Из опыта по организации работы с одаренными детьми
статья по физике по теме
Работая в рамках проекта “Храни свои корни” по программе «Ученик и его семья» коллектив школы разработал концепцию, основанную на теориях отечественных педагогов А.С. Макаренко, Н.Е. Щурковой, на традициях семейного воспитания бурятского народа. Идеи данной концепции выражаются в следующих изречениях:
“Государство – это большая семья, а семья это маленькое государство, и держится оно на любви” (Конфуций)
“…Семья начинается с детей. Новый элемент вступает в жизнь, какое-то таинственное лицо стучится в нее – гость, который есть и которого нет, но который уже необходим, которого страстно ждут. Кто он? Никто не знает, но кто бы он ни был, он – счастливый незнакомец, с какой любовью его встречают у порога жизни”. (Герцен)
“Воспитание у детей трудолюбия – вот лучшая форма наследия родителей и одно из условий счастья наследников”(А.С. Макаренко).
Мы полностью едины в позициях воспитателя с Лидой и Ричарда Эйром. Они считают, что детей можно сравнить с ростком. «Маленькие зеленые ростки в оранжерее могут выглядеть одинаково, и тем не менее один из них – росток дуба, другой – сосны, третий – яблони. Мы из них ничего не лепим, никак их не формируем, мы их подпитываем, открывая для себя, кем они являются, узнавая, что им нужно, обеспечиваем их необходимым количеством воды, света и удобрений, чтобы помочь им вырасти лучшими образцами своего вида»[1, с11].
На основании положений и разработок по данной концепции проведены исследования:
1. о роли бурятских народных традиций как средства формирования нравственных качеств детей в семье;
2. анализ ценностно-педагогического развития прогрессивных традиций обычаев, содержательных характеристик, определяющих уровень нравственного воспитания детей,
3. бурятские народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей школьного возраста, усвоение детьми в семье нравственных норм поведения средствами народной фольклористики,
4. Раскрыты традиционные методы воздействия старших на нравственные чувства, сознание и поведение детей.
В данной статье описан практический опыт работы учителя по данной концепции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_konf.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для повышения воспитательных возможностей семьи при организации исследовательской деятельности учащихся
Жамбалова Соелма Жалсаповна,
заместитель директора по воспитательной работе
МОУ "Сахюртинская средняя общеобразовательная школа"
В условиях демократизации нашей жизни, перестройки всех её сфер неуклонно возрастают требования к членам общества, их моральному облику. В современных общественных условиях неизбежно возрастают требования к воспитанию подрастающего поколения. Множество острых проблем встает сегодня перед современной педагогической наукой.
Одной из важнейших среди них выступает проблема повышения воспитательного потенциала семьи, условия её положительного влияния на школьников, преодоления в ней негативных явлений. Под воспитательным потенциалом семьи следует понимать совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно.
В контексте современных требований перед современной школой стоит задача: привитие учащимся ключевых компетентностей. Школе одной не справиться с этой задачей, поэтому она стремиться к сотрудничеству с другими социальными институтами. Тесное сотрудничество с семьей ребенка способствует более полному решению проблемы. Решение проблемы повышения воспитательного потенциала семьи, как показывает практика, может быть обеспечено лишь в процессе педагогически целесообразного взаимодействия семьи и школы.
В данной статье мне бы хотелось поделиться опытом организации исследовательских работ по изучению культуры бурятского народа в области хозяйственной деятельности и устройства быта, в прошлом и нынешнем состоянии, уделяя большее внимание сохранению традиций и обычаев. Осветить возможные пути и методы трансформации традиций и обычаев в современности.
Работая в рамках проекта “Храни свои корни” по программе «Ученик и его семья» в течение 4-х лет в Сахюртинской средней школе разработала программы элективных курсов “Вершина мудрости”, «Тепло домашнего очага», «Ключи разума». Наибольший интерес у учащихся вызывают занятия по подготовке к семейной жизни и исследовательские работы по изучению культуры бурятского народа с точки зрения физики; научные обоснования традиционного устройства быта, уклада жизни своего народа.
