Конспект открытого урока по географии в 7 классе по теме "Бразилия"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Евгения Юрьевна Подгорная

Конспект и презентация открытого урока по географии в 7 классе по теме "Бразилия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_geografii_v_7_kl._braziliya_.docx147.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  по географии в 7 классе.

Тема урока « Бразилия».

Дата проведения: 28  марта 2023 года.

Составитель: Подгорная Евгения Юрьевна, учитель географии и биологии МАОУ Горненская СОШ Зейского района Амурской области.

УМК: География. 7 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций /(А.И.Алексеев и др.). – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 256 с.:, карт. – (Полярная звезда).

Цель урока: - сформировать представление о Бразилии: особенностях географического расположения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, продолжить формирование умения составлять описание страны по плану с помощью атласа и учебника.

Задачи урока:

  1. Обучение приему создания  образа страны.
  2. Применение общеземлеведческих понятий, знаний о связях и закономерностях, приобретённых ранее.
  3. Продолжение развития умения давать характеристику страны по типовому плану, работать с географическими картами.
  4. Формирование  представления о стране Бразилии.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений о природе, населении и хозяйстве Бразилии, её месте в мире;  Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Метапредметные: формирование умений:

1) осуществлять коментированное чтение и делать самостоятельные выводы;

2) создавать обобщения;

3) работать с текстом и картами атласа и учебника;

4)сравнивать географические объекты;

5) составлять описание страны по типовому плану.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы, населения и хозяйства стран Южной Америки

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентация; атласы, раздаточный материал групповой, физическая карта Южной Америки; контурная карта «Южная Америка», видеофрагмент «Карнавал в Бразилии»; песня «На далекой Амазонке».

Тип урока: комбинированный, урок – путешествие

Методы и приемы учебной деятельности: информационный, объяснительно – побуждающий, частично – поисковый, практический, прием ассоциации, прием формирования навыков, способствующих успешному достижению целей урока)

Ход урока

1. Организационный момент

СЛАЙД 1 Русский писатель Константин Георгиевич Паустовский писал:  «Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний».

Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы путешествовать. Путешествовать можно по - разному (пешком, автостопом, на яхте, на самолете). Но можно отправиться в путешествие и, не покидая школьного кабинета географии, используя подручные источники знания (карту, справочные материалы, стихи, музыку, фотографии),  умения и навыки работы с ними, полученные на предыдущих уроках.

2. Подготовка к восприятию темы

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие, во время которого будем исследовать природные особенности одной экзотической страны, жизнерадостного населения, индейских традиций и колоритной архитектуры.

- Наше путешествие сегодня мы совершим…

Разгадаете слово  и узнаете,  куда будет совершено  наше сегодняшнее путешествие.

Момент игры «Где логика?»

СЛАЙД 2  Что общего (картинки карнавал, футбол, кофе)

           (Бразилия)

- Далёкая прекрасная Бразилия!  СЛАЙД 3

 Что нам известно о ней?

СЛАЙД 4 Приём «Ассоциативный куст» (кластер) (дети называют ассоциации, учитель в виде               схемы выводит на слайде)

        

Ну, во - первых, что там достаточно тепло и располагаются прекрасные пляжи, что там водится много диких обезьян. Эту страну невозможно представить без футбола, кофе и карнавала. В - третьих, что туда очень хотел попасть знаменитый комбинатор всех времён и народов - Остап Бендер. (предположительные ответы ребят).

ПОСТАНОВКА цели урока и определение задач СЛАЙД 5

СЛАЙД 6  Тогда прослушайте фрагмент песни (Песня «На далекой Амазонке», сл. Р. Киплинга, муз. Берковского, Синельникова) и посмотрите  клип,  и у вас расширится представление об этой стране.

Знаний у нас недостаточно, поэтому отправляемся в путешествие  по стране Южной Америки, только  заочное и за новыми знаниями!!!

Пожелание учащимся со стороны учителя: «Будьте в нашем путешествии внимательны, активны, старайтесь успешно преодолевать все трудности».

3. Изучение нового материала

СЛАЙД 7 Так почему же Бразилию назвали Бразилией? Первоначально, после открытия этой южноамериканской страны в 1500 году португальским мореплавателем Педру Кабралом, она называлась Terra da Vera Cruz, что означает Земля Истинного Креста. Немного позже первые португальские поселенцы обнаружили в прибрежных тропических лесах дерево, по своим свойствам напоминавшее известное им «жар-дерево» (по-португальски pau-brasil), которое в Европу привозили арабские купцы.

СЛАЙД 8  Флаг Бразилии представляет собой зелёное полотнище с жёлтым ромбом в центре. Внутри ромба находится тёмно-синий круг с 27 белыми звёздами. Круг пересечён лентой с национальным девизом Бразилии — «Ordem e Progresso» (с порт. «Порядок и прогресс»). Зелёный и жёлтый — национальные цвета Бразилии. Зелёный цвет символизирует лесные богатства Амазонии, а жёлтый — запасы золота.

