План работы школьной предметной кафедры учителей естественного цикла. 2022-2023 учебный год.
учебно-методический материал по географии
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ШПК:
Повышение качества образования школьников по химии, биологии и географии через внедрение современных педагогических технологий, новых подходов, содержания, активных методов и приемов работы с учащимися, в ходе реализации ФГОС, в рамках внедрения Национального проекта «Образование»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_shpk_2022-2023_u.ch_.docx | 45.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнесаянтуйская средняя общеобразовательная школа»
План работы школьной предметной кафедры
учителей естественного цикла.
2022-2023 учебный год.
Руководитель ШПК : Хайдакова Т.Г.
с. Нижний Саянтуй
2022 г.
В состав методической кафедры входят 5 учителей.
показатели | 2022-2023 | ||
чел. | % | ||
Общее количество | 6 | ||
Образование | Высшее | 6 | |
Среднее специальное | |||
Менеджмент в образовании | |||
Аттестация | Всего аттестовано | ||
Высшая категория | |||
Первая категория | 3 | ||
Соответствие | |||
Без категории | 3 | ||
Педагогический стаж | До 2 лет | ||
10-20 лет | 1 | ||
Свыше 20 лет | 5 |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ШПК:
Повышение качества образования школьников по химии, биологии и географии через внедрение современных педагогических технологий, новых подходов, содержания, активных методов и приемов работы с учащимися, в ходе реализации ФГОС, в рамках внедрения Национального проекта «Образование»
ЦЕЛЬ:
Создание условий для совершенствования теоретико-методологической и методической компетенции учителей биологии, географии, химии, повышение уровня педагогического мастерства как способ достижения метапредметных и предметных результатов освоения ООП в условиях реализации ФГОС и в связи с внедрением Национального проекта «Образование».
Выявление, изучение и апробация эффективных технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, способствующих повышению качества образования по биологии, географии, химии.
Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудициии компетентностив области учебных предметов их преподавания.
ЗАДАЧИ:
- Способствовать развитию профессиональной компетентности учителя химии, биологии и географии в условиях реализации ФГОС (путём прохождения курсов повышения квалификации, самообразования, обобщения передового педагогического опыта).
- Мотивировать педагогов на внедрение в практику работы современных образовательных технологий деятельностного типа, в том числе цифровых образовательных технологий, с целью повышения качества образования по предметам биология, химия, география.
- Продолжить освоение системно - деятельностного подхода, проектно-исследовательской деятельности в обучении, способов развития у обучающихся универсальных учебных действий и достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
- Выработать наиболее эффективные механизмы поддержки высокомотивированных детей, в том числе организовать системную подготовку учащихся к олимпиадам, и государственной итоговой аттестации по химии и биологии, географии.
- Совершенствовать формы и методы работы со слабоуспевающими и слабо мотивированными детьми.
- Разработать и апробировать мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста по предметам биологии, географии, химии.
- Совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса.
- Вести планомерную работу по преемственности в обучении в целях перехода 5-9 ых классов на ФГОС третьего поколения.
Цели обновления Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
- обеспечение единого образовательного пространства на территории Российской Федерации
- обеспечение лидирующих позиций России в области фундаментального математического образования, физики, химии, биологии, географии, технических наук, гуманитарных и социальных наук
- повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии
- сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования.
Новые стандарты должны обеспечить :
- применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, а также на сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач для адекватной ориентации в окружающем мире;
- разумное и безопасное использование цифровых технологий;
- личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовнонравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание;
- формирование у школьников системных знаний о месте РФ в мире, а также о её исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России.
Основные направления деятельности ШПК.
- Аналитическая деятельность
- анализ методической деятельности за 2021-2022 учебный год
- анализ открытых уроков и занятий внеурочной деятельности
- анализ результатов ВПР, НИКО, ОГЭ по биологии, географии, химии
- Информационная деятельность
- Ознакомление с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях
- Ознакомление с опытом инновационной деятельности педагогов
- Информирование о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах.
