вида рек равнинные и горные, самостоятельно при помощи учебника на стр104-105 и опорного конспекта заполните таблицу | модель и в форме схемы выделяют связи и отношения. РегулятивныеУУД: Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | ||
Слайд с ответами | |||||
Признаки отличия рек | Проверка и выставление баллов в лист самооценке |
Включает видеофрагмент «Пороги и водопады» | Смотрят видеофрагмент о порогах и водопадах. | ||||
По карте атласа выпишите название водопадов и название материка, на котором они находятся | Работают с картой и таблицей | ||||
Слайд с ответами | Проверяют и результаты заносят в лист оценивания | ||||
Самостоятельно, по стр.106 заполните в опорном конспекте схемы питание и режимы реки | |||||
Слайд с ответами | |||||
4.Первичное | Цель: организовать | Географический диктант " Верно (+) -Неверно(-)"
устье
| Выполняют работу и | ||
закрепление | уточнение общего | результаты заносят в лист | |||
полученных | характера нового | оценивания | |||
знаний. | знания. |
речной долины, по которой | ||||||
происходит сток воды - приток | ||||||
5. Спокойное течение, | ||||||
извилистое русло, широкая | ||||||
долина, пригодная для | ||||||
судоходства - это равнинная | ||||||
река | ||||||
Ответы: | ||||||
1. - | ||||||
2. + | ||||||
3. + | ||||||
4. - | ||||||
5. + | ||||||
Количество правильных | ||||||
ответов это количество | ||||||
баллов, которые вы запишите | ||||||
влист самооценивания | ||||||
5.Домашнее | Цель: организовать | Предлагает | ||||
задание | обсуждение и запись | дифференцированное д/з: | ||||
домашнего задания. | 1.найти информациюо | |||||
Параграф 31 | толковании и происхождении | |||||
названия реки | ||||||
2.предложитьмеры | ||||||
охраны реки | ||||||
6. | Рефлексия | Цель: 1) зафиксировать в | Теперь нам надо заполнить третий столбик таблицы «Что | Регулятивные УУД: |
речи, изученный на уроке материал: строение реки.
| узнал на уроке». Ребята за сегодняшний урок вы все получите оценки. Сейчас узнаем какие. | Осознание причин успеха и неуспеха. Личностные УУД: Установление связи между целью деятельности и её результатом. КоммуникативныеУУД: Владение монологической и диалогической формами речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по географии. 6 класс. Тема: Практическая работа"Обозначение крупнейших рек Земли" при изучении темы "Реки - артерии Земли"
Линия учебников " Полярная звезда" предлагает выполнение большого количества практических работ по географии. Но методических разработак не так много для того, чтобы учителю справиться с выполнением э...
урок географии в 6 классе по теме "Реки - артерии Земли"
Урок географии в 6 классе по теме "Реки - артерии Земли" по программе "Полярная звезда" 34 часа (1 час в неделю)...
Урок на тему: «Реки – артерии Земли».
Урок 22 в 6 классе «Реки- артерии Земли».По учебнику «Начальный курс географии» под редакцией - Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. Цели урока: • сформировать представление о реке, ее частях, речной сис...
Реки - артерии Земли
Данная разработка урога может быть использована в 6 классе....
Разработка урока "Реки-артерии Земли 1"
Конспект урока и презентация ....
Технологическая карта урока по теме "Реки - артерии Земли" ,6 класс, география
Технологическая карта урока по географии на тему "Реки - артерии Земли" представляет собой разработку урока к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной для учащихся 6 клас...
Презентация к уроку географии "Реки - артерии Земли", 6 класс
Презентация содержит наглядный содержательный материал, позволяющий сформировать основные понятия по теме урока: река, речная система, долина реки, режим и питание реки....