1. Чтобы открыть новые знания об этносах, ответьте на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника (стр.47 Что такое этнос?) - Какие признаки этноса вы можете назвать?
- Составьте определение понятия - этническая территория.
- У кого в семье есть представители разных национальностей?
- Представители одного этноса проживают в разных странах, и уже считают себя представителем этноса страны, где проживают? Почему?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Этнос – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая общий язык, культуру, хозяйство, территорию и этническое самосознание
2. Какие народы России самые многочисленные? Работа в парах: Выясните современный национальный состав России (Диаграмма в учебнике – с. 266-267 Приложение). -какой народ России самый многочисленный? -объясните, преобладание русских в национальном составе населения? -какие народы можно назвать малочисленными?
Вывод: Самый многочисленный народ России – русские более 116 млн.чел. Другие народы численностью более 1 млн.чел украинцы, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, и армяне
Работа в группах: Рассмотрите карту народов России, изучив легенду карты. (см. приложение учебника – с. 266-267) - выявите признаки многонациональности населения? - как обозначены на карте представители различных групп народов? -какие показатели можно определить по фоновой окраске, по цифрам? - по каким критериям объединили отдельные народов в языковые семьи?
Задание 1 группе: Используя карту «Народы России» на стр. 266-267, приложение на стр. 254-255 ответьте на вопросы: 1. Какие народы относятся к индоевропейской семье? 2. Укажите район заселения славянскими народами, назовите причины сплошной полосы заселения. 3. Результаты работы занесите в таблицу.
Задание 2 группе: Используя карту «Народы России» на стр. 266-267, приложение на стр. 254-255 ответьте на вопросы: 1. Какие народы относятся к алтайской семье? 2. Укажите районы заселения народами алтайской семьи и назовите причины этого заселения. 3. Результаты работы занесите в таблицу.
Задание 3 группе: Используя карту «Народы России» на стр. 266-267, приложение на стр. 254-255 ответьте на вопросы: 1. Какие народы относятся к кавказской семье? 2. Используя карту, назовите районы заселения народами кавказской семьи и объясните причины такого заселения. 3. Результаты работы занесите в таблицу
Задание 4 группе: Используя карту «Народы России» на стр. 266-267, приложение на стр. 254-255 ответьте на вопросы: 1. Какие народы относятся к урало-юкагирской семье? 2. Используя карту, назовите районы заселения народами урало-юкагирской семьи и объясните причины такого заселения. 3. Результаты работы занесите в таблицу
Отчет групп
1. Почему многие народы рассредоточены по территории России, а не проживают на определённой территории? 2. Как объяснить пестрый национальный состав населения России? Вывод: Особенность освоения и заселения России обусловила пестрый многонациональный состав населения с преобладанием одной нации. Россия – многонациональное государство.
3. Какова этническая структура регионов России? Особенность национального состава России определила форму территориального устройства страны.
Назовите форму государственного устройства России? Какие субъекты входят в состав России? Назовите республики, входящие в состав России? Почему республики получили такие названия?
Вывод: Народы, давшие названия республике называются титульными.
Работа с учебником Рассмотрим карту на рис 20, стр. 49
Ответьте на вопросы: Назовите республики, в которых титульные народы составляют большинство. Найдите республики, где 2 титульных народа. Найдите республики, в которых титульные народы составляют меньшинство. Объясните причины уменьшения титульных народов.
Все ли народы имеют национальные образования?
Вывод: Главная черта этнической географии России- ассимиляция народов при преобладании русских в большинстве районов
4. Какой язык является связующим в многонациональной стране? Россия – многонациональная страна, нужен общепризнанный единый язык, который был бы понятен всем.
1.Есть ли в Российской Федерации такой язык? 2.Имеет ли право нация на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества?
Вывод: Русский язык – один из официальных языков ООН –не только родной язык для большинства народов России, но и средство общения для нерусских народов
5.Какова география религий в России?
Какие религии распространены на территории России 9 (для ответа используйте карты на стр. 266-267)? Укажите территории России, где распространено православие, буддизм, ислам?
Вывод: Большинство населения России исповедует православие, ислам и буддизм. Распространены и местные верования. |
Перечисляют признаки этносов: культуру, быт, язык, хозяйство. Составляют определение понятия – этническая территорию
Называют главную особенность этноса –этническое самосознание
Формулируют вывод об этносе.
Анализируют диаграмму, какие народы самые многочисленные, какие народы малочисленные. Делают выводы.
Объясняют, на карте многонациональность указана фоновой окраской, представители различных групп –цифрами.
Определяют районы компактного проживания народов одной языковой семьи или группы. Цифры – расселение населения этих народов по территории России.
Работая в группе, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.
Пример таблицы:
Языковая семья | Группы и народы | Территория проживания |
|
|
|
Группы отчитываются, отвечают на вопросы делают выводы.
Отвечают на вопросы учителя, работают с картой «Политико-административная карта России»
Называют форму государственного устройства -федерация
Приводят примеры республик и называют народ, который компактно проживают на данной территории и дал название республике.
Работают с картой на рис. 20, стр. 49 учебника
Объясняют причины уменьшения титульных народов. Контакты с русскими народами, между собой способствовали процессу смешения народов. Называют народы, которые не имеют национальные образования Цыгане не имеют национальных образований.
Отвечают на вопросы, делают выводы.
Работают с учебником стр. 266-267 карта «Народы России»,«Религии» Составляют схему: «Религии России»
|