3. Организация методической деятельности
- Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам.
- Прогнозирование, планирование и организация повышения профессиональной компетенции, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования
- Методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению итоговой государственной аттестации учащихся
- Организация методического сопровождения реализации ФГОС второго поколения
- Организация и проведение конкурсов, предметных олимпиад, конференций
- Консультационная деятельность
Консультирование учителей по вопросам обучения и воспитания детей в соответствии с ФГОС.
- Направления работы в рамках реализации нац.проета «Образование»
Проект «Современная школа»
- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметов «биология», «география», «химия»;
- реализация новой концепции географического образования;
Проект «Цифровая образовательная среда»
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования;
- внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ uchi.ru, Я-класс, resh.edu.ru для изучения школьных предметов дистанционно и повышения качества образования;
- внедрение в практику работы цифровые ресурсы для подготовки к ВПР, НИКО, ОГЭ.
Проект «Успех каждого ребенка»
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей;
- подготовка учащихся и их участие во Всероссийской олимпиаде школьников, в научно-практических конференциях, конкурсах, проектах;
- выявление ресурсов, необходимых для обеспечения качества подготовки обучающихся к выбранным ими олимпиадам и конкурсам;
- организация мастер-классов учителей, которые подготовили победителей и призеров предметных олимпиад, а также подготовили выпускников к успешной сдачи ГИА;
- освещение изменений содержательного компонента КИМ подготовки к ОГЭ, согласно проектным документам, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ОГЭ 2022 года.
Проект «Учитель будущего»
- формирование системы повышение профессионального уровня (курсовая подготовка, дистанционное обучение, самообразование, изучение и обобщение передового педагогического опыта), расширение форм и возможностей для самореализации;
- непрерывное обновление профессиональных знаний, профессиональных навыков, в том числе в области современных цифровых технологий;
- изучение новой модели аттестации;
- добровольная независимая сертификация.
Проект «Функциональная грамотность»
Цель проекта заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития функциональной грамотности.
Задачи:
- изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
- определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
- обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
- разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.- развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
- Формы методической работы
- открытые уроки - мастер-классы - круглый стол, дискуссии | - семинары и практикумы - консультативная помощь - методический диалог |
Главная задача новых ФГОС третьего поколения -конкретизировать требования к ученикам. В новых ФГОС 2022 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Новые стандарты позволяют ответить на вопросы: что будет знать школьник, чем овладеет и что освоит.
Обновленный ФГОС также обеспечивают личностное развитие, которое включает в себя гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое. физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Одно их нововведений -вариативность ООП.
1. В структуре программы основного образования предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
2.Разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии образовательными потребностями и интересами учеников.
3. Разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. На уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
Изменения коснулись программы формирования УУД. Требований к этой программе стало меньше. Для уровня ООО появилась необходимость формирования у учащихся знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Еще одно изменение - теперь ФГОС 2022 регламентируют перечень обязательных учебных предметов и учебных модулей.
В действующих ФГОС личностные и метапредметные результаты описаны обобщенно.
В новых Стандартах каждое УУД содержит критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно оценивать сформированность регулятивного УУД
"Самоорганизация", - это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.
План работы ШПК на 2022-2023 учебный год
Кадровый потенциал методического объединения и индивидуальная методическая работа педагогов
Квалификационная характеристика членов ШПК.
