статья "Применение информационных технологий на уроках географии в классах специального (коррекционного) образования"
статья по географии

Анастасия Сергеевна Захарова

статья "Применение информационных технологий на уроках географии в классах специального (коррекционного) образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharova._statya.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

А.С. Захарова

МБОУ «СОШ №115 г.Челябинска» Россия

Применение информационных технологий на уроках географии в классах специального (коррекционного) образования

Использование информационных технологий в различных типах уроков географии. Эффективность использования ИКТ в классах С(К)О.

Ключевые слова: информационные технологии, классы С(К)О.

A.S. Zakharova

MBOU "Secondary school No. 115 of Chelyabinsk" Russia

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN GEOGRAPHY LESSONS IN SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATION CLASSES

The use of information technology in various types of geography lessons. The effectiveness of the use of ICT in grades C(K)O.

Keywords: information technology, classes C(K)O.

В МБОУ «СОШ №115 г.Челябинска» наряду с общеобразовательными классами открыты классы специального (коррекционного) образования. Цель организации данных классов - создание в школе целостной системы, которая обеспечит благоприятные психолого-педагогические условия для детей, которые имеют трудности в обучении в соответствии с их индивидуальными особенностями, а также состоянием соматического и психического здоровья.

Учащиеся классов С(К)О в силу своего психического развития тяжело усваивают материал урока, поэтому нуждаются в особой организации образовательного процесса: с ними чаще следует выполнять задания, требующие практической деятельности. Теоретический материал рекомендуется объяснять с применением наглядных пособий.

Использование информационных технологий существенно помогает и учителю, и детям данной категории в коррекции познавательной сферы.

В настоящее время имеется немало готовых компьютерных программ (видеоуроки, сайты, работа с интерактивной доской, презентации, интернет платформы и т.п.) учебного назначения. Информационные технологии можно использовать в различных типах уроков:

Тип урока

Использование информационных технологий

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Эффектная, анимированная подача учебного материала, включающая голос диктора, музыку, видеофрагменты.

Закрепление новых знаний

Различные тренажеры для проверки усвоения теоретического материала;

"Игры-бродилки" с использованием интерактивных кнопок на доске.

Обобщение, систематизация знаний

Вывод на экран основных понятий, определений и т.п.;

Тренажеры для отработки практических навыков работы с картами.

Проверка, оценка, коррекция знаний

Тесты, интерактивные игры на основе гиперссылок

Программные и технические средства обучения, используемые на уроках географии, вносят особую специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль учителя. На медиауроке учитель чаще всего выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. У учителя появляется время для организации индивидуальной работы учащихся.

В таблице представлено как трансформируются, дополняются традиционные методы обучения за счет использования информационных технологий.

Традиционные методы обучения

Традиционные средства и их дидактические возможности

Совершенствование за счет применения информационных технологий

Словесные: беседа, объяснение, рассказ

Устное слово, печатный материал (учебники, книги, пособия). Ведущее средство обучения - живое слово учителя, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями

Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор). Возможность многократно повторить материал. Гиперссылки позволяют быстро найти нужную информацию

Наглядные: карты атласа, настенные карты, макеты, схемы, рисунки

Натуральные объекты (минералы и горные породы), модели (глобус), макеты (ПТК), коллекции, таблицы, плакаты, иллюстрации, фотографии, карты, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами

Мультимедийный показ географических преобразований; виртуальное преобразование объектов; визуализация географических процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях. Лучше усваивается учебная информация, т.к. привлекаются все органы человеческих чувств

Практические работы

Учебная практика при выполнении упражнений, практических работ, с использованием карт

Пространственное моделирование объектов. Происходит логическая обработка практического материала.

Методы  контроля: устный и письменный опрос, самоконтроль и самооценка, контрольная работа

Тестовое или контрольное задание, проблемные ситуации. Проверка результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала

Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов

Урок, с применением информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов имеет свои методические достоинства:

  • повышается эффективность образовательного процесса за счет одновременного изложения теории и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
  • повышается мотивация к учению за счет привлекательности мультимедийных эффектов;
  • повышается возможность учить школьников, применяя компьютерную технику для решения учебных задач;
  • развиваются наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся;
  • формируются навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработка, выстраивание логических цепочек и др.);
  • развивается самостоятельность и творчество учащихся за счет возможности организовать индивидуальную работу;
  • повышается уровень информационной культуры школьников.

Активное участие в подготовке мультимедийных презентаций к урокам принимают и сами учащиеся. Учащиеся имеют доступ к сети интернет, используют информационные технологии, что дает детям возможность получать различную информацию. Учащиеся создают презентации к урокам как в качестве помощи учителю, так и для сопровождения собственного сообщения.

Использование ИКТ способствует созданию положительной мотивации обучения, усиливает интерес учащихся классов С(К)О к географии, формирует адекватную самооценку, дает опыт в качестве сотрудничества (учитель-ученик, ученик-ученик).

Эффективное использование информационных технологий на уроках географии можно отследить по следующим параметрам: прочность базовых знаний, желание и умение самостоятельно находить информацию, положительные эмоции у учащихся.

Использование ИКТ в классах С(К)О достаточно эффективно позволяет корректировать развитие  учащихся, помогает успешно адаптироваться им в современном информационном обществе на любом образовательном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в обучении русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Содержание Введение   ………………………………………………………………………   2Дидактические основы использования  технических средствобучения и воспитания  ……………………………………………………… ... 4Примене...

Использование элементов арт-технологий на уроках французского языка в специальных коррекционных классах VII вида.

Данный материал освещает тему использования арт-педагогических технологий при обучении французскому языку в специальных коррекционных классах VII вида...

Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс  специальной (коррекционно) школы VIII видаИмеет разделы: тема, практичкские работы, основное содержание урока....

Использование информационных технологий в обучении русскому языку в специальной̆ ( коррекционной) школе.

использование достижений информационных технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе VIII вида. Аспекты, определеяющие эффективность использования ТСО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ для 7 класса специального (коррекционного) образования VIII вида

подробная рабочая программа для коррекционников, соответствует основным требованиям....