Рабочая программа 8 а класса по географии за 2022-2023 год
учебно-методический материал по географии (8 класс)

Рашитова Алия Шамилевна

Представлена рабочая программа 8 а класса по географии за 2022-2023 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_8a_klassa_po_geografii_rashitova.docx294.83 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение
к ООП НОО (ООО, СОО)

МБОУ «СОШ №6» 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету география

для ____8а___

класс

 Составитель: Рашитова А.Ш. учитель географии

ФИО, должность, кв.категория

2022 - 2023 учебный год


Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.         Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе —  предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;         4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса «География» в основной

школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебным планом на изучение географии отводится в 8 классе - 2 часа в неделю, всего - 68 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в

поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

—  Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

—  устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

—  выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

—  выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

—  выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

—  самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия

 

—  Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

—  формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и

желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

—  формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

—  проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

—  оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;

—  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

—  прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

—  Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

—  выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

—  находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

—  самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

—  оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

—  систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение

—  Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

—  в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

—  Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—  планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

—  сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу

ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация

—  Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—  составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

—  Владеть способами самоконтроля и рефлексии;

—  объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

—  вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

—  оценивать соответствие результата цели и условиям.

Принятие себя и других:

—  Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

—  признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

—  Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;

—  находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоение страны;

—  характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;

—  различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;

—  приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте;

—  оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

—  использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;

—  оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;

—  проводить классификацию природных ресурсов;

—  распознавать типы природопользования;

—  находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию;

—  находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на территории страны;

—  сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

—  объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

—  использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

—  называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны, отдельных регионов и своей местности;

—  объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма;

—  применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—  применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—  различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—  описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;

—  использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;

—  проводить классификацию типов климата и почв России;

—  распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;

—  показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озёра, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;

—  приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

—  приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

—  приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России;

—  выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России;

—  приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;

—  сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

—  различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, её отдельных регионов и своего края;

—  проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям;

—  использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

—  применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения», «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая

продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—  представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

Содержание учебного предмета

Раздел/ тема

1

Раздел 1 «Пространства России» 8 часов.

Россия на карте мира. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Формирование территории России. Географическое изучение территории России. Географическое районирование

Практические работы:

1.Обозначение на к/карте границ, крайних точек, морей, омывающих территорию России. Соседних государств.

2.Определение поясного времени населенных пунктов.

2

 Раздел 2 «Природа и человек» 42 часа

Рельеф и недра. Климат. Богатство внутренних вод России. Почвы-национальное достояние страны. В природе все взаимосвязано. Природно-хозяйственные зоны. Природопользование и охрана природы.

Практические работы:

1.Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

2.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

3.Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Работа с картами атласа, статистическим материалом, схемами, рисунками.

3

Раздел 3 «Население России» 18 часов

Сколько нас-россиян? Кто мы? Куда и зачем едут люди? Человек и труд. Народы и религии России. Где и как живут люди?

Практические работы:

Обозначение на контурных картах крупных природных регионов России.

Оценка условий работы и быта человека в одном из природных районов.

Работа с картами атласа, статистическим материалом, схемами, рисунками.        

Тематическое планирование

по географии

8 а класс

2022 - 2023 учебный год

Количество часов в неделю – 2

Количество часов за год -  68

Количество контрольных работ в год – 4

Учитель Рашитова Алия Шамилевна

Тема урока

Электронные (цифровые образовательные ресурсы)

Запланировано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

Раздел (тема) 1. «Пространства России» Количество часов на изучение раздела (темы) –  8 часов

1

 Россия на карте мира.

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

02.09

02.09

2

Границы России.

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

07.09

07.09

3

Россия на карте часовых поясов.

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

09.09

09.09

4

Формирование территории России.

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

14.09

14.09

5

Географическое изучение территории России.

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

16.09

16.09

6

Географическое районирование

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

21.09

21.09

7

Практическая работа №1 «Границы России»

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

23.09

23.09

8

Контрольная работа №1 «Пространства России»

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

28.09

28.09

Раздел (тема) 2. «Природа и человек». Количество часов на изучение раздела (темы) – 5 часов

Тема 1. Рельеф и недра

9

Строение земной коры (литосферы) на территории России.

