Конспект открытого урока по географии в 7 классе по теме "Бразилия"
план-конспект урока по географии (7 класс)
Конспект и презентация открытого урока по географии в 7 классе по теме "Бразилия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_geografii_v_7_kl._braziliya_.docx | 147.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии в 7 классе.
Тема урока « Бразилия».
Дата проведения: 28 марта 2023 года.
Составитель: Подгорная Евгения Юрьевна, учитель географии и биологии МАОУ Горненская СОШ Зейского района Амурской области.
УМК: География. 7 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций /(А.И.Алексеев и др.). – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 256 с.:, карт. – (Полярная звезда).
Цель урока: - сформировать представление о Бразилии: особенностях географического расположения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, продолжить формирование умения составлять описание страны по плану с помощью атласа и учебника.
Задачи урока:
- Обучение приему создания образа страны.
- Применение общеземлеведческих понятий, знаний о связях и закономерностях, приобретённых ранее.
- Продолжение развития умения давать характеристику страны по типовому плану, работать с географическими картами.
- Формирование представления о стране Бразилии.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений о природе, населении и хозяйстве Бразилии, её месте в мире; Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Метапредметные: формирование умений:
1) осуществлять коментированное чтение и делать самостоятельные выводы;
2) создавать обобщения;
3) работать с текстом и картами атласа и учебника;
4)сравнивать географические объекты;
5) составлять описание страны по типовому плану.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы, населения и хозяйства стран Южной Америки
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентация; атласы, раздаточный материал групповой, физическая карта Южной Америки; контурная карта «Южная Америка», видеофрагмент «Карнавал в Бразилии»; песня «На далекой Амазонке».
Тип урока: комбинированный, урок – путешествие
Методы и приемы учебной деятельности: информационный, объяснительно – побуждающий, частично – поисковый, практический, прием ассоциации, прием формирования навыков, способствующих успешному достижению целей урока)
Ход урока
1. Организационный момент
СЛАЙД 1 Русский писатель Константин Георгиевич Паустовский писал: «Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний».
Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы путешествовать. Путешествовать можно по - разному (пешком, автостопом, на яхте, на самолете). Но можно отправиться в путешествие и, не покидая школьного кабинета географии, используя подручные источники знания (карту, справочные материалы, стихи, музыку, фотографии), умения и навыки работы с ними, полученные на предыдущих уроках.
2. Подготовка к восприятию темы
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие, во время которого будем исследовать природные особенности одной экзотической страны, жизнерадостного населения, индейских традиций и колоритной архитектуры.
- Наше путешествие сегодня мы совершим…
Разгадаете слово и узнаете, куда будет совершено наше сегодняшнее путешествие.
Момент игры «Где логика?»
СЛАЙД 2 Что общего (картинки карнавал, футбол, кофе)
(Бразилия)
- Далёкая прекрасная Бразилия! СЛАЙД 3
Что нам известно о ней?
СЛАЙД 4 Приём «Ассоциативный куст» (кластер) (дети называют ассоциации, учитель в виде схемы выводит на слайде)
Ну, во - первых, что там достаточно тепло и располагаются прекрасные пляжи, что там водится много диких обезьян. Эту страну невозможно представить без футбола, кофе и карнавала. В - третьих, что туда очень хотел попасть знаменитый комбинатор всех времён и народов - Остап Бендер. (предположительные ответы ребят).
ПОСТАНОВКА цели урока и определение задач СЛАЙД 5
СЛАЙД 6 Тогда прослушайте фрагмент песни (Песня «На далекой Амазонке», сл. Р. Киплинга, муз. Берковского, Синельникова) и посмотрите клип, и у вас расширится представление об этой стране.
Знаний у нас недостаточно, поэтому отправляемся в путешествие по стране Южной Америки, только заочное и за новыми знаниями!!!
Пожелание учащимся со стороны учителя: «Будьте в нашем путешествии внимательны, активны, старайтесь успешно преодолевать все трудности».
3. Изучение нового материала
СЛАЙД 7 Так почему же Бразилию назвали Бразилией? Первоначально, после открытия этой южноамериканской страны в 1500 году португальским мореплавателем Педру Кабралом, она называлась Terra da Vera Cruz, что означает Земля Истинного Креста. Немного позже первые португальские поселенцы обнаружили в прибрежных тропических лесах дерево, по своим свойствам напоминавшее известное им «жар-дерево» (по-португальски pau-brasil), которое в Европу привозили арабские купцы.
