Расчетные задачи по географии.
методическая разработка по географии (8, 9, 10 класс)
Задачи по географии с экономическим содержанием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gnograficheskie_zadachi_s_ekonomich.docx | 42.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Расчетные задачи по географии.
Для формирования опыта творческой развивающей деятельности учащихся на моих уроках географии определенную роль играет метод решения расчетных задач. Большая часть предлагаемых мною задач относится к различным разделам школьного курса физической, социальной и экономической географии. При подготовки данного материала была предпринята попытка собрать ряд наиболее типичных задач по географии, Наиболее эффективно их применение в классах с достаточно высокой математической подготовкой школьников. Более сложные из них я ввожу на факультативных занятиях и в качестве подготовки к географическим олимпиадам, а в последние два года – при подготовке учащихся к ЕГЭ для поступления в ВУЗы.
Задачи для учащихся IX – XI классов.
Демографические задачи.
Самый первый показатель, с которого начинается анализ численности населения страны или планеты и динамики ее изменения, - абсолютная численность населения.
Абсолютная численность населения – величина непостоянная. Но для того, чтобы представлять картину изменения динамики численности населения, характер процессов воспроизводства населения, иметь возможность сравнивать демографические процессы в различных странах и регионах, определять тип воспроизводства населения, необходимо знать величины, характеризующие естественный процесс воспроизводства населения, пересчитать на 1000 человек населения страны:
-коэффициент рождаемости Кр - число родившихся на 1000 жителей страны,
- коэффициент смертности Кс – число умерших на 1000 жителей страны,
- коэффициент естественного прироста Кеп, Кр - Кс = Кеп ‰
(‰ – знак 1/1000 числа, или промилле)
Необходимо знать и показатели миграционных процессов, т. к. миграция может приводить как к росту численности населения, так и к его убыли в зависимости от того, какой из процессов миграции преобладает – иммиграция или эмиграция. Миграционный прирост населения, или сальдо миграции (СМ) – это баланс между иммиграцией (абсолютным числом въехавших в страну за год – И ) и эмиграцией ( абсолютным числом выехавших из страны – Э ):
СМ = И – Э
Сальдо миграции, как и естественный прирост, может быть положительное ( И >Э, преобладает иммиграция) или отрицательное ( И<Э, преобладает эмиграция).
Зная все указанные компоненты динамики населения, можно записать уравнение демографического баланса:
АП = ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ (МП) = ( Р – С ) + (И – Э )
АП – абсолютный прирост населения
Чтобы выполнить демографические расчеты, надо знать следующие формулы:
Определение демографических коэффициентов: Определение сальдо миграции:
( ‰ – знак 1/1000 числа, или промилле)
Кр = Р/ЧН · 1000 (‰) СМ = И – Э
Кс = С/ЧН · 1000 (‰) И – иммиграция
Кеп = ЕП/ЧН · 1000 (‰) Э – эмиграция
ЕП = Р – С
Определение численности населения и абсолютного прироста населения:
ЧН2 = ЧН1 + ЕП + СМ
ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ
АП = ЕП + СМ – абсолютный прирост населения
Задачи на определение численности населения страны (без учета миграционных процессов), рождаемости, смертности, естественного прироста.
Задача 1. Вычислите, на сколько изменится численность населения в стране за год в результате естественного прироста, если на начало года она составила 136 млн. чел., а естественный прирост населения составил 5,6‰.
Определим величину естественного прироста населения:
ЕП = КЕП ×ЧН / 1000
ЕП = 5,6 ‰ ×136 млн. чел./1000чел. = 761 600чел.
Ответ: численность населения в стране за год увеличится на
761 600чел.
Задача 2. Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 500тыс. чел., в течение года умерло 12 тыс. чел, а рождаемость составила 10‰.
Определим число родившихся людей за год, а затем - естественный прирост:
Р = КР × ЧН / 1000
Р = 10 ‰ ×500 тыс. чел./1 000чел.= 5 000чел.
ЕП = Р – С
ЕП = 5 000чел. – 12 000чел. = - 7 000чел.(естественная убыль)
Ответ: численность населения уменьшится на 7 000 человек.
