Методическая разработка на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии"
методическая разработка по географии (8 класс)

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии  ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhgayushchaya_tehnologiya1.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

            «Истьинская средняя  школа» муниципального образования -

            Старожиловский муниципальный район Рязанской области

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии,  позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно - воспитательного процесса

(из личного опыта)

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получается, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны большая часть времени его пребывания в школе. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Но здоровьесберегающая технология, конечно,  не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Например, игровой. И всё – таки,  понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Из сказанного вытекают определённая цель -  подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Изучение географии и экономики, особенно в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, событий. Всё это требует постоянного напряжения внимания и памяти, может привести к переутомлению, усталости, снижению эффективности урока. Чтобы свести эти нежелательные моменты к минимуму – необходимо менять виды деятельности на уроке: слушать учителя, ученика, написать план ответа,  поработать с картой, рассмотреть картину, выполнить творческое задание, поработать в группе и т.д.

Поставленная перед учащимися проблема делает работу на уроке интересной, творческой, способствует возникновению положительных эмоций.

Модульная технология помогает рациональной организации учебной деятельности, каждый ученик выполняет тот уровень заданий, который сам себе выбирает, что так же снижает психологическое напряжение.

Психологический климат на уроке важен, поэтому необходимо стараться добиться эмоционального контакта с учащимися, взаимного уважения.

При переходе от одного смыслового этапа урока к другому, проводить динамические паузы. В старших классах учащимся требуется много времени тратить на поиск информации в библиотеке, сети Интернет, что отрицательно влияет на зрение. В связи с этим стараюсь проводить «зарядки для глаз», а также даю практические советы родителям по сохранению зрения у детей.

На своих уроках я уже традиционно провожу просветительскую работу в отношении здорового образа жизни, это – «Спорт и повседневная жизнь», «День Здоровья», «Я хочу быть счастливым!», «Дом моего здоровья» и т.д.

Слагаемыми здорового образа жизни, по мнению ученых, являются:

  • оптимальный двигательный режим;
  • тренировка иммунитета и закаливание;
  • оптимальное питание;
  • психофизиологическая регуляция;
  • рациональный режим  жизни и деятельности;
  • отсутствие вредных привычек;
  • высокая медицинская активность.

Необходимость серьезного занятия формированием культуры здоровья и здорового образа жизни в системе общего и среднего профессионального образования обусловлена рядом объективных причин:

  • фундамент здоровья человека закладывается в молодые годы, а следовательно, здоровые интересы, потребность в физическом совершенствовании, ценностное отношение к здоровью целесообразно формировать  и развивать в детском, подростковом и юношеском возрасте;
  • именно в этот период закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
  • период обучения – это наиболее сенситивный период в формировании базовых знаний об особенностях развития человеческого организма,  о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Одной из главных задач на пути создания здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса, в основе которого должны лежать такие принципы, как;

  • сотрудничество, взаимная поддержка и помощь;
  • системность взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • сопереживание и соучастие в разрешении проблемных ситуаций и познавательных задач; готовность оказания первой необходимой помощи при затруднениях;
  • вера в успех решения поставленных задач, преодоления трудностей.

Подводя итог, можно выделить основные направления программы здоровьесберегающей, здоровье развивающей среды образовательного учреждения.

  1. медицинские технологии и профилактическая работа.
  2. выявление групп риска, разработка программ работы с ними;
  3. соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
  4. планирование режима учебы и отдыха обучающихся с учетом их медицинских показателей;
  5. формирование навыков здорового образа жизни;
  6. физкультурно-оздоровительная работа;
  7. просветительская работа.

Литература:

1. Безух  К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011

2. Брагина С.А. Энциклопедия здоровья. - Волгоград: «Учитель», 2009

3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения. Методические рекомендации  //Под редакцией В. Д. Сонькина, М. М. Безруких. - М.: Триада - фарм, 2004

4. Методические     рекомендации:     Здоровьесберегающие     технологии     в общеобразовательной   школе:    методология   анализа,    формы,    методы,    опыт применения. Под редакцией М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. Москва, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Использование игровых форм работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и нав...

Методическая разработка на тему:" Использование информационно-коммуникативных технолгий на уроках русского языка и литературы"

Аннотация Настоящая разработка имеет коррекционно-развивающую, нравственно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. В настоящее время, когда перед школой стоит задача воспитания творче...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....

Методическая разработка на тему: "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры...