Методическая разработка урока . Тема :«Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины» 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок сиспользованием элементов технологии развития критического мышления. очень понравился обучающимся . Позволяет эффективноиспользовать время урока и развивает познавательный интерес учит работать с различными источниками географической информации. Применение полученых знаний на уроке в практической жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 38.98 КБ |
вопросы- слайды для проверки д/з | 710.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №
Тема:«Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины»
Дата «___________»
Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;
Развивающие: Развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности,
развитие пространственного воображения, памяти, мышления;
Воспитательные: продолжить развитие нравственно – эстетического отношения к природе, совершенствовать культуру общения.
Воспитание любви к родине на примерах красоты и неповторимости Русской равнины, воспитание чувства бережного отношения к природе страны, Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: Урок путешествие с элементами технологии развития критического мышления и ИКТ
Вид урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: физическая карта России, видеоролик о красоте России, карточки, таблица, атласы, дополнительные тексты из научно популярной и художественной литературы.
План урока
- Организационный этап.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
- Изучение нового материала
- Этап первичного закрепления
- Этап обобщения и систематизации материала.
- Этап подведения итогов и рефлексия
- Информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие по просторам Русской равнины. Но для этого нам необходимы знания, ранее полученные в пути следования.
- Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала.
Учитель проводит опрос.
1.Индивидуальная работа на местах по карточкам. (3 чел).
1. Задание:
Прочитайте текст и определите ошибки в характеристиках и размещениях природных зон Русской равнины.
«Равнинный рельеф и резкое изменение климата привели к тому что, значительная часть Русской равнины это зона тундры. Причем на востоке площадь данной природной зоны сокращается до узкой полосы. Леса занимают боле половины площади равнины и представлены главным образом тайгой. Возрастание континентальности климата приводит к тому, что основными древесными породами являются: ель, сосна, лиственница, а в южных частях дуб, клен. Вдоль южных границ леса располагаются ареалы лесостепей»
- Работа у доски. Устный опрос
1.Задание:
Назовите климатообразующие факторы определяющие климат равнины? Действия, каких климатообразующих факторов приводит к формированию неустойчивой, быстро и резко меняющейся погоды?»
Петрозаводск
Воронеж Климат Волгоград
Астрахань
- Задание: Установите соответствие между реками Русской равнины и бассейнами, к которым они относятся?
Волга Атлантический океан
Дон Бассейн внутреннего стока
Нева Северно-Ледовитый океан
Ока
Печера
Северная Двина
- Фронтальная работа с классом
- Задание : Работа со слайдами (задания загадки озера)
А) Величайшее бессточное озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой. В древности называлось Хвалынским, Хазарским. (Каспийское)
Б) Это озеро – самый крупный природный пресноводный водоем Европы. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. В нем около 660 островов, самый известный Валаам. У озера славная история: в годы ВОВ по его льду проходила Дорога жизни - единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)
В) Еще при Петре I проложили «Государеву дорогу» - от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает одна река Свирь. Иначе озеро называется Нево . (Онежское)
Г) А это озеро исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское)
Проверка работ по карточкам «Природные зоны» дополнительный вопрос: Вспомните определение природной зоны.
- Этап изучения нового материала
Три пути ведут к знанию:
Путь размышления –
Это путь самый благородный,
Путь подражания – это путь самый легкий,
И путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций
Сегодня на уроке нам предстоит пройти эти три пути. Мы попытаемся, используя уже накопленные нами знания, пройти сложный путь первооткрывателей землепроходцев и боле подробно изучить пусть уже известные ранее территории. Но мы пока учимся, а дальше как знать может быть вам и откроется своя «Терра инкогнито».
Но мы с вами не просто учащиеся, мы – ландшафтоведы и находимся в научно-исследовательской экспедиции. За нашими действиями наблюдают представители Российского географического общества. Они будут принимать у нас материалы экспедиции. Познакомившись с разными компонентами природы, убедились, что все компоненты изменяются в пространстве и времени. Но всегда и везде они взаимосвязаны. И так нас ждет первый путь – путь размышления.
- Видео ролик «Карелия».
После просмотра части видео ролика учитель задает вопросы.
- О какой территории идет речь?
- Взаимосвязь, каких природных компонентов можно проследить?
- А если мы прослеживаем взаимосвязь, то и речь пойдет о …..? (Природном комплексе)
Тема урока «ПТК Русской равнины»
Цель урока: Изучить ПТК Русской равнины и изучить их особенности.
И так Карелия
- В какой части Равнины располагается данный ПТК?
- Какие ассоциации всплывают у вас при упоминании об этом крае? Составьте схему
Какой вывод можно сделать?
По учебнику, стр. 185определите к какому ПТК относится?
Учитель: Мы подошли к следующему пути – пути подражания – это путь самый легкий. И вам предстоит заполнить дневник путешествия – таблицу. Я попрошу вносить только ключевые слова, характеризующие территории, указанные в первой колонки. Время работы 10 минут.
