Технологическая карта урока географии Мозаика народов (8класс)
план-конспект урока по географии (8 класс)

Доева Майя Хасанбековна

Технологическая карта урока географии Мозаика народов (8класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_mozaika_narodov_.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Технологическая карта урока  

         Дата:

Класс: 8 класс

         УМК:  Алексеев А.И., В.В Николина, Е.К Липкина География 8 класс.. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,  2022

       

Тема урока: Мозаика народов

Тип урока: урок формирования знаний

Цель урока: формирование знаний об особенностях национального состава и географии религий в России,                                                                                              представлений об этническом самосознании, в ходе совместной познавательной деятельности по формированию умения самостоятельно открывать   и применять новые знания.

Задачи урока:

  • раскрыть понятия «этнос»;
  • выяснить какие народы самые многочисленные в России;
  • познакомить с этнической структурой регионов России;
  • показать значимость русского языка для народов России;
  • выявить особенности географии религий России.

Планируемые результаты урока

Личностные:

  • формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства народов России;

  • формирование любви к своему Отечеству;

  • воспитание толерантности, повышения культуры межнационального общения;

  • осознание своей этнической принадлежности.

                     

Метапредметные

Познавательные универсальные учебные действия:

  • решать проблемные задачи

     высказывать суждения, подтверждать их фактами.

  • классифицировать информацию  по заданным признакам.
  •  уметь сравнивать, делать   выводы

Регулятивные:

  • планировать свою деятельность;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать  и объективно оценивать другого.

Коммуникативные: 

  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • формулировать собственное мнение;
  • уметь  вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные

  • определять особенности размещения народов России;

  • классифицировать население России по языковым семьям, группам, религиям;

  • уметь показывать на карте главные районы и крупнейшие религиозные центры российского православия, ислама и буддизма.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Этнос. Национальный состав. Языковые семьи. Язык межнационального общения. География религий.

Решаемые учебные проблемы: Выявить особенности этнического и религиозного состава России, дать характеристику основным языковым семьям, группам.

Ценностный компонент урока: Многонациональность как феномен культуры России, религия как часть культуры.

Методы обучения: поисковый, исследовательский, групповой, творческий.

Формы организации: групповой,  индивидуальный. 

Средства обучения: Учебник 8 класс, презентация «Мозаика народов», карты «Народы России», Интерактивная доска, мультимедийный     проектор, экран.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Создание проблемной ситуации (5мин.)

Каждый из нас – не только россиянин, но и представитель своего народа. Особенность России в том, что у нас много разных культур, языков, традиций.  Мы бы обеднели, если бы все народы смешались, и различия между нами стёрлись? Или бы мы смогли решить многие проблемы в стране, связанные с межэтнических конфликтов.

Какое противоречие налицо?

Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Какая будет тема урока?

Высказывают свое мнение.

Формулируют тему урока «Этнический состав России» ( «Мозаика народов»)

Формулирование проблемы (2 мин)

Какой вопрос можно задать исходя из темы урока:

Проблема: Этническая мозаика России, это преимущество или проблема?

Формулируют с помощью учителя проблемуный вопрос

Способы решения проблемы (3 мин.)

Предложите способы решения проблемы? Что мы должны рассмотреть на уроке, чтобы ответить на поставленный вопрос?

План урока:

1.Что такое этнос?

2.Какие народы самые многочисленные?

3.Какова этническая структура регионов России?

4.Какой язык является связующим в многонациональной стране?

5.Какова география религий в России?

1. Выдвигают свои гипотезы решения проблемы.

2. Составляют совместно с учителем план изучения темы.

Актуализация знаний (3 мин.)

Вспомним из курса 7 класса

-Что такое этнос? (Определение 7 класса этнос-это народ)

-Чем характеризуется этнос?

-Чем народы отличаются друг от друга?

Побуждающий диалог: 

  1. Почему Россию называют многонациональной страной?
  2. Как размещены разные народы по территории России?

Отвечают на вопросы, работают с картой, диаграммой (слайды презентации)

 Открытие нового знания (20 мин.)

1. Чтобы открыть новые знания об этносах, ответьте на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника (стр.47  Что такое этнос?) 

  1. Какие признаки этноса вы можете назвать?
  2. Составьте определение понятия - этническая территория.
  3. У кого в семье есть представители разных национальностей?
  4.  Представители одного этноса проживают в разных странах, и уже считают себя представителем этноса страны, где проживают? Почему?  
  5. Какой вывод можно сделать?

                                                           

Вывод: Этнос – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая общий язык, культуру, хозяйство, территорию и этническое самосознание

2. Какие народы России самые многочисленные?

Работа в парах: 

Выясните современный национальный состав России (Диаграмма в учебнике – с. 266-267 Приложение). 

-какой народ России самый многочисленный?

-объясните, преобладание русских в национальном составе населения?

-какие народы можно назвать малочисленными?

Вывод: Самый многочисленный народ России – русские более 116 млн.чел. Другие народы численностью более 1 млн.чел украинцы, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, и армяне

Работа в группах:

Рассмотрите карту народов России, изучив легенду карты. (см. приложение учебника – с. 266-267)

 - выявите признаки многонациональности населения?

- как обозначены на карте представители различных групп народов?

-какие показатели можно определить по фоновой окраске, по цифрам?

-  по каким критериям объединили отдельные народов в языковые семьи?

Задание 1 группе:

Используя карту «Народы России» на стр. 266-267, приложение на стр. 254-255 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к индоевропейской семье?

2. Укажите район заселения славянскими народами, назовите причины сплошной полосы заселения.

3. Результаты работы занесите в таблицу.