ФИО учителя | Дата рождения | образование | стаж | категория | курсы | аттестация | награды | ВУЗ |
Потапова О.В. | 18.04.1958 | Высшее | 41 | 1 | БГПИ | |||
Тюменцева Л.В. | Высшее | 27 | 1 | БГПИ | ||||
Емельянова Н.М. | 19.11.1982 | Высшее | нет | БГУ | ||||
Хайдакова Т.Г. | 16.02.1973 | Высшее | 21 | нет | БГУ | |||
Фролова Т.В. | 23.01.1970 | Высшее | 19 | нет | БГУ | |||
Русина Т.Т. |
Работа членов ШПК над темами самообразования
№ п/п | ФИО педагога | Тема самообразования | Форма представления результата | Дата и место представления результата |
1. | Потапова О.В. | «Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии с целью социального, личностного и профессионального развития обучающихся». | Открытые уроки публикации | РМО Сайт ШПК |
2. | Тюменцева Л.В. | Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся путем применения современных педагогических и информационных технологий | Открытые уроки публикации | РМО Сайт ШПК |
3 | Емельянова Н.М. | |||
4. | Хайдакова Т.Г. | «Формирование УУД через внедрение новых образовательных технологий в рамках реализации ФГОС на уроках географии» | Открытые уроки публикации | РМО Сайт ШПК |
5. | Фролова Т.В. | Эффективное использование ИКТ технологий, электронных ресурсов в процессе обучения, а также создание собственной базы электронных уроков. Разработка информационных контрольных материалов с учетом ФГОС и на основе PISSa | Открытые уроки публикации | РМО Сайт ШПК |
6 | Русина Т.Т | Открытые уроки публикации | РМО Сайт ШПК |
Творческие объединения педагогов ШПК
Характер объединения (проблемная группа, исследовательская или проектная группа) | Проблема, которую разрабатывают педагоги | Консультант | Ожидаемый результат | Форма представления результата | Дата и место представления результата |
Проектная группа | Составление заданий с практическим содержанием | Публикация сборника | Задания | Декабрь 2022 |
Обобщение передового педагогического опыта педагогов ШПК
№ п/п | ФИО педагога | Тема ППО | Форма обобщения | Уровень представления опыта |
1. | Потапова О.В. | Создание сайта педагога | ||
2. | Хайдакова Т.Г. | Создание сайта педагога | ||
3. | Тюменцева Л.В. | Создание сайта педагога | ||
4 | Емельянова Н.М. | Создание сайта педагога | ||
5 | Фролова Т.В. | Создание сайта педагога | ||
6 | Русина Т.Т. |
Организация наставничества в ШПК
№ п/п | ФИО педагога-стажера, молодого специалиста | ОО | Стаж работы в ОО | Ф.И.О. педагога–наставника | Время и форма проведения отчета |
Молодых специалистов в нашем ШПК нет | |||||
Повышение квалификации членов ШПК
№ | ФИО педагога | Предмет | Название курсов | Кол-во часов | Форма | Год |
1. | Потапова О.В. | Биология | ||||
2. | Хайдакова Т.Г. | География | ||||
3. | Тюменцева Л.В. | Биология | ||||
4. | Фролова Т.В. | Химия | ||||
5. | Емельянова Н.М | География | ||||
6 | Русина Т.Т. | Биология |
Календарный план мероприятий на 2022 – 2023 учебный год:
Месяц | Мероприятие | Место проведения | Ответственный | |
Заседания ШПК | ||||
Август | Заседание № 1
| Руководитель ШПК | ||
Ноябрь | Заседание № 2
| Руководитель ШПК | ||
Январь | Заседание № 3 1.Подведение итогов успеваемости за 1е полугодие
| Руководитель ШПК | ||
Май | Заседание № 4
| Руководитель РМО | ||
Научно-практические конференции | ||||
Август | ||||
Сентябрь | Участие в XVII Межрегиональной олимпиаде по Байкаловедению | |||
Октябрь | Участие в научно-практической конференции школьников "Шаг в будущее" и "Серебряная альфа" | |||
Декабрь | ||||
Февраль | ||||
Конкурсы профессионального мастерства | ||||
Декабрь | ||||
Февраль | ||||
Семинары-практикумы, круглые столы, открытые методические дни | ||||
Октябрь | ||||
Ноябрь | ||||
Май | ||||
Олимпиады, конкурсы для учащихся | ||||
Сентябрь | Разработка заданий к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников | Нижнесаянтуйская СОШ | Учителя ШПК | |
Сентябрь-октябрь | Проведение всероссийских проверочных работ ВПР | Нижнесаянтуйская СОШ | Учителя ШПК | |
Сентябрь | Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады по предметам биология, география, химия | Нижнесаянтуйская СОШ | Учителя ШПК | |
Сентябрь | Участие в XVII Межрегиональной олимпиаде по Байкаловедению | Нижнесаянтуйская СОШ | Учителя ШПК | |
Октябрь | Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников "Сириус" | Нижнесаянтуйская СОШ | Учителя ШПК | |
Октябрь-ноябрь | Участие в районном этапе Всероссийской олимпиады школьников | Нижнесаянтуйская СОШ | Учителя ШПК | |
Декабрь | Всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая Родина» (природа, культура, этнос | Нижнесаянтуйская СОШ | Учителя ШПК | |
Март апрель | Проведение всероссийских проверочных работ ВПР | Нижнесаянтуйская СОШ | Учителя ШПК | |
Май | ||||
Индивидуальная методическая работа членов ШПК | ||||
В течение года | 1.Участие в конкурсах методических разработок, конференциях, вебинарах. 2. Наполнение материалами сайта 3. Работа на профессиональных сайтах, общение в форумах. 4. Обобщение педагогического опыта. 5. Участие в инновационных проектах. 6. Повышение квалификации. | Учителя ШПК | ||
Открытые мероприятия (уроки, внеурочные занятия, предметные, метапредметные и методические недели и т.п.) | ||||
октябрь | ||||
ноябрь | Предметная неделя по географии | Хайдакова Т.Г. Емельянова Н.М. | ||
декабрь | Предметная неделя по биологии и химии | Потапова О.В. Русина Т.Т. Фролова Т.В. | ||
Предметные консультации | ||||
В течение года | Консультации предметной направленности в режиме личного общения (9, 11 классы). | Нижнесаянтуйская СОШ | Учителя ШПК | |
Консультации руководителя ШПК | ||||
В течение года (по запросу педагога) | Консультации общеметодической и предметной направленности в режиме личного общения и опосредованно через электронную почту. | Руководитель ШПК |
Привлечение учителей биологии, химии, географии к участию в профессиональных конкурсах, обобщение и распространение педагогического опыта.
Работать над повышением профессионального, методического уровня учителей по следующему плану:
1. Изучить материалы по внедрению ФГОС ООО. Повысить профессиональную компетентность педагогов по внедрению ФГОС в 5-10 х классах.
2. Изучить инновационные технологии в обучении предмета.
3. Проводить открытые уроки, круглые столы по вопросам методики преподавания предметов.
4. Участвовать в профессиональных конкурсах и фестивалях.
5. Участвовать в работе педагогических советов, научно-практических конференций, районных семинаров учителей биологии, химии, географии.
6. Использовать опыт передовых учителей России. Изучать Интернет ресурсы.
7. Обобщить и распространить опыт работы учителей ШПК.
8. Повысить свою квалификацию, обучаясь в различных очных и дистанционных курсах, вебинарах по повышению квалификации учителей.
Повышение эффективности реализации школьной программы по подготовке к ВПР по биологии, химии, географии, а также успешного прохождения итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Содержание | Срок | Ответственные |
Знакомство с нормативными документами, регламентирующими процедуру Итоговой Государственной Аттестации | Сентябрь - октябрь | Руководитель ШПК |
Тренировочные и диагностические работы. | Сентябрь - май | Учителя биологии, химии, географии. |
Организация самостоятельной работы учащихся 9, 11 классов с материалами ЕГЭ и ОГЭ по предметам естественного цикла. | Сентябрь - май | Потапова О.В. Хайдакова Т.Г., Фролова Т.В. |
Дополнительное образование по биологии, химии, географии «Решение заданий повышенной сложности в 9 10, 11 классах» | Сентябрь - май | Потапова О.В. Тюменцева Л.В., Хайдакова Т.Г., Фролова Т.В. |
Организация внеурочных консультаций по подготовке к ГИА и ЕГЭ для учащихся 9,11 классов | Сентябрь - май | Потапова О.В. Хайдакова Т.Г., Фролова Т.В. |
Подготовка к проведению ВПР по предметам | Январь - апрель | Учителя биологии, химии, географии. |
Участие в проведении собраний выпускников, родителей (законных представителей) | Октябрь-апрель | Учителя биологии, химии, географии. |
Работа с одарёнными, слабоуспевающими детьми, преемственность между начальным и основным общим образованием.