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

30.09

30.09

10

Важнейшие особенности рельефа России.

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

05.10

05.10

11

Современное развитие рельефа.

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

07.10

07.10

12

Использование недр.

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

12.10

12.10

13

Практическая работа№2 «Строение земной коры»

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

14.10

14.10

Раздел (тема) 2. «Климат». Количество часов на изучение раздела (темы) – 6 часов

14

Общая характеристика климата России

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

19.10

19.10

15

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

21.10

21.10

16

Распределение температур и осадков

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

26.10

26.10

17

Типы климата нашей страны

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

28.10

28.10

18

Климат и человек

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

09.11

09.11

19

Практическая работа№3

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

11.11

11.11

Раздел (тема) 3. «Богатство внутренних вод России». Количество часов на изучение раздела (темы) – 5 часов

20

Реки

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

16.11

16.11

21

Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

18.11

18.11

22

Болота

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

23.11

23.11

23

Человек и вода

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

25.11

25.11

24

Практическая работа№4

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

30.11

30.11

Раздел (тема) 4. «Почвы-национальное достояние страны». Количество часов на изучение раздела (темы) – 6 часов

25

Почвы-«особое природное тело»

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

02.12

02.12

26

 География почв России

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

07.12

07.12

27

Почвы и урожай

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

09.12

09.12

28

Рациональное использование и охрана почв

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

14.12

14.12

29

Практическая работа№5

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

16.12

16.12

30

Контрольная работа№2

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

21.12

21.12

Раздел (тема) 5. «В природе все взаимосвязано». Количество часов на изучение раздела (темы) – 4 часа

31

Понятие о природном территориальном комплексе

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

23.12

23.12

32

Свойства природных территориальных комплексов

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

28.12

28.12

33

Человек в ландшафте

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

11.01

11.01

34

Практическая работа№6

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

13.01

13.01

Раздел (тема) 6. «Природно-хозяйственные зоны». Количество часов на изучение раздела (темы) – 11 часов

35

Учение о природных зонах

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

18.01

18.01

36

Арктика

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

20.01

20.01

37

Субарктика  

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

25.01

25.01

38

Таежная зона  

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

27.01

27.01

39

Зона смешанных и широколиственных лесов

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

01.02

01.02

40

Лесостепи и степи

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

03.02

03.02

41

Полупустыни, пустыни, субтропики

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

08.02

08.02

42

«Многоэтажность» природы гор

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

10.02

10.02

43

Человек и горы

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

15.02

15.02

44

Физико-географические страны

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

17.02

17.02

45

Практическая работа№ 7

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

22.02

22.02

Раздел (тема) 7. «Природопользование и охрана природы». Количество часов на изучение раздела (темы) – 5 часов

46

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

01.03

01.03

47

Рациональное использование природных ресурсов

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

03.03

03.03

48

Охрана природы и охраняемые территории

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

10.03

10.03

49

Практическая работа№8

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

15.03

15.03

50

Контрольная работа№3

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

17.03

17.03

Раздел (тема) 8. «Население России». Количество часов на изучение раздела (темы) – 9 часов

Раздел (тема) 1. «Сколько нас – россиян?» 3 часа

51

Численность населения

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

22.03

52

Воспроизводство населения

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

24.03

53

Практическая работа №9

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

05.04

Раздел (тема) 9. «Кто мы?». Количество часов на изучение раздела (темы) – 3 часа

54

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

07.04

55

Возрастной сосав населения

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

12.04

56

Практическая работа№10

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

14.04

Раздел (тема) 10. «Куда и зачем едут люди?». Количество часов на изучение раздела (темы) – 3 часа

57

Миграция населения в России

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

19.04

58

Внешняя миграция-в Россию и из нее

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

21.04

59

Территориальная подвижность населения

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

26.04

Раздел (тема) 11. «Человек и труд». Количество часов на изучение раздела (темы) – 1 час

60

География рынка труда

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

28.04

Раздел (тема) 12. «Народы и религии России». Количество часов на изучение раздела (темы) – 3 часа