 Задание 2 группе:

Используя карту «Народы России» на стр. 266-267, приложение на стр. 254-255 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к алтайской семье?

2. Укажите районы заселения народами алтайской семьи и назовите причины этого заселения.

3.  Результаты работы занесите в таблицу.

 Задание 3 группе:

Используя карту «Народы России» на стр. 266-267, приложение на стр. 254-255 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к кавказской семье?

2. Используя карту, назовите районы заселения народами кавказской семьи и объясните причины такого заселения.

3.  Результаты работы занесите в таблицу

Задание 4 группе:

Используя карту «Народы России» на стр. 266-267, приложение на стр. 254-255 ответьте на вопросы:

1. Какие народы относятся к урало-юкагирской семье?

2. Используя карту, назовите районы заселения народами урало-юкагирской семьи и объясните причины такого заселения.

3. Результаты работы занесите в таблицу

Отчет групп

1. Почему многие народы рассредоточены по территории России, а не проживают на определённой территории?

2. Как объяснить пестрый национальный состав населения России?

 

Вывод: Особенность освоения и заселения России обусловила пестрый многонациональный состав населения с преобладанием одной нации. Россия – многонациональное государство.

3. Какова этническая структура регионов России?

Особенность национального состава России определила форму территориального устройства страны.

Назовите форму государственного устройства России?

Какие субъекты входят в состав России?

Назовите республики, входящие в состав России?

Почему республики получили такие названия?

Вывод: Народы, давшие названия республике называются титульными.

Работа с учебником

Рассмотрим карту на рис 20, стр. 49

Ответьте на вопросы:

Назовите республики, в которых титульные народы составляют большинство.

Найдите республики, где 2 титульных народа.

Найдите республики, в которых титульные народы составляют меньшинство.

Объясните причины уменьшения титульных народов.

Все ли народы имеют национальные образования?

 

Вывод: Главная черта этнической географии России- ассимиляция народов при преобладании русских в большинстве районов

4. Какой язык является связующим в многонациональной стране?

Россия – многонациональная страна, нужен общепризнанный единый язык, который был бы понятен всем.

1.Есть ли в Российской Федерации такой язык?

2.Имеет ли право нация на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества?

Вывод: Русский язык – один из официальных языков ООН –не только родной язык для большинства народов России, но и средство общения для нерусских народов

5.Какова география религий в России?

Какие религии распространены на территории России 9 (для ответа используйте карты на стр. 266-267)?

Укажите территории России, где распространено православие, буддизм, ислам?

Вывод: Большинство населения России исповедует православие, ислам и буддизм. Распространены и местные верования.

Перечисляют признаки этносов: культуру, быт, язык, хозяйство.

Составляют определение понятия – этническая территорию

Называют главную особенность этноса –этническое самосознание

Формулируют вывод об этносе.

Анализируют диаграмму, какие народы самые многочисленные, какие народы малочисленные. Делают выводы.

Объясняют, на карте многонациональность указана фоновой окраской, представители различных групп –цифрами.

Определяют районы компактного проживания народов одной языковой семьи или группы. Цифры – расселение населения этих народов по территории России.

Работая в группе, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

Пример таблицы:

Языковая семья

Группы и народы

Территория проживания

Группы отчитываются, отвечают на вопросы делают выводы.

Отвечают на вопросы учителя, работают с картой «Политико-административная карта России»

Называют форму государственного устройства -федерация

Приводят примеры республик и называют народ, который компактно проживают на данной территории и дал название республике.

Работают с картой на  рис. 20,  стр. 49 учебника

Объясняют причины уменьшения титульных народов.

Контакты с русскими народами, между собой способствовали процессу смешения народов.

Называют народы, которые не имеют национальные образования

Цыгане не имеют национальных образований.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Работают с учебником стр. 266-267 карта «Народы России»,«Религии»

Составляют схему: «Религии России»

Применение новых знаний (8 мин)

Многонациональность России – это достояние или проблема?

Проблема

Достояния

Возможность возникновения конфликтов между народами

Взаимное обогащение культуры, быта и др. Использование опыта народов в интересах РФ.

Как можно решить проблемы, возникающие в многонациональном государстве?

Вывод: Проведение национальной политики, учитывающей интересы каждого народа, толерантность и взаимоуважение к языку и культуре народов, проживающих на территории России может предупредить межнациональные конфликты

Формулируют проблемы многонационального государства и достояния

Заполняют таблицу:

Проблема

Достояния

Отвечают на вопрос и формулируют вывод урока.

Рефлексия (2 мин)

1. С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Почему?

2. Что на уроке ты узнал нового?

3. Нужны ли тебе те знания, которые ты получил на уроке? Зачем

Домашнее задание (2 мин)

§ 14   Написать мини-сочинение на тему: «Я в диалоге культур» (стр.50 вопрос 9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии на тему «Природно – ресурсный потенциал мира» (практическое занятие) 8класс

Урок разработан на основе ФГОС. Цели урока:1. Формировать знания учащихся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умени...

Технологическая карта урока географии Как мы живем и работаем в нашем климате (8класс)

Технологическая карта урока географии Как мы живем и работаем в нашем климате (8класс)...

Технологическая карта урока географии "Путешествие морских народов"

Технологическая карта урока географии "Путешествие морских народов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок успешно был проведен в рамках региональной «Недели географии&raq...

Технологическая карта урока + план-конспект "Народы России в начале XIX в."

Технологическая карта урока и план-конспект урока ршения частной учебной задачи по теме "Народы России в начале XIX в.". При разработке урока использовались положения ФГОС ООО, Концепции пре...