Рабочая программа по географии 5-9 класс
рабочая программа по географии (7 класс)
Рабочая программа по географии для 5-9 кл на 2020-2025 гг. по учебнику "Полярная звезда". Авторы: Алексеев А.И.,Николина В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
раб программа 5-9 кл по географии | 204.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа
им. Н. Каримова с. Кугарчи муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
«Рассмотрена и принята» Руководитель ШМО ____________/Аминева М.А. Протокол № 1 от августа 2020 г. | Согласована Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ им. Н. Каримова с. Кугарчи __________/Кулуева Р.Б. « » августа 2020 г. | Утверждаю Директор МОБУ СОШ им. Н. Каримова с. Кугарчи __________ /Ф.Я. Юлдашбаев/ Приказ № от августа 2020 г. |
02 – 26
Рабочая программа по географии
для 5-9 классов
учителя первой категории
Садыковой А.А.
на 2020-2025 годы
Рабочая программа по географии 5-9 классы
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов его освоения.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее много национального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а так же социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
10)умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметные результаты:
1)формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
5 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты обучения.
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде; целостным мировоззрением;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;
основами экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов;
составлять простой и сложный план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми ре- зультатами;
оценивать работу одноклассников;
выявлять причинно-следственные связи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «Солнечная система», «пла нета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;
приводить примеры географических следствий движения Земли;
определять (измерять) направления, расстояния по глобусу; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
читать план местности и карту;
производить простейшую съемку местности;
работать с компасом, картой;
классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмо# сфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;
называть и показывать по карте основные географические объекты; обозначать на контурной карте географические объекты;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
описывать погоду своей местности; вести простейшие наблюдения элементов погоды;
вести полевой дневник.
6 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных
результатов.
Личностные результаты обучения.
Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
целостным мировоззрением; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; основами экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь: ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами; давать характеристику географических объектов;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный день», «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота»;
показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети;
объяснять механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней осеннего и весеннего равноденствия;
определять координаты точек и точек по их географическим координатам.
составлять и оформлять планы местности, классной комнаты и т. п.;
ориентироваться с помощью плана, по компасу, по местным признакам;
приводить примеры географических карт, различающихся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению;
определять по карте местоположение объекта.
объяснять значение понятий: «Мировой океан», «соленость», «промилле», «океанические течения», «волны», «приливы», «отливы», «литосферные плиты», «сейсмические пояса», «эпицентр землетрясения», «кратер», «гейзер», «абсолютная высота», «относительная высота», «горизонталь», «горный хребет», «горная долина», «речная система» (и ее части), «бассейн реки», «водораздел», «питание реки», «режим реки», «воздушная масса», «тепловой пояс», «климатический пояс», «погода», «климат»;
называть и показывать по карте основные географические объекты; называть методы изучения земных недр и Мирового океана; объяснять особенности движения вод в Мировом океане, причины их образования; приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
показывать по карте горы и равнины, различающиеся по высоте, происхождению, строению;
составлять описание климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану;
наносить на контурную карту изучаемые географические объекты;
называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
описывать погоду и климат своей местности;
показывать по карте реки, озера, ледники, районы распространения болот;
объяснять значение понятий: «растительный покров», «местообитание», «почва», «плодородие почв», «гумус», «географическая оболочка», «целостность и ритмичность географической оболочки», «природный комплекс», «природная зона», «географическая зональность», «высотная поясность»;
объяснять закономерности распространения растительного и животного мира на Земле, приводить примеры;
приводить аргументы для обоснования тезиса «почва — особое природное тело».
7 КЛАСС
Личностные результаты обучения.
Учащийся должен обладать: целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающим социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия стран и народов мира.
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь: планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным или составленным самостоятельно планом;
участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать свою работу и работу одноклассников; выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, других источниках информации; работать с текстом и нетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, искать определение понятий, составлять простой и сложный план, искать ответы на вопросы, составлять вопросы к текстам, составлять логические цепочки, составлять по тексту таблицы, схемы;
составлять качественное и количественное описание объекта;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.;
создавать презентационные материалы.
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «физическая география», «экономическая география», «социальная география», «страноведение», «государство», «колония», «монархия», «республика», «унитарное государство», «федеративное государство», «источники географической информации»;
давать характеристику политической карты мира — по масштабу, охвату территории, содержанию;
находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;
приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;
показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах;
находить и подбирать различные источники информации, извлекать нужную информацию.
объяснять значение понятий: «численность населения», «плотность населения», «языковая семья», «городское и сельское население», «урбанизация», «первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный сектор экономики)», «добывающая и обрабатывающая промышленность», «растениеводство», «животноводство», «сфера услуг»;
показывать по карте предполагаемые пути расселения человечества на Земле;
называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время; давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;
приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту плотности; давать характеристику карты «Плотность населения»;
объяснять расовые отличия разных народов мира;
приводить примеры различий между разными народами (этносами);
давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»;
приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;
приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;
называть причины изменений хозяйственной деятельности людей;
называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте.