Учащиеся заполняют таблицу (работа в группах по рядам)
Название ТПК | Географическое положение | Рельеф | Климат | Примечание |
Кольско- Карельская тундрово – таежная территория. | ||||
Малоземельская и Большеземельская морено- морские тундровые и лесотундровые равнины. | ||||
Моренные лесные равнины |
Ф/минутка
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали
Руки вверх и руки вниз
Влево вправо повернись.
- Этап первичного закрепления
Учитель просит прокомментировать результаты заполнения.
- Этап обобщения и систематизации материала.
Учитель перед нами завершающий путь – путь опыта
Учащиеся выполняют тест (5 минут)
Работаем с тестом
- «Озерным краем» называют:
А. Лесные мореные равнины
Б. Кольско - Карельскую тундрово-таежную территорию
В. Малоземельскую и Большеземельскую территорию
2. На территории тайги Русской равнины расположены леса:
А) елово–пихтовые
Б) лиственничные
В) еловые и сосновые
3. Почти вся Карелия лежит в пределах
А) Балтийского щита
Б) Алданского щита
В) Плато Путорана
4. В результате, каких процессов в Карелии появились «Бараньи лбы»
А) Водная эрозия
Б) Складчатые движения земной коры
В) Движение ледников
5. « Край лесов, болот и сосен» это
А) Карелия
Б) полесье
В) Малоземельская морено - морская территория
Текст
«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам возвышаются ослепительно белые горы…..
Все это …… полуостров около 80 % территории занято тайгой и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».
Ответы теста: (1- б; 2-в; 3-а; 4- в; 5-б)
Все ответы правильные - «5»
Одна ошибка - «4»
Две ошибки - «3»
- Этап подведения итогов и рефлексия
Рефлексия
- Как я работал (а) на уроке?
- Самым интересным было…
- Что изучил нового?
- Ваши пожелания учителю.
- Домашнее задание: §33 по предложенному тексту определите о каком ПТК Русской равнины идет речь?
Приложение 2
Таблица для первой группы
Название ТПК | Географическое положение | Рельеф | Климат | Примечание |
Кольско- Карельская тундрово – таежная территория. |
Таблица для второй группы
Название ТПК | Географическое положение | Рельеф | Климат | Примечание |
Малоземельская и Большеземельская морено-морские тундровые и лесотундровые равнины. |
Таблица для третьей группы
По предложенному тексту заполните таблицу.
Название ТПК | Географическое положение | Рельеф | Климат | Примечание |
Моренные лесные равнины |
Приложение 3.
Текст для третьей группы
Южнее тундры расположены моренные лесные равнины, где отчетливо выражены ледниковые отложения и ледниковый рельеф.
Но если на севере ледник проделал разрушительную работу, уничтожив осадочные слои горных пород, то здесь его деятельность проявилась в формировании своеобразного и живописного мореного рельефа. В понижениях между мореными холмами возникли многочисленные озера.
Климат района формируется под влиянием переноса теплых воздушных масс, которые с циклонами приходят с запада и юго-запада. Частое прохождение циклонов создает очень не устойчивую погоду.
С юга моренные лесные равнины окаймляются прерывистой полосой песчаных низин – полесий. Полесья часто называют « Краем песков, болот и сосен»
«К северу от Оки, где она делает резкий поворот на восток, не доходя до Рязани, лежат громадные мещерские болота – мшары. Это заросшие течение тысячелетий озера. Они занимают площадь в 300 тысяч га.
Когда стоишь среди такого болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера - «материк» - с его густым сосновым лесом.
Идти по мшарам трудно. Нога тонет в зеленых и серых мхах по самое колено.
Озера окружены такими густыми зарослями и высокой травой, что можно пройти в нескольких метрах и не заметить воды»
Текст для третьей группы
Южнее тундры расположены моренные лесные равнины, где отчетливо выражены ледниковые отложения и ледниковый рельеф.
Но если на севере ледник проделал разрушительную работу, уничтожив осадочные слои горных пород, то здесь его деятельность проявилась в формировании своеобразного и живописного мореного рельефа. В понижениях между мореными холмами возникли многочисленные озера.
Климат района формируется под влиянием переноса теплых воздушных масс, которые с циклонами приходят с запада и юго-запада. Частое прохождение циклонов создает очень не устойчивую погоду.
С юга моренные лесные равнины окаймляются прерывистой полосой песчаных низин – полесий. Полесья часто называют « Краем песков, болот и сосен»
«К северу от Оки, где она делает резкий поворот на восток, не доходя до Рязани, лежат громадные мещерские болота – мшары. Это заросшие течение тысячелетий озера. Они занимают площадь в 300 тысяч га.
Когда стоишь среди такого болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера - «материк» - с его густым сосновым лесом.
Идти по мшарам трудно. Нога тонет в зеленых и серых мхах по самое колено.
Озера окружены такими густыми зарослями и высокой травой, что можно пройти в нескольких метрах и не заметить воды»
Приложение 5
Текст к домашнему заданию
«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам возвышаются ослепительно белые горы…..
Все это …… полуостров около 80 % территории занято тайгой и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».
Текст к домашнему заданию
«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам возвышаются ослепительно белые горы…..
Все это …… полуостров около 80 % территории занято тайгой и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».
