1.Орг.момент Цель: подготовка уч-ся к работе на уроке.
2.Проверка домашнего задания.
3.Постановка целей и задач урока. Цель: организовать познавательную деятельность уч-ся
4.Изучение нового материала
5.Закрепление и повторение изученного материала. Цель: закрепить знания и умения. 1.Работа с таблицей. 1.Работа с кроссвордом.
6.Подведение итогов урока и оценка. Цель: сделать вывод и подвести итог, отметить работу уч-ся. 7 .Рефлексия. Цель: выяснить мнение уч-ся об уроке.
8. Домашнее задание.
| Здравствуйте, ребята. Я рада этой новой встрече с вами, Приятно ваше общество, друзья! Ответы ваши вы готовьте сами Их с интересом буду слушать я. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
Сядет тот, кто правильно мне ответит: Верно ли что, зима в тундре продолжается 8-9 месяцев (+) Верно ли что, в тундре длинное и жаркое лето (-) Верно ли что, морозы стоят долго и доходят до -50…-60 градусов (+) Верно ли что, лето короткое и прохладное (+) Верно ли что, солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо согревает поверхность (-) Верно ли что, много болот и озер (+) Верно ли что, в тундре многолетняя, вечная мерзлота (+) Верно ли что, солнце невысоко поднимается над горизонтом и слабо согревает поверхность (+). Верно ли что, в тундре растут большие деревья? (-)
Вижу, что все готовы к уроку. Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового и интересного. ПЛАН УРОКА
1.-Что было задано на дом?
2.- Предлагаю вам выполнить задание на карточках (Приложение 1)
3.Проверка выполненных заданий
4.Фронтальный опрос: - о какой зоне мы говорим на уроках? - что такое ТУНДРА?
- где находится зона тундры? (покажите на карте в Приложении к уч-ку с.6-7и настенной карте) - назовет особенности зоны тундры
-Почему в тундре не могут расти высокие деревья?
-Как растения тундры приспособились к суровым природным условиям? Слайд
5.Игра «Узнай по описанию»: Интерактивная доска -Кустарник с темно-синими съедобными ягодами. -Болотное растение со съедобными ягодами, похожими на малину. -Вид лишайника, который очень любят олени. -Растение болот, из которых образуется торф. - Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с домашним заданием
ДЛЯ ЧЕГО МЫ ПОВТОРЯЛИ Д/З -Мы уже не первый урок изучаем тундру, узнали об этой природной зоне очень много. Сегодня мы побудем с вами в роли ученых-зоологов. Зоологи – это ученые, которые исследуют животный мир. (вытащить мальчика). Отправимся в виртуальную экспедицию в тундру. Экспеди́ция — путешествие, с научной целью. Итак, отправляемся в нашу интересную экспедицию Слайд Посмотрите внимательно на экран. У меня даны слова, определите какое слово лишнее и почему? Олень, брусника, песец, полярная сова. Как вы думаете, как называется тема нашего урока? Слайд ЖИВОТНЫЙ МИР ТУНДРЫ. Как настоящие зоологи-исследователи мы должны поставить перед собой цель. Что нам надо сегодня узнать на уроке?
Как вы думаете, что мы будем изучать?
- Правильно. - Тема нашего урока «Животный мир» Откройте свои исследовательские листы и запишите дату исследования. - Что мы должны выяснить в ходе экспедиции? -Правильно, сегодня на уроке мы узнаем, какие животные обитают в тундре, а также как они приспособились к жизни в этой природной зоне. Итак, в путь!
слайд -Вспомните, какой климат в тундре?
-Климат тундры хоть и суровый, но всё же здесь живет довольно много животных.
- А сейчас вам предстоит подумать и предложить признаки, которыми должны обладать животные в условиях вечной мерзлоты. (Ответ детей). Правильно ребята, животные, обитающие в тундре, имеют густой мех, защитную окраску, подкожный слой жира, а птицы, густое оперение с пухом. (Признаки вывешиваются на доске)
- В ваших исследовательских листах есть таблица «Приспособление животных и птиц к жизни в тундре», которую вы должны заполнить в ходе нашей экспедиции Названия животных и птиц тундры | Приспособления для жизни в тундре |
|
|
Так какие же это животные?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы сейчас будем смотреть слайды, слушать рассказы и одновременно находить в учебнике и читать, что написано о животных, изображенных на слайдах, и эти сведения записывать в таблицу.
Слайд «Лемминг» читают в учебнике
Послушайте, какой звук он издаёт (звук лемминга). Запишите этого обитателя себе в таблицу. Покажи как пишется это слово , два мм . Всю зиму лемминги живут под снегом. Ведь под снегом скрыты огромные запасы, которыми питается лемминг: ягоды, грибы, лишайники. Поэтому не удивительно, что у лемминга под снегом даже рождается потомство. -Какой величины зверек? -Чем питаются лемминги? -Как приспособились к жизни в тундре? - Правильно, Запишите в таблицу приспособление лемминга к жизни в тундре.
Слайд «Северный олень». Читают текст. (СЛ.РАБОТА НАРТЫ РАБОТА СО СЛОВАРЕМ В УЧЕБНИКЕ с.172
- Для жителей севера олень служит универсальным домашним животным: на легких санях - нартах, запряженных оленями, северяне и зимой и летом передвигаются по бесконечным просторам тундры; из шкур оленя они шьют себе верхнюю одежду; мясо, молоко оленей составляет их главную пищу. Поэтому основное занятие местных жителей оленеводство.
-Почему олени не проваливаются в болота и снег?
-Чем питаются олени? -Какое значение имеют олени в жизни людей?
Слайд «Песец», читают учебник. На какого лесного обитателя похож песец? (Ответ детей - песец похож на лису). Чем похож? (Ответ детей - у него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост). Чем отличается? (Ответ детей - цвет песцовой шубки не рыжий, а белый, зимой, иногда светло - серый или голубоватый – серый и чёрный летом). -Как приспособились песцы к жизни в тундре? -Чем они питаются?
(ФИЗМИНУТКА) зачем проводим физминутку
Отгадайте по звуку, что это за птица? (Звук полярой совы). Слайд «Полярная сова», «Полярная куропатка» -Чем питаются совы? Чем питаются куропатки?
Как приспособились совы и куропатки к жизни в тундре?
Слайд с другими птицами тундры: -Почему весной в тундру прилетает много птиц?
Слайд «Овцебыки», В тундре обитает еще одно животное, это овцебык . -Для сохранения животного мира тундры в этой природной зоне создано несколько заповедников, самый большой из которых - Таймырский. Прил. К учебнику с.12-13 ЗАПОВЕДНИКИ Подошла к концу наша сегодняшняя экспедиция по тундре и знакомство с её обитателями. Пришло время проверить, как вы усвоили полученные знания на уроке.
-Итак, мы познакомились с животным миром тундры. Как же приспособились животные к жизни в этой природной зоны?
(кроссворд). 2.Посмотрите внимательно на экран. Что на экране? Кроссворд. Но ответы уже вписаны. Вам не надо его уже разгадывать, но нужно придумать вопросы к ответам. Вспомните, какой внешний вид у животного, чем питается, повадки и т.д. 1Домашнее животное Севера с густым мехом, питается ягелем, ягодами и грибами. 2.Мелкий грызун тундры. 3.Хищная полярная птица. 4.Ценный пушной зверь тундры.
Работа в исследовательских листах А. Вставить пропущенные буквы Л…М…ИНГ, П…С…Ц, С…В…РНЫЙ …Л…НЬ, С…ВА, К…РОП…ТКА, К…М…Р Зачем нам нужно знать правильное написание этих слов?
Б. Стрелками установить соответствие Утка Лемминг ЖИВОТНОЕ Полярная сова Чайка Комар Куропатка ПТИЦА Песец Лебедь Гагарка Северный олень НАСЕКОМОЕ Мошка
В. В какой строке верно указаны птицы тундры (на слайде) 1. Синицы, голуби, воробьи 2. Гагарки, утки, полярные совы 3. глухари, рябчики, тетерева Г. В какой строке верно указаны животные тундры 1. тюлени, моржи, киты 2. жирафы, слоны, верблюды 3. Северные олени, песцы, лемминги Подводит итог урока, отмечает работу уч-ся на уроке. Выясняет, что нового узнали на уроке. Выставляет оценки, комментируя деятельность каждого ученика.
Ребята, понравилась ли вам наша экспедиция? Давайте проанализируем свою работу на уроке. Я предлагаю вам закончить предложения. Сегодня я узнал…. Мне было интересно… Мне было трудно… Теперь я могу…
подготовить мини-сообщение про одного из представителей животного мира тундры Спасибо, ребята, за урок! | Рапорт дежурного.
- Прочитать параграф «Растительный мир тундры» и устно ответить на вопросы.
Выполняют задания на карточках. Зачитывают задание, объясняют, как его выполнили. -о зоне тундры; -тундра- это безлесная болотистая местность;
-зона тундры находится южнее зоны арктических пустынь;
-многолетняя мерзлота; -короткое холодное лето; -длинная, суровая зима; -низкорослые стелющиеся растения; -морозы доходят до -50 -60 градусов; -много болот и озер
-В тундре не могут расти высокие деревья, потому что в этой природной зоне холодно и почва оттаивает неглубоко. -Растения тундры низкорослые, стелются по земле, их корни находятся неглубоко в почве.
Черника Морошка -Ягель -Мох
Записывают число и тему. Прикрепить на доску определения, записать.
Определяют лишнее слово. Называют тему урока.
-Мы узнаем, какие животные обитают в тундре.
Как животные приспособились к жизни в тундре
Климат в тундре суровый. Зима долгая, снежная, морозная. Зимой часто бывает пурга. Лето прохладное.
имеют густой мех, защитную окраску, подкожный слой жира, а птицы, густое оперение с пухом.
Рассматривают слайд.
Находят в тексте описание животных, ученики по очереди читают отрывки текста. -15 см -Лемминги питаются корнями, ягодами
-У оленей широкие копыта -Ягелем, травой, ягодами -Олени перевозят людей, из шкур оленей шьют одежду, мясо употребляют в пищу
-У песцов густой, теплый мех -Песцы питаются леммингами, мышами, яйцами птиц, куропатками
-Совы питаются леммингами, мышами, куропатками. Куропатки питаются травой, ягодами
-У сов и куропаток теплое оперение, а ноги также покрыты перьями
-Весной в тундру прилетает много птиц, потому что они находят здесь много корма: насекомых, рыб, траву, ягоды
Слушают рассказ учителя
(ПРОВЕРКА ТАБЛИЦЫ) -У животных тундры густой, теплый мех, теплое оперение, подкожный слой жира.
Чтобы быть грамотными
3 ученика у доски: ЖИВОТНЫЕ ПТИЦЫ НАСЕКОМЫЕ
-Мы узнали , какие животные обитают в тундре.
|