Задача 3. Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 3500тыс. чел., рождаемость составила 10‰, а смертность – 8‰ ?
Определим КЕП, а затем – величину естественного прироста населения:
КЕП =10‰ – 8‰ = 2‰
ЕП = КЕП ×ЧН / 1000
ЕП = 2‰×3 500 тыс. чел./1000чел. =7 000 чел.
Ответ: численность населения увеличится на 7 000 человек.
Задача 4. Определите средние абсолютные величины рождаемости и естественного прирост населения Бразилии в 2000г., если коэффициент рождаемости составлял 18,8‰, коэффициент смертности – 9,4‰ (численность населения страны – 172 860 тыс. чел.).
Определим по формулам абсолютные показатели рождаемости и смертности:
Р = 18,8‰ ×172 860 тыс. чел. / 1000 чел. = 3 250тыс. чел.
С = 9,4‰ × 172 860 тыс. чел. / 1000 чел. =1 625тыс. чел.
Ответ: родилось 3,25млн. чеовек, умерло 1,62млн. человек.
Задача 5. Определить средние абсолютные величины рождаемости и естественного прироста населения Австрии в 2000г., если коэффициент рождаемости составлял 9,9‰, коэффициент смертности 9,9‰ (численность населения страны 8 131 тыс. чел.).
Определим число родившихся:
Р = 9,9‰ ×8 131 тыс. чел. / 1000 = 804 969чел.
Определим показатели естественного прироста:
ЕП = Р – С = 9,9‰ - 9,9‰ = 0
Ответ: родилось 804 969чел., естественного прироста нет – он равен
нулю.
Задача 6. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18 500 человек, умерло 13 200, а численность населения составляла 1 596 тыс. человек.
Определим КЕП:
КЕП = ЕП / ЧН ×1000
КЕП = (18 500 – 13 200):1 596 000×1000 = 3,3‰
Ответ: величина годового естественного прироста населения в
промилле составила 3,3‰.
Задача 7. Определите коэффициент смертности в стране, если в течение года там родилось 760 человек, а естественный прирост составил 4,2‰, а численность населения была 52 730 человек.
Определим КР по формуле КР=Р / ЧН ×1000
КР =760 : 52 730 ×1000 = 14,4‰
Вычислим КС =КР - КЕП
КС = 14,4 – 4,2 = 10,2‰
Ответ: Коэффициент смертности в стране составил 10,2‰.
Задача 8. Определите численность населения в стране на конец года, если на начало года она составила 10 480 тыс. человек. За год в стране родилось 112 тыс. человек, а смертность составила 9,1‰.
Определим величину умерших людей за год, а затем естественный прирост:
С = 9,1 ‰ × 10480тыс. чел / 1000чел.= 95368 чел.
ЕП = 112 000чел. – 95 368чел. = 16 632чел.
Вычислим ЧН2:
ЧН2 = 10 480тыс. чел. + 16 632 чел. =10 496 632чел.
Ответ: численность населения в стране на конец года составила
10 496 632 человека.
Демографические задачи с учетом миграционных процессов.
Задача 1. Рассчитайте сальдо миграции за год, если в начале года в стране проживали 10 млн. человек, в конце года – 11,5 млн. человек, а естественный прирост за год составил 250 тыс. человек.
Определим абсолютный прирост населения:
ЧН2 – ЧН1= 11,5млн. чел. – 10 млн. чел. = 1,5млн. чел.
СМ = 1,5млн. чел. – 0,250млн. чел. = 1,250млн. чел.
Ответ: СМ = 1млн.250тыс. чел.
Задача 2. Определите величину годового естественного прироста населения, если в начале года в стране проживали 6 млн. человек, в конце года – 6,2млн. человек, а миграционная убыль составила 40 тыс. человек.
Определим величину абсолютного прироста населения:
ЧН2 – ЧН1 = 6,2млн. чел. – 6,0млн. чел. = 0,2млн. чел. = 200тыс. чел.
ЕП = 200тыс. чел + 40тыс. чел. = 240тыс. чел.
Ответ: ЕП = 240тыс. чел.
Задача 3. Найдите годовое сальдо миграции, если в начале года в стране проживали 7млн. чел., в конце года – 8,5млн. чел., а естественный прирост населения за год составил 26‰.
Определим величину абсолютного прироста населения:
ЧН2 – ЧН1= 8,5млн. чел. – 7,0млн. чел. = 1,5млн. чел.
Выполним обратный перерасчет от Кеп к абсолютному показателю естественного прироста:
ЕП = Кеп · ЧН / 1000
ЕП = 26‰ · 7млн. чел./ 1000 = 182тыс. чел
СМ = 1,5млн. чел. – 0,182млн. чел. = 1млн.318тыс. чел
Ответ: СМ = 1млн.318тыс. чел.
Задача 4. Рассчитайте, как изменится численность населения в городе, если за год рождаемость составила 600 человек, смертность 800 человек, количество выбывших – 1200 человек, количество прибывших – 700.
Определим ЕП и МП:
ЕП = 600 – 800 = -200 чел. (естественная убыль)
МП = 700 – 1200 = - 500 чел.(миграционная убыль)
Определим величину абсолютной убыли:
(-200) + (-500) = -700 чел.
Ответ: численность населения в городе уменьшится на 700 человек.
Задача 5. Определите численность населения города на конец года, если в начале года в нем проживало 50 000 человек, естественный прирост за год составил 20‰, а сальдо миграции +2 800 человек.
Определим величину абсолютного показателя естественного
прироста:
ЕП = Кеп · ЧН / 1000
ЕП = 20‰ ×50 000чел / 1000 = 1000 чел.
ЧН2 = 50 000 + 1000 + 2 800 = 53 800(чел.)
Ответ: численность населения города на конец года 53 800 человек.
Задача 6. Определить абсолютную величину прироста населения Германии в 2000г.(численность населения – 82797 тыс. чел.), если коэффициент рождаемости был равен 9,3‰, коэффициент смертности 10,5‰, а численность внешних мигрантов в расчете на 1000 человек населения равна 4.
Определим величину естественного прироста:
ЕП = (9,3 – 10,5) ×82 797тыс./1000 = - 99 356(чел.)- естественная убыль
Определим величину миграционного прироста
МП = 4 × 82 797тыс./1000 = 33 118 (чел.)- миграционный прирост
Вычислим абсолютный прирост населения Германии:
АП = ЕП + МП
АП = (-99 356)+ (+331 118) = 231 832(чел.)
Ответ: численность населения Германии (несмотря на естественную убыль) возросла на 231 832 человека за счет притока в страну иммигрантов.
Задача 7. Определить абсолютную величину прироста населения Ирана в 2000г. ( ЧН = 65620тыс. чел.), если коэффициент рождаемости был равен 18,3‰, коэффициент смертности 5,5‰, а численность внешних мигрантов в расчете на 1000 чел. населения равна -4,5.
Определим величину естественного прироста:
ЕП = (18,3 – 5,5) × 65 620 тыс./1000 = 839 936 (чел.)
Определим величину миграционного прироста:
МП = (-4,5) × 65 620 тыс./1000 = - 295 290 (чел.) – миграционная убыль
Определим величину абсолютного прироста населения:
АП = ЕП + МП
АП = 839 936 – 295 290 = 544 646 (чел.)
Ответ: численность в Иране возросла на 544 646 человек (положительный прирост обеспечивает высокий естественный прирост населения, несмотря
на значительную эмиграцию).
Задача 8. Определить величину естественного прироста населения России в 2000г., если за год население страны уменьшилось на 893 тыс. человек, а численность внешних мигрантов в расчете на 1000 чел. населения была равна 1,35 ( ЧН на начало года была 145,5 млн. чел.).
Определим величину миграционного прироста:
МП = 1,35 × (145,5 млн./1000) = 196 425 (чел.)
АП = - 893 000 чел. (по условию)
Определим естественный прирост населения:
ЕП = АП – МП
ЕП = (-893 000) – (+196 425) = - 1 089 425 (чел.)