61

Этнический состав населения

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

03.05

62

Этническая мозаика России

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

05.05

63

Религии народов России

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

10.05

Раздел (тема) 13. «Где живут люди?». Количество часов на изучение раздела (темы) – 5 часов

64

Плотность населения

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

12.05

65

Итоговая контрольная работа

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

17.05

66

Расселение и урбанизация

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

19.05

67

Города России

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

24.05

68

Сельская Россия

Российская
электронная школа https://resh.edu.ru/

1

26.05

Контрольная работа №1 «Пространства России»

Вариант 1

  1. С какими из перечисленных стран Россия имеет морскую границу?

1) США

2) Казахстан

3) Монголия

4) Финляндия

2. Площадь России составляет:

1) 22 млн.км.2

2) 17 млн.км.2

3) 144 млн.км.2

4) 14млн.км.2

3.  Выберите верные утверждения:

1) Длина сухопутной границы в 2, 7 раза меньше морской границы.

2) Большая часть России проходит по горным территориям.

3) Главная особенность территории России-сильная вытянутость с севера на юг.

4) По количеству сухопутных соседей Россия занимает 1-е место в мире.

4. Установите соответствие между видом географического положения и его определением. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Вид географического положения

Определение

1

Физико-географическое

a

Положение на политической карте мира, относительно других стран и их различных политических группировок

2

Этнокультурное

б

По отношению к географическим объектам, имеющим важное экономическое значение (источникам сырья и энергии, населенным пунктам, транспортным сетям и пр.)

3

Эколого-географическое

в

По отношению к физико-географическим объектам (материкам, океанам, горам, равнинам и пр.)

4

Геополитическое

г

По отношению к крупным районам и центрам загрязнения окружающей среды

5

Экономико-географическое

д

Положение в системе историко-культурных районов мира

5. Приведите определение понятия «Географическое положение».

6. Выберите из списка крайнюю восточную материковую точку России.

1) Мыс. Челюскин

2) Мыс Флигели

3) Мыс Дежнева

4) Близ города Калининграда Песчаная коса Гданьского залива Балтийского моря. 

7. Назовите какое место занимает Россия по запасам нефти?

1) Первое

2) Второе

3) Третье

4) Четвертое

8. В каких частях света расположена Россия?

1) Европа и Азия

2) Америка и Азия

3) Африка и Европа

4) Африка и Австралия

9. Установите соответствие между временем и географическими открытиями в данное время. Каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Время

Открытия

1

X

а

Новгородцы овладели территорией от Кольского полуострова д реки Печоры, открыли архипелаг Новая Земля

2

XI

б

Новгородцы ходили по Белому и Баренцеву морям.

3

XII

в

Появляется первый атлас России «Большой чертеж».

Поход Ермака в Западную Сибирь

4

XIV-XV

г

Московское княжество стало расширяться на восток. Русские достигли Иртыша.

5

XVI

д

Камчатские экспедиции.

6

XVII

е

Новгородцы стали проникать на Европейский Север

7

XVIII

ж

Владимир Атласов совершил путешествие на Камчатку.

8

XIX

д

Основывается Русское географическое общество

10. Приведите определение понятия «Районирование».

11. Выберите показатели, которые используют для оценки масштабов развития хозяйства страны:

1) Валовый внутренний продукт

2) Темп роста

3) Показатель рождаемости

4) Национальное богатство

12. В каком году произошел распад СССР?

1) 1999

2) 2010

3) 1945

4) 1991

13. Назовите страны, входящие в Союз Независимых государств (СНГ):

1) Азербайджан, Мексика, Уругвай

2) Азербайджан, Армения, Белоруссия

3) Армения, Великобритания, Чад

4) США, Австралия, Китай.

14. Какая страна имеет самую протяжённую границу России?

1) Норвегия

2) Азербайджан

3) Китай

4) Казахстан

15. Как звали Русского землепроходца, который совершил поход на Камчатку в 1697-1698 годах?

1) Петр I

2) Владимир Атласов

3) Ермак

4) Витус Беринг

16. Определите какой цифрой обозначен Дальневосточный Федеральный округ?