объяснять значение понятий;
называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;
доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей; называть и объяснять своеобразие природных особенностей каждого океана Земли;
давать описание и характеристику океанов с использованием карт и других источников информации;
показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника;
показывать по карте отдельные материки и части света, определять их географическое положение, используя типовой план;
определять и называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;
называть и показывать регионы и страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии;
приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;
называть характерные особенности природы материков и океанов; давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;
приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах;
объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;
определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;
давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;
называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия;
показывать по карте территорию отдельных регионов мира, границы ее по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера; характеризовать береговую линию, называя географические объекты;
объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты; называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;
на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов.
8 КЛАСС
Личностные результаты обучения.
Учащийся должен обладать: целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающим социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия стран и народов мира.
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь: планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным или составленным самостоятельно планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать свою работу и работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам;
выявлять причинно-следственные связи;
решать проблемные задачи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, других источниках информации;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, искать определение понятий, составлять простой и сложный план, искать ответы на вопросы, составлять вопросы к текстам, составлять логические цепочки, составлять по тексту таблицы, схемы; составлять качественное и количественное описание объекта;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.;
создавать презентации.
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «государственная территория», «территориальные воды», «воздушное пространство страны», «навигация», «международный статус», «часовые пояса», «поясное время», «декретное время», «линия перемены дат»;
определять по карте географическое положение России, называть его основные особенности и делать выводы о влиянии географического положения и величины территории на природу и освоение территории России;
показывать по карте крайние точки страны;
определять особенности географического положения территории своего проживания (города, субъекта Федерации и т. д.);
характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны;
решать задачи по определению географических координат и разницы во времени часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;
показывать границы России и пограничные страны;
приводить примеры значения границы для связей с другими странами;
объяснять значение понятий: «абсолютный и относительный возраст горных пород», «геохронологическая шкала», «платформа», «плита», «щит», «тектоническая карта», «геологическая карта», «месторождение», «подземный способ добычи», «открытая разработка», «рекультивация», «солнечная радиация», «подстилающая поверхность», «области постоянного и переменного давления», «западный перенос воздушных масс», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «типы климатов», «агроклиматические ресурсы», «комфортность климата», «уклон реки», «падение реки», «расход воды»и т.д.;
показывать по карте крупные природные объекты;
выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;
приводить примеры и объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края;
показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей;
приводить примеры изменений в рельефе под влиянием внутренних и внешних факторов;
показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;
называть меры безопасности при стихийных явлениях; давать характеристику рельефа своей местности; прогнозировать пути снижения антропогенного влияния на природную среду;
читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;
определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;
давать оценку климатических особенностей России;
читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания;
составлять географические описания климата, в том числе климата своей местности;
устанавливать существующие взаимосвязи между компонентами природы (климатическими особенностями), населением, его хозяйственной деятельностью;
давать описание реки своего края;
давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования; показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
давать характеристику наиболее крупных озер страны;
показывать по карте каналы и крупные водохранилища;
приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия; ;
объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края;
называть главные свойства основных типов почв;
определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России;
приводить примеры рационального и нерационального использования земель;
объяснять значение мелиоративных работ; приводить примеры комплексной мелиорации земель;
приводить примеры природных комплексов различных рангов;
устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК;
объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК;
называть численность населения России, сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;
характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала; приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в своей местности; выделять на карте «Народы России» районы проживания крупных народов и народов своего края;
регионы, где наблюдается пестрота национального состава;
приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований;
показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма; приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;
определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности;
объяснять выявленную контрастность в плотности населения России; отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа;
читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны;
называть показатели процесса урбанизации;
9 КЛАСС
Личностные результаты обучения.
Учащийся должен обладать: российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь: ставить учебные задачи;
вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать информацию;
структурировать информацию;
определять проблему и способы ее решения;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «экономическая география», «социальная география», «первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства», «структура хозяйства», «отрасль хозяйства», «наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое,энергоемкое и водоемкое производства», «межотраслевые комплексы», «специализация», «кооперирование», «концентрация производства», «внутри и межотраслевые связи», «транспортная магистраль», «инфраструктура», «географическое разделение труда», «отрасль специализации», «экономический район», «экономическое районирование», «отрасли», «межотраслевые комплексы», «АПК», «ТЭК», «факторы размещения производства», «энергетическая система», «типы электростанций», «транспортная инфраструктура», «информационная инфраструктура», «Интернет», «сфера услуг», «рекреационное хозяйство», «туризм»;
уметь отбирать и пользоваться разнообразными источниками географической информации;
читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты;
объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов;
называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;
называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства;
называть отрасли, входящие в состав тех или иных комплексов;
объяснять изменения структуры отрасли, их значение в экономике страны;
называть и показывать главные районы добычи природных ресурсов, главные районы и центры отраслей промышленности;
объяснять и приводить примеры взаимосвязей между производствами внутри отрасли и межотраслевые связи и особенности их размещения; объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции той или иной отрасли, того или иного производства; объяснять значение той или иной отрасли для российской экономики; называть, показывать по карте и приводить примеры крупнейших предприятий страны, объяснять особенности их размещения и влияние различных факторов на размещение; объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с различными производствами; объяснять территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы, значения географического разделения труда.