Расположение звёзд на флаге изображает небо над Рио-де-Жанейро утром в 9 часов 22 минуты 43 секунды 15 ноября 1889 — в момент провозглашения Бразильской республики. Каждому из 26 штатов, а также Федеральному округу, соответствует своя звезда.

СЛАЙД 9, 10  Работа с таблицами: « Страны Южной Америки в цифрах», «Бразилия среди стран мира» (ребята сравнивают)

В путешествии принято вести дневник. Наш коллективный дневник мы будем в конечном итоге оформлять в виде ментальной (интеллектуальной) карты. 

        

СЛАЙД 11  Для работы над созданием образа  Бразилии я объединю вас в группы – специалистов. Вы получите инструктивные карточки - задания, по ним вы подготовите отчёт. А теперь, юные искатели приключений, в путь!!!

Путешествуя по Бразилии, мы будем работать с планом характеристики страны (приложение в учебнике)

1. Географическое положение  (группа географов)

  • 2. Особенности рельефа (геоморфологи)
  • 3. Климатические условия (климатологи)
  • 4. Крупные реки и озёра (гидрологи)
  • 5. Природные зоны (природоведы)
  • 6. Народы и занятия населения (демографы)


Инструктивная карточка №1  ГЕОГРАФЫ

Определить ГП Бразилии (учебник):

  • В какой части Южной Америки расположена Бразилия? Площадь страны.
  • С какими странами Бразилия имеет общую границу по суше?
  • С какими из стран не имеет общей границы по суше?
  • Название столицы

Инструктивная карточка №2  ГЕОМОРФОЛОГИ

Определить особенности рельефа Бразилии (учебник):

  • Основные формы рельефа (перечислить)
  • Преобладающие и максимальные высоты
  • Полезные ископаемые

Инструктивная карточка №3  КЛИМАТОЛОГИ

Каковы особенности климатических условий Бразилии (атлас)?

  • Климатические пояса (перечислить те, в которых расположена страна)
  • Средняя температура января и июля (определить по изотермам)
  • Среднегодовое количество осадков (определить по цветовой окраске)

Инструктивная карточка №4  ГИДРОЛОГИ

  • Перечислить крупнейшие реки на территории страны (учебник, атлас)
  • Определить крупнейшие озёра (если есть)
  • Другие гидрологические объекты: водопады, водохранилища, каналы (если есть)

Инструктивная карточка №5  ПРИРОДОВЕДЫ

  • Определите природные зоны, в пределах которых расположена Бразилия (учебник, атлас)

Инструктивная карточка №6  ДЕМОГРАФЫ

  • Перечислить народы, проживающие на территории Бразилии (учебник, атлас)
  • Какие группы смешанного населения здесь встречаются? Изобразите их в виде схемы
  • Каковы основные занятия населения страны

Каждая группа оформляет результаты своей деятельности на маршрутном листе, затем представитель команды защищает свой отчёт и прикрепляет на доску. В результате в конце урока появляется коллективный дневник в виде интеллектуальной карты по теме «Бразилия».

Отчёты групп

№1  ГЕОГРАФЫ

Определить ГП Бразилии:

  • В центральной и восточной части Южной Америки
  • Соседние страны: Уругвай, Аргентина, Парагвай, Боливия, Перу, Колумбия, Венесуэла, Гайана, Суринам, Гвиана
  • Эквадор, Чили
  • Столица – Бразилиа

№2  ГЕОМОРФОЛОГИ

Определить особенности рельефа Бразилии:

  • Бразильское плоскогорье, Амазонская низменность.
  • 0-1000 м, г. Бандейра (2897).
  • Железные и марганцевые, алюминиевые, полиметаллические, урановые, медные, бериллиевые руды, золото, алмазы, фосфориты

№3  КЛИМАТОЛОГИ

Каковы особенности климатических условий Бразилии?

  • Экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический.
  • T января = +24°, t июля = +16°, +24°
  • Среднегодовое количество осадков – 1000 – 3000 мм (в зависимости от клим. пояса)

№4  ГИДРОЛОГИ

  • Амазонка со своими притоками
  • Парана
  • Сан-Франциску
  • Вдп. Игуасу

№5  ПРИРОДОВЕДЫ

  • Влажные экваториальные леса(сельва)
  • Переменно-влажные леса
  • Саванны и редколесья (кампос)
  • Степи (пампа)

№6  ДЕМОГРАФЫ

  • Индейцы, европейцы, африканцы
  • Метисы, мулаты, самбо

состав населения Бразилии

Занятия населения:

  • Сбор каучука
  • Лесозаготовка
  • Добыча руд и выплавка металлов
  • Выращивание ананасов, фруктов, кофе, сахарного тростника, хлопчатника
  • Машиностроение и металлургическая промышленность
  • Скотоводство
  • Важнейшие порты
  • Туризм

СЛАЙД 12  Традиции населения: карнавал (просмотр видеофрагмента c озвучиванием сообщения о карнавале))

Карнавал в Бразилии – это буря эмоций. Проходит карнавал в Рио-де-Жанейро раз в год, в феврале. Это самый разгар лета в Южном полушарии. 