СЛАЙД 8 Флаг Бразилии представляет собой зелёное полотнище с жёлтым ромбом в центре. Внутри ромба находится тёмно-синий круг с 27 белыми звёздами. Круг пересечён лентой с национальным девизом Бразилии — «Ordem e Progresso» (с порт. «Порядок и прогресс»). Зелёный и жёлтый — национальные цвета Бразилии. Зелёный цвет символизирует лесные богатства Амазонии, а жёлтый — запасы золота.
Расположение звёзд на флаге изображает небо над Рио-де-Жанейро утром в 9 часов 22 минуты 43 секунды 15 ноября 1889 — в момент провозглашения Бразильской республики. Каждому из 26 штатов, а также Федеральному округу, соответствует своя звезда.
СЛАЙД 9, 10 Работа с таблицами: « Страны Южной Америки в цифрах», «Бразилия среди стран мира» (ребята сравнивают)
В путешествии принято вести дневник. Наш коллективный дневник мы будем в конечном итоге оформлять в виде ментальной (интеллектуальной) карты.
СЛАЙД 11 Для работы над созданием образа Бразилии я объединю вас в группы – специалистов. Вы получите инструктивные карточки - задания, по ним вы подготовите отчёт. А теперь, юные искатели приключений, в путь!!!
Путешествуя по Бразилии, мы будем работать с планом характеристики страны (приложение в учебнике)
1. Географическое положение (группа географов)
- 2. Особенности рельефа (геоморфологи)
- 3. Климатические условия (климатологи)
- 4. Крупные реки и озёра (гидрологи)
- 5. Природные зоны (природоведы)
- 6. Народы и занятия населения (демографы)
Инструктивная карточка №1 ГЕОГРАФЫ
Определить ГП Бразилии (учебник):
- В какой части Южной Америки расположена Бразилия? Площадь страны.
- С какими странами Бразилия имеет общую границу по суше?
- С какими из стран не имеет общей границы по суше?
- Название столицы
Инструктивная карточка №2 ГЕОМОРФОЛОГИ
Определить особенности рельефа Бразилии (учебник):
- Основные формы рельефа (перечислить)
- Преобладающие и максимальные высоты
- Полезные ископаемые
Инструктивная карточка №3 КЛИМАТОЛОГИ
Каковы особенности климатических условий Бразилии (атлас)?
- Климатические пояса (перечислить те, в которых расположена страна)
- Средняя температура января и июля (определить по изотермам)
- Среднегодовое количество осадков (определить по цветовой окраске)
Инструктивная карточка №4 ГИДРОЛОГИ
- Перечислить крупнейшие реки на территории страны (учебник, атлас)
- Определить крупнейшие озёра (если есть)
- Другие гидрологические объекты: водопады, водохранилища, каналы (если есть)
Инструктивная карточка №5 ПРИРОДОВЕДЫ
- Определите природные зоны, в пределах которых расположена Бразилия (учебник, атлас)
Инструктивная карточка №6 ДЕМОГРАФЫ
- Перечислить народы, проживающие на территории Бразилии (учебник, атлас)
- Какие группы смешанного населения здесь встречаются? Изобразите их в виде схемы
- Каковы основные занятия населения страны
Каждая группа оформляет результаты своей деятельности на маршрутном листе, затем представитель команды защищает свой отчёт и прикрепляет на доску. В результате в конце урока появляется коллективный дневник в виде интеллектуальной карты по теме «Бразилия».
Отчёты групп
№1 ГЕОГРАФЫ
Определить ГП Бразилии:
- В центральной и восточной части Южной Америки
- Соседние страны: Уругвай, Аргентина, Парагвай, Боливия, Перу, Колумбия, Венесуэла, Гайана, Суринам, Гвиана
- Эквадор, Чили
- Столица – Бразилиа
№2 ГЕОМОРФОЛОГИ
Определить особенности рельефа Бразилии:
- Бразильское плоскогорье, Амазонская низменность.
- 0-1000 м, г. Бандейра (2897).
- Железные и марганцевые, алюминиевые, полиметаллические, урановые, медные, бериллиевые руды, золото, алмазы, фосфориты
№3 КЛИМАТОЛОГИ
Каковы особенности климатических условий Бразилии?
- Экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический.