объяснять значение понятий: «экономико и политико-географическое положение», «территориальная структура хозяйства», «территориально-хозяйственные связи»;
перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП;
перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;
объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов;
объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры;
оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ПРОГРАММЫ)
5 КЛАСС
Раздел: Введение (1 час), На какой Земле мы живём (4 часов)
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Раздел: Планета Земля (5 часов)
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Раздел: План и карта (12 часов)
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Пр.р. № 1. Построение плана местности (пришкольного участка).
Пр.р. № 2. Определение по плану и карте расстояний и направлений.
Пр.р. № 3. Определение географических координат объектов в мире и республики Башкортостан.
Раздел: Литосфера – твердая оболочка Земли (13 часов)
Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Пр.р. № 4. Определение горных пород, встречающихся в республике Башкортостан,
изучение их свойств.
Пр.р. № 5. Описание гор, равнин мира и республики Башкортостан.
Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов
землетрясений и вулканов.
Пр.р. № 7. Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли».
Учебно-тематический план
(5 класс, 35 часов, 1 час в неделю)
Раздел |
Тема | Количество часов | Количество практических и контрольных работ |
Источники географической информации | Ведение. На какой земле мы живем | 5 | 0 |
Планета Земля | 5 | 1 | |
План и карта | 12 | 4 | |
Природа Земли и человек | Литосфера – твердая оболочка Земли | 13 | 5 |
Итого |
| 35 | 10 |
Календарно-тематическое планирование 5 кл.
№п\п | Раздел программы. Тема урока |
К-во часов |
Пр.р |
Дата | |
План. | Факт. | ||||
| Введение | 1 |
|
| |
1 | Зачем нам география и как мы будем её изучать | ||||
На какой Земле мы живём | 4 | ||||
2 | Как люди открывали Землю. |
|
|
| |
3 | Как люди открывали Землю. |
|
|
| |
4 | Российские путешественники |
|
|
| |
5 | География сегодня. |
|
|
| |
| Планета Земля | 5 |
|
| |
6 | Мы во Вселенной. |
|
|
| |
7 | Движения Земли. |
|
|
| |
8 | Солнечный свет на Земле. |
|
|
| |
9 | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». |
|
|
| |
10 | Контрольная работа №1 по теме «Земля – планета Солнечной системы» | ||||
| План и карта | 12 |
|
| |
11 | Ориентирование на местности. |
|
|
| |
12 | Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб. |
|
|
| |
13 | Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб. |
|
|
| |
14 | Практическая работа №1: «Построение плана местности». |
| № 1 | ||
15 | Географическая карта. |
|
|
| |
16 | Градусная сетка. |
|
|
| |
17 | Практическая работа №2: «Определение по плану и карте расстояний и направлений». | № 2 | |||
18 | Географические координаты. Широта. |
|
|
| |
19 | Географические координаты. Долгота. |
|
|
| |
20 | Практическая работа 3: «Определение географических координат объектов в мире и республике Башкортостан». |
| № 3 |
| |
21 | Обобщение по теме «План и карта». |
|
|
| |
22 | Контрольная работа №2 по теме «План и карта» | ||||
| Литосфера – твердая оболочка Земли | 13 |
|
| |
23 | Земная кора – верхняя часть литосферы. |
|
|
| |
24 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа №4: «Определение горных пород, встречающихся в республике Башкортостан, изучение их свойств». |
| № 4 |
| |
25 | Движения земной коры. Землетрясения. |
|
|
| |
26 | Движения земной коры. Вулканы. |
|
|
| |
27 | Рельеф Земли. Равнины. |
|
| ||
28 | Рельеф Земли. Горы. | ||||
29 | Практическая работа №5: «Описание гор, равнин мира и республики Башкортостан». |
| № 5 | ||
30 | Практическая работа №6: «Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов». |
| № 6 |
| |
31 | Практическая работа №7: «Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли». |
| № 7 |
| |
32 | Защита проектов: «Скульптурный портрет Земли». |
| |||
33 | Литосфера и человек |
| |||
34 | Контрольная работа № 3 по изученному курсу |
|
|
| |
35 | Обобщение знаний по изученному курсу. |
|
|
|
6 КЛАСС
Раздел: Гидросфера — водная оболочка Земли. (12 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Пр.р. № 1. Описание любого моря России по плану.
Пр.р. № 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Пр.р. № 3. Описание любой реки России по плану.
Раздел: Атмосфера — воздушная оболочка Земли. (12 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Пр.р. № 4. Построение розы ветров.
Пр.р. № 5. Наблюдение за погодой, обработка данных.
Раздел: Биосфера – живая оболочка Земли (5 часов)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Раздел: Географическая оболочка Земли (5 часов)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Пр.р. № 6. Нанесение на карту природных зон Земли.