План работы с одаренными детьми.
Цель: Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечения их личностной самореализации и профессионального самоопределения; разработка устойчивой системы в работе с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы на основе современных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
Задачи:
-Обеспечение участия одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней;
- Способствовать организации системно-деятельностного подхода в работе с одаренными учащимися;
-Осуществление необходимых мероприятий по методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | Планирование и организация работы дополнительных объединений, кружков, консультаций, элективных курсов для детей с повышенными учебными возможностями. | Август - сентябрь | Учителя биологии, химии, географии. |
2. | Создание банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию биологии, химии, географии. | Сентябрь | Учителя биологии, химии, географии. |
3. | Подготовка учащихся к школьному, районному этапу Всероссийской олимпиады школьников по биологии, химии, географии. | Сентябрь-декабрь | Учителя биологии, химии, географии. |
4. | Подготовка учащихся к школьному, районному, республиканскому этапу научно-практической конференции. Выбор тем проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Составление планов работы по выбранным проектам. | Сентябрь - февраль | Учителя биологии, химии, географии. |
5. | Участие в заочных конкурсах и олимпиадах различного уровня | В течение года | Учителя биологии, химии, географии. |
План работы со слабоуспевающими учащимися.
Цель: принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний немотивированных учащихся.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Проведения контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения: а) определение фактического уровня знания детей; б) выявление в знаниях, пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. | Установление причин отставания учащегося через беседы со школьными специалистами, классным руководителем, психологом, с самим ребенком | Сентябрь |
3. | Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающих учащихся | В течение года |
4. | Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока | В течение года |
5. | Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок | В течение года |
6. | Проводить индивидуальные дополнительные консультации со слабоуспевающими. | В течение года |
7. | Разработка дидактического материала для слабоуспевающих: карточки с уровневыми заданиями, работа по образцу, и т.д. | В течение года |
8. | Привлечение слабоуспевающих учащихся во внеклассную работу по предметам естественного цикла | В течение года |
Преемственность в обучении между начальным и основным общим образованием.
Содержание | Срок | Ответственные |
Совместное посещение уроков биологии, географии в 5-м классе учителями начальной школы | 2 полугодие | Руководитель ШПК начальной школы |
Посещение уроков в 5-ых классах и выработка рекомендаций для учителей 5 класса по организации учебного процесса | 1 четверть | Администрация школы, психолог |
Посещение уроков окружающего мира в 4-х классах | 4 четверть | ШПК биологии, химии, географии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла на 2015-2016 учебный год
План работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла на 2015-2016 учебный год...
План работы школьной предметной кафедры учителей математики и информатики. 2018-2019 учебный год.
План работы школьной предметной кафедрыучителей математики и информатики. 2018-2019 учебный год....
План работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла
Методическая тема ШМО: «Повышение качества образовательного процесса через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся»....
ПЛАН РАБОТЫ школьного методического объединения учителей естественно- математического цикла на 2020 -2021 учебный год
Полный план работы шмо...
План работы школьного методического объединения учителей естественно- математического цикла на 2020-2021 учебный год
План работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла на 2021-2022 уч.год...
План работы школьного методического объединения учителей кафедры Точных наук
План работы школьного методического объединения учителей кафедры Точных наук...
План работы школьного методического объединения учителей естественных наук
В плане работы ШМО отражены цели, задачи,направления деятельности, формы методической работы....