Организация работы с одаренными детьми
материал
Статья посвящена проблеме работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi.docx | 310.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации
и профессиональной переподготовки»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Организация работы с одаренными детьми»
Выполнила:
Склярова Инна Михайловна
учитель географии
высшая квалификационная категория
МБОУ СШ № 11
г. Выкса
2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................................................3
I. Что же понимается под термином «одаренность»?……………………..........3
1.1. Методика выявления одарённых детей……………………………………...3
1.2. Категории одаренных детей………………………………………………….5
1.3. Принципы работы с одаренными детьми……………………………………5
II. Программа работы с одаренными детьми……………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………13
Приложение………………………………………………………………………14
Введение
В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. География, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.
В российском образовании все активнее внедряются новые технологии, развивается система поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения».
Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
- Что же понимается под термином «одаренность»?
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
1. интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); 2. креативности;
3. настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
1. выявление одаренных детей;
2. развитие творческих способностей на уроках;
3. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа)
4. создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
1.1. Методика выявления одарённых детей
Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе вызывается интерес к предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. Проводится работа с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах. викторинах и олимпиадах разного уровня.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.
1.2. Категории одаренных детей
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3. Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Определив таких ребят, я пытаюсь научить их думать, предпринимаю все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
На уроках географии я стараюсь показать учащимся, что знание предмета необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этогоя использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.
Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи экономического содержания, уроки-экскурсии на предприятия. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь. Провожу интегрированные уроки: географии и информатики, географии и музыки, географии и математики.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и города, областные научно-практические конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по географии. Ежегодно проводятся недели географии, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «Занимательные опыты», «Умники и умницы», и др.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и городского уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты. Учащиеся участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на городском, областном и всероссийском уровнях.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
1.3. Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип усиления внимания к проблеме метапредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
5.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
2. Программа работы с одаренными детьми
Цель программы:
- развитие у обучающихся интереса к исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.
- создание условий для оптимального развития одаренных детей
Задачи:
- выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.
В рамках реализации программы «Одарённые дети» провожу индивидуальные занятия с детьми (по индивидуальному плану). Составляя индивидуальную программу развития ребёнка, обязательно учитываю принципы построения индивидуально-образовательных программ:
- Систематическая ступенчатая диагностика;
- Индивидуальный подбор педагогических технологий;
- Контроль и корректировка;
- Пошаговая фиксация результатов.
Моя работа с одарёнными детьми имеет определённый порядок. Это:
Огромную роль в повышении мотивации к изучению географии играет внеурочная деятельность, позволяющая раскрыть потенциал школьников, эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от творческого партнерства ученика - учителя, добровольной заинтересованности учащихся познавать новое.
Участие во внеурочной деятельности позволяет моим ученикам реализовывать свои индивидуальные образовательные интересы и потребности, развивать творческие способности, содержательно организовывать досуг.
Одним из результатов эффективности участия обучающихся в различных формах внеурочной деятельности по предмету является проектная и исследовательская деятельность учащихся. В школе создан и успешно работает клуб юных исследователей (КЮИ). Весной каждого года проводятся научно-практические конференции. В таблице 1 приведены сведения о наиболее интересных работах учащихся, выполненных под моим руководством.
Таблица 1
Научно-исследовательские работы учащихся, представленные на КЮИ
№ | Учебный год | Название проекта | Фамилии авторов | Класс | Награды |
2020-2021 | Путешествие по Северному Кавказу | Поволоцкая В. | 9а | Призер
| |
2020-2021 | Миссисипи ─ река живых ископаемых | Лукьяненко У. | 9а | Призер
| |
2021-2022 | Проблема исчерпаемости мировых ресурсов | Новиков В. | 9в | Призер |
Позитивная динамика участия в различных формах внеурочной деятельности представлена в таблице 2.
Таблица 2
Название мероприятия | Количество учащихся | ||
2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 | |
Школьные выездные погружения | 15 | пандемия | пандемия |
Школьные модульные погружения | 22 (Приложение 1-2) | 19 | 18 |
Использую электронные образовательные ресурсы платформ «Учи.ру», «Якласс» и др. Они дают возможность участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы. (Таблицы 3-7)
Таблица 3
Онлайн олимпиады учебных платформ
№ | Учебный год | Номинация | Фамилии авторов | Класс | Награды |
1 | 2021-2022 | Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству | Мартынова Д. Лежнева С. | 7а 8 а | Похвальная грамота Диплом победителя (Приложение 3-4) |
2 | 2021-2022 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» | Спирин И. | 5а | Похвальная грамота (Приложение 5) |
3 | 2021-2022 | Игра для молодежи «Покорение стихий» | Мартынова Д. | 7а | Сертификат (Приложение 6) |
Таблица 7
Международные дистанционные олимпиады, проекты
№ | Учебный год | Название проекта | Фамилии участников | Класс | Награды |
1 | 2019-2020 | Международный дистанционный конкурс по географии «Олимпис» (осенняя сессия) | 4 участника | 6в | Дипломы 1-3 степени |
2 | 2020-2021 | Международный дистанционный конкурс по географии «Олимпис» (осенняя сессия) | Варницкая М., | 6в | Диплом 1 степени (Приложение 7) |
Таблица 6
Всероссийские уроки
№ | Учебный год | Название урока | Фамилии участников | Класс | Награды |
1 | 2022-2023 | Эколята – молодые защитники природы | Весь класс | 6а | Сертификат (Приложение 8) |
2 | 2022-2023 | Урок безопасности - 2022 | Захаров И. Тюхалкина К. Севастьянова П. | 6а | Сертификат (Приложение 9-11)
|
Свидетельствами, подтверждающими общественную оценку высоких результатов работы с одаренными детьми, являются:
- Подготовила к участию в Международном конкурсе "Олимпис 2019 - Осенняя сессия" учащихся МАОУ СОШ № 25/11, ставших обладателями 4 дипломов (Приложение 12-13)
- Подготовила к участию в Международном конкурсе "Олимпис 2020 - Осенняя сессия" учащихся МАОУ СОШ № 25/11, ставших обладателями I-III степени (Приложение 14-15)
Заключение
Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны учителя. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём – задача педагога, работающего с одарённым ребёнком. Одарённых детей очень радует результат их деятельности. Они сами идут вперёд, одерживая победы.
Свидетельствами, подтверждающими общественную оценку высоких результатов работы с одаренными детьми, являются:
- Диплом лауреата премии губернатора Ростовской области, распоряжение Правительства Ростовской области от 12.08.2016 № 330.
- Благодарственное письмо начальника Управления образования г. Таганрога за успешное участие в Публичной презентации в рамках конкурса лучших учителей Ростовской области – 2016;
- Благодарность за участие в проведении Всероссийских проверочных работ ВПР 2020 по предмету География в 11 классе в качестве учителя, преподающего в классе, ЧОУ ДПО МЦНМО 2020 (Приложение 16)
- Благодарность за участие в проведении Всероссийских проверочных работ ВПР 2020 по предмету География в 11 классе в качестве эксперта, ЧОУ ДПО МЦНМО 2020
- Благодарность за участие в проведении Всероссийских проверочных работ в роли ответственного по параллели/предмету, ФГБУ "ФИОКО" 2020 (Приложение 17)
- Благодарность программы «Активный учитель» образовательной платформы Учи.ru, 2022 (Приложение 18)
- Благодарность за организацию Всероссийского урока «Эколята – молодые защитники природы», 2022 (Приложение 19)
- Благодарность за организацию Урока безопасности – 2022, организованным Группой компаний «Просвещение», 2022 (Приложение 20)
Список литературы
1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. – 96 с.
2. Иванов Б. Н. Современная география в школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2002
3. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961
4. Интернет-материалы.
5. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб. Гос. ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми
В настоящее время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно - исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...
Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"
Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....
Из опыта по организации работы с одаренными детьми
Работая в рамках проекта “Храни свои корни” по программе «Ученик и его семья» коллектив школы разработал концепцию, основанную на теориях отечественных педагогов А.С. Мак...
Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики
Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением...
Организация работы с одаренными детьми и подготовка их к физическим олимпиадам, научно-практическим конференциям, исследовательской работе.
Доклад был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики....
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...