Обобщение знаний по изученному курсу (1 час)
Учебно-тематический план
(6 класс, 35 часов, 1 час в неделю)
Раздел |
Тема | Количество часов | Количество практических и контрольных работ |
Природа Земли и человек | Гидросфера – водная оболочка Земли. | 12 | 4 |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 12 | 3 | |
Биосфера – живая оболочка Земли | 5 | 0 | |
Географическая оболочка | 5 | 2 | |
Обобщение по курсу географии 6 класса | 1 | 0 | |
Итого |
| 35 | 9 |
Календарно-тематическое планирование 6 кл
№ урока | Раздел программы. Тема урока |
К-во часов | Пр.р |
Дата | |
План.
| Факт. | ||||
| Гидросфера — водная оболочка Земли | 12 |
| ||
1 | Состав и строение гидросферы. |
|
| ||
2 | Мировой океан. Части Океана. Практическая работа №1:« Описание любого моря России по плану» |
| № 1 | ||
3 | Мировой океан. | ||||
4 | Практическая работа №2:» Нанесение на контурную карту объектов гидросферы». |
| № 2 | ||
5 | Воды Океана. |
| |||
6 | Реки – артерии Земли. |
|
| ||
7 | Практическая работа №3: «Описание любой реки России по плану» |
| №3 | ||
8 | Озера и болота. |
|
| ||
9 | Подземные воды и ледники. |
|
| ||
10 | Гидросфера и человек (на примере своего региона). |
|
| ||
11 | Обобщение по теме: «Гидросфера». |
|
| ||
12 | Контрольная работа по теме «Гидросфера» |
|
| ||
| Атмосфера — воздушная оболочка Земли | 12 |
| ||
13 | Состав и строение атмосферы. |
|
| ||
14 | Тепло в атмосфере. |
|
| ||
15 | Тепло в атмосфере. |
|
| ||
16 | Атмосферное давление. |
|
| ||
17 | Ветер. Практическая работа №4: «Построение розы ветров». |
| № 4 | ||
18 | Влага в атмосфере. |
|
| ||
19 | Влага в атмосфере. |
| |||
20 | Погода и климат. |
|
| ||
21 | Практическая работа №5: «Наблюдение за погодой, обработка данных». |
| № 5 | ||
22 | Атмосфера и человек (на примере своей местности). |
|
| ||
23 | Обобщение по теме: «Атмосфера». |
|
| ||
24 | Контрольная работа по теме «Атсмосфера» | ||||
| Биосфера – живая оболочка Земли | 5 |
| ||
25 | Биосфера – земная оболочка. |
|
| ||
26 | Биосфера – сфера жизни. |
|
| ||
27 | Биосфера и человек |
| |||
28 | Почвы. |
|
| ||
29 | Обобщение по теме: «Биосфера». |
|
| ||
| Географическая оболочка | 5 |
| ||
30 | Географическая оболочка Земли |
|
| ||
31 | Природные зоны Земли. Практическая работа №6:«Нанесение на контурную карту природных зон Земли». |
| № 6 | ||
32 | Культурные ландшафты. |
|
| ||
33 | Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах. |
|
| ||
34 | Контрольная работа по теме: «Географическая оболочка». |
|
| ||
35 | Обобщение знаний по изученному курсу. | 1 |
|
7 класс
Раздел: Введение (2 часа)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Окружающая среда. Географические карты. Картографические проекции. Способы отображения информации на картах.
Раздел: Человек на Земле (6 часов)
Народы. Языки. Религии. Отличительные признаки народов мира. Города и сельские поселения. Страны мира. Республики и монархии. Самые развитые страны. Зависимость стран друг от друга.
Пр.р. № 1. «Составление характеристики населения мира»
Раздел: Природа Земли (14 часов)
Развитие земной коры. Платформы и складчатые области. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Полезные ископаемые. Температура воздуха на разных широтах. Тепловые пояса. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Циркуляция атмосферы. Пассаты. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Климатообразующие факторы. Океанические течения. Причины образования океанических течений и их виды. Реки и озёра Земли. Растительный и животный мир Земли. Почвы.
Пр.р. № 2. «Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом»
Пр.р. № 3. «Описание течения Мирового океана»
Пр.р. № 4. «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира»
Раздел: Природные комплексы и регионы (5 часов)
Природные зоны Земли. Океаны Земли. Особенности географического положения и природы океанов. Экологические проблемы океанов. Материки, их сходства и различия. Как делят Землю и мир. Части света.
Пр.р. № 5. «Описание природных зон по карте»
Пр.р. № 6. «Описание океана по плану»
Пр.р. № 7. «Сравнение географического положения материков»
Раздел: Материки и страны (41 часов)
Африка: образ материка. Африка в мире. Население материка. Занятия населения. Страны Африки. Египет. Австралия: образ материка. Австралийский Союз. Антарктида. Южная Америка: образ материка. Латинская Америка в мире. Страны Южной Америки. Бразилия. Северная Америка: образ материка. Англо – Саксонская Америка. Страны Северной Америки. США. Евразия: образ материка. Европа в мире. Страны Европы. Германия. Франция. Великобритания. Азия в мире. Страны Азии. Китай. Индия. Россия в мире. Природные ресурсы России. Россия – многонациональное государство.
Пр.р. № 8. «Описание климатограмм»
Пр.р. № 9. «Разработка туристического маршрута по Австралии»
Пр.р. № 10. «Выявление влияния природных условий на развитие различных районов»
Пр.р. № 11. «Составление характеристики США»
Пр.р. № 12. «Характеристика природных зон на маршруте путешествия»
Пр.р. № 13. «Описание страны материка Евразия»
Обобщение (2 часа)
Учебно-тематический план
(7 класс, 70 часов, 2 часа в неделю)
Раздел |
Тема | Количество часов | Количество практических и контрольных работ |
Источники географической информации | Введение | 2 | 0 |
Человек на Земле | Человек на Земле | 6 | 1 |
Материки, океаны, страны | Природа Земли | 14 | 4 |
Природные комплексы и регионы | 5 | 2 | |
Материки и страны | 41 | 7 | |
Обобщение | 1 | 0 | |
Итого: |
| 70 | 14 |
Календарно-тематическое планирование в 7 кл
№п\п | Раздел программы. Тема урока |
К-во часов |
Пр.р | Дата | ||
План. | Факт. | |||||
| Введение | 2 |
|
| ||
1 | Как вы будете изучать географию в 7-м классе. |
|
|
| ||
2 | Географические карты. |
|
| |||
Человек на Земле. | 6 |
|
| |||
3 | Как люди заселяли Землю |
|
|
| ||
4 | Население современного мира | |||||
5 | Народы, языки и религии. |
|
|
| ||
6 | Города и сельские поселения. |
|
|
| ||
7 | Страны мира |
|
| |||
8 | Многообразие стран мира. Размещение людей на Земле. Практическая работа №1:«Составление характеристики населения мира». |
| № 1 | |||
| Природа Земли. | 14 |
|
| ||
9 | Развитие земной коры. |
|
|
| ||
10 | Земная кора на карте. |
|
|
| ||
11 | Размещение на Земле гор и равнин. |
|
|
| ||
12 | Температура воздуха на разных широтах |
|
| |||
13 | Давление воздуха и осадки на разных широтах. |
|
|
| ||
14 | Общая циркуляция атмосферы |
| ||||
15 | Тепло на Земле. Практическая работа №2: «Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом». |
| № 2 |
| ||
16 | Климатические пояса и области Земли. |
|
|
| ||
17 | Океанические течения. Практическая работа №3: «Описание течения Мирового океана». |
| № 3 |
| ||
18 | Реки и озёра Земли и республики Башкортостан. |
| ||||
19 | Учимся с «Полярной звездой» |
|
|
| ||
20 | Растительный и животный мир Земли. Практическая работа №4: «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира». |
| № 4 |
| ||
21 | Почвы. |
|
| |||
22 | Обобщение по теме «Природа Земли» |
|
|
| ||
| Природные комплексы и регионы. | 5 |
|
| ||
24 | Природные зоны Земли. Практическая работа № 5:«Описание природных зон по карте». |
| № 5 |
| ||
25 | Океаны |
|
|
| ||
26 | Океаны. Практическая работа №6: «Описание океана по плану». |
| № 6 |
| ||
27 | Как мир делится на части и как объединяется Практическая работа №7: «Сравнение географического положения материков». |
| № 7 |
| ||
28 | Обобщение по теме «Природные комплексы и регионы |
|
|
| ||
| Материки и страны. | 41 |
|
| ||
29 | Африка: образ материка. |
|
|
| ||
30 | Африка в мире. |
|
|
| ||
31 | Африке: путешествие (1). |
|
|
| ||
32 | Африке: путешествие (2). Практическая работа №8: «Описание климатограмм». |
| № 8 |
| ||
33 | Египет. |
|
|
| ||
34 | Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании». |
|
|
| ||
35 | Австралия: образ материка. |
|
|
| ||
36 | Австралия: путешествие. Практическая работа №9: «Разработка туристического маршрута по Австралии». |
| № 9 |
| ||
37 | Антарктида. |
| ||||
38 | Южная Америка: образ материка (1). |
|
|
| ||
39 | Южная Америка: образ материка (2). |
|
|
| ||
40 | Латинская Америка в мире. |
|
|
| ||
41 | Южная Америка: Путешествие (1). |
|
|
| ||
42 | Южная Америка: Путешествие (2). Практическая работа №10: «Выявление влияния природных условий на развитие различных районов». |
| № 10 |
| ||
43 | Бразилия. |
| ||||
44 | Северная Америка: образ материка. |
|
|
| ||
45 | Англо- Саксонская Америка. |
|
|
| ||
46 | Путешествие по Северной Америке №1. |
|
|
| ||
47 | Путешествие по Северной Америке №2. |
|
|
| ||
48 | США. Практическая работа №11: «Составление характеристики США». |
| № 11 |
| ||
49 | Евразия: образ материка (1) |
|
| |||
50 | Евразия: образ материка (2) |
|
|
| ||
51 | Европа в мире. |
|
| |||
52 | Путешествие по Европе №1. |
|
|
| ||
53 | Путешествие по Европе №2. |
|
|
| ||
54 | Практическая работа №12: «Характеристика природных зон на маршруте путешествия». |
|
№ 12 |
| ||
55 | Германия. |
|
|
| ||
56 | Азия в мире. |
|
|
| ||
57 | Путешествие по Азии №1. |
|
|
| ||
58 | Путешествие по Азии №2. |
|
|
| ||
59 | Китай. |
|
| |||
60 | Индия. |
|
|
| ||
61 | Контрольная работа по теме «Материки и страны» |
| ||||
62 | Охраняемые природные территории республики Башкортостан. |
|
|
| ||
63 | Особенности географического положения республики Башкортостан. |
| № 13 |
| ||
64 | Практическая работа №13: «Описание страны материка Евразия». |
|
|
| ||
65 | Глобальные проблемы человечества |
|
| |||
66 | Глобальные проблемы человечества | |||||
67 | Разработка проекта «Традиции и обычаи народов мира». |
|
|
| ||
68 | Россия в мире. |
|
|
| ||
69 | Контрольная работа по теме «Материки и страны» | 1 |
|
| ||
70 | Обобщение за курс 7 класса. | 1 |
8 КЛАСС
География России
Раздел: Географическое пространство России (10 часов)
Где располагается Россия. Часовые пояса. Ориентирование по карте России. Природные объекты России. Географические районы. Административно-территориальное деление. Формирование территории России.
Пр.р. № 1. Ориентирование по физической карте России.
Пр.р. № 2. Определение поясного времени для разных городов России.
Раздел: Население России (14 часов)
Воспроизводство населения. Численность населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Россияне на рынке труда. Трудовые ресурсы. Этнос. Этническая структура населения. Религии. Размещение населения. Расселение и урбанизация. Города и сельские поселения.
Пр.р. № 3. Определение на основе различных источников информации основных направлений миграционных потоков в России.
Раздел: Природа России (30 часов)
Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Климатические пояса. Комфортность климата. Моря. Наши реки. Почва и её значение.
Пр.р. № 4. Описание рельефа России по плану.
Пр.р. № 5. Выявление взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми России.
Пр.р. № 6. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.
Пр.р. № 7. Нанесение на контурную карту форм рельефа и п/и России и республики Башкортостан.
Пр.р. № 8. Оценка климатических условий одного из регионов России как фактора развития хозяйства и условий жизни населения.
Пр.р. № 9. Описание любого моря России по типовому плану.
Пр.р. № 10. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей её хозяйственного использования.
Пр.р. № 11. Составление характеристики почвенных ресурсов республики Башкортостан.
Раздел: Природно-хозяйственные зоны и районы (15 часов)
Зональность в природе. Природные зоны. Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики. Высотная поясность в горах.
Пр.р. № 12. Описание природно-хозяйственной зоны Башкортостана.
Обобщение за курс 8 класса (1 час)
Анализ физической карты России, решение задач по физической карте России. Особенности экономики страны, отрасли хозяйства.
Учебно-тематический план
(8 класс, 70 часов, 2 часа в неделю)
Раздел |
Тема |
Количество часов | Количество практических и контрольных работ |
Особенности географического положения России | Географическое пространство России |
10 |
3 |
Население России | Население России | 14 | 2 |
Природа России
| Природа России | 30 | 9 |
Природно-хозяйственные зоны и районы | 15 | 2
| |
| Обобщение за курс «География России» 8 класс | 1 | 0 |
Итого: |
| 70 | 16 |
Календарно-тематическое планирование в 8 кл
№п\п | Раздел программы. Тема урока |
К-во час |
Пр.р |
Дата | |
План. |
Факт. | ||||
| Географическое пространство России | 10 |
| ||
1 | Как мы будем изучать география России |
|
| ||
2 | Мы и наша страна на карте мира |
|
| ||
3 | Наши границы и наши соседи |
|
| ||
4 | Как ориентироваться по карте России. Практическая работа №1: «Ориентирование по физической карте России». |
| № 1 | ||
5 | Наша страна на карте часовых поясов. Практическая работа №2: «Определение поясного времени для разных городов России». |
| № 2 | ||
6 | Формирование территории России |
|
| ||
7 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
8 | Районирование России | ||||
9 | Наше национальное богатство и наследие | ||||
10 | Контрольная работа по теме «Географическое пространство России» | ||||
| Население России | 14 |
| ||
11 | Численность населения России и республики Башкортостан. |
|
| ||
12 | Воспроизводство населения. |
|
| ||
13 | Наш «демографический портрет» |
|
| ||
14 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
15 | Мозаика народов. |
|
| ||
16 | Национальный состав России и республики Башкортостан. |
|
| ||
17 | Размещение населения России и республики Башкортостан. |
|
| ||
18 | Города и сельские поселения. Урбанизация. |
|
| ||
19 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
20 | Миграции населения. Практическая работа №3: «Определение на основе различных источников информации основных направлений миграционных потоков в России». |
| № 3 | ||
21 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
22 | Россияне на рынке труда. |
|
| ||
23 | Население республики Башкортостан. |
|
| ||
24 | Обобщение по теме «Население России и Р.Башкортостан | ||||
| Природа России | 30 |
| ||
25 | История развития земной коры. |
|
| ||
26 | Рельеф: тектоническая основа |
|
| ||
27 | Особенности рельефа России. Практическая работа №4:«Описание рельефа России по плану». |
| № 4 | ||
28 | Рельеф: скульптура поверхности. |
|
| ||
29 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
30 | Ресурсы земной коры. Практическая работа №5: «Выявление взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми России». |
| № 5 | ||
31 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
32 | Солнечная радиация. |
|
| ||
33 | Атмосферная циркуляция. |
| |||
34 | Зима и лето в нашей северной стране. |
|
| ||
35 | Основные месторождения полезных ископаемых. Полезные ископаемые республики Башкортостан. |
|
| ||
36 | Учимся с «Полярной звездой» |
|
| ||
37 | Оценка климатических условий России на основе различных источников информации. Практическая работа №6:«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средней температур января и июля, годового количества осадков по территории России». |
| № 6 | ||
38 | Практическая работа №7: «Нанесение на контурную карту форм рельефа и п/и России и республики Башкортостан». | №7 | |||
39 | Как мы живем и работаем в нашей стране. Практическая работа №8: «Оценка климатических условий одного из регионов России как фактора развития хозяйства и условий жизни населения». |
| №8 | ||
40 | Наши моря. Практическая работа № 9: «Описание любого моря России по типовому плану». |
| №9 | ||
41 | Наши реки. Практическая работа № 10: «Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей её хозяйственного использования». |
|
№10 | ||
42 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
43 | Где спрятана вода. |
|
| ||
44 | Водные дороги и перекрёстки. |
|
| ||
45 | Водные ресурсы республики Башкортостан. |
|
| ||
46 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
47 | Почва – особое природное тело. |
|
| ||
48 | Почва – основа сельского хозяйства. Практическая работа №11: «Составление характеристики почвенных ресурсов республики Башкортостан». |
|
№ 11 | ||
49 | Растительный и животный мир | ||||
50 | Экологическая ситуация в России | ||||
51 | Экологическая безопасность России | ||||
52 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
53 | Природно-территориальные комплексы России |
|
| ||
54 | Контрольная работа по теме: «Природа России» | ||||
| Природно-хозяйственные зоны и районы | 15 |
| ||
55 | Северные безлесные зоны. |
|
| ||
56 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
57 | Лесные зоны России и республики Башкортостан. |
|
| ||
58 | Степи и лесостепи. |
|
| ||
59 | Южные безлесные зоны. |
|
| ||
60 | Субтропики. Высотная поясность в горах. |
|
| ||
61 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
62 | Великие равнины России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская |
| |||
63 | Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири |
| |||
64 | Регионы многолетней мерзлоты – Восточная и Северо-Восточная Сибирь |
|
| ||
65 | Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток |
|
| ||
66 | Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны и районы» |
|
| ||
67 | Учимся с «Полярной звездой» |
| |||
68 | Учимся с «Полярной звездой» |
|
| ||
69 | Контрольная работа по теме «Природа и природно-хозяйственные зоны России» |
|
| ||
70 | Обобщение за курс 8 класса | 1 |
9 КЛАСС
География России
Раздел: «Хозяйство России» (21 часов)
Развитие хозяйства. Отрасль. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение. Специализация. Химическая промышленность. Лесной комплекс. С/х. Растениеводство. Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.
Раздел: Регионы России. Европейская Россия (35 часов):
Центральная Россия (6 часов)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Восточно-Европейская равнина – особенности природы. Освоение территории и степень заселённости. Специфика населения. Занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Проблемы сельской местности.
Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Центрально-Чернозёмный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Пр.р. № 1. «Выявление и анализ условий для развития Центральной России»
Северо-Запад (4 часа)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Европейский Север (6 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население. Традиции и быт населения. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Пр.р. № 2. «Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства Европейского Севера».
Европейский Юг (5 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развития хозяйства. Высотная поясность. Особенности природы Северного Кавказа. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населённость района. Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города района. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Поволжье (6 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга - главная хозяйственная ось района. Население. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Урал (7 часов)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль района в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Особенности природы Урала. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Население, национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала. Специализация района. Современное хозяйство района. Урал - экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Пр.р. № 3. «Составление сравнительной характеристики развития Поволжья и Урала».
Пр.р. № 4: «Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства своей местности».
Обобщение по теме «Европейская Россия» (1 час)
Азиатская Россия (10 ч):
Сибирь (5 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Особенности природы Западно-Сибирский равнины. Горы Южной Сибири: особенности природы. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь - главная топливная база России. Восточная и Северо-Восточная Сибирь – особенности природы. Проблемы и перспективы развития районов.
Пр.р. № 5. «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири»
Дальний Восток (5 ч)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая "молодость" района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые.Природные контрасты. Главные особенности природы Дальнего Востока.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Основные отрасли специализации района. Дальний Восток - далёкая периферия или "тихоокеанский фасад" России? Внешние связи региона.
Раздел: Россия в современном мире
Россия в мире (1 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Обобщение за курс 9 класса (1 час)
Регионы России, Европейская Россия, Азиатская Россия, Россия в мире.
Учебно-тематический план
(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)
Раздел |
Тема | Количество часов | Количество практических и контрольных работ |
Хозяйство России | Хозяйство России | 21 | 1 |
Районы России
| Регионы России. Европейская Россия |
|
|
Центральная Россия | 6 | 1 | |
Северо-Запад | 4 |
| |
Европейский Север | 6 | 1 | |
Европейский Юг | 5 |
| |
Поволжье | 6 |
| |
Урал | 7 | 2 | |
Обобщение по теме «Европейская Россия» | 1 | 1 | |
Азиатская Россия | 10
| 1 | |
Россия в современном мире | Заключение. Россия в мире | 1 | |
| Обобщение за курс 9 класса | 1 | 1 |
Итого: |
| 68 | 8 |
Тематическое планирование уроков географии в 9 классе
№п\п | Раздел программы. Тема урока | К-во часов | Пр.р | Дата | |
План. | Факт. | ||||
| Хозяйство России | 21 |
|
| |
1 | Развитие хозяйства | ||||
2 | Особенности экономики России | ||||
3 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
4 | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность |
|
|
| |
5 | Нефтяная промышленность | ||||
6 | Газовая промышленность | ||||
7 | Электроэнергетика | ||||
8 | Черная и металлургия |
|
|
| |
9 | Цветная металлургия | ||||
10 | Машиностроение. |
|
|
| |
11 | Химическая промышленность |
|
|
| |
12 | Лесопромышленный комплекс. ЛПК республики Башкортостан. |
|
|
| |
13 | Сельское хозяйство. Растениеводство |
|
|
| |
14 | Сельское хозяйство. Животноводство | ||||
15 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
16 | Транспортная инфраструктура. |
|
|
| |
17 | Транспортная инфраструктура. | ||||
18 | Социальная инфраструктура |
|
| ||
19 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
20 | Информационная инфраструктура | ||||
21 | Контрольная работа по теме: «Хозяйство России» | ||||
| Регионы России |
|
|
| |
Центральная Россия | 6 | ||||
22 | Центральная Россия. Пространство Центральной России |
|
| ||
23 | Центральная Россия: освоение территории и население |
|
|
| |
24 | Центральная Россия: хозяйство (1) |
|
|
| |
25 | Центральная Россия: хозяйство (2) |
|
|
| |
26 | Практическая работа №1: «Выявление и анализ условий для развития Центральной России» |
| № 1 |
| |
27 | Москва – столица России. |
|
|
| |
Европейский Северо-Запад | 4 |
|
| ||
28 | Пространство Северо-Запада. | ||||
29 | Северо-Запад: "Окно в Европу". |
|
|
| |
30 | Северо-Запад: хозяйство. |
|
|
| |
31 | Санкт- Петербург – культурная столица России. |
|
|
| |
Европейский Север | 6 |
|
| ||
32 | Пространство Европейского Севера. |
|
|
| |
33 | Европейский Север: освоение территории. |
|
|
| |
34 | Население Европейского Севера. |
|
|
| |
35 | Хозяйство Европейского Севера. |
|
|
| |
36 | Европейский Север: проблемы и перспективы. |
|
|
| |
37 | Пр.р. № 2. «Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства Европейского Севера». |
| №2 |
| |
| Европейский Юг | 5 |
|
| |
38 | Пространство Европейского Юга. | ||||
39 | Европейский Юг: население. |
|
|
| |
40 | Европейский Юг: освоение территории. |
|
|
| |
41 | Европейский Юг: особенности хозяйства. |
|
|
| |
42 | Учимся с «Полярной звездой». Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе» |
|
|
| |
Поволжье | 6 |
|
| ||
43 | Пространство Поволжья. | ||||
44 | Поволжье: освоение территории. |
|
|
| |
45 | Население Поволжья. |
|
|
| |
46 | Хозяйство Поволжья. |
|
|
| |
47 | Проблемы и перспективы развития Поволжья. |
|
|
| |
48 | Учимся с «Полярной звездой» | ||||
Урал | 7 |
|
| ||
49 | Пространство Урала. | ||||
50 | Урал: население и города. |
|
|
| |
51 | Урал: освоение территории и хозяйство. |
|
|
| |
52 | Практическая работа № 3: «Составление сравнительной характеристики развития Поволжья и Урала». |
| №3 |
| |
53 | Учимся с «Полярной звездой» |
|
|
| |
54 | Республика Башкортостан: географическое положение, население, природно-ресурсный потенциал. | ||||
55 | Проблемы и перспективы развития республики Башкортостан. Практическая работа № 4: «Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства своей местности». |
| № 4 |
| |
56 | Обобщение по теме: «Европейская Россия» | 1 | |||
Азиатская Россия | 10 | ||||
57 | Пространство Сибири. Практическая работа № 5: «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири». | №5 | |||
58 | Сибирь: освоение территории, население и хозяйство |
|
| ||
59 | Западная Сибирь. |
|
|
| |
60 | Восточная Сибирь. |
|
|
| |
61 | Учимся с «Полярной звездой» Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге» |
|
|
| |
62 | Пространство Дальнего Востока. |
|
|
| |
63 | Освоение территории и население Дальнего Востока. |
|
|
| |
64 | Дальний Восток: хозяйство |
|
|
| |
65 | Дальний Восток: хозяйство и перспективы. |
|
|
| |
66 | Учимся с «Полярной звездой». «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века». |
|
|
| |
67 | Заключение. Россия в мире | 1 |
|
| |
68 | Обобщение за курс 9 класса | 1 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...