Введенный в школьную программу предмет «Культура бурятского народа» способствует более серьезному отношению к занятиям данных элективных курсов. Целесообразность курсов по выбору показывает: расширение кругозора учащихся, повышение значимости практикоориентированных дополнительных занятий по физике, как общекультурного компонента.
Со стремительной быстротой преобразуется мир современной семьи, что обусловливает изменения ее этнокультурных ценностей и этнопедагогических традиций воспитания детей. Применение в преподавании методов и технологий исследовательской деятельности способствует успешному усвоению материала. Этнологические, этнографические исследования в силу своей специфики требуют особого подхода: помощи от родителей, людей старшего поколения, экскурсий, посещения учреждений культуры (в том, числе музеев). Результаты оправдывают затраты. Учение, в котором заинтересован ученик, в котором есть не просто накопление фактов, приращение знаний, есть изменение (личностная самореализация) ученика мы считаем, что именно таким значимым учением является исследовательская работа для учащихся. В такой деятельности формируются способы мышления, понимания, рефлексии, действия. За счет рефлексии знания обобщаются, закрепляются, переходя из внешнего плана во внутренний план действия учащихся. Традиции и обычаи трансформируются.
Таким образом, исследовательскую работу по изучению традиционной культуры народа мы рассматриваем как дидактическую ситуацию, в которой происходит полисубъектное взаимодействие, направленное на моделирование различного рода отношений и условий реальной действительности. Актуализация мотивов деятельности подростка и самореализация в ней способствует развитию ключевых компетентностей старшеклассника.
Принципы, определяющие педагогическую поддержку исследовательской деятельности учащихся и их семей включает в себя : принцип свободного выбора, принцип другодоминантности, принцип объединяющей деятельности, принцип ориентации[2, стр19]
Организация помощи учащимся и их семьям в преодолении информационно-поисковых и личностных затруднений в условиях продемонстрировала необходимость использования принципа свободного выбора, который означает одновременное возложение ответственности за последствия на всех субъектов деятельности. Для реализации педагогического принципа свободного выбора родителям и учителю необходимо:
- быть внутренне свободным, обладать внутренним самостоянием;
- обладать духовным достоинством (главным подтверждением человеческого достоинства является способность человека стать нужным Другому);
- четко осознавать свою профессиональную позицию. (Родитель, испытывающий убежденность в своей личной и профессиональной компетентности, оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение ребенка, стимулирует у него стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге развивающее воздействие на личность).
В 10 классе обучалась Баирова Дулмажаб, которая занималась исследованием способов получения качественного способа сушки и вяления мяса (борсо) традиционным методом. В данном исследовании непосредственное участие принимал отец Дулмажаб, работающий много лет ветеринаром. Профессиональная компетентность отца очень помогла в исследованиях дочери. Работа «Физические основы приготовления сушеного мяса (борсо) фактор эффективности и экономичности использования в быту» стала победителем окружной научно-практической конференции «Шаг в будущее», дипломантом научно-практической конференции молодых исследователей Сибирского федерального округа в г. Красноярск, где получила высокую оценку со стороны преподавателей Красноярского института пищевой промышленности.
Двусторонний характер педагогического взаимодействия и происходящих изменениях во взаимодействующих субъекта отражает принцип другодоминантности. Соблюдение субъектных отношений между учеником и учителем, родителями – это признание ценностей друг друга, рождающий доброжелательность, внимание, деликатность, т.е равнопартнерские отношения. Именно такие отношения направлены на очеловечивание взаимоотношений. Главным регулятором такого рода отношений выступает не внешнее принуждение, а свободный нравственный выбор. Происходит совместный поиск истины. Педагогический принцип другодоминантности предписывает взрослым постоянное инициирование осознания связи своего личностного «Я» с субъектами и объектами социально-экономической действительности и осмыслению свободного выбора. Хотя каждому родителю его дитя всегда остается ребенком. Родители готовы помочь своему ребенку в любую минуту. Если их ребенок изучает вопросы, в которых взрослый более компетентен, обращается к нему или к ней за помощью, то они вступают в роли «партнеров». Так как они уверены в том, что реализация принципа другодоминантности позволит им обратить внимание детей к способам рефлексии своей деятельности и поведения. Организация исследовательской деятельности педагога обеспечивает не только развитие ценностно-смысловой компетентности, но и социально – трудовой компетентности
Совместная работа сближает людей, содействует укреплению дружественных связей, если этот взрослый родственник, то крепнут кровные узы. Кем бы он не был этот взрослый, он приобретает авторитет у ребенка, в глазах ребенка поднимается его престиж. А подросток заслуживает авторитет у старшего поколения тем, что понимает и принимает те ценности, которыми они дорожат. Одинокие бабушки и дедушки становятся друзьями подростков. Известно, что старые люди более свободны в своих суждениях, мыслях. Они оказывают всегда положительное воздействие. Общение с ними дают школьникам богатый жизненный опыт, не только в интересующейся проблеме. При организации исследовательской работы необходимо соблюдать некоторые правила
Первое, изучаются личные мотивы ученика, решившегося заняться исследованием данной проблемы, а также воспитательный потенциал семьи. Это можно сделать следующим образом. Понаблюдать за учеником некоторое время, побеседовать с родителями. Затем в личной беседе с родителями осветить проблему исследования и возможные пути решения. Необходимо убедить родителей в успешности начатого дела, в том, что отрицательный результат – это тоже результат, главное ребенок приобретает опыт исследовательской деятельности.
Второе, создание условий достижения успеха. Оптимальное время на самостоятельное обдумывание решения проблемы от 3 до 6 месяцев. Выбор стратегии действий, прогнозируемый результат обсуждаются совместно. Составляется четкий план для дальнейших действий.
Из личного опыта можно отметить, что родители чаще всего не знакомы с технологией оформления исследовательской деятельности, но очень быстро понимают суть дела на примере других работ, для чего практикуется в школе публичные отчеты по результатам исследований учащимися дипломантами Всероссийских, зональных соревнований, фестивалей молодых исследователей. Работа Хаимчиковой Цырегмы, победителя IV Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «Юнэко -2006», (на тему «Физические свойства сухого навоза «аргала», как основа его эффективного использования в животноводстве») опубликована в газете «Толон». Технология получения борсо в современных условиях описанная в научной статье Баировой Дулмажаб, дипломантки НПК молодых исследователей Сибирского федерального округа в г. Красноярск также вызвала широкий интерес у населения Агинского округа (опубликована в газете «Толон» за 2007 год).
В ходе выполнения исследований серьезное внимание уделяется на научность, на теоретическое обоснование. Чем больше консультантов, тем лучше. Вся семья Баировых активно помогала в исследованиях дочери, и недаром её работа получила высокую оценку со стороны преподавателей Красноярского института пищевой промышленности. А односельчане идут за советом по технологии приготовления национальной пищи уже к родителям девочки, что в итоге повышаются «жизненные силы» всей семьи.
В силу богатства веками выработанных традиций и обычаев в семье сохраняются многие непреходящие духовные ценности. Одной из которых является стремление вырастить детей добропорядочными, дать достаточную материальную и духовную основу для обеспеченной жизни [2, 59]. Именно семья первой воспитательной средой, закладывающей основы развития каждой личности.
Дети берут свою жизненную энергию, свой жизненный тонус черпают в первую очередь, в семье и в окружении, т.е. в социуме, в школе.
И наконец, трансформируя вековые традиции народа школа прилагает все усилия чтоб сделать жизнь ученика таким, чтобы каждое повседневное обращение к нему от других людей было своего рода наградой, дающей им очередную порцию жизненных сил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики
Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением...
Организация работы с одаренными детьми и подготовка их к физическим олимпиадам, научно-практическим конференциям, исследовательской работе.
Доклад был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики....
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
"Из опыта организации работы с одаренными детьми "
Жизнь учителя удивительна тем, что среди нас рождаются и живут необыкновенные талантливые дети. Присмотритесь к ним, помогите им&helli...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
обобщение опыта по теме "Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"
В работе представлен опыт учителя истории и обществознания по работе с одаренными детьми...
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....