1) 1

2) 2

3) 8

4) 6

17. Решите задачу по часовым зонам:

Самолёт вылетел из Санкт-Петербурга (II часовая зона) в Оренбург

(III часовая зона) в 9 часов по московскому времени. Расчётное время полёта

составляет 3 часа. Сколько времени будет в Оренбурге, когда самолёт

приземлится?

Вариант 2

С какими из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?

1) США

2) Казахстан

3) Абхазия

4) Швеция

 2. Площадь России составляет:

1) 22 млн.км.2

2) 14млн.км.2

3) 144 млн.км.2

4) 17 млн.км.2

3. Выберите верные утверждения:

1) Длина сухопутной границы в 2, 7 раза больше морской границы.

2) Главная особенность территории России-сильная вытянутость с запада на восток.

3) Большая часть России проходит по равнинным территориям.

4) По количеству морских соседей Россия занимает 1-е место в мире.

4. Установите соответствие между видом географического положения и его определением. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Вид географического положения

Определение

1

Экономико-географическое

a

Положение на политической карте мира, относительно других стран и их различных политических группировок

2

Геоэкономическое

б

По отношению к географическим объектам, имеющим важное экономическое значение (источникам сырья и энергии, населенным пунктам, транспортным сетям и пр.)

3

Эколого-географическое

в

По отношению к физико-географическим объектам (материкам, океанам, горам, равнинам и пр.)

4

Геополитическое

г

По отношению к крупным районам и центрам загрязнения окружающей среды

5

Физико-географическое

д

По отношению к крупнейшим экономическим и финансовым районам и центрам мира.

5. Приведите определение понятия «Географическое положение».

6.   Выберите из списка крайнюю северную материковую точку России.

1) Мыс. Челюскин

2) Мыс Флигели

3) Мыс Дежнева

4) остров Ратманова

7. Назовите какое место занимает Россия по запасам природного газа?

1) Первое

2) Второе

3) Третье

4) Четвертое

8. В каких частях света расположена Россия?

1) Европа и Америка

2) Америка и Азия

3) Азия и Европа

4) Африка и Австралия

9. Установите соответствие между временем и географическими открытиями в данное время. Каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Время

Открытия

1

X

а

Основывается Русское географическое общество.

2

XI

б

Камчатские экспедиции.

3

XII

в

Владимир Атласов совершил путешествие на Камчатку.

4

XIV-XV

г

Появляется первый атлас России «Большой чертеж».

Поход Ермака в Западную Сибирь.

5

XVI

д

Московское княжество стало расширяться на восток. Русские достигли Иртыша.

6

XVII

е

Новгородцы овладели территорией от Кольского полуострова д реки Печоры, открыли архипелаг Новая Земля

7

XVIII

ж

Новгородцы ходили по Белому и Баренцеву морям.

8

XIX

з

Новгородцы стали проникать на Европейский Север

10. Приведите определение понятия «Район».

11. Выберите показатели, которые используют для оценки масштабов развития хозяйства страны:

1) Валовый внутренний продукт

2) Темп роста

3) Показатель рождаемости

4) Национальное богатство

12. В каком году произошел распад СССР?

1) 1999

2) 2010

3) 1945

4) 1991

13. Назовите страны, входящие в Союз Независимых государств (СНГ):

1) Белоруссия, Мексика, Уругвай

2) Молдавия, Армения, Белоруссия

3) Таджикистан, Великобритания, Чад

4) США, Австралия, Китай.

14. Какая страна имеет самую протяжённую границу России?

1) Финляндия

2) Азербайджан

3) Китай

4) Казахстан

15. Как звали мореплавателя, достигшего пролив, соединяющего Азию с Америкой? В 1725-1730 и 1733-1741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями.

1) Ф.П. Врангель

2) Витус Беринг

3) Петр I

4) П.П. Семенов-Тян-Шанский

16. Определите какой цифрой обозначен Сибирский Федеральный округ?

1) 3

2) 7

3) 4

4) 2

17.  Решите задачу по часовым зонам:

Самолёт вылетел из Санкт-Петербурга (II часовая зона) в Оренбург

(III часовая зона) в 9 часов по московскому времени. Расчётное время полёта

составляет 3 часа. Сколько времени будет в Оренбурге, когда самолёт

приземлится?

Итоговый тест по географии – 1 вариант

Часть I

Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. На бланке ответов отметьте букву, соответствующую выбранному вами ответу.

1.Укажите крайнюю северную материковую точку России

          А.Мыс Челюскин;                                                                                В. Мыс Диксон;

          Б. Мыс Флигели;                                                                                  Г. Мыс Лопатка

2. Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина - это крупные ресурсные районы. Определите, запасы какого полезного ископаемого здесь сосредоточены

          А. угля;                                                                          В. нефти и газа;

          Б. железных руд;                                                           Г. руд цветных металлов

3. Выявите, какое время показывают часы в Москве (II часовой пояс), если известно, что в       г. Норильске (VI часовой пояс) в данный момент 20 ч.

          А. 16 ч.;        Б. 24 ч.;        В. 2 ч.;        Г. 17 ч.

4. Летом в Центральной России установилась прохладная дождливая погода. Укажите, вторжением, каких воздушных масс это может быть обусловлено

А. морской арктический воздух;

Б. континентальный воздух умеренных

широт;

В. морской воздух умеренных широт;

Г. морской тропический воздух.

5. Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Северного Ледовитого океана

          А. Дон, Кубань;        Б. Волга, Терек, Урал;        В. Амур;        Г. Лена, Енисей, Обь

6. Какой зональный тип почв формируется под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения и умеренно-теплого лета

          А. тундрово-глеевые;      Б.подзолистые;      В. серые лесные;      Г. черноземные

7. Укажите природную зону, которая в настоящее время практически лишена естественной растительности из-за хозяйственной деятельности человека

         А.тундра;                                                                       В. тайга;

         Б. зона смешанных и широколиственных лесов;      Г. зона степей

8. Для зоны тундр характерны животные

А. песец и белый медведь,               Б. белый медведь и лемминг,                 В. лемминг и песец.

9. Укажите причину незначительного распространения многолетней мерзлоты на севере Восточно-Европейской равнины по сравнению с Азиатской частью России

         А.тектоническое строение;                          В. большая мощность снежного покрова;

         Б. вследствие массовой вырубки лесов.     Г. тундровая растительность

10. Определите, какой из типов климата характеризуется следующим набором свойств: годовая амплитуда температур 50-60 °С, небольшая (0,2-0,Зм) высота снежного покрова, господство антициклональных типов погоды

         А. морской;                              В. умеренно-континентальный;

         Б. континентальный;               Г. резко континентальный.

11. Процесс разрушения почвы водой и ветром называется:

         А. Агротехникой

         Б. Мелиорацией

В. Эрозией

Г. Рекультивацией

12. С какой страной Россия не имеет сухопутных границ:

         А. Украина;                               В. Белоруссия;

         Б. Армения;                               Г. Азербайджан.

13. Обширная область земной коры, обладающая сравнительно малой подвижностью это –

         А. Платформа,            Б. Горст,              В. Щит,            Г. Морена

14. Полуостров Камчатка расположен в природной зоне:

А. арктических пустынь,      Б. тундры,      В. хвойных лесов (тайга),      Г. широколиственных лесов

15. В каком случае верна, указана смена почвенных горизонтов от поверхности вглубь земли?

А. Материнская порода – гумусовый – вымывания – вмывания

Б. Гумусовый – вымывания – вмывания – материнская порода

В. Гумусовый – вмывания – вымывания – материнская порода

Г. Вмывания – материнская порода – гумусовый – вымывания

16. Амур, Бурея, Зея относятся к рекам с:

         А. весенним половодьем,

         Б. летним половодьем,

В. поводочным режимом,

Г. равномерным стоком.

17. Заполненное водой крупное естественное понижение земной поверхности – это:

         А. болото          Б. река          В. водохранилище           Г. озеро

18. какой тип климата отличается большой амплитудой колебания температур?

         А. умеренно-континентальный,  

         Б. континентальный,  

В. резко-континентальный,  

Г. муссонный.

