СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
статья по географии (7 класс)
Статья посвящена вопросу совершенствования и преподавания географии в школе. На примере темы «Природно-территориальные комплексы» в разных классах рассмотрены методы и приемы активизации познавального процесса и заинтересованности обучающихся на уроках географии. Эффективное использование учителем на уроке нескольких различных методов и приемов повышает качество и эффективность обучения. В статье приведены примеры заданий для изучения природных зон начина с 4 класса курсе «Окружающего мира» и закачивая 8 классом в курсе «География России»
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 372.891
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗЕМЛИ»
Цапина А.С
Воронежский государственный педагогический университет
tsapina96@gmail.com
WAYS TO INCREASE THE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE STUDY OF THE TOPIC "NATURAL-TERRITORIAL COMPLEXES OF THE EARTH"
Tsapina A.S.
tsapina96@gmail.com
Аннотация: Статья посвящена вопросу совершенствования и преподавания географии в школе. На примере темы «Природно-территориальные комплексы» в разных классах рассмотрены методы и приемы активизации познавального процесса и заинтересованности обучающихся на уроках географии. Эффективное использование учителем на уроке нескольких различных методов и приемов повышает качество и эффективность обучения. В статье приведены примеры заданий для изучения природных зон начина с 4 класса курсе «Окружающего мира» и закачивая 8 классом в курсе «География России»
Ключевые слова: Природно-территориальный комплекс, природная зона, актуализации знаний, проектная деятельность, визитная карточка природных зон.
Abstract: The article is devoted to the issue of improving and teaching geography at school. Using the example of the topic "Natural-territorial complexes" in different classes, methods and techniques of activating the cognitive process and the interest of students in geography lessons are considered. The teacher's effective use of several different methods and techniques in the lesson improves the quality and effectiveness of teaching. The article provides examples of tasks for studying natural areas starting from the 4th grade of the course "The Surrounding world" and downloading the 8th grade in the course "Geography of Russia"
Keywords: Natural-territorial complex, natural zone, knowledge actualization, project activity, business card of natural zones.
В настоящее время образовательный процесс меняется с каждым днем. Изменения претерпевает и урок географии. Все новые приемы и методы обучения появляются при изучении разных тем, но тема природных зон обычно изучается по одному и тому же сценарию. Есть несколько общепринятых планов изучения природно-территориальных комплексов которые в свою очередь несут традиционные планируемые результаты: предметные (формирование представлений о природных зонах); метапредметные (умения находить на карте природные зоны Земли); личностные (формирование умений управления своей учебной деятельностью, развития внимания, творческого мышления). Для расширения этих результатов на уроке географии можно применять различные методы и приемы.
В курсе окружающего мира в 4 классе есть тема «Изучение природных зон Земли», которая изучается несколько часов. Для актуализации знаний, обучающихся можно применить следующие задания:
С какой природной зоной мы уже знакомы?
Покажите эту природную зону на карте.
Чем запомнилась эта природная зона?
Покажите природные зоны на карте.
Исправь географические ошибки в тексте: «Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и островами. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60°С, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля). Здесь преобладают арктические пустыни».
Изучение природных зон мира в 6 класс. На эту тему в школьном курсе географии выделяется 1 час. В этой теме комплексы изучаются в свете единых повторяющихся фактов, основанных на географическом положении и климатических условиях. На уроке учитель не только объясняет новый материал, но и различными способами закрепляем уже изученный на прошлых уроках материал. «По описанию вы должны определить, в какую природную зону мы отправимся?» (работа сопровождается показом каждой природной зоны на экране).
В холодных водах моря идёт своя жизнь. Как только льдины откочуют на север, оживают прибрежные воды. Стада усатых моржей уплывают на север вслед за льдинами. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. (Ледяная зона). На примере таких описаний можно сформировать не только образное представление о природной зоне, но и закрепить уже полученные знания о климатических условиях Земли и распределении тепла и света на планете.
Изучение природных зон материков в 7 классе. На эту тему в курсе географии выделяется 7 часов. При изучении каждого материка предлагается и изучение природных зон соответствующего изучаемого материка. Для знакомства с природными зонами авторы учебников предлагают план изучения природно-территориальных комплексов, который мы рассмотрим на примере учебника География 7 класс Алексеев, Николина, Липкина. Просвещение: 1. Географическое положение природной зоны. 2. Климатические условия и особенности сочетания тепла и влаги. 3. Типы почв. Растительный и животный мир. 4. Приемы взаимодействия между компонентами природы. 5. Виды хозяйственной деятельности человека [1].
Расширение и закрепление знаний при переходе из класса в класс – это очень важный аспект для образования современных учеников. В современном мире дети развиваются на много быстрей своих предшественников и поэтому применение творческих и проектных заданий увеличиваю заинтересованность в предмете и теме изучения.
Проект на тему: Влажные экваториальные леса Южной Америки.
Цель: создать буклет «Влажные экваториальные леса».
Задачи:
1. Изучить влажные экваториальные леса Южной Америки;
2. Дать характеристику географического положения на материке;
3. Рассмотреть растительный и животный мир Южной Америки;
4. Выявить значение для планеты.
Для полноты картины ребятам предлагается сделать презентацию и выступать перед своим классом.
В современном образовательном стандарте обучения в курсе 7 класса отсутствуют темы по изучению природы родного края и для ознакомления обучающихся ребятам в группе предлагается выполнить проект «Природа Воронежской области»
Цель: создать карту природных зон Воронежской области.
Задачи:
1. Выяснить природные условия степной и лесостепной зоны;
2. Выявить растительный и животный мир степной и лесостепной зоны;
3. Дать характеристику степной и лесостепной зоны.
Изучение природы своей страны есть и в курсе географии 8 класса что дает полное представление о природе страны и всего 1 час на изучение природы родного края по этому самым рациональным распределение учебной нагрузки будет ознакомление с особенностями природы своего края постепенно или дозированно начиная с 7 класса при изучении темы природно-территориальные комплексы Евразии. Для учеников 8 класса множа использовать задание «Визитная карточка природно-территориального комплекса».
Визитная карточка природной зоны представляет собой характеристику комплекса, включающая признаки физико-географического положения, особенности климатических и антропогенных условий, закономерности распределения типов почв, особенности особо охраняемых природных территорий, эндемиков, занесённых в красную книгу.
В процессе обучения географии один метод используется редко. Эффективное использование учителем на уроке нескольких различных методов и приемов повышает качество и эффективность обучения. Если квалифицированный педагог правильно использует каждый метод и прием, то обучающиеся станут более активными в процессе обучения и смогут формировать у себя творческое мышление. В заключение следует отметить, что умелое использование интерактивных методов в теоретической и практической подготовке для повышения грамотности конкурентоспособных специалистов в области географии и формирования географических знаний обеспечивает достижение образовательных целей. Это означает, что каждый учитель географии может добиться положительных результатов в процессе географического образования, если эффективно использует передовые педагогические технологии и дидактические материалы по темам, дидактические игры в процессе обучения своему предмету [3]. Ведь форма их отбора и проведения создает прочную основу как способ достижения цели, поставленной воспитателем [2].
Список литературы:
- Алексеев, А. И. География. 7 класс. Учебник для образовательных организаций / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. – Москва: Просвещение, 2021. – 256 с.
- Джуманов, Б. Н. Процесс и способы повышения активности учащихся в преподавании географии / Б. Н. Джуманов. – Карши: Вестник науки 2022. №4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-i-sposoby-povysheniya-aktivnosti-uchaschihsya-v-prepodavanii-geografii (дата обращения: 10.05.2022).
- Толипов, У. К Основы применения педагогических технологий / У. К. Толипов, М. А. Усмонбоева. – Томск: Фан, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов на уроках английского языка как способ повышения активности и самостоятельности
В данной статье рассматривается проектная деятельность на уроке английского языка как один из способов повышения познавательной активности школьников и формирования самостоятельности в работе с информ...
Методическая разработка урока . Тема :«Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины» 8 класс
Урок сиспользованием элементов технологии развития критического мышления. очень понравился обучающимся . Позволяет эффективноиспользовать время урока и развивает познавательный интерес учи...
Открытый урок по географии 8 класс на тему: «Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины»
Задачи:Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;Развивающие: Развитие ...
Мастер-класс на тему «Рефлексивно-сотворческие практики как способ повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка.»
Данный мастер-класс предназначен для педагогов различных предметных направлений, молодых специалистов, наставников, методистов, заместителей директоров по методической работе, на примере учителей инос...
Презентация "Театральная педагогика как способ повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка"
Театральные постановки на уроке - сильный мотив к изучению иностранного языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляются возможности активизировать на этой основе пр...
Тема самообразования "Способы повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка"
Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашив...