Из опыта по организации работы с одаренными детьми
статья по физике по теме

Жамбалова Соелма Жалсаповна

 

Работая в рамках проекта “Храни свои корни” по программе «Ученик и его семья» коллектив школы  разработал  концепцию, основанную на  теориях отечественных  педагогов А.С. Макаренко,  Н.Е. Щурковой,  на традициях семейного воспитания бурятского народа. Идеи данной концепции   выражаются в следующих изречениях:

“Государство – это большая семья, а семья это маленькое государство, и держится оно на любви” (Конфуций)

“…Семья начинается с детей. Новый элемент вступает в жизнь, какое-то таинственное лицо стучится в нее – гость, который есть и которого нет, но который уже необходим, которого страстно ждут. Кто он? Никто не знает, но кто бы он ни был, он – счастливый незнакомец, с какой любовью его встречают у порога жизни”.  (Герцен)

“Воспитание у детей трудолюбия – вот лучшая форма наследия родителей и одно из условий  счастья наследников”(А.С. Макаренко).

Мы полностью едины в позициях воспитателя с Лидой и  Ричарда Эйром. Они считают, что детей можно сравнить с ростком. «Маленькие зеленые ростки в оранжерее могут выглядеть одинаково, и тем не менее один из них – росток дуба, другой – сосны, третий – яблони. Мы из них ничего не лепим, никак их не формируем, мы их подпитываем, открывая для себя, кем они являются, узнавая, что им нужно, обеспечиваем их необходимым количеством воды, света и удобрений, чтобы помочь им вырасти лучшими образцами своего вида»[1, с11]. 

На основании положений и разработок по данной концепции проведены исследования:

1.      о роли бурятских народных традиций как средства формирования нравственных качеств детей в семье;

2.      анализ ценностно-педагогического развития  прогрессивных традиций обычаев, содержательных характеристик, определяющих уровень нравственного воспитания детей,

3.      бурятские народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей школьного возраста, усвоение детьми в семье нравственных норм поведения средствами народной фольклористики,

4.      Раскрыты традиционные методы воздействия старших на нравственные чувства, сознание и поведение детей.

 

В данной статье описан практический опыт работы учителя по данной концепции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_k_konf.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание  условий для повышения воспитательных  возможностей семьи  при организации исследовательской деятельности учащихся

Жамбалова Соелма Жалсаповна,

заместитель директора по воспитательной работе

МОУ  "Сахюртинская средняя общеобразовательная школа"

В условиях демократизации нашей жизни, перестройки всех её сфер неуклонно возрастают требования к членам общества, их моральному облику. В современных общественных условиях неизбежно возрастают требования к воспитанию подрастающего поколения. Множество острых проблем встает сегодня перед современной педагогической наукой.

Одной из важнейших среди них выступает проблема повышения воспитательного потенциала семьи, условия её положительного влияния на школьников, преодоления в ней негативных явлений. Под воспитательным потенциалом семьи следует понимать совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно.

 В контексте современных требований перед современной школой стоит задача: привитие учащимся ключевых компетентностей. Школе одной не справиться с этой задачей, поэтому она стремиться к сотрудничеству с другими социальными институтами. Тесное сотрудничество с семьей ребенка способствует более полному решению проблемы. Решение проблемы повышения воспитательного потенциала семьи, как показывает практика, может быть обеспечено лишь в процессе педагогически целесообразного взаимодействия семьи и школы.

В данной статье мне бы хотелось поделиться опытом организации исследовательских работ по изучению  культуры бурятского народа  в области  хозяйственной деятельности и устройства быта, в прошлом и  нынешнем состоянии, уделяя большее внимание сохранению традиций и обычаев. Осветить возможные пути и методы трансформации традиций и обычаев в современности.

Работая в рамках проекта “Храни свои корни” по программе «Ученик и его семья» в течение 4-х лет в Сахюртинской средней школе разработала   программы элективных курсов “Вершина мудрости”, «Тепло домашнего очага», «Ключи разума».  Наибольший интерес у учащихся вызывают занятия по подготовке к семейной жизни и исследовательские работы по изучению  культуры бурятского народа с точки зрения физики; научные обоснования традиционного  устройства  быта, уклада жизни своего народа.  

Введенный  в   школьную программу предмет «Культура бурятского народа»  способствует  более серьезному отношению к занятиям данных элективных курсов. Целесообразность курсов по выбору показывает: расширение кругозора учащихся, повышение значимости практикоориентированных дополнительных занятий по физике, как  общекультурного  компонента.

Со стремительной быстротой преобразуется мир современной семьи, что обусловливает изменения ее этнокультурных ценностей и этнопедагогических традиций воспитания детей. Применение в преподавании методов и технологий исследовательской деятельности  способствует успешному усвоению материала. Этнологические, этнографические исследования  в силу своей специфики  требуют особого подхода:  помощи  от  родителей, людей старшего поколения, экскурсий, посещения учреждений культуры (в том, числе музеев). Результаты оправдывают затраты.    Учение, в котором заинтересован ученик, в котором есть не просто накопление фактов, приращение знаний, есть изменение (личностная самореализация) ученика  мы считаем, что именно таким значимым учением является исследовательская работа для учащихся. В такой деятельности  формируются  способы мышления, понимания, рефлексии, действия. За счет рефлексии знания обобщаются, закрепляются, переходя из внешнего плана во внутренний план действия учащихся. Традиции и обычаи трансформируются.

Таким образом, исследовательскую работу по изучению традиционной культуры народа мы рассматриваем как дидактическую ситуацию, в которой происходит полисубъектное взаимодействие, направленное на моделирование различного рода отношений и условий реальной действительности. Актуализация мотивов деятельности подростка и самореализация в ней  способствует развитию ключевых компетентностей старшеклассника.

Принципы, определяющие педагогическую поддержку исследовательской деятельности учащихся и их семей включает в себя : принцип свободного выбора, принцип другодоминантности, принцип объединяющей деятельности, принцип ориентации[2, стр19]

Организация помощи учащимся и их семьям в преодолении информационно-поисковых и личностных затруднений в условиях продемонстрировала необходимость  использования принципа свободного выбора, который означает одновременное возложение ответственности за последствия на всех субъектов деятельности. Для реализации педагогического принципа свободного выбора родителям и учителю необходимо:

  1. быть внутренне свободным, обладать внутренним самостоянием;
  2. обладать духовным достоинством (главным подтверждением человеческого достоинства является способность человека стать нужным  Другому);
  3. четко осознавать свою  профессиональную позицию. (Родитель, испытывающий убежденность в своей личной и профессиональной компетентности, оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение ребенка, стимулирует у него стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге развивающее воздействие на личность).

В 10 классе обучалась Баирова Дулмажаб, которая занималась исследованием способов получения  качественного способа сушки и вяления мяса  (борсо) традиционным методом. В данном исследовании непосредственное участие принимал отец Дулмажаб, работающий много лет ветеринаром. Профессиональная компетентность отца очень помогла  в исследованиях дочери. Работа «Физические основы приготовления сушеного мяса (борсо) фактор эффективности и экономичности  использования в быту»  стала победителем окружной научно-практической конференции «Шаг в будущее», дипломантом научно-практической конференции молодых исследователей Сибирского федерального округа в г. Красноярск, где получила высокую оценку со стороны преподавателей Красноярского института пищевой промышленности.

Двусторонний характер педагогического взаимодействия и происходящих  изменениях во взаимодействующих субъекта отражает принцип другодоминантности. Соблюдение субъектных отношений между учеником и учителем, родителями – это признание ценностей друг друга, рождающий доброжелательность, внимание, деликатность, т.е равнопартнерские отношения. Именно такие отношения направлены на очеловечивание взаимоотношений.  Главным регулятором такого рода отношений выступает не внешнее принуждение, а свободный нравственный выбор. Происходит совместный поиск истины. Педагогический принцип  другодоминантности  предписывает взрослым постоянное инициирование осознания связи своего личностного «Я» с субъектами и объектами социально-экономической действительности и осмыслению свободного выбора.  Хотя каждому родителю его дитя всегда остается ребенком. Родители готовы помочь  своему ребенку в любую минуту.  Если их ребенок  изучает вопросы,  в которых  взрослый более компетентен, обращается  к нему или к ней за помощью, то они вступают в роли «партнеров». Так как они уверены в том, что реализация принципа другодоминантности позволит им обратить внимание  детей к способам рефлексии своей деятельности и поведения. Организация исследовательской деятельности педагога обеспечивает не только развитие ценностно-смысловой компетентности, но и социально – трудовой компетентности

Совместная работа сближает людей, содействует укреплению дружественных связей, если этот взрослый родственник, то крепнут кровные узы. Кем бы он не был этот взрослый, он приобретает авторитет у ребенка, в глазах ребенка поднимается его престиж.  А подросток  заслуживает авторитет у старшего поколения тем, что понимает и принимает те ценности, которыми они дорожат. Одинокие бабушки и дедушки становятся  друзьями  подростков. Известно, что старые   люди более свободны в своих суждениях, мыслях. Они оказывают всегда положительное воздействие. Общение с ними дают школьникам богатый жизненный опыт, не только в интересующейся проблеме. При организации исследовательской работы необходимо соблюдать некоторые правила

Первое, изучаются  личные мотивы ученика, решившегося заняться исследованием данной проблемы, а также  воспитательный потенциал семьи. Это можно сделать следующим образом. Понаблюдать за учеником некоторое время, побеседовать с родителями. Затем в личной беседе с родителями осветить  проблему исследования  и возможные пути решения. Необходимо убедить родителей в успешности начатого дела, в том, что отрицательный результат – это тоже результат,  главное ребенок приобретает опыт исследовательской деятельности.  

Второе,  создание условий достижения успеха. Оптимальное время на самостоятельное  обдумывание решения проблемы от 3 до 6 месяцев. Выбор  стратегии действий, прогнозируемый результат обсуждаются совместно. Составляется  четкий план для дальнейших действий.  

Из личного опыта можно отметить, что родители чаще всего не знакомы с технологией оформления исследовательской деятельности, но очень быстро понимают суть дела на  примере  других  работ, для  чего  практикуется в школе  публичные отчеты по результатам исследований  учащимися дипломантами Всероссийских, зональных соревнований, фестивалей молодых исследователей. Работа Хаимчиковой Цырегмы, победителя IV Всероссийского  молодежного форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «Юнэко -2006», (на тему «Физические свойства сухого навоза «аргала», как основа его эффективного использования в животноводстве»)  опубликована в газете «Толон». Технология получения борсо в современных условиях описанная в научной статье Баировой Дулмажаб, дипломантки НПК молодых исследователей Сибирского федерального округа в г. Красноярск также вызвала широкий интерес у населения Агинского округа (опубликована в газете «Толон» за 2007 год).  

 В ходе выполнения исследований серьезное внимание уделяется  на научность, на теоретическое обоснование. Чем больше консультантов, тем лучше. Вся семья Баировых  активно помогала в исследованиях дочери, и недаром её работа получила высокую оценку со стороны преподавателей Красноярского института пищевой промышленности. А односельчане идут за советом по технологии  приготовления  национальной пищи   уже  к  родителям  девочки, что в итоге повышаются  «жизненные силы» всей семьи.

В силу богатства веками выработанных традиций и обычаев в семье сохраняются многие непреходящие духовные ценности. Одной из которых является стремление вырастить детей добропорядочными, дать достаточную материальную и духовную основу для обеспеченной жизни [2, 59]. Именно семья  первой воспитательной средой, закладывающей основы развития каждой личности.

Дети берут свою жизненную энергию, свой жизненный тонус черпают  в первую очередь, в семье и в окружении, т.е. в социуме, в школе.

И наконец, трансформируя вековые традиции народа школа прилагает все усилия чтоб сделать жизнь ученика  таким, чтобы каждое повседневное обращение к нему от других людей было своего рода наградой, дающей им очередную порцию жизненных сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики

Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

"Из опыта организации работы с одаренными детьми "

Жизнь учителя удивительна тем, что среди нас рождаются и живут необыкновенные талантливые дети.  Присмотритесь к ним, помогите им&helli...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

обобщение опыта по теме "Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"

В работе представлен опыт учителя истории и обществознания по работе с одаренными детьми...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....