Ответ: ЕП отрицательный. Естественная убыль населения составила
1 089 425 человек.
Задача 9. Численность населения РБ на начало 1998г. составила 4 104 тыс. человек. Коэффициенты естественного и механического прироста за 1997г. составили соответственно -1,3‰ и 11,2 ‰. Определить абсолютный прирост населения РБ за 1997г.
Определим величину абсолютного прироста населения:
АП = ЕП + МП
КАП = (-1,3) + 11,2 = 9,9(‰)
АП = 9.9 ×4 104тыс./1000 =40 630(чел.)
Ответ: численность населения РБ увеличилась на 40 630 человек за счет притока населения, несмотря на естественную убыль.
Залача 10. Докажите, верно ли утверждение, что в РФ ежедневно рождается до 80 детей по следующим данным: ЧН = 147 млн. чел.
Р = 9‰ С = 15‰
Определим число родившихся людей в стране:
Р = 9 × 147млн./1000 = 1 323 000( человек рождается в год)
Определим, сколько рождается людей в день:
1 323 000 чел. : 365 дней = 3 625чел. в день
Ответ: утверждение, что в РФ ежедневно рождается до 80 детей неверно. Их рождается 3 625 в день.
Расчетные задания с «лишними» данными:
Задача 1. Численность населения Великобритании на 01.01.94 была 58 млн. человек. Площадь – 244тыс. кв. км. За 1994-1997гг. естественная убыль составила 245 тыс. человек, рождаемость в среднем за год 13,2‰ . Внешняя миграция составила 890 тыс. человек, из них эмигрировало 220 тыс. человек. Внутренняя миграция – 73 тыс. человек. Определите численность населения Великобритании в 1997г.
Определим миграционный прирост населения или сальдо миграции за данный период:
890 тыс. – 220тыс. = 670тыс. – иммигрировало
СМ = И – Э
СМ = 670 тыс. – 220 тыс. = 450 тыс. (чел.)
Определим ЧН Великобритании в 1997г.:
ЧН2=ЧН1+ЕП+СМ
ЧН2 = 58млн. – 245тыс. + 450тыс. = 58 205тыс.(чел.)
Ответ: ЧН = 58 205тыс. чел. – увеличилась за счет иммигрантов, несмотря на естественную убыль населения («лишние» данные – площадь страны, показатели внутренней миграции).
Задача 2. Численность населения Албании на 01.01.92г. была 3 189 тыс. человек. Площадь – 28,7 тыс. кв. км. За 1992-1997гг. естественный прирост составил 431тыс. человек. Внешняя миграция составила 480 тыс. человек, из них эмигрировало 320 тыс. человек. Внутренняя миграция – 730 тыс. человек. Рассчитать плотность населения Албании за 1997г.
Сначала определим число иммигрировавших:
480 тыс. – 320 тыс. = 160 тыс.(чел. – иммигрировало)
Теперь можем вычислить сальдо миграции:
СМ = И – Э
СМ = 160 тыс. – 320 тыс. = - 160 тыс.(чел.)
Определим ЧН Албании в 1997г.:
ЧН = 3 189 тыс. + 431 тыс. – 160 тыс. = 3 460 тыс.(чел.)
Вычислим плотность населения:
Р = ЧН / S
Р = 3 460 тыс. чел. / 28,7 тыс. кв. км = 120,5 чел/кв. км
Ответ: плотность населения Албании 120,5 чел/кв. км ( «лишние» данные – показатели внутренней миграции).
Задачи по теме «ТЭК».
1. Металлургический комбинат имеет годовую мощность 200 тыс. т чугуна. Определите, какими должны быть разведанные запасы месторождения железной руды, чтобы обеспечить работу этого комбината в течение ближайших 30 лет при следующих условиях:
А) при добыче и обогащении теряется 25% руды
Б) содержание железа в руде достигает 40 %
Решение:
1) определим, сколько тонн руды в год необходимо для работы комбината:
200 тыс. т – 40%
? - 125% (100% + 25%)
х = 200 тыс. т × 125% / 40% = 625тыс. т – руды необходимо комбинату в год, учитывая вышеуказанные условия
2) определим, какими должны быть разведанные запасы руды, чтобы
обеспечить работу комбината в течение 30 лет:
625 тыс. т × 30 = 18 750 тыс. т или около 20,0 млн. т
Ответ: 20, млн. т
2. Оскольский металлургический комбинат имеет мощность 3,5 млн. т стали. Какое количество железной руды (с содержанием железа 40% ) приходится завозить на комбинат?
Решение:
3,5 млн. т – 40%
? - 100%
х = 3,5 млн. т ×100% / 40% = 8,75 млн. т – руды приходится завозить на комбинат
Ответ: 8,75 млн. т
3. Определите, какое количество условного топлива позволяет сэкономить за год Ленинградская АЭС мощностью 4 млн. кВт при удельном расходе топлива на 1 кВт۰ч в 320 г у. т. Стоимость топлива 2 руб. за 1 кг у. т. Время работы электростанции за год 6 800 часов.
Решение:
1)определим, сколько электроэнергии станция выработает за 1 год по формуле
А = N × t ( где N – мощность станции, t – время работы станции, А – работа
станции за год) :
А = 4 млн. кВт × 6 800 ч = 27 200 млн. кВт۰ч – электроэнергии
2) вычислим, какое количество у. т. позволит сэкономить АЭС:
27 200 млн. кВт۰ч -- ? т у. т.
1 кВт۰ч – 0,000320 т у. т.
х = 27 200 млн. т кВт۰ч × 0,000320 т у. т./ 1 кВт۰ч = 8,7млн. т у. т.
Ответ: 8,7 млн. т у. т.
4. Определите, какое количество условного топлива потреблено в районе по следующим данным: использовано 5 млн. т каменного угля с теплотворностью 4 200 ккал/кг, мазута 3 млн. т с теплотворностью 7 700 ккал/кг, бурого угля 2 млн. т с теплотворностью 2 800 ккал/кг.
Решение:
1)определим коэффициенты теплотворности каждого вида топлива (выразив
его через теплотворность каменного угля), учитывая, что 1 кг у. т. = 1 кг
каменного угля, при сжигании которого выделяется 7 000 ккал/кг тепла:
Ккам. Угля = 4200 : 7 000 = 0,6
Кмазута = 7 700 : 7 000 = 1,1
Кбурого угля = 2 800 : 7 000 = 0,4
2)теперь можем определить, какое количество условного топлива потреблено в
районе:
( 5 млн. т × 0,6 ) + ( 3 млн. т ×1,1 ) + ( 2 млн. т × 0,4 ) = 3 млн. т + 3,3 млн. т +
+0,8 млн. т = 7,1 млн. т (у. т.)
Ответ: 7,1 млн. т у. т.
5. Какой мощности должна быть ТЭС, заменившая Чернобыльскую АЭС, если ее мощность – 3 млн. кВт, а время работы ее в течение года составила 7 000 ч, а время работы ТЭС – 6 000 ч. Удельный расход топлива на 1 кВт۰ч электроэнергии – 333г.
Решение:
1)вычислим, какое количество электроэнергии вырабатывала Чернобыльская АЭС по формуле А = N × t ( где N – мощность станции, t – время работы станции, А – работа станции за год):
А = 3 млн. кВт × 7 000 ч = 21 000 млн. кВт۰ч – электроэнергии
2)теперь можем определить мощность ТЭС:
N = A : t
N = 21 000 млн. кВт۰ч : 6 000 ч = 3,5 млн. кВт
Ответ: ТЭС должна быть мощностью 3,5 млн. кВт
Задачи для учащихся VIII класса.
Задачи на определение поясного времени.
Что нужно знать при решении этих задач?
۰ Россия находится в десяти часовых поясах (11-ый и 12- ый часовые пояса
объединены в один).
۰ Россия до сих пор «живет» по декретному времени, которое было введено в
1930 г. Поясное время было переведено на 1 час вперед. Поэтому, при
определении времени зарубежных населенных пунктов относительно
российских, необходимо учитывать этот час.
۰Некоторые территории России принимают время не своего часового пояса.
۰Пересекая условную линию перемены дат – 180 –ый меридиан на восток,
попадаешь как бы во вчерашний день (одни сутки считать два раза), а – на
запад – в завтрашний день (одни сутки пропускаются).
1. В нашей стране раньше всего Новый год наступает на Чукотке. Сколько раз в нашей стране можно встречать Новый год?
Ответ: 10 раз, т. к. Россия находится в 10-ти ч. п. ( со 2-го по 11 –ый)
2. Как надо перевести стрелки часов при перелете из Москвы во Владивосток?
Ответ: вперед
3. Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном (втором) часовом поясе. Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?
Ответ: так утверждать нельзя.
4. Одинаковой ли длительности день (светлое время суток) в Москве и Санкт-Петербурге в одно и то же число – 22 июня.
Ответ: длительность дня зависит от географической широты, поэтому она будет разной в данных городах, а время - одинаковое, т. к.- они во 2-м часовом поясе.
5. Время в каждом часовом поясе отличается от соседнего на 1 час. Какова разница во времени между Москвой и Новосибирском?
Ответ: 3 часа, т. к. Москва – во 2-м час. поясе, а Новосибирск – в 5-м.
6. В каком из морей, омывающих берега нашей страны, и в каком направлении плыл корабль, если капитана два дня подряд поздравляли с днем рождения?
Ответ: плыл на восток по Чукотскому или Беринговому морям и пересекая линию перемены дат - 180-ый меридиан, попал во вчерашний день
7. Теплоход, отплывший из Владивостока в субботу 24 мая, прибыл в Сан-Франциско (США) ровно через 15 суток. Какого числа, в какой месяц и день недели он прибыл в Сан-Франциско?
Ответ: 7 июня в субботу.
8. Который час в Магадане по местному времени, если на линии Гринвичского меридиана 12-00?
Ответ: 23 часа (Магадан в 10-м часовом поясе, поэтому
12 + 10 + 1(декретное время)=23часа
9. Житель Аляски прилетел на Чукотку. На сколько часов ему надо перевести стрелки?
Ответ: на 1 сутки вперед.
10. На нулевом меридиане полдень, а на корабле 17-00. В каком океане плывет корабль?
Ответ: в Северном Ледовитом океане или Индийском.
11. Определите, сколько времени будет в Якутске, если в Москве 2-00; в Новосибирске, если в Магадане 21-00?
Ответ: в Якутске 8 ч ( Москва – во 2 ч. п., Якутск – в 8 ч. п.)
8 – 2 = 6ч – разница во времени
2 + 6 = 8 ч
В Новосибирске 16ч (Новосибирск – в 5ч. п., Магадан – в 10 ч. п.)
10 – 5 = 5ч – разница во времени
21- 5 = 16ч
12. Вы вылетаете из Хабаровска в 7-00. В какое время вы будете в Москве,
если полет продолжится 7 часов?
Ответ: в Москву прилетите в7 ч (Хабаровск – в 9 ч. п., разница во времени с Москвой 7 ч)
7 – 7 + 7 = 7 ч
13. Если в Лондоне 12-00, который час по поясному времени в Москве и
Владивостоке?
Ответ: в Москве 15 ч ( Лондон – в 0 ч. п., Москва – во 2 ч. п.,
12 + 2 + 1 (декретное время) = 15 ч
во Владивостоке 22 ч (Владивосток – в 9 ч. п.)
12 + 9 + 1 = 22 ч
14. В Сиднее (151˚ в. д. и 33˚ ю. ш.) 4 часа дня. Вычислить местное время в г. Чикаго (89˚ з. д. и 42˚ с. ш.).˚ Эту задачу можно решить и без карты часовых поясов.
Решение:
1)вычислим разницу долготы и рассчитаем количество часовых поясов, разделяющих эти города:
151˚ + 89˚ = 240˚
240˚ : 15˚ = 16 ч. п. или 16 часов
2)определим время в г. Ч икаго
(в Сиднее 4 часа дня или 16 часов; Чикаго расположен относительно него восточнее)
16 + 16 = 24 + 8 = 8 часов утра
Ответ: в Чикаго 8 ч утра
Задачи для учащихся VI – VIII классов.
Задачи на разные темы.
1.Туристы 3 часа шли по азимуту 42˚ и еще 5 часов по азимуту 315˚. По каким азимутам они будут возвращаться?
Ответ: 222˚ и 135˚
2. Определить именованный масштаб, если расстояние на местности 135 км соответствует 9 см на карте.
Решение:
135км : 9см = 15км
Ответ: в 1см - 15 км
3. Замеры атмосферного давления в одно и тоже время показали у здания Башкирского университета 742 мм рт. ст, а у автодорожного моста – 758 мм рт. ст. Определите, на какой высоте от уровня моря расположен БГУ?
Решение:
1)определим разницу в атм. давлении между двумя объектами:
758 – 742 = 16 мм рт. ст
2)вычислим высоту, на которой расположен университет
( надо помнить, что с высотой на каждые 10,5 м атм. давление понижается на
1 ммрт. ст. )
1 мм рт. ст. - 10,5 м
16 мм рт. ст. - ?
х = 10,5 ×16 : 1 = 168 м
Ответ: 168 м.
4. Определите годовой сток (водный) р. Енисей по следующим данным: ширина русла – 1000м, расход воды – до 20 000 куб. м/с, твердый сток – 0,5 т/с, скорость воды – 7 м/с, бассейн – до 3 млн. кв. км.
Решение:
Q = V × t ( где Q – годовой сток реки, V – расход воды в секунду,
t – время – 1 год,
1 год = 365 суток ×24 ч ×60 мин × 60 с = 31 536 000 с
Q = 20 000 куб. м/с × 31 536 000 с = 630 720 000 000 куб. м/с = 630,7 куб. км
Ответ: 630,7 куб. км
5. Определите годовой сток (твердый) р. Енисей по следующим данным: ширина русла – 1000м, расход воды – до 20 000 куб. м/с, твердый сток – 0,5 т/с, скорость воды – 7 м/с, бассейн – до 3 млн. кв. км.
Решение:
( 1 год = 31 536 000 с)
0,5 т /с ×31 536 000 с = 15 768 000 т = 15,8 млн. т
Ответ: 15,8 млн. т
6.Вычислить уклон реки Ангары, вытекающая из озера Байкал, если оно лежит на высоте 456 м над уровнем морем. Длина реки 1 826 км, абсолютная высота устья – 76 м.
Решение:
1)определим падение реки (П)
П = Нистока – Нустья
П = 456м – 76м = 380 м
2) определим уклон реки (У) в см/км
У = П : S ( длину реки)
У = 38 000см : 1 826км = 20,8 см/км
Ответ: 20,8 см/км.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение расчетных задач по химии с детьми с повышенной мотивацией к обучению.
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов, имеющих базовую подготовку по теоретическим основам химии и желающих повысить уровень знаний в области неорганической химии и совершенствоваться в реш...
Открытый урок по химии в 8 классе по теме : Решение расчетных задач по теме "Количество вещества. Моль".
Решение расчетных задач по теме " Количество вещества. Моль."...
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО КУРСУ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.
Данное пособие предназначено для подготовки к ЕГЭ по физической географии. Оно включает перечень основных вопросов содержания школьного курса физической географии, проверяемых в рамках ЕГЭ, подборку ...
Различные методы решения расчетных задач
Конспекти методический материал к уроку по химии для учащихся 9 класс....
Различные методы решения расчетных задач
Конспекти методический материал к уроку по химии для учащихся 9 класс....
РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ НА ВЫХОД ПРОДУКТА ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНОГО
Презентация для учителей в помощь при решении задач на выход продукта...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Система расчетных задач по химии»: «Система решения задач на нахождение формул веществ».
Приводится итоговая работа по курсу повышения квалификации "Система расчётных задач по химии": "Система решения задач на нахождение формул веществ"....