- T января = +24°, t июля = +16°, +24°
- Среднегодовое количество осадков – 1000 – 3000 мм (в зависимости от клим. пояса)
№4 ГИДРОЛОГИ
- Амазонка со своими притоками
- Парана
- Сан-Франциску
- Вдп. Игуасу
№5 ПРИРОДОВЕДЫ
- Влажные экваториальные леса(сельва)
- Переменно-влажные леса
- Саванны и редколесья (кампос)
- Степи (пампа)
№6 ДЕМОГРАФЫ
- Индейцы, европейцы, африканцы
- Метисы, мулаты, самбо
Занятия населения:
- Сбор каучука
- Лесозаготовка
- Добыча руд и выплавка металлов
- Выращивание ананасов, фруктов, кофе, сахарного тростника, хлопчатника
- Машиностроение и металлургическая промышленность
- Скотоводство
- Важнейшие порты
- Туризм
СЛАЙД 12 Традиции населения: карнавал (просмотр видеофрагмента c озвучиванием сообщения о карнавале))
Карнавал в Бразилии – это буря эмоций. Проходит карнавал в Рио-де-Жанейро раз в год, в феврале. Это самый разгар лета в Южном полушарии.
Одно из самых зрелищных мероприятий, которое привлекает к себе внимание людей со всех уголков мира – карнавал в Бразилии. Для бразильцев, которые рождаются и живут в ритме самбы, это главное событие года, во время которого можно продемонстрировать свои танцевальные навыки и проявить фантазию, а главное, хорошо повеселиться.
Корни бразильского карнавала уходят в ритуальные танцы рабов, завезенных сюда когда-то их Черной Африки. На протяжении нескольких веков их пляски эволюционировали, развивались, менялись.
Карнавал – это вид искусства, вобравший в себя сразу несколько направлений: танец, музыку, песни. Это самое яркое зрелище Рио-де-Жанейро. Это четыре дня безудержного веселья, когда стирается грань между бедными и богатыми. А город разделяется только на группы масок. Простые люди могут целый год отказываться от отдыха и удовольствий, лишь бы накопить денег на новый и оригинальный карнавальный костюм. В дни карнавалов из всех громкоговорителей гремит самба. На празднике нет зрителей. Все – участники и очень много туристов из разных стран мира.
Бразильский карнавал – это не что иное, как измененная церемония коронации африканских вождей. Самбу, которую танцуют на карнавале, впервые исполняли негры-рабы
.
4. Закрепление материала:
- С какой страной вы познакомились сегодня на уроке?
- Достигли ли мы цели нашего урока?
- Определили ли мы географическое положение материка? Основные особенности рельефа, климата, природных зон, внутренних вод Бразилии, познакомились ли с населением и его хозяйственной деятельностью?
- Возникло ли у вас желание побывать в этой удивительной стране?
5. СЛАЙД 13 Домашнее задание: §39, составить кроссворд по теме «Бразилия» или
подготовить сообщение или презентацию на темы:
«Памятники природы и культуры Бразилии»; (водопад Игуасу; статуя Христа Искупителя, стадион Маракана и гору Сахарная голова)
2) Экологические проблемы Бразилии;
3) «Удивительный мир (животный, растительный) Амазонии».
6. Рефлексия «Светофор» СЛАЙД 14
Приложение
Инструктивная карточка №1 ГЕОГРАФЫ Определить ГП Бразилии (учебник, атлас):
| Инструктивная карточка №2 ГЕОМОРФОЛОГИ Определить особенности рельефа Бразилии (учебник, атлас):
|
Инструктивная карточка №3 КЛИМАТОЛОГИ Каковы особенности климатических условий Бразилии (атлас)?
| Инструктивная карточка №4 ГИДРОЛОГИ (учебник, атлас)
|
Инструктивная карточка №5 ПРИРОДОВЕДЫ
| Инструктивная карточка №6 ДЕМОГРАФЫ
(атлас)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему:"Океания. Новая Гвинея"
Конспект открытого урока географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Океания. Новая Гвинея»...
План – конспект открытого урока по географии в 8 класс Тема : «Климат России»
Тип урока: урок-игра, урок обобщения и систематизации знаний...
Конспект открытого урока по географии в 6 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Конспект открытого урока по географии в 6 классес использованием информационно-коммуникационных технологий в образованииФ.И.О. Макарова Наталья Семёновна Место работы: ГБОУ СОШ с. Вла...
Конспект открытого урока по географии в 8 классе. Тема «Реки и озёра Евразии».
Урок направлен на расширение кругозора учащихся, а также на воспитание интереса к предмету....
Конспект открытого урока по географии в 5 классе "Соседи Солнца"
Конспект урока по ФГОС...
Конспект открытого урока по географии в 6 классе
Конспект предназначен для урока в школе для детей с интеллектуальной недостаточностью ( VIII вида)....
Конспект открытого урока по географии 8 класс
Конспект урока содержит интересный материал по теме, сопровождается презентацией. В разработке используются различные приемы. Урок составлен с эллементами технологий в рамках фгос....