19. Поморы плавали в Мангазею за:

         А. пушниной,        Б. золотом,          В. древесиной,           Г. янтарём.

20. Область повышенного давления с ветрами направленными от центра с нисходящими потоками.  Приносит ясную и сухую погоду.

         А. антициклон         Б. атмосферный фронт        В. циклон         Г. бриз

21. Небольшое количество высотных поясов в горах Урала связано с:

         А. геологическим строением  

         Б. высотой гор  

В. количеством осадков  

Г. воздействием арктических воздушных масс

22. Для сохранения и разведения соболя создан заповедник:

         А. Кандалакшский;                    В. Галичья гора;

         Б. Баргузинский;                        Г. Астраханский.

Часть II

Прочитайте задание и выполните его письменно на бланке, указав номер задания.

23. В степной и лесостепной зонах поля ограничены лесозащитными полосами. Объясните их назначение

24. Дальний Восток и юг России заняты горными сооружениями. Укажите, почему современные вулканические процессы активно проявляются лишь на Дальнем Востоке.

25. Почему влияние влажных воздушных масс с Атлантики прослеживается до Средней Сибири, а влияние воздушных масс с Тихого океана – только в узкой прибрежной полосе.

Итоговый тест по географии  2 вариант

Часть I

Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. На бланке ответов отметьте букву, соответствующую выбранному вами ответу.

1. Укажите крайнюю восточную материковую точку России

А. Мыс Челюскин;                                                    В. Мыс Дежнева;

Б. Гора Базардюзю;                                                   Г. Мыс Флигели

2. В одной из природных зон растения имеют следующие особенности: стелющиеся и карликовые формы, многолетний цикл развития, преобладают мхи и лишайники. Определите, в какой из природных зон они произрастают

А.тундра;                                                                                  В. тайга;

Б. зона смешанных и широколиственных лесов;                 Г. зона степей

3. Выявите, какое время показывают часы в Хабаровске(IX часовой пояс), если известно, что в

г. Челябинске (IV часовой пояс) в данный момент 7 ч.

А. 16 ч.;             Б. 24 ч.;              В. 12 ч.;               Г. 13ч.

4. Укажите, какой из природных районов России наиболее обеспечен гидроэнергетическими ресурсами

А. Восточно-Европейская равнина;                                       В. Западная Сибирь;

Б. Средняя и Северо-Восточная Сибирь;                              Г. Дальний Восток

5. Оцените причину массового развития оврагов в Черноземье

А. вырубка лесов;                      Б. распашка земель;                       В. строительство дорог

6. Укажите, какой из перечисленных населенных пунктов имеет среднеянварскую температуру воздуха -24°С

А. Москва;                 Б. Мурманск;                   В. Воркута;                    Г. Якутск

7. Оцените, какой из природных районов практически полностью расположен в зоне распространения многолетней мерзлоты

А. Восточно-Европейская равнина;                           В. Урал;

Б. Западная Сибирь;                                                    Г. Средняя и Северо-Восточная Сибирь

8. Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Атлантического океана

А. Дон, Кубань;                                                           В. Волга, Терек, Урал;

Б. Амур;                                                                       Г. Лена, Енисей, Обь

9. Растительный мир зоны тундр в основном представлен

            А.мхами, лишайниками и травами,

            Б. травами и кустарничками,

В.кустарничками, мхами и лишайниками.

10. Выявите, какой из перечисленных факторов в наибольшей степени затрудняет добычу нефти и газа в Западной Сибири

            А.заболоченность территории;                                          В. континентальный климат

            Б. островная мерзлота;                                                       Г. обилие кровососущих насекомых

11. Расположите лесные зоны в порядке повышения средних температур:

           А. Лесостепи

           Б. Смешанные леса

В. Тайга

Г. Широколиственные леса

12. Самая короткая граница России с государством:

А. Грузия;                                                                            В. КНДР;

Б. Азербайджан;                                                                 Г. Китай.

13. Участок древней платформы, где кристаллический фундамент выходит на поверхность земли это –            А. Щит,            Б. Горст,              В. Грабен,            Г. Морена

14. Наибольшую площадь Западносибирской равнины занимает природная зона:

А. тундры,           Б. тайги,           В. смешанных лесов,           Г. степей.