Текст к домашнему заданию
«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам возвышаются ослепительно белые горы…..
Все это …… полуостров около 80 % территории занято тайгой и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».
Текст к домашнему заданию
«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам возвышаются ослепительно белые горы…..
Все это …… полуостров около 80 % территории занято тайгой и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».
Текст к домашнему заданию
«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам возвышаются ослепительно белые горы…..
Все это …… полуостров около 80 % территории занято тайгой и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».
Приложение 1
1. Задание:
Прочитайте текст и определите ошибки в характеристиках и размещениях природных зон Русской равнины.
«Равнинный рельеф и резкое изменение климата привели к тому что, значительная часть Русской равнины это зона тундры. Причем на востоке площадь данной природной зоны сокращается до узкой полосы. Леса занимают боле половины площади равнины и представлены главным образом тайгой. Возрастание континентальности климата приводит к тому, что основными древесными породами являются: ель, сосна, лиственница, а в южных частях дуб, клен. Вдоль южных границ леса располагаются ареалы лесостепей»
1. Задание:
Прочитайте текст и определите ошибки в характеристиках и размещениях природных зон Русской равнины.
«Равнинный рельеф и резкое изменение климата привели к тому что, значительная часть Русской равнины это зона тундры. Причем на востоке площадь данной природной зоны сокращается до узкой полосы. Леса занимают боле половины площади равнины и представлены главным образом тайгой. Возрастание континентальности климата приводит к тому, что основными древесными породами являются: ель, сосна, лиственница, а в южных частях дуб, клен. Вдоль южных границ леса располагаются ареалы лесостепей»
1. Задание:
Прочитайте текст и определите ошибки в характеристиках и размещениях природных зон Русской равнины.
«Равнинный рельеф и резкое изменение климата привели к тому что, значительная часть Русской равнины это зона тундры. Причем на востоке площадь данной природной зоны сокращается до узкой полосы. Леса занимают боле половины площади равнины и представлены главным образом тайгой. Возрастание континентальности климата приводит к тому, что основными древесными породами являются: ель, сосна, лиственница, а в южных частях дуб, клен. Вдоль южных границ леса располагаются ареалы лесостепей»
Приложение 4
Тест
- «Озерным краем» называют:
А) Лесные мореные равнины
Б) Кольско - Карельскую тундрово-таежную территорию
В) Малоземельскую и Большеземельскую территорию
2. На территории тайги Русской равнины расположены леса:
А) елово–пихтовые Б) лиственничные В) еловые и сосновые
3. Почти вся Карелия лежит в пределах
А) Балтийского щита Б) Алданского щита В) Плато Путорана
4. В результате, каких процессов в Карелии появились «Бараньи лбы»
А) Водная эрозия Б) Складчатые движения земной коры
В) Движение ледников
5. « Край лесов, болот и сосен» это
А) Карелия Б) полесье В) Малоземельская морено- морская территория
Тест
- «Озерным краем» называют:
А) Лесные мореные равнины
Б) Кольско - Карельскую тундрово-таежную территорию
В) Малоземельскую и Большеземельскую территорию
2. На территории тайги Русской равнины расположены леса:
А) елово–пихтовые Б) лиственничные В) еловые и сосновые
3. Почти вся Карелия лежит в пределах
А) Балтийского щита Б) Алданского щита В) Плато Путорана
4. В результате, каких процессов в Карелии появились «Бараньи лбы»
А) Водная эрозия Б) Складчатые движения земной коры
В) Движение ледников
5. « Край лесов, болот и сосен» это
А) Карелия Б) полесье В) Малоземельская морено - морская территория
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каспийское море Величайшее бессточное озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой. В древности называлось Хвалынским , Хазарским.
Это озеро – самый крупный природный пресноводный водоем Европы. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. В нем около 660 островов, самый известный Валаам. У озера славная история: в годы ВОВ по его льду проходила Дорога жизни - единственная связь страны с осажденным Ленинградом.
Это озеро – самый крупный природный пресноводный водоем Европы. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. В нем около 660 островов, самый известный Валаам. У озера славная история: в годы ВОВ по его льду проходила Дорога жизни - единственная связь страны с осажденным Ленинградом. Ладожское озеро
Еще при Петре I проложили «Государеву дорогу» - от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает одна река Свирь. Иначе озеро называется Нево
Еще при Петре I проложили «Государеву дорогу» - от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает одна река Свирь. Иначе озеро называется Нево Онежское озеро
А это озеро исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения .
А это озеро исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения . Чудское озеро
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"
Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Методическая разработка урока математики с использованием ЭОР в 8 классе по теме:"Решение квадратных уравнений"
Урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление умения применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения....
Разработка урока "Эндоплазмотическая сеть.Рибосомы. Комплекс Гольджи" 9 класс
Разработка урока по теме одномембранные органоиды "Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи"...
Методическая разработка урока физической культуры «История комплекса ГТО»
Цели:сформировать представление учащихся об истории возникновения и сути комплекса ГТО;формировать положительную нравственную оценку здорового образа жизни, позитивное отношение к занятиям спортом...