Одно из самых зрелищных мероприятий, которое привлекает к себе внимание людей со всех уголков мира – карнавал в Бразилии. Для бразильцев, которые рождаются и живут в ритме самбы, это главное событие года, во время которого можно продемонстрировать свои танцевальные навыки и проявить фантазию, а главное, хорошо повеселиться.

Корни бразильского карнавала уходят в ритуальные танцы рабов, завезенных сюда когда-то их Черной Африки. На протяжении нескольких веков их пляски эволюционировали, развивались, менялись.

Карнавал – это вид искусства, вобравший в себя сразу несколько направлений: танец, музыку, песни. Это самое яркое зрелище Рио-де-Жанейро. Это четыре дня безудержного веселья, когда стирается грань между бедными и богатыми. А город разделяется только на группы масок. Простые люди могут целый год отказываться от отдыха и удовольствий, лишь бы накопить денег на новый и оригинальный карнавальный костюм. В дни карнавалов из всех громкоговорителей гремит самба. На празднике нет зрителей. Все – участники и очень много туристов из разных стран мира.

Бразильский карнавал – это не что иное, как измененная церемония коронации африканских вождей. Самбу, которую танцуют на карнавале, впервые исполняли негры-рабы

.

4. Закрепление материала:

- С какой страной вы познакомились сегодня на уроке?

- Достигли ли мы цели нашего урока?

- Определили ли мы географическое положение материка? Основные особенности рельефа, климата, природных зон, внутренних вод Бразилии, познакомились ли с населением и его хозяйственной деятельностью?

- Возникло ли у вас желание побывать в этой удивительной стране?

5. СЛАЙД 13   Домашнее задание: §39, составить кроссворд по теме  «Бразилия» или

подготовить сообщение или презентацию на темы:

«Памятники природы и культуры Бразилии»; (водопад Игуасу; статуя Христа Искупителя, стадион Маракана и гору Сахарная голова)

2) Экологические проблемы Бразилии;

3) «Удивительный мир (животный, растительный) Амазонии».

6. Рефлексия «Светофор» СЛАЙД 14

Приложение

Инструктивная карточка №1  ГЕОГРАФЫ

Определить ГП Бразилии (учебник, атлас):

  • В какой части Южной Америки расположена Бразилия?
  • С какими странами Бразилия имеет общую границу по суше?
  • С какими из стран не имеет общей границы по суше?
  • Название столицы
  • Докажите при помощи карты, что Бразилия - это морская страна.

Инструктивная карточка №2  ГЕОМОРФОЛОГИ

Определить особенности рельефа Бразилии (учебник, атлас):

  • Общий характер поверхности (уклон)
  • Основные формы рельефа (перечислить)
  • Преобладающие и максимальные высоты
  • Полезные ископаемые

Инструктивная карточка №3  КЛИМАТОЛОГИ

Каковы особенности климатических условий Бразилии (атлас)?

  • Климатические пояса (перечислить те, в которых расположена страна)
  • Средняя температура января и июля (определить по изотермам)
  • Среднегодовое количество осадков (определить по цветовой окраске)

Инструктивная карточка №4  ГИДРОЛОГИ (учебник, атлас)

  • Перечислить крупнейшие реки на территории страны
  • Определить крупнейшие озёра (если есть)
  • Другие гидрологические объекты: водопады, водохранилища, каналы (если есть)

Инструктивная карточка №5  ПРИРОДОВЕДЫ

  •  Определите природные зоны, в пределах которых расположена Бразилия
  •  (атлас)

Инструктивная карточка №6  ДЕМОГРАФЫ

  • Перечислить народы, проживающие на территории Бразилии 

(атлас)

  • Какие группы смешанного населения здесь встречаются? Изобразите их в виде схемы
  • Каковы основные занятия населения страны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему:"Океания. Новая Гвинея"

Конспект открытого урока географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Океания. Новая Гвинея»...

План – конспект открытого урока по географии в 8 класс Тема : «Климат России»

Тип урока: урок-игра, урок обобщения и систематизации знаний...

Конспект открытого урока по географии в 6 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Конспект открытого урока по географии в 6 классес использованием информационно-коммуникационных технологий в образованииФ.И.О.   Макарова Наталья Семёновна Место работы: ГБОУ СОШ с. Вла...

Конспект открытого урока по географии в 8 классе. Тема «Реки и озёра Евразии».

Урок направлен на расширение кругозора учащихся, а также на воспитание интереса к предмету....

Конспект открытого урока по географии в 6 классе

Конспект предназначен для урока в школе для детей с интеллектуальной недостаточностью ( VIII вида)....

Конспект открытого урока по географии 8 класс

Конспект урока содержит интересный материал по теме, сопровождается презентацией. В разработке используются различные приемы. Урок составлен с эллементами технологий в рамках фгос....