15. Зональные типы почв сменяются от тундро-глеевых до чернозёмов:

А. С севера на юг.    Б. С юга на север.    В. С запада на восток.    Г. С востока на запад.

16. Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке – это:

А. паводок,        Б. режим,        В. межень,        Г. половодье.

17. Избыточно увлажнённый участок суши с влаголюбивой растительностью – это:

А  водохранилище.          Б. река          В. болото           Г. озеро

18. В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России?

А. арктическом       Б.  умеренном.       В. субарктическом       Г. субтропическом

19. Русский землепроходец, открывший морской путь между Евразией и Америкой?

А. Атласов.          Б. Беринг.        В. Челюскин.         Г. Дежнёв.

20. Область пониженного давления с ветрами направленными к центру с восходящими потоками.  Приносит облачность и осадки.

А. антициклон         Б. атмосферный фронт        В. циклон         Г. бриз

21. Различия в природных комплексах Урала на одной и той же высоте связано с:

            А. расположением гор с севера на юг

            Б. высотой гор  

В. количеством осадков  

Г. геологическим строением

22. Территории, на которой охраняется весь природный комплекс, и исключается любой вид хозяйственной деятельности, называется:

           А. заказник;                      Б. национальный  парк;                    В. заповедник

Часть II

Прочитайте задание и выполните его письменно на бланке, указав номер задания.

23. Для юга Дальнего Востока характерен климат с крайне неравномерно распределенным по сезонам года количеством осадков. Объясните причину этого.

24. Перечислите основные причины большого количества озер в Карелии и на Кольском полуострове

25. Почему в Баренцевом море обитает 114 видов рыб и 20 видов из них являются промысловыми, в Карском море обитает 61 вид, а в море Лаптевых – только 37 видов:

Ключ.

Ф.И.

класс

№1

варианта

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

А

+

+

+

+

+

Б

+

+

+

+

+

В

+

+

+

+

+

+

+

+

Г

+

+

+

+

23.  Предотвращение ветровой и водной эрозии почв.

24. Кайнозойская складчатость. Процесс формирования происходит и в настоящее время.

25. Гористый рельеф прибрежной части Дальнего Востока затрудняет проникновение воздушных масс со стороны Тихого океана вглубь страны.

      Западному переносу воздушных масс с Атлантики вглубь страны способствует равнинный рельеф вплоть до Уральских гор.

Ф.И.

класс

№ 2

варианта

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

А

+

+

+

4

+

+

+

Б

+

+

2

+

+

В

+

+

+

+

1

+

+

+

+

Г

+

3

+

+

23. Муссонный тип климата.

24. Увлажнение избыточное, многолетняя мерзлота, последствия оледенения.

25. Влияние тёплого северно-Атлантического течения.

Критерии оценивания тестовых работ:

Отлично - при 90% правильных ответах,

Хорошо - при 70% правильных ответах,

Удовлетворительно - при 50% правильных ответах,

Неудовлетворительно - при правильных ответах менее 50%.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
География: География России: Природа и население. 8 класс: учебник/А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким и др.; под ред. А.И. Алексеева. — 10-е изд., стер.— М.: Просвещение,2022.—336 с.: ил.,карт.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Атлас с комплектом контурных карт и заданиями по географии. 8 класс.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по шахматам для 5 кл. 2022-2023 уч. год

Рабочая программа по шахматам для 5 кл. 2022-2023 уч. год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Реальная математика" (7б, 2022-2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Реальная математика" (7б, 2022-2023)...

Рабочая программа 5 а класса по географии за 2022-2023 год

Представлена рабочая программа 5 а класса по географии за 2022-2023 год...

Рабочая программа 6 а класса по географии за 2022-2023 год

Представлена рабочая программа 6 а класса по географии за 2022-2023 год...

Рабочая программа 7а класса по географии за 2022-2023 года

Представлена рабочая программа 7а класса по географии за 2022-2023 года...

Рабочая программа 9 а класса по географии за 2022-2023 года

Представлена рабочая программа 9 а класса по географии за 2022-2023 года...